Ольга Силаева №1

Да будет свет!

Автор:
Narrator
Да будет свет!
Работа №4

Он вел нас к Свету.

- Верьте, братья! Пусть Вера даст вам сил и опору под ногами!

- Свет – это жизнь! Наши стремления создадут для нас новый мир!

- Господь укажет нам путь, после мук всегда идет благо!

Наши спины согнулись плавной дугой. Даже дети уже сразу рождаются горбатыми – столько лет мы крючим себя во имя Света.

Он один не дает нам пасть духом. Никто не помнит, сколько ему лет – кажется, что он был всегда.

- Все ваши страдания – залог на Светлое будущее!

Он стоит в своей мантии на пьедестале. За седыми волосами и длинной пышной бородой даже не видно лица. А мы – всего лишь тени, тусклые темные оболочки, пробирающиеся через черноту нашей реальности. Несущие на сгорбленных спинах детали рычагов и исполинские шестерни.

Мы мельтешим вокруг нашего алтаря – механической установки, которая подарит нам Свет.

- Вы никогда не увидите того, что видел я! Господь говорил со мной, показал мне чертежи! Вы никогда не увидите того, что видел я… если не построить то, что он нам повелел!

Мы столетиями живем во тьме. Ни лучика, ни искры, ни блика. Какой он – свет? Если верить Ему, Проповеднику, то мы и не жили до сих пор. Все наше существование не имеет ни малейшей ценности, если мы не строим этот алтарь. И мы верим ему.

Мы ловим каждое слово, и даже когда он молчит, его речь звучит в наших усталых головах.

Шестерня к шестерне, гайки на болты, закручиваем. Наш алтарь уже достиг исполинских размеров, но он должен стать больше.

Многие из нас полегли, трудясь. Но мы не можем останавливаться. Минута промедления может превратиться в годы во тьме. Каждого павшего брата мы оттаскиваем в сторону. Иногда хороним, без траты времени на почести. Каждый из нас и так готов жизнь положить в фундамент общего дела. Камень за камнем, болт за болтом, шестерня за шестерней.

И спустя долгие годы, несколько поколений – наш алтарь был завершен. Осталось лишь замкнуть цепь – и придет Свет.

- Отдайте себя во имя великого Блага! Отдайте свои души Свету!

Каждый из нас сделал шаг вперед. Мы все готовы принести себя в жертву общему делу. В этом все наше существование, наша цель. Так нам сказал наш мессия.

Он распростер над нами руки. Сухой кривой палец ведет над нашими головами, и мы затаиваем дыхание.

- Ты!

- Ты!

- Ты! Подойди, брат!

- Ты!

Каждый, кого он назвал, подходит к нему и падает в ноги. Остальные смотрят с завистью – великая честь обошла нас стороной. А их имена уйдут в вечность – имена звеньев Цепи.

Они берутся за руки, встают плечом к плечу. Проповедник идет вдоль шеренги и каждому шепчет напутствие, каждому находит, что сказать. Затем льет на склоненную голову и руки воду из каменного кувшина.

Мы стоим мокрые и видим толпу перед нами. Тысячи завистливых глаз. Наш Проповедник отходит в сторону и громогласно вещает:

- Да будет Свет!

И первый из нас кладет мокрую руку на провод. И последний из нас кладет мокрую руку на алтарь.

Нас ослепила молния – это он? Это Свет? Ужасный и прекрасный треск разносится во все стороны, герои содрогаются, их руки намертво сцепляются. А механизм алтаря пришел в движение.

То, на что многие из нас положили свои жизни – работает. Крутятся шестерни, работают валы и поршни. И в небе загорается великая Звезда.

Тьму разогнала белизна. Мы кричим, заслоняем ладонями глаза, в ужасе и благоговении. Но через щели между пальцами мы видим, как наш Проповедник преображается.

Мантия разошлась на спине. На волю выпростались гигантские крылья бабочки. Они серые и сморщенные, тонкие, как пергамент. Он взмахнул ими раз, другой, и оторвался от земли.

