Маргарита Чижова

Дары Мертвых

Дары Мертвых
Турнир Мистики Работа №18
  • Победитель
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен

https://music.yandex.ru/album/30527/track/301246

Сынок, подтащи вот тот труп.
Пап, я и так двоих волоку, парень поднял глаза.
Так подцепи его за ногу.
Не могу, она на соплях держится.
Отец оглянулся. Сын волок два окоченевших тела в нескладных доспехах. Мужчина бросил заступ, помог юноше и снова принялся копать.
Земля промерзла и поддавалась с трудом. Зимнее солнце светляком пронеслось по небосводу и нырнуло за горизонт, оставив зимний пейзаж свету звезд.
Погребение закончили в темноте. Стычка была небольшой, поэтому в ямы сложили всего по двое-трое.
Вместе с ночью пришел и холод, но могильщики не успели замерзнуть взмокли за работой. Разожгли костер, подогрели воды, тщательно умылись и вымыли руки.
Дождались пока перестанут приходить тени.
Отец, я не хочу уходить.
Сынок, я тебя растил не для того, чтобы ты всю жизнь грыз землю, и каждый вечер чистил грязь из-под ногтей.
Но у нас честный труд, воскликнул юноша.
Мужчина грустно усмехнулся:
От мертвых благодарностей больше чем от живых. Ты можешь стать отличным врачом или мастеровым, у тебя есть и голова на плечах и твёрдая рука. Ты можешь дарить жизнь, а не копать могилы. Не дай привязанности к старику определять твой путь. С нашей жизнью не найдёшь жены, не подаришь мне внуков. Здесь ты не будешь счастлив.
Папа, я в глазах у молодого человека стояли слезы, он отвернулся стесняясь их. Ты прав.
Утром они собрали свои вещи в повозку и отправились в ближайший город. Там отец дал сыну кошель, купил все нужное в дорогу, обнял на прощание и каждый пошел своим путем.

За пять с половиной лет до этого мужчина и его сын одиннадцати лет остановились у пустыря, где произошло побоище.
Много работы, сказал пацан.
Отец молча кивнул и полез за инструментом в повозку. Волов выпрягли и они покойно щипали траву неподалёку, безразлично взирая на павших.
Это была серьезная стычка, и если кто и остался жив, похоронить товарищей, у него не было сил.
Несколько благородных, наемники, слуги, простые солдаты. Великий уравнитель сорвал их чины, втоптал в землю, смешал с грязью и запекшейся кровью.
Здесь кто-то живой, воскликнул мальчик.
Отец подошёл:
Скоро помрёт. Крови, что со свиньи натекло.
Я могу помочь, промою рану и зашью, серьезно сказал сын.
Помрет же, вон уже мясо мертвое.
Я положу опарышей, видел как лекари это делали.
Работы невпроворот, с досадой бросил отец. Ладно, возись, коли охота, остальные не уйдут. Помочь чем?
Латы помоги снять, дальше я сам, ответил мальчик.
Вечерняя заря раскрасила облака в багрянец. А раненый еще дышал. Отец тоже дышал, тяжело, братская могила напоминала небольшой котлован, который он вырыл один.
Мужчина в выпростаной промокшей рубахе вылез из ямы и ополоснул голову водой.
Диссонансом к привычным звукам природы и хриплому дыханию раненого примешивался далекий перестук копыт. Вскоре появился отряд всадников. Один из них подал знак остановиться.
Здесь? спросил он.
Говорил высокий статный мужчина с седой бородой.
Да, ответил один из сопровождающих. Ваш сын пал здесь.
Сказавший это был в повязках, но в седле держался уверенно. Седой обвел поле битвы властным взглядом, спешился и снизошел до простолюдинов.
Так-так, проговорил он прохаживаясь. Что тут происходит?
Мертвых хороним, ответил отец.
Своих с чужими, что ли? седой посмотрел могильщику в глаза и стало понятно, что смерть сына жжет его душу, в глубине тьмы зрачков плясали черти.
Мы с юга едем, там не хоронили, вот умертвием пол ближней деревушки-то и скосило. Мертвому в земле место, спокойно ответил мужчина.
Я тебе сейчас покажу, выкормыш сучий, где чье место, взорвался седой и схватил меч за рукоять.
И тут раненый очень некстати застонал. Дворянин перевел взгляд на него.
Значит, уже спокойнее сказал он отцу, гнев на время стих. Есть кто-то живой? Лекаря!
Тут же засуетился один из отряда плюгавый человечек в рясе. Седой склонился над раненым вместе с ним.
Хорошая работа заметил лекарь.
Твоя? спросил дворянин могильщика.
Это моя, пацан вклинился, до того как отец заткнул ему рот.
Вспышки гнева, которой ожидал мужчина, не случилось.
Мы заберем его с собой, сказал дворянин.
Это ваш сын? спросил мальчик.
Нет, ответил седой. И прикрикнул на вассалов. Найдите моего мальчика! Но ему тоже будут очень рады, продолжил он. И я, и моя жена. Рот его разрезала бездушная улыбка. И палач, и каземат. Можете похоронить оставшихся.
Всадники отыскали среди убитых дворянского сына и забрали тело.
Лучше бы я дал ему умереть, па, произнес мальчик.
Не для нас, сынок, не для нас.

