Нидейла Нэльте

​Черная сказка белой земли

​Черная сказка белой земли
Работа №11

Далеко-далеко на севере, среди тайги, снегов и оленей жила красавица Яляне. Называли ее счастливой, ведь было у нее многое — муж Ёнко, теплый чум, мясо и рыба. Однако не спала по ночам Яляне, маялась, так как безумно желала ребенка, но никак не посылала своей милости богиня Мяд’пухуця, покровительница очага.

И вот, не в силах смотреть на страдания жены, запряг Ёнко собак, собрал дары, посадил Яляне в нарты и повез ее к шаману. Жил тот шаман в лесу, с духами разговаривал и многие хвори излечивал.

Принял шаман подношения, разжег благовония, ударил в бубен — запел и затанцевал, три мира воедино соединяя. А затем молвил Яляне:

— Иии, красавица, слишком много ты думаешь, тревожишься, своими страхами богов гонишь. Хватит по ночам не спать, слезы лить — веруй в духов, и пошлют они тебе дитя!

Слушала Яляне шамана и вздыхала. Как полагаться на то, чего нет? Уже двадцать лет скитается она со своим родом по рекам, лесам и полям, и за все это время никто из них ни единого духа не встречал. Гораздо надежнее молиться на теплую одежду, хорошую охоту, да жаркий огонь. Почитать того, кто действительно защищает тебя.

Шаман еще долго пел и бил в бубен, а Яляне с тоской смотрела на улицу. Зимой солнце садится быстро, а значит, возвращаться в родной чум придется по темноте. Опасна тайга ночью, но прерывать камлание не смеет никто. Наконец, отпустил их шаман, напоследок предложив отведать вяленого оленьего мяса. Заторопилась Яляне — не стала кушать, побежала скорей нарты запрягать, домой отправляться.

Едут они обратно с Ёнко, собаки бегут быстро, тайга сама собой расступается. Дорога проложена, зверья не видно, и Яляне уже задумывается о том, что сварит мужу на ужин. Вдруг подпрыгнули нарты на кочке, и лопнула собачья упряжка — давно потяг замены требовал. Собаки сразу в лес убежали, опьянённые внезапной свободой. Молодые еще, дикие. Лишь вожаки остались. Закричал Ёнко громко, замахал руками, но на двух собаках далеко не уедешь. Наказал он тогда Яляне оставаться в санях, а сам в погоню бросился.

Сидит Яляне, в шубу кутается, плечами зябко водит и по сторонам оглядывается. А чего глядеть — справа лес и слева тот же самый лес. Вдруг слышит, вроде плачет кто-то, да так жалобно. Испугалась Яляне, что это Ёнко мог в беду попасть, вылезла из саней и пошла тихонько на звук. Снег под ногами поскрипывает, иней с пушистых веток падает, звезды на небесах перемигиваются. И тишина мертвая, только жуткий плач все громче и громче становится, и чем ближе подходит Яляне, тем больше растет в ней уверенность, что это Ёнко. Бежит она быстрее, зовет мужа по имени, дороги не разбирает, в самую чащу с головой окунается. Вдруг ели раздвигаются, и выбегает Яляне на поляну лысую, луной холодной освещенную. И видит, цепенея, что в самом центре поляны сидит женщина — серая, совершенно голая, когтистой лапой рыжие волосы расчесывает. Хочет убежать Яляне, но не может пошевелиться — застыла на месте, не в силах оторвать взгляд от страшной женщины. А ведьма уже в ответ смотрит, и глаза- то у нее желтые, круглые и не мигают вовсе. Поднимается она и идет прямиком к Яляне — груди длинные, до колена, за плечи перекинуты. Пытается Яляне закричать, но горло свело, язык к небу прилит, и только хрип изо рта вырывается. А женщина уже рядом совсем, на губах улыбка жуткая, во все зубы, и глаза огненной желтизной горят, завораживают. Потерла свое лицо ведьма о лицо Яляне и переняла ее черты — смотрят они друг на друга, как в зеркало.

