Светлана Ледовская №1

Поэтический тренинг №35

Поэтический тренинг №35

Всем привет, Ветер снова с вами!

Надеюсь, все уже прочитали новый блог Школы поэзии. Если нет - идите и читайте, он нам понадобится.

Те же, кто молодец и ознакомился с теорией, знают, что мы говорили о всевозможных странных размерах. Но со странностями можно столкнуться не только в поэзии.

Тема нового тренинга - столкновение с неизведанным!

Знакомимся с заданием:

1. Пишем стихотворение о том, как лирический герой сталкивается с чем-то таинственным или пугающим. Получаем 1 балл.

2. Стихотворение это пишем логаэдом. Получаем 1 балл.

3. Называем, из каких классических (или не очень) стоп состоит созданная вами логаэдическая строка. Получаем 1 балл.

4. Дополнительный уровень (сложный). Делаем так, чтобы выбранный вами размер был оправдан сюжетно или акцентно. Подсказок давать не буду, но тому, кто сможет, выдам 2 балла.

Минимальный объем - 8 строчек.

Времени у вас на все про все - две недели. Стихотворения принимаются до 28 апреля (включительно).

Удачи, господа!

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+5
732
17:11
+1
Идите вы… (2)
21:26 (отредактировано)
+2
Вышел я из кабака, наступая на галстук и ликом синея.
Чу! Пушек гром и несутся спартанцы, мигая огнём Прометея.
Некуда скрыться — ну разве что в тёмные бездны Аида.
Мёртвым прикинулся — но не могу обоссацца без стЫда.

Мимо проехала — слава богам! [тут пауза по Станиславскому] колесница.
Северный ветер и Тверь мне сегодня приснится.
Встал, и от палой листвы очищаю пиджак.
Ну его нахер — опять возвращаюсь в кабак!
13:26
Ну что же. Посчитаем по слогам:

1-3-5-7-10-13-16-19
1-4-7-10-13-16-19
1-4-7-10-13-16
1-4-7-10-13-16

1-4-7-10-13
1-4-7-10-13
1-4-7-10-13
1-4-7-10-13

Получилось странно. Количество стоп с каждым разом все меньше. Попытка в логаэд (если это была она) завершилась на первой же строке, дальше чистейший дактиль. Так-то в размер вы определенно умеете, но установился он не сразу. Но 1 балл за тему воткну, тема таки есть)
18:12 (отредактировано)
С заданиями такой сложности тут все поэты разбегутся по углам.
18:13
+1
Надо преодолевать!
12:36
Я понимаю, что профессиональному поэту нужно знать матчасть. Но много ли тут профессионалов? Я вот пишу стихи здесь для удовольствия, а размер более-менее выдерживаю, потому что есть музыкальный слух и чувство ритма
12:38
+2
Тогда зачем тренинги? Для удовольствия можно и просто так писать.
12:44
+1
Особенно понравилось «более-менее»
12:51
+3
Я в детстве был уверен, что по телефону можно позвонить, если более-менее знать номер. Подумаешь, пара цифр отличается. Остальные то совпадают, а электроника уже разберется.
13:43
Особенно понравилось «более-менее»
А что такого? Для текстов песен это вообще непринципиально. Да и для стихов — если автору удалось создать яркий образ или вложить сильную идею — какая читателю нафиг разница, что там размер плавает?
13:48
Тогда зачем тренинги?
У вас сложность задания, как для докторов поэтических наук, которым тренинги то и не нужны.
13:57
+2
Пойду Для Мартина и Ани печатать дипломы, сообщать в академию наук и союз писателей.
14:10
+3
Мне чур розовенький!
14:15
Взносы за членство в союзе собрать не забудь)
14:18
С академиков и союза, есно.
14:30
Ага, в следующий раз ждём гекзаметр.
15:02
Оссспаде, гекзаметром даже Эллекин писать умеет, который даже близко не поэт. Один из простейших размеров.
15:11
Я к тому, что нужно тренировать людей писать современные стихи, а не что-то там из седьмого века до нашей эры.
15:17
+6
Чтобы нарушать правила, нужно уметь их соблюдать. Чтобы писать современные стихи, нужно уметь писать стихи классические. А утверждать, что современная поэзия — это поэзия вне правил, весьма ограниченный взгляд на вещи. Подавляющая масса современной поэзии, написанной исходя из этой позиции — лютое говно. Оно порой нравится людям, но говном от этого быть не перестает.
15:21
Аминь.
Этот пост надо в рамочку и на самое видное место сайта прикрепить.
15:25
Дерзайте. Вы, кажется, когда-то хотели проводить тренинги по юмору? Не вижу на сайте.
15:29
На сегодняшний день, если ты не способен написать лютое говно, которое понравится людям — никто о тебе не узнает, будь ты хоть мастером силлаботоники международного класса.
15:32
Вы, кажется, когда-то хотели проводить тренинги по юмору? Не вижу на сайте.
А я провёл скрытое социологическое исследование на портале, и понял, что некого тренировать.
15:33
+1
А ваша цель прославиться, что ли? Ну так есть масса других способов. Поэзия не самый быстрый и надежный в этом плане. Это вам на курсы к Павленскому надо))
15:41
А про это Гнойный хорошо сказал. Уж не буду цитировать, тут мат запрещен.
15:41
Если бы моей целью было прославиться — я бы инфобизнесом занимался, а не стихи писал.
15:41
+1
Браво!
15:43
+1
На сегодняшний день, если ты не способен написать лютое говно, которое понравится людям — никто о тебе не узнает,

