Домашняя симфония
Многие, придя домой, включают телевизор, радио или музыку. Августин же предпочитал хранить свою обитель в молчании. Он вернулся с работы, запер дверь, налил вскипевший по таймеру чай и прикрыл глаза, наслаждаясь тишиной. Через пару минут он услышал едва различимое фа скрипки. Это пел чай. Низким гулом валторны откликнулся ему стол, стул поддакнул саксофоном. Стакатто чайных ложечек задало ритм флейте подстаканника, в котором они стояли. Грянул орган. К кухонному концерту присоединился маэстро Холодильник, а вместе с ним вступили голоса продуктов – виолончели овощей, тромбоны молока и сыра, барабаны яиц, ксилофоны котлет. Электроплита влилась причудливыми звуками волн Мартено, одновременно неземными и человечными, не диссонируя с остальным, более классическим, оркестром, но гармонично переплетаясь с ним. Старая газовая плита, стоявшая раньше, звучала, как клавесин, но шум от её работы нарушал симфонию домашней утвари.
В наполненной звуками тишине Августин покинул кухню и закружил по дому. Музыка лилась отовсюду: неспешное глиссандо чистых простыней, нежное тремоло зачитанных книг, гитарное легато кактуса на подоконнике. Привычный мажор фортепьяно кровати звучал маркато. Августин поморщился и перестелил постель. Выделявшаяся тема соединилась с общим потоком.
***
Августин любил ночные прогулки. Ночь тиха, и ему каждый раз казалось, что ещё чуть-чуть, и он услышит музыку города. Но каждый раз что-то вмешивалось в его планы: то проехавший мимо запоздалый автобус, то разлаявшаяся от приснившихся кошмаров собака, то неурочный семейный скандал из открытого окна… В этот раз весь мир словно застыл в ожидании чего-то, а город так и не начал петь. Августин уже собирался возвращаться домой, когда услышал мелодичный вокализ. Раньше он не слышал подобного пения, поэтому решил пойти на голос и узнать, что это. Это музыка линии электропередач? Или, может, так играют ноктюрн водосточные трубы?
Открытие источника мелодии сначала расстроило, а затем зачаровало Августина. Арию исполняла девушка, стоящая на балконе с коваными перилами. Её бельканто, казалось, заполнило собой улицы. Игривое вибрато и штрихи портаменто украшали сложную, но, видимо, импровизированную партию. Девушка пела минут десять, а потом, не смолкая, ушла с балкона и закрыла дверь. Августин ещё долго стоял под впечатлением от услышанного, прежде чем пошёл домой.
***
Он ещё не раз приходил к заветному балкону слушать пение незнакомки. Конечно, она мешала ему искать музыку города, но Августин не возражал против такой помехи. Каждый раз выступление заканчивалось одинаково: девушка уходила в дом, продолжая напевать. Но в очередной раз, когда она должна была показаться на улице, Августин не застал ни её песни, ни её самой.
Разочарованный бесплодной прогулкой, он вернулся домой и поставил кипятиться воду. Ворчание чайника на плитке нарушало тишину. Пока он закипал, Августин раздумывал над пакетами с чаем, но ни одного ему не хотелось. Муки выбора прервал дверной звонок.
Кто мог прийти в гости глубокой ночью? Эта загадка недолго занимала Августина. За дверью оказалась она – та самая незнакомка.
Нужны ли им были слова? Они оба всё понимали. Августин не пытался скрываться во время своих визитов, а других слушателей у неё не было. В том, чтобы попытаться познакомиться со своим поклонником поближе, нет ничего удивительного. Он впустил встревоженную девушку к себе домой.
Чайник вскипел, а Августин нашёл самый подходящий чай. Две чашки – для себя и для гостьи, сидевшей напротив. Он отхлебнул горячий напиток и прикрыл глаза. Первым раздалось тихое фа скрипки чая, а за ней подтянулись остальные музыканты. Но в симфонию вступил новый голос, которого не было ранее. Вокализ певицы, её сопрано. Мотив напоминал то, что она пела раньше, и словно спорил с остальным оркестром, не нарушая, но развивая композицию, придавая ей дополнительную глубину. Но он был гораздо сложнее прежней песни. Августин открыл глаза.
Счастливая улыбка девушки озаряла маленькую кухню.
2. Текст на столько перегружен муз терминами, что человеку не закончившему муз школу хотя бы, будет трудно воспринимать написанное.Комментатор выше прав!
Не спорю, есть ценители, кто не учился, но знает, только таких маловато будет.
А ползать каждые 3-4 предложения (а то и чаще)в гугл, не комильфо.
Идея отличная, исполнена прекрасна, но как говорится, — только для своих!
Но толстые пальцы и маленькие кнопки сделали свое кровавое дело.