Наконец, собрала все силы Яляне — спало оцепенение, отскочила подальше от ведьмы, побежала, начала Ёнко громко звать. И тут же поняла, что вместо крика выходит вой звериный, не бежит она, а прыгает; на четырех ногах — копыта, а шуба в темно-коричневую шерсть обратилась. Стала она важенкой — оленем северным, лесным. От ужаса подогнулись ноги у Яляне, заревела она страшно — по поляне катается, головой о землю бьется. Но толку от этого никакого — как была оленем, так и осталась.

А ведьма в облике Яляне на дорогу вышла, в сани уселась и стала ждать Ёнко. Тот скоро подоспел — всех собак собрал. Не заметил подмены охотник — подлатал потяг и запряг собак. Завыли хаски — не хотят ехать, на лже-Яляну, тень проклятую, рычат. Прикрикнул на них Ёнко, погрозил кулаком — все-таки потянули собаки сани. Едет Ёнко и чудится ему, что где-то в чаще кричит его жена. Остановил нарты и дивится — выбегает прямо на дорогу важенка молодая, копытом бьет, ревет протяжно — будто сказать что-то хочет.

— Убей олениху. Сердце ее зажарю — поедим! — ведьма хрипло в санях говорит и немигаючи смотрит на Ёнко. Достал Ёнко лук, натянул тетиву, но собаки в поводьях дернулись, и прошла стрела мимо важенки. Убежала Яляне в лес, напоследок копытами цокнула. А ведьма с Ёнко домой отправились.

Месяц живет ведьма с чужим мужем — вроде складно, но все же дивится Ёнко странностям жены. Огня избегает, мясо с кровью ест, ходит с распущенными волосами и расчесывает их часами напролет. Целыми днями молчит, улыбается только широко — скалится во все зубы. Ходит всюду за Ёнко по пятам и движения его копирует, все за ним повторяет, и смотрит при этом так пристально, немигаючи, что пробегает по спине холодная дрожь.

А еще через месяц понесла лже-Яляне, и летом, в конце августа родился у Ёнко сын. Лицом вышел в отца, только вот глаза чудные — желтые, как солнце, и круглые, словно луна. Назвали его Натена — «долгожданный». До года богатырское здоровье имел, а потом внезапно хворать начал. С каждым днем угасает в нем жизнь и никакие снадобья не помогают. Совсем опечалился Ёнко, не знает, чем сына вылечить. Поехал он тогда снова к шаману, совета спросить.

Ударил шаман в бубен, напоил костер огненной водой, запел песни, задобрил духов и молвил:

— Иии, Ёнко, возвращайся домой, скажи жене, что на охоту пойдешь, а сам подсмотри за ней в окошко. Сам все узнаешь.

Сделал Ёнко, как шаман велел. Утром достал лук и стрелы, собрал вяленого мяса и сказал жене, что идет охотиться. Кивнула ведьма, ничего не заподозрила. Ушел Ёнко на запад, тихонько воротился с востока и сел в окошко подсматривать. И видит, как распустила Яляне волосы, сбросила одежды — а под ними-то тело серое с грудями длинными, до колен. Стала поить она ребенка из груди мертвым молоком, и лицо ее рябью подергивается, расползается в разные стороны, только глаза круглые пламенем горят, смотрят немигаючи. Понял Ёнко, что не Яляне это вовсе, а тень из Нижнего мира, что жизнь в нежизнь обращает. Закричал громко, вскинул лук и ворвался в чум. Выпустила ведьма ребенка, кинулась на Ёнко с диким воем, когтями длинными в горло метя. Но успел охотник выстрелить и попал ведьме прямо между грудей. Зашипела нежить, в дым обернулась, по воздуху прахом развеялась.

Прошел день, другой, а Натена все так же хворает, серый совсем стал. Отвез Ёнко его к шаману, чтобы освободил он дитя от колдовства. Сказал ему шаман:

— Иии, затягивает мальчика в Нижний мир — борется в нем людское и нечистое, вот и хворает Натена. Напои его молоком лесного оленя — тогда жизнь победу одержит. Все колдовство спадет.

