Светлана Ледовская №1

То, что любит Берта

То, что любит Берта
Работа №1. Тема: Хромая собачка

Снег валит крупными мокрыми хлопьями. Полдня без передышки. К вечеру все покрыто рыхлым тяжелым слоем — крыши, машины, старые скрипучие качели на детской площадке, корявые ветви деревьев. Только на дороге вместо белого снега — грязное месиво.

Хлопья снега изредка залетают под арку, где Берта прячется за большой картонной коробкой. Ради забавы она ловит пролетающие мимо снежные клочки. Зубы клацают — на языке остается холодный след.

Вообще, Берта не любит снег. Снег пахнет холодом. Она не любит холод: зябко, шерсть встает дыбом, стынет нос. Фу! Сидеть бы дома у камина. Но хозяин влез в теплый свитер, потрепал тяжелой рукой по холке, сказал «пора, девочка» и она пошла.

Вот сидит теперь в мрачной подворотне, хвост морозит.

Помимо огромного — холодного и снежного — вокруг тысячи других запахов. От стены, у которой она затаилась, тянет сыростью, стаей дворняжек и пьяной дракой недельной давности. Берта с точностью может определить, из какого окна пахнет вчерашним борщом, а из какого — свежей самогонкой; в каком подвале живет пестрая кошка, пробежавшая мимо, а в каком поселилось крысиное семейство. Она знает даже, кто на днях разлил кефир у третьего подъезда.

Но все эти запахи Берте не интересны. Она их игнорирует. Ждет другого.

Мимо арки проходит пара. Один — высокий, темный, мрачный — пахнет резко, алкогольно и похотливо. Вторая — худая, яркая, веселая — окутана смесью приторных угловатых ароматов. Берта даже фыркает от раздражения. Нет, эти не подходят — не откликнутся, не пожалеют. Пара исчезает за поворотом. Вокруг вновь никого и ничего, кроме снега.

Наконец, появляется тот самый — отзывчивый — запах. Едва ощутимый, еще до невозможности разбавленный снежной свежестью, он уже будоражит Бертин нюх. Чуть сладкий, чуть соленый, он густеет, нарастает, становится плотным, сильным. Ноздри Берты нетерпеливо подрагивают, вбирая его. Она начинает волноваться.

За ароматом следует звук: чавканье снежной каши под неспешными размеренными шагами. Из-за угла девятиэтажки показывается полноватая фигура в голубом пальто. Лицо спрятано в меховой воротник. Берта тянет воздух — мех лисий. Берта чихает. Фу! Она не любит лисиц.

Однажды, еще молодую, хозяин возил Берту на притравочную станцию. Лиса тогда так вцепилась в ее нос, что он после болел целую неделю. Берта вертелась волчком и визжала. «Не будет зверя ловить», — покачал головой жесткий мужик, от которого разило табаком. Хозяин только усмехнулся, но на станцию они больше не ездили.

Еще раз чихнув, Берта подбирается, тонко скулит и медленно выходит из своего укрытия, припадая на левую лапу.

Голубое пальто замедляет шаг, останавливается. Из-под прижатой к лицу лисы раздается нежно и вкрадчиво:

— Ой, песик... Ты чей? Не бойся, милый, иди ко мне...

Берта тоненько пищит, лапа поджата.

— Ну иди, иди... Ты что же это — хромаешь?

Воротник опускается, Берта видит озабоченное выражение на молодом круглощеком лице. Девушка приседает, приглядывается.

— Ты кто у нас? Спаниельчик? — круглощекая тянет вперед мягкую сдобную ладошку.

Берта неуклюже пятится.

— Потеряшка, что ли? Приманить тебя чем-то...

Девушка встает, опять поднимает к щекам мертвую лисицу и велит, наклонившись:

— Сиди тут! Я сейчас... Я тут рядышком... Поесть тебе принесу. Сиди, понял?

