Автобус в никуда

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Дмитрий Федорович
Автобус в никуда
Текст:

Ночной Город всегда отстранённо холоден – здесь я употребляю «холоден» в смысле безразличия. Город холоден, хоть иногда и кажется, будто он заигрывает с тобой, щедро рассыпая свои огни – словно тут и там в накинутой на плечи хламиде мрака мелькают досадные прорехи. Город холоден – и согреть его нельзя даже самыми отчаянными способами: ни выпивкой, ни продажной женской лаской.

Город жесток. Упаси тебя боги раскрыться, сократить дистанцию, понадеявшись на кажущееся сочувствие! Тем больнее будет укус, ужаление в самую душу. И это вовсе не потому, что кто-то тебя так уж ненавидит – нет, просто ты безразличен городу, настолько безразличен, что замечать твои беды и горести он попросту не желает, а посмеяться над ними… Что ж, отчего бы и не посмеяться? Если бы Город был живым – а иногда мне кажется, что он всё-таки жив своей странной и до омерзения чуждой жизнью – если бы он был жив, то, верно, в глубине своей чудовищной сущности изумился бы, узнав, что какая-то человеческая букашка надеется на понимание или хочет выглядеть личностью в его глазах… Впрочем, нет ведь у него глаз! – или всё же есть? И все эти бесчисленные чёрные провалы равнодушных окон, вычурность надменных витрин, презрительно полуприкрытые веки троллейбусов и безумные зрачки автомобильных фар и есть его глаза. Иногда мне кажется, что Город пристально вглядывается в наши жизни миллионами своих безжалостных и отстранённых… глаз? Всё же – глаз? Не знаю. Так чуждо может смотреть насекомое на камень, который нельзя съесть.

Это не просто слова. Случись что – и неосторожный канет в ночи без звука, без воспоминания, словно никогда и не было его на свете, а Город будет продолжать жить своей бесконечной жизнью.

Город стоит на останках своих жителей. Вереницы неизвестных тянутся по его улицам, чтобы в конце жизни приложиться к тем, кто был до них. Он силён тем, что нас в нём – миллионы, и исчезновение одной-двух песчинок из этой исполинской горы никак не скажется на самой горе, и она будет всё так же возвышаться безликой чёрной громадой.

Мерой защиты человека является полное неприятие сущности Города, недопущение ума к осознанию его страшного закона – словно дети, с головой закрывающиеся от буки одеялом, мы пытаемся убедить самих себя в том, что ничего этого нет, что всё совершающееся совершается словно бы и не с нами, что вот сейчас мы закроем последнюю страницу, и злые разбойники и жуткие чудовища останутся за обложкой, а нас напоят тёплым молоком и, поцеловав в лобик, положат спать.

Именно поэтому в недрах Города, в его искажённом сознании неотвратимо появляются свои странные мифы и легенды. Кто первый роняет мысль, кто развивает её? Сколько подобных искорок-мыслей погасло, не найдя понимания? И сколько ещё погаснет?

Но то миросознание, которое находит отклик в обожжённых Городом душах, даёт иногда удивительные результаты. Я говорю сейчас про легенду о призрачном автобусе, который якобы время от времени появляется на ночных улицах. Садящиеся в него никогда более не появляются в Городе, и сама память о них неуловимым образом быстро исчезает, словно и не бывало никогда такого человека… Все попытки задержать или хотя бы сфотографировать таинственный автобус неизменно оканчивались неудачей, хотя любой мало-мальски осведомлённый в городских сплетнях без запинки перечислит вам его приметы: цвет серебристо-серый, большие тонированные стёкла, внутри свет, неяркий, такой, что только-только видны силуэты сидящих на креслах пассажиров.

В чём-то этот случай сродни легенде о летучем голландце, только трансформировавшейся под гибельные условия Города. И антитезой звучит предположение, что пассажиры автобуса увозятся в какую-то иную жизнь, радостнее и совершеннее здешней – хотя, по здравом размышлении, никаких предпосылок к такому утверждению нет. Просто у человека есть свойство – надеяться на лучшее несмотря ни на что.

Поговаривают, что каждый из жителей Города один раз в жизни должен увидеть этот автобус. И решить, войти в него или же уйти прочь.

-

– … нет, старик, что ни говори, а доказательств этому никаких нет, – опуская усы в пивную пену, возразил собеседнику Син-Бад.

