Валентина Савенко №1

​Без обратного адреса

​Без обратного адреса
Работа №2. Тема: На облаке

– Я не могу вас порадовать, Максим. Вам нужно решать как можно скорее. Болезнь прогрессирует.

Доктор Лям-Лимович только вошел и сразу – как обухом по лбу. Что выбрать: умереть или жить? Выбор – не ахти: прожить не больше месяца, каждый день завывая от боли, или стать думающей вещью? Пять лет назад все было ясно: смерть, и все тут; а сейчас – наука дает выбор. Дает-то дает, как бы правильно взять...

Чего все молчат? Я же не умер, только начал. Могу и согласиться на переход. Риск есть, да, но и шанс есть.

– Доктор, могу я стать неолетом?

– Конечно! Отличный выбор: всегда в небе, свобода, красота! – Доктор Лям-Лимович врал и от этого нервничал. Не надо нервничать, доктор, все знают про статистику нервных срывов среди киборгов. – Пройдете тренировку, всему научитесь. Я договорюсь с психологом, он к вам зайдет. – И вышел. Бодрый, как всегда, свежий, хрустящий, врун говорящий.

Стану неолетом! Два крыла, антигравитация, метеорология. Летать под радугой! Сознание они сохранят, память тоже, – пообещали! – ощущения настроят. Не человеком, но жить буду! Парить в восходящих и сверху так не спеша поплевывать; а вы, доктор, станете думать, что дождь капает. Макс, улыбнись врачам, они стараются.

***

У технарей иногда прорывается чувство юмора. Выглядит это, как правило, несколько натужно. Зонд метеорологический с естественным интеллектом назвали аббревиатурно: ЗМЕИ. Экспериментальная серия, пятьдесят штук. Понятное дело, корпус для "змея" собрали из металлопластика, с большими крыльями и гибким хвостом, как иначе? Фантазия кипит, аж взбулькивает! Первые испытатели назвал зонд Кетцалькоатлем, но длинноты не приживаются. Потом появилось нейтральное "неолет". Новые летуны. Не форма жизни, но и не бесформенность смерти. Живое неживое. Мыслит, ощущает, может в шахматы на расстоянии играть. Но вот грань между живым и неживым, – она не рядом, неолеты и есть эта грань. И к этому как-то нужно привыкать.

Чувствуешь себя поначалу как голова с крылышками со старых икон. Ах, я стал серафимчик! Трепыхаешься воздушным клоуном, все ржут. Потом захватывает чувство крыльев, натянутых искусственных сухожилий, упругое ощущение полета. А эмоции – другие. Математические какие-то. Чистое наслаждение разума, райская арфа в электронном мозгу, экстаз калькулятора.

***

Она вошла в ангар, гремя рабочими ботинками по металлу.

– Где наш котик-неолетик? Во-от он какой краси-и-ивый! – Их этому учат, что ли? Психологи натаскивают, как нужно с неолетами обращаться? Типа, хрупкие нервные структуры под стрессом, поэтому "котик-неолетик"?

Да, под стрессом. Одиночество изгладывает. Терабитовые каналы в Интернет, сотни фейковых аккаунтов в сетях не помогают, потому что бьют мимо цели: неолетам уже не о чем разговаривать с людьми. Гормональные фабрики приятных очертаний теперь живут в другом мире. Но, по старой памяти, неолеты желают ласковых рук, хотя – казалось бы – какая разница, если человеческих эмоций нет? Но летунов берегут, обслуживают вручную, потому что им до смерти хочется быть ближе к людям. Если разобраться, то – зачем? Люди и неолеты – два разных вида. Впрочем, «змеи» еще связаны с людскими воспоминаниями: у всех неолетов было человеческое детство, у некоторых – юность, молодость. Память не убрать, без нее мозг – калека. Да и с памятью мозг неолета – не меньший калека: старые телесные воспоминания никуда не приткнешь. Это как фантомные боли в отрезанной конечности. Но все неолеты держатся за фантомную боль – как же! – как иначе меня, такого трепетного, отличить от искина? Иногда услышишь в спину тихое слово «бывчик» – бывший человек; вот так – уже бывший, а мы все еще цепляемся за свое прошлое. Вот любопытно, когда уже нас отдадут на обслуживание роботам, как обычные автоматические зонды? Надеюсь, после меня. Нежными пальчиками – отчего-то спокойнее, хотя это сугубая иллюзия.

