Светлана Ледовская №1

Город детства. Город кошмара

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Город детства. Город кошмара

В моей жизни был свой Дерри. И нет, без инопланетного кошмара и мистических тварей. И всё-таки я росла в самом настоящем Дерри. С момента, когда меня оттуда забрали, прошло не двадцать семь лет, а четырнадцать. Я говорю «забрали», потому что кроме меня не осталось никого. И я могу понять эту ненормальную тягу к месту, где ты рос, но вместе с этим я испытываю глубокое отвращение и страх перед этим городом. Поэтому поездка туда далась мне нелегко. Я не думаю, что плох сам город. Наверно для каждого человека есть свой Дерри, и это вовсе не обязательно город, это может быть дом, школа, просто место, где было невыносимо. А между тем у меня множество знакомых, кто не раз и не два был в Старой Руссе. Лечился там и с удовольствием приезжает каждый год летом на курорт. Четыре дня для меня было более чем достаточно.

Я думаю, много людей, кто ездил в этот тихий городок, сейчас активно развивающий туризм по мере своих возможностей, писал о нём. Что ж, я буду очередным таким человеком. Но я опишу своё личное переживание этого места.

Старая Русса — это город, который младше Москвы всего на двадцать лет. В своё время он обеспечивал солью (выпаривание воды из минеральных источников) всю Россию, и был этаким нефтяным городом. Пошлина, которую платили рушане (жители Руссы) превышала ту, что платила Москва. Чуть позже были открыты его удивительные грязи и вода с полным набором периодической системы Менделеева. Так появился бальнеогрязевый курорт (1828). Это место не обошёл кровавый холерный бунт (1831), в результате чего было жестоко убито более ста человек генералов, полковников и офицеров. Публичные казни, пытки, избиения и даже заживо похороненные. Убивали лекарей, аптекарей и всех, кто имел к ним отношение. О бунте сохранилось воспоминание очевидца (http://www.bibliotekar.ru/reprint-124/index.htm), весьма красноречивое и зрелищное.

Во время Великой Отечественной войны Русса была оккупирована немецкими войсками. Сразу после вступления в город они устроили виселицы. Минеральная улица стала местом казней. Большинство повешенных были молодые люди и подростки, предварительно им ломали кости и руки. Там же проводили массовые расстрелы. При вскрытии в 1945 году глубоких рвов было обнаружено около пяти тысяч трупов, в том числе женщин и детей. Парк курорта был превращён в кладбище для солдат.

У Руссы кровавое великое прошлое. Дважды город горел в 1194 г. и в 1763 г., когда Русса буквально сгорела дотла. Но сведений об этом сохранилось слишком мало. Кроме того, что при втором пожаре центр города был перенесён на другой берег реки. Сейчас, несмотря на все эти события, о Старой Руссе мало кто знает. Место, в самом деле, живописное, почти нетронутое. Две реки сливаются в одну и огибают полуостров, на котором стоит Воскресенский собор. Помню, была потрясена, когда мы приехали сюда, количеством церквей. Это город из русской литературы: маленький, набожный и как все они с двойным дном. В Старой Руссе стоит загородный летний дом Ф.М. Достоевского, куда он приезжал на лето вместе с семьёй, начиная с 1872 года. Неудивительно, что Русса же стала местом действия для романа «Братья Карамазовы».

Когда долго живёшь в таком месте, а тебе день изо дня рассказывают о нём, невольно ощущаешь себя заложником вечности. С момента переезда сюда нашей семьи прошло четыре с половиной месяца, когда половину из неё мы потеряли. Налёт летнего флёра исчез, а тягостное ощущение приближения долгой зимы было слишком болезненно. Люди в Руссе добры, когда в дом приходит горе. Жаль, они не хотят, чтобы ты выбрался из этого отчаяния. Это, пожалуй, первое, что можно сказать о местных жителях. Не всех, разумеется, но части из них точно. Когда следующим летом мы всё-таки оклемались, кто-то из соседей повесил нашего кота, а потом подложил его на порог. Ещё один вовсе пропал, мы его так и не нашли. Мне кажется, это то, что называется не любить чужаков. О более занимательной травле, я пожалуй, умолчу.