– А доказательств и быть не может! – задумчиво отозвался Джи, рассматривая свою кружку на просвет. Мелкие пузырьки росли, поднимались от самого дна и гибли в скопище себе подобных. – Мы с тобой прекрасно понимаем, что все наши построения основаны на голой логике с минимумом допущений. Нет фактического материала, и это само по себе уже является примечательным фактом, из которого можно сделать вывод, что ТАМ не так уж и плохо, а скорее даже хорошо, иначе хоть кто-нибудь да ухитрился бы вырваться обратно…

– Или наоборот, – хладнокровно парировал Син-Бад. – ТАМ плохо настолько, что люди гибнут, не успевая и подумать о возвращении. Рассуждая чисто теоретически: если кому-то надо, чтоб ТУДА поступал… э-э-э… некий контингент – или, правильнее даже сказать, материал – то логично предположить, что этот кто-то в этом каким-то образом заинтересован. А поскольку в природе альтруизм отсутствует, так что я скорее вижу на другом конце кровожадное чудовище, пожирающее доверчивых простачков.

– Э-э-э, нет, не согласен. Неверна сама посылка: природа ни в коем случае не злонамеренна. Допустим, ей чужда сентиментальность, но прогресс идёт по пути развития материи в жизнь, и далее в личность, и после самоосознания личности – по пути появления морали, и это тоже факт! И чем личность совершеннее, тем неприемлемее ей собственное развитие за счет ущемления других.

– Чушь, – покачал бритой головой Син-Бад. – И ты сам это прекрасно знаешь. Развитие, ущемление… Дай хоть один пример! А? То-то! Если кошка поймает воробья, она его съест. В ста случаях из ста. Или ты скажешь, она ему зёрнышек насыплет и поможет тёпленькое гнёздышко свить?

Син-Бад победно осушил кружку и потянулся за следующей.

– Так что в добреньких дядей я не верю, – заключил он. – И ты не веришь, я-то тебя как облупленного знаю, дружище…

Это было правдой. Джи и Син-Бад дружили с очень давних пор, с прекрасных и давно прошедших студенческих лет, когда весь мир казался лежащей у ног горкой трофеев, девушки были прекрасны и благосклонны, а будущее представлялось чередой блистательных успехов… О, святая наивность юности, не отягчённая ни семьёю, ни боязнью случайно повредить положению в обществе! С тех пор прошло много лет, но и Джи, и Син-Бад дорожили дружбой и время от времени встречались вот так, запросто, несмотря на то, что у каждого своя жизнь, свой круг общения и интересы. И тогда они были друг для друга просто Джи и Син-Бадом – так звучали их давние студенческие прозвища.

Джи был романтиком – именно был, потому что Город безжалостно вытравил из его души все прежние мечтания и грёзы. Остались в прошлом стихи – а писал он их в своё время много и жадно, и вроде бы получалось весьма недурно, потому что даже признанный скептик Син-Бад позволял иногда себе снисходительно хвалить написанное.

Жизнь круто обошлась с Джи. После женитьбы и рождения близнецов как-то само собой получилось, что времени на литературу стало оставаться всё меньше и меньше, а там умерли родители, один за другим. Денег не хватало – и он был вынужден подрабатывать, прихватывая выходные и праздники. Аспирантуру пришлось оставить. Любимая жена всё чаще намекала, что совершила ошибку, выйдя за него замуж… Джи прекрасно понимал, что все эти её срывы – от безысходности, но, случалось, не сдержавшись, тоже мог наговорить в ответ обидных слов. Взаимные обиды заживали долго, заявляя о себе колючими шипами воспоминаний. Короче, налицо был весь стандартный набор неудачника.

Син-Бад тоже не мог похвалиться особым везением в семейной жизни. Правда, характер у него был более крут – а может, эгоистичен – так что, когда жена Син-Бада в свою очередь заявила, что достойна лучшей жизни, он расстался с ней быстро и решительно, как хирург, отсекающий безнадёжно больную конечность. Никто никогда не услышал от него ни слова жалобы, и у окружающих сложилось впечатление (Джи-то знал – ошибочное), что Син-Бад холодный и циничный самолюб.

– Добро должно торжествовать не реже чем зло, – подумав, сказал Джи. – В силу природного равновесия. И если ЗДЕСЬ, допустим, зло преобладает, то должно же быть место, где всё наоборот?!

– Не обязательно, – отозвался Син-Бад. – И потом, что это за категории – зло, добро? Конкретный поступок может быть оценен только по отношению к кому или чему-либо. Общество казнит преступника – благо это или нет? Это с чьей стороны смотреть, я бы сказал.