Отправился Ёнко в лес, оленя искать, и долго блуждать ему не пришлось. Сама вышла к нему важенка, настоящая Яляне. Подивился Ёнко — зверь дикий под руку стелется, ласки напрашивается. Даже аркан без надобности — рядышком бежит, мягко в плечо подталкивает. Привел он ее во двор, надоил молока и понес в чум к сыну. С первого глотка порозовел мальчик, со второго заплакал громко, а с третьего — глаза карими стали, человеческими. А потом засмеялся вдруг Натена радостно, ручки за спину Ёнко потянул. Обернулся Ёнко и обомлел — стоит в дверях его Яляне, дрожит от холода, по щекам слезы текут. Рот открывает, но сказать ничего не может — отвыкла за два года молчанья. Подбежал к ней Ёнко, дотронулся осторожно, в глаза заглянул, слезы утер — теплая, настоящая жена. Живая.

С тех пор жили они счастливо — всегда было вдоволь мяса, огня и теплой одежды. Верить стала Яляне в богов по-настоящему, подносила им дары богатые, чтобы защищали они чум от злых духов. Натену растила, сыном называя — любила его, как собственного и никогда напрасно не обижала. Но в лес одного не отпускала, и сама дальше трех сосен не заходила. Так как иногда, лютой зимой, приносили ей ветра эхо горького, нечеловеческого плача: «Мой сын! Мой!»

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+9
23:49
1050
02:33
+3
Опасна тайга ночью, но прерывать камлание не смеет никто. — почему эти народы у меня крепко оссациируются все же с тундрой???
Эх… вот люблю я всю эту Якутию, обожаю не могу… но честно — на середине я поймала себя на том, что уткнулась в телефон :((( вот вроде и сказка ничего так, а не цепляет ничем кроме сеттинга. Ладно, вперед и с песней.

1. Персонажи
Девушка, которая не верила в богов, ничем не примечательный муж ее и интересна нечисть. Все. Больше похвастаться произведению нечем. Так же хочу отметить, что сначала главной героиней была девушка, потом неожиданно стал парень. Ты вроде хочешь читать про то, как мадам расколдовывается, а тебе под нос подсовывают что-то другое sad Отдельно хочу отметить шаманское «ииииии», после которого я каждый раз с отвращением морщилась.

2. Идея и сюжет
Идея? Идея написать якутско-чукотскую сказку была хорошей. Плохой была идея поменять коней (персонажей) на переправе. Так же расстраивает то, что все решил шаман. Ни парень, ни девчонка палец о палец не ударили чтобы было им счастье. Парень еще и девушку, кажется, не любил, ибо не замечал два года что с ним нечистая сила в одной постели спит. В остальном… где мораль? Вроде как мораль сей сказки «верьте в богов», а главная тема «не верящая в богов девушка начинает в них верить»… но… я бы на ее месте в шаманов верила а не в богов. Нет, все же раздражает меня страшно тот факт, что ни один из героев не пошевелился за всю сказку толком :(((

3. Язык
Ничего выдающегося. Простой, сказочный язык. Порадовало знание фолклора и тамошней живности. Расстроила тайга, хотя в этом я не уверена, а лезть смотреть мне лень. Построение текста тоже простое. В общем не о чем здесь говорить. Вроде гладенько, и если бы был хороший сюжет — было бы отлично. Но сюжета хорошего нет, так что блекленький язык вытащить нечему.

ИТОГО: серо. Единственная яркая искорка — то, что стилизовано под сказки чукч. В остальном на твердую такую четверку с плюсом.

