То, что любит Берта
Снег валит крупными мокрыми хлопьями. Полдня без передышки. К вечеру все покрыто рыхлым тяжелым слоем — крыши, машины, старые скрипучие качели на детской площадке, корявые ветви деревьев. Только на дороге вместо белого снега — грязное месиво.
Хлопья снега изредка залетают под арку, где Берта прячется за большой картонной коробкой. Ради забавы она ловит пролетающие мимо снежные клочки. Зубы клацают — на языке остается холодный след.
Вообще, Берта не любит снег. Снег пахнет холодом. Она не любит холод: зябко, шерсть встает дыбом, стынет нос. Фу! Сидеть бы дома у камина. Но хозяин влез в теплый свитер, потрепал тяжелой рукой по холке, сказал «пора, девочка» и она пошла.
Вот сидит теперь в мрачной подворотне, хвост морозит.
Помимо огромного — холодного и снежного — вокруг тысячи других запахов. От стены, у которой она затаилась, тянет сыростью, стаей дворняжек и пьяной дракой недельной давности. Берта с точностью может определить, из какого окна пахнет вчерашним борщом, а из какого — свежей самогонкой; в каком подвале живет пестрая кошка, пробежавшая мимо, а в каком поселилось крысиное семейство. Она знает даже, кто на днях разлил кефир у третьего подъезда.
Но все эти запахи Берте не интересны. Она их игнорирует. Ждет другого.
Мимо арки проходит пара. Один — высокий, темный, мрачный — пахнет резко, алкогольно и похотливо. Вторая — худая, яркая, веселая — окутана смесью приторных угловатых ароматов. Берта даже фыркает от раздражения. Нет, эти не подходят — не откликнутся, не пожалеют. Пара исчезает за поворотом. Вокруг вновь никого и ничего, кроме снега.
Наконец, появляется тот самый — отзывчивый — запах. Едва ощутимый, еще до невозможности разбавленный снежной свежестью, он уже будоражит Бертин нюх. Чуть сладкий, чуть соленый, он густеет, нарастает, становится плотным, сильным. Ноздри Берты нетерпеливо подрагивают, вбирая его. Она начинает волноваться.
За ароматом следует звук: чавканье снежной каши под неспешными размеренными шагами. Из-за угла девятиэтажки показывается полноватая фигура в голубом пальто. Лицо спрятано в меховой воротник. Берта тянет воздух — мех лисий. Берта чихает. Фу! Она не любит лисиц.
Однажды, еще молодую, хозяин возил Берту на притравочную станцию. Лиса тогда так вцепилась в ее нос, что он после болел целую неделю. Берта вертелась волчком и визжала. «Не будет зверя ловить», — покачал головой жесткий мужик, от которого разило табаком. Хозяин только усмехнулся, но на станцию они больше не ездили.
Еще раз чихнув, Берта подбирается, тонко скулит и медленно выходит из своего укрытия, припадая на левую лапу.
Голубое пальто замедляет шаг, останавливается. Из-под прижатой к лицу лисы раздается нежно и вкрадчиво:
— Ой, песик... Ты чей? Не бойся, милый, иди ко мне...
Берта тоненько пищит, лапа поджата.
— Ну иди, иди... Ты что же это — хромаешь?
Воротник опускается, Берта видит озабоченное выражение на молодом круглощеком лице. Девушка приседает, приглядывается.
— Ты кто у нас? Спаниельчик? — круглощекая тянет вперед мягкую сдобную ладошку.
Берта неуклюже пятится.
— Потеряшка, что ли? Приманить тебя чем-то...
Девушка встает, опять поднимает к щекам мертвую лисицу и велит, наклонившись:
— Сиди тут! Я сейчас... Я тут рядышком... Поесть тебе принесу. Сиди, понял?
Берта тявкает невнятно из-за коробки. Она не любит ждать.
Девушка бежит к одному из подъездов и скрывается за тяжелой дверью.
А ну как не вернется? Сколько еще тут лапами к земле примерзать? Но близко подпустить — тоже боязно. Раз Берту одна тетка так поймала. Схватила, пойдем, мол, дома тебя отогрею. Ох, Берта тогда страха натерпелась. Брыкалась. Разлаялась на весь двор. Вокруг даже толпа зевак собралась. Хорошо, хозяин вовремя появился. Объяснил, что Берта его, что с поводка сорвалась да и потерялась. Потом домой ехали, хозяин ворчал, конечно. Правда, больше на себя. Мол, отвлекся, не доглядел, не проконтролировал.
Вот и приходится теперь осторожничать.
