Ольга Силаева №1

Школа поэзии |5| Странные размеры

  • Самородок
Школа поэзии |5| Странные размеры

В прошлый раз мы с вами рассмотрели пять классических размеров – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Это наиболее распространенные вещи, но не ими одними творится поэзия. Поэтому сегодня мы с вами будем извращаться как только можем. И думаю, вы не удивитесь, если я скажу, что каждому из этих извращений найдется свое название.

А начнем мы с простейшего, вырожденного случая.

Брахиколон

Это односложная стопа, то есть стопа, состоящая только из одного слога.

Фактически, стихотворение, написанное брахиколоном – это стихотворение, в котором все слоги сильные. На практике это означает использование только односложных слов. Да, мы говорили, что сильных слогов может быть больше, чем ударных. Но я предлагаю вам самим прочитать любую стихотворную строку, делая сильным каждый слог, включая все безударные. Выйдет попытка рассказать стихотворение человеку, стоящему в 200 метрах от вас. Без мегафона. Крик – не более. А вот односложные слова – это уже интересный эксперимент. Не думаю, что удивлю вас, если скажу, что баловался этим, например, Маяковский. Но мне нравится другой пример. Четыре короткие строки Тацу Такамаро:

Свет, тень.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То – маг.

Это великолепный образец того, как много можно вместить в столь короткий текст. Но повосхищаться можно и позже. А сейчас мы возьмемся за размеры всерьез. Но для начала нужно немножко закруглить прошлую нашу беседу.

Пеон

Возможно, разговор о пеонах стоило вести в прошлый раз, поскольку на первый взгляд они ничем не отличаются от классических размеров. Кроме… размера. Пеоны – это четырехсложные стопы. Это много. Настолько, что теоретики поэзии не стали придумывать для каждого пеона отдельное название. Ограничились цифрами. Следите за руками:

Четырехсложная стопа с ударением на первый слог – пеон I.

Четырехсложная стопа с ударением на второй слог – пеон II.

Четырехсложная стопа с ударением на третий слог – пеон III.

Четырехсложная стопа с ударением на четвертый слог – пеон IV.

Я уверен, что вы уловили логику. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Здесь нужен пример. Не идеальный, с недостатками, но именно такой очень сильно нам поможет.

ПровОрная, простОрная бежАла по веснЕ вода.
Ты, черная, позорная зима-мертвунья, сгинь.
Амурная, задорная, шалила дева Кеvаde.
Лазорно-иллюзорная, сияла небосинь.
Узорная, озёрная трава на пряже невода.
Минорная подгорная растительность болот.
Фаворная, вся флёрная смеюнья-струнья Kevade.
Упорная бесспорная забота от работ.
И. Северянин «Kevade»

Kevade в переводе с эстонского - "весна".

Для простоты сразу обозначаю – это пример пеона II. Теперь, когда вы это знаете, начинайте отсчитывать сильные слоги (с первой строчкой я вам уже помог). Если вы все сделали правильно, то обнаружили кучу слов без сильных слогов: вода, мертвунья, дева, на пряже, струнья.

Сейчас вы мне припомните, что я разрешал полностью убирать из слов сильные слоги. Но я говорил также, что делать это нужно с осторожностью. Где граница? Сложно сказать. Пожалуй, мы поговорим об этом в одной из следующих лекций. Сейчас стоит просто сказать, что негоже вот так просто и массово лишать слова ударений.

Что же делать? Мы с вами сделаем финт ушами! Добавляем к пеону IIсильный слог не только на вторую, но и на четвертую позицию! Вы поняли, о чем я? Смотрим сюда:

ПровОрнаЯ, простОрнаЯ бежАла пО веснЕ водА.

Думаю, кто-то уже догадывается. А кто нет, тот немедленно забывает о том, что мы говорим про пеон, и определяет размер заново. Ударение на каждой второй позиции. У нас получился… ямб!

Такой финт проходит не с любым пеоном. Нам просто повезло. Ибо может так случиться, что в результате добавления сильных слогов, один из этих сильных может попасть на безударное место, а ударное остаться без сильного.

Однако, с обратным переходом все четко. Любой ямб или хорей исключением половины сильных превращается в тот или иной пеон. Осталось выяснить, как с этим жить.

Все просто. Осознанно пеон стоит использовать только для стихов, состоящих из больших, многосложных слов. Так, чтобы каждое из этих слов получало только один сильный слог. Избегать пустых (слабых) слов. На выходе вы получите медленное, размеренное, убаюкивающее повествование. Которое, однако, может ускоряться тем, что при чтении вы собьетесь на хорей/ямб. Здесь нужно ориентироваться только на слух и осознавать, как воспринимают текст читатели. Но это – только опыт. Мне, например, его хватает не всегда.