Еще почти за полдюжины лет, после обильных весенних ливней мужчина и мальчик лет пяти пришли к месту большой битвы. Поле и близлежащий овраг устилали тела людей и лошадей. Живых не было, да и мертвых никто хоронить не желал. Ночами хищники растаскивали трупы, но сына с отцом это не беспокоило.
Раскисшая, сочащаяся водой и кровью земля копалась легко, но грязь заливалась в ямы и работать приходилось по колено в мутной жиже.
Мальчик сидел на краю, помогая по мере сил. Волы были привязаны в небольшой роще ближе к ручью и траве, но повозка с нехитрым скарбом стояла рядом.
Ночь была временем и для хищников иного рода. Они приходили поживиться не сладким мясом, но с трупоедами состояли в тесной связи, освобождая тела от всего лишнего.
Отец как раз закончил работу, когда к повозке приблизилась команда мародеров. Трусы обычно ходят по одному, слишком боятся друг друга, чтобы объединяться в группы, но эти, похоже, промышляли не только грабежом мертвых. Могильщик знал эту породу, сам был таким когда-то.
Ты глядика-ка, енти, сопернички, сказал один из них, высокий и худой с утопленным подбородком, и щербатым ртом.
Конкуренты, заметил второй. Низкий, головастый и очень спокойный. Позади подтягивалось еще четверо из этого отребья. Все они были одеты хорошо, но явно с чужого плеча, обвешаны оружием и безделушками, тащили с собой мешки с наживой.
Мы не грабим мертвых, ответил отец.
Мальчик стоял молча, крепко сжав кулаки.
А ты, дядь, нас не суди, с ухмылкой сказал высокий. Каждый зарабатывает как может.
А ты не врешь нам? спросил головастый. Может мы у тебя в повозке пошуруем?
Могильщик оценил ситуацию и спокойно ответил:
Шуруйте.
Мальчик придвинулся поближе к отцу. Свора с гоготом бросилась на обыск. Из повозки одна за одной вылетали вещи.
Да здесь нихрена нет! раздался недовольный голос. Книги какие-то! Одёжи старые, дерьма не стоят.
Сундук какой-то, произнес уже второй голос.
По команде высокого двое вытащили старый тяжелый сундук и с трудом открыли крышку.
Хлам какой-то, заметил один из мародеров.
Сундук был полон различных вещей памятных кулонов, пуговиц, блях ремней, будто собрали все подряд с прилавка скобяной лавки. И все же в россыпь запустили жадные руки, выискивая ценности.
Я бы на вашем месте этого не трогал, заметил мальчик.
Один из мародеров поднял на него одуревшие глаза.
Тебя забыл спросить, сосунок.
Ценного тута нема, заметил другой и обратился к могильщику. Но мальчонка у тебя сладкий, как девица. Бать, дай его попользовать.
Он осклабился.
Вот там у рощи два вола, можешь попользовать любого, угрюмо ответил мужчина.
Ах ты ж сука! взревел мародер и выхватил нож.
Но еще до того как замахнулся, черенок заступа въехал ему по уху и бандит рухнул, будто убитый.
Ситуация изрядно накалилась. Мародеры вытащили оружие.
Ну, вам, обрисовал ближайшее будущее головастый.
Мальчик подскочил к сундуку, схватил пригоршню вещей, что лежали там и бросил россыпью.
Возвращаю ваши дары! закричал он.
Мгновение казалось, что ничего не произошло.
Ветер взвыл и донес брызги дождя. Из земли вырвалась рука, она схватила брошь, что бросил мальчик, другая пуговицу.
Одна за другой из-под земли тянулись руки, очередная совсем рядом с мародерами. Те взвыли от ужаса. Вставали тени павших воинов. Опираясь на ржавые мечи, они смотрели провалами глаз, готовые ко всему. Но всей мизансцены мародеры разглядеть не успели. Едва из-под земли появилась первая рука, они бросились врассыпную, побросав весь свой скарб.
Тени поклонились могильщикам и растворились в воздухе.
Папа, я вернул им дары! воскликнул мальчик.
Ты все сделал правильно, ответил отец.

