Веки вечные
Их было три; на старых скамьях, и сами – такие же старые, сидели они, и ветер стучал, стучал, стучал в закрытые ставнями окна. «Клац-клац», - сталкивались спицы в руках одной, самой древней, подслеповатой.
- Зачем они это сделали? – говорила она.
Мы будем звать ее Первая.
Волосы другой – короткие и совсем не седые, вся голова в кудряшках. Эта вышивала гладью, и длинная стальная игла пела в ее руках неслышные, неизвестно на какой частоте издаваемые игольные песни.
- Зачем они это сделали? – спросила Первая.
- Просто так получилось, - сказала другая.
Эту женщину в платье с узором мы назовем Вторая.
Последняя плела. Нитки, прутики, стебли бадьяна и душицы устилали пол перед нею. Глаза ее светились в темноте, как у кошки, но были черными, совсем черными. Седые волосы торчали из-под туго повязанной косынки.
- Зачем они это сделали? – повторяла Первая.
- Просто так было нужно, - отвечала Вторая.
Третья молчала.
***
Когда липа цветет, воздух прян от полыни, а все перекрестки полны заложными, неспокойными, пестрой гурьбой юноши и девушки уходили на луг плясать. Ночной воздух не согреть было жаром костров, а только теплом живых тел, и ноги не отдыхали. Семь пятниц стояло на неделе, звенели ручьи, и в честь Матери всего девы не пряли, плясали.
Только не Моренка.
Волосы до пояса, вьющиеся, волнующие, а на платье следы от травы. Все дни она проводила далеко, далеко от села, там, где лес манил, звал и шептал, а на полянах под шатрами из терпкой травы прятались ягоды земляники.
- Эй, мавка, мавка!
Смеялись, но тихо, дразнили, но на расстоянии, а вечером звали ее в хоровод, в большой, многорукий хоровод, приглашали сплясать, смилостить Ящера. Две головы у него, одна на вечерней заре глотает солнце, вторая выпускает светило на небосвод с зарей утренней. Спляши, Моренка, и Ящер кивнет благодушно, вернет нам солнце!
Моренка не плясала.
Волосы рыжие, глаза – точно ягоды карей вишни. Яр, высокий, красивый, глядел на нее, первую, вторую, третью, десятую ночь. Моренка чувствовала его взгляд, манящий, как жар костра, жестокий, как ящерово сердце.
Ночь одиннадцатая, ночь двенадцатая.
У Лели косы, что тугие снопы пшеницы, сарафан, даром что широкий, стягивает грудь. Яр наклонялся к ней, обхватывал сильной рукою, кружил – раз, другой, третий.
Моренка сидела поодаль, у самого малого костра. Яр держал Лелю; Моренка чувствовала его руки на талии.
У Лады ноги быстрые, сильные. Коса черна, а голос громок, звонок. Яр наклонялся к ней, наматывал на пальцы пряди волос, кружил раз, другой.
Моренка стояла поодаль, за светом, за кругом. Яр шептал Ладе; Моренка чувствовала его губы у самого уха.
У Роды бока крутые, походка горделивая. Песня ее льется медом. Яр наклонялся к ней, дышал в лицо, собирал нектар с губ, кружил раз, не стал другой.
Моренка ушла далеко, в тесноту берез, корнями стоявших в ручье, все ветви повязаны тряпками, платочками, лентами. Яр глотал низкий, гортанный смех Роды. Губы Моренки дрожали, чувствуя поцелуи.
Яр покинул Роду, и Ладу, и Лелю, за спиной оставив частокол из пляшущих теней. Руки поднялись оттолкнуть его – отсохли. Ноги бросились бежать – закаменели.
Ночь двенадцатая, ночь дурная.
- Зачем он это сделал? – спросила Первая, и голос ее журчал, как вода, а в волосах - тряпки, платочки, ленты.
- Просто так захотел, - отвечала Вторая.