Искренне прошу прощения
А ещё дарю ссылочку (случайно нашёл, но впечатлило) по этой теме: litclubbs.ru/redirect?url=https%3A%2F%2Fwww.scientologycourses.org%2Fru%2Fcourses-view%2Fstudy%2Fstep%2F6.html
тремоло — дрожание, частые удары по струне, сливающиеся в единый звук.
легато — связное, плавное звучание.
маркато — выделенный звук, близко акценту.
вокализ — пение без слов
портаменто — скользящий переход к нужном звуку.
волны Мартено — музыкальный инструмент (типа первого синтезатора)
ноктюрн — инструментальная лирическая миниатюра, дословно ночная песня.
бельканто — дословно «прекрасное пение», вид оперного пения
мне глиссандо простыней ни чем не сообщает. А чайник у меня на си бемоле)))настроен))))
Да-да. Августин — голландец, любитель регги, слушает как поют овощи в холодильнике, однажды вышел в ночь побродить по городу и в 4:20 утра встретил такую же как и он — поющую на балконе.
Знаете, я и сам своего рода музыкант…
Шучу!
Мне понравилось. Романтикой и использованием спецтерминов, со значением которых я не знаком, но воображение восполняет пробелы.
Спасибо
Термины создают такую… магическую ауру. Каждый из нас знает объект, к которому термин привязан в тексте.
Автор выткал магический рисунок. Поверх известному нам наложил рисунок из (да уж, так получилось, что их придумали итальянцы) музыкальных терминов, показав восприятия ГГ. Ну а концовка — они встретились. Магия )))
Сложнейшая дуэль, господа!
Единственное, с чем я не согласна, так это с грянувшим органом. Все же стереотипы вроде «грянувшего оркестра» или «брасс-ансамбля» так или иначе неспроста появились в литературе. Орган же по звучанию может быть заполняющим, пробирающим до дрожи (ну это из банальных сравнений), но грянувший… не знаю, у меня не клеится как-то.
И все же не фортепьяно (да-да, я знаю, вы отправите меня в словарь), но как музыкант по одному из образований, возражу вам, это просторечие. Правильно фортепиано — и никак иначе — говоря и об инструменте, и о специальности музыканта.
В остальном изумительно.
А ноктюрн водосточных труб — это вообще прекрасно (еще элегия, кмк, хорошо бы вписалась)))
ксилофоны котлет — ржу
А ноктюрн, видимо, низкий поклон Маяковскому?
Знаете, что меня умиляет больше всего: все плюются на музыкальные термины, мол, это так сложно, гуглить мы не могём. Ребята, вот лично мне читать ваши нф с полуфизической/полунепонятнокакой терминологией тоже не уперлось. И, знаете, что я делаю? Все просто — не читаю то, что не интересно и не участвую в подобных мероприятиях. Вы скажете, но это турнир, мы тут все участвуем, независимо от литературных пристрастий. Окей. Но тогда и не плюйтесь с подобных текстов.
Хагок, если что, это к вам не относилось, просто в целом не пониманию претензий к тексту.
Про Маяковского — хз, вам виднее, я от поэзии далека, в частности от ВВ. Ноктюрны для меня — это лирические произведения Листа, Шопена, Чайковского, Глиэра…
Ну а про то, что можете вы… ну а почему бы и нет? Как вариант и способ расширения кругозора читателя…
Я тоже далек от поэзии, но врага нужно знать в лицо — это я о попытке сыграть ноктюрн на водосточных…
Рассказ неплох, очень даже.
Только, кмк, магреализма тут маловато, если вообще есть. Больше картины на уровне личного восприятия, никаких необъяснимых фантдопов.
И не зря. Очень, очень мило. Ни разу не музыкант, но термины не мешали. Чувствовал и даже видел музыку Августина. В терминах ощутил магическую прелесть отгадывания и узнавания по описанию. Плюс, милому и славному Августину. И пусть вокализ навсегда очарует его.
Короче, ГОЛОС сюда.
Да, истории про навоз или бабочек сюжетно сложнее, но коротко и просто не значит плохо.
Хорошеничкино. Будем посмотреть кому голос. Ну, блин, по женски уж очень, не по мне. Обычно за это бал накидываю (или два), как компенсацию. Ладно… Но плюсик, как минимум.
Теперь попридираюсь к концовке. К логике. «В том, чтобы попытаться познакомиться со своим поклонником поближе, нет ничего удивительного» — а по-моему, это весьма удивительно: прийти ночью к незнакомцу, который частенько мельтешит под твоим балконом.
Ну и про термины… как же удержаться? Где-то их значение было интуитивно понятно, как со стаккато или тремоло, но в других случаях — нет. И это мешало представить, услышать, как все звучит. К моменту встречи героя с девушкой, буду откровенна, просто устаёшь читать — а ведь рассказ совсем маленький.
