Эрато Нуар №1

Сладкий запах мирта

Сладкий запах мирта
Работа №3. Тема: Фалафель

Давным-давно, в те ещё времена, когда в мягкой пыли дорог купались лишь тростниковые сандалии да ослиные копытца, жил в одной арамейской деревне юноша по имени Иосиф. Всё в его жизни было тихо да складно, но случилось так, что пришла из пустыни чёрная язва и унесла родителей Иосифа в страну бесконечного счастья. Остался он один на всём белом свете. Погоревал юноша неделю другую, а потом продал дом и ячменное поле соседу и отправился куда глаза глядят – искать сам не зная чего.

Долго ли, коротко шёл он, но набрёл на перекресток под низким закатным солнцем. Глядит - идёт на восток дорога сухая да каменистая, словно одна смерть по ней на колеснице ездит. Испугался Иосиф, посмотрел на запад – ведет туда дорога пыльная и ровная, только кот одноухий на обочине сидит, лапкой умывается. Подошёл к южной дороге – а там, под цветущим миртом, стоит лавчонка. Крошечная – навес да жаровня, а на жаровне Хаким фалафель жарит. Вкусно пахнет кушанье, проглотил Иосиф слюну, поклонился степенно.

- Здравствуй, добрый человек! Почем продаёшь фалафель?

Улыбнулся Хаким, пожал плечами: - Не продаю, дорогой, меняю… Возьми кулёк и иди своей дорогой. Возвращайся через год, расскажи, что нашёл, что потерял. Если захочешь…

Удивился Иосиф, но раз даром дают – что ж не взять? Свернул ему торговец кулёк с фалафелем и пошёл юноша по южной дороге, самой зелёной да радостной. Посмотрел ему вслед Хаким – только вздохнул.

Через год вернулся Иосиф, привалился в пыли к миртовому деревцу. Тяжко далась ему дорога – ноги стоптаны, сквозь драный халат багровые рубцы проглядывают. Прикрыл глаза от яркого солнца.

- Плохая дорога, брат… Нашёл я лишь горе и голод, жестокость и равнодушие. Потерял наивность и честность, последние силы там оставил...

Печально кивнул Хаким, насыпал ещё кулёк фалафеля.

- Откушай, дорогой… два пути у тебя осталось.

Встал юноша, попробовал и удивился – откуда только силы взялись?

Развел руками Хаким: - Сил в тебе больше, чем думаешь…

Выпрямил спину Иосиф и пошёл по западной дороге, только коту подмигнул. Через год ворвался на перекрёсток боевой конь. Спрыгнул всадник на землю, бросил поводья на тонкие ветки. Поклонился Хакиму мужчина – загорелый воин со шрамом у жёстких глаз, с тяжёлым мечом у пояса.

- Здравствуй, брат.

Посмотрел на него торговец, кивнул.

- Мир тебе, добрый человек. Что скажешь?

Нахмурился Иосиф.

- Плохая дорога, брат… Нет там ничего, кроме отчаяния и смерти. Последнюю радость на ней потерял.

Грустно кивнул Хаким, насыпал кулёк фалафеля.

- Поешь, дорогой… один путь ещё впереди.

Усмехнулся мужчина, попробовал и удивился – как это он не замечал шелеста ветерка да солнечных зайчиков на нежных листочках, пения птиц и журчания воды в прохладном ручье?

Пожал плечами Хаким: - Радости вокруг больше, чем ты думаешь…

И кто же поёт так сладко? Обернулся воин, глядит – идёт мимо женщина в тонком платье. Посмотрела лукавыми глазами – словно стрелой в сердце попала. Снял Иосиф пояс с мечом, бросил его в пыль да пошёл вслед за незнакомкой по восточной дороге.

Только вздохнул Хаким.

Через год вернулся на перекрёсток странник – исхудавший, как прошлогодний тростник. Посмотрел в глаза торговцу.

- Зачем это всё, брат? Скажи мне, зачем? В чём смысл?

Вышел из-за жаровни Хаким, снял фартук, одел его на Иосифа. Обнял крепко-крепко.

- Солнышко светит, нут растёт, люди рождаются и умирают… так было и так будет. А смысла нет.