03:05
+2
Не, ну муж разок пошевелился, когда в ведьму выстрелил. Хотя это его опять таки шаман надоумил.
И еще «косячки» обнаружились в тексте:
«Уже двадцать лет скитается она со своим родом по рекам, лесам и полям» — простите, откуда В ТАЙГЕ поля?!
«Шаман еще долго пел и бил в бубен, а Яляне с тоской смотрела на улицу.» — УЛИЦА в чукотском стойбище? И, судя по контексту, шаман вообще жил один. В ЛЕСУ!
«Но в лес одного не отпускала, и сама дальше трех сосен не заходила. „ — хм-м, как же он потом охотится будет, бедный?
А знаете, что хорошего в этой истории?
Четкий задел на будущее в финале! Задел на дальнейшую судьбу Натена, сына героини. Однако, нафантазировать, накрутить с учетом национального колорита! Это ж какое фэнтези получится о юноше, которого рвут на части два мира!!! Какая половина его души одержит верх? Человеческая или теневая?! Встретится ли он со своей настоящей потусторонней матерью? И как тогда станет относиться к земным родителям?
Уважаемый автор, было бы здорово, если б вы подхватили эту идею)))))
03:46
+1
Кстати вот тут не могу не согласиться, я бы про этого Натена почитала :3
04:03
+1
Не знаю что тут, но начну с этой сказки читать. Картинка нравится.
04:06
Да, и название.
10:00
+3
Интересная сказка. Фольклор — это сразу огромный плюсище.
Но у меня не сложилось — как ведьма смогла зачать, если она тень из неживого мира и в итоге даже молоком своим ребёнка убивала? Как-то нелогично…
Вообще в финале должна была остаться счастливая шведская Семья — папа, пама, сын и их домашняя ведьма. Эх.

ГОЛОСую сюда. Здесь лес имеет сакральное значение — и это огромный плюс.
15:04
+2
Правильный выбор сеттинга-половина успеха, я считаю )
Гладенько написано, тут даже вопросов нет.
Большой вопрос к Ёнке — почему он не повез жену к шаману и не спросил «ты чего, ирод, с женой моей делал? Чего она за мной ходит?» И далее по тексту.
Да и в самом начале: зачем оставлять жену ОДНУ посреди леса? Ну вдвоем бы Пошли собак ловить- всяко спокойнее. Я бы там одна перепугалась бы не на шутку quiet
Как Яляне смогла принять этого ребенка? Мало того, что точно не её, так это ещё и нежить наполовину. Ну сложно мне в это поверить.
И да — в чем все же мораль? Верить в богов?

Сделано хорошо. Я прям всему поверила и тайге, и собакам.
20:53
+1
Замечательная сказочка! Читать было очень интересно! Оригинальная, увлекательная, с элементами северного фольклора! Конечно понравилась!
ГОЛОС!
Гость
21:28
+1
Дитя-подмёныш — классика жанра. Лагерлёф, Валенберг, Янссон, Нурман ещё десяток назвать могу по этой теме, не говоря о фольклоре. Автора не видно, кроме случайных промельков улиц и полей городского жителя, о чем уже говорилось. Всё остальное, увы, народное творчество в свободном пересказе.
07:12
+1
Мне понравилось!
10:53
+1
Прилично написано. Но не докатил автор колесо истории. А, наверное, мог бы…
17:26
+1
Ох, замечательная легенда!
Аж слезы на глаза навернулись!
Браво Автору!
Очень все красиво и атмосферно!
Прекрасно!
Но не сказка, к великому моему сожалению!
Но до чего же прекрасно!
Спасибо!
20:21
+2
Нет у меня ни одной претензии к этой сказке. Все прекрасно. Описание ведьмы самое жуткое, какое попадалось в последнее время. Сын ведьмы – получеловек, полудух, это вообще супер. Я вообще люблю северные сказки, мне их судить сложно…
Эх, но вот есть еще в группе сказка про космос. Ну и чего мне теперь делать? Почему у меня не два голоса???
22:43
+1
После деанона дарю вам подарок в профиль! обязательно!
05:01
+1
«Он pассказал, как плачет тайга,
Без мужика она одинока»

У меня одной это в голове играет? crazy
Буду краток — мне тоже понравилось)

