Воин и Берегиня
Было это давно, кто припомнит — правду признает, а кто ложью сочтёт — хоть позабавится. Верь не верь, а быль оттого небылицей не бывает.
Жила-была деревня, большая да зажиточная. Кормились люди честным трудом с полей, рек, озёр да и Леса.
Лес тот звали заповедным, и был он всегда. Всегда под широкими лапами елей в прохладном и влажном мху вырастала к осени клюква, да какая ещё — не клюква, а с целое яблоко. Стояли прямо стройные сосны и берёзы, под которыми носились взапуски зайцы, рыли берлоги свои медведи сильномогучие, бродили грозные вепри с выводками полосатых поросят. И всегда, если случалась большая беда, Лес помогал — не только древками для копий и жилами для луков, нет — была в нём сила волшебная. Не успевала ещё долететь чёрная весть, а из лесу, беду почуяв, выходили могучий тур и при нём нежная косуля. Грива турья густая серебром сияла, а рожки косули перевиты были душистыми травами. И избирали они двоих — парня и девушку, и чтобы обязательно не родичи меж собой они были. Проводила девичья рука по гриве турьей — и серебро её падало в руки кольчугой, а парень снимал с косульих рожек волшебные травы. И вели молодых тур с косулей навстречу. Отдавали молодые друг другу дары Лесные, в глаза взглядывая. Тут тур клал парню на плечи рога, а косуля ложилась у ног девушки, делясь своей волшебной силой и пряла воедино нити двух, до того, отдельных жизней. Так появлялись на земле Воин и Берегиня, священный союз, сила, превосходящая любую силу врагов рода зверского и человеческого. Играли свадьбу, собирались да и шли врага бить, землю свою защищать. И всегда возвращались живы оба, рука об руку, хоть и не целые, а жили потом мирно да счастливо. А долго ли коротко — вот то — по-разному.
Так и велось испокон веку, да вдруг однажды принесли из дальнего края злую весть — мол, идёт вражье войско, уже землю родную топчет, недалёк час, когда и сюда дойдёт. Взволновались старые волхвы — что же это, уже и люди сказали, что битва близка, а тура с косулей, защитников чудесных, как не было, так и нет! Разожгли костры, принесли жертвы, вышли парни да девки на священный хоровод — испрашивать воли Сил, помощи в беде испрашивать... Только зря прогорели ароматные можжевеловые угли, зря осталось стыть пиршественное печево — молчали и духи, и Лес, словно мёртвые.
Страшно всем стало. Засыпали и просыпались люди во страхе, и жили в нём в же. Войско ли теперь собирать, князя ждать ли нового, дом свой обжитый бросить, уходя неведомо куда?.. Каждый думал одну и ту же тяжкую думу, а выхода всё не было.
И Жданка-веснушка, дочь старосты, тоже думала, на полатях ворочаясь. И Храбреня, сиротка, мысль из головы не выпускал, в душистом сене этак-то полёживая. Какая бы беда ни была, а молодая кровь кипит, бурлит, своё говорит дельное — вот и решили парень с девкой порознь друг от друга, что надо самим в Лес идти, тура с косулей искать. Пропаду, мол, — не жаль, на большое дело иду, а коли справлюсь — людей хоть спасу. Порознь ушли, отдельно от друга зашли в Лес, ничего ещё толком не видя.
И вот идёт Храбреня, всё глубже забирается, светлый березняк прошёл, по медному бору продвигается. Скоро уж ельники, там и луна так не будет каждую хвоиночку под ногами высвечивать, тяжелей придётся. Идёт Жданка, подол подбирая, косу светлую распустив — может, веточка какая потянет, заставит свернуть да выйти куда надо. И нет-нет, да казалось, что перебирают копытца, мелькают рожки, нос любопытный ветки раздвигает — не волшебная ли то косуля?..