Рушане близки со своими покойниками. Это удивляет и даже потрясает. В городе два кладбища, одно совсем на выселках — новое, второе — старое, где вроде бы никого не хоронят кроме тех, кто уже застолбил место, прилегает к городу. В Руссе принято ходить туда на все праздники. Буквально на все. На пасху туда несут куличи и яйца, на Рождество ставят и украшают небольшие ели. В выходные туда идут убираться, сажать цветы. Зимой, конечно, не каждые, и всё-таки ненормально часто. 

Вся улица перед главным ходом занимается изготовлением памятников, крестов, оград и прочего. Это буквально-таки улица гробокопателей. Конечно, это удобно, и всё-таки становится жутко, когда дети, которым едва исполнилось шесть-семь лет, разрежают по двору на велосипеде между памятниками и похоронными венками. Но наверно иного способа заработать просто нет. В городе то и дело встречаешься глазами с вывеской о ритуальных услугах. Слишком много их тут на душу населения.

Здесь очень сильно патриотическое воспитание. Ещё в младшей школе мы дважды проходили вторую мировую войну. На тот момент, я думаю, мы знали больше любого старшеклассника. А это на минуточку нулевые годы, когда патриотизм по стране всё ещё не был в моде. Приехав сейчас, и прогуливаясь по парку курорта, мы встретили сборную по футболу, игрокам было не больше восьми-девяти лет. Мальчишки шли на тренировку без тренера и горлопанили Катюшу, проявляя потрясающее знание слов песни. В моё же время наш хор (школа Искусств) репетировал отдельный обширный репертуар для девятого мая. Это действительно был большой праздник.

Рушане набожные. В том самом правильном смысле. Конечно, это в первую очередь касается взрослого и пожилого населения. Здесь нормально ходить на утренние службы, нормально звать на них ходить вместе. Здесь обязательно освящают куличи и яйца. И делали это, кажется, всегда. В моё время мы отстояли огромную очередь, чтобы попасть в Воскресенский собор и освятить куличи. И да, возвращаясь к музыкальной школе. В репертуаре хора всегда есть церковное пение. Это и Многие лета, и Пресвятой богородице, и Дева-богородица и т.п. Хор поёт а капелла в церкви Святой Живоначальной Троицы, которая находится напротив музыкальной школы.

Здесь огромное количество кошек. Буквально на каждом шагу вы встретите очаровательное пушистое или короткошёрстное существо. Все они ходят сами по себе. Из-за того, что все эти мохнатые состоят в близком контакте, на нашей Свердловой уродилось как-то множество сиамских гибридов. От этого делается особенно горько. С нашими персами обошлись чудовищно жестоко.

В Руссе особая вода. Это правда. И самое главное её много разной. У Руссы две реки, одна соединяется с другой: Полисть и Порусья. Чуть дальше по течению Порусьи, считается, была вырыта искусственно Перерытица. Вода в них ржаво-коричневая и была такой всегда. Возможно, из-за железа, а может из-за фитопланктона, который блаженствует в водоёмах, где высока концентрация минеральных питательных веществ. Здесь же из-под земли бьют солёные источники: Муравьёвский фонтан и Царицынский источник. Последний дарит совершенно непередаваемые ощущения, если встать под его струи. Впрочем, долго простоять не удастся.

Русса проникнута Достоевским духом. Дело даже не в том, что здесь сохранился его дом (сейчас это музей), скорее всё дело в самой атмосфере. Днём это доброжелательный набожный город с туристическими дорожками и приветливыми жителями, но вечером он вновь становится собой: тёмный, мрачный, почти без освещения (кроме главной площади), и как и раньше, множество компаний собирается в группы и слушает музыку, раскрыв двери авто и врубив ту на полную громкость. Вечером я вспомнила все те разы, что убегала от таких вот компаний, идя после репетиции домой. Тут уж лучше через кладбище, мёртвые не тронут.

