Маргарита Чижова

Проекции и пыль

Проекции и пыль
Работа №353

Нижеследующая информация

была переведена в форму, доступную для вашего восприятия

и изложена в виде конспекта

Трансляция реколлекционера Ис Фет,

Двухкометное тринадцатибря, 756:78

Приятной орбиты вам, друзья! Высадка партии по недобыче на Нг’Фрапакостро началась без происшествий… Кажется, моя первая миссия скучнее, чем ожидалось. Здесь даже нет атмосферы, ничто не угрожает мне окислением и не предоставляет возможности щегольнуть перед вами своим новым вакуумным скафандром, синтезированным на газовых гейзерах Мнга. Но безсобытийная космическая пустота лишь оттеняет величие этого момента! Ровно восемьдесят дизвёздных орбит назад валюанская раса едва не уничтожила собственную планету и опустошила ресурсы всех окрестных систем. Наши славные предки из касты ретурнианов покончили со старым безвселенским укладом существования, ступив на путь не изъятия, но восстановления баланса мироздания. С тех пор не расколот ни один астероид, не съеден ни один синтезирующий организм, не изъято ни грамма руды, не разрушено ни одно местообитание!

То, что честь Воссоздания Ресурса впервые выпала мне, заставляет все три моих насоса перекачивать вещества по моему телу с удвоенной силой до самых кончиков моих восемнадцати щупалец… Хах, если бы мои предки Н’Края, Альманг и Ещё Один, из тел которых получены эти насосы и другие части моего тела, могли видеть меня в этот миг насквозь, как вы, мои любимые два с половиной зрителя, как они гордились бы тем, во что они переработаны! Что за скептические изображения в комментариях? Считать, что если церемонию может проводить любой валюан, то мои действия не ценны — это распространённая ошибка. В Воссоздании Ресурса важен каждый, особенно это касается освобождения полиметаллической пыли на Нг’Фрапакостро, и не верьте тем, кто считает, что это следует понимать в метафорическом смысле. Вот увидите, когда я завершу эту почётную миссию, я буду на полпути к посту экоцентуриона.

Но хватит обо мне. Вы только посмотрите, как серебрится знаменитая пыль астероида Нг’Фрапакостро в сиянии соседних звёзд. В моих щупальцах целая банка, добытая из разобранных биороботов Отстанского периода. Клубись свободно в условиях микрогравитации, друг, я выпускаю тебя на волю! Первое и единственное правило возвращения полиметаллической пыли — прикрыть самым толстым прозрачным щупальцем глаза, чтобы они не опухли по самые стебельки. Я немного помолчу, чтобы шевеление моих коммуникативных ворсинок не загораживало обзор, пока вы наслаждаетесь пейзажем… Любуйтесь, а я перекушу. Знаете, что свет голубых гигантов у Нг’Фрапакостро считается лучшим деликатесом трёх секторов?..

Скучали? Ну, что я могу сказать, вкус голубых звёзд — 8/10, есть спектры и почище, а здесь какой-то неприятный оттенок. Увы, межзвёздная трансляция подорожала, так что если вы хотите не только смотреть этот разговор, но и ощущать вибрации через экран, подписывайтесь на мой канал и присылайте донаты. Тогда я смогу позволить себе нанять живой телепатический ретранслятор из подводных лесов Рыльмыгыльмы вместо этого дешёвого телеимплантата в сетчатку.

Гляну-ка в комментарии… Что? Какой космический аппарат в соседнем кратере? Астероид необитаем, а все экспедиции ушедших эпох, когда мы пользовались этим старьём, вернулись с Нг’Фрапакостро в целости и сохранности. Кроме меня здесь никого не может быть, на автоматическом таможенном форпосте прибытий не зарегистрировано. Эй, возьмите свои обвинения в кремниевом шовинизме обратно, или в бан за такое! И шутки у меня смешные, вот не надо. Но вы правы, приблизиться к загадочному объекту стоит. Приготовьтесь, выдвигаем телескопические глаза из-за скалы…

Ух, что мы видим здесь! Если мне не изменяет память (а память никогда не изменяет мне), это древняя технология фотонных парусов. Подобные находили на археологических раскопках третьей Альдаварской луны. Примитивная штука: скорость большую не развивает, грузы не переносит. Но, согласитесь, есть что-то романтичное во временах, когда звёздный ветер был ветром приключений, а не ежедневным обедом, больше зрелищем, чем хлебом, если позволите выразиться поэтически. Поверить не могу! А что если мне выпала честь первого контакта с новой формой жизни? Не забывайте (если бы валюаны умели забывать, ха-ха), известны всего тридцать семь инопланетных рас, и это огромное событие для научного мира…