Расступились деревья перед Жданкой, продрался сквозь кусты Храбреня, ступили голые ноги вместо хвойного ковра на шёлковую траву. Отразился последний лунный луч в глазах ясных нечеловечьих, и увидели парень с девкой ту самую косулю, о которой раньше только слыхом сказочным слыхивали. Посмотрела косуля на них обоих, да пошла по полянке. Копытцами перебрала этак и встала у бока огромного, широкогрудого, длиннорогого тура. Прежде могучий, а теперь будто израненный насмерть тур разомкнул веки, и словно сам Лес глянул на людей. Устало смертельно, да слегка, вроде как, и виновато.
— Батька тур, — повалился на колени Храбреня, — беда большая к нам идёт! Пошёл я искать вас, чтобы силы просить, какой вы нас всегда одаряли.
— Матушка косуля, — Жданка в траву, как подрубили ей ноженьки, опустилась, — враг землю топчет. Твоей мудрости искать пошла, от предков завещанной, чтоб мир сохранить.
Поднял тяжёлую голову тур, приподнялся на одном копыте, оглядел гостей своих отчаянных, нежданных.
— Люди забыли законы, — заговорил он медленно, и голос его тоже был голосом Леса — голосом шумящих ветвей, и кличем певчих птиц, и воем воющих волков, и тихим разговором что-то шепчущих цветиков-первоцветов. — Они бьют всякого зверя, которого только увидят, топчут заповедные поляны, ягоду берут без счёта, ни зверям, ни птицам ничего не оставляя. Рубят деревья, куска съедобного не оставляя взамен. Пращуров чтить позабыли. Сытая жизнь заставила их не слышать то, что предки завещали, из лесу вышедшие. Лес ослаб, и мы не можем помочь вам.
— Что же нам делать, где силу искать, чтобы землю свою уберечь?! — разом взмолились парень и девушка. Прижалась косуля к плечу шире неё самой, словно силой делясь, хотя куда там изящная косуля против могучего тура... Ан нет, снова зажглись погасшие было глаза, снова поднялась голова в венце тяжёлых рогов:
— Нет у нас силы, чтобы вас оделить. Нет силы шепнуть земле, чтобы она сама с себя врагов сживала, не пускала ни вглубь, ни вширь. Самим вам придётся силу взять, Воином да Берегиней стать.
— Где та сила находится, батюшка тур?
— Три испытания хранит Лес. Перво-наперво нужно одолеть чёрного вепря, что под раздвоенным дубом живёт. От него вдохнёте первый глоток. Дальше найдёте травинку-былинку, дивный цвет, в ней исцеление волшебное. А уж после встретите Сухатку. Сделать всё нужно за одну ночь, пока свет солнечный землю не позолотит, и сюда вернуться.
Тур снова лёг наземь, и косуля, прижавшись к его боку, посмотрела на Храбреню со Жданкой. Только тут посмотрели парень с девкой увидали друг друга, и залились румянцем — оба босые, верхние рубахи в спешке не надели, волосы растрёпаны... протянул Храбреня руку, вложила Жданка свою ладонь в его, и пошли они к раздвоенному дубу чёрного вепря искать.
Велик был вепрь — не увидали бы они сначала тура волшебного, решили б, что он — самый набольший зверь во всём лесу. Шерсть черная, прочная, как железо, глаза алым цветом горят, копыта камни разбивают. Ринулся вепрь на парня с девкой, шагнул вперёд Храбреня, Жданку закрывая, а та его как толкнёт — и бежать. Полетел кувырком Храбреня, а пока летел, понял, чего хотела она, и с кувырка тоже припустил — быстрей ног своих понёсся. Догнал Жданку, бегут они рядом, вепрь уж недалеко храпит, пену с клыков роняет. И тут снова как толкнёт девка парня вбок! Но тут уж Храбреня и сам сообразил, прыгнул в другую сторону. Силён вепрь, могуч, только тур его бы и одолел, да небыстр он, свинюка чёрная. Успели легконогие и юные дуб обогнуть с двух сторон, а вепрь ничего не успел — так и влетел в развилку дуба, грудью застрял, клыками зацепился. Девичьей лентой связали ему задние ноги, а передние тесёмкой со лба. Присмирел зверь, и решилась Жданка его погладить, провести ладонью по жёсткой чёрной шерсти, как железо прочной. Провела и покачнулась, будто ударило её. Молча взяла девка крепкую мозолистую руку да к чёрной шкуре и приложила. Тут и парень вдохнул силы вепревой. Будто водой живой, родниковой окатились с утра — голова ясная, тело свежее, будто сладко выспались на перине да на заре встали. Теперь и травку-былинку, дивный цвет, искать легче будет, высматривать на полянах.