К счастью, круглощекая не из обманщиц. Вот уже выходит из подъезда, сбегает с крылечка. Пальто распахнуто, лиса взъерошена. К приятному сладко-соленому примешаны два новых запаха. Первый — хороший, терпкий: упрела, пока бегала. Второй — противный, крахмальный: вареной колбасы. Фу! Берта не любит магазинную колбасу.
Круглощекая заглядывает под арку, спрашивает запыхавшись:
— Ты тут, песик?
Берта откликается, выходит немного вперед, а потом пятится вглубь, прихрамывая.
— Да иди же, не бойся... — девушка аккуратно, по шажку, ступает за ней, вытаскивает из шуршащего пакета толстый розовый кружок, — колбаски тебе принесла, — подходит поближе, приседает перед Бертой, — на... на...
Берта косится куда-то вверх, за круглощекую, и, осмелев, вдруг тычется носом в полную, теплую ладошку.
— Ох, малыш, проголо...
Не успев договорить, девушка резко дергается и падает тяжелым голубым кулем, чуть не придавив собой Берту.
***
На фоне иссиня-черного неба по-прежнему валит тяжелый снег. Наблюдать за снегопадом из окна Берта любит. Тепло и безопасно. Задорно скачет огонь в камине. По кухне разлит парной аромат, вызывающий урчание в животе. Щекочет ноздри горячий запах закипающего на сковороде масла. Еще немного и там зашкворчат добрые, блестящие на срезах куски мяса. На руке хозяина металлическая кольчужная перчатка. Он почти закончил разделку.
Берта отвлекается от летящего снега и затевает возню у хозяйских ног, скачет, тычется носом под коленку.
— Помню, помню. Первый кусок — тебе.
Берта любит этот густой, добродушный голос.
— Хороша добыча, Бертанька! Молодая, сочная! — Он трясет сладким куском перед Бертиной мордой. — Ну-ка, покажи мне свой коронный номер. Ну-ка, Берта — хромать!
Берта делает по кухне круг, тяжело подволакивая левую лапу и жалобно поскуливая.
— Ай, артистка! — смеется хозяин, вручая награду.
Быстро и с удовольствием умяв заслуженное, Берта устраивается поближе к камину и в полудреме отчего-то вспоминает первую охоту.
Хозяин с усмешкой говорил тому мужику с притравочной:
— А ты сказал, не будет зверя ловить!
Мужик молчал. Берта уже позже сообразила, что голова сама по себе разговаривать не умеет. А мужик этот и внутри оказался такой жесткий, как с виду.
Берта не любит жесткое. Фу! Она рычит в полусне.
Хозяин подходит к камину. Она лениво приоткрывает глаза: в огонь летит голубое тряпье. Воздух наполняет вонь паленого лисьего меха. Фу! Она снова рычит.
Хозяин успокаивающе хлопает ее по спине:
— Тихо. Тихо. Приснилось что-то...
Берта любит эту ласку. Любит негромкие слова сквозь дрему.
Берта любит хозяина.
Написано, конечно, мастерски. Этого нельзя не признать. Но сюжет!
Аааааааа! Для чего я прочла это на ночь?
Сильный рассказ
Девушку прям до слез жалко :(
Человеческое мясо по составу очень близко к свинине. Кормить на постоянной основе бедную собачку человечинкой — напрочь почки животинке снести.
Хорошее, крепкое повествование
Вот тут чтением заправляет как раз эта штуковина, что «сильные авторы». Ага, ага: девушка, колбаска. Чем дальше, тем сильнее ждёшь, когда там кровища и кишки. Слава богу без них. Это меня гримдарк испортил. Но дело не в этом.Всё вроде правильно сделано, шокировать, ударить по кумполу читателя — получилось. Краски яркие, глубины сочные. И всё. А больше ничего нет. Даже истории одного убийства нет. А описано ремесло. Эмоции? Переживания? Разве есть? Я не вижу.
Сижу, читаю всю эту слезливость и жду — ну когда, когда уже? Не может быть на полном серьезе рассказ про «хромую собачку»… В теме «Хромая собачка»))))
Жду, жду… Долго как-то, скучно уже. Глаз цепляется, придирается в стиле «От колбасы отказывается на улице? Ни фига ты, собака, БОРЗАЯ
закадровый смех»А потом вон оно что — трэшачка подвезли))
Короче, классно, шикарный представитель пародий на социалку. Однозначный плюс, хотя всю вот эту сопливо-слезливую часть можно немного сократить.
Берта, конечно, монстр. Хозяин рядом с ней просто блекнет. В общем, два зверя нашли друг друга. Хороший получился «жутик». Особенно благодаря ироничному взгляду автора.