И ушёл на север, загребая тёплую пыль босыми пятками.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+9
536
07:44 (отредактировано)
+2
Притча. На финал, рискованно, но… хорошо, бессмысленно.
Ну, жисть есть жисть laugh
Она нифига не бессмысленная, тока смысл меняется чаще, чем желания девицы на сносях)
Автору удачи! yahoorose
13:30
+3
Эксперимент показал, что на том перекрёстке (либо в том времени) вариантов понять жизнь не было.
Ну дя, есть такое)
11:11
+2
На север ушёл? И что это значит? хм…
Притча, чтобы подумать. Неплохо, в общем.
13:28
+2
Так-то да. Из предложенных вариантов там действительно смысл жизни не понять. Но текст лёгкий…
20:16 (отредактировано)
+1
Финал мог быть любой вообще. Например: «Миром правит фиолетовая чебурашка! И ушел, загребая ногами...» Или: «Москва! Звонят колокола!!! И ушел, загребая...» Или: «Вот я какой, лихой Буденный! И ушел...»
Где в рассказе про смысл или его отсутствие? Где ответ, почему нет смысла? Понимаете, если нет ответа, хотя бы примерного, грубого, то и рассказ не много смысла несет. При этом рассказ насыщен оценочными определениями, как «страна бесконечного счастья» или «тяжко далась ему дорога».
Может я не увидел чего?
10:43
+4
Разве притча должна давать ответы? Она и должна рождать вопросы, подталкивать к поиску. Что и произошло.
В рассказе все про смысл, на мой взгляд: и активный поиск Иосифа, и пассивный, через наблюдение, Хакима.
Мне кажется, тут вообще один герой, только в двух воплощениях. Он бесконечно проходит этот цикл поиска смысла и в самом конце, уже когда зовет последняя дорога, обретает искомое: нет смысла, есть только жизнь перед тобой.
10:55 (отредактировано)
Спасибо за отклик! Я понимаю, что таков может быть замысел. Но я про логику. Вывод не поддержан посылками. Из посылок никак не следует, что нет смысла. Какой-то ответ на «почему в жизни нет смысла» должен быть. Это же суть притчи. Иначе возможна любая мораль притчи. Притчи потому и притчи, что в них есть отчетливые паралеллели событий и морали (бросаем зерна в землю, кто не умрет тот не воскреснет). А здесь я не вижу. Поэтому интересуюсь, может кто видит. Три раза вернулся Иосиф разочарованный, поэтому нет смысла? Так вроде не следует тут логика вывода никак. Какую параллель вы видите в рассказе?
Я серьезно спрашиваю, без задних мыслей и без коварства ) Мне интересно. Написано-то хорошо.
P.S. Сейчас подумал: с точки зрения Хакима, разочарование Иосифа может быть знаком отсутствия смысла. Но опять же, так не делается притча, должно быть событие (или не одно), показывающее отсутствие смысла. А все события на стороне Иосифа, и они скрыты.
11:31
+3
Почему же не следует из посылок, что нет смысла? Именно разочарование Иосифа говорит нам о том, что смысла он каждый раз не находит (а ведь именно за этим он и отправился «искать сам не зная чего»).
«Нет смысла» мне кажется тут означает не «отсутствует вовсе», а «не заключается в поиске».
По поводу событий, которые на стороне Иосифа и скрыты. Мне как раз это понравилось. Потому что события, область поиска может быть любой. Для каждого — это что-то свое, и по сути — не важно, что именно. Важно одно: ты или без остановки ищешь, не находя, или понимаешь, что суть не в писке, а в самом существовании, проживании момента: пусть даже это всего лишь приготовление фалафеля.
11:54 (отредактировано)
Не сходится у меня. Вот почему: 1) Если нет смысла в действии, а приготовление фалафеля это действие, значит — приготовление фалафеля так же бессмысленно как поиск. 2) Если смысл в проживании момента, то любое проживание момента, в том числе в действиях Иосифа, имеет равный смысл. А значит — поиск Иосифа равен по смыслу приготовлению фалафеля. Значит смысл есть. Вот это и не понятно. Вроде из текста — смысл есть (Хаким произносит мораль). А вывод в том, что смысла нет. Получается что-то вроде парадокса лжеца: «Лжец сказал: Я — лжец». И всех запутал.
12:16
+1
Понимаете, можно готовить фалафель и думать: а должен ли я его готовить? в этом ли мое предназначение? не слишком ли это мелко для меня? и пр. Жить в суете сомнений, обесценивая жизнь вокруг: все плохо, трудно, напрасно, потому что все не то. Это поиск.
А можно просто готовить фалафель: наслаждаться ароматом, радоваться, что вот идет некий Иосиф и я его сейчас угощу, видеть красоту цветущего рядом мирта. Это проживание.
Не знаю, откуда вы взяли «нет смысла в действии». Нет смысла в поиске. Жизнь, действие — и есть смысл.
Но Иосиф свои моменты и свои действия не проживает, он их отторгает, судя по его постоянному «плохая дорога».
12:28 (отредактировано)
+1
откуда вы взяли «нет смысла в действии». Нет смысла в поиске
Так поиск и есть действие. Другими словами объем понятия «действие» включает в себя как «поиск», так и «приготовление фалафеля». В обоих случаях люди «делают что-то».
А вот и ответ получил от вас:
он их отторгает, судя по его постоянному «плохая дорога».
Этот момент я совершенно иначе интерпретирую. Мне видится — это не отторжение, это оценка. А оценка всегда между крайностями. Значит, Иосиф знает, что такое «хорошо» (как минимум), он просто ищет и пока не нашел. А Хаким — нашел, он понял, что такое «хорошо» (то есть он нашел смысл), но почему-то говорит что нет смысла. Смысл события это же просто встраивание события в контекст, в данном случае — в шкалу оценок между «хорошо» и «плохо».
Но я увидел, где мы разошлись в интерпретации. Спасибо! )
12:56 (отредактировано)
Так поиск и есть действие

