Илона Левина №1

Табу

Табу
Работа №2

Мальчик смотрел на заходящее солнце, которое уже вот-вот опустится за горизонт. Небо стало красным, редкие перистые облака пожелтели, потом начали отливать в бледную синеву, перетекая во всё более тёмный цвет ночных туч. Начало холодать.

Он чуть поёрзал на стуле и повернулся к отцу, сидящему рядом в кресле-качалке. Тот отрешённо уставился куда-то в пустоту, замолчав после очередного предложения. Потом спохватился, вспомнив, что не один, и с улыбкой посмотрел на ребёнка.

- Вот, и иногда прилетают мотыльки. Летом чаще, но и по осени ещё встречаются. А потом приходится долго жить и ждать тепла, чтобы искупить грехи.

Мальчик кивнул головой. Он уже раньше слышал про мотыльков, которые очищают душу, но пока ни разу их не видел. А отец любил повторять, что это "хорошо". Значит, пока не настало время.

- Я вот очень его жду. Нужно мне попросить прощения за одно дело.

- Какое?

Отец долго помолчал.

- Давнее, Антош. Давнее, но незаконченное. Нужно было поговорить с мамой, пока она была ещё с нами. А теперь вот поздно.

- Расскажешь, пап?

Отец медленно покачал головой.

- Может быть, позже. Думаю, пока ты не готов.

Мальчик поджал губы и смиренно кивнул.

- Но ведь когда мотылёк прилетит, я тоже услышу его слова?

Отец положил сыну на голову руку и взъерошил волосы.

- Не уверен. Мотыльки не так работают. Они говорят тебе о грехе, напоминают, прокручивают событие из начала в конец, а потом обратно. И это длится долго, намного дольше, чем кажется. Но все ощущают по-разному. Вроде бы мотылёк произносит обычные вещи, а каждый воспринимает иначе. Каждый слышит только про свой грех.

Мальчик помолчал.

- А что это вообще такое - грех?

- Ну как бы тебе объяснить... Когда делаешь то, что не следовало делать. И понимаешь это только потом.

Мальчик опять посмотрел на закат. Солнце уже опустилось, и красное небо начало темнеть. В кустах затрещали сверчки, заёрзали ужи, прячась под камнями и в тёплых лужах.

- Значит, если знать про грех заранее, то его можно и не совершить, правильно?

Отец пожал плечами.

- Пожалуй, что так.

- Тогда ведь можно сделать список грехов, и просто иногда на него поглядывать, чтобы не забывать.

- Да, сын. Есть такое дело. И список есть, и давно уже. Говорят, что его написал сам Бог и дал своему пророку Моисею, чтобы тот отдал людям. Но люди слабы до грехов, не всякий сможет с собой справиться.

Отец протянул руку к выключателю на стене, щёлкнул тумблером. Под крышей веранды зажегся электрический синий фонарь-мухолов. Затрещал осевшей пылью, разгораясь и привлекая мелких насекомых.

- Поэтому мама ушла от нас?

Отец коротко кивнул, опять погрузившись в мысли.

- И поэтому мы уехали из города? Здесь больше мотыльков.

- Да. В городе насекомых почти не осталось, поэтому и грехов там больше. А искупления никакого. Вот все и стремятся раз в год или чаще выбраться за город и отвести душу.

- Это как?

- Ну, посидеть, подумать. Облегчить ношу. А потом опять грешить поедут.

- А мы останемся?

Отец слегка улыбнулся.

- Конечно. Я купил этот дом. Будем жить здесь.

Небо уже стемнело. Большой пустырь перед домом погрузился во мрак - ни фонарей, ни автомобилей. Только пустота, тьма и ожидание. Тянулись долгие минуты.

- Ты думаешь, он сегодня прилетит? - тихо спросил сын, прислушиваясь к звукам ночи.

Отец не ответил, только пожал плечами. Потом повертел головой, посмотрел на фонарь. Редкие ночные насекомые иногда врезались в синюю наэлектризованную решётку и с тихим хлопком падали вниз.

