Маргарита Чижова

Максимка и краски

Максимка и краски
Работа №1Автор: Anny_T (12 голосова)
  • Победитель
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен

Максимка нахмурился и почесал нос. Не мог понять, как все эти маленькие линии, точки и кляксы превращаются в целостную картину. В виртуальной среде оно как-то понятнее, логичнее и проще. Представил – вот тебе готовая проекция, один в один, а на рисунке, которым был занят Николай Фёдорович, пока виднелись только разрозненные мазки.

А ещё в виртуале можно было использовать всю палитру. Иногда Максимка с трудом мог отличить один оттенок от другого – такое было разнообразие. А у Николая Фёдоровича…

– О чём задумался, а, малец? – хихикнул старик.

Максимка любил бывать у Николая Фёдоровича, хотя бы за то, что он редко называл его полным именем. То «малец», то «Максимка», а иногда вообще «Максютка». И глаза у него были добрые, хоть и усталые.

По возрасту Николаю Фёдоровичу уже полагалась пенсионная дотация и множество льгот, но он продолжал работать. Говорил, что без химии и жизнь не та. Максимка охотно верил, потому что знал, каким старик становился без работы. На больничном или в отпуске. Нет, трудоголиком его не назовёшь, но вне своего кабинета в каком-то важном НИИ это был совершенно другой человек.

– Ну, чего ты, Максютка? В рот воды набрал?

– А почему у Вас только три краски? – Максимка сверился с количеством баночек.

Николай Фёдорович тихо усмехнулся.

– Кто-то однажды сказал, что для шедевра достаточно иметь под рукой как раз три краски, – Николай Фёдорович передал ему баночку с краской, в нос ударил непривычный запах. – А вообще-то, я бы и рад сделать побольше, да всё рецепт никак не подберу.

– Рецепт? – удивился Максимка. – Их что, как таблетки готовят?

Старик вздохнул и покачал головой.

– Много что готовится по рецепту… Готовилось, – он взял кисть и обмакнул в белую краску. – Сейчас-то всё стёрли, заставили забыть. Зачем нужны формулы, если они никому не нужны? Кому нужно помнить, из каких элементов и в каких пропорциях делали ляпис-лазурь? Эх, какой цвет, какой цвет… – Николай Фёдорович задумчиво штриховал по поверхности холста. – Когда-то ведь уже изобрели его, да только теперь и не упомнишь, кто и когда, а главное – как! Прошлое – в прошлом, будущее – в будущем, и только мы все – обычные люди – в настоящем.

– Не все – люди, – на автомате поправил Максимка.

Кисть замерла в руке старика.

– Точно, кроме людей ещё такие как ты, Максимка, есть. Антуражи. Ну да ладно, дело-то не в этом, – Николай Фёдорович хитро подмигнул ему. – Знаешь ли ты, сколько цветов нужно для снегиря?

Максимка моментально прикинул.

– От шести до пятидесяти одного, в зависимости от степени освещения.

– Ох и шустро ты соображаешь, – покачал головой Николай Фёдорович. – А мне вот и трёх хватит.

Он поменял кисть, теперь из-под его руки выходили длинные и густые мазки чёрного.

– А зачем Вы рисуете? – Максимка наклонил голову в надежде разглядеть изображение под другим углом.

Нет, всё равно линии и штрихи.

– Не знаю, – пожал плечами старик. – Чувствую, что надо, беру краски да рисую, чего мудрить-то?

– Нет, это Вы про «Почему», а я про «Зачем».

– Ты, Максимка, иногда как сказанёшь, почти не отличишь от человека, – коротко рассмеялся Николай Фёдорович.

–Опять Вы за старое, – он обиженно потёр нос. – Всё правильно: «почему» – причина, «зачем» – предполагаемый результат.

– А-а-а, вот оно что. Ну, тогда чтобы радость получить. Нет, не то слово, – старик замешал белую и чёрную краску в палитре и продолжил: – Похоже на то, когда тебе сказали: сделай что-то важное, а ты слонялся полжизни не при делах; то одно попробовал, то другое, а всё никак найти не мог – что же такого важного нужно сделать. А потом враз сообразил.

