Небесный блюз
– Пит!
– Пи-итер!
Он не отзывался. Пушистые головки одуванчиков качались на ветру, отправляя в далёкое небо своих посыльных, и каждый из них в маленькой сумочке нёс послание о том, что есть на земле мальчик по имени Питер, который очень-очень хочет летать...
– Так и знала, что ты здесь! – кусочек синевы заслонила голова с двумя тонкими косичками.
– Я не здесь. – Пит немного передвинулся, чтобы увидеть, как из-за головы Янки выплывает облако, похожее на большую горбатую птицу, и замедляет ход, зацепившись за кончик русой косички. – Я там.
– Ты забыл? Сегодня же проводы! На площади все уже собрались!
Одуванчики дрожали, не по одному – целыми отрядами отправляя во все стороны своих пушистых курьеров, когда он бежал следом за Янкой. Сегодня же добровольцы уходят на фронт! Как он мог забыть?
На площади, сухой и пыльной, спрыснутой самогоном и омытой слезами прощания, выстроились отряды юнцов, одетые в одинаково серую лётную форму. Пусть мама ругается, называя её саваном, Пит знает – это цвет грозового неба. Неба, которое насылает неукротимые ветра, стреляет градом и поливает землю свинцовыми дождями.
Он вытянулся на носочках, чтобы лучше видеть из-за плеч собравшейся толпы. Какие серьёзные лица! На каждое уже поставлен штамп ответственности за дело, которое им предстоит совершить, не посрамить себя и отечество (кажется так говорил грузный дядька, записывающий в большой журнал фамилии добровольцев). Вот он, Пит, вырастет и тоже наденет цвета грозовых облаков.
***
У Янки в глазах отражается небо. В него можно улететь и никогда не вернуться. Как он раньше не замечал этого? Решено, свою первую победу он посвятит ей и крылом самолёта напишет на облачном небе её имя.
Мама часто плачет. По её словам, война забирает у них самое дорогое. Они с другими женщинами посёлка теперь часто собираются у них на кухне и ведут бесконечные разговоры. Пит знает, как прекратить войну. Просто нужно победить. И тогда всё небо от края до края станет свободно.
Он неслышно выскользнул из дома, держа в руках башмаки, и притворил за собой покосившуюся обшарпанную дверь. С тех пор, как ушёл отец, ещё в числе самых первых, дом стал скучать и разваливаться. Ничего. Война закончится – и они все вернутся. И всё починят. А сейчас некогда. Там, на обрыве его ждёт Янка, и небо, синее-синее и невероятное, как её глаза.
Один за одним мальчишки разгонялись и сигали с обрыва, чтобы, на миг воспарив, разбить зеркальную речную гладь, а потом вынырнуть и снова вскарабкаться на каменистую кручь, и снова взлететь. А небо ласково жмурилось, наблюдая за тем, как его птенцы становятся на крыло.
***
Когда крутишь на турнике солнышко, облака становятся ближе. Питер знал, что если сильно-сильно раскрутиться и отпустить руки, то можно нырнуть прямо в небо. Иногда он так и делал. Но приземляться было немного больно. Если бы Янка не ловила его, он бы, наверно, и вовсе убился. Но она ловила. Руками, губами... Какие сладкие у неё губы... Он сорвёт с неба самую яркую звезду и подарит ей. Уже скоро. До выпускного экзамена в лётном училище остался всего год.
По всей стране идут пикеты. «Матери против войны», «Верните нам наших сыновей»... Мама больше не плачет. В её глазах, руках, в каждом жесте – огонь. Кажется, она живёт только одной целью. Вчера они снова поругались. И, пока он встречался с Янкой, мать собрала все его модели самолётов и сожгла на заднем дворе. Он орал, что никогда ей этого не простит, и впервые ушёл из дома.
***
Пит стал возвращаться домой всё реже, ночевал у друзей, но больше у Янки, тайком пробираясь через балкон в её комнату. И каждый раз, когда девичьи колени брали его в плен, Питеру казалось, что он готов остаться с ней навсегда... А утром его будило небо, манило через окно пухлой рукой облаков, стучало в стекло дождливым пальцем... И он уходил.
Когда Питер стоял на площади, весь в сером они обе плакали. И Яна, и мать. По случаю проводов, матери даже разрешили его проводить. Вместе с другими матерями она стояла за стеной конвоя, а небо брызгало в счастливое лицо добровольца приветственной моросью. Сердце Питера замирало от восторга. Скоро, совсем скоро он взлетит по-настоящему. И больше не будет войны. И фанатичный огонь, сожравший мать до костей, наконец, погаснет. А он, Питер, возьмёт подругу с собой в небо...
