Побросаю-ка я кости. Фриц Лейбер и казино в доме Смерти
Казино «Жаркий Июль»
Фриц Лейбер в первую очередь известен, как автор огромного цикла произведений о Фафхрде и Сером Мышелове. Создавая его (между прочим, части цикла выходили с 1939 по 1988 год — почти полвека!), Лейбер немало поиздевался над самыми ходовыми штампами жанра — досталось и Говарду, и Андерсону, и всем-всем-всем, а великий город Ланкмар (в котором разворачивается действие большинства историй о двух авантюристах и наемниках), замкнув кольцо, в свою очередь вывел в еще более пародийном виде Терри Пратчетт. Вы ведь все слышали про великий город Анк-Морпорк, верно?
Однако Лейберу, как и большинству талантливых писателей с бурной фантазией, было, конечно же, тесно в узких рамках одного жанра (пусть даже он и не особенно этим рамки соблюдал). Лейбер одинаково успешно работал в разных жанрах — «городских ужасов», научной фантастики (преимущественно с социально-психологическим уклоном), даже готических романов и подражаний Эдгару Берроузу. Само собой, как и практически все фэнтезийные (и не только) писатели его поколения, он отдал свою дань вселенной Ктулху, созданной сумеречным воображением Лавкрафта (когда же я наконец созрею для статьи об этом странном гении?).
Главное, что практически неизменно отличает творчество Лейбера — это совершенно нестандартная фантазия и красочный, вычурный почти на грани аляповатости язык. Наверное, обладай он хотя бы на 1% меньшим талантом, его прозу стало бы попросту невозможно читать, но Лейберу каким-то чудом удается склеивать в единое гармоничное целое свои барочные сюжетные и стилистические завитушки. В рассказе «Побросаю-ка я кости» эта удивительная возможность выкристаллизовалась в поистине сверкающий литературный бриллиант о восьми тысячах граней...
Рассказ был опубликован в 1967 году и получил обе самые престижные премии в фантастической литературе: «Хьюго» и «Небьюлу». При этом жанровую принадлежность рассказа точно определить просто невозможно — подозреваю, что Лейбер даже на секунду об этом не задумывался при написании рассказа. Он просто хотел поведать нам удивительную историю о бедном шахтере с необычным даром, которому довелось сыграть в кости с самой Смертью. Ах да, я забыл упомянуть, что действие происходит на Плутоне (где же еще жить Смерти, как не на планете, названной в ее честь?), где по рекам ходят старые колесные пароходы, а в небе величественно проплывают межпланетные корабли, сияя множеством раскаленных дюз…
За свою жизнь я прочитал множество рассказов, повестей и романов о самых разных играх, в самых разных жанрах — детективы, фэнтези, космические оперы и исторические боевики, но большинство из них даже близко не может сравниться по поэтичности и аллегоричности с этим небольшим шедевром Лейбера. Я не стану пересказывать сюжет, причем сразу по двум причинам. Во-первых, чтобы не портить впечатление от чтения для тех, кого сумею заманить. Во-вторых, потому что это в любом случае бессмысленно. В отрыве от удивительного стиля и языка Лейбера сюжет кажется плоским, надуманным и нелогичным. Все равно что пересказывать сюжет стихотворения языком делового справочника.
«Побросаю-ка я кости» часто называют сюрреалистическим произведением, и я даже встречал отзывы (причем не один), в которых его сравнивают с «эталонным» сюрреалистическим рассказом - «На краю леса» Раймона Квено. Однако по моему мнению, это сравнение верно лишь отчасти — сюрреализм для Лейбера не цель, но лишь метод, усиливающий основную аллегорию и мысль рассказа.
Всем нам рано или поздно придется бросить кости в игре с Большим Игроком. И дай бог, чтобы нас обязательно ждали домой Жена, Семья и тощий хвостатый мистер Пузик.
Обзор впервые был опубликован на моем канале на Яндекс.Дзен
По условиям движа все ок)
Уже начал читать про кости.
херьработа.Хорошо написанный сюр.
Восторгов автора публикации не разделяю. Бывает сюр интереснее.
Ну, это мое мнение. Кому-то может и зайдет. Бог ему в помощь.