– Я говорю про абстрактные категории, – возразил Джи, сосредоточенно сдувая пену. – Про то, о чём любой может не задумываясь дать своё заключение. Ты просто знаешь, что это вот – хорошо, а это – плохо. Интуиция. Внутренний голос. Совесть. Божественное откровение, если хочешь. Называй как знаешь, но такая внутренняя шкала есть у каждого. И приобретает конкретику она, реализуясь в виде поступка…

– Кто-кто чего-то там приобретает?!

– Абстракция. Чистое добро или зло. Проявляется действием.

– Чистое, нечистое... Ерунда всё это. Пей лучше пиво, а то газ весь выйдет.

Джи сделал длинный глоток и вздохнул.

– А я бы уехал, – вдруг сказал он, – честное слово!

– Так в чём же дело? – невесело усмехнулся Син-Бад. – Скатертью дорога. Только врёшь ты всё. Никуда ты отсюда не рыпнешься. У тебя – жена, дети… Это если бы у тебя, допустим, память пропала, как в мексиканском сериале – тогда ещё может быть, а так – не решишься, духу не хватит. Слишком уж ты правильный… И я не решусь, – вдруг добавил он. – И потом, кому мы там нужны, со своими дурацкими комплексами! Зло, добро...

– Если бы добро – да сразу всем... – начал Джи.

– Так не бывает – отрезал Син-Бад. – Люди – это стадо. Или даже нет, это броуновские частицы. У них не может быть единой цели – по крайней мере, на хоть какое-нибудь длительное время. Это уж я не знаю, кем нужно быть, чтобы заставить их иметь общую цель!

– Почему же. История знает примеры. Вот, скажем, Гитлер…

– Что Гитлер?! Он же объединил не всю нацию, а только часть нации, пусть даже большую, и потом, хорошо же было это объединение – всё равно каждый за себя… Да не объединитель это, а наоборот: он же противопоставил немцев всему остальному миру – а по-другому бы не смог, да и никто бы не смог. Запомни: для объединения необходим враг, это аксиома. Вот против врага объединиться – это пожалуйста, это я понимаю.

– Почему обязательно враг? Может быть, опять-таки, просто единая цель.

– А что такое цель? Вот у нас чего-то нет, а нам этого хочется. Это наше недовольство существующим положением – а что, скажешь, такая жизнь не враг? Самый настоящий враг, только не персонифицированный. И когда мы добиваемся, чего хотим, мы этого врага сокрушаем… Впрочем, как правило, не добиваемся и не сокрушаем, – Син-Бад криво усмехнулся и замолчал, глядя поверх головы Джи в тёмное окно.

На город падали сумерки. Зажигались фонари и фонарики, в оконных стеклах то и дело взблёскивали фары перемещавшихся в безликом пространстве города автомобилей. Начинал накрапывать дождь, и мечущиеся их лучи рассыпались искрами, изламываясь в каждой отдельной капле. Но здесь, в баре, было сухо, тепло и уютно. Уходить отсюда в темноту и дождь не хотелось, и Джи, подозвав официанта, заказал ещё две кружки.

– Если не удаётся изменить обстоятельства под себя, приходится изменять себя под обстоятельства, – сказал он, развивая промелькнувшую в сознании мысль. – Второе, к сожалению, случается гораздо чаще. Поэтому Автобус вечен. Всегда найдутся слабые и обиженные, готовые рискнуть. Здесь им терять нечего. А там…

– Да нет никакого там! Я, брат, убеждённый атеист, и ты ко мне с поповскими бреднями не лезь.

– Автобус – не бредни. Он существует. Против этого, надеюсь, ты возражать не станешь?

– Буду. Где факты? Факты мне подавай! А то одни домыслы. Я лично его не видел!

– Ну, Гитлера ты тоже не видел. Так что, его не было?

– Был. Гитлер – был. Он, дружище, сумел повлиять на историю, и плоды этого влияния может увидеть каждый.

– Так влияние Автобуса на людей…

– Да пусть даже твой Автобус и существует! Где-то там в эмпиреях. Это ещё ничего не доказывает. Может, это шайка какая-нибудь людей похищает!

– Какая шайка? Для чего?

– Откуда я знаю?! Может, на органы для пересадки. Может, собачий корм из них делает. Или марсианам рабов продаёт.

– А почему его никак задержать не могут?