Возле аппарата лежат маленькие чёрные параллелепипеды длиной с виндорианскую фалангоножку, не больше. Ребята, это улёт! Из одного из ящичка выходит туманная взвесь, образуя фигуру инопланетянина. Выглядит безобидно. Мне начинает нравиться эта миссия: такой причудливой формы жизни валюаны ещё не встречали. Как оно существует? Тело представляет собой микродисперсную взвесь капель? Или его тело — свет, что живёт в чёрной коробочке и выходит питаться в туманную взвесь? Если второе, существо должно быть благодарно, что мне только что посчастливилось пообедать, ха-ха. Хотелось бы вместо этого повстречать углеродное существо, карбоновые организмы были моей любимой гипотезой в курсе альтернативной биохимии… Обратите внимание на интересную фигуру: всего два щупальца внизу, которыми он ходит, и два вверху. Это даже не совсем щупальца, а скорее фаланги, да, фаланги с сочленениями! На верхних есть по пять маленьких отростков. По его движениям создается ощущение, что конечности гнутся не под давлением внутренний мозговой жидкости и поверхностных мышц, а имеют внутри что-то вроде эндоскелета.

Туманчик ярко раскрашен и может двигаться, а ещё он создаёт высокочастотные вибрации для передачи информации. Коммуникативная ресничка, насколько я могу судить, у него всего одна, очень толстая, и она скрыта в полости от наблюдателя. Полость может закрываться и открываться. Видимо, для его трансляции нужен воздух, а приёмником служит особый орган, которого мы лишены. Какая нелепая идиоадаптация к жизни на суровой планете с губительной кислородной атмосферой! Пути эволюции неисповедимы, да смилостивится Вселенная над этими существами.

Инопланетянин замер в странной позе. Эй, Туманчик! Интересно, зачем он прилетел сюда? Может быть, его раса тоже достигла достаточного просветления и практикует церемонии Возвращения Ресурсов? Погодите, у него есть нечто похожее на зрительный анализатор, но он не работает. Смотрите, я провожу щупальце сквозь него, оно мокро от капелек. Почему они не рассеиваются в микрогравитации? Его глаза не следят за моими движениями. Их регистрирует прибор на чёрной коробочке, как вам описать… Это что-то вроде камеры для записи изображения, но не в сетчатке и явно не живой телепатический.

Существо должно быть разумным и способным взаимодействовать с твердыми объектами, иначе как оно переместилось сюда на звёздном парусе? Значит, с ним можно как-то коммуницировать, пусть и не тем путём, который ему привычен. Смотрите, Туманчик вышел из гибернации и снова машет верхними фалангами. Ну конечно, он хочет пообщаться со мной.

Извините, я пороюсь во рту, где-то там должен был заваляться Переводчик-500. Как же удобно, что когда мы перешли на светопитание, в этом отверстии больше нет нужды, и в нём можно переносить всё необходимое. Гораздо лучше, чем иметь там толстую коммуникативную ворсинку, как этот чудак… Извини, но ты этого всё равно не понял, надеюсь, тебе не обидно. О, вот куда он завалился. При помощи прибора попробую показать существу визуальное сообщение, воспользуюсь третьим щупальцем как экраном. Итак, ты прилетел сюда ради полиметаллической пыли? Какое совпадение! Ты откуда? Мой дом, как это на твоём языке… а, вот, Ближний трёхкилопарсековый рукав, третий поворот налево, вооооон та двойная звёздная система, планеты со второй по седьмую. Подожди, ты куда рассеиваешься? Туманчик!

Оооо, гляньте, как мило, он фонариками рисует звёздную карту. Маленькая жёлтая звёздочка в рукаве Ориона. Третья планета, голубая, ну понятно. Очевидно, что у вас есть атмосфера, моя гипотеза верна. Но эта планета с водой, подходящая для углеродной жизни из моей любимой теории… Почему тогда ты такой, Туманчик, тебя там не рассеивает и осадками не смывает? Неужели вы все циркулируете в круговороте агрегатных состояний воды, как один планетарный сверхразум? Круть! Но… тогда тебе, должно быть, очень одиноко в этой миссии, оторванному от роевого сознания?

Смотрите, он показывает на другие чёрные коробочки, совсем как та, в которой он прятался сам. Нажимает на кнопки, но в них нет Туманчиков, только пустая взвесь без световых фигур. Ты остался один, а твои друзья погибли? Бедняжка, чем я могу тебе помочь? Почему ты не сядешь на свой корабль и не улетишь обратно? Он выглядит примитивным, но никак не сломанным. Я понимаю, добираться этим способом долго и уныло, но как-то же ты прилетел сюда. Мы не пользуемся звездолётами уже давно.

Ты снова замер? Удивительно, как только ваш вид никто не уничтожил, если вы впадаете в гибернацию так часто. О, да ты, дружок, ещё не освободил свою пыль? Четыре канистры. Я помогу тебе, Туманчик. Прикрою глаза и подальше от тебя, чтобы не контаминировать твою взвесь. Уииии! Ни одно зрелище не сравнится с этим. Не знаю, видишь ли ты в ультрафиолете, Туманчик, но эти облачка восхитительны. Вы следите, мои подписчики? Йу-ху, две тысячи просмотров из четырёх звёздных систем! Я люблю вас всех, всех и каждого зрителя, сколько бы у вас не было глаз!