Как нас звать сегодня? Нина? Очень приятно, Ниночка. Оптику бы поменять, и еще два слота памяти выгорели. Да, молнию поймал. Сверкал как низвергнутый дух в падении. Нет, что вы, антигравы спасают. А до черного ящика молния никак не доберется, там тройная изоляция. Да, как у всех... Летаем под радугой, берем образцы, передаем данные. Химический состав, температура. Там красиво, конечно!

Никчемный разговорчик. А уже через месяц – привык, начал заигрывать, как живой.

– А как я летал, Ниночка! Как змей-горыныч! Прямо через облако, насквозь! Есть в этом что-то врубель-демоническое: полупрозрачная взвесь, прострелы молний, и очень, очень живое ощущение раскинутых в стороны рук, до кончиков пальцев. Молодцы биокинетики, хорошо настроили, воздух чувствуется как живой: пружинит, упирается, подрагивает, потом вдруг ускользает...

– А вы знаете, Ниночка, на северном Урале построили Башню Туманов? Полигон для неолетов так назвали, не слышали? О-о-о, это же циклопическая штука! Облака нашпиговали наночастицами и загнали в шестиугольную призму из магнитных полей. Трехкилометровые индукторы по углам. И облака эти внутри туда-сюда ходят, от стенки к стенке, как в стеклянной банке. Красота – необычайная, гигантская вещь, из космоса видно! А мы там летаем, меж облаками, в трех плоскостях, играем в догонялки... Приходите посмотреть.

Ах, какие у вас пальчики! Так и влюбиться недолго.

Может ли биоавтомат, искусственный организм влюбиться? Не знаю... Вроде нечем влюбляться-то. И любить – нечем. Грустно. Но как же хочется! Память осталась. Сухая, бестелесная, но еще трепещет, еще какие-то следы ощущений проносятся через чертов процессор, холодный кубик органипласта. Тень моей жизни – память – осталась прежней, а жизнь – нет. Но и память сменится со временем. Не может тень не измениться, если тело стало другим. И тогда – окончательное расчеловечивание, уже внутри.

Взвиться бы так над ней, распушить дюзы, придавить авторитетом и: ах, Нина! Давай дружить по-взрослому! Ты будешь моей принцессой, а я – твоим драконом. Ты водишь меня на поводке, я тебя катаю. Садись вот сюда, не стесняйся, мы вместе... Что – вместе? Почитаем «Руслана и Людмилу»? Да, анатомия несовместима. Может, что-то придумаем? Я буду источником тока для твоих интимных игрушек, Ниночка. Нет, чувствую, так не попасть в цель. Ошибка 404, адресата нет на месте, и вообще, по-взрослому принцессы дружат с совместимыми. Жаль, жаль... Стремно быть металлопластом! Да и спрашивать-то, в действительности, некому. Кто раньше жил, спрашивал, подмигивал, намекал, сейчас черным ящиком вбит между бортами сегментированного корпуса. И рассыпает огоньки датчиков: красненькие, синенькие, зелененькие. Жизнь сыграла в ящик, – самодостаточное самоедство жизни.

Грустят ли киборги? Фига ль им грустить, если у них под крыльями – вся планета, от ребра до ребра. Никто не умеет так эффектно-небрежно пройтись в вышине, как змеи-неолеты. Когда летаем тройками – а потом смотрим видео – захватывает дух. Это – воздушные косы, косые грозы, грозовые трели, летали-горели. Рассчитать траекторию входа-выхода в вираж, да сравнить показания датчиков, – красота этих формул как попадание из крупного калибра – сразу хочется полежать и подумать. Мы не дышим, а то бы забывал выдыхать. Неолеты – эстетические создания, а занимаются метеорологией. Оно понятно, что временно, потом найдут, куда нас отправить. Эх, грустно мне, грустно...

***

Нина ушла. Сказали: сама попросилась. Вот так они и уходят. Сказали: тяжело работать с нечеловеческим разумом. Можно подумать, нам легко общаться с человеческим! Наш мозг в несколько раз быстрее и надежнее. Мы не спим, мы постоянно учимся, мы – неуязвимы, наконец.

Ночами встречаю других неолетов. Выбираемся на крышку стратосферы и наблюдаем метеоры. Огоньки Земли – внизу. Глубина вверху как душистый вдох, как песня Сирены, а мы – одиссеи на краю безмерного океана. Что там, если войти поглубже?