За пять лет до того могильщик ехал по опустевшему тракту.
Времена были темные.
Ведьмы и бунтовщики, междоусобицы и ворье не давали жизни честному люду. Но мужчина упрямо ехал вперед. Останавливался у каждой шибеницы, чтобы снять труп и предать земле, у каждой клети, чтобы убрать оставленное в назидание тело. Снимал голову с каждого кола и хоронил.
Останавливался у стычек и побоищ, у каждой сожженной деревни. И копал, копал не зная устали.
Сегодня он похоронил многих. И в свете луны их тени явились отдать могильщику свои дары. Вереницей они подходили и оставляли у его костра: кто лишь пуговицу, кто пригоршню монет, кто эфес от меча, кольцо
Последней к огню подошла женщина, она ничего не оставила, но и не пропала как другие тени. Она протянула руку и поманила за собой.
Никогда такого не случалось. Мужчина не помнил, чтобы хоронил ее, но он вырыл так много ям и сложил в них так много тел, что ничего не мог сказать наверняка. Он поднялся и пошел за тенью.
Идти пришлось довольно долго. Погибшая привела могильщика к виселице. Та стояла у перекрестка, где на веревке болталось одинокое тело. Борозда на шее и запах скорее свойственный опорожнившемуся при смерти кишечнику, чем гниению сказали мужчине, что повесили ее недавно.
Он многого навидался и стал безразличен к смерти, но то что мертвая женщина была беременна проняло и его. Мужчина залез и поясным ножом перерезал веревку. Тело гулко шлепнулось наземь.
Могильщик спустился осмотреть труп, дотронулся до живота и тут что-то толкнуло его ладонь. Не веря, он отдернул руку и оглянулся на тень женщины, та все еще была рядом.
Мужчина вскрыл живот и достал оттуда ребенка. Шлепнул по попе. Малыш заплакал.
«Неужели, подумал он. Неужели замена мне. Скоро я буду свободен».

Еще за семьдесят лет до того, глубокой осенью, мужчина пытался добыть себе на жизнь. Солдатская служба оказалась не той чередой подвигов и сытых дней в казарме, о которых пел вербовщик. Поэтому после первого же крупного сражения дали деру многие, в том числе и он.
Но в стране царил голод. Мужчин ставили под копьё, а сеять и жать пришлось бабам с ребятней, а проку, как известно, от них не много.
Меж армиями шли бои и мертвых часто не успевали хоронить. При них можно было найти и жалованье, и оружие, и одежду с обувью, а иногда, если повезет даже драгоценности. Если же сильно приспичит, можно и отрыть кого, зубы, опять же золотые встречались.
Дело, конечно рискованное, могли заявиться и похоронные бригады, и другие мародеры, и звери дикие. Но голод, как говорят, не тетка.
Этой ночью мародер забрался на поле битвы в поисках поживы, но наткнулся на ночной патруль.
Мужчина услышал крик:
Стой кто идет?!
Бросился наутек, стрела ударила его под лопатку. Вскрикнув от боли мародер лишь побежал быстрее.
Он и опомниться не успел, как оказался на древнем урочище. Из земли торчали ржавые мечи и обломки копий, где-то из травы виднелись части доспехов, тут и там проглядывали кости да черепа.
В полуобморочном состоянии мародер упал на землю. Его обступили тени.
Полуосязаемые руки принялись срывать украденное у мертвых. Мужчина думал, что через секунду так же разорвут и его.
Пощадите! Умоляю! вопил он сквозь всхлипы.
Но мародера не растерзали. Чья-то безжалостная рука вырвала из его спины стрелу.
ТЫ НАМ ДОЛЖЕН, от голоса, казалось, вибрировал череп.
Я верну, верну. Я сделаю, что угодно, только не трожьте, причитал мародер.
ТЫ ВЕРНЕШЬ, эпитафией пророкотал голос.