– Ха! Да стражам нашим доблестным отслюнивают столько, что хоть на бронепоезде катайся, никто тебя и пальцем не тронет.

Джи озадаченно замолчал. Нигилизм Син-Бада возрастал с каждым глотком, и спорить становилось практически невозможно. Он видел, что друг его, что называется, закусил удила и теперь никакие доводы на него не подействуют. Но всё-таки Джи чувствовал определённую натяжку в рассуждениях своего оппонента, только никак не мог правильно сформулировать возражения. Голова была тяжёлой, словно всё выпитое пиво аккумулировалось именно там, и соображалось поэтому медленно. Почти всегда он мог найти убийственные аргументы и буквально размазывал Син-Бадовскую логику по столу – но позже, когда возможность для спора бывала уже упущена. Более того, эти возражения – если даже они поспевали вовремя – представлялись неотразимо убедительными лишь для него самого, а на Син-Бада не производили ни малейшего воздействия: была в том неимоверная ослиная упёртость и какая-то фантастическая вера в собственную непогрешимость.

Всё же Джи сделал ещё одну попытку:

– А если бы ты сам встретил Автобус – как, рискнул бы?

– Не знаю, – тяжело ворочая головой, ответил Син-Бад. – Не знаю, брат...

В душе Джи победно прозвенели фанфары: вот оно, нащупана критическая точка! Теперь спор пойдёт по другому пути! Но Син-Бад, всё так же качая головой, продолжал:

– Не знаю, брат, за кого ты меня принимаешь... Ты же не дурак. Не заставляй меня думать о тебе плохо... Нет никакого Автобуса! То есть, он есть – если тебе так угодно – как есть главный выигрыш в лотерее. Может быть, его кто-то когда-нибудь выиграет, но твои конкретные шансы – ноль.

– Не спорю, шансы малы, но от нуля всё же отличны!

– Ещё раз повторяю – ноль! Примерно так же, как если бы эта пустая кружка вдруг стала полной. Теоретически возможно, что нужные атомы и молекулы вдруг сгруппируются нужным образом в нужном месте… Да брось ты, сам же знаешь, такого не будет ни-ког-да. И давай закончим на этом...

Джи шёл домой. Как-то незаметно он прошёл почти полпути. Всё-таки они с Син-Бадом сегодня прилично накачались.

Почему жизнь сложилась так, как она сложилась? С каждым годом гайки поджимаются всё туже и туже. Конечно, очень сильно влияет то, что изменяется сам мир вокруг. Раньше всё было как-то надёжнее и определённее, а теперь… Хотя, с другой стороны, при взрослении (в понимании Джи взросление шло независимо от возраста, всё время до самой смерти) – так вот, с каждым годом человек кладёт на свои плечи всё больший и больший груз. Хочет он того или нет. И не каждый выдерживает, да и тем, кто держит, такая ноша радости не прибавляет. И когда сломавшийся падает, на оставшихся распределяется вес, приходившийся ранее на него, и нет исключений из этого правила. Так может, плюнуть и не забивать себе голову, раз от тебя в этом смысле ничего не зависит?

Джи помотал головой, отгоняя толкущиеся на одном месте мысли. Проще нужно относиться ко всему. Наверное. Только как же проще, когда уже один раз осознал проблему, а теперь забыть не получится. Впрочем, а почему – проблему? Это реальность жизни, с этим и нужно жить. Придётся.

Глупцы думают, что мысли – это только мысли. Умные тоже на это надеются. Но я же не просил, от меня это не зависело – родиться или не родиться в этом мире. И кто виноват? Родители? Или никто не виноват? Наверное, никто: бесполезно искать причину в случайности. Или не случайности? Тогда зачем этому кому-то моя жизнь, моё существование здесь, на этой планете, в этой вселенной?

Син-Бад добавил бы: и с этим пивом в животе. Потом, важно помолчав, объявил бы это пиво смыслом жизни. А что, с него станется. Самое удивительное, что и аргументов-то, чтобы опровергнуть эту бредятину, нет, да и быть не может. Если всё случайно, то всё и бессмысленно, в том числе все и всяческие аргументы…

Джи почувствовал, что запутался. И ещё почувствовал, что природа властно разрешает его от сумбура мыслей: перед ним вставала вполне конкретная и неотложная проблема. Правильно, пиво – это мочегонное, и избыток жидкости должен быть удалён из организма. Причём немедленно.