Запускают новый проект. Будут осваивать Лемеру. Получил приглашение. Это понятно – на Земле неолету скучно, как слону в цирковом фургоне. А Лемера – там облака, летай не хочу. Новое, необжитое, может никогда другим и не станет. А мы – могучие, мы пройдем насквозь, возьмем пробы. Метеорные потоки взвесим, отфильтруем и что нужно найдем.

Первая десятка уже летит. Наша десятка – четвертая. Значит – через неделю. Всех погнали на профилактику. Нина, Ниночка, вот зачем ты ушла? Попросился бы к тебе, рассказал бы напоследок про Лемеру. Там жара 250 Цельсия, там серные вулканы, там местами такая облачность, что видеть можно только в радиоспектре. А какие дикие ветра! А километры провалов, забитых рубинами и сапфирами! Я бы тебе захватил пару штук...

***

Через год Нина Ковальская получила на почту трехмерное видео без обратного адреса. Отражаясь в сверкающих ртутных озерах, на огромной скорости проносились сгустки тумана в оттенках желтого и оранжевого. Разворачивались зеленые и пурпурные сполохи. Незнакомое небо, неизвестное красноватое солнце. Летун поднялся выше, заложил пируэт. Внизу открылось лицо, каким-то образом сформованное на бледно подсвеченном облаке. Нина узнала себя. Облачное лицо, эхо разума, осознавшего свою нечеловечность. Приписки к посылке не было.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+13
670
02:11
А, вот это было скучно. С трудом дочитал. Какого-то конструктива не будет. Не ваш я читатель, не ваш.
20:47
+3
Ой, я случайно минус влепила, не хотела
(но мне скучно не было)
12:30
Ничего) можете и не случайно) глядишь, всем веселее будет)
07:01 (отредактировано)
+3
А мне понравилось. Люблю психологизм в условиях роботизации. Хотя и не поняла, зачем делать киборга именно летательным аппаратом. Почему бы не дать ему тело андроида? Было бы проще, нет? Технологии, вроде, должны позволяют.
P.S. Не смотря на свои недостатки из всей группы понравился больше всех. ГОЛОС
11:32
+2
*занудным голосом* Тогда тему пришлось бы как-то по-другому обыгрывать
09:01
+2
Понравилось. Про киборгов я уже тоже пыталась писать. Если придраться, то может многовато лирики, но с облаками как иначе…
10:41 (отредактировано)
+4
Ах, хорошо! )))) Вот, ваш читатель пришел :))))) Аплодирую!!! Безукоризненно! Превосходно! Великолепно! Шедеврище!!! laugh
ГОЛОС вам, за романтизм, полёты, хороший слог, замечательные детали и ваще!
11:14 (отредактировано)
+1
Ну обоснуй и мир перетянули. Все видят психологизм, я только романтизм. И я не понимаю, зачем киборги? Что они делали до освоения планет. И эффективно, или фантастично
ГОЛОС.
11:22
+2
Так-то здорово, хотя слегка растеклись мыслью по древу. По сути же ничего не происходит, герой рассказывает, как он летает и грустит, грустит, пока летает и летает, пока грустит. Не скажу, что интересно было, но и бросить не захотелось — слог легкий и воспринимается хорошо.
История красивая, но непонятна цель, кроме той, чтобы рассказать красивую историю.
Aed
12:15
+1
Красиво; местами смешно, местами грустно. Но люди, которых переделали в метеозонды у меня стояли поперек горла до самого конца. Ведь не было ни одного самого маленького объяснения, почему именно в них пересаживали умирающих. Почему так сложно? Ведь это далеко не тривиальная задача и ей должно быть какое-то объяснение. Больше логики и обоснований рассказу и он бы получился отличным.
15:05
+3
Лирично и довольно приятно. Но сюжета, считай нет. Хотя… В общем, можно подумать. Ведь метеорология же есть.
18:57
+3
Вероятно, тут все в порядке. И слог хороший. Просто очень уж монотонно для меня.
20:19
Я поначалу не мог понять, что мне не нравится. Потом понял. Вот вы пишете про переход человеческого разума к новой форме существования. Замечательная тема, благодатная. Но вы сузили её не просто до летающих сущностей, но и ещё уже — до метеорологов. И даже не ясно, а есть ли другие типы этих сущностей? Мог и пропустить, конечно.
Но это мелочь. А по факту — поток сознания. Сюжета нет. Ну не считать же сюжетом некий факт влюблённости? И читается уныло, скучно. Короче, не понравилось.
20:48
+2
Мне понравилось, можно развить, добавить побольше человечности и будет очень здорово. Мне кажется этой истории не хватило места, не уместилась она в отведенное колличество т.з.
21:58 (отредактировано)
+5
Эх, ну до чего ж красиво. Ярыдала, когда кончилось. Что? Всё уже? Ну ещё немного, ну пожалуйста)
ГОЛОС
22:37
+3
Ну! Я и говорю! А тут понимаешь, привереды, сюжет им подавай! laughКрасотишша же!
22:41
+5
Вы с Травкиной что-то приняли не иначе)))))
Я тоже так хочу. Поделитесь))))
22:54
+7
что-то приняли

