Валентина Савенко №1

Как корабль назовешь. Или "первая страница" с Д. Русом

Как корабль назовешь. Или "первая страница" с Д. Русом

17 февраля сообщество Настоящий писатель организовало практикум "Первая страница с Дмитрием Русом.

Взвесив все "за" и "против", (где отрицательным аргументом стало то, что другой писатель не может быть достаточно объективным, а положительным - даже самая грубая критика полезна), я скрепя сердце и скрипя зубами отправилась на практикум. Но будем честны, меня попросту туда выпнули.


(сейчас чуть демагогии об эмоциях, а потом будет полезная инфа)

Народу было немерено, но до конца досидели лишь самые стойкие и любознательные. Тема практикума была чуть изменена, сама "первая страница" отодвинута. Хотелось бы отдельно отметить, что это произошло после опроса всех присутсвующих. Потому, натыкаясь на негативную оценку смене темы, я неприятно удивляюсь.

Чуть поясню: Дмитрий Рус, перед тем, как перейти к индивидуальной (!) работе с каждым, устроил опрос. Все согласились с тем, что информация полезна и ничего страшного не произойдет, если "первая страничка" будет отложена на час-другой. Однако я уже дважды читала комментарии/блоги, где участники выразили свое недовольство. Грустно, господа.

Во-вторых, как я уже отметила, Дмитрий уделил время каждому пришедшему по, я считаю, важным вопросам: а почему вы пишете, а какой жанр, псевдоним и тд. Думаю, что подобное внимание должно быть полезно любому начинающему автору. А особенно, если в такой беседе "начинашки" получают ответы на животрепещущим вопросы...

В-третьих, Рус сразу же отметил несколько вещей:

  • цели у каждого автора свои
  • он не претендует на истину в последней инстанции и наше дело, как воспринимать его слова
  • показатель успешного автора -- цифры тиража
(Могла что-то забыть)


(теперь можно перейти к полезной информации. Но великая просьба: помнить о пункте 2 в "в-третьих")

Итак, о важности первой страницы я уже говорила в прошлом блоге, тут хотелось бы чуть сузить рамки и отметить важность первого абзаца. Лично по моему мнению (а с Дмитрием Русом в этом вопросе мы сходимся), вполне можно начать с какого-нибудь экшена: диалога, взрыва, "бумка" и тд. В таком случае внимание читателя практически сразу приковывается к повествованию. В остальном первая страница должна быть рассчитана на ЦА, потому каждый начинающий писатель должен уметь найти ответ на вопрос: "Какой он, мой читатель". Все дальнейшие рассуждения были скорее о тексте в целом, нежели чем о первой странице в частности, потому приведу в форме непоследовательных тезисов:

  • Очень важен псевдоним автора. Дмитрий заметил: "Как корабль назовешь, так он и поплывет", следовательно псевдоним у автора должен быть ярким, запоминающимся и не вызывающим ненужные ассоциации. Хорошо искать ассоциации в жанрах, в которых вы планируете работать. Если пишете на постапокалиптическую тематику, то возьмите какую-нибудь популярную игру/книгу/фильм и поищите какую-нибудь деталь, которая будет вызывать ассоциативную реакцию у ЦА. Также, можно просто взять какую-нибудь яркую, пусть нагловатую "фамилию", вдохновившись примером той же Звездной.
  • Вы можете писать плохо, можете хорошо, но максимальное кол-во читателей вы привлечете лишь правильно себя преподав. Если вы работаете с тем жанром, основной целевой аудиторией которого являются мужчины, то лучше взять мужской псевдоним, также и с женщинами. Даже в эпоху "гендерного устаканивания" читатель-мужчина скорее обратит внимание на писателя-мужчину, но ехидно ухмыльнется пройдя мимо произведения автора-женщины. Даже несмотря на то, что книга может быть хоть 10 раз гениальной.
  • Читателю очень важно сопереживать герою. Если он будет дебоширом, пьяницей, инвалидом, а еще и котяткоубивателем, то сопереживания не получится и читатель, будто оплеванный, отложит книгу в сторону. Но тут, сугубо имхо, опять же зависит от целевой аудитории.
  • С позиции читателя, Рус заметил, что ему больше импонируют книги с одним главным героем, что тесно связано с предыдущим пунктом. Если мы будем переживать сразу нескольким персонажам, то выходит некое распыление, сложно найти "любимчка". Однако, если глазами второстепенного героя показать какие-то действия основного (подвиг, к примеру), то это может заинтересовать.
  • Если в тексте, особенно на первой странице, много незнакомых слов, то это однозначно минус. Рекомендация: не больше двух на страницу и то, если это имеет большой вес.
  • Пасхалки и отсылки. Если закладывать какие-то интересные отсылки к другим нашумевшим произведениям, то это тоже может поработать на взаимосвязь читателя-писателя. К примеру, после написания книги вы можете устроить опрос-игру, заявив, что в вашем романе спрятано n-ное количество пасхалок. Также вы можете сделать "лит реверанс" коллеге, отсылая к его творению. Или подготовить почву к своему будущему произведению, указав его название (/введя героев) в текущем(/ее).
  • Оставляйте чуть расплывчатый образ. К примеру, вы сперва заявили, что "девушка была неописуемой красоты", чуть позже указали "рыжие волосы", а еще ниже "высокий рост". Однако у читателя, считающего, что "девушка неописуемой красоты" - низкая полная блондинка это может вызвать диссонанс в восприятии.
  • В названии всегда можно "примазаться" к чужой славе. Либо поработать на ассоциациях, пример: "О чем говорят женщины" - отсылка к "О чем говорят мужчины". Либо собирательное название, которое в части напоминает название к нашумевшему произведению. К примеру, "50 оттенков голодных игр в сумерках".
  • Мнение мэтра. Если вы заручитесь поддержкой/мнением "гуру жанра", то это может сыграть на руку. А если он еще и напишет отзыв на обратной стороне обложки, то, считайте, вы победитель. Не бойтесь писать им в сетях, не бойтесь напрашиваться на прочтение. Хотя, не спорю, в большинстве случаев вас просто развернут, если вообще ответят.
  • Если вы придете с 2мя романами из одной серии, вашей, то шанс на публикацию повысится ровно в два раза.
  • Каждого героя надо пропустить через себя, дабы понять мышление, психологию и эмоции.
  • Большую роль играет обложка. Тут просто необходимо учитывать интерес ЦА. Если у вас триллер, а на обложке будет изображена девочка-ангелочек в розовом платьишке и с мягкой игрушкой, то вряд ли это привлечет "нужного" читателя.
  • На один абзац лучше писать по 4-5 предложений, которые вытекают в 7-8 строк. Так читателю проще сконцентрировать внимание. Если не получается по правилам русского языка, то можно попробовать разделить искусственно.
  • Повторы - бич многих авторов, не только начинающих. Дмитрий Рус говорил о том, что в одном абзаце не допускается тавтологий и повторов какого-то слова. Если, разумеется, это не специальный прием.
  • Не злоупотребляйте прилагательными.

Я старательно пыталась записать наиболее интересные для меня пункты даже если это говорилось другому автору, но могла что-то упустить,пропустить. Многие пункты могут вызвать несогласие, но именно поэтому Дмитрий в самом начале заметил, что это сугубо его мнение, основывающееся на опыте.

Лично я услышала много полезного, за что и хочу сказать спасибо организаторам, Дмитрию, его спутнице и всем присутсвующим авторам. Лично для меня вечер прошел под тегом "не бывает плохой книги, бывают книги непонятые, не нашедшие читателя". ЦА крайне важна, но не менее важна фантазия и умение автора интересно изложить свою идею. Для всего остального есть корректоры :))

+2
05:09
1005
Гость
11:12
Что такое «пасхалка»?
14:35
+2
какая-нибудь скрытая (неявная) отсылка к другому известному произведению в этом жанре, либо к другой серии этого автора, либо просто к чему-нибудь из той же информационной плоскости. В Симпсонах, например, полно отсылок к культурным событиям, известным кадрам и прочему. В процессе нахождения обычно испытываешь такой мини интеллектуальный оргазм.
14:36
Отличный блог, очень информативно! Спасибо, что не поленилась так подробно расписать :)
13:59
Не так плохо, по крайней мере, писатель рассказал, как стать «Дмитрием Русом»(это объясняет, почему было обязательно брать псевдоним при регистрации, возможно, нас уже готовили «под Руса»). Я с ним в этом согласиться не могу: несмотря на то, что фамилия писателя должна «звучать», псевдоним считаю признаком дурного тона, попыткой по-быстрому запугать читателя. Не удивлюсь, если «Рус» пишет фантастические боевики(или фэнтези-боевики) для «широкого круга», то есть такие, которые «попроще». В остальном его советы вполне дельные, только ни один из них я бы не назвал неизвестным тем, кто в состоянии написать что-то, достойное чтения, и уж я точно — это моё личное мнение — не стал бы искать протекции «Руса» как именитого писателя, чтобы его имя значилось на обложке книги, написанной мной. Это не личное, это отторжение псевдонима и предполагаемой литературной «ниши».
Буду с нетерпением ждать следующих блогов! Я, лично, за то, чтобы присвоить «Дмитрию Русу» почётный титул «Мастодонта». Кто «за»?
То есть подпись автора этого комментария записана в его паспорте? Или под псевдонимом он понимает нечто совершенно другое?
Загрузка...
Михаил Кузнецов