Валентина Савенко

Горячий снег

Горячий снег
Работа №3. Тема дуэли: Зомби
  • Победитель
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Текст:

У Сашки было очень простое, но до боли броское прозвище: Дрянь. Пацаны со двора дразнились, но без злобы, да они и не сами придумали - подхватили. И неудивительно, с такими скандалами, какие Сашкина мамка на людях устраивала, могли бы за словцо покрепче зацепиться. А "Дрянь" - самое частое.

Сашке, конечно же, было обидно. Даже не столько из-за самого прозвища, а оттого, что стало оно прямо-таки нарицательным. Может он и правда – Дрянь?

Зима выдалась холодной и безрадостной. Серые гущи смешанного с грязью снега хлюпали под ногами, проникая сквозь подошвы ботинок мёрзлой и мерзкой влагой. И только подальше от оживлённых улиц, на отшибе, не загромождённом высотками, снег мягко стелился по земле как пушистое покрывало. Но тут Сашка чувствовал себя ещё более неуютно.

Потирая ушибленные костяшки, Саша полез в глубокий сугроб, куда пацаны закинули его портфель.

- Да не там, подальше смотри! - кричал Сеня, самый наглый из них. К синяку, набухающему на щеке, он приложил снег. - Парни его туда бросили. Да нет же, правее!

- Помогли бы лучше, Сень! - обиженно бросил Сашка.

- А нечего кулаками размахивать!

- А нечего портфель у меня отбирать!

Колька и Гоша стояли рядом насупившись. Им тоже попало.

Тут Колька, ни на кого не взглянув, полез за Сашкой:

- Да вон же, не видишь, что ли? Снег рыхлый - он туда угодил, - широкими шагами Колька сам забрался в сугроб по колено.

И правда, скоро Коля выудил из рыхлого снега, едва различимого на пушистом белом полотне, сине-зелёный портфель.

- Спасибо, - сказал Сашка, пряча глаза, - и ты уж прости за... ну, это...

- Проехали, - ответил Колька и весёлым взглядом уставился на Сашу. Тот тоже улыбался.

На утоптанной тропинке вдруг возникла фигура. Она вынырнула из-за угла ближайшей хрущёвки с быстро направлялась к мальчишкам.

- Ах вы ж скотины! Что ж вы делаете! - причитала она.

- Тёть Тамар, мы ж так, в шутку, - сказал Сеня и тут же ощутил размашистый, совсем недетский удар по лицу.

- Закопаю, - завизжала тётя Тамара, и мальчишки бросились врассыпную. Все, кроме Сашки, который замер на месте и держал в опущенных руках свой портфель за лямку. Колька же улепётывал прям по сугробам.

- Мам, может не надо? - промямлил Сашка.

- Что не надо? Я тебе щас устрою, дрянь ты такая, будешь знать, как с этими уголовниками якшаться!..

*

Школьный дневник Сашки был весь измят, порван и неумело склеен скотчем.

- Ты до могилы меня доведёшь, - злобно вздохнула Тамара. Её пальцы с покрытыми ярко-красным лаком ногтями теребили измятую страницу дневника. Вот-вот снова дрогнут, срывая злость на школьных принадлежностях.

- Почему по математике неуд? - Тамара подняла на Сашку суровый взгляд.

Саша отвёл глаза и молчал. Всё равно, что бы он ни сказал, мать воспримет это как оправдание.

- Чего молчишь, дрянь? Даже арифметику не усвоишь! Неисправимый гадёныш!

Саша скрипел зубами, но не проронил ни слова. Хоть и рвалось из груди ответное: "Да в тебя я такой!" Но он сдерживался - так мать быстрее успокоится.

Страницы Сашкиного дневника захрустели под её пальцами. Ну вот, опять клеить...

- Устрою я тебе сладкую жизнь! - зашипела мать. Её тяжёлая рука резво опустилась на Сашкину голову, и он вместе со стулом улетел к стене.

- Душно, - вдруг сказала она, чуть успокоившись, - окно открою.

Холодный воздух мигом наполнил комнату.

- Ай! - вдруг воскликнула мать, - а чего это снег - горячий?

*

С пацанами они условились встретиться за небольшой пристройкой - посмолить сигарет после школы.

- Крепкая, скотина! - закашлялся Сеня, передавая окурок по кругу.

- Что это? - спросил Сашка, затянувшись.

