За краем

Из всех искусств для него единственно доступным оказалось кино. После катаклизма жизнь Мити замерла в развитии - далеко от своей избы не уходил. А люди, живущие по соседству, не старели, не умирали, не плодились. А к чему плодиться, если ты и так бессмертен, как выяснилось. А как выяснилось? Так ведь не хоронят никого. Во всяком случае, он этого не видел. И он не умрет. Никогда-никогда. Мама так сказала. Перед самым катаклизмом.
Порой, конечно, случалось, что бабы в его двери и бились. Кричали, как, мол, ты живешь? Но он таился, накрывался одеялом и сидел, как мышка. Ни звука, ни писка. Потому как мама когда-то сказала: “Нельзя тебе! Даже думать не смей! Ни-ни!”. Он и не смел. А по вечерам так вообще никогда из дома не выходил.
Все, что находилось за пределами их поселка, в один день куда-то подевалось. И мама подевалась. Митя бегал, искал, но все зря. Из соседей никто искать не помогал. Каждый окопался в своей хате.
Только Ульянка по поселку носилась. Этой до всего дело было. Страха не ведала. Да и интерес свой имела. У него, например, она хотела оттяпать избу. Митя это точно знал. Возможно, что она и катаклизм затеяла, чтобы мама пропала. Мама не позволила бы этой настырной в их избе хозяйничать.
Много лет назад родила Ульяна сына Макара.
- По недосмотру, - говорили бабы.
- По любви! - кричала в ответ Ульяна и открещивалась от недосмотра.
- И где она, твоя любовь? - настаивали бабы.
- Знамо дело - где! - отвечала Ульяна и сразу становилось понятно, что она и сама ничего о своей любви толком не знает, иначе непременно бы похвасталась.
А ему, тогда еще совсем мальцу, интересно было это бабское подслушивать. У него тогда своя мама была. Мама его всюду с собой за руку водила, нос утирала, леденец покупала у толстой Нюры. А Макар по всему поселку самостоятельно носился. Без пригляда. Задирал всех, кто под руку попадался. Митя Макара не любил. С самого детства.
И дались ему Макар с Ульянкой, что он про них постоянно думает...
А потом катаклизм случился. Тоже, наверное, не по любви, а по чьему-то недосмотру. Ульянка и этот недосмотр использовала - пока он, Митя, в растерянности пребывал, она Макара главным назначила. Над всем поселком. Виданное ли дело?
Как только стал Макар главным, бабы сразу примолкли. Старое поминать перестали и организовали Клуб Любителей Ульянки. И Митю в этот Клуб затянуть хотели. Но он отбился. Еще чего?
Так и жил себе. Хата после катаклизма, слава богу, уцелела, но оказалась с самого краю. Там, за краем, всегда что-то совсем страшное происходило. Что-то клубилось и шуршало. Особенно по ночам.
Как мамы не стало, Ульянка регулярно к нему в хату наведываться начала. А Митя, как завидит её, шмыг со двора - и бегом! Бежит аж до самого другого края. Их поселок так расположен, что куда ни кинь, всюду край.
А на том краю, куда он бежал - Клуб, где кино крутят.
Он у Клуба посидит на лавочке, а потом в хату возвращается. А там все по-новому. Все Ульянкой с места на место переставлено. Ищет, что ли, чего? А на столе что-то горячее и вкусное в полотенце завернутое. Он съедал сразу. Кто её знает, эту Ульянку, ведь может вернуться и забрать. Так что - сразу съесть, это надежнее всего.
В один из дней, прячась от Ульянки, Митя зашел в Клуб. А там Пронька хозяйствует. Проньку он тоже с самого детства не любил.
- Чего это ты? - спрашивает Пронька.
- Так я того, от Ульянки прячусь, - доверился Митя. Устал он жить без доверия.
- Вот что мне с тобой делать? - спросил Проня. - Хочешь, кино тебе поставлю?
- Хочу!
Провел его Проня в пустой зал. Кому-то что-то крикнул и сел рядом. Даже за руку взять пытался. Но Митя свою руку выдернул. Еще чего! За руку он только с мамой ходил!
Из Клуба он в тот день вышел малость пришибленным. Шел, мотал головой, но никак не мог отделаться от наваждения. То немногое, что успел просмотреть, засело в голове и продолжало крутиться.
То, что Ульянка оставила завернутым в полотенце, давно остыло. Да Митя и есть не стал. Не до еды ему в тот день было. Одно беспокойство с этим кино вышло.
На следующий день он вновь пришел в Клуб. Проня стоял у входа. Как ждал.
- Я в кино.
- Вечером приходи.
- Не могу я вечером, - уперся. он. - Занят.
- Чем это ты так занят? - удивился Проня.
- Обороняюсь!
Проня подумал, почесал затылок, да и провел его в зал. Чего уж там.
Так и началась у Мити новая жизнь. По вечерам, когда за краем клубилось и шептало, он сидел в хате. Но как только солнце поднималось - сразу в Клуб. Проходил в зал, садился и смотрел. Даже если Проня не запускал фильм, а он частенько это себе позволял, Мите было что посмотреть на пустом экране.
В один из дней, сидя на последнем ряду, смотрел он новое кино. Красиво одетые люди, приобняв друг друга, танцевали. Большая комната, столы, белые скатерти. А посуда какая! Мать честна! Он и не видел прежде такой посуды.