Берта тявкает невнятно из-за коробки. Она не любит ждать.

Девушка бежит к одному из подъездов и скрывается за тяжелой дверью.

А ну как не вернется? Сколько еще тут лапами к земле примерзать? Но близко подпустить — тоже боязно. Раз Берту одна тетка так поймала. Схватила, пойдем, мол, дома тебя отогрею. Ох, Берта тогда страха натерпелась. Брыкалась. Разлаялась на весь двор. Вокруг даже толпа зевак собралась. Хорошо, хозяин вовремя появился. Объяснил, что Берта его, что с поводка сорвалась да и потерялась. Потом домой ехали, хозяин ворчал, конечно. Правда, больше на себя. Мол, отвлекся, не доглядел, не проконтролировал.

Вот и приходится теперь осторожничать.

К счастью, круглощекая не из обманщиц. Вот уже выходит из подъезда, сбегает с крылечка. Пальто распахнуто, лиса взъерошена. К приятному сладко-соленому примешаны два новых запаха. Первый — хороший, терпкий: упрела, пока бегала. Второй — противный, крахмальный: вареной колбасы. Фу! Берта не любит магазинную колбасу.

Круглощекая заглядывает под арку, спрашивает запыхавшись:

— Ты тут, песик?

Берта откликается, выходит немного вперед, а потом пятится вглубь, прихрамывая.

— Да иди же, не бойся... — девушка аккуратно, по шажку, ступает за ней, вытаскивает из шуршащего пакета толстый розовый кружок, — колбаски тебе принесла, — подходит поближе, приседает перед Бертой, — на... на...

Берта косится куда-то вверх, за круглощекую, и, осмелев, вдруг тычется носом в полную, теплую ладошку.

— Ох, малыш, проголо...

Не успев договорить, девушка резко дергается и падает тяжелым голубым кулем, чуть не придавив собой Берту.

***

На фоне иссиня-черного неба по-прежнему валит тяжелый снег. Наблюдать за снегопадом из окна Берта любит. Тепло и безопасно. Задорно скачет огонь в камине. По кухне разлит парной аромат, вызывающий урчание в животе. Щекочет ноздри горячий запах закипающего на сковороде масла. Еще немного и там зашкворчат добрые, блестящие на срезах куски мяса. На руке хозяина металлическая кольчужная перчатка. Он почти закончил разделку.

Берта отвлекается от летящего снега и затевает возню у хозяйских ног, скачет, тычется носом под коленку.

— Помню, помню. Первый кусок — тебе.

Берта любит этот густой, добродушный голос.

— Хороша добыча, Бертанька! Молодая, сочная! — Он трясет сладким куском перед Бертиной мордой. — Ну-ка, покажи мне свой коронный номер. Ну-ка, Берта — хромать!

Берта делает по кухне круг, тяжело подволакивая левую лапу и жалобно поскуливая.

— Ай, артистка! — смеется хозяин, вручая награду.

Быстро и с удовольствием умяв заслуженное, Берта устраивается поближе к камину и в полудреме отчего-то вспоминает первую охоту.

Хозяин с усмешкой говорил тому мужику с притравочной:

— А ты сказал, не будет зверя ловить!

Мужик молчал. Берта уже позже сообразила, что голова сама по себе разговаривать не умеет. А мужик этот и внутри оказался такой жесткий, как с виду.

Берта не любит жесткое. Фу! Она рычит в полусне.

Хозяин подходит к камину. Она лениво приоткрывает глаза: в огонь летит голубое тряпье. Воздух наполняет вонь паленого лисьего меха. Фу! Она снова рычит.

Хозяин успокаивающе хлопает ее по спине:

— Тихо. Тихо. Приснилось что-то...

Берта любит эту ласку. Любит негромкие слова сквозь дрему.

Берта любит хозяина. 