- "Ява". Стянул у бати, последнюю из пачки. Как тебе?

- Гадость, - выдохнул Сашка и передал дальше - Кольке.

- Не боишься? - спросил Коля. - Что мамка твоя запалит и будет на весь двор тебя Дрянью называть.

- Так и так будет. Что бы я не сделал.

- Да нормальный ты парень, Саш, меньше думай об этом, и всё устаканится, - неожиданно подбодрил Сеня и по-дружески похлопал Сашке по плечу.

- Пацаны, шухер! - из-за угла выглянул Гоша с округлившимися от страха глазами.

Окурок тут же улетел в сугроб.

Один за другим мальчишки прильнули к пристройке, несмело выглядывая на утоптанную тропинку. Там, чуть шатаясь, волочилась укутанная в шубу фигура тёти Тамары. "Опять за стакан взялась!" - про себя воскликнул Сашка.

- Заметила, нет? - тревожно сказал Гоша.

- Если бы заметила, на всю улицу вой бы уже подняла, - ответил Сеня. - Саш, чего она у тебя такая бешеная?

Сашка пожал плечами и покраснел.

*

Домой Сашка вернулся затемно. Старался неслышно шерудить ключом в замке и осторожно отворил дверь. В прихожей не горел свет, но мальчишка сумел разглядеть мамины зимние ботинки, небрежно брошенные на пол. Дверь в родительскую комнату была закрыта.

Сашка юрко прошмыгнул к себе, включил настольную лампу и вывалил на стол содержимое портфеля: тетради, учебники, ручки. Если мамка вдруг заглянет, сделает вид, будто за домашку взялся. Тогда она точно не докопается.

Прошёл час, другой, а она так и не появлялась. Сашка со спокойной душой стал укладываться на боковую. И не страшно, что на пустой желудок - нервы дороже.

*

Наутро Сашка проспал. Странно: его никто не будил, не теребил, будто дома он и вовсе один остался.

Сашка осторожно, на цыпочках пробрался через коридор к родительской комнате и приоткрыл дверь. Сквозь щель он увидел трясущиеся мамкины плечи. "Точно запила!" - решил Сашка и резво вернулся к себе, чтобы по-быстрому собраться в школу и умотать. Пьяной матери ему лучше не попадаться на глаза - она и трезвая того...

*

- Ну и нахрена тебе домой? - справедливо заметил Сеня, поджигая очередную петарду.

- А вдруг в раковине захлебнётся или, чего доброго, голову обо что-нибудь разобьёт. Пьяная-то может, - сказал Сашка.

- Может, но я на твоём месте домой бы не торопился. Отстала от тебя, и ладно.

Бомбанула петарда звонко, разметав сугроб.

- Да и есть хочу. Со вчера ничего не ел.

- Давай я тебе что-нибудь вынесу. Бутерброд какой. Куда тебе сейчас-то спешить? Вон, и парни идут, что-нибудь вместе да сообразим, - Сеня помахал ребятам, появившимся со стороны города. Колька и Гоша шли не спеша, вразвалочку, словно недовольные: взрывать петарды начали без них.

- Говоришь так, будто я беспризорник какой, - обиделся Сашка и протянул руку, - ладно, бывай, вечером, может, ещё выйду.

*

Дома всё было так же, как и утром: закрытая родительская, разбросанные ботинки, которые Сашка не стал убирать. Заглянул на кухню - вчерашний суп на плите явно скис и уже начинал попахивать плесенью.

- Мам? - произнёс несмело Сашка.

Ответа не последовало.

Твёрдым шагом он направился в родительскую комнату, распахнул дверь и... обомлел.

Тамара стояла перед большим, почти в её рост, зеркалом и клоками выдирала из головы длинные каштановые волосы. Кровь обильно стекала по скулам и впитывалась в серую ночнушку. Когда дверь хлопнула об стенку, она обернулась. Красные обезумевшие глаза уставились на Сашку, а из исхудалого горла вырвалось:

- Ты! Дрянь! Дрянь! ДРЯНЬ!

Сашка тотчас бросился в свою комнату, захлопнул дверь и только тогда понял ошибку - надо было вовсе бежать из дома. Его комната не запиралась, а перегородить чем-нибудь он не додумался.

Сашка поспешил к окну и занялся щеколдами. Зачем, он сам себе в ту минуту бы не объяснил: прыгать с четвёртого этажа не собирался, тем более внизу опасно темнели острые ветки деревьев.