Мы не верим своим глазам. Наш мессия улетает от нас прочь, прямо к Звезде. Мы плачем, тянем руки и просим вернуться. Наш Проповедник покидает нас, не сказав ни слова. Крылья хлопают и несут его все дальше, вот он уже превратился в черную точку на фоне Света. И продолжает уменьшаться. Он бросил нас? А что же теперь делать нам?

Наши герои, звенья Цепи, лежат на земле скрюченные и обугленные. Они дымятся и смотрят мертвыми глазами в небо, туда, где наш Проповедник почти совсем скрылся из виду.

Слезы текут из наших глаз, уставившихся в Звезду, но мы не можем отвести взгляд. Черная точка почти достигла ее, почти растворилась в Свету.

И вдруг – крохотная далекая вспышка, и Звезда лопнула. Свет снова покинул нас, вокруг воцарилась тьма, и лишь на месте Звезды оседают еле различимые искры.

Мы снова остались одни, в пустоте.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+8
1144
00:39 (отредактировано)
-1
Работа самая слабая в группе. И от магреализма дальше всех.
07:44
+8
Стас, ну сколько можно с этими тренингами! И кто б его проводил? Маг и реалист? Нет такого жанра, есть прием.
08:30
+6
Действительно, Стас, доколе?! Авторы уже икают… То есть, вы конечно вправе тыкать (очень нудно, позволю себе) и ковырять под микроскопом — мистика ли это, или магия. И не слишком ли её мало… И выносить вердикты — нравится не нравится. Но вот про тренинги… Турнир не для этого, понимаете? Не для того, чтобы «попадать в жанр».
13:59 (отредактировано)
+1
Вы меня ошарашили, я то думал, что на турнире по магреализму нужно писать в этом жанре. Оказывается нет. Я первый раз участвую в турнире и наверное чего-то не понимаю. Выходит я зря писал работу на этот
турнир в жанре магреализма? Оказывается нужно другое!
Умоляю, просветите, что главное в этом турнире? А то вель вылечу как пробка в первом же туре.
И еще хотелось бы знать, что нужно оценивать? Понравилось – не понравилось?
Буду очень признателен за помощь.
15:55
+5
Именно — понравилось, не понравилось. Название турнира — некий вектор, и как ему следовать — это на усмотрение авторов, как и оценка — на усмотрение читателей.
Как мне кажется, турниры на бс для тусовки, для движения литературного.
И вот такие скрупулёзные копания — тут чуть-чуть жанра, а тут нет, тут уже лучше, но всё равно не то — они как-то всю эту движуху тормозят…
16:33
Вот теперь понял. Наверное Вы правы. Постараюсь быть в струе. Но сам то я могу стараться писать в жанре магреализма? Я сам в восторге от этого направления в литературе.
16:37
Не серчайте, Виктория. Это всего лишь мое занудство. Честно — скучаю по тренингам на БС, Аня Тэ и marrtin вели их просто изумительно, там я многому научился. Жаль, что это в прошлом.
16:42
+4
Ну таки чем проблема? Вон Мартин, вон Ани. Агитируйте их! Зачем ворчать? Все не могут хотеть того, что вам нравится, это авторское видение магреализма. А на литературном конкурсе главное литература.
06:21
+2
Забодали мотыльки-проповедники. Лучше б про саблезубых кто написал. Я даже вчитаться не смогла, настолько меня воротит от проповедей. Анекдот вспоминаю. Двухлетняя внучка чуть не довела бабушку до инфаркта. Она со слезами на глазах полдня ходила за ней и просила «молись и кайся!» Пришедшая мама девочки объяснила, что ребёнок всего-то просил включить мультфильм про Малыша и Карлсона.
13:02 (отредактировано)
+1
Полностью согласен. И это при том, что мотылек — такой мощный образ, столько самых разнообразных способов его обыграть. Я, признаться, ждал хотя бы одного ужастика про классического «человека мотылька» ))) Но даже тут разочаровался. ИМХО, Банально просто донельзя. Фантазии нет, ИМХО. Даже отдельный комментарий писать не стану. Не о чем.
17:42
+2
Претензии к автору, что тут мотылёк, который Вам уже успел надоесть из других работ, согласитесь, несерьёзная претензия к автору. Так же, как и претензия к вашему ожиданию «человека мотылька». «Банально, фантазии нет», — Вы сказали. Не согласен. Вполне меня впечатлил рассказ. И идея оригинальная (строительство электрического алтаря). Наверное, если бы вы написали «ИМХО», автору было бы мягче это читать. И Вы бы не привлекли к себе негативное отношение.
