Андрей Лакро

Неисполненная музыка Жизни

18+
Неисполненная музыка Жизни
Работа №1. Тема дуэли: Музыка харакири
Текст:

В подвале школы №9 было шумно. После уроков весь класс пришёл в тир пострелять из мелкашки. Хозяин тира, учитель НВП по прозвищу Пентагон вёл здесь практические занятия по стрельбе и сборке-разборке автомата Калашникова. Но в этот раз по непонятной для всех причине он отсутствовал. Организатор мероприятия китаец Ил под соусом «экстремально потусим» провёл сюда в запретную зону семнадцать учеников. Непонятно, как он смог убедить Пентагона доверить ему ключи и оружие, но факт, что узкоглазый пройдоха — ещё тот тёртый калач, знали все.

Только утихли эмоции первых впечатлений от, какого-никакого, а военного объекта, и ребята начали осваивать подвальную экзотику и гулять по всей длине коридора, как вдруг внезапно выключился свет, скрипнула железная дверь и лязгнул замок. Хриплый голос Ила леденяще звучал в граммофонной записи и брал за душу.

— Дамы и господа, рад приветствовать вас на концерте, посвящённом моему брату Ли.

При упоминании этого имени тусовщики вздрогнули и впали в ужас. Включился тусклый красный свет, подземное пространство стало жутким и зловещим. Девчачьи охи и ахи невыносимо раздражали, а взгляды пацанов рыскали по коридору в поисках хоть чего-то способного обесценить жуть и разоблачить дурацкую шутку Ила. Первое открытие — это, что класс оказался заточённым в тюрьму из бетонных стен и железной решётки с встроенной дверью, сваренной из толстых прутков и уголка. И второе, что Ила среди ребят не было. Этот китаёза при помощи своего граммофонного голоса продолжал с азиатской изощрённостью по-паучьи плести свою игру.

— Мой брат ценит проведённое с вами время и просит принять от него презент — сочинённую им сюиту. Также каждый из вас найдёт свой подарок за мишенями в конце коридора.

За мишенями ребята нашли семнадцать ножей, похожих на маленькие катаны с красивыми ручками…

Заиграла музыка...

* * *

— Ой, как интересно! Что ты делаешь?

Рядом за партой узкоглазый мальчишка, уткнувшись в блокнотик, сыпал туда циферки и китайские иероглифы, быстро и умело выводя нужные загогулины. Девочке пришлось повторить вопрос, дополняя его лёгким прикосновением по плечу. Но это не сработало. Странный новичок был слишком сосредоточен на писанине и ничего не воспринимал извне.

— Да ты не хочешь со мной разговаривать?!

Девочка двумя руками толкнула «невежу». Тот уронил ручку и, не глядя на девочку, полез под парту. Вернувшись на место, он недоуменно посмотрел на агрессоршу. Та встретила его взгляд вызывающим и вопросительным выражением красивого личика. Китайчик хлопал глазами и соображал, возвращая своё внимание сюда в класс и на соседку по парте, которая вероятно будет доставлять ему хлопоты.

— Ты, кажется, спросила, что я делаю?

— Ты не умывался что ли? В глазах крошки. Чем ты там занимаешься?

Владелец сокровенного блокнота как будто не умел обижаться и с китайской невозмутимостью продолжил разговор.

— Я пишу музыку, но только она особенная.

— Что за дурь. Музыку пишут нотами на нотной бумаге, а у тебя иероглифы. Ты китаец? Японец? А может кореец?

Девочка ему нравилась. Не обращая внимания на колкости, он учтиво стал рассказывать.

— Я пишу объективную музыку. Она строится на символах, которые подчиняются математическим законам. Чем больше математики, тем гармоничнее и сильнее музыка. Субъективная и объективная музыка различаются тем, что объективную автор действительно творит — делает то, что намерен сделать, вкладывая в свою работу те идеи и чувства, которые желает в неё вложить. Действие такого искусства на людей бывает абсолютно определённым: они воспримут одни и те же идеи, одни и те же чувства — те самые, которые композитор хотел им передать. Там нет ничего случайного. В субъективной же музыке всё случайно. Здесь автор не творит, а у него нечто создаётся — он во власти идей, мыслей и настроений, которых не понимает и не контролирует. Они управляют им и реализуются в разных формах. И эта форма столь же случайно оказывает на слушателя то или иное воздействие в зависимости от его вкусов, привычек, настроений и снов, с которыми он живёт. Здесь нет ничего постоянного и определённого. В объективной же музыке нет ничего неопределенного.