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
Другие работы:
+12
890
02:54
+3
Мамадорогая…
Написано, конечно, мастерски. Этого нельзя не признать. Но сюжет!
Аааааааа! Для чего я прочла это на ночь?
17:16
ГОЛОС
Сильный рассказ
Блиин! Думаю, не буду я про этих собачек читать. Лаадно, думаю потом, один прочитаю. А тут капец, ну.
22:38
+1
И я начала группу, почему-то, читать именно с этого рассказа. Это такой блиииииин :(
В чём виновата девушка?
23:23
+2
Не будь доброй! Будь как все :(
Девушку прям до слез жалко :(
23:11
+1
В том-то и смысл, что ни в чем не виновата. В чем виновато абсолютное большинство жертв маньяков? Ни в чем. Виноват только маньяк.
Комментарий удален
22:40
+2
у меня на фразе про «магазинную колбасу» что-то екнуло, но думаю не, пронесет. А оно и правда — блииин!
Но тема обыграна классно. Но всё равно — блииин((
22:44
+2
ну хоть собачка не хромает. И кушает хорошо((
08:12
+1
Тем более блиииин, что классно обыграна и хорошо исполнено
23:00
+2
Какая милая история про людоеда с собачкой. Вкусненько написано. Ням.
00:14
+1
Валерия
02:20
Неправдоподобно. Замес инересный, но рассказ не доделан. Песик тычется в ладошку и… девушка оказывается под разделкой.))) ха-ха. Это как надеть коньки во дворе сказав маме, -Я покатаюсь! и прыгнуть с воздушного шара в ромашки.
08:18 (отредактировано)
+1
Первая половина рассказа казалась очень уж предсказуемой для темы, но оказывается, так специально было задумано, чтоб потом дать резкий контраст smileС ним действительно интересно выглядит и написано хорошо.
20:59
Оставлю ГОЛОС тут
Всё-таки гад этот маньячила! devil
Человеческое мясо по составу очень близко к свинине. Кормить на постоянной основе бедную собачку человечинкой — напрочь почки животинке снести. wassup
Хорошее, крепкое повествование thumbsup
10:17
+1
Не, ну правда что ли?
Вот тут чтением заправляет как раз эта штуковина, что «сильные авторы». Ага, ага: девушка, колбаска. Чем дальше, тем сильнее ждёшь, когда там кровища и кишки. Слава богу без них. Это меня гримдарк испортил. Но дело не в этом.Всё вроде правильно сделано, шокировать, ударить по кумполу читателя — получилось. Краски яркие, глубины сочные. И всё. А больше ничего нет. Даже истории одного убийства нет. А описано ремесло. Эмоции? Переживания? Разве есть? Я не вижу.
12:03
+1
Ух, какая классная жесть! Не сочная, а именно качественная — не затянутая, с интригой в меру, с развязкой именно там, где она нужна. То, что называется — профессиональный текст. Мне определённо нравится.
13:01
+1
ГОЛОС. Потому что рассказ — не то, чем кажется в начале.
12:50
+1
Хехе, неплохое начало знакомства с группой)
Сижу, читаю всю эту слезливость и жду — ну когда, когда уже? Не может быть на полном серьезе рассказ про «хромую собачку»… В теме «Хромая собачка»))))
Жду, жду… Долго как-то, скучно уже. Глаз цепляется, придирается в стиле «От колбасы отказывается на улице? Ни фига ты, собака, БОРЗАЯ закадровый смех»
А потом вон оно что — трэшачка подвезли))
Короче, классно, шикарный представитель пародий на социалку. Однозначный плюс, хотя всю вот эту сопливо-слезливую часть можно немного сократить.
