Ольга Силаева №1

ЛИТЕХ - Обсуждения

Сюжетостроение №1: блоки и финал

Допустим, что сюжеты это конструкции, состоящие из набора логически структурированных блоков-«кубиков», как в детских конструкторах.
Предположим, что сюжет создается разностью блоков. Например, блок «А» написан не на ту тему, что блоки под другими буквами. Блоки под одной буквой — на одну тему.

Развитие сюжета блоками многообразно. Наиболее простые формы:
а) паровозик (блоки АБВГД… идут подряд, не повторяясь, как, например, в летописях),
б) зебра (блоки чередуются АБАБАБ, как часто у Тургенева)
в) обрамляющий (АБА, это одна из форм рассказа с рассказчиком)
г) комбинированный (АБВБВА, измененный пример обрамляющего сюжета)

Задание для желающих: построить осмысленный сюжет на 3-6 блоков. Допустим, каждый блок равен 1 предложению. Если у вас еще нет сюжета к БКС-13, заодно можно потренироваться по схемам.
Начнем с первой фразы блока «А»: «Стоит необычайно жаркий день».
То есть, первая фраза — о погоде. Значит, блоки под буквой А — о погоде. Дальше — о чем хотите, но блоки под одной буквой — на одну тему.

Финал можно построить несколькими путями. Один из самых удобных финалов — тема, обобщающая темы блоков. Давайте этот финал и используем.

Свои блоки пишем в ответах к сообщению. Через неделю разберем, что получилось.
Я тоже участвую.
ананас аборигена
0
12:01 2993 41


← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 1-15 из 41
Примерно можно так.

Сказка.
А. Стоит необычайно жаркий день.
Б. В тени дома один человек изготавливает летучих рыб.
А. От жары тает асфальт и сворачиваются листья деревьев.
Б. Другой человек, укрывшись под деревом, мастерит нечто с крыльями.
А. Метеорологи обещают сильную жару на все лето.
Б. Семья из дома напротив делает и открывает фонтан для детей.
Финал. Когда жара спадает, мастера собираются вместе у фонтана. Каждый придумал свой выход (искусственные летучие рыбы, птицы, летающие кроны деревьев для создания тени).

Глупая история (анекдот).
А. Стоит необычайно жаркий день.
Б. Над кварталом зависает инопланетный летающий аппарат.
А. Страдающие от жары бродячие животные и птицы собираются в тень летающего аппарата.
Б. Инопланетяне просят продать им квасу (как крутой энергетик). В этом районе сто лет назад был вкусный квас.
А. Оказалось, от жары нарушилась тенология и квас давно уже не получается.
Б. Инопланетяне настраивают погоду и улетают. Обещают вернуться через сто лет (им это пустяк).
Финал. Вот уже сто лет, как погода идеальна. Люди делают квас и ждут инопланетян.

Романтическая история (версия «Человека-амфибии»? или эпизода из «Путводителя по галактике»?).
А. Стоит необычайно жаркий день.
Б. В приморском кафе встречаются двое, интересуются друг другом.
А. Море манит прохладой.
Б. Один (или одна) спрашивает, не хочет ли второй (вторая) посмотреть море из окон глубоководного аппарата.
А. Солнце садится в море.
Б. Считая преложение обманом и хвастовством, второй (вторая) уходит.
Финал. Оставшийся (-шаяся) с сожалением вызывает из глубины аппарат и уплывает в подсвеченное закатным солнцем море (финал, увы, получился пошловат).
У меня чего-то такое получилось — климатическо-патриотическая сага:
А. Стоит необычайно жаркий день
Б. Пенсионер наконец находит в продаже рассаду авокадо, манго и семена бананового дерева.
В. Учённый, сопоставив данные по среднегодовой температуре и урожаю тропических культур, прогнозирует очередной экономический кризис в странах третьего мира.
А. Аномальная жара вызывает рост сердечно-сосудистых заболеваний и вероятность рака кожи на черноморских и средиземноморских курортах.
Б. Сын пенсионера отказывается помогать на даче, собираясь в путешествие с семьёй в Скандинавию.
В. Учёный и пенсионер — старые друзья. Он предупреждает об опасности роста экстремистских настроений мигрантов в Европе.
А. Из-за невыносимой жары курорты закрываются, турбизнес терпит убытки, усиливается исламский фундаментализм.
Б. Пенсионер убеждает сына об опасности терактов в Скандинавии. Семья остаётся на лето на даче. Ростки превосходно приживаются. Сын подумывает о бизнесе…
Финал: инопланетянин в песках откапывает лохмотья книги. На обложке название: «русская кухня, часть 18: блюда из ананасов»
#572 Pashket 4 месяца назад Ответить
Провокационно-гротескное.
А.«Стоял» необычно жаркий день.
Б. ИзаЩёчкина, по прозвищу — Мокрая сосала карамельку и завлекающе чмокала губами.
Б. ГоловачЛена, по прозвищу — Чпок курила сигару, тыкала пальцем в идеальные кольца и глупо хихикала.
Б. АвдутьяДыркина, по прозвищу — Лоханка жаловалась на приверед кавалеров.
В. Пузатый продавец вантузов понял, что, как бы, не угадал с адресом и погодой.
А. Лучше всего у него шёл бизнес в чавкающем ноябре, и его глагол по жизни звучал во времени — «лежал».
В. Тем не менее, он реализовал три вантуза. Продавец всё-таки был циник, профессионал и большой выдумщик.
#573 Grold 4 месяца назад Ответить
Я сильно извиняюсь.
Просто зацепилась взглядом за пример Сказки и Остапа понесло.