Улица и поля — это, конечно, сразу в 700 граней по сказкам
14:17
+1
У меня одной это в голове играет — ну что Вы, как можно в одиночестве?))) Значит, нам туда — дорога!
12:48
+4
Да зашибательско. На нф была стилизация под сказки народов севера — мне понравилось, и здесь тоже. Ведьма эта с грудямидоколен очень по-шамански. При чтении создается впечатление что читаешь именно северную народную сказку. В чем их секрет? В том что при чтении становится понятно, что сам автор глубоко верит во всех этих божеств, шаманов и обыденную открытую жестокость того мира воспринимает как должное и само собой разумеещееся. Вот это круто.
Сказка удалась!
Два оленьих рога, шкурку песца, крюк для ловли муксуна и ГОЛОС в обмен на такую сказочку.
А ещё «энциклопедию Брокгауза и Эфрона, полное собрание сочинений Конфуция, амперметр, чучело карася, пуанты, флаг Таджикистана, пистоны, петарды и костюм Телепузика» впридачу laugh
Простите, не удержалась angel
14:17
+2
снегоступы!
14:12
+1
А и хорошо!

1 — язык. С самого начала — прямо в точку! Автор обозначил ГГ, причём сразу с двух ракурсов — как видят люди, и как есть на самом деле. Всё просто и понятно. Живо и честно. Заодно сразу намёк на место действия. Тоже хорошо.
три мира воедино соединяя — матчасть! Хорошо!
Вообще, очень легко читается и правдоподобно, я на подобных сказках выросла, мне язык как родной.
Только в двух местах резануло:
Зашипела нежить — а вот тут я усомнилась за терминологию. да простит меня автор. Возможно, современная медиа-культура своё дело сделала, но мне резануло.
теплая, настоящая жена. Живая — скорее, к современному стилю. Это хорошо, это правильно по мысли, но чуть ближе бы к сказочному…

2 — сюжет. По началу — бытовой, потом прекрасно ложится мистическая составляющая. С мифологией тех народов не особо знакома, но шаман узнаваем. Хитёр))) Мясо ведь не напрасно предлагал отведать? Это я так думаю, после деанона ответьте пожалуйста, автор. Всё остальное тоже прекрасно, как по маслу, я не буду вдаваться в каноничность и гладкость сюжетной линии.

3 — финал! Автор умничка! Семью воссоединил, сына оставил, вылечил! К духам почтение привил, палец грозящий оставил!

Это прекрасно, это по-настоящему детская, хорошая, правильная и практически абсолютно гладкая сказка! Отдам дочери, потом отчитаюсь.
15:29
+1
Дочери не понравилось от слова «совсем». Почему — не признаётся.
А мне вот отлично)) Я в её возрасте зачитывалась всякими «страшилками» народными: и про вурдалаков, и про колдунов, и про Лихо Одноглазое)))

Голос этой сказке! Автору большое спасибо.
15:34
думаю, именно по причине страшилки
всякими «страшилками» народными: и про вурдалаков, и про колдунов, и про Лихо Одноглазое)))

моя такое не любит, как и ваша дочь, видимо)
дети они) тонкая душевная организация)
дочь у меня не смотрит мульт Храброе сердце) а поочему? да потому что мама там медведем стала) вот моя и в отказ смотреть) а по мне, шикааарный мульт) я его несколько раз смотрела)
15:39
+1
вот я очень удивилась, на самом деле. Моя смотрела в 6 «Принцессу Мононоке», которую я в 12 еле осилила и считала чем-то очень страшным. С другой стороны, я в 6 смотрела «Полтергейст»…
Дети. Фиг разберёшь.