Так они подумали, да только оба ошиблись — даже волшебной силы не хватало, чтоб найти траву ту заповедную. А ещё и ветка, отпущенная неловко, по глазам Жданке хлестанула — открыть не может покрасневшие веки. В четыре глаза не могли найти, нешто Храбреня в два сумеет? Поднял он девичье тело лёгкое на руки, да понёс в тысячный раз поляну приметную осматривать. Хмур Храбреня, а Жданка улыбается чему-то хорошему.
— Ты, Храбренюшка, ступай тихо-тихо и иди, куда укажу.
— Ты же не видишь? — удивился он.
— Не вижу. Травинку-былинку, дивный цвет, не глазами ищут. Поёт она тихо-тихо...
Как ни вслушивался парень, только шелест мышиный и мог услышать. Видать, без глаз надо остаться, чтобы такое постичь. Пошёл он тихонько, куда его девушка направила, и под валуном нащупала лёгкая Жданкина рука травинку-былинку, дивный цвет — как есть подснежник, только на длинной тоненькой ножке, с нежными переливчатыми лепесточками. Прикоснулись пальцы тонкие к лепесткам, и сразу стало голове легко и ясно. Открыла Жданка глаза. Теперь они оба с Храбреней и без луны видели каждую травинку, каждую чешуйку коры. Увязала она дивный цвет в платок, спрятал парень его на груди, к Сухатке неведомой пошли.
Искать её не пришлось — ждала уже на самой границе топи. Уж вела она речи вельми прелестные, богатства сулила немереные за один дивный цвет. И платок свой бабий размотала, да ликом прекрасным Храбреню сманивала. И рукой вдруг удлинившейся ударила — а Храбреня грудью вбок встал, лапу сухую ножом ударил, искры высек. Пугала Сухатка лихорадками и Леса страшной местью — так то всё Жданка оборвала, словом обережным прикрыла. А когда выросла Сухня эта выше самых высоких деревьев, не забоялись парень с девкой. Встал он впереди, она сзади, руки на плечи его положила, и почуяли они такую силу, какой никогда у них не было — хоть всех врагов вдвоём можно встретить.
— Вижу я, вы вдвоём уж и Смерти не боитесь, — усмехнулась Сухатка, да и приняла своё истинное обличье: почернела одежда, истаяла плоть, обнажая скелет. — Ступайте, Воин и Берегиня.
Рука об руку вернулись они к туру и косуле, и было то под бледными ночными звёздами. Выпоили из дивного цвета серебряную каплю в турью пасть, а тот глотать не стал, на языке передал своей косуле, и сам будто оттого сил получил. Помогла Жданка надеть Храбрене кольчугу серебряную, а он ей отдал травы душистые, от веку целебные.
Свадьбу сыграли кровавую: на мечах да саблях, под крик людской и конский. Не каравай ломали — шлемы с латами раскалывали. Не на перину ложились — к земле приникали. Не золочёной соломой будто дышали — кровь вдыхали, сладкую да солёную, землю по локоть пропитавшую. Только всё одно выстояли, друг друга заслоняя. Муж жену от врага защитит, жена мужа у Смерти отберёт.
И всё-то у них спорилось, и все их слушали. Лесу снова рыбу люди возвращать стали, ягоду считать бережно, да и зверя бить далеко не всякого. И пока живы были Берегиня с Воином, да дети их, да и внуки, может, будет стоять и Лес, людей укрывая от всякой беды. И от напасти прочей всяческой.
Читается сложно, полотно сплошное.
Но вот за этот отрывок спасибо огромное.
Лес есть, сюжет есть. ГОЛОС
1. Персонажи
Вот вроде и ничего особенного — а я прониклась. Наверное это и называется настоящей любовью из славянской сказки. Вроде ничего мы про них не знаем, а уважение берет. Сами ведь в лес пошли, и находчивость показали, и чуткость, и смелость. В общем все как надо. Не зря силу получили.