18:23
+2
Да, тут вы правы, признаю. Есть за мной такая неприятная черта — категоричность. В сообществах графоманов (каковым, без сомнения, являюсь и я) принято ругать чужое творчество только через предварительные ласки. Постараюсь исправиться.
07:54 (отредактировано)
+2
Ну задача описать некий обряд «мотылек на свет» решена, но не изящно. Много повторов слов. К концу «Глаза» в каждом предложении… наш, нас…
Весьма коряво:
уставившихся в Звезду
Может, лучше на?
почти растворилась в Свету.
может, в СветЕ. Ну и склонение слова с большой буквы при чтении веселит и тоже дурацкий анекдот припоминается.
Мир? Герои? Не ясны. Так-то смысл притчи-антиутопии работает, конечно, ассоциации подключаются. Но краткость в данном случае не на пользу текста, как мне кажется.
Но тема вполне раскрыта.
Даже не знаю что тут комментировать unknown
В голове только один вопрос — что это было-то?
Даже немножко жаль, что все работы анонимные — хотелось бы мнение автора узнать…
17:23 (отредактировано)
+3
Ну а этот рассказ чем не магреализм, дорогие «критики»?
Началось с реальности, закончилось магией в рамках той же реальности. 5 признаков из 6-ти.
Приведу здесь 6 ключевых признаков магического реализма.
Магический реализм довольно легко спутать с похожими по стилю жанрами, использующими воображение. Однако, сказки не относятся к магическому реализму, также как ужасы, романы о призраках, научная фантастика, антиутопии, паронормальная литература, абсурдизм, волшебное фэнтези. Чтобы соответствовать традиции магического реализма, произведение должно обладать несколькими (а лучше всеми) из этих шести признаков:
1. Ситуации и события, отрицающие логику
2. Мифы и легенды
Большая часть необычного в магическом реализме происходит из фольклора, религиозных притч, аллегорий и суеверий. рожденных в тот же час, и его жизнь отражает ключевые события в истории его страны.
3. Исторический контекст и социальные проблемы
Реальные политические события и социальные движения переплетаются с фантазией, чтобы вскрыть такие проблемы как расизм, сексизм, нетерпение и другие человеческие изъяны.
4. Искажение времени и последовательности событий
В мире магического реализма персонажи могут перемещаться во времени вспять, перескакивать вперед и выделывать зигзаги между прошлым и будущим.
5. Реальные декорации
Магический реализм – не об исследователях космоса или волшебниках, забудьте о «Звездных войнах» и «Гарри Поттере». В статье для «The Telegraph» Салман Рушди заметил, что «магия в магическом реализме имеет глубокие корни в реальном». Несмотря на экстраординарные события, происходящие с ними, персонажи – вполне реальные люди, живущие в обыкновенных местах.
6. Серьезный тон
Одна из важнейших черт магического реализма – бесстрастная манера повествования. Странные события описываются буднично, отстраненно. Персонажи не задаются вопросами относительно сюрреалистичности ситуаций, в которых оказываются.
03:19 (отредактировано)
Этот рассказ, дорогой критик, по моему мнению, далек от магреализма. Могу конечно обосновать свою точку зрения. Прежде всего, само направление магреализм в литературе создано для описания РЕАЛЬНОСТИ, или как способ описания реальности с помощью магических событий, которые воспринимаются обычными реальными персонажами как обыденность. Магреализм строится на реальности и описывает реальность – это самый вадный признак этого направления. И второе, магические события писатель не придумывает а берет их из той реальности которую он описывает а именно: это мифология, предания, приметы, верования. Ничего из личной фантазии. В рассматриваемой работе нет реальности и нет обыденности, а только придуманный автором мир и чудеса так же придуманные. Уж не знаю к какому направлению принадлежит этот рассказ, но к магреализму никаким образом. Это вам мое мнение.
08:09
+4
И второе, магические события писатель не придумывает а берет их из той реальности которую он описывает а именно: это мифология, предания, приметы, верования. Ничего из личной фантазии.