Буддизм
22:57
+4
laughточно
12:24
Точно, нет.
23:05 (отредактировано)
+6
У нас духовная близость :)))
Вот я искренне не понимаю, какого сюжета людям надо? Такая внутренняя драма у человека личности, такой конфликт между желаниями и возможностями, такое фактически новое рождение личности — этого мало?
Нет, надо ещё рассказать, почему именно в метеозонды сажали людей, а не в пылесосы и прочие пожарные сигнализации.
Серьёзно? Вот это вот важнее, чем переформатировать личность от любви к женщине до любви эстетической — или как там она называется?

Я вообще охотно допускаю, что и не было никакого практического смысла, никакой материальной выгоды, чтобы делать неолетов, и автоматические зонды может справлялись нормально. Просто летать как птицы — это извечная мечта человечества — и только это способно дать сознанию, личности, потерявшей тело, новый смысл жизни, новое качество жизни.
12:29
Не скажу за всех, но за себя отвечу: этому тексту не помогло бы ни наличие «сюжета», ни объяснения — с почему так… беда текста в его скуШности. Он нуден и не интересен (для меня). А так — согласен. Требование по финансовым выкладкам о экономической выгоде неолетов — сродни требованию Семен Семеныча: а такой же с перламутровыми пугавицами, е?
23:18 (отредактировано)
+4
И ваще.

Mara, ты ж искусствовед! Ты отличаешь Моне от Мане и способна найти смысл там, где я буду полдня смотреть как баран на новые ворота. :))) Ну в искусстве же совсем необязательна логика! Бывает такая буря чувств, такая эмоциональная красотень, которую спинным мозгом ощущаешь. В этом рассказе совершенно прекрасное соединение эмоций, смысла и музыки слов. И логика есть, более чем.

Ну вот хотя бы "… свежий, хрустящий, врун говорящий." — ну это ж прелесть как сказано!
23:34
+3
Женщина сказала — женщина пошутила ©)))
Я еще не читала, Мартин. Я только собираюсь.
Мне ваши с Травкиной восторженные отзыва просто очень понравились. Вы как Лев Евгеньевич с Людочкой из «Покровских ворот»))))
23:36 (отредактировано)
+2
Mara, ты ж искусствовед!