Я испытала огромное воодушевление, когда приехала в Руссу, ещё большее, когда вернулась в Питер. Последний день стал для меня кошмаром наяву, мне казалось, что отменят рейс или автобус сорвётся с моста, или небо обвалится сверху. Мы уехали без каких-либо проблем, и я с облегчением подумала, что Русса меня отпустила. Конечно, ненадолго, мне придётся периодически приезжать. Но, по крайней мере, я вернулась из неё. Сейчас я понимаю, что мои страхи и отношение к городу сформировалось из-за того, кто был вынужден меня воспитывать. Нечуткий взрослый, переживший психическую травму. Мы жили в вакууме, когда миру, кажется, было на нас плевать. Я была бременем, а не утешением. А мне было всегда страшно жить с человеком, который то не замечал меня в упор, то терроризировал за любую незначительную провинность. После смерти опекуна я почувствовала облегчение и только потом горе, но и оно не было нормальным. Это как любить своего мучителя, потому что больше любить просто некого.

Я написала это всё обезличено, потому что на самом деле мне стыдно вспоминать всё это и рассказывать. О мёртвых плохо не говорят, но я надеюсь, это не было слишком уж плохо. Это только то, что я чувствую, приехав из города, в котором росла. На самом деле я его ненавижу. Ненавижу и не могу не думать о нём. 

Воскресенский собор:

Ивы над Порусьей:

Водонапорная башня на Соборной площади:

+17
14:49
440
15:36 (отредактировано)
+2
Живите настоящим. Вон сколько у вас друзей. Детство прошло, бог с ним
Виктория, живу, думала, что всё это забыто. А приехала, и всё вернулось. Вот и вышел крик души. Но Питер меня уже утешил и успокоил, хороший город)
16:46
+2
Ваши отношения со Старой Руссой отчасти напоминают стокгольмский синдром. Вроде бы вы признаёте дискомфорт и нелюбовь к этому месту, но зачем-то возвращаетесь туда. Если вы действительно хотите избавиться от этого места в своём будущем, то желаю вам поскорее закончить там все дела и больше никогда туда не возвращаться.
Раны должны заживать и рубцеваться, но если постоянно резать по живому, оно никогда не заживет.
Tasha Sla, видите ли, там похоронена вся моя семья, поэтому мне придётся туда периодически ездить. Я бы не смогла не приезжать к своей маме.
16:10
+2
Один человек мне как-то сказал: Боря, никогда не возвращайся туда, откуда уехал много лет назад. Будет одно сплошное разочарование. Ты просто надолго испортишь себе настроение. И я был вынужден с ним согласиться. Но даже вашу грустную исповедь читаешь с удовольствием. Поэтому даже не знаешь, что сказать. Вряд ли вы столь смачно будете вспоминать поездку в Карловы Вары, например. Там вам будет, скорее всего, просто скучно. Хотя кто знает…
17:00 (отредактировано)
Меня тоже предупреждали. Но вы знаете, я не испытала разочарование. Это было что-то совершенно другое. Но да, в целом, наверно в такие места не стоит возвращаться.
Ой, ну не знаю, мне кажется, Карловы Вары будут для меня самое то! Старая добрая Европа, а я такие места обожаю, проникнутые духом времени: старый камень, узкие уютные набережные)) Там кошмар не хуже может родиться, но не такой личный.
Спасибо)
17:33 (отредактировано)
+1
Мне кажется, от поездки вы получили очень сильный заряд эмоций. А это дорогого стоит. А в Европу обязательно надо съездить. Наверно, вы там уже бывали. Собственно, Петербург вполне себе европейский город. Москва — другая. Москва — это такая большая Старая Русса (хотя я в Старой Руссе не бывал). Разве что несколько более цивилизованная.
Одно время я очень интересовался древнерусской архитектурой. Ездил в разные места, смотрел. Преимущественно по Золотому Кольцу. Ну, и Москва и Московская область. Всё облазил. Храм на вашей заставке весьма интересный. XVI век? Запад России мною толком не изучен. Только по фотографиям (псковские храмы).
В этом году моя поездка в Европу сорвалась. Хотел попутешествовать по Франции на велосипеде. Теперь хочу перенести на следующий год. Хорошо бы получилось…
19:35 (отредактировано)
Была, но очень мало где, к сожалению. И да, в этом году тоже собирались ехать, сорвалось. Да, Петербург обладает этим европейским шармом. Но и окрестности рядом тоже хороши: Гатчина, Пушкин, Павловск, Петергоф — настоящее чудо. Ну и конечно, Приозерское направление, там природа буквально нордическим чем-то дышит)) Хотя в Выборге как-то вот не пришлось бывать, а дальше его ездила.