Позади послышалось шарканье. Тамара неспешно волочила ноги будто неживая, всё повторяя: "Дрянь..."

Окно поддалось и распахнулось. Где-то внизу раздался хлопок.

Слева, на углу дома пацаны зажигали очередную петарду.

- Парни! - заревел Сашка. - Быстрее сюда! Четвёртый подъезд... И снега, возьмите с собой побольше снега!..

Жилистая рука упала на его плечо, пальцы больно его сдавили.

Сашка зачерпнул снег с подоконника и бросил в лицо Тамаре. Чуть не оглох от того, как она завизжала.

Не теряя времени, Сашка бросился к входной двери, но та - закрыта на ключ. А ключ - где?! В штанах не нашёл, в куртке тоже. Стал судорожно вспоминать, куда бросил.

Тамара, шатаясь и не отнимая рук от лица, доковыляла до коридора. Сашка с неподдельным ужасом наблюдал за ней. И - вдруг! - озарение, вот же он, ключ, на тумбе!

Рывком подхватил ключ и трясущимися руками попытался попасть в замок. Наконец удалось, оборот...

Но что-то навалилось сверху, прижало к полу, начало душить. Сашка из последних сил толкнул дверь, а там... Пацаны!

Снег щедро посыпался на Сашкину спину, и он почувствовал, что может дышать! И тут же раздался нечеловеческий визг.

Сеня подал руку, помог подняться. Вчетвером стремглав помчались вниз по лестнице. И тут и там защёлкали двери соседей: один за другим жильцы выглядывали из квартир с озадаченным видом.

Но тут вой затих.

Сашка замер и внезапно ринулся обратно.

- Куда! - крикнул Колька.

- Там же мама моя, не понимаешь? Мама!

Поднявшись, Сашка несмело заглянул в квартиру. Иссушенное тело Тамары неподвижно лежало на полу. Будто истлело не от снега только что, а много лет назад.

Сашка держался как мог, да вот слёзы сами прыснули из глаз.

Позади пацаны молчали – понимали.

Конкурс завершен:
Да
+7
22:03
427
12:17 (отредактировано)
+2
Я так понимаю, зомби тут — аллегория того мрака и нелюбви, что в душах у некоторых. Запивающаяся мамаша, брошенный при живой матери пацан, любящий, вопреки всему. Тут тема поинтереснее раскрыта, чем в других работах.
Не ясно только, отчего такая реакция именно на снег, не нахожу символизма. Так что угодно могло быть — сахар, песок. Какое-то объяснение бы сюда.
19:17
+1
ГОЛОС сюда.
13:54
+2
Вот и я не понял про горячий снег. Не везде мне понравилось, как разговаривают герои — «опять за стакан взялась», например.
21:14 (отредактировано)
+2
Вот всё так хорошо шло, гладко и жутко по-хорошему. Пока не грянула развязка. Автор решил отделаться «иссушенным телом». Эээ. И про горячий снег надо побольше бы рассказать.
Здорово все-таки, хвалю. И зомби нормальный.

