О поэзии
Думал я думал и решился-таки поговорить о таком весьма серьезном и глубоком понятии, как "поэзия". Прекрасно осознаю, что у каждого наверняка свое мнение на этот счет, но я не просто готов - я очень даже рассчитываю на жаркие споры по этому поводу. В любом случае, в блоге приводятся только мои сугубо личные аксиомы.
Итак, что же является поэзией, а что нет?
Изначально, классической формой поэзии абсолютно справедливо считается произведение с четким ритмом, размером и безукоризненным набором рифм. Поэт при этом наполняет его яркими образами, настроением, темой-идеей и прочими атрибутами любого произведения искусства. По праву, мы восхваляем Пушкина - наше все, золото русской поэзии, Лермонтова - отца одиночества, одного из самых депрессивных творцов на нашем поприще, короля существительных мгновений Фета и многих-многих других замечательных классиков.
Революция грянула совершенно внезапно, и я сейчас не о дедушке Ленине, а о "революции рифмы". Как гром среди ясного неба (точнее и не скажешь) грянул футуризм. Маяковский ворвался на поэтическую сцену и стал громогласно и невпопад рубить рваные строки к священному ужасу одних и восхищению других.
Трудно не вспомнить знаменитую дискуссию (в разгорании которой неожиданно для самого себя поучаствовал ваш покорный слуга), переросшую позже в дуэль. Не помню, к чему все пришло, но спор на тему "Маяковский - велик или прекрасен хорошо или плохо?" останется в памяти его участников надолго.
Так или иначе, вклад Маяковского в поэзию трудно отрицать. Он показал всеми доступными способами, что можно не соблюдать размер, гонять рифму по всему стиху, да и вообще прыгать по строчкам ("ave лесенка") и остаться поэтом. Не все это приняли, но писать стали гораздо смелее, например, знаменитая и замечательная поэма Блока "12" не блещет идеальной формой.
Тем не менее, классику не закопать, "старая школа" все еще сильна, и ее последователей - несомненное большинство. Но есть творцы разной степени мастерства, которые осторожно, но настойчиво стараются раздвигать жесткие рамки.
Я с большим удовольствием и без ложной скромности причисляю себя к этим индивидам. Поэзия - в первую очередь литература, а не математика, и прогибаться под цифры в ущерб образности - ну уж нет, спасибо. На дворе 21 век, средний уровень интеллекта и творческого таланта ниже, чем во времена классиков. Не так много осталось умельцев, способных свести с ума читателя красотой и изяществом формы, не уступив и в содержании. А жесткие рамки "старой школы" начинающим поэтам скорее мешают, чем помогают.
Я ставил, ставлю и буду ставить на первое место образ и идею. Если правило соблюдать размер не мешает мне в реализации, я не стану забивать на него, никакого выпендрежа ради самого выпендрежа. Но если нужные мне слова просто не вписываются в заданный мной же ранее ритм, не буду пытаться впихнуть невпихуемое и поварьирую скорее форму, чем содержание.
Разумеется, это тоже надо делать с умом, между красивым уходом от шаблонов и просто нечитаемой безвкусицей - грань тонкая. Но как говорил дедушка-Ленин - "Учиться, учиться и учиться!" К тому же, народ таким подходом не особо искушен, ко всему надо привыкнуть.
И вот теперь вопрос: готовы ли Вы принять такой подход или "старая школа" - наше все?
Разумеется я ни словом не упомянул верлибры, белый стих, стих в прозе и прочее, но как мне кажется, это уже немного другая тема.
Но сама стараюсь в математику, да)
Осторожнее здесь. Очень-очень осторожнее. Это о****но тонкий лед. Ваше утверждение будет работать только для конкретных языков и конкретного определения классики. Русская поэзия конца XVIII — начала XX века. Другие языки вообще не трогаем.
Потому что классика — это античная греческая поэзия. Там мертика и силлабо-метрика. Короче, не все так однозначно. И ничего справедливого в этом нет.
На дворе 21 век, средний уровень интеллекта и творческого таланта ниже, чем во времена классиков.
Вот здесь еще осторожнее! На такие утверждения я агрюсь сильнее, чем на сбои в поэзии. Пруфы, Билли!
А отвечать в целом на блог я не буду. Это получится не комментарий. Это получится отдельный блог. Не сейчас.
По поводу второго пункта — согласен, утверждение спорное. Но опять же, это мой взляд на вещи, ни на какую статистическую достоверность не претендую, боже упаси. Скажем так — искусство вместе с творцами невероятно преобразилось, с этим же вы не станете спорить?)
А вообще, целью блога как раз и было поделившись своими взглядами сподвигнуть народ к выражению их мнения. Мне действительно интересно, что по этому поводу думают другие.