Рита начала проникаться уважением к этой «белой вороне» десятого Б класса, но женская строптивая вредность, присущая именно этому возрасту, сопротивлялась и генерировала атаки.

— Ерунда. Если музыка станет определенной, пропадёт красота. Наверное, неопределенность и есть то, что отличает искусство от науки. Если устранить тот факт, что композитор сам не знает, что у него получится, какое впечатление его музыка произведет на людей? Это будут "научно созданные звуки", а не искусство.

— У нас разный подход. Я измеряю ценность искусства его сознательностью, а вы — бессознательностью. Объективное искусство и должно быть "наукой". Отличие только в том, что творец передает свои идеи через некоторые чувства, которые он сознательно и определенным образом возбуждает, зная, что именно и почему он это делает. Объективная музыка строится на внутренних октавах. И она вызывает не только определенный эмоциональный отклик, но и физические результаты. Есть музыка, превращающая воду в яд и музыка, которая убивает человека. Библейская история о разрушении стены трубами Иерихона — это как раз про это. Обычная музыка ничего не разрушит, а объективная музыка в состоянии это сделать. Но она может не только разрушать, но и строить...

 * * *

...и играла музыка. Мишени в конце коридора были занавешены экраном, на котором закреплённый к потолку проектор попеременно показывал кадры с фотографиями Ли и Ила. Лучезарное лицо Ли сменял невероятно жёсткий и проникающий взгляд его близнеца Ила. Ли — дарующее Солнце, Ил — воинствующий Марс. Ли — любовь и доброта, Ил — справедливость и карающее правосудие…

Музыка источала одновременно любовь и покаяние. Дети рыдали и вспоминали Ли, с которым они так скотски поступили. У Риты душа вырывалось наружу. Она металась и рвала на себе всё, что можно, не находя сил оторвать внимание от экрана. Схожие реакции были и у остальных одноклассников Ли...

В начале десятого класса к ним пришёл новичок Ли Чэнь, которого они затравили. Закончилось всё избиением в парке. Какая-то сердобольная бабка потом вызвала ему скорую. Больше в классе его не видели и ничего о нем было неизвестно.

Первого сентября уже в одиннадцатый класс Б пришёл учиться его близнец Ил Чэнь. Его пожелтевшее жёсткое лицо со шрамами и пронизывающий взгляд вызывали трепет. Зачинщики травли порядочно наложили в штаны, ожидая мести за брата. Но на удивление, Ил ни разу ничего не говорил, и даже про него не вспомнил. Он был гениален во всём: мог вырубить троих неслабых ребят ударами рук или ног; у него была мощная сила убеждения, он мог войти в общение и договориться с кем-угодно и о чём-угодно. Он стал лидером класса. И царь, и жрец в одной незаурядной личности…

...и играла музыка. «Господи, это правосудие Ила! Справедливое правосудие», — к Рите пришло мучительное озарение. Она страдала раздвоением личности. С одной стороны она боготворила и давала подтверждение гению Ли и его чудовищно глубокому разуму, а с другой, ей хотелось его уничтожить. Она одновременно сплетала травлю и брала под защиту свою жертву. Зачинщица и защитница в одном флаконе…

...и играла музыка. Уже никто не мог смотреть на экран. Заземлив внимание в пол, тела учеников принимали позы внутриутробных младенцев, Лица пачкались слезами, соплями и кровью. Она выходила через нос и уши. Играла вторая часть сюиты, смертельная. Экран выключился, звучание стало тише, но от этого не стало легче. Рита вспомнила все разговоры с Ли, как будто ленту кинематографа перекрутили с огромной скоростью. Каждая фраза юного мастера вспыхнула в её памяти. Время пропало…

… и играла музыка. Каждый ученик нашёл свой подарочный нож, и это стало облегчением. Ибо музыка убивала без ножа, а подарки несли гуманную идею враз прекратить адские муки.