***
Всё оказалось ложью.
Стеклянной пустышкой, раздавленной тяжёлым сапогом настоящего ада, в котором переплавляли таких вот юных дураков. Мечты летели осколками, а вместе с ними с большой высоты падала на землю и разбивалась вдребезги надежда вернуться домой. Ещё хоть раз увидеть любимую, обнять маму...
Стиснув зубы, до боли в ушах он каждый раз молился. Молился о том, чтобы и в этот раз не попасть в зубатую пасть вражеского прицела, вернуться на землю живым. Но пока у неба есть его воины, а у воинов есть патроны – ад не закончится никогда.
***
Последнее задание. Небо заволокла сплошная муть. Шли по приборам. Враг засел где-то там внизу.
Лейтенант Питер Эльмах сделал выдох и вынырнул из пелены облаков. Они на месте. Но что за?.. Взгляд выхватил знакомые изгибы речной ленты... крыши домов, словно детские формочки, разбросанные в траве... А вон там знакомый круг поселковой площади, с мачтой флагштока, на которой сейчас развевается какая-то непонятная тряпка...
– Не стрелять! Я приказываю! Не стрелять!
Но рация молчала. А небо вздрогнуло и накрыло знакомые с детства улочки смертельным дождём.
Питер взвыл и рванул на себя штурвал. В прицел гашетки попала первая стальная птица... Палец не дрогнул.
Он шпиговал равнодушное пепельное небо тысячами жалящих пчёл. Кричал, и непрерывно жал на гашетку, пока пелена над головой не взорвалась, открывая бескрайнюю глубокую синь.
Небо падало на землю, укрывая её стеклянными брызгами, а в прозрачную синюю даль уже поднимались невесомые, словно пушинки одуванчиков, души. И у каждой из них было своё небо. Чистое. Свободное. Небо.
Мне понравилось)
ГОЛОС здесь. А магия в оторванности от реального мира, в неуловимом волшебстве и иллюзорности происходящего, в бесконечной войне.
Именно что антиутопия, и все нестыковки работают на сбой в восприятии, когда вроде знакомо, а вроде и нет. Очень классная работа, Гриновская.
PS: И да — к чёрту логику!
Но таки прислушайтесь к Лис, она дело говорит.
Ну и сочетание самогона с английским именем героя тоже прокол. И в конце, вдруг вылетели на свою деревню, и вовсе странно. Война я так понял не Отечественная судя по протестам жителей городка. А значит идет на чужой територии. И попасть на свою — элемент скорее фантастики.Все это портит историю.
Однако мелкий был курсант, если Янка его ловила.
«Они с другими женщинами посёлка теперь часто собираются у них на кухне» — у кого? А вот если убрать «у них», то такого дурацкого вопроса не возникнет.
Вообще — хорошее впечатление от рассказа.
Посмотрим, что дальше.
Образность хорошая, и что особенно понравилось, вся она работает на текст: все эти руки-облака и пальцы-дожди. Ну и, конечно, пушинки одуванчика в начале и души в конце — замечательно закольцовано. Хотя в языке есть все-таки огрехи. Вот, например: «По случаю проводов, матери даже разрешили его проводить».
По сюжету: многовато неясности в финале — то ли враг в конце захватил родную деревню героя, то ли они всё это время воевали со своими (то есть шла гражданская война, но от самих лётчиков это скрывали). В общем, расширить бы, чуть больше показать. Но в итоге ГОЛОС тут.
Во-вторых, всё же рвано. Я сам так порой делаю. но стараюсь с этим бороться. Слишком клипово выходит. не успеваешь погрузиться. Тут больший объём нужен.
А так… Ну, антивоенная повестка — не ново, но вечно. В целом класс автора чувствуется.
Магреализм. Да и пустыня тама у них кругом, в Израиле…
Это так чудесно, у меня сердце аж «подпрыгнуло». «Маленький принц» почему-то вспомнился :3
– Я не здесь. – <...> – Я там.
Это еще лучше. Теперь подумала о «Ветер крепчает» Миядзаки. И некоторое время, пока читала рассказ, этот образ меня не отпускал.
сухой и пыльной, спрыснутой самогоном и омытой слезами прощания
Немного странный контраст. Площадь сухая и пыльная, и тут же нам сообщают, что она была увлажнена. Это специально так?