В любом случае, извините, если какие-то мысли оскорбили ваши убеждения. Оскорбить никого не хотел.
Скажем так — искусство вместе с творцами невероятно преобразилось
Искусство всегда преображается. Искусство обязано преображаться, иначе оно исчезнет.
По поводу мнения. Если предельно коротко:
Я сторонник той поэзии, которую сейчас принято называть современной, но пока не выработал критериев ее оценки. Там нужна теоретическая база. У меня ее пока нет. Не уверен, что она есть у кого-то, но на работы по этой теме глянул бы…
… Хотя, кажется, я только что кое-что понял. Спасибо, что навели на мысль!
В Древнем Египте нашли папирус, автор которого сетовал на бунтующую молодёжь, которая не слушает учителей и занимается каким-то идиотским искусством. То ли дело старые добрые портреты в профиль…
А голос с небес говорит:
Старый пруд
Прыгнула в воду лягушка
Всплеск на воде
ФранцНарратор говорил не о качестве поэзии, а о ее типах, формах, ну и так далее. Так что замечание про папирус явно не в тему.То же самое, на мой взгляд, можно сказать и о прозе. Поэтому вряд ли это свидетельствует о необходимости расширения рамок поэзии
Лично для меня, поэзия — это текст с определенной мелодией, если можно так выразиться. Поэтому возникновение новых музыкальных стилей/жанров/трендов вполне себе ассоциируется в вариабельностью в поэзии.
Для меня главное, чтобы содержание не диссонировало с ритмом/мелодией. Ну и чтобы мелодия нравилась, куда без личного восприятия
Но в целом, да. Я примерно это и пыталась сказать, что вариации могут быть далеко от классических.
А это зависит от угла зрения) Надо покопаться.
Или ты про копЬя, на которые я по ходу напрашиваюсь?)
А вообще, на вкус и цвет, сами знаете что))). Я стараюсь писать так, чтоб мне самой нравилось написанное и хотелось перечитать — это мой личный критерий для «бумагомарательства» ;)) Потому что того же Пушкина я перечитываю, а с Бродским, например, у меня лично не срослось именно больше из-за формы
Ладно, ну их, таких чтецов ;))))
Творчество и мастерство, знаете ли, не всегда идут нога в ногу.
Я не считаю, что поэзия = математика. Это далеко не так. Но и чистая экспрессия, сравнимая со слоном, рисующим картины хаотичными взмахами испачканного в краске хобота, мне тоже, чаще, не близка. Я за то, чтобы логика была в стихосложении. Должна быть какая-то система в отхождении от норм и правил. Если это есть, то это круто.
Чтобы стать основателем новой школы карате, надо сначала победить сенсея из старой школы.
1.
Рифма появилась после изобретения размера и не была обязательная для поэзии несколько веков подряд. Например, античная поэзия вообще без рифм обходилась, а этот период вообще-то изучается как раз в классической филологии.
2.
Странная формулировка. Форма в буквальном смысле как сосуд, а содержание второстепенно, так как атрибут? Удивительнейшое соотношение.
3.
Пушкин — создатель современного русского языка, если обобщать грубо и приземлённо. Он-то и совершил первую «революцию» в отечественной поэзии.
4.
Не мог он трубить рваные строки. Когда В. В. отнёс в типографию первые стихотворные опыты, то работник просто решил, что будущее светило ошиблось, и поправил строчки. Никто ничего не заметил, кроме рассвирепевшего Маяковского. То есть на слух это заметить невозможно, это чисто графический приём, не имеющий отношения ни к размеру, ни к рифме.
5.
Про лесенку уже написала выше. Что касается размера, то Маяковский вместо силлабо-тоники писал чистую тонику, характерную ранее только для русского фольклора, например, былин. То есть «размер» у него был, но не такой, к которому мы привыкли. Была система.
6.
В первый раз вижу, чтобы название этой поэмы писали цифрами… Ладно, не суть. Блок, во-первых, там ближе к имажинистам, в частности, к Есенину, во-вторых, разножанровые структуры были не только до Блока, но и до Маяковского тоже. В-третьих, это произведение не просто «посмелее», а является уникальным.
Мессендж сопоставления себя с реформатором- Маяковским интересен, но мне кажется неуместным общий термин «старая школа». Это такое изобилие в кучу мешается, что страшно представить. Каждое значимое произведение несло в себе что-то новое и значимое в принципе. Именно поэтому такая литература называется классической. Это кладезь находок.
Мне кажется, должен подниматься вопрос не об общей какой-то идеологии «старое-новое». Дело не в технической подкованности автора, а в том, что каждый сам должен для себя решить следующее: либо писать так, как нравится, и искать ЦА, либо соответствовать представлениям большинства ради чего-либо. Вот и всё. И именно эта тема довольна интересна, хоть о ней и говорят с осторожностью.