Мужчина стоял у пустой ямы. Он столько лет шел рука об руку со смертью, что совершенно с нею свыкся. Но сейчас он не мог остаться безразличным. Эту могилу он вырыл с особым тщанием. В нее он готовился положить своего внука.
И стоя над ней, не понимал, есть ли он сам, существовал, или тело его так и осталось лежать пронзенным стрелой, а вечным чистилищем стал невыплаченный долг мертвым.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+11
21:40
2020
22:18
Одна за другой из-под земли тянулись руки, очередная совсем рядом с мародерами. Те взвыли от ужаса.
Едва из-под земли появилась первая рука, они бросились врассыпную, побросав весь свой скарб.
Вроде нестыковочка.
Эту могилу он вырыл с особым тщанием. В нее он готовился положить своего внука. тоже непонятно, при чем здесь внук, откуда он взялся.
Но в целом, вполне читабельно.
23:06
+2
Голос сюда.
есть небольшие недопонимания, особенно в последнем отрывке, где про внука сказано. наверняка объем не дал раскрыть лучше этот момент,, а может, я читал не столь внимательно. Однако, эта работа у меня в топ-3 этого турнира. Очень понравился стиль изложения и атмосфера. Автор, браво, читал с удовольствием)
23:43
+2
И этот текст тоже по-своему шикарен. Очень много деталей и… пересказа. Само повествование масштабное, просто форма не та.
12:12
+8
АЛБАНСКИЙ НОВОСТЬ!
СПЕЦВЫПУСК! БОНУСНАЯ СТАТЬЯ!
Тема выпуска: СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ!


«Мой муж перенесся в параллельный мир, чтобы не платить алименты», — интервью с потерпевшей.

Это просто сон. Грустная дамская история о мужиках-мудаках для которых карьера важнее чем собственная девушка. Парень переносится из мира в мир, чтобы починить непонятно что, все время подваливая к одной и той же даме. Заканчивается хэппи-эндом, героиня остается с нормальным мужем, который не собирается валить от этой фурии на Юпитер.
В финале сделан задел на «это не конец», похоже доступ к мультивселенной передается половым путем.
Рассказ похож одновременно на «Параллельные миры» из второго этапа и «Грани будущего» из Тома Круза. Только без Тома Круза.
Прелестные детали, знаменующие изменение варианта сперва сбивают с толку, потом, когда «я все понял» — радуют. Вообще, мне кажется, идее подошла бы форма буффонады с приключениями, но боюсь это не для 10 т.з. Но и так хорошо.

Призраки гопников поставили отца-одиночку на счётчик.

(Нет, мужик черепа? На, мужик, череп!)
А вдоль дороги мертвые с косами стоят, и тишина. ©
Дары мертвых. Абсолютно мужицкая история, в ней много трупов, а единственно возможная любовная линия с женским персонажем — весьма противоестественного толка. Если вы понимаете, о чем я.
Сюжет разворачивается из конца в начало как в какой-нибудь «Мементе» (или «Помни» с Гаем Пирсом). Об этом нам очень «прозрачно намекают» отсчетом в каждом фрагменте.
Части от начала к концу теряют все больше вспомогательных членов предложения, и автор переходит от повествования к пересказу. Хе, я так в твиттере делаю, когда символы заканчиваются.
А без последнего фрагмента можно было бы обойтись, не нужно все разжёвывать читателю. И так понятно, что мужик собирался отдохнуть от работы в могиле, взвалив ее на плечи найденыша. Но в итоге решил горбатиться сам, чтобы обеспечить приемному сыну нормальную жизнь с кабаками и шлюхами. Такой себе чернорабочий МакКлауд.

Студент медик исполосовала скальпелем двух гопников.

Кленовые листья. Повествование довольно сумбурно в плане структуры, т.е. не линейно, второй раз за этап. Мы видим событие и то что ему предшествовало.
Грустная история про то как дети, которые идут по стопам родителей и пытаются им угодить создают себе плацдарм для разочарований и попаболи.
Девочка пытается стать хорошим врачом, как и ее мама, но получается у нее из рук вон плохо, потому что ее призвание лежит совершенно в другой плоскости, она… Баффи – истребительница вампиров!
«Свет заливает аудиторию слишком яркий…» «…и только декабрьский дождь противно бьет по стеклу». Декабрь и кленовые листья. Из-за подобных выкрутасов постоянно сбивался и казалось, что происходит какая-то мистика. И ее больше, чем в двух гопниках, которые оказываются монстрами с человеческой анатомией. Или им в меде и анатомию этих, шипастых тоже преподают?
Такой вот кленовый сироп.

Пропавший без вести мужчина вернулся с тремя детьми.

