Смерть артиста
Тьма пахла ладаном, благовониями и сатаной. Потом, у тьмы появился голос. Голос принадлежал жрице оккультизма и был неприятный.
— Что тебе?, — спросил мрак и стал приобретать форму.
— Я, я... — замямлил Ефимов...
— Хочешь узнать, правильный ли ты выбрал путь?! — спросил тёмной силуэт, выпустив дымное облачко. Ефимов кивнул и подкрепил кивок хриплым да. Судорожно вдохнул, закашлялся, словно неопытный курильщик, глаза заслезились. «Ядрёное, что-то курит»- подумал он и, в этот момент, особо остро осознал, что пришёл зря и стал задом искать выход из сложившегося положения.
— Стой!- Ефимов замер, как степной тушкан, почувствовал как по спине побежали мурашки и, зачем-то, повторил — Стою.
Завтра, на вечернем представлении скажи: Ашаракш-а-шгард-хом-шангр! Теперь иди!
Ефимов развернулся, нащупал дверь, долго не мог найти дверную ручку, а, когда нашёл, ни как не мог повернуть её в нужном направлении. Ручка поддалась, Ефимов вывалился в кишку темного коридора, увидел в конце него спасительный свет и побежал к нему...
Вечером в театре был аншлаг, давали Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Ефимов облачённый в костюм и загримированный, мысленно настраиваясь на спектакль, стоял за кулисами слушая дыхание зала.
-Как вчера к колдунье сходил? — спросил зловещим шёпотом Топоров.
-Тьфу, дурак! Чтоб я вас идиотов ещё послушал... — Ответил Ефимов.
-Чё сказала? — не унимался Топоров.
-Сказала, что ты кровлю будешь класть, да сорвёшься, сломаешь два ребра и руку...
-Вот тьфу на тебя самого! После спектакля поговорим, хорошо?
-Хорошо, хорошо — и Ефимов замахал на него, словно отгоняя слишком назойливую муху. Топоров ответил ему артикуляционной гимнастикой и скрылся во мраке кулис, унеся за собой буквенный шлейф: бдгипт-бдгопт-бдгапт...
Эти разминочные буквенные сочетания напомнили Ефимову ту фразу которая рекомендовала сказать ворожея: Ашаракш-а-шгард-хом-шангр!
Вот ведь, учишь-учишь текст и все равно не откладывается, а это один раз услышал — сразу в мозг врезалось. Прозвенел третий звонок, и Ефимов метнулся «заряжаться» в оркестровую яму.
— Решено!.. не хочу жить... Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. Умру. Но не так умру, как всякая лошадь умирает, — взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, — а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!..
Ефимов говорил текст, а в голове крутилось: Ашаракш-а-шгард-хом-шангр! Ашаракш-а-шгард-хом-шангр! Ашаракш-а-шгард-хом-шангр!!!
Что такое смерть? Конец страданиям; ну и моим страданиям конец!.. Что такое смерть? Конец всех счетов! И я кончил свои счета, сольдировал долги, квит с покровителями, свободен от друзей!..
«Нет, так играть не возможно! Скажу, будь она неладна эта фраза».
-Ашаракш-а-шгард-хом-шангр!
И... ни чего не произошло... Ефимов продолжил играть. Сразу стало легче. Он уже стал забывать про весь этот оккультный бред, как на очередной фразе Костик световик, зачем-то сделал полную вырубку или как говорят в театре ЗТМ. Потом у Ефимова заложило уши, да так крепко, что когда отпустило он услышал плеск воды и почувствовал на своём лице какую-то ткань. Рука потянулась к лицу чтобы её снять, но кто-то ударил его по руке и зычный голос прокомментировал: — Ещё раз повязку тронешь, получишь веслом!
«Может мы сегодня „Му-му“ играем или коллеги шутят»... пронеслось в голове у озадаченного Ефимова. «Точно! Это актерский розыгрыш. Сначала колдунья, потом напомнили, а сейчас стебут. Я сразу понял, аншлаг это не спроста». Хорошо, подыграю. Лодка ударилась о каменистый берег.