И как вам Золотое кольцо?)) Стоит того? Потому что мнения всё противоречивые слышала. Кого-то очень впечатлило, а кто был разочарован, если не больше.

Да вы знаток! Да это XVI век. Спасо-Преображенский монастырь, сейчас там находится краеведческий музей Руссы и картинная галерея.
Комментарий удален
Вы зачем удалили комментарий? Я ж ответить даже не успела. Хорошо, хоть почта сохраняет. Хитрый Борис))
Удивительно, но нет, РПЦ он обратно не отошёл. Музей полноправный владелец. Они там хорошо устроились)) К сожалению, картинная галерея не слишком радует, потому что нового почти ничего нет. Наверно нужно финансирование, может, своих талантов никак взрастить не могут. Помню, у нас ИЗО преподавал художник. Причём такой вот интеллигентный и депрессивный. Задания у него всегда были креативными. На его выставку как раз ходили. Потом он то ли в Новгород уехал, то ли в Питер. Не помню.

По поводу ценности, согласна. Когда знаешь, кто и как, и когда, всегда испытываешь радость от узнавания.

Не знаю, есть ли сейчас такие галереи, как вы описали. Потому что даже сейчас места ненормальным художникам в музеях нет. Если не ошибаюсь на сайте эрмитажа читала, что они не принимают картины художников, которые не имеют академического образования в области живописи. То же касается и жанра. Только классика. Это нелепо, учитывая, что живопись и форма её выражения развивается вместе с обществом. Сейчас есть гиперреалисты. Да, они владеют техникой, при которой картина становится фотографией, но это не делает их работы ценнее тех, кто пишет грубыми мазками.
Но классические галереи считают иначе. В Питере немного мест, где художник может выставить работы в современных жанрах. Это удручает.
19:56 (отредактировано)
+1
Извиняюсь, Ядвига. Мне показалось, что мои комментарии стали слишком пространными и не по делу. Иногда тянет высказаться, а потом понимаешь, что можно было без этого и обойтись.
У Эрмитажа такие фонды, что страшно представить. Но вместо того, чтобы их демонстрировать (в том или ином виде), их держат под замком. Может, когда-то и сменят политику.
В последнее время я что-то перестал следить за художественной жизнью. У меня неподалёку от дома была маленькая галерея (типа районной), в которой не было посетителей, зато постоянно менялись выставки. Их устраивали сами художники-энтузиасты. Я их не пропускал и порой было очень интересно. Теперь этой галереи нет, а ехать в центр достаточно проблематично. А может, стал лениться. Надо навёрстывать упущенное…
Тут ещё имеет значение место дислокации. Когда я жил в Москве, то выставки все были под боком. Только ходи. А после того, как перебрался на дачу, всё несколько усложнилось. Но это не оправдание.
Да я вижу, поудаляли везде… Теперь понятно, это ваша тяга к повсеместному удалению работ и на комментарии распространяется. Вот так зазеваешься, а тут уже и нет ничего…

Художники-энтузиасты мои самые любимые)) А вообще я люблю тех, кто творит сегодня. Это почти всегда что-то необычное, иногда странное, иногда забавное. В Питере чаще всего хожу в Анну Нову. Там в основном инсталляции.
Постараюсь писать покороче, тогда и удалять будет не нужно. Инсталляции бывают классные. Это чистая игра ума, воображения. У питерских художников с этим всегда был порядок (насколько я в курсе). Анна Нова… Название вроде знакомое, но я там точно не был. Бывал в Эрмитаже, в Русском музее (из посещения которого самое яркое впечатление — жутко скрипучие полы). А больше, вроде, и не был нигде. В Эрмитаж я специально ездил на выставку импрессионистов из открытых секретных фондов (вывезенных из Германии). В Русский музей я ездил на большую выставку Врубеля. Ну, а потом уже ничего громкого вроде как и не было. Или я пропустил.
Пишите как хочется, только не удаляйте. Жалко.
Вы были в традиционных местах)) В сердце Петербурга. А Анна Нова — это чисто выставочное пространство. Есть ещё Эрарта — это уже полноценный музей, контингент серьёзнее.