Недолго думая, Митя запустил руку в сноп света, который тянулся из окошка Прониной будки до самого экрана. Что-то удалось ухватить. Он быстро вытянул руку обратно и обнаружил, что держит стеклянный бокал чудной формы. “Вот радость-то какая!” - подумал он, спрятал бокал за пазуху и выбежал из зала.
С того дня ни разу Митя не возвращался из Клуба без чего-то нового и нужного в хозяйстве. Даже патефон удалось вытянуть. С патефоном, конечно, пришлось повозиться, пока дотащил до дома. Хотелось, чтобы никто из соседей не увидел.
В один из дней Митя заметил, как на экране мелькнула мама.
- Не может быть! - прошептал он. - Ведь мама за край провалилась. По неосторожности. Неужели… Неужели, там, за экраном…
Его прошибло потом. Стало трудно дышать. А сердце колотилось так, что казалось, вот-вот выскочит из груди. С трудом в себя пришел, а в зале уже свет горит.
Несколько дней Митя не решался шарить рукой в потоке света. Даже не то, чтобы не решался… Забывал об этом. Внимательно следил за тем, что происходило на экране. Мама появлялась несколько раз. Улыбалась, махала рукой. Он улыбался в ответ и утирал слезы. А как-то раз мама протянула руку в поток света и передала Мите леденец. Точно такой же, как те, которые покупала у толстой Нюры. Митя в тот день и леденец весь слизал, и палочку погрыз. Плакал по маме.
А неделю спустя, не раньше, он решился-таки протянуть руку в световой поток и замер. Когда Митя почувствовал, что кто-то крепко сжал его ладонь, он ни минуты не сомневался, что это мама.
Митя поднялся со стула, оттолкнулся ступнями от пола и мягко втянулся в поток света. Плыть над пустым залом было занятно, но немного жаль, что никто не мог видеть этого его полета. Потом ведь и не поверят, когда рассказывать будет. Ульянка, в очередной раз, попытается погладить его по голове и скажет: “Вот беда, беда…”. Он, конечно, увернется. А Макар, как обычно, смеяться будет. Этому лишь бы зубы скалить.
Экран, слегка вздохнув, разомкнулся и Митя провалился за край. А там…
Искали Митю всем поселком недели две. Ульянка привлекла к поиску и людей, и собак, и органы соответствующие.
- Куда подевался? - недоумевала она, убираясь в Митиной избе. - Наши его точно обидеть не могли. Неужто на кого чужого наткнулся? Что я Полинке скажу, когда там встретимся? Не уберегла, скажу, подруга, Митеньку твоего… А вещей-то, вещей откуда только таких натаскал? Патефон вот, даже...
За стройный сюжет. За прекрасный язык, в котором каждое слово на своем месте. За героя-мечтателя. ГОЛОС
И за голос, и за такой хороший отзыв
Приду, допишу)))
Автор, вы крутой!
в вопросе был подвох? не пойму))))Кысь? Куда мне до Кысь :)))
По моим представлениям герою, на момент как он пропал, лет сорок
Устройство мира самое обычное. Просто пыталась писать рассказ так, как бы о себе рассказывал ГГ, то есть человек с душевными проблемами. Катаклизм — это смерть мамы. Его личная трагедия, которую он не в силах принять
Еще одно достоинство — язык, про «Кысь» уже сто раз сказали, в том числе я, стиль похож. Да и постапокалипсис тоже настраивает.
В общем: красиво, ничего не понятно, но читать приятно.
Супер фильм. Вроде информации немного, но через ощущения, настроение, атмосферу, все понятно.
Мастер написал.
Голос.
2. По жанру «За краем», наверное, близко к рождественской сказке.
3. Тема: трудные обстоятельства (смерть матери), сила воздействия киноискусства и богатое воображение делают Митю волшебником.
4. Оценка: «Отлично!!!»
ГОЛОС
Не, не домовенок. И не мальчик. Взрослый человек мой ГГ
Очень Рада, что было интересно
Необычная история, интрига, даже, пожалуй, несколько… загадок… Хороший язык, атмосфера, образы героев, несмотря на отсутствие описаний внешности и т.д., получились об'емными. Интересно! В общем, все, как я люблю…
Рада, что получилось так, как вы любите :)
Голос. (+).
Рассказ специальнро сделала рванным. Пыталась представить, как бы рассказывал душевно больной человек. За что мывсль зацепилась, о том и говорит.
Они ведь с Макаром были маленькими, а потом Макар стал главным в деревне. Наверное, вырос? И Митя значит тоже.
Спасибо за голос.
Тут не столько глазами ребенка, сколько взрослого человека с отставанием в развитии. Ну, наверное, это и есть ребенок
бросанием чепчика)Не претендую на истину, но никакого постапа я не увидела. По мне, тут нет его. И моей любимой «Кыси», вопреки общественному мнению, не нашла. И это хорошо.
Парень «с отставанием в развитии» остался без матери. Смотрит авторское кино своей жизни. Инопланетянин. Stranger in the night (поёт Синатра)))
Написано волшебно. Очень впечатлил момент с материализацией из «кина» предметов. То есть, всё и так было прекрасно в рассказе, а с этого момента пошло ещё прекрасней, а казалось, что уже некуда.
В общем, аплодирую лёжа. Автор, вы клаааааассный!
Ой, чуть не забыла. Голос
Ну, тут типа мистика. Перетекающая из его мира в реальный.
А, вообще, да, ждём уже объяснений Автора)
Просим!