Дети, видимо больны серьезными генетическими заболеваниями, врожденная мышечная гипертрофия и зеленая кожа у одного, заостренные уши и подозрение на рахит у другого, третий ребенок поставил в тупик ученых проявлением парапсихических способностей.
Страшная история про попаданца Дионисия Пучкова. Итак, перед нами птица редкого полета на турнирах мистики. Гаремное фэнтези.
Главным ответственным за мистический антураж назначается Девочка Из Звонка! Пожалуй, повествованию к лицу была бы большая фривольность. Раз уж это не то сон, не то явь, то мораль героя могла бы сводиться к: «Я не знаю, что это, но я это трахну!»
Без этого вышло мило, забавно, но…
Мистика ли это? Нет. Однако, прочтение подняло мне настроение.

ГОЛОС, я пока придержу, подожду послевкусия от прочитанного.
В следующем выпуске: ИТОГИ КОНКУРСА, ПИСАТЕЛИ ПРОТИВ ЧИТАТЕЛЕЙ, скандалы, интриги, расследования.
Надежды и разочарования!
Всего хорошего, и спасибо за рыбу!
12:37
+1
за ваши мини трэщ обзоры книксен и мерси)))я определилась с голосом только что))))))) и да, без них комментарии скучно читать было бы. В следующем выпуске: ИТОГИ КОНКУРСА, ПИСАТЕЛИ ПРОТИВ ЧИТАТЕЛЕЙ, скандалы, интриги, расследования.© валерьянкой запасаца? ))
12:41
Обязательно, валерьянкой и пригоршней котиков, чтобы зализывать раны.
12:44
может мне лучче прям сейчас начинать собирать вещи? (потрачено) убежать?)))) я уже поняла, будет гаряче))))
12:24
+3
не понравилось только одно: мало. станет известно имя автора, прочту его творчество. если оно настолько мощно, как этот текст — браво. Дары Мёртвых сильная работа, доставила, спасибо автору.
12:32
Понравилось. Показался интересным прием с возвращением. На фоне остальных двух, которые я прочитала — история действительно мужицкая. Без размазывания соплей, все четко. Местами коробили жаргонные словечки, без них мне кажется стиль был бы лучше.

Но как будто не совсем мистика. Ближе к фентези.
15:21
жадно читала… мистика налицо, претензий нет, сильная работа. догадываюсь, кто автор) голос
16:06
+1
Понравилась фишка обратного отсчета. Но сам текст читался тяжело. Старичку то уж под 90. Живучий какой. В таких обстоятельствах — война, холод, голод, без пристанища, в реалити врядли можно прожить дольше 50. Не иначе, как мертвые подсобили. И все вроде бы понятно, и рассказ близок к мистике, хоть больше и к фэнтези, но мне чего то в конце не хватило. Например, слов: «Прощен» и его тело превратмлось в серое облако, которое улетело в вечность. Насчет внука опять же зря автор заикнулся. Еще один момент открытым остался… В чем дары то? Только защита на момент похоронки? Как то мало, ждешь чего то помасштабней
16:48
+3
Волов выпрягли и они покойно щипали траву

Как? И волы тоже?

Раскисшая, сочащаяся водой и кровью земля копалась легко

Это раскисшая-то земля копается легко? а попробуйте порыться на огородике. А в дождик?

Мальчик сидел на краю, помогая по мере сил

Как он, сидя на краю, может помочь яму копать?