***
Когда от золота яблок светлы сады, а пшеница ложится на землю, гуляло село: Яр вел Лелю к венцу, молодую, румяную. На голове ее кичка, дань матери-лосихе, скрыта платком от поповьих глаз.
Моренка стояла поодаль, волосы рыжие, вьющиеся, глаза, словно ягоды вишни. Сарафан широк, а рука – нет-нет, а тянулась погладить наливной живот, полный новой, несчастной жизнью.
Купол церкви тускло блестел, развевались полотна с узором из Рожаниц, в лесу курились столбы, а Яр вел Лелю широкой улицей к мужнему дому, мимо Моренки.
- Зачем он это сделал? – спросила Первая, любившая прясть больше, чем вязать.
- Просто… - сказала Вторая, в кудряшках, и рога – над кудрями.
***
Когда с небес падают белые холодные перья и каждый второй мужчина оборачивается волком, селяне поставили кругом плотный частокол, не оставив выхода, заперев внутри остывшее Моренкино тело. Лада и Рода склонили головы, и плакала Леля, а Яр, не моргая, смотрел, и молчало его черное сердце.
***
Когда с небес вместо перьев полилась вода и повеяли теплые ветры, частокол селяне сожгли. Черный дым поднялся в небо – одной рукою, второй, и когда показались сполохи рыжих волос, Лада, Рода и Леля побледнели, чуя бадьян и душицу.
Вместе с дымом поднялся звенящий хохот, и с последним его переливом Яр вдруг рванулся – куда, зачем? Дымные черные руки с ликованьем взметнулись вверх, еще выше. Мелькнули тура златые рога, вскрикнула Леля – и больше Яра не видели.
- Зачем она это сделала? – спросила Первая.
- Так, - вздохнула Вторая.
Третья, пахнущая смертью и травами, промолчала.
***
Их было трое, и в доме их деревянном, с двумя коньками на крыше, пахнувшем гнилью и плесенью не было ни тепла, ни света. Все, что не помнили о них, помнили сами они, и одна вязала, другая вышивала, последняя плела воспоминания.
- Зачем мы это делаем? – спросила вдруг Первая, Матерь всего.
- Просто так, - сказала Вторая, с ладонями самыми нежными.
Третья, с костяною ногой, глаза, словно черные ягоды вишни, молчала.
Мне это очень-очень напомнило один рассказ на первой нф, как щас помню, из первой группы. Про Любицу. Там был ещё персонаж, типа Яра, по имени Хотен. Совпадение? Не думаю!
Если серьезно, очень похоже по стилю, по содержанию, по персонажам. Пойду искать, кто там был автор) Сыщик во мне проснулся)
Это у нас 10, а у вас 7 небось. Ужас-ужас!
По-моему, вообще не похоже, разве что местом и временем.
Похоже, очень даже. Героиня рыжая опять же, и стилизация, и жанр, и Яр/Хотен тут как тут))) Понятно, что не идентичные тексты. А уж где покруче, трудно сказать, я тот текст всё-таки 4 года назад читала, не помню уже.
Ну, ок, текст-то нашла, а вот автор там не указан)) А я автора откопала))) Но его имя мне ничего не говорит, я таких точно не знаю.
Но очень приятно, когда люди запоминают рассказы начписов
ГОЛОС
Даже для меня, рюшкоплёта, красивостей с горкой. Простите, автор. Тут вкусовщина моя безвуусная не даёт проголосить. Так-то рассказ замечательный
ну Мойры… Клото, Лахезис и Атропос… ну и?
Запуталась )
Очень мешали абзацы, в которых глаголы не согласованы по времени. «Когда с небес падают белые холодные перья и каждый второй мужчина оборачивается волком, селяне поставили кругом плотный частокол...» Наверное, это не ошибка и должно что-то означать, раз так часто прием используется. Но меня просто сбивало с темпа повествования. Как занозы в тексте.
Атмосфера истории хороша, но сюжет не зацепил.