16:38
+1
Я знаю, кто автор! Это Троепольский. Хотели счастливый конец? ПолучИте.
18:45
+1
Ух как написано. Лаконично, ладно, мастерски. Сразу знала, что вернусь с ГОЛОСом сюда. Поход в другие рассказы был чистой формальностью.
21:22
+1
Про запахи и снег сильно. Смущает немного, что собака не любит охоту, идёт поневоле. Ну, правда, и дичь специфическая)
Берта, конечно, монстр. Хозяин рядом с ней просто блекнет. В общем, два зверя нашли друг друга. Хороший получился «жутик». Особенно благодаря ироничному взгляду автора.
23:22
+2
Пришла в себя после первого прочтения. Еще раз хочу отметить, что написано хорошо. Вторая часть рассказа просто бьет под дых. Но… Пришла в себя и появились вопросы. Девушку с лисой, я так понимаю, вырубил хозяин. Маленькая собака этого просто не смогла бы сделать. Переулок достаточно оживленный и дома рядом. Как потом один мужик транспортировал довольно упитанное тело девушки? Я понимаю, что если бы автор хотя бы мазками это обрисовал, то концовка рассказа не была бы такой сильной. Но хочется понятть.
00:29 (отредактировано)
+5
ГОЛОС сюда.
Рассказ еще раз заставляет помнить, что в мире стандартов хромых собачек порой пропадает ценность человеческой жизни. Мне понравилась идея. Текст восприняла, как некий плакат, а вовсе не реальную историю, хотя, и история здесь состоялась. Но мне почему-то подумалось о жертвах собственного сочувствия. Собачка-артистка здесь для меня метафора. Этакая артистка, спекулирующая и пожирающая сочувствие и доверчивость. И это ни в коем разе не призыв к равнодушию. Это напоминание о «ликах зла», выкормленного сочными кусками доброты.
09:20
+1
Вау! Гав! Да это ж памфлет! (рукоплескательный смайл)
10:41
+1
да, это так
17:09
+3
Вообще не собиралась писать под рассказом, так как ни тема не располагает, ни личная вкусовщина. Но зацепился взгляд за ваш комментарий. Интересно, насколько разным может оказываться восприятие одного и того же. Учитывая, что я полностью согласна с вами насчет «плаката», рассказ — как вывеска против собачек-артисток, меня не покидает стойкое впечатление, что на фоне борьбы с собачками, где-то потерялась борьба с «истинным злом»: маньяк-людоед ушел на второй план, затерялся, спрятался.
Жаль, что я так и не разглядела, где в рассказе видна ценность человеческой жизни (
17:19
+3
а доверчивая девочка в голубом пальтишке разве не вызывает вашего сочувствия? А старик-охотник (жесткий внутри и снаружи)? должен быть читательский отклик, свобода мысли, эмоций. Нельзя воспринимать только линейный сюжет от жили-были. 19 век прошел. Или как? Вам же не нужен авторский вывод: «Бездушная сволочь кормила собаку людьми и это возмутительно!» Вы же сами на это способны.
Собачка-артистка тут как любая попрошайка у вокзала, воровка на доверие и прочая мразь. Людоед тоже метафора.
17:33
+1
Насчёт восприятия, действительно, забавно. Для меня так Берта — инициатор Зла. Мефистофель. Не она попала к людоеду. А человек стал на путь Зла из-за неё. Но я не знаю, где подтверждение этому в тексте. Возможно, между строк)
17:35
+2
А мне всегда важен=интересен авторский вывод. И я люблю 19 век, наверное ))