За пять лет… и еще за пять. А потом за семьдесят сразу.
Интересно. Мне понравилось. Не так, как все подают истории — от начала к концовке, — а, скорее, от концовки к началу.
Только не поняла, как дядька почти 100 лет от роду может ямы рыть. Да так много? А может, этого всего и не было…
Но автор изящно впихнул тему. За это плюс
Я бы отдала и голос тоже, но только если бы автор меня именно заинтриговал: вот все люди как люди, а этот могилы копает. И в дождь, и в холод, и вообще. И что с ним такое, и чего он жизнь свою гробит? (В буквальном смысле :D) И интрига бы вытянула, я в этом просто уверена. Тогда и концовка бы ПРОЗВУЧАЛА. Вот интересно, почему мужик этим занят, — вот вам ответ. А то Гг действует, потому что просто действует. Не так интересно, как могло бы быть. И это жаль.
18:37
+2
у мужчин логика другая (почти цэ))))
22:17
+2
Как? И волы тоже?
В голосину!
19:57
+2
«Это раскисшая-то земля копается легко?» уж явно легче чем промерзшая
20:01
+1
Промерзшая, Влад, вообще не копается. Она долбится и еще раз долбится чем-то тяжелым. И вытаскивается из ямы в час по чайной ложке.
А вообще у меня ощущение, что вам просто скучно и нечем заняться. Так?
копается
«А вообще у меня ощущение, что вам просто скучно и нечем заняться.» если Вам неприятно меня читать так и скажите
20:22
Нет, ничего такого. Просто предположение.
Мне тоже скучно.
21:23
+1
так развлекитесь. напишите рассказ
12:11
Да и волы, спасибо что отметили эту толику черного юмора.
20:07
+4
Всё мрачно, брутально и излишне лаконично. Но тут уже проблема с нехваткой знаков. Уверена, что автор потом сможет неторопливо расписать всё подробнее и при этом выдержит в том же мрачном стиле.
Сама работа вполне понятна, много диалогов и действий, а не размышлений о высоком. И даже мысль «а был ли я?» в этой работе смотрится гармоничнее, чем в большинстве работ конкурса.
А концовка со словом ПРОЩЕН была бы мягче, что ли…
Так что мой голос тут.
20:41
+2
«Сын волок два окоченевших тела в нескладных доспехах» — не зная ещё, что именно и с кем там происходит, невольно усомнилась — автор представляет себе, сколько весят доспехи? Уж точно «юноша» не мог бы упереть двоих, если это только не юноша-огр.
«Зимнее солнце» и «зимний пейзаж» в одном предложении.
«поэтому в ямы сложили всего по двое-трое» — не проще ли тогда вырить одну большую яму на всех? Это логичнее, чем копаться в снегу и долбить мёрзлю землю (зима же) под каждые два тела.
«Дождались пока перестанут приходить тени» — совсем не поняла, о каких тенях тут речь. Звучит как «дождались, пока перестанут приходить покупатели» или что-то вроде того.
«С нашей жизнью не найдёшь жены» — но сам-то мужик как-то умудрился)
Кстати, если отец и сын — могильщики, то почему они на поле боя вдвоём работают? Обычно для этого не нанимали специальных людей. Или там такая стычка была, что никто о ней не знал, а кто знал — все там и померли? Откуда тогда эти двое взялись?
«обнял на прощание и каждый пошел своим путем» — запятая сбежала.
«похоронить товарищей, у него не было сил» — вот сюда сбежала.
«Великий уравнитель сорвал их чины, втоптал в землю, смешал с грязью и запекшейся кровью» — шаблонище!
Нет, серьёзно, что это за люди и как они оказываются на местах сражений, где все померли? Ладно бы они специально за отрядами ходили, но ничего такого не сказано. Такое ощущение, что они за мертвецами, как по грибы ходят — о, ещё опята… то есть трупаки!
«Живых не было, да и мертвых никто хоронить не желал» — да вашу ж мать, как вы себе эти битвы представляете? Как массовый ритуал сэппуку? Потому что это единственный случай, при котором живых бы не оставалось. Потому что всегда кто-то выживает, и часто куда больше раненых, чем мёртвых. А ещё есть слуги, которые не участвуют в сражении, но находятся при войске.
«Но мальчонка у тебя сладкий, как девица» — пятилетний ребёнок? Надо быть законченным извращенцем, чтобы такие мысли возникали. Да и вряд ли у мародёров так всё плохо с личной жизнью. А то бы они и на волов согласились.
«Мизансцена» более чем неуместна здесь, слишком современное слово.
«Останавливался у стычек и побоищ, у каждой сожженной деревни. И копал, копал не зная устали.» — как там вообще живые остались?
«И в свете луны их тени явились отдать могильщику свои дары.» — ок, теперь немного понятнее. Но там, в начале, тоже стоило это как-то отметить.
«зубы, опять же золотые встречались» — судя по общей стилистике, действие происходит скорее в средневековье. А тогда вставных зубов, насколько я знаю, не делали.
«Мужчина вскрыл живот и достал оттуда ребенка» — есть такое явление, как посмертные роды. Но происходят они самостоятельно и очень скоро после смерти. Вытащить живого младенца из трупа — это женщину прям тут же надо было повесить. Но, допустим, это тоже мистический элемент. Только не понятно, зачем и к чему.