а это не вы говорили?
Если вам не уперлось прославляться, зачем писать говно, если можно научиться делать качественные вещи?
15:54
+1
Чтобы придумывать шутки для других, нужно иметь высокий уровень самоиронии. А литературной среде это не свойственно, как я понял, за очень редким исключением.
16:02
Не вижу противоречий. И тот и другой вид деятельности подразумевает наличие слушателей/читателей. Просто инфобизнесу деньги нужны обязательно, а поэту нет можно писать для души. Но слушатели всё-равно нужны. А писать качественную архаику, чтобы потешить своё самолюбие… зачем?
21:49
+1
Да и квалификация учителя вызывает сомнения.
22:22
Уж не буду цитировать
Я всё-равно не поклонник творчества такого известного мастера современной русской словесности, как Гнойный. И степень экспертной достоверности его, безусловно, уважаемого мнения мне была бы непонятна. Так что цитата не помогла бы.
21:34
+1
а можно заменить ЭТО какой-нибудь олимпиадной задачкой по высшей математике? )) тама, поди, попроще условия )
00:02
+3
Да, вообще не проблема.

Задание:
Отрезок постоянной длины 2а движется так, что концы его все время
остаются на координатных осях. Найти уравнение геометрического места
оснований перпендикуляров, опущенных из начала координат на этот
отрезок. Построить геометрическое место таких точек.

Жду ваше полное решение с выкладками и графиком)
Ну у вас и выверты фантазии…
Предлагаю задачку попроще: на земном шаре (идеальном) находится человек. Он проходит 1 км на север, затем 1 км на запад, затем 1 км на юг и оказывается в исходной точке. Вопрос: есть ли на земном шаре такие точки? И если есть, то сколько их?
13:22 (отредактировано)
+1
Меня попросили высшую математику, я предоставил высшую математику) Да и выверты ж не мои, реальная олимпиадная задачка)