А – погода
Б – действия персонажей

А.От жары плыл асфальт и деревья обещали свернуть голову тому, кто ломает ветки, вместо того чтоб купить веер.
Б.В тени дома один человек потрошил летучих рыб.
Б.Другой человек, укрывшись под деревом, потрошил нечто с крыльями.
АБ.Несмотря на то, что метеорологи обещали сильную жару на все лето, семья из дома напротив продолжала делать детей.
Б.К вечеру все собрались у фонтана. Один демонстрирует бечёвку с сушёной рыбой, второй копчёного бекаса. Семье из дома напротив демонстрировать пока нечего.
А.Стоял необычайно жаркий день…
#574 Весёлая 4 месяца назад Ответить
Для Веселая.
По факту, блоком обозначается одна из сюжетных линий. Поскольку первый блок сюжета о погоде, то линия погодных, климатических условий должна как-то сказываться в дальнейшем и играть в сюжете роль. Так же очевидно, что линии в сюжете должны быть как-то связаны, отражать друг друга, взаимодействовать.
Первый блок А состоит из двух потенциальных сюжетных линий — «погода» и «деревья». Также, как и блок АБ состоит из линий «деревья» и «люди». Блоки Б не связаны с погодой. Смысловая связь есть только в линии Б. Линии А и Б между собой не связаны.
Это только мое наблюдение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Для Grold.
По факту, блоком обозначается одна из сюжетных линий. Поскольку первый блок сюжета о погоде, то линия погодных, климатических условий должна как-то сказываться в дальнейшем и играть в сюжете роль. Так же очевидно, что линии в сюжете должны быть как-то связаны, отражать друг друга, взаимодействовать.
Первый блок А (погода) и второй блок, обозначенный вами как А не принадлежат к одной сюжетной линии. Второй блок А относится к линии «продавец вантузов», поскольку речь в блоке идет о действиях продавца.
Блоки Б никак не связаны с линией погоды. Связь блоков А (погода) и В (продавец вантузов) является ассоциативной (стоял/лежал) и накак, на мой взгляд, не подкреплена сюжетным действием. Связь линии В (продавец) с линией Б (покупатели) в сюжете не раскрыта.
Это только мое наблюдение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Это я так топорно, с наскоку, попытался показать преимущества «вагончика».
Причём выхлоп ничтожен по сравнению с причиной, по которой он появился.
Слушаю я Терион. А она голосит. Готика, академично, все дела. И так старается, выдувает из себя, выводит рулады. Тут мне — бац! выдувает, дует, авдутья…
Всё, и попёрло.
По-ходу, это хулиганство. Да и про погоду неинтересно.
#577 Grold 4 месяца назад Ответить
Для Pashket
По факту, блоком обозначается одна из сюжетных линий. Поскольку первый блок сюжета о погоде, то линия погодных, климатических условий должна как-то сказываться в дальнейшем и играть в сюжете роль. Так же очевидно, что линии в сюжете должны быть как-то связаны, отражать друг друга, взаимодействовать.
В вашем сюжете линии АБ (жара — тропические растения) и АВ (жара — экономика) логически связаны через погодные условия. А вот линии БВ (пенсионер — ученый) — мне кажутся не связанными. Указание на дружбу пенсионера и ученого выглядит сугубо внешним, не поддержанным никаким сюжетным действием. Можно еще добавить, что линия В мало влияет на общий ход сюжета.
Мне представляется, что линия В может быть удалена без потери логики сюжета, более того, с утратой линии В сюжет приобретет большую связность, станет динамичнее.
Это только мое наблюдение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Щас я соберусь в кучку и тоже первый этап одолею. ))
#579 marrtin 4 месяца назад Ответить
Цитата: ананас аборигена
Для Pashket
По факту, блоком обозначается одна из сюжетных линий. Поскольку первый блок сюжета о погоде, то линия погодных, климатических условий должна как-то сказываться в дальнейшем и играть в сюжете роль. Так же очевидно, что линии в сюжете должны быть как-то связаны, отражать друг друга, взаимодействовать.
В вашем сюжете линии АБ (жара — тропические растения) и АВ (жара — экономика) логически связаны через погодные условия. А вот линии БВ (пенсионер — ученый) — мне кажутся не связанными. Указание на дружбу пенсионера и ученого выглядит сугубо внешним, не поддержанным никаким сюжетным действием. Можно еще добавить, что линия В мало влияет на общий ход сюжета.
Мне представляется, что линия В может быть удалена без потери логики сюжета, более того, с утратой линии В сюжет приобретет большую связность, станет динамичнее.
Это только мое наблюдение. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***