П.С.: А мульт всё же называется «Храбрая сердцем». «Храброе сердце» — это фильм, с которым у меня до сих пор не могут сложиться отношения. Тяжёлый он для меня, выключаю после первых 15 минут.
15:47
Спасибо, буду знать)
Ну вот, читали мы с ней Оливера Твиста, к примеру. там уже в начале сказано, что мать умерла при родах — и вот моя наотрез отказалась дальше читать) у нее тема смерти — под страхом. совсем отрицает такие темы. Я объяснила, мол, суть Оливера не в том) прочли)
15:49
+1
У нас с темой смерти много проще))) Очень помог мультфильм «Король Лев», смотрела лет в 5, слёзы полили над Муфасой, а потом дочь прониклась идеей Круга Жизни.
15:51
Льва мы тоже смотрели, и сын смотрел — обоим понравилось. но тема смерти (здесь именно родителей) для неё болезненная. страшная, плакать начинает) с какой стороны я ни заходила, не получается пока.
15:49
кстати из новых мультов. про быка «Фердинанд» — супер мульт. моя бросила его на моменте, где быка на скотобойню отвели. и не стала смотреть)
а такой мультик красивый, казалось бы) эх)
Гость
16:19
Фига вы монстры, я «Принцессу Мононоке» осилил, только когда мне третий десяток пошел, и то только со второго раза. Правда, в основном из-за сюжета — я считаю, что он у нее самый сложный из всех произведений Миядзаки.
01:59
+2
Сказки народов Севера. Была у меня когда-то такая книга. Эх… Стиль повествования автору удался. Очень похоже. И олень присутствует. В тех сказка тоже чуть что — и олень вместо человека. И меня совсем не напрягло, что герои не сами свои проблемы решают, а на шамана полагаются. Стиль жизни у них такой smile
02:33
+2
Как так-то упряжка порвалась, что собаки разбежались?

Груди длинные, до колена, за плечи перекинуты.
Ой как страшно то)) Ну зачем жеж вы так жестко то)) Аж дальше не сосредоточится уже) После грудей-то таких

Ух шикарная сказочка! С огромным удовольствием прочитала. Вот такую сказку я и хотела увидеть. Теперь буду сидеть и думать за кого проголосовать… Вот жаль двоих выбрать нельзя)

03:34
и все-таки ГОЛОС)
08:54
+2
Очень классная стилизация. Всё на местах, и сюжет, и язык, и препятствием понятное, и колодовство, и ведьма, и олени. Понравилось. Чуть, может, быстрая концовка. Кажется, объём поджал, очень лёгко всё разрешилось. Но всё равно ГОЛОС
09:49
+2
Палец вверх, если прочитали эту сказку скрипучим голосом коренного жителя Севера! jokingly
Я, конечно, не специалист в ненецком фольклоре, скорее, любитель якутского, но работу оценил. Много мелких деталей, очень характерных для подобного творчества, и сюжет архетипический.
Главный недостаток — попытка привнести в сказку, как ни странно, мораль. Не знаю, как обстоит дело у ненцев, но у якутов большая часть подобных историй — просто страшная байка о встрече человека со Злом. Никаких далеко идущих выводов (кроме, разве что, базовой ТБ в мире духов на уровне «видишь злого духа — спокойно разворачивайся и уходи, не лезь знакомиться») в них не водится. Ну разве что призыв доверять плохим предчувствиям у себя и своих близких.
А введение ненки-атеистки (ну ладно, скорее пантеистки) мало того, что идёт поперёк картины мира северных народов (по крайней мере, в не столь отдалённом прошлом, сейчас, вроде, суеверность осталась, но не столь сильная), так ещё и разрешается неведомо чем и непонятно каким образом.
К счастью, автор то ли не смог эту линию сюжета впихнуть в сказку, то ли поленился (что само по себе не очень хорошо, но спасло сказку), и в результате этот недостаток проявляется совсем немного в начале и в конце. В остальном, само повествование и его язык хороши, за исключением нескольких мелких огрехов.

UPD. Приспичило закопаться в матчасть. Ляпсус у вас, товарищ автор: ненцы не ездят на собаках и считают это дурным знаком. Увы и ах. К счастью для вас, голос отбирать не буду, хотя стоило бы.

UPD2. Претензия отчасти снимается, подробности в беседе с Марией Черской.
Aed
10:10
Назрел вопрос: почему у жителей севера скрипучий голос?
10:33
Хронический ларингит?
Aed
11:06
На почве хронического эксгибиционизма что ли? crazy
«Сибиряк это не тот, кто не мерзнет. А тот, кто тепло одевается» smile
12:35
Я неправильный сибиряк. Одеваюсь и все равно мерзну :)
10:36
Не знаю, почему-то постоянно, когда какого-нибудь чукотского сказителя изображают, делают такой тягучий-скрипучий голос.
Aed
11:08
Так, по моему, все сказителей изображают. А то не солидно будет smile
Aed
10:43
+2
Превосходная сказка. Ее можно смело поместить в сборник сказок, и она будет органично там смотреться. Реалистичные персонажи, оригинальность сказки в целом (далеко не каждый день встречаются сказки народов севера), интересный и главное не провисающий сюжет, за которым интересно следить. Запоминающиеся образы: чего только стоит женщина с перекинутыми за плечи грудями. А за это отдельное спасибо автору:
Так как иногда, лютой зимой, приносили ей ветра эхо горького, нечеловеческого плача: «Мой сын! Мой!»