Это так: поиск равно действие. Но действие-то не равно поиск.
но почему-то говорит что нет смысла

Ну я об этом уже говорила: считаю, что «нет смысла» здесь равно «нет смысла в поиске». Но чтобы это понять — надо, условно, стать Хакимом, надо приобрести опыт, как ни странно именно в процессе поиска. Потому Хаким Иосифа не пытается убеждать, отговаривать от шатания по дорогам и т.п., потому и в финале ничего не объясняет: вот тебе фартук, вставай на мое место и смотри сам, сколько еще так вот ходят ищут, и находят ли, и стоит ли искать.

Ну и разумеется, каждый по своему интерпретирует )
13:06
+2
Чтобы понять эту философию, нужно посмотреть и увидеть ключевые основополагающие постулаты этого народа.
Они (хранители фалафеля) ищут этот ответ (о смысле) уже столько лет, сколько существуют.
Я мог бы подвергнуть анализу весь исторический и весь их фундаментальный исходный постулятивный континуум. Но, из этических соображений — не буду.
А притча действительно отображает в точности положение вещей (там, у них). Очень точно.
13:40 (отредактировано)
постулаты этого народа
У меня другой культурный контекст. О постулатах другой культуры я могу судить только в пересказе. Возможно, дело в этом.
Вы абсолютно правы!
поиск равно действие. Но действие-то не равно поиск.
Но, если «действие» включает в себя «поиск» и «делать фалафель», то мне бы хотелось увидеть отчетливую разницу между этими действиями на уровне «есть смысл/нет смысла». Я не увидел, это меня и смутило (и все еще смущает). Поэтому и финал для меня не сыграл (я его просто не вижу, где финал, он мне и финалом не кажется).
А вообще, спасибо вам, что откликнулись. Вариантов понимания много, интересно было обсудить. )
14:46
+1
Так не за что. Интересно же поразмышлять )
15:14
Вся философия и все постулаты видны в действовании и в результатах…
Ой-вей… Язык определяет реальность (не я сказал). Другой язык — другая реальность. Явно же у меня другой язык (выраженная в знаках система культурных кодов) чем у Хакима с Иосифом. К слову, я не убежден, что у автора рассказа тот же язык, что у них. А это все сильно усложняет (и нейтрализует ваши доводы насчет постулатов).
17:47 (отредактировано)
(Мне нравится наша беседа)
Язык описывает явления.
Явления существуют в природе (во вселенной) и осязаемы, каким бы языком они ни описывались. Именно это я бы и назвал реальностью.
Под постулатом я подразумеваю… идею (мысль). Либо как идею (набор идей) с которой начинается создание и развитие (чего угодно, в том числе народа), либо как выводы и решения — как итог накопленного опыта (народом в том числе). Обычно присутствует и то и другое. Идею так же можно описывать на разных языках по-разному.
Но сути своей они (ни явления=реальность, ни постулаты=идеи) от этого описания не утрачивают. Они просто есть.
А значит — вселенная познаваема, независимо от того, на каком языке разговаривают исследователи и описыватели вселенной.
20:22 (отредактировано)
Не, давайте не будем (я уже ответил вам, вы, вероятно, получите письмо с ответом, но потом передумал). Не очень лепо мы станем выглядеть, откровенно флудя в комментах. Я и так уже несколько перебрал терпения коллег. А терминологию мы разную используем, так что едва ли придем к общему мнению. Хорошо?
23:53 (отредактировано)
+1
Так бы и стало, мистер Ананас Аборигена, но печаль по одноухому коту на западной дороге, толкает меня продолжить.
И ответить скорее автору, нежели Вам.
Человек в этом мире определяется тем, что он готов отдать другим. А не тем, что он может получить.
Отдавая и помогая другим выстоять и справиться с жизнью, он становится ценен в первую очередь… самому себе. И значимость увеличивается прямо пропорционально тому количеству людей, которым предоставляется эта помощь (не только друзьям и близким...).
Иосиф не знает, что он ищет. И находит лишь страдание. Он живёт для себя и желает получать. И не получая, теряет (не находит) смысл жизни.
Хаким помогает тем, что поддерживает его в поиске. Но не помогает более ни в чём. И уходит на север… Позволяя Иосифу помогать другим. Что там на севере? Я думаю, может быть надежда?
До тех пор, пока ребята не перестанут думать только о себе и о своём этом «получить» и о своих страданиях (и расстраиваться от того, что сделали сами), ни смысл, ни радость, ни счастье им доступны не будут.
Давным давно приходил к ним один парень из Назарета. И просил их заботиться друг о друге и искренне помогать друг другу и другим…
Не услышали.