Потом наступило короткое затишье: ночь застыла вязким желе, звуки притупились, и тут до мальчика донёсся мерный низкий гул. Он взялся вроде бы ниоткуда, проник в голову прямиком сквозь кости и заполнил всю черепную коробку.

Отец застыл. Он тоже услышал эти звуки, весь напрягся, прикрыл глаза. Гул окутывал их, отрезал всё восприятие от окружающего мира. Руки опустились на подлокотники, медленно их сжали.

Гул нарастал, но мальчик не слышал слов. Он всё вертел головой и, наконец, увидел мотылька. Крупная бабочка с чёрными крыльями мерцала в голубоватом отсвете синего фонаря, и от неё расходились волны почти осязаемой вибрации. Вух-вух-вух-вух...

Мальчик ощущал их кожей, мышцами, грудной клеткой. Сердце билось в такт, а мозги вдруг очистились. Ни мыслей, ни желаний. Только одно стремление - слышать этот ритмичный акустический барабан. Как будто тамтамы бьют в ритме мозга, он переключается на другую волну и начинает видеть то, чего нет.

Мальчик видел отца. Тот прикрыл глаза, зажмурил их и вдруг по щеке скатилась слеза. Губы сжались в болезненной ухмылке, жилы на шее на мгновенье выступили страшными тяжами. Пальцы вцепились в подлокотники и костяшки их побелели.

А после этого гул начал стихать. Время вдруг приобрело нормальную скорость, мохнатая бабочка с чёрными крыльями перестала гудеть и с размаху врезалась в электрическую ловушку. Короткая вспышка, хлопок - и бездыханное тельце упало на струганые доски веранды.

Отец расслабился и открыл глаза. Теперь на его лице блуждала странная улыбка. Он опять потрепал сына по голове и поднялся на ноги.

- Пойдём спать. Мотылёк сделал своё дело.

Мальчик тоже поднялся на ноги и на секунду замешкался. Нашёл в темноте обгоревшее тельце бабочки и украдкой сунул в карман. После чего двинулся вслед за отцом.

***

Позже мальчик поднялся на второй этаж в свою спальню. Переоделся в пижаму, улёгся в постель. Но сон никак не приходил.

Отец внизу включил телевизор. Скоро он заснёт. Так всегда бывает по вечерам. Иногда выпивает бутылку пива, иногда нет. Но всегда засыпает быстро. А сегодня, после контакта с мотыльком, это должно случиться наверняка. Душу-то он «отвёл».

Такое случалось уже не единожды. Но в те разы они просто арендовали дом на пару дней, отец разгружался и потом уезжали в город. Значит, сейчас что-то изменилось. И, возможно, потребуется больше одного мотылька.

Мальчик тихо встал с постели. Зажёг лампу на столе, прокрался на цыпочках к двери и аккуратно её отворил. Прислушался. Снизу раздавался мерное сопение - скоро должно перейти в храп.

Он запер дверь и вернулся к столу. Достал с полки тяжёлый микроскоп, а после уже - тельце мотылька.

Микроскоп ему дарила мама, когда мальчик заинтересовался всякими букашками. Часами рассматривал их ноги, усы и крылья, и каждый раз с восторгом находил что-то новое.

А теперь его интересовал вполне конкретный вопрос: как?

Увеличение позволяло рассмотреть мотылька в деталях. Лапки, обгоревшие крылья, усики. Хоботок. А прямо под ним – отверстие, которого быть не должно.

Никогда не было.

Просто полость, углубление в теле, ведущее куда-то внутрь. Ни у одного насекомого такого не встречалось, а их мальчик повидал уже предостаточно. В том числе, и несколько обычных бабочек. Даже за последнее лето этого жаркого года.

Мальчик достал с полки красивый атлас - тоже подарок мамы. Пролистал несколько страниц, попеременно глядя то в книгу, то в окуляр. Ничего подобного ни у одного мотылька не было.

И тут он просто взял и ткнул в тельце мотылька пальцем.