С чего вы взяли, что это так? Ваше описание загоняет магреал в рамки классического фэнтези.
08:22
+5
Магреализм отыскивает чудесное в окружающей действительности. А уж обращаться к мифологии и суевериям или создавать собственные выдумки и приметы — дело автора.
11:59
+2
Я тоже внесу свою лепту. Во-первых, все мы тут только учимся писать в этом жанре, для того и участвуем. Во-вторых, если вы взяли за образец некие признанные призведение, и шаг вправо, шаг влево расстрел, то жанр считайте мертвый. Каждый новый писатель вносит в него то, чего до него не было. Иначе и писать не стоит.
13:22
-1
Это не я, это говорит Алехо Карпентьера.
13:29
+3
Алехо Карпентер написал последнее произведение более сорока лет назад. По-вашему, литература не трансформировалась за это время? Магреализм какой-то ))
А. Карпантьера
14:29
+6
Я ошибался, я раскаиваюсь.
Мало раскаиваться, нужно много публично каяться, флагеллянтствовать и написать штрафной рассказ на конкурс, и чтоб там были все критерии, которыми люди соблазняются… Что еще страшного можно пожелать, не знаю даже…
17:28
+8
Вполне нормальный рассказ. Прилично написан, с сюжетом, по теме. А уж нравится тема или не нравится… кому-то скуку навёл (высыпаться ночью надо, господа «критики»), кому-то мотыльки надоели и тигров саблезубых подавай… — ну несерьёзно это в претензию автору ставить, господа (и дамы)! Автору плюс. Вполне прилично! Пойду к следующим… «жертвам критиков»
13:31
+1
А я не в претензию написала. Я честно сказала, вчитаться в рассказ не смогла, потому что от проповедей меня сразу воротит. Поэтому сюжет я оценить не могу. А тот, рассказ, который смогла прочитать и получила удовольствие от него, я оценила голосом.
02:53
Да, рассказ слабоват. Читать было скучно. НЕ ПОНРАВИЛОСЬ.
Комментарий удален
Комментарий удален
09:48
Что за таинственный пессимизм? Почему?
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
13:11 (отредактировано)
+2
Кстати, хорошая работа. Такая притча, очень метафоричная. И повторы слов меня не клинят, они вполне укладываются в стиль. Хотя некоторые местоимения можно и почистить.
17:38
+2
Друзья! Очень прошу ВСЕХ обсуждать исключительно текст. Иначе придётся просить Слона почистить обсуждения.
Комментарий удален
Комментарий удален
17:56
+3
Поэтическая проза. Хорошо. Тока мысль грустная. Эх, жысть… Вечно эти проповедники чужим горбом себе дорогу к Свету прокладывают, а ты… Эх!
18:06
+2
ГОЛОС
18:40 (отредактировано)
+2
Уважаемые пользователи, авторы, критики и просто мимо проходящие.
Просьба, убедительная, вести себя и печатать свои комментарии в рамочках правил БС.
Попробуем еще раз, оставить личные обиды и эмоции, остыть, выдохнуть и ТОЛЬКО по существу дела, т.е. текста.
19:44
+2
Хм, интересно! Необычная и хорошо обыгранная задумка. Согласна я Марртином, произведение очень метафоричное.
23:31
+1
Видимо, эманации символизма бродят по Европе блуждают по Турниру )) Интересно, что сразу несколько хороших попаданий в стиль: настоящее время событий, ритуально-торжественное изложение, символика тьмы и света, аллюзии религиозного опыта. Весьма крепкая, на мой взгляд, стилизация в духе символизма.
Но, кроме этого, пожалуй, ничего больше для себя не нашел. Возможно потому, что и тема и форма исполнения уже встречались.
08:59
+2
Вроде притчево и символично, но о чём?
Ни о чём. Увы.
Впрочем, вполне возможно, что я не увидел.
Однако не увидел я здесь и каких-либо художественных достоинств. И мастерства автора. Написано обычно. Скучно, серо, плоско. Хорошо, почти без грамматических ошибок, но со стилистикой что-то делать надо…
15:05 (отредактировано)
+1
Идея в общем-то интересная. Если бы ее написать иначе, более атмосферно с меньшим количеством банальных проповедей было бы гораздо лучше. Да было бы отлично.
А так интересный образ перевоплощения и движения к свету не реализован.
20:00
+1
Здесь… коротко: что это было?!
Нет, я понимаю, что пастырь — тот еще молодец — бросил паству, когда добился каких-то своих целей.
Да, идея, что ватага безумных верунов, оставленная без пастыря — потеряна. Но, очевидно, что свято место не бывает пусто, а потому — скоро появится новый и все начнется по старой схеме. В общем, я не понял — зачем это было нужно
15:09
+1
А вот здесь мне хочется придираться к жанру. Ибо — нет. Точно не магреализм. Сказка, легенда, что угодно, но не магреализм. Ну просто потому что реализма нет в наличии. А оно как бы… ключевое в жанре.
Если же про сам текст — хорошо. Зарисовка имеет право на жизнь. И образно, и идейно.
22:49
+1
В рассказе представлена попытка описания механизма создания и функционирования типичного тоталитарного общества (секты). Появляется Проповедник и заявляется Великая цель, для достижения которой объединяются все усилия послушников. В результате неимоверных жертв цель достигается, но она оказывается мнимой, фактически мыльным пузырем. Здесь можно провести аналогию со строительством незабвенного Коммунизма.
Повествование ведется от первого лица. Но здесь можно увидеть логическую неувязку в сцене включения построенного алтаря. Рассказчик оказывается в живой электрической цепи и по идее должен погибнуть в результате электрического разряда. Но нет, каким-то волшебным образом (не здесь ли пресловутая магия?) он наблюдает за всем происходящим со стороны. Преображение Проповедника в бабочку несомненно дань заявленной теме. Язык не очень интересный, текст скучноват, идея декларируется очень уж прямолинейно. unknown
16:41
+2
Из-за картинки, мне всё время представлялось, что этот агрегат строят мотыльки)))
Вообще сам рассказ, атмосфера, стиль очень понравились. Они построили лампу, замкнули электрическую цепь, лампочка вспыхнула – и мессия взлетел и… сгорел к чертям собачьим.
Блин, ну прикольная же идея!
Автор, спасибо огромное!