-Вылезай!, сказал голос усиленный эхом. Не снимая повязки, Ефимов пополз по влажной каменистой поверхности.
-Сними повязку!- пророкотало откуда-то свыше. Ефимов выполнил то, что сказал рокочущий глас. Сняв повязку, он осмотрелся. Пещера с подземной рекой, серые скалы словно оплывший воск. Лодка позади Ефимова плавно покачивалась вместе с человеком с веслом одетым в чёрный балахон, скрывавшего своё лицо в тени капюшона. А на кучерявой возвышенности, прямо перед Ефимовым, стояло нечто. Нечто, не то чтоб светилось, скорее, оно было подсвечено, и при этом рассмотреть его было не возможно. Ефимов силился, рассмотреть фигуру, но та, как нарочно, не желала фокусироваться. Фигура зарокотала: — Желай!
Ефимов примерно ждал такого поворота, да и тема спектакля навивала... И по этому он громко, поставленным голосом, сказал:
-Хочу посмотреть, что будет когда меня не станет! И встал в эффектную, по его мнению позу. «Как я вас! — думал Ефимов, меня компьютерными эффектами и стильной декорацией не проймёшь!»
-Исполняю!!! Задребезжало так что отдалось в печенках. Мир качнулся поплыл, в теле у актера Ефимова образовалась, какая-то вязкость, а затем легкость, снова все померкло, уши заложило и его поволокло куда-то вверх, а потом в сторону...
Ефимов открыл глаза, точнее глаз у него не было, как, собственно, рук и ног. Он был бестелесным облачком, парящим над рампой. На сцене был он сам собственной персоной, произносил монолог Тарелкина.
— Умру! Но не так умру, как всякая лошадь умирает, — взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, — а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие...
После этих слов повалился на бок и умер... Смех в зале, затем пауза которая переросла мхатовскую, потом робкие аплодисменты, замешательство, удивленные голоса зрителей. Занавес закрыли и спустя несколько минут актер Топоров вышел к публике и объявил, что продолжения спектакля не будет потому, что скончался артист и после этих слов заплакал... Затем облачко, которое теперь было Ефимовым, переместилось в зрительское фойе, но зритель уходил молча, безэмоционально. В надежде услышать что-то о своей актерской незаменимости, Облачко-Ефимов переместилось в гримерки. Потеряева рыдала. У Ефимова потеплело внутри его облачной сущности. Но через минуту он понял, что она так убивается потому, что рассталась со своим парнем... Просочившись в свою гримерку, Ефимов увидел там Топорова Маланьина и Керна.
— Я вообще не понимаю зачем спектакль отменили, сказал Маланьин, играют же «Сильву» без Сильвы!..
— Жалко, Славика.... но эту роль я сыграл бы лучше! Сказал Керн глядя на своё отражение в зеркале. Да и умер как-то не убедительно- и Керн вышел из гримерки.
Согласен, нужно было в финале! Так зрелищней- сказал Маланьин, поковырял ногтем в зубах, сплюнул и вышел из гримёрки, оставив Топорова наедине с призраком. Топоров посидел молча, потом одел наушники и последовал за остальными, оставив призрачную сущность Ефимова наедине с самим собой. Городское кладбище в лучах весеннего солнца казалось уютным и тихим. Траурная процессия, идущая за гробом некогда ведущего артиста омского драматического театра, состояла из нескольких близких человек, работников погребальной службы и собаки с грязным брюхом, которая виляя хвостом увязалась за людьми. Вот собственно и все, ни громких речей про осиротевшее искусство, ни о незаменимости, ни о гениальности и безграничности таланта, ничего... Кладбищенская тишина и радостный лай собаки.
Тьма, ладан, благовония и голос.
— Хочешь узнать правильный ли ты выбрал путь?! И тёмный силуэт выпустил из своей утробы дымное облачко Ефимова.