«там не хоронили, вот умертвием пол ближней деревушки-то и скосило»
«Мужчина стоял у пустой ямы. Он столько лет шел рука об руку со смертью, что совершенно с нею свыкся. Но сейчас он не мог остаться безразличным. Эту могилу он вырыл с особым тщанием. В нее он готовился положить своего внука.»
Не совсем поняла. Типа, из-за его мародёрства нежить поднялась? Или в первом случае мужик просто наврал?

Концовка не совсем понятна, самый последний отрывок. Что именно случилось? Откуда взялся внук? Когда он рыл ему могилу — после первой встречи с мёртвыми или после того, как ушёл его сын? И сколько лет было мужику в начале рассказа, если он за 70 лет до того, как нашёл мальчика (!) уже был взрослым? Или он, как проклятый, бессмертен? Очень много вопросов.
Но, знаете… При всём этом мне понравилось. Сам по себе понравился рассказ, я бы с удовольствием прочитала его, доработанный. Видно, что автор недостаточно много внимания уделял деталям — но тут тоже понятно, короткий рассказ, ограниченные сроки и т.д. Хотя для многих моментов, к которым я придралась, достаточно обычной логики.
Что касается мистики — тут сложно сказать. Было бы чуть менее откровенно показано сверхъестественное — тени, нежить, дары эти — была бы мистика. А так — скорее фэнтези. Если бы оставался вопрос — были тени или не было? Или — был сам могильщик или нет? Но и то, и другое точно было, а это уже не мистика.

Но мне всё равно нравится. Да, вот так противоречиво. Если автор решит эту идею развить и доработать — прочитаю с большим удовольствием. Тем более, что стилистика и слог хорошие, и вышло атмосферно.
21:37
+4
Со всем уважением.
Доспехом в средневековье называли любую защитную одежду можно даже вспомнить названия, например стеганый доспех, а вот то что нельзя утащить это латы. А скорее всего полные латы, которые были у очень немногих.

Зубы протезировать начали едва ли не до нашей эры.
А во Франции был обнаружен череп, датированный I в. н. э., с металлическим имплантатом в лунке клыка верхней челюсти.
Еще бы отметил что драли не только зубы из драгметалов. Скупали и обычные хорошие зубы, чтобы те самые протезы делать.
22:30
+1
Согласен. Подобный сюжет обыгран в фильме Жанна Д Арк Бессона (с зубами). А в Италии нашли могилу настоящего Буратино, у того был деревянный протез носа, который срубили в бою.
14:36
Насчёт зубов — не знала, ок. Но насчёт доспеха — я тебе могу сходу перечислить видов 7 самых разных доспехов, но это я. О чём думает обычный читатель, видя это слово? О максимилиановском рыцарском доспехе, который весит килограмм 30-35. Автору ведь следует ориентироваться не только на историческую достоверность, но и на шаблоны читательские.
20:47
«Сын волок два окоченевших тела в нескладных доспехах» экий здоровяк
«Мужчина бросил заступ» заступ имеет несколько значений. какое использовано тут?
«Зимнее солнце светляком пронеслось по небосводу и нырнуло за горизонт» прямо так быстро?
" Стычка была небольшой, поэтому в ямы сложили всего по двое-трое." а будь стычка большой, по сколько бы складывали?
«Ты можешь стать отличным врачом или мастеровым» не знал, что копая могилы можно стать врачом. что-то я сколько не копал тяги к врачеванию не почувствовал. может копал неправильно?
«в глубине тьмы зрачков плясали черти» в тьме чертей не разглядишь
почему 5,5 лет назад копали одну братскую могилу, а теперь по двое-трое хоронят?
«Разожгли костер» из чего? копали то явно не в лесу
«Дождались пока перестанут приходить тени.» чьи тени? куда приходить?

21:02
"— Не для нас, сынок, не для нас." не понял смысла фразы
«с утопленным подбородком» это как?
«Опираясь на ржавые мечи» а мародеры не обобрали их?
«Вставали тени павших воинов» тени?
«они смотрели провалами глаз» если это тени, то почему глаза провалены?
«Еще за семьдесят лет до того, глубокой осенью, мужчина » а сколько лет мужику то? больше 80?
«зубы, опять же золотые встречались» хм…
«есть ли он сам» а призрак может вырыть могилу?
22:53
После долгих и продолжительных метаний, между листьями и дарами — победили дары.
Захватило. Подано очень оригинально, если не революционно. В тему, на мой взгляд, попало.
Даже мораль имеется.
Ну и последнее, как отмечали, Мужицкая история — ну а я кто ж.
Голос.
эт героическое фэнтези, а не мистика
12:44
Только без героизма и без фэнтези :)
может быть, может быть
15:35
+1
Очень сильно написано, читается на одном дыханье, если развить сюжет такое может получиться…
если развить сюжет «Колобка», то еще и не такое может получиться…
20:07
Аж страшно
22:23
Хм… Задумка очень интересная, для меня. Читалось (не смотря на все логические неувязки и оплошности) легко. Из замечаний. Выползающие из земли трупы, пардон, скелеты, несколько испортили картину. У меня есть одна сцена на уме, которая смотрелась бы лучше, но не стану отсебятничать.
Дары мертвых — для мистики сильно, если не учитывать фентезийные моменты. И это не антураж средневековья. А как раз явно появившаяся нежить.
Рассказ хороший, мне понравился. Ладно, отдам голос сюда.
23:12
Сюжет достаточно интересный. Несмотря на обратный ход времени повествования, есть и начало, и интересная развязка.