– Озарение что ли?

Николай Фёдорович с сомнением покачал головой. Максимка прищурился: вот вроде бы среди мазков, штришков и линий начал проступать целостный образ. Странный такой, меняющийся. Как в настоящем мире: одним глазом посмотришь – такой вид, другим посмотришь – эдакий. Прищуришься – и вот уже совсем поменялось. Удивительно.

– Может, и озарение, да слово и не важно. Смекаешь?

Максимка смекал. Смекал, что одним озарением тут не отделаешься, когда вместо мысли работает рука – что-то тут ещё скрыто. Как волшебство из сказок. Мастерство.

– А хотите, я для Вас в Дальних Архивах найду рецепт ляпис-лазури? – вдруг просил Максимка.

– Э нет! Для шедевра положено три краски, так и буду, – рассмеялся старик. – Не боись, у меня ещё лет десять впереди, сам изобрету. Заново. А ты не хлопай глазами, а бери кисть. Глянь, я для тебя сделал, чтоб сподручнее было. Вот, держи красную, будешь грудку рисовать.

– Не умею, – смутился Максимка, отпрянув от протянутых сокровищ прошлого.

– А тут и уметь ничего не надо, держи.

Максимка неуверенно принял кисть и сделал первый мазок. Отодвинул руку. И увидел в картине прошлое, настоящее и будущее. Белый холст, мазки, снегирей на ветке. Удивлённо посмотрел на Николая Фёдоровича, тот коротко кивнул.

– Призвание это, – чётко проговорил Максим.

– Чего?

– Ну, то, что было самым важным, что надо было сделать.

– А, ну, может и так, – не стал спорить старик. – Ты рисуй, Максимка, рисуй.

И Максимка рисовал. Снегирей. А потом – море на закате. И мечтал о том, когда Николай Фёдорович заново изобретёт ляпис-лазурь.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
Другие работы:
+7
13:05
639
14:15
+1
Добро так, тепло)

Но как-то уж больно в лоб тема раскрыта…
19:42
+1
Ой, да о чем ты? Если тема упомянута в тексте, то сразу в лоб?
Добро так, тепло
И это все, что ты смогла сказать про этот текст? Я даже разочарован.
19:44
+1
Чё ты начинаешь та? :/

Я мож автора обижать не хочу… Мне не то, чтобы не понравилось, сколько я не поверила… Не знаю, все эти Архивы Древние, ляпис-лазурь, антуражи намекают на то, что мир гораздо шире, чем показал автор.
Стиль простоват, на мой взгляд, я люблю чтоб посочнее.

Написано гладко, но имхо, не более. Мб я просто не на волне.
19:46
+1
Ой, иди тогда голосуй за соперника и не мешай нам восхищаться((
19:46
+1
я там ничо не поняла( так что без меня, граждане-товарищи
15:24
+2
А хорошо!
Живые персонажи, не поверхностная идея, размышления в тексте, мне было интересно. И сам текст живописный, вдохновенный и вдохновляющий. Порисовать захотелось. С Анни не соглашусь, мне показалось, что «в лоб» только первый смысл, а здесь и скрытая глубина есть. И вообще, много проблемных тем подцеплено на такое вот кол-во знаков. Хорошо. Слог, опять же, понравился. Есть но…
Как я поняла, Максимка не человек? Мне не хватило специфики в его репликах. А может, я просто не правильно поняла.
ГОЛОС
12:50
+1
Спасибо за отзыв и голос)
Надеюсь, порисовать удалось (видела милых лисичек с букетом из зайчиков) smile