Другой Ефимов, тот что был из крови и плоти вдохнул свою же парящую сущность закашлялся и прослезившись стал искать выход.
— Стой! Ефимов замер как степной тушкан, чувствуя как по спине побежали мурашки.
Скажи: Ашаракш-а-шгард-хом-шангр!
Ефимов послушно повторил.
Ещё раз!
Ашаракш-а-шгард...
Громче!!! Ефимов проорал последнюю часть фразы.
Теперь иди! Сказала Ефимову тьма.
Он развернулся, нащупал дверь, долго не мог найти дверную ручку, а когда нашёл ни как не мог повернуть её в нужном направлении. Ручка поддалась, он вывалился в кишку темного коридора увидел в конце него спасительный свет и побежал к нему...
На другой день актер Ефимов забрал всю трудовую книжку из театра и, уже вечером, устроился на завод...
ГОЛОС за закулисность))) и герой мне понравился
попробовать нечто?
Тут я и поржал, и несмотря на заштампованное до дыр облачко, которое кстати обыграно, автор смог меня порадовать.
Млин, почему на завод та???
(не можешь — научим, не хочешь — заставим)Все понятно. Все встало на свои места)
Как будто можно было забрать половину трудовой… :(
Весло, одетое в балахон, а «скрывавшего» вообще непонятно к чему приставить. :(
Вот эти его «разочарования» по поводу того, что никто не скорбит — ни туда, ни сюда. Не реалистично ни разу, у них коллега умер!!! Если не истерика, так хоть шок бы был. А если было задумано показать гротескное безразличие к герою, то гротеск не дожат, да и надо больше «Брехта» во всем рассказе, а не только в этой части (автор должен понять, что я имею в виду, не зря же так хорошо театральными терминами жонглирует). Мало «масок» было до этого, чтобы они сработали теперь.
Финал очень обрублен. Есть эффект того, что «не стану описывать, там дальше неинтересно. Интересная часть закончилась, он, короче, просто на завод ушел». Такой эффект может быть, но тоже должен быть оправдан.
Мне, в целом, понравилось, уж больно слог хороший, но надо работать дальше.
А в чем, собственно, тема, сюжет, мысль? От меня как-то ускользнуло и главная идея, и главный персонаж, как-то все немного впопыхах, небрежно.
Из плюсов — оригинально и слог легкий
Мне показалось, что это часть рассказа. Не понятно для чего ГГ пошел к колдунье, да еще рабочий коллектив в курсе. Мужчины, как мне кажется, этим не делятся.
Но, не смотря на обилие ошибок, слог очень легкий. Рассказ читается спокойно, без сучков.
"— Хочешь узнать, правильный ли ты выбрал путь?! — спросил тёмнЫй силуэт".
«Ефимов кивнул и подкрепил кивок хриплым „да“ ».
«Ядрёное, что-то курит»- подумал он и, (лишняя запятая) в этот момент, (лишняя запятая) особо остро осознал, что пришёл зря.
Несмотря на огромное количество ошибок ГОЛОС здесь.
ГГ понравился своей непосредственностью, проблема поиска своего места в жизни — своей актуальностью. Написано с юмором, читается легко. Автору спасибо!
Юмор, сюжет, герои. Смерть артиста в прямом и переносном смысле) Мне понравилось.
Лодочник — клише
Облачко — клише
Заводы — о мой бог, архаичное, постсоветское клишище
У меня друг работает на заводе в СПб слесарем, зарплата 60 тыс белая, 13 зарплата, соц пакет, оплачиваемый отпуск, каждый день они дуют в трубочку и если чо — за борт! Высокоточное оборудование, которому позавидует любое космическое агентство 70-80х годов. Современные, передовые программы консалтинга.
Вашему неудачнику актеру офигенно повезло!
1. Он покинул группу которая ничего выдающегося не добьется с таким отношением внутри коллектива.
2. Он перешел на более высокую зарплату.
3. Вот.