Рассказ еще раз заставляет помнить, что в мире стандартов хромых собачек порой пропадает ценность человеческой жизни. Мне понравилась идея. Текст восприняла, как некий плакат, а вовсе не реальную историю, хотя, и история здесь состоялась. Но мне почему-то подумалось о жертвах собственного сочувствия. Собачка-артистка здесь для меня метафора. Этакая артистка, спекулирующая и пожирающая сочувствие и доверчивость. И это ни в коем разе не призыв к равнодушию. Это напоминание о «ликах зла», выкормленного сочными кусками доброты.
Жаль, что я так и не разглядела, где в рассказе видна ценность человеческой жизни (
Собачка-артистка тут как любая попрошайка у вокзала, воровка на доверие и прочая мразь. Людоед тоже метафора.
Ааа! Вот! Вот где наши взгляды и разошлись. Собака — всего лишь животное, ей не свойственно гуманное отношение, да и с чего бы? Ее действия в рассказе полностью направляются человеком, а ответственность, по моему личному восприятию, возложена на собаку. Поэтому мне и не нравиться то, что бездушная сволочь осталась в стороне. Не люблю, когда вывод, который видится мне как человеку, не соответствует выводу, который у меня складывается как у читателя. имхо
Только вам это как раз в рассказе понравилось, а мне наоборот
Это как, простите? Тогда получается, что «пуля-дура, штык-молодец», ножик виноват в подколе, веревка в удушении и т.п.
Ну тут уже все у вас так сугубо лично, выходит, чтобы автор не написал, вы всегда можете попасть в такой вот когнитивный диссонанс.
То есть вы хотите сказать, что автор на стороне людоеда?
Автор мастерски показал, как это выглядит со стороны, подробно обрисовал приманку. Это его право выбирать манеру повествования. А уж вкусы вкусами. 19 век — золото, но литература, как и все вокруг развивается. А это именно литература. Иначе мы бы мимо шли.
я тоже не знаю
а возможно, это между строк Ирины Травкиной)))
Да вот как-то так. В центре действия все время собака. Она же обманщица, она же жрет сочный кусочек. Она оказывается монстром (из коммента Саши Дел), или мразью (это уже от вас).
Где автор я вообще не обсуждаю. Только сравниваю личное восприятие текста с общественным.
Да, вы правы, автор волен выражаться как ему заблагорассудится.
С моей стороны, как читателя, интересно оценить результат. Для себя, я на каждом рассказе чуть-чуть учусь.
«Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки — из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром — В прошлом, будущем и настоящем!» @
Сорри за тривиальность. Я не против развития. Просто я не всегда его понимаю.
Я вас не агитирую. И личное мнение — хорошо, когда оно не навязывается. Я ведь тоже на него право имею, правда?
Мне казалось мы просто беседуем.
Не уверена, что вы хотите обсуждать колобка. Так что, пожалуй, не буду отвечать.
А вообще-то знаю. В названии рассказа.
Хозяин — только орудие убийства. Он делает то, что пожелает Берта.
Поэтому в тексте нет описания самого убийства и прочих ужасов. И человеку внимание постольку поскольку. Всё, кроме желаний Собаки, не имеет никакого значения. И вряд ли её хозяин был прежде убийцей и людоедом.
Получается, что действительное зло — это Берта. Работает на доверии, вынюхивает доверчивых и добрых. Собака — метафора, конечно. И в этом случае уже совсем не важно раскрывать образ самого людоеда или выписывать то, как они доставляют убитую жертву в свой дом. Совсем не важно.
Теперь точно знаю, какому рассказу отдать предпочтение
Даже картинка обманывает!
Мне понравилась деталь — кольчужная перчатка. Т.е. сам он боится порезаться при разделке человеческой туши. Это своеобразная такая черта.
ГОЛОС!
Такой контраст между камином (прекрасно осознаю, что где-то автору надо было жечь голубые тряпки))) и девятиэтажками со вчерашним борщом и разлитым кефиром))))
Джаз там на заднем плане не играет? Нет?
Ахаха
И по мне, так вся эта картина должна рушиться, потому что на условную хромую собачку должны клевать в основном милые добрые тети предпенсионного возраста. По-моему, они не вкусные)))
И даже кольчужная перчатка из «Ганнибала». Ох, уж эти маньяки-людоеды-эстеты с каминами.
А Берта молодец, актриса.
Не совсем понял, что случилось с хозяйкой, к которой собака попала случайно и от которой пришлось собаку забирать.
И второе — где пасётся хозяин, пока собака выбирает жертву?
Понравилось отсутствие явной авторской морали и позиции.
Понравилось приглашение к размышлению.
Понравилась подача.
Черт, да мне даже герои понравились.
Годная работа без лишней патетики, заломанных пальцев, посыпаных лысин, ахов и вздохов.
Все, как я люблю
И, да, я понимаю, что пришел уже после шапошного разбора, но тем не менее, мой голос был бы тут.