На современную живопись сложно собраться и приехать. Её и в Москве много (при желании). Но если случится побывать в Питере, постараюсь сходить и в Анну Нову (название какое красивое), и в Эрарту. В РМ и Эрмитаж уже не пойду. Хочется чего-то новенького. У вас, кстати, есть художники вполне классического стиля, но очень остроумные. Надо будет мне порыться в своих закоулках, найти участников одной большой выставки питерских художников в Москве несколько лет назад. Я тогда был страшно доволен увиденным.
Не спорю, что есть. Правда, я таких не знаю. Честно говоря, я такими и не интересовалась. Хотя нет, однажды была в одной галерее небольшой. Вспомнить бы ещё, где именно она была. Там выставлялись современники с традиционными полотнами.
21:20 (отредактировано)
Я после каждой большой выставки, на которой было что-то интересное, оставляю заметки о ней. Для себя. И раньше я эти файлы просто нумеровал по порядку. Например, файл 752, файл 753 и т.д. И однажды мне вдруг содержимое этих файлов понадобилось. Это был тихий ужас! Файлов-то накопилось под две тысячи! Понадобилось немало времени, прежде чем всё это было перелопачено. И всё равно, внушительный сектор этих файлов до сих пор нераскрыт. Мне уже туда лезть неохота. Но, наверно, придётся.
roflПредставила, если бы я оставляла заметки. Вы нумеруете, а у меня начисто отсутствует ответственность за собранный материал. У меня и с текстами так же. По десять вариантов, найди потом, где там я что-то записала. А названия какие даю, это тихий ужас)))

21:59
+1
Вот, еле нашёл какие-то следы. Выставка проходила аж в 2011 году, в фонде «Екатерина» в Москве. Объединение художников называлось «Новая Академия» (неоакадемизм), 14 человек. Обязательно посмотрите их работы. Получите большое удовольствие.
Систематизация нужна непременно. Иначе с какого-то момента начинаются большие проблемы. Я это проходил и теперь стараюсь быть осмотрительнее. Но всё равно — пихнёшь что-нибудь куда-нибудь, а потом по всем облакам и флешкам ищешь. И мало когда находишь. Приходится одно и то же делать по нескольку раз.
Работы нашла, правда, не слишком хорошее качество фотографий. Но я найду и всё-всё посмотрю. Статуя Апполона очаровательна и трогательна))
Забавно, что в работе я ужасно придирчива в этом отношении. У меня всё только под запись, рабочий комп — образец педанта и зануды. Но когда дело касается творческого процесса…
Не знаю, существует ли это творческое объединение сегодня. Но если оно есть, то лучше найти (или дождаться) их выставку. Или они по отдельности могут выставляться. Смотреть лучше вживую. У многих из них очень тонкий юмор и его ещё нужно отыскать. Тем они мне и запали. Я люблю, когда не на поверхности, а нужно копнуть.
К результатам творческого процесса нужно относиться бережно. Или хотя бы пытаться. Я ещё и поэтому не тяну с публикацией и быстренько отправляю в Ридеро. В готовой книжке всё сохраняется как нельзя лучше. А внести изменения всегда можно.
Хорошо, буду иметь их в виду.
Бережно, это если нет проблем со стилистикой и лексикой. Не сомневаюсь, что у вас их нет. А то опубликуешь, а потом стыдно… Но это я уже жалуюсь. Скажите, если надоела.
23:59 (отредактировано)
+1
А вы не пользовались сервисом Ридеро? Он удобен, как инструмент. Другими подобными сервисами я не пользовался (их, кажется, не так уж и много), а к этому уже успел привыкнуть. Можно привлекать профессиональных корректоров, редакторов, кого угодно. Они всё время предлагают свои услуги по приведению текстов в божеский вид. Не бесплатно, конечно. Я как-то обхожусь. Лишь однажды я заказал и они сделали мне обложку. У вас тексты весьма объёмные, поэтому тут нужно думать, как поступить. Но помочь они могут. Для меня это издательство неплохое подспорье. Можно попробовать для начала небольшую книжку. Объём-то любой. Я раньше старался сделать книгу поувесистей, а потом решил, что это ни к чему. Двести страниц вполне достаточно. Некоторые делают и по 20 страниц.
Но это так, мысли вслух. У вас наверняка есть свой опыт издания. Делюсь своим. Первую свою книжку я издал в обычном издательстве и очень скоро понял: лучше придумать что-нибудь другое. Расходы большие, толк — маленький. Тут же тебя хотя бы отправляют в интернет-магазины, а дальше всё зависит от тебя. Потянешь рекламу — вперёд, не получается — тоже не беда: можно отправиться на БС. Тем более, если там тебя ждёт приятное общение с чудесным собеседником. Чего ещё желать скромному писателю?
01:03 (отредактировано)
Нет, к таким ресурсам я не прибегала, хотя всё время посматриваю в их сторону. А тексты (не все) отправляла наёмному корректору. Сколько же она меня ругала за лексические ошибки и канцеляриты… Заставила прочесть Нору Галь)) Я, конечно, не против всякого рода публикаций. Просто не было человека, с кем бы обсудить это было можно. Ваши книги выглядят там очень презентабельно)