На каждое уже поставлен штамп ответственности
Ясно, что не хотелось использовать клише с «печатью ответственности», но этот образ слишком вещественный. Нет даже слова «кажется», так что представляется, что у парней на лбах реально штампики стоят
У Янки в глазах отражается небо. В него можно улететь и никогда не вернуться. Как он раньше не замечал этого? Решено, свою первую победу он посвятит ей и крылом самолёта напишет на облачном небе её имя.
Это, ну, как-то… «Подруга детства, о которой герой внезапно понимает, что она еще и девушка». Настолько затасканный образ, и подан он настолько затасканно, что после одуванчиков-курьеров читать такое даже как-то неловко.
Если бы Янка не ловила его, он бы, наверно, и вовсе убился. Но она ловила. Руками, губами…
Янка, я смотрю, тоже фитнесом только так занимается. Странно, что сама не в добровольцах на фронт.
И каждый раз, когда девичьи колени брали его в плен,
Рукалицо, рукалицо… Не представляю, какая на этот пассаж может быть другая реакция.
Вот прям неплохо, долго и упорно рисовали наивный мир Питера, его мечты и ожидания — и очень быстро, общими фразами накидали его разочарования и «все оказалось ложью». Как он это понял? Увидел, как ни за что погибали товарищи (и как-то понял, что ни за что)? Поразился циничности командиров? Узрел свидетельства, что война не закончится, сколько бы ни было побед, или что ни одна из сторон не может победить? Как?
В рассказе меньше шести тысяч знаков, не говорите, что объема не хватило. Пока что видно только, что герой неожиданно понял, что на войне он — внезапно! — может умереть, и очень этого боится. Ну такое.
Конец вообще один сплошной вопросительный знак. Ладно, магия, их неожиданно переместило в пространство над городком главного героя. Никто не понял, кроме Питера, что диспозиция отличается от той, что была на брифинге? Допустим, не поняли: почему ослушались приказа командира и стали стрелять? Допустим, командование и хотело уничтожить городок (и направило в качестве командира летной группы жителя этого самого городка, да, логика логичнее, чем у чиновников в «Движении вверх»): тогда где, простите, в этом «реализме» магия?
В общем, в финале хороша только кольцевая композиция, выполненная при помощи одуванчиков. В остальном оставляет впечатление «я вроде бы понимаю, что хотел(а) сказать автор, но кажется, он(а) особо не продумал(а), как это исполнить, чтобы прям мурашки побежали». А по идее, какой-то такой эффект тут и напрашивается.
В общем, что. ГОЛОС этому рассказу
внезапно: за одуванчиков, за «я не здесь, я там», за общий посыл, за то, что он, на мой взгляд, лучше трех остальных. Но это не значит, что над ним не стоит еще немного поработать. Возможно, даже и не «немного».Работа облачная.
История заставила меня задуматься, кто же ГГ. В общем, после второго прочтения (убейте меня, автор) я решила, что ГГ – это облако. И вся война – это война облаков, обрушивающих дождь и молнии на иссушенные города. И тогда уже нет разницы – свои ли края, чужие. Дождь должен идти, а ГГ, не желая обстреливать свинцовыми дождями родную землю, уничтожает облака в небе и оно наконец-то становится чистым.
Момент, когда будущие призывники ныряли в речку, тоже мне кажется работает на понимание. Круговорот воды в природе, ага)) Но мне опять кажется, что автор меня потом убьёт…
Что сделало бы работу ещё лучше в моих глазах? Если я всё правильно поняла, то больше намёков в тексте, чтобы в конце читатель мог сказать – да это же не про людей! А про облака! Если же я не права, то даже не знаю. Всё красиво, но как-то буднично что ли выходит.
Мысли — есть. Подтекст — считывается. Получилось почти хорошо
Выбирай на вкус
Пробки, ножницы, записки?
Нет! Небесный блюз.
Подобная бессмысленная, бесперспективная, бесконечная война была описана в «Звездная тень» Лукьяненко, кажется.
сравнение с одуванчиками, конечно, очень мило и романтично. Но не совсем верно, вернее совсем не верно. Одуванчики, свои семена, своих деток, своих курьеров рассылают не своей волей, а волей ветра, хаотично и куда ни попадя. Здесь государственный институт все делает планомерно и расчетливо.
Но все равно, рассказ хорош, силен, прочувствован.
ГОЛОС.