О выборе имен персонажей
Как писали когда-то в жж, собственно, сабж.
Меня давеча упрекали (не здесь) в том, что я награждаю персонажей моих произведений всякими "непатриотичными" именами. И впрямь, кого у меня только в рассказах нет - Сарика, Чеслав, Риджуэй, Бруно, Кайдо, Аксель, Ринтерман, Раджеш, Нараока и даже Ч'катрул и Льярта. Претензия звучала в стиле: "раз на русском языке пишешь, у тебя не может быть куча непонятных иностранцев в персонажах, а иначе ты просто русофоб".
Ээээ... Простите, что?
Да какая вообще разница, как зовут персонажей? Конечно, само собой разумеется, что если действие рассказа разворачивается в городе Энске Энской губернии, то персонажей будут звать Алевтина, Сергей Палыч и Витёк. Но если персонажи обитают на планете Серма-V в шестом квадранте сто забытой галактики, или вообще в какой-то альтернативной реальности - не все ли равно, как их зовут?
Отвлекаясь от моего вялого возмущения - а как вы вообще выбираете имена персонажам? Для меня это всегда было проблемой, пока я пытался вложить в это какой-то чересчур конкретный смысл. Я парился неимоверно и по той причине у меня даже появилось несколько рассказов с безымянным главным героем. А потом я махнул на эти заморочки рукой и просто стал брать первое же звучное имя, пришедшее мне в голову. Может, только изредка я подгонял его под персонажа или сюжет, но равным образом случается, что и черты и даже характер персонажа оказываются продиктованы его именем.
Конечно, если сюжет произведения привязан к конкретной эпохе и/или стране, то тут уже ничего не поделаешь - например, для романа о Норвегии эпохи викингов я пару дней провел, штудируя саги и выписывая оттуда имена, чтобы потом не ломать мучительно голову, сколько Харальдов и Эйриков может быть в одной главе, чтобы читательне запутался окончательно.
А как вы решаете эту проблему?
Потом перешел на клички-прозвища, потому что люблю и, местами, на «простое, подходящее эпохе и месту». Желательно — говорящее чтоб было. Не обязательно «Правдорубович», можно просто «Васёк», но в «Ваське» уже будет внесён необходимый образ и смысл. А в «Васильке» и «Васеньке» будет уже совсем другой.
Я помню как-то прочитал о том, что имена, и особенно названия, должны быть говорящими. И вы не представляете сколько прекрасных сюжетов кануло в бездну времени из-за того, что я не мог придумать говорящее имя, или говорящее название.
Потом. по прошествии некоторого времени я подумал, а почему
какой-то хрен с бугра,кто-то указывает мнея должен следовать правилам которые придумал неизвестный мне человек?И тупо забил на все эти советы. Как и книги по писательскому ремеслу.
И сейчас даю имена, названия, которые нравятся мне, а значить они нравятся и моему герою.
А в целом — да о чем особо говорить? Имя просто должно срезонировать с историей. Но для себя я это даже иначе определяю. Мне герой сам должен представиться. И переименовывать я его не буду — лучше сюжет перекрою. У меня в российской глубинке даже испанец появлялся. И ниче.
Ну в смысле, блин, не может быть иностранцев? А что, россияне в сферическом вакууме живут, или в альтернативной реальности, где власть совятам? Я даже уже не заикаюсь, что русские имена — на самом деле римские и греческие. Но, прастите, Россия — многонациональная страна. И если у меня в тексте россиянина зовут Ибрагим Мурадович или Тынагыргын, то будьте любезны, на статью мне тут не наговаривайте.
А значение, вообще-то, имена имеют большое. А — для запоминаемости, б — как раз задают ожидания. От того, как зовут персонажей на на планете Сперма-V в шестом квадранте сто забытой галактики, зависит, кто первый в космус полетел Вот если это вообще параллельное измерение — тогда и имена надо выдумать не иностранные, а несуществующие.
Имена я подбираю хреново В смысле, не в тему, читатели ругаюццо.
litclubbs.ru/posts/2995-nedelpodnik-edn-zhotelyi.html
Если не на конкурс — какие хочешь.)
На НФ, например, у главного жюри были недовольные вопли в оценивающих комментариях о всяких Джонах и Диках. Типа — вам русских персонажей мало?
Ну, это раньше. Сейчас, думаю, будет ещё хуже.)