Если это уместно, спрошу. Первую книгу вы опубликовали в издательстве и оплатили все расходы?
06:27
+1
Нора Галь замечательная. У меня её себе сын купил, чтобы грамотно писать сочинения. Я прямо гордилась его тягой к знаниям. Посмотрела книгу, очень грамотно и просто изложено на примерах, как надо и как не надо писать.
09:05
+1
Да, именно так: всё — за свой счёт. Получилось где-то тыс. 80 за 100 экз. Меня соблазнило издательство, вернее, магазин, при котором это издательство — «Библио Глобус». Думал, сейчас на мою книжку набросятся. Ха…
Потом понял, что шансов у меня не было. И книжка требовала доработки, и вообще: начинать надо с интернет-магазинов. А вот туда-то мою книжку и не отправили. А что такое 100 экз. для одной нижней магазинной полки? Ну, выставят два-три экз., которые будут продаваться бог знает сколько времени. Рекламы-то нет! Поэтому я на обычную, бумажную торговлю не рассчитываю. В интернете реклама дорогая, но она хотя бы работает. Занятие это рисковое, но…
Обеими руками за! Написано доступно и очень интересно. Но самый большой плюс книги — примеры. Они настолько красочны и многообразны, что кажется, охвачено в книге всё. Некоторые заставляли смеяться до колик в животе))
Да, за свой счёт оно того не стоит, конечно. А публиковать в издательство по договору сейчас берут плохо. И кстати, очень часто играет роль известность автора в интернете. Так что да, это вы верно занялись. А я всё ещё сижу, думаю… eyes
11:18 (отредактировано)
+1
Удивительно. Человек приехал в город, вызывающий у него омерзение и жуткие воспоминания, а по возвращении написал прекрасный увлекательный блог об этом месте. Даже приехать захотелось, чтобы увидеть своими глазами. Воистину, Санкт-Петербург — культурная столица.
Спасибо) Съездите, может вам и понравится. Всё-таки тут играет большую роль личное отношение.
01:12
+1
По себе знаю, что детство с его радостями и ужасами не отпускает. Мы носим свой Дерри в памяти. Но пусть у Вас будет не только Дерри, но и свое Средиземье.
Спасибо, Влад! Средиземье мне очень близко))
22:55
+1
Приятно, что угадал.
08:41
+1
Действительно, самый настоящий Дерри)
На работе был парень из Старой Руссы, от него я и узнал где это и вообще что такое существует)
Очень хороший человек. Я восхищался его трудолюбием и способностью выполнять работу, помог ему занять руководящую должность несмотря на недостаточный уровень образования.
Те, кто сам уезжает из подобных мест часто трудолюбивы. Делают всё, чтобы вырваться.
Меня это, к счастью, обошло. У меня нет столько сил…
А вы молодец! Приложить такие усилия ради чужого человека — не думала, что такие люди сейчас есть.
11:17
+1
Спасибо за блог и что поделились.
Загрузка...
Светлана Ледовская №1