Мораль сей басни... какова?
Фабула всем известной басни Крылова "Ворона и Лисица" в том, что "Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь..." и т.д. Попытка же понять, о чем басня, если не о говорящих животных, приведет нас к разнообразным догадкам и несовпадающим оценкам, например: это басня о простых и хитрых, о лести и наивности, о гравитации, и т.д.
Кто извлекает мораль из басни? Иногда автор дает мораль открытым текстом. Иногда мораль формулируется, исходя из читательской картины мира. Из фабулы произведения мораль никак не вытекает, потому что в предметах и даже в их отношениях самих по себе морали нет. А вот в отношении человека к предмету мораль уже появляется. Если спрашивать не "что там есть?", а "что я там увидел?", то из басни Крылова "Ворона и Лисица" можно извлечь много "моралей", например: "Когда я ем, я глух и нем". Или (в даосском стиле): "Мудрый не теряет". Или густую булгаковщину: "Не разговаривайте с незнакомцами!" Или "наивную" версию: "Говорящие животные существуют и они опасны для владельцев сыра!"
Что здесь забавно, -- более-менее точно извлечь задуманную автором мораль может только близкий автору по времени и культурным кодам читатель. Понятно, что взгляд на мораль у автора и читателя может не совпадать.
Опираясь на формальные признаки, можно попытаться построить безфабульное произведение (пример есть у Борхеса в "Тлен, Укбар, Третий мир"). Аморальным (без-моральным) было бы произведение с отсутствующим (или противоречивым) "ключом" к пониманию картины мира. Интересный объект для разработки.
Последний абзац? Про а-моральный текст — это как раз о внутренней бесконечности текста. Почему он бесконечен, я показывал на примере басни. Упоминание безфабульного произведения — формализм, конечно, но явный пример того, как просто раскрыть совершенно новые, логически осмысленные горизонты текста даже в форме. Так, баловство, игры ума ))
в управдомына кулинарный бложик. ))Идея понравилась. Как её можно использовать? Буду думать.
Спасибо!
Не поняла последний абзац. Вы сопоставляете фабулу и мораль?
Про последний абзац: нет. я просто вкратце отмечаю возможные пути развития идеи. Вдруг кому-то захочется попробовать «хотеть» )
Вот с точки зрения семиотики, было бы любопытно расшифровать басни…
Есть, что анализировать )