Елена Бурунова №2

Школа поэзии |1| Как родилась поэзия

Школа поэзии |1| Как родилась поэзия

Вместо предисловия.

Когда я только пришел на БС (сказал Тающий ветер таким тоном, будто торчит здесь уже несколько лет), я счел сайт пристанищем в основном прозаиков. Потом оказалось, что и поэтов тут хватает. Но не раз и не два, и не три что читатели, что некоторые поэты говорили нечто из разряда:

Я ничего не понимаю в поэзии.

Я пишу интуитивно.

Я не знаю, что такое ритм.

Я не говорю, что это плохо. Долгое время я писал так же, и даже сейчас утверждаю, что интуитивное стихотворчество - показатель таланта. Но однажды я понял, что мне этого недостаточно. И тогда я полез в матчасть. Теперь я хочу поделиться этой матчастью с вами.


Цикл статей, который я рад представить вашему вниманию, посвящен поэзии. Явлению столь же прекрасному, сколь и таинственному. Любой может найти подробнейшую информацию о возникновении нейрохирургии или ядерной энергетики. Но как родилась поэзия, не знает никто. Никто? Кое-что мы все таки слышали.

Когда-то, в начале времен, когда боги только появились в мире, а людей не было и в помине, на земле, которую позже назовут греческой, жила Мнемосина, титанида, дочь Урана и Геи. Она имела облик прекраснолицей девы, а дни свои беззаботно проводила на лугу под любимым деревом оливы, предаваясь размышлениям. И не было у нее других забот, кроме одной – ждала она мужчину, который сможет покорить ее сердце.

Но вот однажды, явился к ней неземной красоты парень, пастух. И хотя не было при нем отары, не смутило это девушку. Ни слова не сказал пастух, лишь протянул ей свою руку, и она взяла ее в свою и раскрыла ему свои объятия. Одного не знала Мнемосина, что явился к ней под видом пастуха сам громовержец Зевс.

И приходил он к ней девять дней, и провели они вместе девять ночей, и родила она девять дочерей. Но не могли быть простыми дочери титаниды и бога. Стали называть их музами – покровительницами искусств и наук, а прежде всего: стихов и музыки. Так родилась поэзия.

Ирония же в том, что как бы легкомысленно мы не относились к этой легенде, она на данный момент – самый достоверный источник, повествующий о появлении поэзии. Невозможно хотя бы приблизительно определить не только год, но даже тысячелетие, когда родилась первая рифма. На самом деле первобытные племена (не обладавшие еще членораздельной речью) уже столкнулись с этим феноменом, сами того не осознавая. Они исполняли свои ритуальные танцы и проводили обряды под пение шаманов, ибо поэзия напрямую связана с музыкой и музыкальностью. Но, конечно же, поэзия стала полноценной и не умерла в веках только благодаря появлению слова. Как писал Иван Бунин:

Иван БунинИван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена. [1]

Надо заметить, что поэзия – понятие очень широкое. Владимир Даль определял её так:

Владимир ДальВладимир Даль

Изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью. [2]

Современное определение стало более стройным и сухим, но своей широты не утратило. Итак.

Поэзия - особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка.

То есть под поэзией подразумевается высокая, необычная, не разговорная речь. Что это означает? Попытаемся разобраться в этой загадке чуть подробнее.

Перенесемся на пару тысячелетий назад и заглянем за плечо Аристотелю, пишущему свою знаменитую «Поэтику»:

АристотельАристотель

Задача поэта - говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном - по вероятности или по необходимости. Именно историк и поэт отличаются не тем, что один пользуется размерами, а другой нет,.. но тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история - о единичном. [3]

Можно скептически отнестись к тому, что поэзия серьезнее истории, но ее философичность отвергать нельзя. Искусство вообще обладает этим преимуществом перед наукой – оно может додумывать, докапываться до истины не фактами, но чувствами. А поэзия и проза ближе к науке тем, что используют одно и то же средство – слово, и тем сильнее контраст между ними.

Но где же провести границу между прозой и поэзией? Казалось бы, покажи нам отрывок из какого-нибудь произведения, и мы сразу, не задумываясь, ответим – стихотворный это текст или прозаический. Но русский язык любит подкидывать нам загадки:

Иван ТургеневИван Тургенев

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! [4]

Я процитировал Тургенева не просто так. Эти строки – один из самых известных примеров одного из самых неоднозначных явлений в поэзии (не только, кстати, русской) – стихотворения в прозе. Отрывок этот имеет, несомненно, прозаическую форму. Но при этом подходит под определение поэзии, данное выше, так как в него привнесена та самая «дополнительная мера»: лирический пафос, возвышенность речи. Значит, поэзия ограничена не только формой, но и содержанием. Я бы сказал: неким духом, свойственным только ей. И жанр стихотворений в прозе является ярчайшим примером проявления этого духа и одновременно проводит границу между прозой и поэзией, являясь пограничным жанром. Проблема состоит в том, что граница эта настолько размыта, что заметить ее бывает трудно даже экспертам. Что ж, к экспертам и обратимся. Российский филолог Михаил Гаспаров утверждает, например, что подобное разделение жанров в русском языке образовалось только в XVII веке. А о «виршах» в древнерусской литературе он говорит так:

Михаил ГаспаровМихаил Гаспаров

Вместо противоположности “стих — проза” в сознании древнерусского человека жила другая противоположность: “текст поющийся — текст произносимый”. При этом в первую категорию одинаково попадали народные песни и литургические песнопения, а во вторую — деловые грамоты и риторическое “плетение словес”, хотя бы и насквозь пронизанное ритмом и рифмами. [5]

Это подтверждение глубокой связи поэзии и музыки, которые практически не могут существовать друг без друга. Мы поймем это, когда будем подробно говорить о ритме в поэзии. Но и сейчас легко представить, что текст, наполненный рифмами, не будет казаться нам стихотворным, если не будет обладать музыкальностью. И обратно – прозаический текст, пусть и без формального ритма, но, безусловно, текучий, музыкальный, как тот тургеневский текст, общество признало стихотворением, хотя и добавило – «в прозе».

Что ж, только что мы познакомились с понятием поэзии, коснулись вопроса об отличии поэзии от прозы и месте поэзии в искусстве. А в следующих статьях продолжим рассматривать основы основ, необходимые любому начинающему (и не только) поэту. А именно: узнаем, что такое ритм, рифма, размер и многие другие важные вещи. И научимся сочинять стихотворения, чтобы своим творчеством делать наш мир более прекрасным и духовно богатым.

+10
16:20
562
19:09
Ритуальные песнопения, мммм обдолбаные грибами неандерталы пляшущие под завывание чувака у котого больше всего перьев в голове, ЭТОМАТЬЕГОКРУТО!
Очень круто и информативно, но я так и не понял как правильно рифмовать, а еще оформил щикарно, когда дальше?
19:54
+1
но я так и не понял как правильно рифмовать
Хехе, эт потом будем. Тут пока введение ;)

А посмотрим как пойдет.
20:11
КОГДАЯСМОГУЧИТАТЬРЕПЧЕГ? окей, будем ждать, мастер
20:17
Я так-то в свое время писал рэпчик...
(Только не говори никому!)
21:08
+1
Интересно и полезно. Потому что поучительно и не нудно.
00:47
Да, наверное, пестня родилась раньше стиха как такового. Спюциализация…
01:54
Ха-ха!!!
Задача поэта — говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном — по вероятности или по необходимости. 

Вот! Вот оно! Поэзия безусловно круто, но ноги у неё растут из фантастики!
dance macho
08:11
Это смотря что ты подразумеваешь под фантастикой) В этой-то цитатке о ней нет ни слова)
09:38
Описание недалекого будущего, каким бы оно могло быть, же…
В свою очередь жанр фантастики зародился от сатиры. Умники придумывали несуществующие страны и фамилии и в лицо высмеивали текущий порядок и правителей не рискуя за это повиснуть на ближайшем суку дерева) Потом стиль развился до комбинаций вероятного будущего и опля — фантастика в современном виде.
10:14
В свою очередь жанр фантастики зародился от сатиры.
Крайне интересная теория. Сам придумал или поделишься исследованиями на тему?

Но суть не в этом. Суть в том, что фантастику ты приплел зря. Во фразе "… но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном..." говорится не о ней, а о художественной литературе в целом. Здесь удобнее оперировать англоязычной терминологией, она вернее. В западной традиции художественная литература — fiction, то есть в переводе — выдумка. И цитата именно об этом — об отделении поэзии, наряду с fiction-прозой от non-fiction в целом.
А говорить о произхождении поэзии от фантастики в том смысле, какой в нее вкладываешь ты — как минимум странно.
10:46
wonder
Фантастика описывает вероятное будущее в том числе. что могло бы случиться, следовательно, о возможном — вот эта фраза навеяла. Я не серьезный коментарий написал. Поэзия не происходит из фантастики, на самом деле.
10:48
Тогда сорян, у меня детектор юмора неоткаллиброван)
Ты же знаешь, я зануда ;)
07:46
+1
Прочитала с удовольствием. Жду продолжения.
13:00
+1
Так вот откуда ваши разборы стихотворений в теге «зануда мод»: вы специально изучали это )))
Статья понравилась. Особенно радует то, что вы признаете оценку стихотворения не только с точки зрения ритмов, размеров, видов рифм и т.д., но и с точки зрения чувств и эмоций, производимого впечатления. Спасибо! Жду продолжения.
Виталий
17:01
И мени были кое какие соображения о поэзии.
Поместил в Стихи.ру
(Основная о смысле: www.stihi.ru/2014/10/11/5157
и продолжение о технике: www.stihi.ru/2016/08/20/7516)
17:36
Спасибо. Почитаю ваши ссылки.
Виталий
17:19
Извините за ошибку. Следует читать " И у меня)
Загрузка...
Любовь Черникова №2