На мгновенье комнату заполонила какофония звуков. Стуки, буханья и те короткие волнообразные удары, что проникали в голову тогда, на крыльце. Но сейчас они были куда интенсивнее. Казалось, что надавливание на тельце кратковременно включило какой-то странный механизм.

И всё затихло.

На лестнице раздались шаги. Папа проснулся и поднимался сюда. Через секунду он распахнул дверь и подошёл ближе.

Картина предстала во всей красе: любопытный мальчик с атласом бабочек изучает запретный плод под микроскопом.

- Папа, смотри! Это бабочка, которой нет в атласе! И когда её сдавливаешь, он издаёт эти самые звуки. Как будто музыкальная колонка.

Отец наклонился ближе, всмотрелся сыну в глаза.

- Нельзя их изучать. Иначе они обо всём узнают, и тогда тебе не будет спасения. Мотыльки не будут к тебе приходить и все твои грехи останутся при тебе.

- Но папа! Это же не обычный мотылёк. Он какой-то мо-ди-фи-ци-рованный.

Мальчику с трудом далось такое длинное слово: - я буду называть его моДтылёк-проповедник. А ты знаешь, откуда они берутся?

Отец выпрямился, взял тельце насекомого с предметного столика микроскопа и спрятал в карман.

- Никто не знает. А если ты не успокоишься, то будет только хуже.

***

Утром мальчика разбудил стук в окно. Мерный, мягкий, редкий стук. Будто кто-то постукивает подушечкой пальца по стеклу.

Он открыл глаза. На улице уже давно рассвело, и только одинокая толстая бабочка упорно пыталась проникнуть внутрь.

Мальчик поднял стекло.

Комнату сразу заполнил низкочастотный гул. Тело застыло в неподвижности, а в разум проникли звуки тамтамов. Они бились ритмично, в такт альфа-ритма. Мальчик ощутил тревогу.

Темп гипнотизировал. Однообразный, идеально выверенный, он поглощал внимание, подавлял волю и прекращал любое сопротивление. Тум-тум-тум-тум-тум-тум-тум...

И внезапно мальчик осознал, что фоном в этих звуках он слышит слова. Далёкие, словно шёпот ветра. Или мамы, когда она убаюкивала его перед сном. Или какого-то другого, инородного, разума. Который говорил, и говорил, и говорил.

"Ты совершил грех. Не следует изучать то, что тебе неподвластно. Не пробуй больше смотреть на мотылька, иначе он никогда к тебе не придёт".

Глаза мальчика закрылись, руки повисли, как плети. Он начал мерно раскачиваться.

"Забудь о своих желаниях и интересах. Слушай только мотылька. Ты зависишь от него. Ты будешь ждать его. И никогда не попытаешься изучить".

Кожа на руках мальчика покрылась мурашками, словно от холода. Волоски встали дыбом. Дыхание участилось, задрожало.

"А эти слова ты сейчас забудешь. Три. Два. Один. Проснись!"

В следующую секунду раздался удар. Это бабочка со всей скорости врезалась в окно, оставив после себя смятое тельца с поломанными крыльями, повисшее на слизи внутренностей, прилипших к гладкому стеклу.

Мальчик вздрогнул и открыл глаза. Огляделся.

А потом, морщась, оторвал мёртвое насекомое и выбросил за окно. Брезгливо вытер пальцы о пижаму и поспешил вниз.

Пора было завтракать.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+6
779
00:09
Папа так ничего и не сказал сыну, а автор, так ничего и не поведал читателям. Что совершил папа? Мама умерла или просто ушла? Если это неважно, то не стоило и начинать разговор.
Папа тоже на службе у мотыльков? Иначе, с чего бы этот запрет исследовать?
Это бабочка со всей скорости врезалась в окно

Бабочка же уже была в комнате. Мальчик открыл окно. Ну, или рядом с окном. Как ей удалось развить скорость?
00:22
Работа на хорошем уровне. Идея очень интересная с бабочками для отпущения грехов. Первую половину рассказа читал и был уверен, мол вот он, долгожданный магреализм. А на второй половине рассказ скатился в мистическую историю. Очень жаль.
01:25
+1
Так что же такое этот магреализм?

