Анна Неделина №3

Интервью с Андреем Звонковым

Интервью с Андреем Звонковым
#Интервью_БС

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Меня зовут Звонков Андрей, мне 58 лет. Я врач по основной профессии. Но сейчас не практикую. Занимаюсь тем, что пишу книги. Мое увлечение очень давнее – радиолюбительство, еще в 80-х я «работал» на коллективной радиостанции UZ3AYM – радиоклуба ДОСААФ Ждановского района. Сейчас люблю слушать эфир на коротких волнах. Второе увлечение, которое я превращаю в профессию – литература.

2. Как давно Вы пишете?

Первые рассказы появились в 1998 году. Но учиться я начал еще в 80-х. Читал специальную литературу, журналы, выписывал «Литературную учебу».

3. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Я с 1980 по 1991 работал на скорой. Можете представить себе, насколько это богатый опыт по части персонажей и конфликтов. Желание писать появилось уже тогда, даже что-то писал в тетрадь, типа дневника, но из-за чудовищного почерка сам себя не мог прочесть. Так было, пока в доме не появилась пишущая машинка. В период 1985-89 года я перепечатал 6 книг Стругацких. Под копирку. Потом знакомый их переплел. Это был титанический труд, но он что-то во мне изменил. Может быть еще сработало то, что я научился довольно быстро печатать, но одной рукой (второй держал страницы книги, чтобы она не закрывалась). Печатать надо было быстро, ведь книги мне давали на ограниченный срок. Так «Парень из преисподней» у меня был всего 3 дня, и я переснял ее на пленку, распечатал фотокопии и уже с них печатал. Как говориться, охота пуще неволи.

Первые рассказы – байки «Скорой», юмористические истории. Рассказ «Светит месяц» вышел в январе 1998 в газете «Гудок».

4. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?

По разному. Некоторые книги вынашивались по 10 лет. (Например, та дилогия, что написана с Янковским Д. «Не время умирать» и «Чумной поезд». Реальная история случилась летом 1989, сюжет созрел в начале 2000-х, а написали мы книги в 2016 за 2 и 4 месяца. «Любовью спасены будете» писалась в 4 приема. 1998-99 1-я часть, 2002 – 2я, и 2004-Эпилог. А вступление я написал в 2008, когда книгу взяло издательство «Центрполиграф», по требованию редактора, которая сказала, что нужно что-то вначале, настраивающее на мистический лад.

5. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, как Вы поступаете?

Откладываю. Если не идет, значит не надо.

6. Где вы черпаете идеи для своих произведений?

Из жизни. В ней полно сюжетов. Даже придумывать ничего не нужно. Нужно знать технологию произведения конструктивно и понимать, что и как нужно написать. Иногда редактор дает задание. Как в случае с книгой, которую пишу сейчас «Книга о крови» – научно-популярная серия.

7. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Из написанного – «Пока едет скорая», хотя, ее надо переделать, просто я уже изменился и медицина тоже, да и люди стали другими.

8. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Так и делаю. 2 книги сразу и еще рассказы. Помогает не уставать и не «замыливаться».

9. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Есть. Дебютный роман «Любовью спасены», дилетантская книжка, которую спасает только одно – написана она с любовью и от души. Но там столько ошибок! (стилистических и графоманских). Сейчас я их вижу и не трогаю эту книгу как бы в назидание самому себе – как не надо писать, и от чего не нужно отказываться в книге.

10. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Как и в любом искусстве – смысл. Творчество не должно быть бестолковым, халтурным.

11. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Некорректный вопрос. Любой литератор, если он создает что-то достойное и ценное для читателей, работает, причем работает и головой и сердцем. Это уже достойно уважения. Напишите книгу. Не текст бессмысленный. А действительно художественное произведение – это очень непросто. А стихотворение напишите. Даже если это будет экспромт за пять минут, его почти наверняка потом нужно будет дорабатывать. И чтобы привести себя в состояние импровизации, нужно учиться и тренироваться. Так что даже эпиграмма из 4 строк – это достойно уважения.

12. Что вы считаете самым трудным в жизни?

Отдыхать. И болеть. Я в отпуске устаю очень сильно. Особенно если рядом люди, которые считают, что я должен при этом веселиться и их поддерживать.

13. Что Вам дает творчество?

Развитие меня как автора. Я все время учусь.

14. Вы чем-то жертвуете ради творчества?

Профессией врача. Но это теперь не сложно.

15. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?

На 2018 год запланированы 4 книги. Детектив, научно-популярная о крови, «Медицинские истории» (врачебный юмор), третья книга в серию «Фактор риска» – фантастический детектив с продолжением приключений тех же героев. Условное название «Не время убивать или антагонист».

16. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?

Я ощущаю, хотя меня пытаются убедить, будто бы разницы нет. Но важно определить: в каком смысле употреблен термин. По автору или по читателю? Хотя разница есть в обоих случаях.

17. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?