Ответ на ваш вопрос: Южный полюс и вся широта в 1,16 километрах южнее северного полюса.
14:07
+2
Я конечно понимаю, что это не тот портал, но откуда вы взяли 100,16 км?, Наверное, 1,16 км?
14:09
+1
Разумеется) Переглючил
15:18 (отредактировано)
+3
Почти правильно. Но ответ неполный: таких окружностей (по широте) не одна, а множество: можно обойти полюс не один, а два, три и так далее раз.
15:40
+1
Хаха) Черт, про это не подумал) Вы меня поймали)
20:41
+1
С полюсом всё понятно. А что за цифра 1.16 км? И почему не 1.17? unknown
20:48 (отредактировано)
Нам нужно обойти вокруг полюса по кругу радиусом с длиной окружности 1 км. Радиус этого круга 1/(2*pi) = 0,16 км. Ну и прибавляем тот километр, который проходим до него.
Панятна.
21:06
+1
Я так прикинула объём работы — лучше тренинг )
21:15 (отредактировано)
+2
Неверно. 1 км — не радиус, а длина окружности, по которой нужно пройти вокруг северного полюса, чтобы вернуться в ту же точку на этой окружности.
Т.е. алгоритм такой: идём 1 км на север до этой окружности, делаем круг (или два, три, четыре… чтобы общая дина пути по окружности была =1 км) — попадаем, естественно, в ту же точку окружности. Затем по старому пути возвращаемся на юг в исходную точку маршрута.
Но к поэтическому тренингу это отношения не имеет. Прошу прощения за отклонение от темы.
21:33
Я сегодня все путаю, со мной такое случается) Да, длина окружности, конечно же.
21:45
+2
У меня получился четырехлепестковый цветок в окружности радиусом а.
22:12
Угу, ответ правильный) А где решение?)
22:28 (отредактировано)
+2
Решение на каком-то листочке. Без бутылки не разобраться.
22:33
+1
Красота! thumbsup
Настоящее столкновение с неизведанным)))
Чем мы тут занимаемся? sad
22:52
+1
Как чем? У нас тут поэтический тренинг! Только походу поэты испужались и разбежались crazy
21:50
+1
Да ладно, чё вы… нормуль, напишем. Главное не зацикливаться, очистить сознание и вперед. crazy
Полетит пташечкой.
00:15
+3
Так, сначала стих.

***

— Кто ты – тень или призрак, смертью во тьме летящий?
Стой, ответь мне! Побудь немного ещё со мною…
Я лишь узник, что скоро точно сыграет в ящик
И останется тлеть под этой больной луною.

Знаешь, было у этой твари когда-то имя,
И любимая, всех прекраснее, между прочим,
А теперь мы с тобою стали почти родными,
Безымянные тени в хладе пустынной ночи.

Я теперь перед каждой крысой тюремной струшу.
Ревность правда ломает судьбы одним ударом…
Эй, лукавый, не хочешь взять по дешёвке душу?
Отдаю драгоценность эту почти задаром!

Только есть у меня при этом одно условье,
Так, безделица, просто малость, пустое, право…
Я хотел бы остаться призрачной злой любовью
И по капле вливать людишкам свою отраву.

Как идея, годится? Что ты молчишь, как пьяный?
Я сейчас, я вот только встану и скину цепи…

За окошком по краю неба рассвет багряный,
В полумраке скелет белеет в забытом склепе…

***

Логаэд вроде есть, потому что сильные слоги 3-6-8-11-13 (черти что, короче). Может быть ещё сильный слог первый, но он не везде, поэтому не знаю.

Теперь о том, что это, собственно, вышло. Ух, и заколебался же я подгонять все строчки под один размер (домашний скандал — есть, больная голова — есть, весь вечер времени — тоже потрачен… зато glassВыдать грамоту задрота ).

И я всё-таки не понял со всей определенностью, что это такое. Поэтому выдвину самую красивую идею — это какая-то пятисложная хрень с обрезанным вступлением. Пойдем с конца.
Мы имеем следующий повторяющийся ритмический рисунок, видный, например, в строчках «в забЫтом склЕпе», «своЮ отрАву», «однО услОвье» и т.п. Сочетание (_ | _ | _) — не знаю, как это обозначить, но это слабый-сильный-слабый-сильный-слабый слоги.

Перед этой конструкцией также стоит оно — слабый-сильный-слабый-сильный-слабый.

В полумрАке (скелЕт белЕет) (в забЫтом склЕпе).

Только Есть у (менЯ при Этом) (однО услОвье)

А вот здесь хорошо видно

(_ ЗнАешь, бЫло) (у Этой твАри) (когдА-то Имя)

что не хватает слабого слога в начале. Типа (И ЗнАешь, бЫло) (у Этой твАри) (когдА-то Имя) — и тогда бы оно легло в лузу чётко. Ну и пусть будет стопа из Амфибрахия с Хореем.