С чистой совестью ГОЛОСую сюда. Аркадий соседний тоже хорош, но тут лучше.
04:38
+2
ГОЛОС. После прочтения всех историй, после размышлений… Да, рассказ немного недодуман — особенно про горячий снег и внутренний механизм, который он представляет, но тем не менее это самая задевающая история.
09:49
+2
Не люблю, когда бьют детей. Жизнь сама человека отлупит. Люблю, когда бьют взрослых, которые бьют детей.
Видел я эту Тамару. Она сейчас в аду раскаленные сковородки лижет. Охлаждает языком по три штуки в час. И не ругается. Язык-то в волдырь превратился…
И мораль хороша: если сидеть долго на стакане, белочка перерастет в зомби.
Где там мои кладбищенские подснежники?
ДВА ПОДСНЕЖНИКА автору!
10:10
+1
ГОЛОС тут оставлю, хотя рассказ не нравится. Он сильно написан. Вызывает жалось и брезгливость брошенный худой мальчик, сирота при живой матери, вызывает отвращение и понимание его мать, несчастная брошенная мужем, давно плюнувшая на себя обречённая женщина, которая очень хорошо видит, что растёт из её несчастного сына — такая же дрянь, как его отец, сломавший ей жизнь. И оба они, словно зомби, живут с единственной мыслью, прожить этот день, чтобы он быстрее ушёл, без надежды на завтрашний день. И кровь их холодна, и снег вокруг горяч и не приносит облегчения пылающему мозгу, в котором только одна мысль, избавиться от того, что накипело в душе и скисло там, словно вчерашний суп на плите. А скисшей пены с каждым днём всё больше, больше. Тяжёлый рассказ, короче. Лучше б я про добрых зомбиков чего почитала. Страшно, страшно, стынет кровь, злобный зомбик съест твой мозг.
13:09 (отредактировано)
+1
Почему у Вас мальчик вызывает брезгливость? Это же просто несчастный ребёнок, пожалейте его sad
15:51
+1
к вопросу Naa_tata добавлю.
Откуда данные про отца?
Откуда мысль, что эта женщина когда-то была нормальной и сейчас «очень хорошо видит, что растёт из её сына»?
Почему зомби «оба они»? Мне, например, мальчишка нормальным показался.
Вот это Вы очень хорошо сказали «И кровь их холодна, и снег вокруг горяч и не приносит облегчения пылающему мозгу» я для себя такое объяснение горячего снега и возьму.
19:02
+2
Это только моё объяснение, почему «голос» оставлен этому рассказу. два рассказа из пяты вызвали улыбку, два не оставили следа в душе. А этот вызывает неоднозначные эмоции, по крайней мере. у одного читателя, у меня. У автора, наверняка, другое видение героя, антигероини и горячего снега.
19:05
+1
Жалость — да. Люблю рассказы Диккенса, где герои вызывают однозначное отношение. Но и Достоевского с его многогранными героями я люблю тоже. Цыганские дети у меня вызывают смешанное чувство, например. Зависть, они растут свободными и независимыми. Раздражение, зачем их мамаши привели их к церкви. Жалось, они и вправду голодны и им тяжело. И возмущение страной, которая не может хотя бы обо всех детях позаботиться. Это нормально. Нельзя относиться к живому человеку однозначно. И герой этого рассказа написан так удачно, что у меня вызвал неоднозначную реакцию.
13:17 (отредактировано)
+3
Рассказ о зомби, которые существуют на самом деле. Они живут среди нас, прикидываясь нормальными людьми. Родители-садисты. То и дело слышишь в криминальных сводках о забитых насмерть детях собственными родителями. Не важно, по какой причине они «дошли до жизни такой» — насилию, направленному на ребёнка, нет оправдания. Нет, я не ханжа, хороший шлепок любящей родительской руки ещё никому не повредил. Но в рассказе речь идёт о систематическом издевательстве, унижении, коверканье детской души. Это страшно.
Рассказ написан сильно. Но голос отдавать не хочу — рассказ безжалостный. Автор плюёт правдой в лицо читателю. wonderБеспросветный рассказ.
16:37
+1
Вот к этому рассказу вопросы уже по сути, а не по запятым))
Да, самые большие для меня вопросы- почему снег горячий, и как Сашка понял, что снег поможет отпугнуть зомби. И если ответ на второй вопрос вроде как объясняется намеком
Сашка поспешил к окну и занялся щеколдами. Зачем, он сам себе в ту минуту бы не объяснил: прыгать с четвёртого этажа не собирался...

мальчик действует по наитию или словно ведомый бОльшей силой — можно было бы это чуууть, хоть фразкой объяснить.
А вот про горячий снег я уже по версиям читателей понимала, Мария здорово это выразила
И кровь их холодна, и снег вокруг горяч и не приносит облегчения пылающему мозгу

(но верно ли, будем ждать уточнения автора!)
Эмоциональный отклик — да, сочувствие ГГ — да, ответное «так тебе и надо» матери- да. Внутреннее негодование «всё же можно было просто решить» и сочувствие несчастной женщине, скатившейся в дурное- всё это есть! И промысливание потом, почему она ТАК, что случилось — поиск не творческих, а психологических версий.
плюсую однозначно, про голос пока думаю)))
17:31
+2
и как Сашка понял, что снег поможет отпугнуть зомби.

Вот же
— Душно, — вдруг сказала она, чуть успокоившись, — окно открою.

Холодный воздух мигом наполнил комнату.

— Ай! — вдруг воскликнула мать, — а чего это снег — горячий?