Максимка — антураж (Близкие лица кого-л., его окружение © Исторический словарь галлицизмов русского языка). Сколько в нём от робота, а сколько — от человека, я не закладывала. Решайте сами)
12:58
Ну, здрасьте, решайте сами… Нет уж, я это в тексте почувствовать должна.
Неплохо, новый вид андроидов, стоит развивать.
18:50
+2
Два персонажа. Они противопоставлены друг другу. Старик-человек — мальчик-«антураж». (Вот насчёт последнего хочется уточнений. Максимка — предмет обстановки? Мебель что ли?)
Три краски, которых достаточно для создания шедевра.
Три цвета времени: прошлое, настоящее, будущее.
Размышления о призвании.
И в финале оказывается, что Максимка и Н.Ф. вовсе не антагонисты. Живопись их связала (пою на мотив «музыка нас связала, и чем-то там короче стала»)
ГОЛОС. Выбора нет
12:52
+1
Тайною нашей стала dance

Спасибо за голос и отзыв)
Искусство — оно такое, резонирует в сердце, главное, найти «своё» направление.

Максимка — антураж (Близкие лица кого-л., его окружение © Исторический словарь галлицизмов русского языка). Сколько в нём от робота, а сколько — от человека, я не закладывала. Решайте сами)
19:40
+2
– От шести до пятидесяти одного, в зависимости от степени освещения.
Я его фанат!

Меня знаете что смутило?
– А почему у Вас только три краски?
Судя по предыдущему тексту, они знакомы давно, мальчонка следил за работой старика как бы не годами. А задал этот вопрос только сейчас? Не то чтобы это невозможно, но почему-то меня смутило. Но это мелочь.

В целом же, рассказ — шикарен! В нем много. Он добрый, душевный, атмосферный… И вот это вот:
Чувствую, что надо, беру краски да рисую, чего мудрить-то?
Автор прекрасно описал, что объединяет нас всех. Не только писателей, а всех, для кого творчество — не пустой звук. Все же просто. Мы просто чувствуем, что нам это надо.

Понравилась еще фраза:
Кто-то однажды сказал, что для шедевра достаточно иметь под рукой как раз три краски
Хотел было пошутить, что две, но к черту шутки. В этой фразе тоже очень много. Не нужно усложнять. Простое воспринимается лучше. Цепляет душу. И это как раз про весь этот рассказ. Он очень простой, в нем, может, и не три, но совсем немного красок. И они работают. На максимум.

Не скажу, что у автора получился шедевр. Тут можно искать минусы. Придраться, например, к непоняткам с Антуражем. Кто он такой? Но я не буду. Это ведь тоже часть той самой простоты, правда? Это не шедевр, да, но что-то около того. Спасибо, автор. Вам удалось меня тронуть.
19:59
Вернулся с ГОЛОСом.
12:56
Спасибище… Ну афигеть, и как мне на такое отвечать чем-то, кроме «спасибо»? У меня нет слов...

Судя по предыдущему тексту, они знакомы давно, мальчонка следил за работой старика как бы не годами. А задал этот вопрос только сейчас?это просто я косячина на самом деле всё просто: Николай Фёдорович совсем недавно «изобрёл» третью краску, а до этого не рисовал, потому что с двумя совсем уж скучно.

Хотел было пошутить, что две — кстатианекдот?
13:00
+1
кстатианекдот?
Кстатибулевалогика!
20:22
+2
Эх, смазан конец((( не получилось. Обиженно отвернусь, как Максимка)))
Обманул меня автор)) Забрал конфетку.
Хорошее было начало, интересное, хоть и местами не получилось, и объясню даже, почему))
Максимка не человек, ясно. Но разговоры его, слог и речь, что поданы в начале не вяжутся с дальнейшими (чисто человеческими) выражениями и реакциями. «Опять вы за старое, обида, озарение с этим „что ли“ портят картину. Максимку так четко говорит в начале и теряет четкость в конце (сбой в системе, видимо). Если Автор выбирает линию персонажу, необходимо вести ее до конца. Да и призвание странно обозначил машина Максим — слишком много букв)))) „Дело жизни“ вполне бы подошло))) Рисовать — скорее талант. Призвание глубже, как сам текст, но опять слишком много философии на такое количество знаков, не успеть внедрить, что и вышло в результате. И опять же смекалистый Максимка мог подобрать слово сразу, не путая его с озарением))) здесь недочет)))
Идея хорошая. Слог хорош.
Исходя из двух вариантов, ГОЛОС оставляю трем краскам))
12:58
Максимка так говорит, потому что он не робот) но и не человек. Я не хотела привязывать его к этим понятиям, т.к. считаю, что в будущем эти границы будут если не стёрты, то почти незримы. Отсюда взялось слово «антураж».