Джи заторопился, впрочем, понимая, что домой всё равно не успеть. Ускоряя шаги, он свернул в первую попавшуюся подворотню, благо, что во дворе было темно: то ли в фонаре перегорела лампочка, то ли его, фонаря этого, никогда во дворе и не было.

Сказать, что Джи мучила совесть – было бы неправдой. Конечно, он крайне отрицательно относился к паскудникам, гадящим… Да в общем, везде, где можно, гадящим. Однажды он и сам пинками выгнал из своего подъезда пристроившегося там было пописать юнца. Но, во-первых, сам-то он в подъезд сейчас не подался, пристроился за кустом сирени, во-вторых, начинался дождь, который должен был если не смыть, то замаскировать следы преступления, а в-третьих, не до рассуждений ему было. Кто сам пивко пивал – поймёт и простит…

Автобус он увидел, как только обернулся. Как и следовало из рассказов, был он серебрист (хоть почти и не было освещения, далеко висел фонарь, но это-то заметно было), по затемнённым стёклам сползали капли, и ничего за стёклами было не разобрать. Вроде бы виднелись какие-то силуэты, а может, и нет.

Была в нём какая-то лёгкая стремительность, говорившая о незаурядном таланте и классе автодизайнеров, сумевших добиться эффекта, когда даже неподвижная машина, кажется, вот-вот умчится вперёд. Чуть рокотал мотор, даже с еле слышным присвистом, и входная дверь, легко скользнув в сторону, открыла сухое и тёмное пространство – Джи видел, как водитель, в бейсболке и голубой джинсовой жилетке, повернул к нему голову и вопросительно смотрит на него.

Джи нерешительно подошёл к двери и взялся за поручень. Тысячи вопросов, перебивая друг друга, метались у него на языке, но ни один не в силах был вылиться наружу. Шофёр нетерпеливо мотнул головой – мол, садись давай, нечего время терять – и подвинул рукоятку рычага переключения передач. Мотор еле слышно взвыл, но не противно, а даже как-то музыкально, но Джи, внезапно чего-то испугавшись, отступил на шаг и отрицательно покачал головой. Водитель пожал плечами и, потеряв интерес к пассажиру, нажал кнопку на приборном щитке. Дверь скользнула на место, и автобус, поворачиваясь лоснящейся тушей, стал осторожно втискиваться в арку подворотни. Всхрапнув выхлопом, он исчез в сумраке, и лишь отражающиеся от кирпичной кладки звуки свидетельствовали о том, что автобус благополучно вывернул на улицу и удаляется, чтобы навсегда исчезнуть из жизни Джи – исчезнуть среди мороси и темноты надвигающейся ночи.

Джи стоял, неподвижно опустив руки. Показалось ему или нет – но было у него стойкое ощущение, что в самый последний момент в заднем стекле мелькнуло лицо Син-Бада.

Потом он шёл домой под уже вполне оформившимся дождём, не обращая внимания на то, что промокли туфли и вода неприятно затекает за воротник. Лицо его было напряжённо и строго. Джи думал. Ему нужно было обязательно достроить логическую цепочку и непременно убедиться в том, что он поступил правильно. И в то же время Джи знал, что никогда ему этого не удастся.

Как, впрочем, и убедить себя в обратном.

+8
08:00
1889
21:47
+3
будто он заигрывает с тобой, щедро рассыпая свои огни
ни продажной женской лаской. crazyа продажной мужской?
город то с большой, то с маленькой — определитесь
Если бы Город был живым – а иногда мне кажется, что он всё-таки жив своей странной и до омерзения чуждой жизнью – если бы он был жив, то, верно, в глубине своей чудовищной сущности изумился бы, узнав, что какая-то человеческая букашка надеется на понимание или хочет выглядеть личностью в его глазах…
онозмов многовато
своизмов тоже много
Вереницы неизвестных тянутся по его улицам, чтобы в конце жизни приложиться к тем, кто был до них.
словно дети, с головой закрывающиеся от буки одеялом, мы пытаемся убедить самих себя в том, что ничего этого нет, что всё совершающееся совершается словно бы и не с нами, что вот сейчас мы закроем последнюю страницу, и злые разбойники и жуткие чудовища останутся за обложкой, а нас напоят тёплым молоком и, поцеловав в лобик, положат спать.
совершающееся совершается — не айс
Я говорю сейчас про легенду о призрачном автобусе, который якобы время от времени появляетсяЮЩЕМСЯ на ночных улицах. итак, которизм имеем. Тота ждем?
силуэты сидящих на креслах пассажиров могли быть видны силуэты сидящих на полу?
этозмы
– … нет, старик, что ни говори, а доказательств этому никаких нет, – опуская усы в пивную пену, возразил собеседнику Син-Бад.
– А доказательств и быть не может! – задумчиво отозвался Джи, рассматривая свою кружку на просвет.
что этот кто-то в этом этот / в этом
Добро должно торжествовать не реже зпт
– Не обязательно, – отозвался Син-Бад. –
громоздко, сумбурно, не оформлено до конца
22:04
+1
Спасибо за выловленных блох! Править текст буду после прожарки. С многими блохами согласен, с некоторыми — нет, некоторые замечания не приемлю. Например: "силуэты сидящих на креслах пассажиров могли быть видны силуэты сидящих на полу?" — тут я, извратившись, могу спросить: а сидящих на крыше (ведь на крыше сидеть так же абсурдно, как и на полу)? Мне кажется, излишняя придирка. А вообще — благодарен за тщательную работу. Есть над чем подумать, есть что улучшить.
Жду: сейчас мне ещё накидают камней в огород!
22:22
+2