00:24
+2
Отлично! Я пока не разбирался, но это уже отлично! На днях обсудим)
00:32
+1
11:45
+1
Ну вы, блин, даёте! eyes
А ващето здорово! Как всё закручено! bravo
09:04
+1
Спасибо! )))
14:11
+2
Ох, а вот теперь я добрался и до вас! Прошу прощения за задержку, но это была очень *простите за мой непроизнесенный французкий* неделя.

Закручено знатно. У меня есть два варианта, оба имеют право на жизнь, оба зависят лишь от манеры читки. Это либо:
1-3-6-8-11-13
Либо:
3-8-13
Скажу честно, второй вариант мне нравится больше. Тогда получается пеон III и два, будь они неладны, пиррихотрохея. Но тут, как я и сказал, на вкус и цвет. Просто, чем больше сильных слогов, особенно распределенных неравномерно, тем труднее читается текст.
Отсюда следует важное замечание. Мы будем говорить об этом в будущей лекции, но обозначу мысль сейчас:
— Все отличающиеся друг от друга части логаэда должны отделяться паузами.
Это следует просто из человеческой артикуляции. Прочитать плавно неравномерно ударный текст если и возможно, то трудно. К этой мысли относится еще одна. Интуитивная, но часто опускаемая и забиваемая.
— Паузы в тексте должны стоять не рандомно, а отделяя друг от друга не только ритмические, но и смысловые эпизоды.
Отсюда следуют трудности при чтении некоторых строк.

Наблюдаем хороший пример:
За окОшком || по краю нЕба || рассвет багрЯный

Четко отделенные друг от друга словосочетания. Первые два отвечают на вопрос «где?», третье — на вопрос «что?» Читается на отлично.

Наблюдаем почти хороший пример:
И любимая, || всех прекраснее, || между прочим,

Он был бы идеальным (паузы обозначаются аж запятыми), но есть одно «но». Первый кусочек состоит из пяти слогов, захватывает слабый из второго. А если не захватывать, пауза разрежет слово. В таких местах нужно быть аккуратным. Иногда такая миграция паузы дается безболезненно, иногда (смотрим первые строки третьей и четвертой строф — litclubbs.ru/writers/4328-mest-budet-gorkoi.html) рушит вообще все. Я пока не уверен, где проходит формальная граница, но в лекции поанализируем вместе.

Ну и наблюдаем совсем плохой пример:
Как идея, || годится? Что ты || молчишь, как пьяный?

Здесь пауза тоже мигрирует на один слог влево, во избежание рубки слова. Но даже если читать так, выходит косяк. Потому что центральный кусок рубится вопросительным знаком. А это неизбежная пауза, лишняя, которой тут быть не должно. Таких вещей нужно избегать.

А теперь итог. Вы огромный, просто огромный молодец. Не столько в плане самого стихо (если разбирать паузы, то всякого выплывет, его еще стоит причесать), но в плане анализа. Жму мужественную руку за то, что реально взялись анализировать и разбираться. Отдельно оговорюсь про паузы — ни снимать баллы, ни критиковать за это не буду. Вы выбрали реально трудный размер при немаленьком объеме стихо. Соблюсти при этом все, вплоть до фонетики и пауз — практически подвиг. Поэтому я без всяких сомнений выдам максимальные 5 баллов. Фактически, выполнения последнего задания я не заметил, но анализ и подход к написанию компенсируют всё. Отлично!
17:28 (отредактировано)
+1
Спасибо! Но, реально, пока смысл моих учений состоит в том, чтобы научиться видеть, как можно исправить то, что интуитивно сделано не очень. «Алгеброй проверить гармонию». Но первично все равно вдохновение и навык, практика.
Спасибо за тренинг!
11:51 (отредактировано)
+2
А может в полярных координатах?
Выходит циклоида? Лемниската?
Конхоида? Роза? Офиурида?
Трактриса? Астроида?
Застрелица!
Мозги постепенно офигевают.
Искрятся, дымятся и закипают!
Не проводит мой синапс импульс электрический.
До чего довёл народ тренинг поэтический!
11:58
+2
Супер! Вот она математическая поэзия после поэтической математики! rose
14:40
+2
Шутки-шутками, но — да. Это таки верно, вплоть до последних двух строчек. Да и последние были бы верны (хоть и в другом ритме, но это тоже логаэд), вот только сбойка идет. Правильно — сИнапс. Но ладно уж. 2 балла за участие заслужили.
Спасибо! yahoo
21:08 (отредактировано)
+1
Сторож, усталый Джек, решил войти в особняк.
Мнительный томный жилец, гостю был не рад.
Потухшие свечи зажглись и озарили дом.
В изнеможденные цепи сплелись узоры под потолком.