Писатель не свободен в выборе. Отчасти, конечно. Если у него есть наследство и он не думает о пропитании, он может 10 лет писать одну книгу и не ждать ее издания, а осознать сразу, что признание придет после смерти и потомки оценят. А когда автор ждет роялти, и оно для него важно, он скован требованием издателя, форматом и темой. Вот и попробуйте создать что-нибудь новенькое, для рынка, когда торговец не хочет продавать что-то новенькое, потому что неизвестно, как оно будет продаваться, а то, что вы перечислили – продается на 60-70%. Основной потребитель печатной продукции – женщины. Поэтому 80% всех журналов женские, а книги тоже в основном ориентированы на эту (целевую аудиторию) ЦА.

18. Сериальность это благо или вред для автора?

В первую очередь – это заработок. Если автор живет с доходов от книг – то благо.

19. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?

Не лениться учиться и понимать, что «лучшая книга» еще не написана. Даже когда вы получите экземпляр из типографии, или увидите книгу на кассе – как ее покупают, помните, это уже не то. Надо писать еще лучше. Люди меняются. Они вроде бы те же самые, но всегда возникают условия, когда нужно что-то сказать, так чтобы поняли. Может быть, поняли не сразу. Идея шифровать в своих книгах скрытые смыслы – очень хорошая. Тогда у них в любой эпохе будут читатели, открывающие что-то новенькое.

20. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, чтобы Вы выбрали?

«Дорогу на Регалат».

21. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Спокойно. Я не совсем понимаю смысл этого занятия, и вижу в нем только одно оправдание – стремление научиться писать. Для разминки. Но писать нужно все-таки свое. От начала и до конца. От замысла, идеи, сюжета, до окончательного текста. Фанфик это подражание. Наверное, можно сравнить отчасти с перепечатыванием на машинке. В литературе самое важное – найти свою тему и заинтересовать ею издателя и читателя.

22. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

Мне хочется, чтобы кто-нибудь заинтересовался пьесой-сказкой «Зеркало мира». Это законченная вещь.

23. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Я пишу с Дмитрием Янковским и это первый писатель, с которым мне очень комфортно писать.

24. Какие концовки книг у вас любимые?

Неожиданные. (Приоткрою секрет – любая книга, особенно приключенческая, сочиняется с конца. Это важнейшее правило. Вы должны точно знать, чем книга закончится. И вести к этому.)

25. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?

Пока такого не было.

26. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Конечно. Но это вопрос, требующий серьезного решения. Хотя, если будет готовиться переиздание «Пока едет скорая» и «Никто, кроме вас», я обязательно эти книги переделаю и в медицинском плане и в литературном.

27. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Если вы можете выдавать 4-6 романов (повестей) по 12-15 АЛ – в год. Не считая участия в сборниках, публикаций в журналах, то около 25-30 тр в месяц (совокупно) на роялти вы будете получать. При этом в продаже должны постоянно находиться не меньше 4-6 книг. Но это мизер. Важно добиться тиражей от 25 000 экз и выше и регулярного переиздания. Найдите свою тему, как это сделали многие авторы-женщины и некоторые авторы-мужчины. И качайте ее. Или попытайтесь войти в «проект», который хорошо подается, или в межавторский цикл, или серию. Но там жесткие рамки формата, и вам придется забыть об индивидуальности.

28. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Это способ получить известность в издательской и писательской среде. А она шаг к популярности и тиражам.

29. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Конечно, есть. Но это не исключает чтения учебников. Мастера никогда не раскроют всех секретов, зачем им конкуренты. Они вам всегда дают «школьный материал». А могут и намеренно запутать.

30. Забываете ли Вы содержание своих произведений?

Бывает такое. В деталях. Сюжеты и смыслы помню.

31. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Я не знаю. Я просто пишу. То, что мне кажется важным, так как кажется интересным, то, что по-моему окажется нужным читателям.

32. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

У каждого свое. Кому-то хватает таланта, и он пишет, как дышит. Кто-то профессионально пишет, но смысла не видит. Надо же что-то сказать, показать, намекнуть. Предсказать. Или обозначить – проявить, а ничего не видится. И тогда человек берет задание издательства и выполняет его. Это нелегкий труд.

33. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Я не против.

34. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Реклама, это тоже очень важно.

http://samlib.ru/z/zwonkow_a_l/svetit.shtml

http://samlib.ru/z/zwonkow_a_l/

+4
09:42
637
18:14
традиционно напоминаю, что интервью вошло в сборник «Чай со Слоном. Вторая чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_vtoraya_chashka/
19:07
+1
Хорошее интервью. Интересный человек.
спасибо
20:11
+1
… любая книга, особенно приключенческая, сочиняется с конца. Это важнейшее правило.

Забавно ) Я в детстве иногда так читала. Сначала концовку, а потом, если нравилось, всё остальное.
20:25
+1
еще забавнее читать в обратную сторону. я так в детстве читал и писал: научился, наблюдая за отцом, который писал, а я сидел напротив и видел все вверх ногами
20:27
+1
всё это испробовано )
02:29
Андрей Звонков — а кто это?
там все написано
07:31
Суть вопроса вам понятна.
07:52
Вполне может быть, что это неплохой писатель, неизвестный нам с вами из-за кризиса рынка книгоиздания. А может быть и плохой. И поэтому неизвестен. Не почитав — не узнаешь.
Загрузка...
@ndron-©