Что ты хочешь мне ещё показать? Зачем твоё световое тело падает горизонтально? Не понимаю. Повтори ещё раз. Постой, ты куда пошёл? Смотрите, вернулся — и тащит какую-то длинную тонкую нитчатую штуку с висюльками. Оооой, микродисперсные капельки сгущаются и обволакивают моё щупальце. Судя по щекотке, это электромагнитное поле держит капельки вместе. Прямо как моё тело не разрывается от внутреннего давления в космическом вакууме из-за электромагнитного поля, которое я излучаю. Видишь, мы с тобой похожи, Туманчик.

И как это работает? Один конец штуки подключается к чёрной коробочке, на другом конце… Ах да, теперь понимаю, ты хочешь подключить наши мыслительные центры для телепатической связи. Гениально! Величайший момент в истории: ещё ни один валюан не вступал в телепатическую связь с инопланетянином один на один. Подключай висюльки. Ай! Ууу… ого, это электроды такие? Тебя что, не учили после сборки, как правильно делать электроды для жидких мыслительных центров? Ой, щекотно! Постой, натяжение слишком сильное… Моя кутикула лоп…

Я не знаю, видите ли вы это через транслятор в сетчатке. Туманчик открыл моему внутреннему взору картины истины его глазами. Экстракция полиметаллической пыли из разумных биороботов — это убийство. Создание наших тел из тел проигравших кланов предков — это убийство. Вера ретурнианов основана на лжи: без обмена веществ не можем существовать, и даже потребляя свет, мы изымаем фотоны. Но теперь я знаю, как восстановить равновесие и вернуть всё. Я возвращаю свои атомы в мироздание. Я чувствую лёгкость. Я растворяюсь. Не за что, Вселенная.

Конец трансляции

Проекционная экспедиция на астероид 2095YV404

Личный файл от 28 сентября 2154 года

Дмитрий Бондаренко,видеообращение Николаю Бондаренко

Ты знаешь, что когда запасы ресурсов Земли были истощены, мы нашли новый источник энергии — радиоактивный изотоп маатий. Проблема в том, что он на нашей планете практически не встречается. Да, его в коллайдерах можно создать, но для работы одной АЭС придется сталкивать частицы лет пятьдесят. Как только спектральный анализ подтвердил, что астероид 2095YV404 содержит огромные запасы маатиевой руды, Рапанов профинансировал программу его освоения. Корнями она уходит в идею Хокинга и Мильнера о полёте к Альфе Центавра, которую вы проходили по космоистории в прошлом семестре. Я рассказываю об этом сейчас, потому что до начала экспедиции проект был засекречен. Когда я вернусь, эта запись станет общедоступной.

Думаю, ты догадываешься, что наивная романтика старых космоопер, которые ты так любил смотреть лет пять назад, очень далека от реальности. Последние несколько десятилетий мы облегчали корабли, посылали в путешествия роботов, которым не требуется ни атмосфера, ни еда. Конечно, кто-то пытался развивать варп-технологии или исследовать червоточины, но эти задумки пока очень сырые. В общем, я начал думать, что скоро останусь совсем без работы, как вдруг получил заказ на добычу этой руды. На астероид отправлялся зонд Tsiolkovsky под солнечными парусами, а команда людей оставалась на Земле, в капсулах, подключенная к центру управления со сверхсветовым ретранслятором. Все работы должны были выполнять особые голограммы. Они работают почти как та твоя детская игрушка с воздушным сенсорным дисплеем, или как переносной безэкранный ноутбук. Но наша голограмма не просто регистрирует прикосновения, а может совершать их сама.

Способ сразу показался мне рискованным и странным, но аванс был солидный. Думаешь, откуда взялся твой левитационный мопед на Новый Год? А когда у твоей бабушки отказала почка, у меня не осталось выбора. Сам знаешь, космонаёмник — не государственный космонавт, и вопросы задавать я давно отвык.

Зонд с проекторами (я буду называть их так, чтобы не усложнять) был запущен семь лет назад — медленная, но надёжная машина. Всё это время мы тренировалась посылать мозговые сигналы голопроекциям на расстоянии по супернавороченному сверхсветовому ретранслятору. От электродов у меня уже проплешины, но наши голографические тела слушаются как живые. Команда подобралась хорошая, ты даже некоторых из них знаешь — Тревора, Индиру, Ли Хуань Юня, тётю Нату. Мы полностью готовы к этой экспедиции. Не переживай за меня. Я люблю тебя, сын.

Бортовой журнал

проекционной экспедиции на астероид 2095YV404

Отчёт за 28 сентября 2154 года

Дмитрий Бондаренко

5:22 (здесь и далее — по Москвазиатскому времени)

Мы произвели мягкую посадку на астероид 2095YV404. Благодаря ручному управлению на этом этапе удалось избежать столкновений с другими небесными телами.