По тексту всё супер thumbsup
Разве что (как мне кажется) не хватает кульминации: отголоском чего является автобус? Ответом на проблемы болячек города? Загробной колесницей? Апогеем (геем jokingly) спора друзей?
Мож чё-то упустил, но не понял — что именно отражает тонированный призрак общественной буханки((
00:24
+1
Я специально не конкретизировал, что такое автобус. Это своего рода символ, за которым каждый видит что-то своё. Надо ж читателя заставить поразмыслить? eyes
23:50
+1
«Тем больнее будет укус, ужаление (есть такое слово? Прикольно!) в самую душу».
" О, святая наивность юности, не отягчённая ни семьёю (семьёй — лучше), ни боязнью случайно повредить положению в обществе!
Хороший рассказ! И повествование понравилось, неспешное, с чувством, с толком, с расстановкой. Приятная манера.
Автору спасибо!
00:21
+1
Спасибо читающим! А «ужаление» я сам придумал, не зная, есть оно или нет.
04:02
+2
ещё один Город, и тоже не больно-то хороший для жизни…

"… нас напоят тёплым молоком и, поцеловав в лобик, положат спать" — не «уложат»?

"… войти в него или же уйти прочь". Или остаться на остановке дожидаться порядочной маршрутки. Если вам ехать, ни в какой «прочь» вы пёхом не попрётесь. И вааще, эта ниправельный транспорт — лазаить, панимаити ли, по подворотням и дворам, куда человек отлить принорился, и ваще непонятно, какой его номер. «Вы ушли с маршрута». Отследят по Глонассу и накладут по шеям ответственному перевозчику регулярного маршрута пассажирских перевозок за такие завитушки отклонений от утверждённой схемы движения.
А приличному летучему голландцу не пристало иметь внутри себя обыденного джинсобейсболочного водилу, резко снижающего зловещий градус. Ваще и шоферюга-то какой-то левый — чего он там не в дело передачи тыркает?!

«А поскольку в природе альтруизм отсутствует, так что я скорее вижу на другом конце кровожадное чудовище...». Наверное, «поскольку,.… то», а не «так что»?

«На город падали сумерки». Город на экваторе? на наши города сумерки наползают нудно-затянуто-замедленно, а падение, оно процесс фсёшки стремительный.

"– Да нет никакого там!" — а таму мошть кавычики нужны? и «да нет» малость смешит, как в анекдоте про иностранца, сетующего на парадоксы русского языка. «Да нету никакого „там“!»

«Да стражам нашим доблестным отслюнивают столько...» — «отслюнявливают»?

«Он видел, что друг его, что называется, закусил удила,_ и теперь никакие доводы на него не подействуют»" — вроде бы запятушка просится.

«Да в общем, везде,_ где можно,_ гадящим» — а без этих вроде и обойтись бы. И продолжень напрашивается: "… и где нельзя". «Везде где можно» вообще-то отсутствует у Розенталя в списке неразложимых по смыслу выражений, а зря.

"… сухое и тёмное пространство – Джи видел, как водитель, в бейсболке и голубой джинсовой жилетке, повернул к нему голову и вопросительно смотрит на него " — ну вот как?.. как удаётся в темноте развидеть это всё?! блин, вплоть до вопросительности во взгляде…

«Джи стоял, неподвижно опустив руки.» Препинаки не перепрыгнула? «стоял неподвижно, опустив руки»?