Долго думала, и всё же ГОЛОС сюда.
16:03
+1
Вот так вот и обманывают простых работяг… Грустно, но рассказ мне понравился.
20:51
+1
Неплохая зарисовка. Ясная идея, хороший финал. Единственное, что смутило: рассказчика нужно вывести из цепи, а то нелогично получается — он спокойненько так продолжает повествование, пока его током бьет
21:31
+1
Рассказчик не существует здесь, как конкретная личность. История от лица людей, паствы. Не «Я», а «Мы». Поэтому герой одновременно и в цепи, и в толпе, и вообще любой из толпы, хоть живой, хоть мертвый.
22:26
+1
Ах да. Там же «мы» проецируется то на тех, кто с завистью смотрит на цепь, то на тех, кто выбран проповедником. Для идеи-то оно, может, и хорошо. А вот для восприятия не очень. К тому же, до конца автор тут не дошел: тогда не должно быть «их», «герои», ничего абстрагирующего — чистое «мы» всегда
21:53
+2
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

Работа мрачная и гнетущая.
История полного отрицания «я». Есть только «мы» и «он». В какой-то момент коллективное (бес)сознание позволяет читателю наблюдать и за теми, кто стоит в цепи, и за теми, кто остался. И все они живут лишь ради одной идеи — достижения Света. Все эти постройки механизмов ради светлого будущего однозначно уже где-то были. В политике? В религии? Где-то там)))
Он возвысился, мы остались. Печальный финал, но вполне закономерный.

Что бы сделало рассказ ещё лучше в моих глазах? Больше «его» в начале. Как-то ведь его путь начинался? Как-то ведь узнал он о чертежах? Я думаю, момент, в котором «он» отделился от «мы», станет важным звеном для рассказа.
Загрузка...
Илона Левина №1

Достойные внимания