А можно ли еще круче? Можно! Не к ночи будь помянут, Даниил Андреев в «Новых метро-строфах» пишет о гипер-пеонах (пятисложники), гипер-гипер-пеонах (шестисложники) и так далее. Наверное, далее. Я не читал, мне мой мозг дороже. Впрочем, это интересно. Вот гипер-гипер-пеон:

Они неистовствуют и состязаются, они проносятся и разлучаются,
В полете воль головокружительном живые плоскости накреня,
И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются -
Как нумерующиеся подшипники, детали лязгающего дня.
Д. Андреев «Симфония городского дня»

Гораздо более медленные и тягучие, даже по сравнению с пеоном, стихи. Такая ритмика создает определенную атмосферу, но пользоваться ей можно, только если ты четко понимаешь, чего именно хочешь достичь.

Впрочем, это баян. И не Андреевым единым. Я хочу сломать вам логику тем, что если для пеонов индивидуальных названий нет, то для гипер-пеонов они таки есть! Пять пятисложников – промакр, парапик, месомакр, пиррихотрохей и пиррихиямб! Забудьте и никогда не вспоминайте. Они никогда вам не понадобятся. О них знают только античные греки, два с половиной лингвиста и википедия. Вот как-то так.

- А этот размер я назвал гиподохмием!

Что, думали это конец? Наивные! Да мы только разгонялись, господа! Пеоны и гиперпеоны – это экстенсивное, количественное наращивание размера. Но это не единственный путь. Помните, в прошлой лекции я говорил следующее:

«Классифицировать типы стоп очень просто. У них всего два параметра – количество слогов в стопе и позиция сильного слога»

Вы сильно обидитесь на меня, если я скажу, что это не до конца верное утверждение? Впрочем, исправить его просто. Всего несколько букв разницы:

«У них всего два параметра – количество слогов в стопе и позиции сильных слогов»

Да, вы поняли все правильно. В стопе сильный слог не обязан быть единственным. И это тотально увеличивает количество вариантов.

Многоударные стопы

Кто в школе или институте изучал комбинаторику и помнит ее, поднять руки! Сейчас мы с вами будем считать. Следим внимательно. В некой стопе есть Nслогов, для каждой из которых наличествует два варианта – сильный или слабый. Вопрос – сколько вариантов стоп можно составить? Кто не прогуливал математику, ответит – 2 в степени N.

Дальше в дело вступает арифметика.

Для односложных стоп существует 21 = 2 варианта. Правда, упоминаний о формальном существовании отдельного слабого слога я не встречал, но математика не врет. А одинокий сильный слог – это брахиколон.

Для двусложных стоп: 22 = 4 варианта – два слабых слога, два сильных слога, сильный первый и сильный второй. Последние варианты – это ямб и хорей. А вот насчет первых нужно поговорить отдельно.

В лекции про основы силлаботоники я упоминал спондей и пиррихий. Так вот это они и есть. Пиррихий – двусложная стопа, в которой оба слога слыбые. Спондей – оба слога сильные. Там же я объяснял, что при помощи этих стоп нивелировались недостатки теории стоп – ямбические и хорейные стопы заменялись спондеем или пиррихием, если не получалось поместить ударения только в нужные места.

Однако в свете теории стихосложения, которую объясняю вам я, эти понятия перестали иметь какой-либо смысл. Мы не заменяем стопы другими, а просто вводим сильные слоги, даже если они безударные. Или наоборот лишаем слова ударений. Поэтому сейчас спондей и пиррихий – просто исторические артефакты, которые стоит упомянуть, но не нужно изучать.

А мы идем дальше. Для трехсложных стоп: 23 = 8 вариантов. Думаю, вы догадались, что три из них – это классические дактиль, амфибрахий и анапест. Еще два, трибрахий и молосс – это стопы с тремя сильными или тремя слабыми слогами соответственно. То есть полные аналоги спондея и пиррихия для трехсложных стоп.

Вот теперь мы подошли к сути этой подглавы. Остались еще три варианта трехсложных стоп. С сильными слогами на первой и второй, первой и третьей, второй и третьей позициях. У них тоже есть названия – антанапест, амфимакр и триподий. Изначально их суть сводилась к тому же замещению – появляется у нас лишнее ударение, заменяем дактиль на амфимакр. Но в отличие от спондея и ему подобных, эти стопы могут быть небесполезны. Ведь вы действительно можете расставлять сильные слоги, чередуя их таким образом, чтобы по-особому акцентировать те или иные слова. Нужен пример? Их есть у меня:

Что, милый,
С губ просишь слов лживых?
Не в силах
Я правду скрыть. Парень,
Ты - глупый, ты - страшный,
Про-тивный,
Но - мой ты лю-бимый
Пёс Шарик.
Василиса Иванова, 1999 г.