Завораживает, рефрены хороши. Ниче не понятно, но мне понравилось) Надо вчитываться — вернусь как будет время.
Он любил их всех, но ее — больше.
Он выбрал другую, но передумал.
И он ошибся (дважды)… АХХХХХА
Простите, не удержался :)
P.S.
Нектар, значит, собрал, но крутить второй раз отказался? Ууууу! Гаденыш!
Смотрите. В данном тексте пред нами предстают: Яр — величавый красавец с черным сердцем и милые во всех отношениях барышни, одна краше другой.
В результате одной ночи, как понимаю я, красавец Яр переспал с тремя, так сказать, попробовав их… А четвертую взял почти что силой. Конечно, она хотела… Но хотела совсем не так.
По результату методы проб и ошибок Яр выбирает — одну. Одну, да не ту. Самая та, которая вроде и за, а вроде и против, лишается жизни насильственным методом — вероятнее всего суицид. Яр же, полный осознания того, что повторить опыт не удастся — бросается за ней в костер.
И вы, как я понимаю, находите данную историю — исключительно радужной и позитивной? В ней нет грязи, потому что гг (которого тут и нет), а есть лишь слова автора-рассказчика не пестрят матом? И только?
Кстати, мотивацию персонажей, опять же, нам объясняет автор через речь трех стариц, мотивируя происходящее — просто так…
Так, позвольте, в чем же «прелесть» этого рассказа?
Слог… Ну, мне такое не заходит. Он вычурный без меры и сквозь него приходится продираться. Однако — это субъективщина чистой воды (моя, в данном случае).
Ну, и, собственно, сам вопрос — а в чем прелесть истории то? Она ничуть не чище, чем рассказ, вызывающий у вас отторжение. Там гг, реальный гг, хотя бы пытался помочь… Переживал за потерю друга… Как мог, так и переживал.
А здесь?
Мне почему-то особенно вот это место понравилось, про Ящера: «Две головы у него, одна на вечерней заре глотает солнце, вторая выпускает светило на небосвод с зарей утренней».
Я думаю, что это новая сказка про Снегурочку (Моренку), которая полюбила огонь. Яр (по Далю) — это «жар», а также «животное в период течки». Три бабки — это Рожаницы, наверное.
В общем, трагическая история про любовь Льда и Пламени. Не судьба им быть вместе, и потомству от них не бывать. Трагедь.
Основная идея — все беды славян (тоже кельты) проистекают из-за попрания этических и моральных принципов народа неким Яром (богом Весеннего Солнца), который переспал с 4-мя (тут я не буду искать намёков на «божества», это вероятно имеет заложенный автором смысл, но не принципиально) девушками в июле (в ночь с 6-го на 7-е, (как сейчас празднуется этот момент) я так понимаю Ваш намёк, ибо липа и полынь встретились в цветении).
Дело в том, что по обычаям в эту ночь действительно совершались браки. Но единожды и до конца жизни. На сей праздник ни женатые ни замужние не допускались вновь, это было табу. Так же не допускалось выбрать несколько жён. Выбор делался только один, причём заранее (!). А в ночь летнего солнцестояния происходило само «бракосочетание» И делал это (у славян) Ярило — соединял и освещал браки. Поэтому он не мог так поступить, как описано у Вас.
Историческая идея о многоженстве кельтов проистекает, как мне видится, от бритов (которым в своё время эту идею «ассимелировали» скандинавы и в культуре которых это прослеживается). Склонен полагать, что это гораздо позднее «нововведение». А ранее кельты не «страдали» многоженством.
Ваша трагичная история, хоть и прекрасна, но для меня абсолютно не реальна. Причина «падения» кельтской и славянской исходных культур была не в этом.
Это моё личное мнение.
По моему крайнему убеждению — этим миром правят женщины. И если мужики будут действовать по схеме Яра (обижать женщин таким образом), гибели этого мира не миновать.