06:13 Развёрнуты проекционные механизмы, мы приступили к поиску маатиевой руды.

07:36 Источник руды с высочайшим содержанием маатия локализован у северного кратера. Набраны четыре канистры полиметаллической маатиевой пыли. Голоэкспедиция увенчалась успехом.

08:04 Приборы показывают, что весь астероид сформирован породами маатия. Если бы можно было построить дополнительные паруса и прислать поближе лазеры, его можно полностью отбуксировать в направлении Земли. Запрашиваем разрешение на эскалацию миссии.

08:15 Земля, срочное сообщение! Чрезвычайная ситуация. Мои спутники отключены. Помехи сигнала нарушают управление. Теряю контроль над проекцией.

??:?? Я пришёл в себя. Время не определяется. Вызываю Землю! Прошу разрешение на отключение от экспедиции. Повторяю, связь со спутниками потеряна. Функционирование визуальных сенсоров нарушено. Земля, чрезвычайная ситуация, бип, меня слышит хоть кто-нибудь?

??:?? Бип, сенсоры воспроизводят прямо передо мной полупрозрачное существо двухметрового роста с двумя десятками щупалец. Что это, бип бип-бип бип!? Внутри этой штуки — моток серых шлангов и какие-то бесформенные разноцветные образования, напоминающие сосуды и органы. Может ли это объясняться галлюцинацией или помехами ретранслятора? Тревор, бип, если это шутка, я оторву тебе голову!

??:?? Моя команда не отвечает. Земля не отвечает. Прошу отключить меня от аппарата! Земля, прошу отключить меня от аппарата! Земля, приём, бип-бип-бип-бип! Существо быстро и уверенно приближается, чтобы напасть. Почему нас не предупредили, что астероид обитаем? Питается ли оно голограммами, или охраняет маатий? У существа есть что-то вроде рта, но внутри него лежат, по-видимому… приборы и инструменты. Под стебельчатыми глазами угрожающе шевелятся розовые отростки. Если бы мы были окружены атмосферой, я бы подумал, что их колышет ветер. Чёрта с два ты получишь наш маатий, образина, я в этой миссии семь лет! Ещё нам не хватало галактической войны. Найди себе другой астероид! Помехи. Теряю управление.

??:?? Земля, приём! Существо явно заинтересовано в общении и не боится меня. Оно… не нападает, а проецирует на своих щупальцах картинки. Судя по всему, оно прилетело с двойной звёздной системы в Ближнем трёхкилопарсековом рукаве. Я пытаюсь показать, что мои спутники отключены. Мне нужна помощь, идиотское ты создание! Контрольный центр, ответьте, что произошло с Землёй? С моим телом? Террористы взорвали пункт контроля? Революция против Единой Россиазии и штурм Белого Дома? Ядерная война с Объединенными штатами Америк? Откуда мне знать, я играю в бип-бип-бип-бип шарады! Что за клоунада бип? Этот инопланетянин просто чокнутый, но как-то же он добрался сюда! Теряю контроль.

??:?? Существо опустошило канистры с маатием. Если контрольный пункт отключен или уничтожен, то моё тело в опасности. Капсулы прочны, но второй атаки не выдержат. Бип, что если мои спутники уже мертвы? Земля, приём! Если моё тело там, на Земле, уничтожено, то проекция сможет проработать только три минуты на остаточном излучении. А что, если… А вдруг… Смогу ли я управлять им и улететь отсюда? Переселиться в его склизкое тело — это, конечно это мерзко, но… Нет, это чушь… Живое, разумное существо… Начинаю терять контроль, управление ослабевает, я должен попробовать… Оно же не обязательно умрёт. Объяснить, что мне нужна помощь, попросить послать сигнал в контрольный центр, вернуться, бип, что угодно… В последний раз вызываю Землю!

??:?? Нееет нееейроооноов, тооолькоо пеереетеекаааающие ваакуооооли. Что бип-бип за бред с возвращением пыли? Выход, нужен выход… Валюаны ничего не забывают, но этот не помнит, где собственный корабль? Звездолёты, говорите, старьё, значит, у вас есть более быстрые способы. Но какие? Мыыысли жииииидкие и скооользкие, как слизь. Передать сообщение на Землю… Где твой транспорт, где центры коммуникации, когда они так нужны?! Бип, опять эти дурацкие шууууутки… Где. Моя. Команда. Что? Ретурниане состоят из чужих органов и уничтожают разумных роботов, чтобы вернуть пыль на место? А я ещё сомневался… Да вы просто монстры! Бип, убери эту жуть, хоть что-нибудь, бип, полезное… АААА, как выбраться отсюда? Что-то пошло не так. Снизить напряжение, снизить, быстрее… Бип, заклинило! Как вы перемещаетесь, бип-уёйоль…

Из протокола допроса по делу КОС9854

30 сентября 2154 года

Следователь: Ашкатов Камиль Георгиевич

Подозреваемая: Марья Ивановна Полушкина

— Марья Ивановна, вы ознакомились с материалами дела?