Схемы рифмовки: 1-2 для нечетных строк и 1-2-4-5 для четных. Обратите внимание на написание слов «противный» и «любимый». Это авторские дефисы и авторский акцент с двумя соседствующими сильными слогами в рамках одного слова. Сказать по правде, я хотел уже сейчас поговорить с вами об акцентах, но понял, что это тема слишком обширная. Придется выделить для нее отдельную лекцию. Возможно – следующую. А пока для вас задание – найти в приведенном примере косяк, который не совсем косяк, но который меня всегда напрягал. Правильный ответ тоже будет в будущей лекции.

Разумеется, все вышесказанное касается и более крупных стоп. И количество размеров лишь растет. Для четырехсложников – 16 вариантов. Для пятисложников – 32. У большинства их них есть свои названия, но запоминать их или как-то отдельно анализировать нет смысла. Задроты могут подивиться на жуткую табличку в вики.

Это нормальная реакция, не переживайте.

А нам осталось познакомиться с единственным термином, который объединяет в себе всю суть многосложных размеров.

Логаэд

Логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп.

Собственно, здесь трудно сказать что-то сверх этого. Можно удариться в историю и дебри теории, сказать о том, что логаэд сам по себе – это основа силлабо-метрического стихосложения (в отличие от силлаботоники), но сути это не изменит. Логаэд вполне применим в силлаботонике. Вы просто берете строку и тыкаете сильные слоги так, как вам удобно. Никаких ограничений. Вот только…

Ритмики это не отменяет. Во второй лекции я рассказывал про уровни ритмики. Говорил, что основа поэзии – повторяемость. Повторяемость на уровне слогов, стоп, строк, строф. И если мы говорим о логаэде, то стопы в строках в нем будут нерегулярны. Но уже в рамках строфы, да и всего стихотворения, ритмика обязана сохраняться. То есть какой бы сложный размер для строки вы не выбрали, он же должен использоваться для всех остальных строк. Разумеется, без примера я вас не оставлю. 

СегОдня дурнОй дЕнь:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.
О. Мандельштам "Сегодня дурной день"

Традиционно я помог вам расставить сильные слоги в первой строчке.  Уже по ней можно судить о размере: 2-5-6. даже близко не классика. Однако, нетрудно разглядеть, что строка прекрасно разбивается на классические стопы. Причем, не единственным образом. Просто рубите строку так, чтобы на каждую часть приходилось по одному сильному слогу. У вас получится ямб+анапест+брахиколон. Или амфибрахий+ямб+брахиколон. Круто, да?

На этом я сегодня хочу закончить. Получилось и без того достаточно много. Я уверен, что еще не подобрал всех хвостов, но для этого я таки выделю следующую лекцию. Поговорим про цезуры, акценты, а также подведем все-все итоги. А уже после начнем говорить о рифмах.

Ах, да. Никакой теории без практики! Новый поэтический тренинг ждет вас!

+9
15:08
210
17:09
+1
Идите вы… картинощке норм, особенно последняя
17:15
+1
Не пойдем! Мы тут, между прочим, стихи пишем!
17:16
+1
пишите-пишите, вам ничего не угрожает… всё хорошо, опустите ручку…
17:17
+1
Не опустим. Мы ее отдадим тебе. Чтобы тоже писала!
17:18
+1
21:03
+2
ПровОрнаЯ, простОрнаЯ бежАла пО веснЕ водА. — ямб.
Так что размер от манеры декламации зависит?
21:22
+2
Это весьма тонкий вопрос. В широком смысле — нет. Но в некоторых случаях, таких как ямб/пеон или хорей/пеон, размер действительно может определяться исходя из понимания и даже манеры декламации автора/читателя.
Хотя, как я уже упоминал в тексте, пеон тяготеет к длинным словам, ямб или хорей — к коротким. Поэтому разница между двух-/четырех- сложными размерами хотя и до некоторой степени условна, все же существует и достаточно конкретна.
Если нужно, я могу привести еще примеры для иллюстрации этой мысли.
21:39
+1
Спасибо, я поняла.
15:53
smile
Спасибо!
18:52
Пожалуйста!)
Ощень полезные блоги bravo
Спасибо!
09:03
Приходи еще)
Загрузка...
fulllib №1