И опять эти фокусы — какое, нафик, мелькнувшее лицо, когда до того ваще и силуэты-то насилу проглядывали — то ли были, то ли не. Блин, фантастика.

Пить надо меньше. Или уж больше, штоп с пива так не развозило… jokingly

09:00
+1
Всегда логичность повествования ценю выше наличия/отсутствия знаков препинания (если уж не совсем невпроворот ошибок). И сам на эти же грабли! Пойду посыпать голову пеплом и допивать пиво… drink
09:00 (отредактировано)
+1
Конечно, написано довольно поэтично. Красивая легенда, не поспоришь.
Но!
Текст чересчур перегружен пафосными философскими размышлениями. Прямые слова «от автора» мне показались излишни и назидательны, иногда просто смешны. «Пиво — это мочегонное..». Ну что ж это такое?.. Утверждение «мерой защиты...»- прямой посыл к психиатру. При таком раскладе в Городе должны проживать стопроцентно психически больные люди. Но тогда и Город не сможет существовать.
Герои ходульны и нереальны. От «Син-бадов» жены не уходят, скорее поверишь в обратное. «Жизнь круто обошлась с Джи». В чем «крутизна»? В рождении близнецов? Судя по тексту, герои вполне среднестатистически благополучны. Никакого «стандартного набора неудачника» нет.
Самое главное — нет логической обоснованности поступков героев. Им не веришь, в них не веришь. «Абстракция», если говорить словами одного из них.
Как -то так.
Хотя чую, стихотворение на тему «летучего автобуса» у Вас получилось бы шикарное.
11:58
+2
А вот это уже пострашнее знаков препинания и даже нарушения логичности. Тут претензия к самой идее: такой город и такие жители принципиально существовать не могут. То есть — автор построил фата-моргану, не удосужившись привязать её к реальности.
Укор принимаю, как принимаю все иные укоры, с какой бы позиции они ни исходили. В своё оправдание могу лишь заметить, что сама идея автобуса — нереальна, и таким образом весь рассказ, на ней построенный, относится к т.н. городскому фэнтези, что по своей сути не является реальностью. Конечно, я мог бы стать в позу «а я так вижу», но такая точка зрения неблагодарна: зачем тогда выставляться и подставляться, если пренебрегать мнением критиков? Короче, надо мне подумать и над этим. И внутренне согласиться или не согласиться.
Утешает то, что мои поэтические «дарования» котируются выше прозаических… В принципе, нет ничего невозможного в том, чтобы писать рассказы в рифму. Благодарю за отзыв!
14:02 (отредактировано)
Не совсем так.
Просто Город и жителей необходимо привести к общему знаменателю. Или сюр, или фантастика, или рассказ " с элементами".
Да, почему «дарования» в кавычках.? Вы действительно поэт.
12:57
+1
Немного затянуто.
13:32 (отредактировано)
+2
Сначала долгие насыщенные метафорами измышления о чём-то, что называется ГОРОД, потом претендующий на философию диалог за кружкой пива, вслед — естественное желание «отлить» и забыть всё, что было сказано (ведь завтра на работу в ГОРОДЕ). Последнее, пожалуй, — единственное действие в рассказе. Было бы лучше, если бы Джи всё-таки сел в этот автобус и вместе с Син-Бадом разобрался, ч то к чему. Было бы намного круче и интересней.
23:58
+1
Было бы лучше, если бы Джи всё-таки сел в этот автобус

Не думаю, что было бы лучше. Я специально ничего не объяснил про автобус, чтобы создать интригу. А вот «разоблачение» этого фокуса (как на сеансе Воланда) могло превратить рассказ в дешёвый фарс. ИМХО.
16:02 (отредактировано)
+3
Двоякое сложилось впечатление о произведении.
Есть над чем поразмыслить. Правда, этих идей для размышления напихано слишком много в произведение такого размера.
По сути, 90% описательной части с философскими мыслями.
В итоге читается тяжеловато, сюжетная линия как таковая «стоит».