Да у тебя же мама — педагог
Да у тебя же папа — пианист

Какой ты на фик танкист?
laugh
23:44
+1
Надо посмотреть наконец. :))) Культовый фильм, и всё как-то никак.
13:31
okВосторгаться восторгами — это тоже надо уметь. И это здорово.
13:39
+1
Горячо поддерживаю Ирину и Мартина. Я тоже рыдал. Хотя, это скорее жизнеутверждающее произведение, как ни парадоксально. И герой жизнерадостный (в любых проявлениях) и неунывающий. И с юмором.
ГОЛОС.
23:36
+4
Великолепно! Даже не знаю что еще сказать… Игра слов, отзвуки чувств. Только за фразу:
«Не форма жизни, но и не бесформенность смерти.» я готова влюбиться в этот рассказ.
Не могу согласиться с комментарием выше, что ничего не происходит. Весь рассказ — сплошное изменение от человека к машине, по чуть-чуть, по капельке, по шажку. Но при этом остается самое важное — человеческая привязанность, пусть и безответная. Да, наверное, это романтично, но еще светло, по-доброму и как-то правильно. И главное заставляет задуматься: что же делает людей людьми, что останется, если мы сможем запихнуть разум в машину.
«эхо разума, осознавшего свою нечеловечность.» thumbsup
23:42 (отредактировано)
+4
Вот, ещё один человек из нашего ашрама… т.е. астрала… laughродственная душа! angel
Элиза, совсем не удивлен, мы с вами давно на одной волне! rose
00:14
+1
Да ))) Рецептик даже можно составить: смешиваем красоту слов, немного романтизма, щепотку доброты, ложку фантастики, и психологизма по вкусу ))) От этого блюда сложно отказаться! blush
00:33
+2
ГОЛОС без сомнений здесь!
07:14
+3
Не знаю, по-моему, требовать еще какого-то сюжета от этого рассказа — все равно, что приделывать третье колесо к спортивному велосипеду. Браво, автор.
13:06
+1
Вышло как будто черновик, на котором автор отрабатывал будущий мир для будущего рассказа. И дело не только в том, что нет никакой истории вообще, а только антураж, но и в том, что получилось очень скучно, словно автор писал только для себя pardon
13:54 (отредактировано)
+2
Конечно понравилось! Полет — это прекрасно! И прекрасно то, что это ощущение полета передаётся читателю. По крайней мере я почувствовала. Недостоверным показалось принятие своего нового тела. Мозг должен паниковать, истерически вопить, потеряв привычную телесную оболочку, кмк. Но это я на себя меряю, уже столько подобных переселений, и никто не вопит.
ГОЛОС за волшебное чувство полёта.
15:18
+1
Тогда нужно срочно смотреть Доктора Кто) Там вопят, и ещё как!
16:36
+1
Кто бы ни был автор, он молодец. thumbsup
В одном месте прочитал неверно, сам рассмеялся
влюблённый банкомат
, а что, интересно, как он ждёт свой объект обожания, и т.д.
11:39
+1
Чёт абсолютное слюнтяйство, а не герой. Котик) Это лишает рассказ серьёзности, а заодно и романтизма. И про что тогда эфта стори?
Судя по тому, что в начале к гг обращаются по имени, Максим молод. Но ведёт он себя как (уже упомянутый в комментах) Лев Евгеньевич из «Покровских ворот».
Написано тяжёлым пером и читается тягомотно.
14:02
+2
Хоть лирики и моногвато, но ГОЛОС тут. Ну классная же идея!
16:44
+1
Все ждала, когда из-за угла появятся Боря с Аркашей. Но… ошибка 404)
Очень красивая история. Читал и смаковал. Стилистика отменная. Сюжет наивный, но в данном случае это даже на пользу. Если абстрагироваться от технических нюансов — классно. Автор thumbsup
Всё-таки ГОЛОС здесь. Патамушта… патамушта blush
20:37 (отредактировано)
Минусов… есть.
В тексте аж три варианта названия неолетов — но почти нет раскрытия героя, какой он был будучи человеком. Просто концентрат горькой самоиронии, без прошлого, без интересов и привычек — с одной голой ничем не мотивированной привязанностью к незнакомой тян.
Фандоп сам по себе не очень играющий — о конфликте разума, помещенного в машину, сняли еще в первом Робокопе, в наши дни это выглядит как прошлый век. Итак ясно, что ИИ перспективнее, чем совать в машину психически неуравновешенную личность.
Концовка слита вместе с героем.
Слишком много эх и ах на метр текста.
К названию притянуто за уши.
15:27
+1
Голос этой работе. Главным образом за законченность истории, логичность повествования и образность. А да, ещё немного хлесткий язык. Поначалу резало глаз, но к концу убедился, что это лучшее решение.
15:59
+1
Думала-гадала, но всё же ГОЛОС сюда. Мне все работы понравились, поэтому пошла от обратного и выискивала в каждой не что понравилось, а что оттолкнуло. И к этой работе просто не смогла «прикопаться». Она закончена, написана литературно, нет морализаторства, нет бородавок))) + краси-и-иво.
22:30
Плюс, но не голос. Правильно вычленен основной конфликт, правильно строится сюжет, но… Но, во-первых, куча «лишнего», весь технологический антураж помогает развитию сюжета, но в самом сюжете не значит ничего, никак в конфликте не «стреляет» — а словесного места ему уделяется много. Зачем? Я сам подобным грешен, знаю, что с этим бороться трудно, но это не значит, что не нужно. Во-вторых, есть только одна «правда характера», ГГ, Максим-неолет, остальное уж очень схематично. В третьих, само повествование настолько невыстроено, что производит впечатление сумбура. Совет — один. Подумайте о речи, речи повествователя, подумайте о ритме прозы, о том, как Вы рассказываете и почему так, а не иначе.
Загрузка...
Елена Белильщикова №1