Большая часть необычного происходит из фольклора, религиозных притч, аллегорий и суеверий.

Реальные политические события и социальные движения переплетаются с фантазией, чтобы вскрыть такие проблемы как расизм, сексизм, нетерпение и другие человеческие изъяны

Несмотря на экстраординарные события, происходящие с ними, персонажи – вполне реальные люди, живущие в обыкновенных местах.

Одна из важнейших черт магического реализма – бесстрастная манера повествования. Странные события описываются буднично, отстраненно. Персонажи не задаются вопросами относительно сюрреалистичности ситуаций, в которых оказываются.
08:18
+1
Но ведь так очень СКУЧНО!
13:05
+1
Так как раз гораздо интереснее.
14:41
Одна из важнейших черт магического реализма – бесстрастная манера повествования. Странные события описываются буднично, отстраненно.

Достает транспарант «долой неправильный магреализм, даёшь розовых единорожков!» pitchup
15:11
+1
Магреализм не бывает правильный или неправильный, он просто есть или нет. Так же как нет правильной или неправильной фантастики, фентези, реализма. Меня удивило название турнира магреализм и упорное отрицание такового участниками. Если уж назвали то надо хоть попытаться писать в этом направлении. Ну ладно, магреализм латиноамериканский сложен для восприятия европейским читателем, но есть же и европейский, тот же Милорад Павич, есть японский Кобо Абэ и наконец русский, родоначальником которого известный нам Гоголь и его Сорочинская ярмарка тому подтверждение. Да и Стругацкие с Улиткой на склоне явно попадают в этот жанр.
01:31
И всё же ГОЛОС этой работе, за удачную попытку написать магреализм в первой части рассказа. Работа написана отстраненно, с серьезным отношением к чудесному. Все в традициях магреализма, жаль в конце не получилось.

В магреализме сюжет не главное, важнее создать атмосферу сюрреалистических событий органично вплетенных в реалистичный сюжет. Автору почти удалось. Браво!
06:07
+1
Начало напоминает беседы о Библии с ребёнком. Мотыльки и бабочки — разные насекомые, не надо в двух местах рассказа называть мотылька бабочкой.
08:19
Рассказ проповедь. Нудно и не очень складно.
12:57
Магреализм и есть отчасти проповедь. Вспомните Маркеса, Астуриаса, Карпентьера их работы опираются на мифы с помощью которых они трактуют описываемый ими реальный мир. Работы магреализма можно назвать своеобразными притчами, поскольку финал часто оказывается открытым и таким образом побуждает читателя сделать какой-то вывод. Так что магреализм может показаться скучным если ждать от него привычных нам приемов художественного построения сюжета из других жанров.
Это единственная работа в группе, которая хоть как-то читабельна. Хотя концовку, конечно, автор откровенно скомкал, жаль. Опять-таки не обошлось без мотльков-проповедников (что ж всех так клинит-то на этой идее?), но здесь она обыграна оригинально (ну или с претензией на оригинальность). Не хотел голосовать, но оставлю ГОЛОС тут. В расчете на мастеровитость автора (а она кой-какая есть) и то, что он просто не справился с темой.
18:26
он просто не справился с темой.