«Как учил Ли, октава рождения и жизни, октава повреждения и смерти… Они идут в противоположных направлениях. Ли — октава жизни, Ил — октава смерти. Это один и тот же человек!» — последнее озарение Маргариты Панариной, вечной ученицы одиннадцатого класса. Она так и не услышит целительную музыку Жизни, способную строить.
+7
01:01
745
07:05
+2
ГОЛОС
Идеально точное трактование темы. Хоррор в лучших традициях жанра. Финал который заканчивает историю, но рождает вопросы.
Хочется расширить. Но даже ощущение, что автор вырезал некоторые моменты не портит впечатление от рассказа.
07:56
+2
Рассказ не понравился. Ни сюжет, ни язык. Нудятина, особенно объяснение про разное искусство. При этом, не смотря на типанаучное занудство, всё равно объяснение непонятное.

— Да ты не хочешь со мной разговаривать?!

— Ты, кажется, спросила, что я делаю?

— Ты не умывался что ли? В глазах крошки. Чем ты там занимаешься?



— Я пишу музыку, но только она особенная.
Слишком много местоимений для диалога. От «ты» и «я» можно спокойно избавиться. Весь диалог лучше переписать.

В финале, к сожалению, потерялась логика. Логичнее было бы заткнуть уши руками, а не резать себя.
09:43
+1
как-то всё не склеено
диалоги неестественны
огромный абзац о другой музыке не оправдан
далее не совсем понятно, что такая другая музыка заставляет людей
что-то делать вне их воли и желания

слишком газетно описан конфликт класса и Ли
вряд ли из-за шрамного лица можно наложить в штаны всем классом crazy