(И при всём при этом, я не считаю себя христианином, я просто инженер...)
23:47
+1
Притча. У меня вызвала бурное отторжение, хотя ведь имеет право быть. Не моё, сожалею.
00:49
+2
Замечательный рассказ, лучший из группы, имхо.
Пока так, развернутые отзывы оставлю позже.
12:13
+2
Колоритно, но очень мудрёно. Или наоборот, всё предельно просто. Мол, не ищи никакого смысла, живи себе и живи. И тот, кто это постиг, возвращается к истокам.
20:45
+2
О чем это, брат?
Поиск смысла? Но смысл так и не найден…
Фалафель присутствует, но если насыпать в кулек семечки, или орешки, смысл рассказа не изменится
20:59 (отредактировано)
+2
Фалафель и есть этот самый смысл, вместе со сладким запахом мирта. Сиди себе на перекрёстке, в тенёчке, туда-сюда не ходи. Ибо везде плохо, только здесь хорошо, потому что фалафель дают)
12:52 (отредактировано)
+1
Где бы ни работать, лишь бы не работать. Была такая поговорка в одном… лучезарном обществе.
00:25
Так можно что хочешь давать вместо фалафеля
02:34
+1
(Тама фалафель волшебный, каждый раз Иосиф после странствий полностью пополняет свою… как это у них там в этих играх компьютерных называется? ИМХО, от семак так не прибудет...)
Это, вероятно, тот случай, когда автор к финалу устал. Притча красивая, но смысл от меня ускользнул. Да и фалафель тут пришит, торговец мог торговать чем угодно.
А ещё это мог быть не торговец и не под сладким миртом… (И я могу продолжить перечень дальше)
Можно было вообще не писать)
18:09
Судя по именам — чем-то другим торговать не мог.
Бриллиантами?)
00:46
На перекрёстке? )
12:22
+1
Притча удалась, и хоть я не любитель подобного, могу сказать лишь одно — годно. Пока что, фаворит
00:04
+1
Все говорят, что это притча, но, по-моему, это больше сказка и по сюжету (перепутье дорог, волшебный элемент — фалафель и его торговец), и по стилизации (особенно это видно в начале с «давным-давно», «тихо да складно», «отправился куда глаза глядят – искать сам не зная чего»). А сказка, как говорится, ложь, да в ней намек.
Намек, на мой взгляд, появляется в самом начале «унесла родителей Иосифа в страну бесконечного счастья».
И что отправился искать ГГ? Смысл? Думаю, нет. Счастье. Но в жизни счастье не бывает бесконечным, и не дается даром. Его не так просто найти. За красотой может скрываться жестокость, за силой — равнодушие, за любовью — ненависть и предательство.
Торговец показывает ГГ, что жизнь не черная или белая, с фалафелью он привносит гармонию.
Интересно, что при этом, фалафель — по сути еда — придает силы физически истощенному ГГ, показывает красоту истощенному морально, но не помогает от разбитого сердца. Получается, разбитое сердце может излечить только время, которое ГГ проведет на месте торговца.

За сюжетную стройность и оригинальность, за вплетенные в действие смыслы, вложенные автором или додуманные мной, кто знает, за сказочность, за меткие фразы, которые уже не буду перечислять, ведь из немало — ГОЛОС.
Aed
18:56
История короткая и это ее плюс — прочиталась бодро и задорно. Концовка очень порадовала, я посмеялся от души. В некоторых местах хотелось закричать – в то время такого не было, но я не буду. Я за свободу фантазии, вполне возможно это было зазеркалье. Если подытожить, то работа очень понравилась. И, на мой скромный взгляд, вышла лучше, чем у конкурентов. Отдаю сюда ГОЛОС.
19:11
Всё же ГОЛОС. Слишком уж мне понравился «бессмысленный финал» — да так, что затмил другие работы) Кратко, интересно, задорно. Уже пересказала подруге))) laugh
Притча, не притча — всё равно. Главное, история получилась, причем такая, что ей хочется поделиться.
Какое простое и бессмысленное окончание, но сколько мнений породило.
Смысл ищем только мы, наделенные интеллектом и умением искать смысл. Все остальное окружение просто живет, умирает, существует без поисков и вопросов.
Но ушел на север, сами знаем к кому, вместе искать истину.
Ну плюс.
Загрузка...
Светлана Ледовская №1

Достойные внимания