Рассказ напомнил «Легенду о Ларре» Максима Горького. Такой же примерно расклад: гордыня, бессмысленная жестокость и наказание.
Стиль хорош. Просто песня
о Роланде!Голос
Если бы я увидела цельную историю, я бы захотела разобраться и в недомолвках, а так…
Но как-то уж сильно отстраненно.
Что и требовалось доказать…
В тексте нет Третьего… Образ Третьей не раскрыл себя. И я этому рада! Но всё равно, при прочтении — третий ЛГ гуляет на необитаемом острове…
Тексту плюс от меня. Но…
Марьяна, Мара — это же очевидно!!!
Ках вы мохли?
То. что вы сейчас назвали общими фразами — вы ошиблись)
А, вот, чтобы это судить, надо читать меня!
Сударь любезный, не кричите в том месте, где не тонули — о спасении)
А разве вы не лично обратились? Забавно — почему?
Я же писала мнение к тексту.
Задуматься. Автор не дурак, это явно!
Думаю, справедливо, оценивать по всем критериям — сюжет, грамотность, интересность, слог…
Или здесь всё по дружбе? Ради деградации?!
Чувствуете связь?
Смекаете!!!
Я уже сказала то, что хотела) А вы Харок, чего от меня ждёте ещё?
Но, пока что я вижу: сентенции, верчение, попытку перейти на личности и детское коверканье никнейма. Это, конечно, тоже, взрослая и зрелая позиция. Заслуживает уважения.
Надеюсь, вы понимаете, как сливаетесь на глазах?
Я вам застилаю глаза? Как же так? Почему никто другой так не делает? Ай-я-яй!
Собеседника я нашел здесь в каждом, вы не поверите! Личного от вас? То есть, аргументация высказывания — это, простите, личное?
Так, все же, определитесь: вы слились и разговор окончен, или я продолжаю ожидать от вас связной речи?
В данном тексте имеет место «необычное» построение фраз, которое, безусловно, имеет место быть. Правда, чем-то выдающимся не является. Почему? да, хотя бы потому, что недопиленно. Теперь я ожидаю вашу аргументацию…
Это было только в одном месте. Не вычитал человек. К слогу это никакого отношения не имеет.
Какие ваши доказательства? © ))))
Откуда вы это знаете наверняка?
Поэтому, и возникают вопросы, типа… Почему — этому рассказу плюс, а остальным — нет?
Ну, это по части тех, кто читает всё… Лично я, всё ещё не прочла… Так что, мои плюсы ещё в будущем, так же, как и минусы!
Вы подозреваете Ваона в сговоре?
Это предел беспредела!
Блин, когда приходишь комментировать в последний день, можно вообще не напрягаться — пишешь мол " (не) соглашусь с большинством", остальное уже все за тебя сказали.Вот, я соглашусь, мне тоже было непонятно. Перечитала, и все равно не очень.
Вроде атмосферно, красиво, и про змея двухголового,
и как этот подлец девичьи головы морочил, но как оно связано с темой — не поняла. И почему описываются все три девушки, а внимание вроде как на Моренке. Простите, автор, что-то я не поймала)Черная пятница панды.
Он лучший их четырех. Прекрасная поэтическая проза с красивым неподдельным русским языком.
«Волосы до пояса, вьющиеся, волнующие, а на платье следы от травы. Все дни она проводила далеко, далеко от села, там, где лес манил, звал и шептал, а на полянах под шатрами из терпкой травы прятались ягоды земляники.»
Сейчас такое встречается редко. Это конкурсная работа и вполне возможно писалась второпях. Поэтому на сбои не обращаю внимания. Мне достаточного того приятного послевкусия, которое осталось после чтения. Есть в рассказе и особо близкое мне — недосказанность чуть ли не в каждой фразе. Мне такое очень нравится. Мнения по рассказу будут разные, кто что понял — это еще один плюс.
ГОЛОС
А вы так и не можете с девочками закончить))