Ну откуда Вы это взяли?! Замечательно справился. Я бы сказал, что лучше других справился. Это очень замечательная работа! Спасибо автору!
13:14
+2
Мотыльки, искупающие грехи — это очень загадочный и красивый образ, прямо магический. Не ковыряйся в чуде, чтобы понять как оно устроено — тоже интересная тема. Но обыграть этот замысел так, чтобы он образовал нечто цельное и яркое, не удалось. Исполнение маленько подкачало.
Вот прям полностью с Вами согласен.
Пойду дальше читать.
18:27
Не согласен.
08:23
+1
Уф! Интересная задумка, условия для рассказа, на мой взгляд не реализованы. Много нагнетания, недомолвок, тень на плетень, а на выходе читатель ничего не получает, кроме подробно копания в дохлых мотыльках. Ну, как-то мысль яснее надо проводить, продумывать, что и для чего, к чему ваши закаты, папа отвел глаза, в кучу собрал, мама подарила, ушла, бабочка прилетела, крылышками помахала. Так лепите историю. Она в любом жанре должна быть.
17:16
Начиналось «засыпайкой», кончилось «крокодильчиком».
Эффект бабочки покрыт мраком.
18:31
Рассказ про мотыльков-самоубийц. Честно говоря, не поняла, что в принципе хотел сказать автор в рассказе. Сюжет смотрится отрывком.
По мелочи:
«Мальчик кивнул головой.» а чем еще можно кивнуть?)
«отвести душу» кажется под этим выражением мы понимаем разные вещи.
«а мозги вдруг очистились» rofl
09:31
Начиналось неплохо и даже почти без ошибок. Но потом попёрло… Мне несколько раз было неловко за автора. За костяшки подлокотников хотя бы. Ну и за лишние слова, неудачно сложенные фразы. В микроскоп нельзя разглядеть то, что увидел мальчик.
Вместе с тем, здесь самая глубокая идея. Имею в виду те рассказы, что прочитал. Идея мощная, но раскрыть её не хватило мастерства.
Пока ни за кого голосовать не хочется, но почитаем последнюю работу.
13:45
конец не понравился.
14:32
+2
Вопросов слишком много. Да, в магреализме можно ничего не объяснять, но в итоге весь рассказ рассыпался на образы. Они интересные сами, но вместе как-то не сложились.
Странный момент с этим гипнозом и механической природой мотыльков. После этого момента вся «магическая чудесность» как-то стерлась, получилась почти нф непонятным зомбированием людей роботами-мотыльками…
15:55
Да, тут много сомнений (как и во всех рассказах этой группы), но этот текст наиболее необычен.
Некоторые моменты очень хороши и глубоки. Жаль конец слил хорошую идею…

Но все-таки "ГОЛОС " тут
15:39 (отредактировано)
+1
Мне кажется, есть путаница между проповедником (рассказчиком) и исповедником (слушателем). Мотыльки отпускают грехи, значит они — исповедники.
19:54
Еще один рассказ, вызывающий больше вопросов, чем дающий на них ответы. И, увы, данной работе это в плюс не идет. Ибо вопросы: как? зачем? почему? — не то, чем хочется задаваться после прочтения. Если в работе и была запрятана глубокая идея, я ее не уловил
14:54
А вот здесь совсем сказать нечего. Я честно пытался придумать, но… нечего. Текст-то опять же хорош. Автор умеет, могёт. Но в очередной раз возникает вопрос, а что именно автор могёт? У меня после прочтения рассказа не осталось ничего. Только легкое ощущение обмана. Евгения выше написала про непонятную НФ. Вот мне так же показалось. Это ведь не плохо. И с интересной идеей. Но слишком ровно и… катарсиса нет, короче.
15:19
Однако, ГОЛОС. Атмосферно и осмыслено. Как я и сказал, мне не все нравится, но больше, чем конкуренты.
08:03 (отредактировано)
Приход/прилет мотылька прям зашёл. Это низкочастотное порхание. Но вокруг этого не удалось организовать историю, на мой взгляд. Было странно и жалко умирающих на лампе насекомых. То есть они делают важнейшее дело — отпускают грехи, их осталось мало, и при этом — бац и убили мотылька. Вот зачем такой расход материала?
В общем не уложилась у меня в голове история, не состыковались смысловые куски.
13:30
Сам рассказ создает некую магию загадочности, недосказанности, таинственности. Хотя идея довольно странная — из мотыльков создать своеобразный отряд «полиции нравов». Кто их уполномочивал, под чьим началом работают — непонятно. Что происходит после того, как мотылек сообщает грешнику о грехе, он аннулируется? Целый огород нагородить, чтобы потом все слить вот таким финалом. И какова мораль, не греши и не станешь грешником? unknown
16:38
А по сути какое потребительство, а? Отец говорит, что в городах мотыльков почти не осталось, однако приманить мотылька лампой, дать ему отработать – и фиг с ним. Сдох и ладно. Получить отпущение грехов – как пивка дёрнуть. Знаете, что мне это напомнило? Как люди на исповеди отпущение грехов получают. Будь ты хоть козёл последний – пошёл в церковь, покаялся, прочитал раз десять Отче наш и три раза Пресвятую Богородицу – и всё тебе простилось. Живи дальше, после смерти попадёшь в рай.
То есть, по сути, замена совести.