Собачка-артистка тут как любая попрошайка у вокзала, воровка на доверие и прочая мразь.

Ааа! Вот! Вот где наши взгляды и разошлись. Собака — всего лишь животное, ей не свойственно гуманное отношение, да и с чего бы? Ее действия в рассказе полностью направляются человеком, а ответственность, по моему личному восприятию, возложена на собаку. Поэтому мне и не нравиться то, что бездушная сволочь осталась в стороне. Не люблю, когда вывод, который видится мне как человеку, не соответствует выводу, который у меня складывается как у читателя. имхо
17:39 (отредактировано)
+1
Ха! Вот и я вижу тоже самое, пусть и немного другими словами (написала в ответе Виктории про ответственность собаченции).
Только вам это как раз в рассказе понравилось, а мне наоборот eyes
17:47 (отредактировано)
+2
а ответственность, по моему личному восприятию, возложена на собаку.

Это как, простите? Тогда получается, что «пуля-дура, штык-молодец», ножик виноват в подколе, веревка в удушении и т.п.
Не люблю, когда вывод, который видится мне как человеку, не соответствует выводу, который у меня складывается как у читателя.

Ну тут уже все у вас так сугубо лично, выходит, чтобы автор не написал, вы всегда можете попасть в такой вот когнитивный диссонанс.
То есть вы хотите сказать, что автор на стороне людоеда?
Автор мастерски показал, как это выглядит со стороны, подробно обрисовал приманку. Это его право выбирать манеру повествования. А уж вкусы вкусами. 19 век — золото, но литература, как и все вокруг развивается. А это именно литература. Иначе мы бы мимо шли.
17:48
+1
Ну, вообще-то змей-искуситель — самый харизматичный литературный образ. Перед ним могут устоять только избранные))
17:48
Но я не знаю, где подтверждение этому в тексте.

я тоже не знаю
Возможно, между строк)

а возможно, это между строк Ирины Травкиной)))
17:53
+2
Какое «между строк»? Я всё пишу в одну строку)
18:08
Это как, простите?

Да вот как-то так. В центре действия все время собака. Она же обманщица, она же жрет сочный кусочек. Она оказывается монстром (из коммента Саши Дел), или мразью (это уже от вас).
То есть вы хотите сказать, что автор на стороне людоеда?

Где автор я вообще не обсуждаю. Только сравниваю личное восприятие текста с общественным.
Автор мастерски показал, как это выглядит со стороны, подробно обрисовал приманку. Это его право выбирать манеру повествования. А уж вкусы вкусами.

Да, вы правы, автор волен выражаться как ему заблагорассудится.
С моей стороны, как читателя, интересно оценить результат. Для себя, я на каждом рассказе чуть-чуть учусь.
но литература, как и все вокруг развивается.

«Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки — из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром — В прошлом, будущем и настоящем!» @
Сорри за тривиальность. Я не против развития. Просто я не всегда его понимаю.
18:13
Хорошо, «тащим» Колобок. Тоже «ам и съела». Пропаганда насилия? Нет. 1. Культ солнца. 2. Хлеб. 3. берегись глухих лисонек.
Я вас не агитирую. И личное мнение — хорошо, когда оно не навязывается. Я ведь тоже на него право имею, правда?
18:18
Прошу прощения, если мои слова показались вам навязыванием.
Мне казалось мы просто беседуем.
Не уверена, что вы хотите обсуждать колобка. Так что, пожалуй, не буду отвечать.
18:20
вовсе нет. колобка, действительно, не хочу, но могу. И именно что беседуем. Очень интересно
09:33 (отредактировано)
Но я не знаю, где подтверждение этому в тексте.