Лично моё мнение, чтобы произведение легче читалось, стоит побольше разбавить всё действием.
Посудите сами. Всё действие данного произведение начинается в баре за распитием пива и заканчивается на выходе из бара и встречей с автобусом.
Соглашусь с Вами. Действительно в начале много философии, а сюжет в середине начинается.
Хотя мысль мне понравилась про таинственный автобус большого города. Ведь если ночью походить по любому городу, ни то привидится.
00:00
+1
Действие бывает разным. Не всегда нужны погоня и стрельба (выразился так чисто для примера). Шевелить мозгами — тоже вид деятельности, не так ли?
02:35
+1
Рассказ длинный и тяжелый своей безысходностью. Страшный Город, который «стоит на останках своих жителей». И, вроде бы есть возможность сбежать, но неизвестность также страшна… Да и не охотаничеменять. «Если всё случайно, то всё и бессмысленно, в том числе все и всяческие аргументы…» Выхода нет! Все несчастные. Тоскаааа… Явно с пивом засада. Бодяжное… вот и… И философия, и настроение, и автобусы подозрительные…
Сюжет не развивается — потрындели под пиво и разошлись… Философствования — банальны, потому скучны… Возможно, я сегодня бестолковая, но не прониклась…

09:02
И такое мнение имеет право на существование. Если читатель не проникся, значит, автор не доработал…
09:42
Идея рассказа интересна как хорошая зацепка для построения сюжета. Но рассказ не состоялся все таки. И вот почему.
Во-первых, непонятно почему так плохо живётся героям. Из-за одиночества, неудавшейся семейной жизни, не удалась карьера, т.е. собственно личные проблемы? Или их давит многолюдный бездушный город, своим безразличием и жаждой денег, как может давить капиталист на бедняка? Или это кризис среднего возраста, который вообще не имеет отношения к городу, стране и даже жене?
По пространному описанию холодного города, создается впечатление, что Город это некая сила, но герои в своих рассуждениях говорят о Природе, о человеческой натуре. И Город повисает в непонятном значении. это была просто вводная о настроении героев или Город это некое обобщенное Зло?
Во-вторых, к легенде об автобусе, они относятся довольно легко, именно как к легенде, несерьезно. И рассуждая о возможности уехать на нем, они не дают ответа. Почему? Значит они раньше об этом не думали. Значит легенда совсем детская, смешно о ней говорить. Вот если бы Джи хотел в мечтах сесть на автобус и «уехать к чертовой матери от всего подальше, в конце то концов», но увидев автобус — не сел. А шел бы домой задумавшись, почему не сел, что его остановило — жена, дети или струсил просто? Мне кажется, это больше быраскрыло тему.
И последнее, диалоги довольно сложно читать. Такое ощущение, что это один человек разговаривает сам с собою разными голосами. Одна и та же манера говорить, эмоциональность, и т.д. Я периодически забывала чем Джо отличается от Сида, они сливались в один образ.
Мне видится, что рассказ можно и нужно доделать. Идея хорошая.
Удачи!
13:28
Спасибо за отзыв! А кто такие Джо и Сид?
12:19
Ой, пока думала над отзывом забыла имена. Каюсь, каюсь.
22:13 (отредактировано)
+1
Вступление про Город понравилось. Но вводная часть оказалась сама по себе. Я ждала историю про то, как этот небоскрёбный монстр «пожирает» людей. Но меня обманули ((
00:00 (отредактировано)
+1
В целом задатки для философской мистической истории очень хороши, но акценты стоит причесать. Четче прописать связь героев с Городом, например, что они существуют в неком страшном симбиозе, и ни один без другого существовать не может. Четче описать, что же объединяет главный героев при таком различии взглядов, например, не знаю, эта связь чуть ли не единственное, что вообще позволяло им держаться на плаву в этом Городе, иначе бы каждый давно бы свихнулся и самоубился. И четче вписать Автобус в повествование, а то главные герои просто строят догадки, один в автобус сел, другой нет. То есть все равно, если включать СПГС, можно придумать кучу метафор и аллегорий, найти невероятное количество аллюзий. Но чтобы это подать и заставить читателя задумываться не только над придумыванием собственной интерпретации событий, но и для более четкого философского осознания какой идеи — это нужно читать множество произведений схожей направленности, да и в целом развиваться. Успехов.
20:27
Благодарю всех откликнувшихся! Теперь у меня наступает этап осмысливания комментариев и корректировки текста.
05:54
+1
Вспомнился «Синий троллейбус» Окуджавы («последний, случайный). Это хорошее сравнение, в плюс.
Сама идея — тоже в плюс, из тех, которые хочется украсть ))
О минусах.
Автор делает из мистики и сюжета бутерброд. Который, к сожалению, падает маслом вниз. Потому что масло нужно намазывать на хлеб, а не наоборот. Но текст вполне перспективен, тем более что автор собирается над ним работать ;)
Загрузка...
Анна Неделина №1

Другие публикации