— Да, господин следователь.

— Где вы были в момент происшествия, 28 сентября в промежутке с 08:04 до 08:15?

— Я пришла на работу в 8:30. Проверьте электронный турникет.

— И что вы делали в 8:30?

— Мыла полы в торцовом коридоре на пятом этаже.

— Вы заметили что-нибудь странное?

— Нет.

— Марья Ивановна. Миллиарды рублей, гибель всего экипажа и уничтожение инопланетной расы вместо первого контакта. Такое не каждый день случается.

— То есть, начальник института знал, что сектор населён, и отправил команду без предупреждения? На первый контакт в истории человечества? Я тут при чём?

— Он не знал. Но возмущение фона при появлении валюана указывало на технологии пространственного искажения. В 8:04 поступил запрос от капитана Бондаренко на эскалацию миссии, и начались экстренные расчёты, позволит ли эта мощность телепортировать зонд или даже весь астероид к поясу Койпера. А если позволяет, то как не вызвать возмущения, чтобы тела с изменёнными орбитами не разнесли нашу МКС-28 на Плутоне. Мы хотели сообщить ему ответ, как только суперкомпьютер закончит симуляцию. Но в 08:15 что-то произошло, и семь членов экипажа отключились, а связь с капитаном была потеряна. Мы хотим восстановить порядок событий.

— Вы меня обвиняете? И на каких это основаниях? Может, тот пришелец их и сожрал. У него вона щупальца худые и глаза голодные.

— Вы работаете в этом исследовательском центре 35 лет. Что могло пойти не так?

— Как будто здесь хоть что-то когда-нибудь идёт так. Наёмники какие-то бугаи, не поздороваются, никогда не переобуваются, наследят, а ты убирай за ними. Как будто не в проекционную лабораторию набрали, а в шахту какую-то. Натурально свиньи. В тот раз пришла — рубильники опять в пылище. Вот вездесущая дрянь! Откуда она только берётся.

***

— Камиль Георгиевич! — перебила мысли следователя заглянувшая в кабинет молодая лаборантка.

— Таня, что вам нужно? — насупился он, неохотно отрываясь от перечитывания материалов допроса на прозрачном дисплее старомодных очков. Надвинув роговую оправу на переносицу, он поверх линз посмотрел на девушку.

— Я принесла вам результаты изотопного анализа, который вы сами вчера заказали, — ответила лаборантка, едва сдерживаясь, чтобы демонстративно не закатить глаза.

— И? — по его всё ещё раздражённому тону можно было предположить, что либо он начисто забыл о своей просьбе, либо не представлял, что из неё может выйти что-то путное, но в любом случае винил в этом молодую подчинённую.

— Это пыль, — с какой-то мрачной, почти злорадной уверенностью сказала она.

— Что пыль?

Татьяна посмотрела на окошко «подозреваемый» на проецируемом трёхмерном экране. Вокруг этого чёрного пустующего прямоугольника, как разбросанный в беспорядке пазл, крутились и снова опадали имена участников и очевидцев происшествия, живых и мёртвых. Суперкомпьютер в ящике письменного стола тяжело пыхтел, пытаясь выстроить причинно-следственные связи и предлагая схемы для одобрения. Поставщики уверяли, что так он обучался, но то ли следователь был не чрезмерно мудрым наставником, то ли департамент снова потратил государственные деньги на малофункциональное старьё. Сменить заторможенный агрегат означало признать ошибку, а этого делать никто не хотел.

— Что за… Какая хотя бы пыль? С астероида, с рубильников?

— Вы не понимаете, — повторила Татьяна с упрямым спокойствием уставшего человека. — Это та же самая пыль.

Следователь раскрыл было рот, но резко развернулся, нажал на один выключатель, щёлкнул вторым и оторопел. В луче проектора безмятежно клубилось серебристое облачко. На несколько минут диалог провис, как летние провода. В крохотной тёмной комнате угрюмого здания в форме бублика — здания с облезлой штукатуркой, с запутанными, словно кубик Рубика наизнанку, коридорами — сидели двое с озадаченными взглядами. Перед ними на сферическом аэроэкране проплывали фотографии погибших: тех, чей мозг не выдержал зрелища съеденных фототрофом проекций, и того, кто не смог договориться с глухонемым прозрачным существом, которое могло ему помочь, и довёл целую расу до самоубийства. Но два человека не смотрели на экран. Взгляды были прикованы к серебристому облачку в луче проектора, но мысли проходили сквозь него и рассеивались в звенящей пустоте.