2. Идея и сюжет
Идея красивая и романтичная, больше о ней и сказать нечего. Сюжет — сказка как она есть и как она должна быть, все чин по чину, ни малейшей придирочки. Может, только чуть растянули экспозицию, в начале я заскучала маленько. Но это мелочь мелочная, несущественная.
3. Язык
Выше всяких похвал, даже захотелось попробовать написать что-то подобное. Мммммм, критик словил от этого текста острый укол эстетического удовольствия, так держать! Хотя не все идеально, конечно, была пара шероховатостей, но как-то я за них не зацепилась, ибо было интересно что дальше будет.
ИТОГ:
однозначно и бесповоротно ГОЛОС. За стилистику и атмосферу, за вложенную в текст любовь автора и его мастерство. Давайте на бис! Удачи, всех благ!
P.S. Разбивайте абзацы, разбивайте… очень уж они длинные, от этого смысл теряется и читается тяжелее, чем могло бы. Учитесь делить информацию на порции поменьше, стиль ваш никуда от этого не денется, а читаться будет легче.
Славянский сказ про уважение, любовь, трепетность.
Читается местами тяжело из-за языка, но продираться не приходиться.
И все есть: и мораль, и действие, и персонажи, и язык.
Автор, спасибо, я очарована.
Это как?
В целом, между фэнтези и сказкой. Сказ)))) язык стильный, да. Кровавая свадьба мне не понравилась. Идея защиты как-то в крови утонула. Финал скомкан. Пока живы были… может будет…
Ощущение, что текст прямо из рук вырывали и бегом отправляли)))
Эх, пойду настрою гусли свои домашние, а то что-то пылятся в углу без надобности)))
Просто надо же к чему-то докопаться. Я ж не могу как Ветер про туров. Я с животным миром только в виде кота хорошо знакома)
Ладно, шучу я. Просто пихают про косу везде где ни попадя. Там же много вариантов других есть.
Или ты будешь всех читать и критиковать?))
Я приравняю турнир сказок к турниру НФ и начну занууууудить! Муахахахах!
ГОЛОС
Да и двое человек, не имеющих боевого опыта, сдерживающие вражескую армию — это уже не сказка, а абсурд. Такого даже Мстители, по-моему, не умеют. Богатырей — и тех трое))) Ну то есть да — им силу крутую подогнали, но не укладывается у меня образ в голове.
А еще — это я уже, наверное, не шарю в сказках и язычестве — но как-то по идиотски приносить жертвы силам, завязанным на природу. К тому же — олицетворенным туром и косулей — травоядными животными. Что им, травки какие жгли? Так это не жертвой, вроде как, называется.
Короче, считайте меня занудой и не обращайте внимания, а я пошел.
Там про остывшее печево говорится — ритуальный каравай. Так что да, в каком-то смысле.
Хлебушек — это не жертва, это по сусекам поскрести и у печи постоять. А жертва — когда с дорогим чем-то расстаешься. Ну хотя бы с курицей…
Не понятно, почему героем славянского эпоса стал тур. Тур чаще встречается в индийских сказках. Да и вымер он давно. Медведь, как мне кажется, был бы более к месту.
И очень не понравилось описание кровавой свадьбы. Покоробило даже. Во первых, девушка идет сражаться с врагом — богатыри перевелись, что ли? Девушки в сказках должны быть добрыми и деток рожать. Во-вторых, почему не пошли на врага всем миром? И уж если не пошли, то что стоило односельчанам отыграть настоящую свадьбу своим героям? Та, чтобы с медом-пивом…
Занудства ради, есть и живые туры. Но что-то подсказывает мне, что имелись в виду совсем не они)
А вообще, есть зубры, например. Вполне славянская зверюга, да и близкая к предложенному в тексте.
Не каравай ломали — шлемы с латами раскалывали.
Множественное число — значит непосредственно в бою были оба.