А вообще-то знаю. В названии рассказа.
Хозяин — только орудие убийства. Он делает то, что пожелает Берта.
Поэтому в тексте нет описания самого убийства и прочих ужасов. И человеку внимание постольку поскольку. Всё, кроме желаний Собаки, не имеет никакого значения. И вряд ли её хозяин был прежде убийцей и людоедом.
09:39
17:16
+1
Мне очень понравился ход ваших мыслей. Глубоко капнули. После таких неповерхностных комментариев мне всегда очень интересно — а вкладывал ли автор в свой рассказ то, что что находит в нем читатель?
Получается, что действительное зло — это Берта. Работает на доверии, вынюхивает доверчивых и добрых. Собака — метафора, конечно. И в этом случае уже совсем не важно раскрывать образ самого людоеда или выписывать то, как они доставляют убитую жертву в свой дом. Совсем не важно.
Теперь точно знаю, какому рассказу отдать предпочтение smile
10:03
+2
Вот да, автор заманил, поводил-поводил и оглоушил. Но как! ))) bravo
Даже картинка обманывает!
В отражении — маска палача?
10:21
+1
Нет, просто вполне милая собачка. Я совсем не согласен, что она монстр. Монстр как раз хозяин, который остается тенью за кадром. Вот он полностью осознает, что делает. Осознает, ЧТО он сделал с собачкой, направив ее на охоту за людьми. А Берта просто любит хозяина, любит хорошо делать свою работу и получать вознаграждение в виде одобрения и первого куска.
Мне понравилась деталь — кольчужная перчатка. Т.е. сам он боится порезаться при разделке человеческой туши. Это своеобразная такая черта.
19:50
+1
Сюжет, конечно, жутковатый, но читается легко! eyes
21:34
+2
Конечно, я предполагала, что должно что-то случиться. Но вот не такое. Жутенько. И собачку жалко. Она, вроде, беззлобная, а ее так используют.
22:16
+1
Я вот, кстати, с момента прочтения все об этом думаю. Собачка выглядит белой и пушистой. Просто душка, а не собака. Даже не покусала тетку, которая ее поймала. Понятно, что собака не ведает, чего творит. А если она попадёт к другому хозяину? А если попадётся ее хозяин? Собаку отстрелят?
09:43
+2
Тот случай, когда слова «надеюсь, с хозяином все будет хорошо» не совсем уместны ))
10:02
Он почки и печень себе посадит. А вот для сердца жирная пища вроде даже полезна.
10:29
Ой, я не разбираюсь в таких диетах, не надо подробностей )
02:19
Сам образ миленькой собачки вызывающей жалость и ведущей человека к гибели мне понравился, в этом есть что-то действительно зловещее и цепляющее. В конце концов, в жизни злодеи редко бывают карабасами-барабасами. Даже подумалось, что интересно посмотреть на ее отношения с хозяином — такие две дополняющее друг друга темные стороны — и неизвестно какая мрачнее.
03:03
Здоровская интерпретация хромой собачки, вполне злободневная к слову.
18:28
ахахахаха, это прекрасно! Хочется, конечно, чуть больше жести, но и так неплохо )
16:01
Неожиданный переворот, крутая работа bravo
ГОЛОС!
18:41
Это вау! Впечатления зашкаливают. Разумеется, ГОЛОС!
19:43 (отредактировано)
Не, ну я понимаю, что кто-то сериал «Ганнибал» вспомнил и под впечатлением, так сказать, накропал вот это вот)))
Такой контраст между камином (прекрасно осознаю, что где-то автору надо было жечь голубые тряпки))) и девятиэтажками со вчерашним борщом и разлитым кефиром))))
Джаз там на заднем плане не играет? Нет?
Ахаха
И по мне, так вся эта картина должна рушиться, потому что на условную хромую собачку должны клевать в основном милые добрые тети предпенсионного возраста. По-моему, они не вкусные)))
И даже кольчужная перчатка из «Ганнибала». Ох, уж эти маньяки-людоеды-эстеты с каминами.
13:08
Ведь если собака есть человека — то она не каннибал?
А Берта молодец, актриса.
Не совсем понял, что случилось с хозяйкой, к которой собака попала случайно и от которой пришлось собаку забирать.
И второе — где пасётся хозяин, пока собака выбирает жертву?
14:49
Мне понравилось!
Понравилось отсутствие явной авторской морали и позиции.
Понравилось приглашение к размышлению.
Понравилась подача.
Черт, да мне даже герои понравились.
Годная работа без лишней патетики, заломанных пальцев, посыпаных лысин, ахов и вздохов.
Все, как я люблю
И, да, я понимаю, что пришел уже после шапошного разбора, но тем не менее, мой голос был бы тут.
Загрузка...
Наталья Мар