Спасибо за отзыв и голос)
13:03
да не за что))))
09:49
+1
Так и не поняла, кто такой Максимка. Теряюсь в догадках. А в целом рассказ понравился. Мысли интересные, стиль выдержан. Прочитала с удовольствием.
13:03
Рада, что рассказ понравился)

Максимка — антураж (Близкие лица кого-л., его окружение © Исторический словарь галлицизмов русского языка). Сколько в нём от робота, а сколько — от человека, я не закладывала. Решайте сами)
10:12
+1
Понравились оба. Но ГОЛОС здесь!
13:10
+3
На протяжении рассказа можно было бы чётче разграничить мысли Максимки — на виду «живой детский язык», а подспудно, внутри машины, — «язык ИИ», который делает выводы и пытается сформулировать человеческое качество — способность к творчеству. А так — смесь, которая только путает читателя.

«Антураж» — мне понравилось. Типа, робот, как украшение интерьера, жизни.
«Говорил, что без химии и жизнь не та. » — фраза, вырванная из контекса — повеселила. А в контексте — удивила. Очень резко, без объяснений, появилась и настроила на недоверие к старику — чего он там химичит?

«хихикнул старик» — подкосило уважение к нему.

«но вне своего кабинета в каком-то важном НИИ это был совершенно другой человек» — непонятно. Как Максимка это определил? Ведь он только «бывает» у старика.

«задумчиво штриховал по поверхности холста» — просто «водил кистью». Штриховать — наносить жестким грифелем черты.

Ща, пойду второй почитаю.
Вернулась. ГОЛОС
13:09
Я не художник, я только учусь (училась больше, чем полжизни назад :). Про штриховать — да, косячина. Спасибо, что подметили.

непонятно. Как Максимка это определил? Ведь он только «бывает» у старика — к примеру, брал заполнять домой отчёты) многие такие дела берут на дом, не хотелось забивать зарисовку лишними подробностями. Хотя, может, оно там и надо.

За остальное — спасибо, надо подумать.

Спасибо за отзыв и голос)
13:20
Сдалась?! Зачем?! wonder
laugh я перепутала с турниром. Чуть сердце не остановилось!
13:23
+1
)))) не, мы по поводу турниров учёные)))
17:08
+2
Вот не совсем поняла — кто такой Максимка? Предмет антуража? Воображаемый друг художника или сам художник в детстве? И для чего изобретать ляпис-лазурь? Это как вновь изобретать велосипед. По поводу трех красок — по ходу рассказа художник смешивал черную с белок. Какая же краска третья? Вот просто любопытно? Я не рисую, но мне кажется, что если присутствуют черная и белая и еще одна, то всех оттенков жизни не передашь.
Но в целом рассказ очень добрый и немного тоскливый. Тоска по прошлой жизни, которая, почему-то, чаще всего вспоминается как лучшие годы.ГОЛОС оставлю тут.
Он Максимке красную дал. Снегирям грудки рисовать.
13:13
Ляпис-лазурь изобретать затем, что реальных красок во времени Максимки и Николая Фёдоровича больше нет. Все довольствуются тем, что есть в вирте. Формулы красок за ненужностью удалили из общедоступных источников, и Николай Фёдорович действительно изобретает их заново.

Тоскливый? Хм, возможно. Я его задумывала наоборот — как нечто светлое, доброе, вечное. Торжество души над технологиями.