— А как же процедура, бумаги… Как мы это оформим? — с этим вопросом следователь обратился скорее куда-то в пространство, чем к лаборантке. Татьяна молчала. Объединённая московско-пекинская магистратура по космохимии, очевидно, не учила работать с вопросами межпланетной дипломатии, роевого сознания, живой неорганики и порабощения рас.

— Что дальше? Что мы с этим сделаем? — упорствовал в своей потерянности следователь.

— Соберём до последнего атома и отправим обратно, — неожиданно уверенно произнесла Татьяна почти металлическим голосом. — Оформим как пожизненный домашний арест.

Ашкатов вяло согласился, поднял взгляд на лаборантку и вздрогнул: на секунду ему показалось, что в её зрачках блеснуло серебро.

0
23:23
322
Рубаха
22:36
 Я так и не смог понять – что же так наболело у автора, когда он решил написать этот рассказ. Лично для себя я понял одно – жаль потерянного времени.
Катястрофа
13:55
+1
О, привет, ещё один стрим в группе 24! А если не издеваться, мне показался интересным концепт, где нужно постепенно сопоставить «показания» всех персонажей, чтобы понять, что произошло. Реализация спорная, текст вообще ОЧЕНЬ своеобразный.

Первый персонаж раздражает своей наивным пафосом, лезущим изо всех щелей и игнорированием брёвен в глазу, а потом вдруг умирает, и даже как-то стыдно за свою на него реакцию. Бондаренко, наоборот, простой и понятный мужик. Но вот зачем он про истощение ресурсов сыну рассказывает? Да, вы читателю это хотите сообщить, но сын-то всё знал уже.

Странный образ уборщицы. С одной стороны, у неё много заумных слов в речи. Допустим, она полы в лаборатории моет 35 лет, могла поднабраться. С другой стороны, что ж она тогда вмешивается в работу оборудования своим протиранием пыли, технику безопасности нарушает, раз она такая умная? Автор, вы уж определитесь: если она разбирается в своей работе, то и косячить по-крупному не станет.

Запикивания в отчёте капитана создают ощущение, что автор не умеет материться и пытается выкрутиться из ситуации. Увы, получилось не настолько остроумно, как ему (или ей) хотелось. Но с натяжкой поверить можно, всё-таки начиналось это как официальный отчёт, ругательства могли быть запиканы автоматически.

Диалог Ашкатова и Тани перегружен описаниями действий и деталями, при таких коротких репликах это отвлекает, мешая воспринимать сказанное ими. «Диалог провис, как летние провода», — здесь автор сам себя затроллил, позабавило.

Момент про зрачки напомнил концовки страшилок на ТВ3: зло всё ещё где-то таится, оно может вернуться! Как-то наигранно показалось. Хотя серебристая пыль, справедливости ради, не изображена как аморфное зло. Строго говоря, отрицательных персонажей тут нет. То, что у валюан (или валюанов?) свой очень необычный способ коммуникации и абсолютно безумная философия жизни, а также то, что персонажи друг друга не понимают, я бы скорее отнесла к плюсам. Да, это выносит мозг, но так и должно быть. Инопланетяне, сделанные под копирку с нас, либо просто злые жЫвотные, уже в печёнках.
17:39
Извините за ваши страдания, комментаторы. Я возложила на себя огромную задачу — может быть, не по силам. Но если не пытаться прыгнуть выше головы, зачем вообще отрываться от земли, верно? Не надо говорить, что я не старалась — я очень заморочилась. Но от читателей ожидала слишком многого.

Сложнее всего вам оказалось понять две вещи:
1) у слова «проекции» три смысла (не только почти а-ля стартрековские голограммы экипажа, но и психологические проекции, а также проекции картины мира в головах героев)
2) пыль, возможно, обладает альтернативным разумом и способна на какие-то действия.

А теперь по порядку.

Валюаны. Я хотела создать странных существ с альтернативной моралью, которые ненасилие довели в своей культуре до абсурда. С одной стороны, валюаны даже неразумную форму жизни тронуть боятся, хотят стереть все материальные следы предшественников во имя баланса Вселенной, даже возвращают пыль на астероиды. Но при этом валюан, как монстр Франкенштейна, состоит из частей тел своих предшественников — возможно, даже представителей партии, побеждённой во время переворота в пользу условных «зелёных». А чтобы пыль вернуть, они даже роботов разумных убивали, как он упомянул в финальной речи. И в целом вся его раса такая — а ведь они уверены, что живут по принципам ненасилия и исправляют любой вред, нанесённый предшественниками. Слившись с разумом Бондаренко, валюан и растущая аудитория его трансляции видит себя другими глазами: оказывается, избегая одного вреда, они наносят порой ещё бОльший вред! Значит, не наносить вреда = не существовать, делают вывод валюаны. Все зрители понимают это, а дальше возникает цепная реакция самоубийств.