задротумный ты, говорю, Ветер-батюшка!Ха. Ха-ха! Ха-ха-ха-ха-ха!!!Содержание показалось жестковатым и не больно-то интересным. Эпичность происходящего, три испытания, божества, передающие мудрость — это хорошо.
Жестокость, наверное, присущая к древнеславянским сказкам, меня отпугнула.
Кто ЦА?
Спасибо автору за труд.
Голос
банясвадьба зашла?)))))) Я так и знала))))))Девичьей лентой связали ему задние ноги, а передние тесёмкой со лба — ябпосмотрель! А зачем, при таком раскладе, им Сила нужна?
Второе испытание — найди травку. Глаза открыть не может — а мы слушать будем и найдём! Похоже на читерство. Ну, или на то, что у автора не хватило фантазии на 2-ое испытание.
третье испытание вообще аут. Это знаете, не сказка, а маг.реализм. Я буду что-то делать и это поможет. Ещё так иногда в D&D водятся, когда мастер предвзятый и любой дурости игроков потакает. Ну, или на кубик когда критически везёт. «Перед тобой тролль, он злой и голодный» — «Я дарю ему цветочек и говорю, что быть злым — нехорошо» *кидает кубики, выпадает критический успех* — «Тролль кушает цветочек и, раскаявшись, бредёт в свою пещеру, вышивать крестиком».
Выпоили из дивного цвета серебряную каплю в турью пасть, а тот глотать не стал, на языке передал своей косуле, и сам будто оттого сил получил — это что за… кхм… ну да ладно, мб это фишка такая, авторская
Это аут… но ЭТО определённо победит. В чём я, в принципе, не сомневаюсь…
Мне в этот момент представился бык, плюющий в косулю :)
скажите, как развидеть моё и увидеть Ваше…
Я теперь тоже не могу развидеть.
Что хорошего: язык. Красивый и нигде не сбивается. Тяжеловато звучит, но вполне понятно. Вообще сказка подкупает именно языком, скорее всего именно из-за него уже столько голосов. Ведь будь текст написан без стилизации, он потерял бы очень многое.
Испытания выглядят несколько надуманно. И прохождение испытаний немного скомкано. Это от кабана то они удрали? А потом тесемкой связали? Хотя, я то, чего, – я мастер недостоверности, а это вообще сказка. Ну и как иначе, с маленьким объемом. «Кровавая свадьба» меня особо не смутила, все как в лучших домах Вестероса. Хотя переход к ней несколько резкий.
Была мысль почитать сыну, но думаю, что язык он не оценит, для детей воспринять его будет не просто. Да и вообще слишком уж многое объяснять придётся.
Тем не менее, посмотрим, что там дальше. А то все голоса пока тут.
Он просто шедеврален, именно им сказка и запомнилась.
P.S. Естественно мужчина проламывается через кусты, а перед дамой все расступается)))
P.P.S. Прости меня автор, я всю сказку хотел назвать девушку не Берегиня, а Баралгин(
Суровая, жизненная сказка.
Ну, по-порядку:
1. Большой минус тексту – абзацы, как один большой и слипшийся пельмень! Дробить надо. И фразы, и абзацы! Это ж читать тяжело!
2.
Как в анекдоте про арбуз: КРЫЖОВНИК! ДИЧКА!!!
Во-первых, яблок у древнеславян не было от слова «никак».
Во-вторых, такие аллегории подошли бы для юмористического рассказа, а не для этого. Мне так кацца…
3.
Ну, может, «израненные» тогда уж? А то — «нашёл в лесу Боря гранату и домой вернулся не весь».
4.
В наши дни слово «девка» не звучит. Хотя, это так, занудство.
5. Испытания сладкой парочки — это какой-то трэш! Мне аж интересно стало, что со «свинюкой» случилось, когда эти красавцы ею надышалась и нагладились. Но подобные мысли всплыли исключительно оттого, что испытания не продуманы и откровенно скучны.
6.
А где же народ-то словенский шалался, пока эти двое всё расхлёбывали? И как это — «возвращать рыбу»?
И вообще, текст вычитывать, вычитывать и вычитывать.
Так считаю.