из-за не ярко прописанного конфликта всё остальное — лишь слова,
почти ничего не значащие
10:12
Ну вот скачет то ли стиль, то ли структура. Разговаривают герои тоже так себе…
11:14
+2
Неплохой хоррор на тему школьной травли. И тему здесь раскрыли точнее всего, соглашусь с птичкой.
Начало было прямо многообещающее, середина и конец похуже. Особенно середина, на этом диалоге внимание рассеивается. У меня, по крайней мере рассеилось. Ну и конец традиционно для дуэлей скомкали. Но в целом попытка зачетная.
13:31
+1
«Мальчишка» в 10 классе? Я сначала подумала, что речь о маленьких детях.
13:35
В 10м ещё вполне мальчишка. Хуже, когда «мальчишке» лет 40…
17:20
+1
Кстати, да. Когда читала диалог, подумала, что это какие-то старые воспоминания, класс шестой-седьмой.
16:29
+1
«с кем-угодно и о чём-угодно» — с кем угодно и о чем угодно.
Ли за год себя переделал до неузнаваемости? И что-то о травле ничего не написано. Просто разговор о музыке.
17:14
+3
Рассказ мог бы быть интересным, но он подан немного по-бухгалтерски, дано перечисление событий, которое не переносит читателя в событие, не заставляет переживать за героев. Не подводит к состояниям, в постфактум доносится действие. Есть грамматические ляпы и неудачные фразы. Хотя если переработать, то рассказ может получиться интересным. Плюс за попытку.
16:28
+4
Автор взялся за сложные темы, и рассказ получился сложным, многослойным. Первый слой — тема травли и её разрушительного влияния на жертв и участников. Второй слой — мотив двойственности: жизнь и смерь, определённость и неопределённость, Инь и Ян, Ил и Ли, двоякое отношение Риты к странному однокласснику. Третий слой — фантдоп: буквальное влияние музыки, возможность с помощью музыки менять реальность и вызывать спланированные чувства и действия.
Суховатая подача не помогает нам раскусить эту «луковицу». Ещё сильнее мешает диалог в середине, мне показался неестественным (но я изначально подумала, что герои намного младше, для десятиклассников уже неудивительно изъясняться в такой манере). А глупость одноклассников Ли, которые до финала не догадались, что Ил — тот же человек: возможно, хоррорная условность? Если бы герои хорроров руководствовались здравым смыслом, половины сюжетов не было бы).
Резюме: идеи интересные, написано хоть и скупо, но умело, но для меня-читателя в рассказе нет изюминки, сюжетной или стилистической, которая бы меня зацепила.
17:35 (отредактировано)
+3
Страшное влияние музыки на страшных подростков. Месть — это в стиле азиатов. Масштабы мести, конечно, впечатляют. Мне показалось, что рассказ был несколько больше по знакам, и автор его, словно, сжал, и от этого он воспринимается немного куцо. Но все равно этот рассказ понравился больше остальных. Понравилось объяснения про музыку объективную и субъективную. Понравилась многослойность, о которой написала Ива. Понравился сюжет и сто процентная привязка к теме. ГОЛОС
15:02
Спасибо!
Я тут выпала из жизни на время командировки, читала в аэропорту, поэтому мнение о рассказе будет уже несколько подостывшим, простите)
Повеяло японскими хоррорами. Сильно повеяло) По мере прочтения в моей голове мелькали кадры из азиатских фильмов и аниме)
Но в целом мне понравился рассказ. Подростки и внутренние отношения в их коллективе это страшно.
Согласна, что концовка немножко скомкана, но мне, в целом, хватило её для завершения этой истории.
18:06
Картинка есть и текст есть, идея есть, а вот соединить все это, как мне кажется, не удалось.
Но это ладно, субъективная музыка — что? Любую мелодию можно записать числами, можно и формулу подобрать под эти числа. Даже джазовая музыка стройна и логична за исключением исключений, которые обычно тоже вписаны в сложный рисунок. Эта идея объективной музыки совсем не понравилась.
22:11 (отредактировано)
+1
С чисто практической точки зрения ЭТО ИДЕЯ- «манипулятивной мелодии — программирующей мелодии»- ЗАСТАВЛЯЮЩЕЙ человека делать что-то неосознанно. Инфразвук подавляет, вводит в уныние. Низкий бас- нагоняет необъяснимый страх, дезориентирует. Высокие звуки — выводят из себя… и т.д. Ритм наоборот, объединяет массу людей чем-то «общим»: в любых войнах есть СВОИ главные песни-мелодии для каждой из воюющих сторон. Объективность скорее всего не очень корректный термин для таких авторов мелодий, что жаждут УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ. И недодумана культурная база -впервые слыша чужую музыку часто люди ее просто не понимают… Ведь музыка- как и все в нашей голове- предмет накопления. Поэтому страшная для эскимоса музыка — для мексиканца будет совершенно иной по впечатлению. Это разница культур и ЗАЩИЩАЕТ. То есть проблема объективности музыки здесь крошится на мелкие осколки и уже не работает. Объективно музыку воспринимает только человек, потерявший ВСЮ память (авария, и амнезия) — с чистого листа. smile)
22:04 (отредактировано)
Всегда интересно читать сначала комментарии… потом уж РАССКАЗ… Эх, долгие годы занятия наукой никак не удалить из оценки и впечатлений. 1- Школьники не могут заниматься наукой (за очень редким исключением вундеркиндов). 2- если ребенок вундеркинд… шеймить его мало кто будет, ведь он будет под присмотром учителей. 3- научно-доказательная база должна содержать хоть одну фамилию! искал же кто-то наукой гармонию? да, искали… и 100 раз… в течение последних 500 лет, а автор рассказа ИДЕЮ пытался изучить? вряд ли. 4- философски ошибочны/недодуманы противопоставления «любовь+доброта» у Ли против «справедливость+правосудие» у Ила. Это почему противоположны эти явления?? «любовь» против «ненависть», и «месть» против «доброты» — чем не устраивают..? А где ж в САМОСУДе вдруг проявилось «правосудие/законность»? Эх, мат.часть… не просто стандартный «камень преткновения»… а иногда и «ошибки проектирования, воплощенные в бетоне»…
Загрузка...