Сколько во тьме живешь, какой царит год?
Спросил сторожила жильца и прикусил рот.
Не знаю – ответил тот, надменно посмотрев.
Поверь, дорогой друг, для мертвых времени нет.

хорей -дактиль ямб анапест в первой строфе, во второй только хорей ямб. Есть пиррихий.
14:48
Давайте разбираться, что-то меня смущает.

1-4-6-8-10-13
1-4-7-8-10-12
2-5-8-9-12-14
1-4-7-10-12-14-17

1-4-6-8-11
2-5-8-9-12-13
2-5-7-9-11-13
2-5-6-8-10-13

Увы, но нет. У вас каждая строчка со своим шаблоном и всеми возможными размерами, собранными без всякого порядка. Я, конечно, готов выслушать, как вы все это считали, но пока не более 1 балла за участие.
20:51 (отредактировано)
+4
Уж полночь близится… И снова
Нас Ветер собирает в путь.
Он нам расскажет про основы,
И мы напишем чё-нибудь…

Причуды ямба и хорея
Мы одолеем только так!
О, дунь же ты сюда скорее,
Силлаботоники мастак!

wink
21:11
+4
И мы напишем чё-нибудь — мой девиз по жизни!
07:24
+1
laughТак ведь напишем же!
20:59 (отредактировано)
+4
Пламя! Расчерчу на полу полукруг.
Ярче! Не боюсь, мне не враг ты, а друг.
Масло — по сосудам. Расставлю меж свеч.
Символ, чтоб от древнего зла уберечь.

Вижу: вместо крыльев — обманчивый дым.
Слово. Только молвил и стал мне родным.
— Дева, что захочешь — тотчас подарю.
— Демон, расскажи, как живётся в Раю.

Знаю: предо мной не открыться вратам.
Жертву за слова твои щедрую дам.
Долго в тишине не был слышен ответ.
— Умер… — то ли Рай, то ли Бог, то ли Свет…

таааак… я вовремя вспомнила, что ещё разбор надо…

короч это что-то вроде того:
1 — 5 — 8 — 11.
хорей + анапест (спасибо, блог, но я всё равно не запомню, как что называется...)
14:56 (отредактировано)
+2
А я ошибочку нашел, бебебе tongue
тОтчас должно быть. А у тебя тотчАс)

А так, отлично, конечно же. Идеально соблюденные паузы после хорейных стоп. Так и хочется выделить их в отдельные строки.
_____
Вот, кстати. Вопрос для дополнительного размышления. Если мы выделим первые слова строк в отдельные строки, стихотворение все еще будет написано логаэдом или нет? Сразу предупреждаю, правильного ответа нет, жду мнений.
_____
И да, здесь логаэд шикарно играет на акцентику. Внимание читателя сконцентрировано на первых словах. Посему считаю задание выполненным от и до. За «тотчас» ругать, так и быть, не буду. 5 баллов!
14:58
+1
тотчАс — допустимое разговорное. или чё, демоны только высоким слогом выражаться обязаны?
14:58
+1
Пруфы?
15:00
+1
мне лень гуглить повторно, даю ссыль с последних посещённых:
www.ekburg.ru/news/18/56346-kak-pravilno-totchas-ili-totchas/
15:02
+1
Так и быть, убедила, прощаю!
15:05
+1
21:11
+1
Я половину слов в задании не поняла crazy
21:25
+1
Там есть ссылка на блог, где все слова объясняются)
21:54 (отредактировано)
+1
Так я и там не понимаю :)))
Все эти подсчеты, как высшая математика для меня
21:55
+1
Я могу написать стихотворение в разных стилях и размерах, но только на слух. Если начну что/то подсчитывать, то вообще не смогу ничего написать
21:58
+1
Так вперед! Все сводится к тому, чтобы написать стихотворение с нестандартным размером — меняющимся в рамках строки, но не в рамках стихотворения. А посчитать можно и по готовому)
21:59
+1
А из тех стихов, что у всех на слуху какой самый яркий пример этого самого логаэда?
22:05 (отредактировано)
+1
В качестве примера наиболее часто приводится этот:

СегОдня дурнОй дЕнь:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень
Мрачней гробовых плит.