А мальчик любопытный как и все дети. Ему интересно разобрать и посмотреть, как оно работает. Вот знаете, что лично мне было лишним в рассказе? Вот это самое «разобрать». Мне хотелось, чтоб осталась какая-то тайна. А всё свелось к отверстию в теле мотылька. Словно не было никакой магии, а вот оно – вполне научное объяснение, почему все слышали низкочастотный шум. Остальное тоже – всё свелось к гипнозу. А хотелось мистики.

Но очень понравилось, как вы сыграли за ребёнка) Вот это детское любопытство, невинность, взгляд со стороны – это было здорово. Спасибо!)
22:10
Сначала подумала, мол не жалко ж папе организовывать встречи с мотыльками на каждую мелочь, так ведь однажды может и на большой грешок не хватить (ну а вдруг насекомые закончатся). Но вот эта концовка с гипнозом… Видимо не такие уж односторонние отношения с этими мотыльками, и что-то они тоже получают от этого процесса (на первый взгляд самоубийственного), не зря же они дали мальчику установку что «ты будешь зависеть» и «ты будешь ждать». Да и папа, наверное, такая же жертва такой же установки — и именно поэтому регулярно приезжает и отпускает себе все провинности. Осталось понять, причем здесь мама — не спроста же она подарила мальчику предметы, помогающие изучить мотыльков… Ох, так много вопросов, так мало ответов))
18:07
Ну блиииин.
А если ты не успокоишься, то будет только хуже.

Я бы точно проголосовала, если бы мальчик не успокоился, и тайна мотылька была бы разгадана. Очень интересно, но и очень разочоровательно.
21:26
+1
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

Работа гипнотическая и запредельная.
История всегда заглядывает за край. За край мира, который остался позади двух паломников. Отец и сын оставили город грехов, чтобы отец смог искупить свой грех через мотыльков. Видимо, что-то на самом деле плохое (непростительное?) случилось, если уж пришлось переехать, а не просто сходить на выходные.
А история с мотыльками… Мне тут видятся аллюзии на религию. Я их разбирать не люблю. Скажу лишь, что мне здесь показалось уместно всё. И чужая смерть во искупление грехов человека, и угроза наказания за ересь (нельзя мыслить по-иному, нельзя пытаться узнать секрет мотылька).

Что бы сделало рассказ ещё лучше в моих глазах? Отсутствие сеанса «высшего» гипноза в финале. Пусть останется голос за кадром. Проведите этот момент через невесть откуда пришедшие в голову мальчика мысли. И ещё — будет здорово оставить героев истории без имён. Антон, конечно, шикарная традиция БС, но мне эта история видится с безымянными паломниками.
21:38
Понравился темп рассказа — неторопливый, как раз для такого «вечера в ожидании мотылька, отпускающего грехи». В общем, атмосферу я почувствовала. Начало заинтриговало, но финал… его просто нет. Честно говоря, когда мальчик начал изучать мотылька, я подумала, что он сейчас откроет какую-то тайну (что отец причастен к смерти матери — как самый простой пример), но ни тайны, ни магии не оказалось. Одно только: не делай так, не смотри сюда. Тем не менее, ГОЛОС все равно здесь
Загрузка...
Xen Kras №2

Достойные внимания