Язык показался не очень образным. Не все запятые на месте. Многие слова типа «диссонанс» и «мизансцена» не к месту абсолютно. Есть пара речевых ошибок вроде… Есть над чем поработать.
Таки мой голос тут. Несмотря на все недочеты. Понятие мистики для меня в этой дуэли размылось окончательно, и я решила оценивать своё восприятие прочитанных вещей.
Приём обратной хронологии меня не напряг абсолютно, всё вполне понятно. Смутил возраст могильщика — ведь действительно дедушка уже весьма в годах, а всё ещё занимается копанием огромных ям. Впрочем, все мои замечания уже высказаны другими читателями, повторяться не буду.
10:50
Из всего этапа только эта работа смогла хоть как-то увлечь. Может, во всем виновато мое увлечение Dark Souls, здесь похожая атмосфера и тот же грим-дарк. Еще первые уровни Ведьмака 3 напомнило.

Голос
19:27
завораживающее произведение. интересный сюжет. понравилось. удачи!
22:23
Рассказ неплох, даже более стройный, чем остальные, но все равно есть недочеты. Объем мал, а в него пытались уместить слишком многое. Как мне показалось, в тексте слишком много ненужных вещей, которые можно было опустить и сделать текст более читабельным. В общем, рассказ стоит, чтобы над ним поработать и сделать его отличным.
23:17
+1
Это замечательный рассказ. Очень многогранный… продуманный. Читал и испытывал истинное удовольствие. Автор просто молодец. многие ругают, что это фэнтези, не мистика… но по моему мнению — это мистика.
Мистика во всем. Даже в повествовании.
Разожгли костер, подогрели воды, тщательно умылись и вымыли руки. Дождались пока перестанут приходить тени.

Это строки из самого начала рассказа. Тени — я понял как просто тени от костра.
И лишь в конце мы узнаем, что это тени-призраки, благодарившие за погребение.

Я в полнейшем восторге, потому не раздумывая — голос
23:55
«Кленовые листья» и «Это просто сон» для меня работы на одно лицо. Обе хорошие, обе с идеей, но обе не оставили ничего внутри, не захотелось размышлять, обдумывать, даже персонажи сопереживания не вызвали, к сожалению.

Это работа на уровень (а может и на несколько) повыше — автору удалось показать шикарную атмосферу, которую можно поймать даже если начинать читать с середины или с конца. Очень плотно и насыщенно вышло. НО: когда у тебя в регламенте обозначено, что работа должна не превышать 10 тз, то, я считаю, надо писать работу, которая идеально в это ограничение войдет. То, что нам тут рассказали, это синопсис с художественным дополнением, шикарная задумка для повести. Которую лично я бы почитала с превеликим удовольствием. Но… нет. Я признаю, эта работа могла бы быть лучшей в турнире, но я считаю, за знаковое несоответсвие (нельзя пропихнуть слона через ушко от иголки) можно устраивать драки. Автору спасипки :)
00:01
Больше всего понравился этот рассказ за атмосферу. Волшебное погружение, волшебное течение, волшебное… Голос.
00:07
Рассказ интересный. Правда, особых восторгов, как у остальных, не вызвал. И все же голос тут.
00:14
Оставлю голос тут, не потому, что рассказ идеален, но по сравнению с остальными он интересный, некоторые повороты завораживают, ну и остальные плюсы-минусы я описывала выше.
13:33
+2
Спасибо всем, кто проголосовал за меня!
И всем тем кто оставил свои комментарии.
Работа немного не влезла по количеству символов, я обязательно воткну их на место и выложу уже в полном объеме. С недостающими сценами и черным юмором.
Империум