Отличная концовка!
В общем, я под впечатлением. Конечно, я не совсем объективен, так как люблю намного больше такие вещи, чем добрые детские сказки. Но вкусы есть вкусы.

Однозначно ГОЛОС!

P.S. Как и в реальной жизни, шаман (можно заменить на любую профессию) с бубном (а вот без него никак) решает проблемы crazy
11:50
+1
запряг Ёнко собак, собрал дары, посадил Яляне в нарты и повез ее к шаману. Жил тот шаман в лесу
Скажу вам честно — я вообще не разбираюсь в сеттинге. Но у меня почему-то не сочетаются собачья упряжка и лес. Если я не прав — пните.
груди длинные, до колена, за плечи перекинуты — немножко картинка не сложилась. Они до колена или через плечо перекинуты? Или они перекинутые аж до колена? Или это просто длина так обозначена, но тогда непонятно. как Яляне это определила.

А мне понравилось! Единственное — все же сказка не совсем про лес. Он тут роли не играет почти. Но хорошо.
Насчет голоса подумаю, я уже не так уверен. как раньше.
17:50
Мне тоже интересно было про тайгу и лаек. Но гугл говорит, что катаются в нартах по тайге даже сейчас:
ru.visityakutia.com/na-sobachih-uprjazhkah-yakutsk/
18:25
Кататься-то катаются, но это якуты, а сказка о ненцах.
18:58
+3
Гугл говорит, что ненцы тоже на собаках ездят:
«На Новой Земле, прибрежных островах и морском побережье в качестве упряжных животных использовались собаки. В небольшие оленьего типа нарты впрягали веером от 3 до 12 собак. Ездовое собаководство было воспринято ненцами от русских. Собачьим транспортом пользовались в основном безоленные ненцы – охотники и рыбаки. На собаках развозили песцовую приманку, осматривали ловушки, выезжали на промысел морского зверя, перевозили различные грузы. Кормили собак сушенной рыбой, продуктами морского зверобойного промысла.» www.centrturizm89.ru/about/information/etnos/nency
Совсем правду узнаем, наверное, только от самих коренных народов )))
19:17
+3
Я еще немного покурил матчасть (ссылочка), там всё немного сложно. В упряжке пускают собак рыбаки, но это из-за отсутствия оленей, и рыбаки считаются у ненцев самыми нищебродами. Оленеводам собаку запрягать — всё равно что признать, что пора на рыбака переучиваться (стр. 123-124, 129 по ссылке).
В общем, зависит от социального статуса ненца.
20:05
+3
Вы правы. Но, если быть уж совсем-совсем придирчивыми, в статье рассказывается про тазовских ненцев. А вот в статье про таймырских ненцев никаких упоминаний о дурных знаках нет.
Заголовок ссылки... стр. 172