Поэтому — хозяин-барин. Называй перса — как хочешь. Но, смотря куда и зачем пишешь.)))
Все так пишут. У нас в стране миллион писателей и миллион поэтов. Вот только читают не всех. Странное дело, не так ли?
1. Имя героя — часть образа. Вот, например, имена из рассказа про школьников: Сашка, Серый, Клюква. А вот из расказа про интеллегентных алкоголиков: Николай, Клим, Аркадий.
2. Стараюсь имена выбирать непохожими друг на друга и лёгкими для запоминания, чтобы читатель не путался.
Если фентезя, то по многим качествам, от звучания, значения, сеттинга и приятности, до желания левой пятки и случайного набора звуков.
В детстве прочитала детскую книжку «Бун-Тур». Книжка замечательная, но сейчас не об этом.
Так вот, там говорилось, что каждое имя имеет свой смысл, обусловленный кличкой, прозвищем. Например «Клавдия» -хромая, «Корней»-рогатый. Герой книги это говорит учительнице, Клавдии Корнеевне. Ну, Вы поняли.
Конечно, повзрослев и кое-что почитав на эту тему, я поняла: случайных имен быть не должно. Иначе можно вляпаться.
Ну все мы знаем, что синестезия — это феномен, при котором человек получает импульс в одной сенсорной или когнитивной системе, а реагирует в другой. Самые яркие примеры — чёткое цветовое ощущение от букв и чисел, или определение цвета музыкальной ноты. При этом речь не о случайных реакциях, а об устойчивых. Например, для меня буква «З» иногда зелёная, иногда голубая, иногда жёлто-лимонная. А у синестетика буква «З» всегда, скажем, изумрудного цвета — независимо от настроения.
Так вот. Участнице эксперимента выдали карточки с именами и привели к столу, на котором были размещены несколько предметных композиций, каждой из которой экспериментаторы присвоили какое-то имя (чем руководствовались — не знаю, пропустила). Задача испытуемой — разгадать ребус «что какое имя носит».
Лампа сиреневого цвета, рядом кусок фиолетового атласа; подставка, обмотанная коричневым шёлком, с меховой подложкой и прозрачной чашкой с жёлтым сиропом и дольками лимона; кукла, одетая в розовое платье с капроновыми лентами… Ну и что-то ещё. И я включила программу как раз когда испытуемая объясняла, почему фиолетовой композиции она даёт имя Чарльз, а не Вайолет, несмотря на явную цветовую отсылку: потому что лампа светит (!!!!)
Так вот, из шести ребусов дама разгадала все шесть! При этом объясняя свой выбор. Эх, что ж я раньше-то не включила)))
Так вот. К чему я это всё. Имена же.
Ясное дело, как автор решит, так перса и будут звать, но, если предполагается отдавать произведение
на растерзаниечитателям, всё же необходимо исходить из какого-то общесформированного понимания. Учитывать синестезию)). И время. По итогам 2022 года, например, среди мужских имён, которыми родители называли новорожденных сыновей, лидировал Александр. Удивительно, что на четвёртом (!!) месте — Лев! А вот Алексей, Николай, Евгений — вроде популярные же имена — в десятку не попали совсем. Этот момент статистики к тому, что отношение к именам тоже меняется. Назови перса Василием, и в описываемых наших днях это будет персонаж с редким именем. А если действие происходит в девятнадцатом веке — то, кажется, вполне катит.Упоминаемый вопрос с «патриотичностью» считаю надуманным читателями. Вместо того, чтобы погрузиться в сюжет, они бузят из-за имён. С другой стороны, значит, автор недостаточно завернул действие, не слишком погрузил в свой мир, раз читатель отвлекается на всякие глупости. Так мне кажется.
Ну и в целом, прикольно же, когда в самом имени персонажа (всех персонажей) заложена пасхалка к развитию сюжета.
А по русским именам вот такая история. Не так давно на одном конкурсе попался рассказ, действие которого происходит в американской глубинке. Ну и имена соответствующие- Мэри, Джек и тд. Но проблема в том, что от американского там были чисто внешние атрибуты, а сама суть героев была наша — суконно-посконная при чем. Так вот, этот диссонанс резал слух не только мне, но и другим читателям.
Я думаю, что имя должно соответствовать не только внешней части истории, но и внутренней сути, даже если оно абстрактное и придумано вами.