18:08
+3
Блин, а ведь точно. Не сложила я этот момент. Хорошо, что Сашка сложил!
вот же чудеса восприятия, а…
Благодарю, что уточнили тем, кто Таньки)))
20:43
+1
Не увидел, кто-то уже написал, что «Горячий снег» это уже существующее название известного романа Ю.Бондарева?
10:32
+3
Вот, кстати. Думала, откуда такое название знакомое. Но Бондарева я не читала. А название показалось знакомым. Точно.
03:42
+2
В целом — вполне годный текст, не считая мелких странностей, о которых позже.
Идея тоже хороша. Альтернативные критерии зомбичества. Теперь я подозреваю, что многие мои знакомые — зомби. А бабки на лавочке — так все поголовно.
Интересно (но странно), что мать превратилась в реальную зомби как-то враз. До какого-то момента всё же нормальная ( в смысле, не зомби), и вдруг, волоса на себе рвёт. А вчера суп варила (не такая уж и плохая мать).
И вообще, не увидел я здесь такого уж отъявленного злодейства родительницы, за которое последовала расплата (если проводить аналогию со сказкой, где Иванушка превратился в медведя за плохое поведение). Но здесь и не про расплату. И не в один миг это произошло, судя по «истлело не от снега только что, а много лет назад» (тоже от снега?).
Короче, интересно!
Про косячки, о которых я говорил вначале.
Что-то звучит странно, на грани корявости. Волочащаяся и причитающая фигура, исхудалое горло, пальцы с ногтями, острые ветки — мне на самом деле довольно много не понравилось. Некоторые фразы целиком неловко сложены. Некоторые слова неудачно применены (много чего в рассказе делается «резво»). Иногда использованы глаголы несовершенного вида, когда как по логике должны быть совершенного. При этом грамотность на высоком уровне, за это несомненный плюс.
Несмотря на шероховатости, рассказ годный. А, я об этом уже в самом начале сказал.
05:21
+2
простое, но до боли броское прозвище: Дрянь.

А что броского-то в этом прозвище? Тем более до боли.
Мрак какой-то. Не люблю таких теток, прям пристукнула бы. Несколько раз упоминается «родительская комната». А где папа? Хотя, какой нормальный папа удержится рядом с такой мамой.
Я в природе «зомби» мало разбираюсь. На них горячее плохо действует? Почему тогда, например, не окатить горячей водой? Или нужен именно горячий снег? А с чего вдруг снего погорячел? Вопросов много у меня. Но написано достаточно убедительно
20:55
+2
ГОЛОС этому рассказу. Что-то цепляет, что-то непонятно.
Но мне онт показался лучшим в этой дуэли.
06:38
Есть попытка в живость, но все равно однобоко. Поверхностно. Нет, я не прошу писать слезодавилку, лишь какого-то психологического погружения, анализа ситуации. Ну и по сюжету — это скорее расстановка героев для истории, чем она сама. А причины? почему горячий снег? Почему такие отношения.
09:37
+2
Большущее спасибо за признание рассказу и голоса!) Я постараюсь дать ответы на все возникшие вопросы.
Прежде отмечу — рассказ едва вписался в лимит, и что-то само собой пришлось выбрасывать. Это коснулось и того, почему Тамара так относилась к сыну (тут легко было сфальшивить, так что от этого объяснения я легко отказался), и того, как она так резко стала зомби, и куда делся отец и главного — почему снег горячий. Я допустил широкую интерпретацию, и мне очень понравилось, как её объяснила Мария Папкова: "И кровь их холодна, и снег вокруг горяч и не приносит облегчения пылающему мозгу — это очень круто! (Без шуток!)
Но лично мне горячий снег нужен был как техническая часть, отразить всю мистическую глубину трансформации Тамары. Что-то простое, бытовое, но соответствующее антуражу. Снег, как мне показалось, прекрасно подходит по нескольким причинам: он — и символ свободы, независимости Сашки от матери, и стихия — естественная, отрезвляющая и одновременно противопоставляющаяся Тамариным темным изменениям, и, наконец, — это пацаны, принявшие Сашку, но отторгнувшие его неприятное прошлое и положение. Аллюзорно тут как бы нежелание матери отпускать сына, на котором срывала злость от своей неудавшийся жизни, и в то же время готовность Сашки к самостоятельной жизни. Потому раскрытое окно для Сашки — глоток свежего воздуха, а для Тамары — обжигающие изменения, которые она никогда не примет.
Надеюсь, не слишком вышло запутанно unknown
Империум