Но ГОЛОС сюда, так как верю в автора. Детские, милые сказки — конечно чудесные и просто замечательные! Но мне в дальнейших турах хочется видеть более глубокие работы.
Бедный несчастный искалеченный русский язык! Как не впасть в отчаяние уже после первого абзаца? Зачем я это читала?!!!
Стилизация. Она хорошая, выдержана до конца. Продираться не пришлось (хотя я сложности не люблю), но в данном случае надо просто настроиться на славянский манер, и идёт как по маслу. В детстве читала много Бажова, может, поспособствовало, не знаю. Но сложно не было.
Сюжет. Нормальный такой древнерусский былинный замес. Кровавая свадьба меня не смутила. Ну, времена были такие, бились на поле брани не на жизнь, а на смерть. Описано красиво и к месту.
История. Оговорюсь, я не очень сильна в истории, деталей могу не знать. Но вот что резануло, так это то, что они в лес без верхних рубах пошли. Это что, они голые были, или что-то другое значит? Тур и косуля хорошая аллегория, прямо находка, но связать вепрю копыта лентой, серьезно? Тесемкой с головы? Не верю. А где ленту взяли, если девушка была простоволосой? Кстати, распущенные волосы для девушки позор, все в курсе?
Мораль. Правильная мораль. Люди стали лес вырубать, лес ослаб и перестал защищать. В целом, хорошо.
А вообще так бодренько, по-славянский как-то. Силушку обрели, свадебку
кровавуюсыграли, супостатов — на холодец.Только показалось надуманным, что через эту жесть к морали экологической пришли. Как-то не сложилось в голове.
Но написано приятненько.
ГОЛОС
Повествование: Выбранный автором стиль и слог не мой однозначно!
То, что я сочла ошибками:
1. «…делясь своей волшебной силой и пряла воедино нити двух, до того, отдельных жизней» пропущена запятая после слова «силой», обособление деепричастного оборота.
2. «…и жили в нём
вже» опечатка.3. «Только тут посмотрели парень с девкой увидали друг друга…» пропущена запятая после слова «девкой».
4. Соответствие жанру: Сказка.
5. Тема: Соответствует.
Автор очень все красиво подал. Занятный рассказ, но не сказка. Легенда, возможно, притча.
Огромное спасибо за труд, который в этом тексте очевиден)
Голос.
Я не люблю стилизацию, вообще. Никакую. Если это не попытка стеба. По-моему, атмосферу можно передать как угодно иначе, а эти длинные выспренные предложения меня просто вымораживают. Особенно тяжеловесно выглядит описание ритуала передачи силы в начале, написанное этим языком оно вообще на мой взгляд негодно к перевариванию.Да и нужно ли так? какая, в сущности, разница, кто, что и куда засунул для обретения силы?
Может быть, я мыслю предвзято, но я не люблю лубок. Сюжет выглядит немного искусственным. Каждый раз, когда враги, приходят волшебные звери… не проще ли Воина с Берегиней регулярно назначать новых? Зачем волшебным зверям кому-то помогать просто так? По мне было бы гораздо логичнее, если бы легенда про них была именно легендой, если бы люди обленились, перестали почитать лес и ЗАБЫЛИ бы назначить новых Воина с Берегиней, т.е. если бы потеря связи с природой произошла не внезапно, а постепенно (как это обычно и бывает). Если знаешь, что лес — твой главный ресурс в случае опасности, то будешь относиться к нему иначе. Качественные скачки всё-таки не происходят так внезапно. А если время действительно прошло, и тура с косулей никто не видел, уже появились бы скептики… ну да ладно.
Похоже на сюжет для славфэнтези, только ужатый до предела и несколько… упрощенный, что ли. Для сказки это слишком сложно, для рассказа — простовато, а сказы и прочие промежуточные жанры не вызывают у меня никакого доверия.
Мне понравилось, как герои бродили по лесу, как проходили испытания (кроме тесемки и ленты. вообще иногда лучше обходиться без лишних подробностей. застряла свинюка черная, и застряла.) Сухатка понравилась. Историю бы успростить, убрать сложное вступление, язык сделать полегче и поестественней… но это так, имха моя