Спасибо! Наверное, да — учёного можно убрать. Но меня в процессе фантазирования интересовало вообще другое — можно ли изменения климата превратить во что-то захватывающе-интригующее. Ведь речь идёт по сути про глобальное потепление, верно? И ничего кроме смены экономическо-хозяйственной жизни и геополитических последствий в голову не приходит. А это похоже на эти растянутые романы, где смена поколений, образа жизни в духе Т. Манна (Буденброкки), Унесенные ветром и Тихого дона. Только там войны, режимы и пр. А тут среднегодовая температура. Поэтому напрашивается фигура какого-то прогнозиста. Он просчитывает последствия и влияет на судьбу близких. Как-то так…
#580 Pashket 4 месяца назад Ответить
Для Pashket:
меня в процессе фантазирования интересовало вообще другое — можно ли изменения климата превратить во что-то захватывающе-интригующее.

Думаю, так можно. Это интересная задача. Попробуйте сделать это на следующем этапе.
Цитата: marrtin
Щас я соберусь в кучку и тоже первый этап одолею. ))

Конечно, присоединяйтесь!
Надеюсь еще не поздно

1. Комбинированный (АБВБВА)
Трагедия в степи
(А) Стоит необычайно жаркий день.
(Б) Двое путников бредут по бескрайней полуголой степи, медленно переставляя ноги.
(В) Опустевшие кожаные бурдюки понуро висят на спинах и поясах.
(Б) Один из людей обессиленно падает на землю, а затем просит первого убить его, и тот молча кивает.
(В) Нож, в дрогнувшей руке, мелькает солнечным светом и вонзается в сердце лежащего человека.
(А) Стоит необычайно жаркий день над унылой степью.

Финал: путник, оставшийся в живых, идет дальше и за следующим холмом находит озеро с пресной водой.

2. Зебра (блоки чередуются АБАБАБ)
Ля, как у марвел)
(А) Стоит необычайно жаркий день.
(Б) Маленький мальчик сидит на пустынном берегу моря.
(А) Ветер дует с моря.
(Б) Прямо к ногам мальчика волны выносят запечатанную бутылку.
(А) Где-то в морской дали собирается большая туча, моргающая отсветами молний.
(Б) Мальчик открывает бутылку.
(А) Свет солнца меркнет, раскаты грома шумят над морем.
(Б) Мальчик наполняется невероятной мощью и силой, проникшей в него из бутылки))
(А) В сгустившейся темноте сверкают вспышки молний.
(Б) Мальчик обретший силу над природой, взмахивает рукой.
(А) Вслед за рукой уносятся тучи, отходит тьма и солнце бьет над берегом.
(Б) Мальчик в неясном для него порыве топает ногой.
(А) Волны моря расступаются перед ним, и разряды молний пробивают дыру в обнаженном морском дне.
(Б) Мальчик перемещается к дыре и, наполненной невероятной силой, спрыгивает вниз к центру земли.
(А) Дыра смыкается и морские волны бушующим штормом скрывают по собой дно.
(Б) Мальчик летит в разворачивающуюся и сразу схлопывающуюся за ним дыру, а затем становится энергетическим взрывом, разогревая остывающее ядро планеты.
(А) По всей земле проходят серии цунами.

Финал: ядро Земли вновь разогрето, планета спасена, правда ценой жутких катаклизмов.
#583 Nommy 4 месяца назад Ответить
Для Nommy

Трагедия в степи: Финал у вас не обобщает сюжет, а задает новую тему. Обобщением было бы «жарко + смерть». Например: палящее солнце бесстрастно наблюдает, как умирают от жары люди и животные (простите за пафос, это только пример).

типа-Марвел: весьма интересное развитие, но «остывающее ядро планеты» возникает перед самым финалом и накак не связано с развитием (имеющиеся в наличии темы: жара, мальчик, чудесная бутылка). Если как-то вывести «остывающее ядро» в сюжетную линию, то вопрос снимается и все получается логично. Соответственно, финал станет логичным, если «остывающее ядро планеты» будет одной из сюжетных линий. Не знаю, правда, как связать это с жарой. Либо, можно избавиться от «остывающего ядра» и тогда пусть супермальчик как-то взаимодействует с погодой (настраивает как-то, что ли).
Это только мое наблюдение, не совет. Возможно, ваше мнение будет иным.
***Будет второй этап практикума. Следите за обновлениями в группе.***
Большое спасибо! за такой точный разбор потоков сознания))
Все по теме
Посижу-обдумаю и пойду во второй этап
#585 Nommy 4 месяца назад Ответить
← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 1-15 из 41

Отвечать в обсуждении могут только участники группы
Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых записях.
Светлана Ледовская №2