О. Мандельштам «Сегодня дурной день»

Но самые простые формы логаэда (с пропадающим слабым) частенько мелькают и на БС. В нынешнем туре например:
litclubbs.ru/writers/4328-mest-budet-gorkoi.html

Там есть трабл с цезурами, но размерно он соблюден.
22:12
+1
Под солнцем полуденным жаром исходит асфальт,
Ярок свет, исчезли тени.
И был бы каждый бесконечно, дико рад,
Придя домой предаться лени.

Ну, вот такое бысто написалось. Это логаэд?
22:13
+1
Как раз сегодня, приведенное вами стихотворение читала. Трудно читается, что уж тут…
22:27
+1
Оно читается легко. Я бы даже сказал, что оно музыкально. Но это может быть субъективным. Допускаю, что другому (вам, например) оно пойдет тяжело.

Не умею в декламацию, да еще и простужен, но вот:
yadi.sk/d/tFsQnt2_NArzGA
22:30
+1
Неа. Структура логаэда должна повторяться в каждой строке. А вы наоборот меняете размер чуть не в каждой строке:

пятистопный амфибрахий
четырехстопный хорей
пятистопный ямб
четырехстопный ямб

А в приведенном примере:

стопа амфибрахий + стопа ямб + стопа брахиколон
(и так в каждой строке)
22:32
+1
А в вашем исполнении очень легко слушщается. Хм… Надо перечитать.
Очень напомнило: Где-то на белом свете. А при прочтении этой ассоциации вообще не возникло
22:33
+1
Зацепил меня этот логаэд. Будву с ним разбираться :)))
Спасибо большоте за объяснения.
Но мне мое четверостищие понравилось. И что теперь с этим делать? :)))
22:39
+2
Перечитайте. Но учтите — первые строки в третьей и четвертой строфах таки будут сбиваться. Я завтра буду писать комментарий и подробно на этом остановлюсь.

И заодно жестоко убью автора за слово «войны»!
22:39
+2
Не за что) А четверостишие оставьте — вдруг пригодится)
21:26
+2
тут без ста грамм блога не разберёшься jokingly
21:56
+1
23:13
+3
Очень хочется поучаствовать.
Завтра попробую разбор сделать(без допбаллов):

Однажды на пути я встретил попрошайку,
Он был брутален, неопрятен и нечист,
Бедняга денег ждал, а я включил незнайку,
— Наличных нет. На карте все, — вот я артист!
— Хозяин улиц сделал жест — не ожидал я,
Как если б вдруг, в наш город провели трамвай,
Достал мобильник, смолвил взглядом хитрым жаля:
— Не страшно, можно перевод сбербанк онлайн
23:52
+1
Делай. Допбаллы выдам) Если хорошо сделаешь tongue
11:33 (отредактировано)
+1
Да что тут разбирать?
Хореем всё зафигачил и всё. pardon
2/4/6/8/10/12
в каждой
17:00
+2
Хаха) Я посмеялся)
Вот только… это не хорей, а ямб tongue
Но 1 балл за стихо держи)
17:05 (отредактировано)
+2
Да что же я за болван laugh
Я так никогда не научусь писать стихи)
Хотя вот сейчас запомнил, что слово «хорЕй» с ударением на второй слог, означает двухсложный размер с ударением на первый, а ямб наоборот. pardon
Вообще, я буду стараться впредь.
Спасибо
17:14
+1
Хотя вот сейчас запомнил
Красавец ты! Я точно так же запомнил)))
17:19 (отредактировано)
+2
Хочешь еще секрет?

Как же всем нам надоели
Дактиль с ямбом и хореем.
Мы выточим новый
Размер нефиговый!
Зараза, опять амфибрахий… ©


Вот последние три строчки — таки амфибрахий)
Загрузка...
Елена Белильщикова №1