Капец, как все сложно eyes и я уже чувствую себя ненецким задротом.
20:16
+3
Дамы и господа, я Вас обожаю))) прошу, продолжайте!
20:35
+4
А между тем, мы только-только во вкус вошли) Ах, старые добрые студенческие времена, когда можно было перелопатить полбиблиотеки МГУ по межуниверситетскому сотрудничеству, чтобы доказать, что В ИНТЕРНЕТЕ КТО-ТО НЕПРАВ.
Если быть также придирчивым, то в статье рассказывается только о материальной культуре, отношение к этому самих ненцев лежит за пределами предмета статьи. Да и Таймыр — тундра, а тут речь идёт о тайге.
А у новоземельных ненцев, например, тупо нет оленей — им на Новой Земле есть нечего. Из-за этого ездят на чём придётся — на собаках.
20:42
+2
Тазовская тундра тоже не тайга))))
20:44
+4
А вообще, у меня почти два ночи, а я читаю про ненцев)
Короче, да, традиционно ненцы ездили в оленьих упряжках. В собачьих — бедные, у которых не было оленей.
Снимаю шляпу ) И без вас я бы так много не прочитала точно)
20:53
+4
Вам тоже спасибо, без вас я бы тоже так глубоко не полез копать
17:27
+1
Очень хорошо, колоритно, самобытно и жутко, сюжет затягивает, до последнего слова интересно читать. Для меня как-то все сложилось, по полочкам уложилось и вызвало восторг.
Ой-ой, страшненькая сказка-то, я ведьму эту с круглыми желтыми глазами прямо увидела. Колоритно, самобытно, атмосферно, сюжет нестандартный. Мне понравилось. Напомнило сказки малых народов из Горы самоцветов. Честно, даже докапываться не хочется, и не буду.
И ГОЛОС сюда отдам.
22:38
+2
О боже мой… прям сказки народов севера)) или легенды. И все так гладенько, все сходится, все из одного вытекает. Очень гармоничная сказка. А концовка, с плачем тоже очень хороша. Такая страшилка получилась. На мой взгляд вторая группа во втором туре ни разу не слабее первой. Замечательная, может и не сказка, но все равно прочел и приятно. И конечно, только ленивый не вспомнил песню про тайгу) Спасибо!
20:28
+1
Шикарная сказка. Все зримо. Кино крутится, зрители замерли.
Отдельное спасибо за
Потерла свое лицо ведьма о лицо Яляне и переняла ее черты — смотрят они друг на друга, как в зеркало.

Я прям Это вижу))))
Очень понравилась метафора с ребёнком. И про богов хорошо.
Это шикарно, я считаю)))
Голос
21:49
+1
Перед развязкой вот что скажу. Вот прошло четыре дня… а желание почитать подобные сказки никуда не делось XD
Растравили, автор!!!
И это хорошо smile если после прочтения произведения хочется что-то идти и делать, значит стоящая вещь. Но голос сюда все же не перенесу: Р
21:59
+2
Хорошая стилизация, а я люблю хорошие стилизации. Атмосфера есть, герои вписываются, сюжет хорош. ГОЛОС.
Я очень хочу ничью с космонавтом.
23:10
+1
УУУУХ, вот это прям. Ах. как надо.
Кто меня знает, знает, что я люблю выдуманные народности и их мифологию, и север, и шаманов, и всё другое прочее.
И аллюзия в названии на Агату Кристи.
И концовка.
Автор, Ваша ледяная сказка растопила мое сердце.
Косяки, наверное, есть, но вот же она — настоящая сказка, с подменышами, демонами, страшная, красивая. Может где-то стилизации лишнего, непонятно, почему до года молоко ведьмы мальчику было на пользу (видимо, до года он где-то между миром живых и миром мертвых), и заигрывание с духами-богами немного вольное, тут всё-таки разницу надо делать — где духи, где боги. Зато шаман классный, напрямую ничего не сказал, а всё равно всё кончилось, как надо.
Неясно, почему гг превратилась обратно в женщину, но это так, частности. интуитивно — понятно, механически — нет.
И неверие главной героини, и её тревожность — так походя делают её живой.
И то, что самое страшное событие в жизни Яляне одновременно исполняет её желание, это тоже чертовски верно и красиво — так оно и бывает, боги и посмеются, и дадут, чего ты хочешь, так и не поймешь, счастье это было или горе.
От концовки даже голова немного закружилась.
Ну да, я устала, не выспалась, поэтому я экзальтирована и не в себе, но сказка — лаконичная, северная, сдержанная — всё таки божественна.
Аа. Спасибо. Как хорошо, что я Вас оставила напоследок, автор.
Чего-то такого мне и хотелось…
( только если груди перекинуты через плечи ведьмы, как Яляне поняла, что они до колена? ну это так, мысли...)
Литбес №2