Максимка — антураж (Близкие лица кого-л., его окружение © Исторический словарь галлицизмов русского языка). Сколько в нём от робота, а сколько — от человека, я не закладывала. Решайте сами)
23:12
+2
Ну пусть будет голос тут. Не идеальное произведение, но индейская история ещё дальше от качественного результата. Здесь хотя бы нет явных ошибок и противоречий (хотя много тумана), а в индейской истории — много торчащих ляпов.
13:13
+1
Ну пусть спасибо будет тут)
02:26
+1
Голос, несомненно! Может быть я очень умный, но я все понял, и вопросов у меня почти нет. Только те, которые подняла в своем комментарии Лев Елена. А рассказик понравился.
13:15
Благодарю за голос) Рада, что рассказ понравился)
Хороший ровный вычитанный текст. Повествование лёгкое, правильное, мир создан объёмный, легко прочитывается отношение мальчика к дедушке как к собственному родственнику. Ненавязчиво подаётся образец поведения и уважения персонажей друг к другу, преемственность поколений.
Есть некоторые логические недосказанности, разрывы, но то, что действие происходит в далёком будущем, видно, что называется, и без очков. О профессии деда упомянуто не слишком удачно, на фоне нынешней волны отказываться от химии действительно напрягает. Даже объяснение, что он ищет забытые рецепты настоящих красок, впечатление не изменило. Но общий посыл рассказа — лёгкий, светлый, прямо-таки идиллический, с огромным многослойным сюжетом — располагает к себе, манит забраться внутрь, как в домик, несмотря на прорывающиеся проблемы будущего.
ГОЛОС.
13:17
Проблемы будущего не будут так ужасны, если в будущем будут Люди, а не люди)

Спасибо за голос и отзыв. И за понимание.
11:31
+1
Рассказ легко читается, язык живой, образный. Сюжет не назовешь динамичным, но идея рассказа — подчеркнуть ценность искусства в век развития компьютерных технологий — этого и не требует. Что слегка напрягает:
1) Для картины, конечно, достаточно иногда и одной краски, но когда автор апеллирует к трем цветам как возможности создания всех остальных, это уж точно должны быть не черная, белая и красная!
В целом рассказ оставляет теплое впечатление. Давать читать детям! Голос.
13:22
но когда автор апеллирует к трем цветам как возможности создания всех остальных — ни в коем случае))) просто у Николая Фёдоровича пока больше нет, а рисовать душа просит) он обязательно со временем изобретёт и остальные)

Давать читать детям! — я такого ещё ни разу не слышала) приятно, спасибо. И за голос тоже спасибо)
13:31
я такого ещё ни разу не слышала)
Главное — дай сноску с определением из словаря галлицизмов!
13:32
+1
Ты на меня титул главного задрота БС не скидывай! Иж чо удумал!
Подумаешь, словарь галлицизмов…
13:34
+1
Да ладно! Я как опубликую (тут неразборчиво) — так там вообще латынь! И титул сразу ко мне вернется))
13:36
+1
Опять помехи на линии… Ты допиши сначала, а то всё тебя мотивировать приходится :/
13:38
+1
Ой, все!
Теплый, душевный рассказ, приятный такой, с послевкусием.
13:26
+1
Послевкусие — дело такое, личное) Рада, что получилось создать капельку соответствующей атмосферы. И спасибо Вам за голос)
Голос
03:17
+1
Может, автор и прав, что для рисования достаточно трех цветов. Белого цвета в чистом виде не бывает. Там почти весь спектр. У черного тоже множество оттенков. Хотя основные цвета — красный, синий, желтый. Максимка похож на нарисованного анимационного персонажа, а не на робота. Что же лучше — рисовать при помощи компьютера или своими руками? Чтоб нарисовать — одних красок мало, нужно вдохновение, муза, фантазия. Старик молодец, ищет свои краски. ГОЛОС.
08:08
Автор далёк от рисования, так что ни за что не ручается)))

Хотя основные цвета — красный, синий, желтый — мне ближе RGB) Максимке, пожалуй, тоже, т.к. он — частично ИИ.

Максимка похож на нарисованного анимационного персонажа, а не на робота — хм, я слегка не поняла, что Вы имели в виду. Буду благодарна, если распишите более подробно.

Чтоб нарисовать — одних красок мало, нужно вдохновение, муза, фантазия — так и есть.

Благодарю за отзыв и голос)
Империум