Про язык и «перевод» трансляции. У валюан нет звукового языка и слуха, вместо слов они используют изображения, а «устно» у них что-то вроде языка жестов при помощи коммуникативных ворсинок. Живут они без атмосферы (или в очень разреженной атмосфере, где передача звука затруднена), поэтому валюан делает несколько ошибок даже в понимании биологии Туманчика, не то что его намерений.

Бондаренко. Самый простой персонаж, оказавшийся перед непростым выбором: попытаться «угнать» тело инопланетянина, чтобы выжить, или рискнуть своей собственной жизнью, вдруг это просто помехи, а с его телом всё норм. То, что капитан говорит — это бортовой журнал, его отчёт, в котором он из-за встречи с пришельцем скатывается на эмоции (вот вам и все запиикивания). Почему этот фрагмент не первый, спрашиваете вы? После слов этого человека 70% событий понятно. Где же тогда будет интрига?

Про уборщицу. Она протирала пыль на рубильниках — этим и отключала Бондаренко. Отсюда — «обмороки» Туманчика, которые возникли из-за потери связи с проекцией. Правда, как мне справедливо указывали, если уборщица в лаборатории давно, даже терминов понахваталась, то она должна знать технику безопасности. А если она необразованная и глупая, то говорить должна иначе. Думаю, тут надо чётче сделать выбор.

Про события. Удивили комментарии, что ничего не произошло. Землянин полетел за ценным минералом, встретил пришельца, команда землянина погибла. Затем землянин, думая, что его тело погибло, хакнул нервную систему пришельца они объединились сознаниями, инопланетянин увидел ужасность своего подхода к жизни с чужой точки зрения и умер в прямом эфире, и вся его раса последовала за ним. Землянин тоже умер. Потом это дело расследуют. И это только то, что прям совсем прямым текстом.

Как это понять? В рассказе не просто так сделано практически всё — СПГС торжествует. Время прихода уборщицы на смену и время отключения Бондаренко и его команды указано неспроста. Можно увидеть, что уборщица пришла раньше отключения команды, так что она не виновна. Почему сам Бондаренко умер, в тексте сказано — попытался перескочить сознанием в тело валюана, и их обоих заклинило. А вот команда от простого отключения могла бы выжить, ведь с Землей ничего не случилось. На самом деле их проекции съел валюан-фототроф, то есть питающийся светом (не зря он жаловался на грязные спектры), а они умерли от шока. Один человек из судивших это понял, кстати. В конце, в части с диалогом следователя и лаборантки, это упомянуто прямо, но вскользь. Кстати, этот диалог и был добавлен позднее для разъяснений: никто не понимал, что случилось с командой. Настолько глубоко не понимает валюан капитана, что при всей своей видимой невинности и безобидности (и наивном героическом пафосе — несколько смешном для такой, казалось бы, бессмысленной миссии) он оказывается неожиданно жесток. Капитан, в свою очередь, тоже.

Некоторые отсылки:
Поскольку язык валюан не звуковой, а жестовый, условные обозначения придумывались людьми постфактум при составлении «перевода», так что тут

«Валюаны» — с одной стороны, от английского values в обычном понимании (ценности), с другой — как второй перевод (частицы ценного металла в руде)

«Ретурниане» — от английского return

Ис Фет (от Исфет) и маатий (от Маат)— египетские отсылки: валюан ведёт себя почти как энтропия, их цивилизация готова даже живое разобрать на запчасти, чтобы вернуть их на далекие астероиды. В каком-то смысле он создаёт хаос для прибывших на астероид людей.

Ну а Маат, наоборот, олицетворяет миропорядок и законность. Наверное, сложнее всего понять то, что пыль на астероиде действует как самостоятельный герой, так как она является неизвестной формой жизни с роевым сознанием, которая во всей этой истории хочет домой (!).

Можно развить эту мысль и предположить, что именно пыль как-то незаметно подтолкнула валюан к радикальной смене мировоззрения. Валюаны частично догадываются об этом, даже чтят пыль как-то по-особенному, у них неспроста есть философские объяснения про важность каждого в такой, казалось бы, тривиальной задаче.

Мне показалось забавным описать происходящее с точки зрения инопланетянина. Я вообще люблю нестандартные точки зрения. Но это, конечно, НЕ ИДЕЯ, это приём реализации, в классической фантастике не очень распространённый, но использованный ещё Булгаковым в «Собачьем сердце».

Идея в другом. Как концепт я скорее представляла пещеру Платона с тенями или притчу про слепых, которые на ощупь описывают друг другу слона и спорят о нём, не в силах увидеть его целиком. Роль слона тут играет в широком смысле Вселенная, в узком — маатиевая пыль. Каждый из значимых героев (валюан, капитан, уборщица) имеет свою картину мира, приписывает окружающих понятные им мотивы и навешивает психологические проекции, и вот они все вместе смотрят на пыль и друг на друга, но видят совсем разное. Что характерно, каждый из них в чём-то прав. Даже уборщица (воплощение всех шуток про комплекс уборщицы): она понимает, что валюан их съел! Капитан мне виделся представителем цивилизации всего на ступень раньше цивилизации валюан, которые тоже не сразу пришли к возобновлению ресурсов. Поэтому их конфликт немножко напоминает спор поколения Z (с ними блогерских параллелей можно найти достаточно) и поколения их родителей. В данном случае — несколько циничного, но зато более практичного, ориентированного на выживание благодаря экстенсивному использованию ресурсов. Из-за возраста или ещё из-за чего-то мне самой был понятнее валюан, чем Бондаренко. Поэтому точка зрения не так удалась.