Тем не менее, плюсую за задумку, отсылку к «А вы ноктюрн сыграть могли бы?» и возникшее желание послушать классику :)
Имхо, не нужен глоссарий. Мне было приятно смаковать малознакомые слова. Это же как названия блюд в престижном ресторане европейской кухни…
Их не обязательно уметь готовить. Их надоть смаковать))
– Телятина! – воскликнули мы одновременно.
– Лук шалот, – поспешил добавить я.
– И шампиньоны, – парировал мсье Бриан.
– Приготовлено на белом вине!
– Прожарено на оливковом масле.
– Чувствую муку!
– Томаты!
– Рагу!
– По-маренгски!
Что же, первый раунд мы отыграли довольно легко, только разогреваясь
Спасибо автору!
Единственное, что лично мне было мимо: одни предметы звучат как предметы, а другие как музыкальные инструменты (скрипка, гитара...). В этом была какая-то фальш, если честно. Словно автор до конца так и не смог определиться с тем, слышит он сам что поёт его рассказ или нет. И хотите начистоту? Для меня всё слилось в сплошной гвалт. Поясню почему: хотелось, чтобы вещи звучали по-своему. Вот «стакатто чайных ложечек» было прекрасным, а следующая за ним «флейта подстаканника» так и осталась двумя словами «флейта» и «подстаканник». Возможно, мы с вами на разных волнах, и мне хотелось, чтобы вы не подгоняли голоса вещей под уже имеющиеся в голове каждого готовые ассоциации, а придумали свои.
И ещё хотелось бы, чтобы вы подсказали, КАК незнакомка нашла, где живёт её таинственный поклонник. Может, улавливала мелодию, или ловила подсказки улиц. Потому что иначе складывается впечатление, что весь город – одна улица, где все друг друга знают.
А за рассказ спасибо)
Есть один такой приём в южноамериканской школе магреала — отображение событий, которые можно обосновать без привлечения сверхъестественных сил, с точки зрения человека, в оные сверхъестественные силы верящего. Этот приём можно увидеть в «Лабиринте фавна» (все события можно объяснить фантазией девочки, и только самая-самая последняя сцена намекает, что, возможно, всё не так просто), насколько мне известно, этот же приём используется в «Сто лет одиночества» (увы, дальше начала не дочитал). Это из очевидных примеров.
Здесь автор тоже пытается использовать этот приём, показывая мир глазами, а точнее ушами, человека, который в тишине слышит предметы. Насколько удачно — вопрос открытый, на мой взгляд, он перестарался с «неуловимостью», из-за чего «магия» (которую тут ещё найти надо) совсем ускользает. Ну да, у нас есть намёки, что в этой музыке он может услышать то, что не видно глазами, и, возможно, девушку он тоже нашёл далеко не по голосу, а по этой музыке в тишине, но слишком они призрачные.
Затем, любовная линия, если это можно так назвать. Прикручена к зарисовке болтами М600. И то, похоже, только для того, чтобы хоть как-то раскрыть эту «суперспособность» Августина. Выглядит совершенно искусственно.
В остальном — вкусно, но мало. Напомнило зарисовку у Родари в «Грамматике фантазии»:
Текст похож на подрагивающий театральный занавес, оркестр настраивает инструменты…
И, я почувствовала себя в зрительном зале.
Интересное ощущение от рассказа!
Работа лёгкая и изящная.
Голос рассказчика ведёт читателя по совершенно уникальному с точки зрения ГГ миру. Мир, который звучит, мир, который мил Августину. Дома у него всё под контролем — и старую газовую плиту он заменил, чтобы не портила гармонии, и постель перестелил — ишь чего вздумала! Не так звучит!
Мир вне дома его влечёт. Он — исследователь, искатель. И это хорошо, в этом мне видится развитие персонажа, хоть и скрытое. Августин ищет необычное в обычном. Раз за разом, вещь за вещью, событие за событием. Читатель это не видит, зато знает, что любая деталь вроде проезжающего мимо автобуса или собака, которой приснились комары (зачОтная деталь, кстати!), могут сбить искателя со следа.
И вот случается главное событие истории — Августин слышит вокализ. И тут для меня случилось самое интересное — реакция ГГ на источник звука. Сначала он видит обычное — поющую девушку — и расстраивается. Ещё бы, он ожидал увидеть необычную часть мира — поющую вещь, а тут — самая обыкновенная девушка. Но такая ли она обычная? Августин быстро понимает, что звучание её не такое простое, как казалось, и очаровывается ей. И здесь ставится знак равенства между обычным и не обычным, тогда как раньше обычное содержало лишь частицу необычного.
В финале девушка приходит к Августину в гости и вносит в его привычный мир свою партию. И тогда становится понятно, что дом — и Августин её примут.
Что сделало бы рассказ ещё лучше в моих глазах? Наверное, если бы Августин дал ответную реакцию — несколько слов от рассказчика — зазвучал бы тоже, дополняя партию девушки. Ну или хотя бы улыбнулся в ответ, показывая, что готов слушать свой привычный мир по-новому.