Резко отрицательных/положительных персонажей тут нет, все они с плюсами и недостатками. При желании это можно считать отсылкой и к позиции психотерапевтов на этот счёт, и к рассуждениям Толстого про плохих и хороших людей в давно прочитанном «Воскресении». Каждый из них в чём-то ошибается, каждый в какой-то момент может быть глуп и смешон в наших глазах, потому что утрировано проецирует своё мировоззрение на других. Но злодеев для этого сюжета и не нужно, трагедия сложилась из халатности и мелочей.

Почему я не написала всё напрямую? Мне хотелось экспериментов и интерактивности. Собственно, читателю достаются три основных проекции на плоскости: с точки зрения капитана, с точки зрения валюана и с точки зрения уборщицы. Из трёх проекций можно собрать некую объёмную фигуру, более-менее объективную картину событий. В идеале читатель догадывается, что пыль себе на уме, хотя участникам этой истории катастрофическое непонимание мешает это сделать. Мне кажется красивым то, как эта идея перекликается с такой формой реализации.

В общем, я написала то, что мне классно было бы читать самой — сложный пазл, который надо собрать, без морали открытым текстом (которая унижает читателя, как будто автор посчитал его заранее тупым и разжевал — поэтому это не принято ни в качественной журналистике, ни в нормальной современной литературе). Многие научные термины и явления уже существуют, я не просто всё выдумала, чтоб вас измучать. Я знала, что этот текст не всем зайдёт, но предполагала, что цепочку событий восстановить легко (не считая пыли), если читать не по диагонали. В этом, как я поняла, была моя главная ошибка.
18:29
+1
про то, что пыль является каким-то собственным организмом намек я видела, но он был насколько неявный в самом конце, что его было маловато) понятное дело, сам инопланетянин тоже мог намекнуть на это (когда развеивал другого), но это мне скорее напомнило развеивание мертвого праха, т.е. ничем живым это быть не могло, по представлению)
Вы, смотрю, очень ответственно отнеслись к расскажу) мне кажется, в задуманной Вами идее следовало написать побольше — возможно даже вне рамок конкурсного объема — тогда бы и инопланетяне были бы более понятными, и вообще раз тема такая продуманная, то можно было бы без прямых объяснений (одними фактами/зацепками) привести читателя к пониманию рассказал. Из того, что есть, для меня — слишком мало подсказок и деталей, не смогла сложить вот эту всю полную картину в едино, возможно, и само изложение в этом несколько мешало (примем описания от лица инопланетянина интересный, но он настолько эмоционален (ИМХО), что мне трудно было вчитываться в его часть).
И все же, этот рассказ много лучше других в группе, вы не расстраивайтесь, всегда будут те, котоырм не нравится жанр/стиль/сюжет)
01:03
+1
Думал, меня никто не переплюнет в длине комментариев. Как же я ошибался. комментарий объёмней самого рассказа раз в шесть и надо было данный конспект включить в него. Хотя он и не объясняет кучи ляпов. Например, вот этот:

Я рассказываю об этом сейчас, потому что до начала экспедиции проект был засекречен. Когда я вернусь, эта запись станет общедоступной.

На астероид отправлялся зонд Tsiolkovsky под солнечными парусами, а команда людей оставалась на Земле, в капсулах, подключенная к центру управления со сверхсветовым ретранслятором. Все работы должны были выполнять особые голограммы.

Какой смысл записывать секретное видеообращение заранее, ведь Дмитрий находится на Земле и ему ничего не угрожает? Через семь лет очнулся бы и всё сыну рассказал сам. Тем более. что миссия секретная и есть вероятность, что любая лишняя инфа может попасть у руки журналистов. Димитрия же потом лишат премии за утечку информации.

Если люди управляют голограммами с Земли, то как проекция Дмитрия Бондаренко на астероиде может самостоятельно действовать при отсутствии канала связи? Нет связи — нет управления.

Для чего вообще держать людей в капсулах семь лет во время полёта, если они при этом никакой работы не производят? Пусть бы занимались своими делами, калымили, таксовали, а ближе к подлёту уже и подключились.

Надеюсь на твой развёрнутый ответ ещё на шесть страниц. )
12:40
Ого, всё гораздо сложнее, чем казалось… Спасибо, что пояснили, нечасто рассказы оказываются с такими интересными загадками.
Анастасия Шадрина

Достойные внимания