Замёрзшее море

Текст:
Сегодня молчит прибой.
Он онемел, устал -
Его корабли заброшены, цепи ржавы.
Чем кристальней сознание,
Тем печальней этот кристалл.
В нем отражаются улицы и канавы,
Никогда не включённый свет,
Никогда не тающий снег,
Воротники,
ссутуленные спины...
Вера моя -
Торжествующий трупный смех -
И небо, далёкое, синее,
Синее.
.
Лишь пережить февраль.
Гулом из темноты
Море зовёт, огромное и глубокое.
На берегу песок.
На берегу кресты,
Рваная леска, выбитые стёкла -
Всё это ни к чему. Лишь пережить февраль -
И, оттолкнувшись, прыгнуть в бурлящие волны...
Смотреть, как бушует шторм,
Как он разбивает сталь -
.
И ничего, и ничего не помнить.
Никаких. Не может быть недочетов там, где нет ритма)
Но это я уже не вам, это я так, грустные мысли вслух…
_ / _ _ / _ /
/ _ _ / _ /
_ / _ _ / _ /_ _ / _ /
Это не силлабо-тоника. И не тоника формально — строки нерегулярны. Но за счет элементов дольника ( _ _ / _ / ) звучат хорошо.
А дальше строки уходят в нечто с элементами косячного хорея:
/ _ / _ _ / _ _
/ _ / _ / _ _ /
Потом снова хорошо, потом снова плохо…
В верлибре нет чёткой математике, он априори не формализуем однозначно, это правда. Но это не значит, что его можно писать как угодно — иначе любую прозу можно будет назвать верлибром.
Отвечу вам честно. Я не изучал верлибр, у меня нет для него понятийного, структурного и математического аппарата. Писал пару раз, но интуитивно — понимая, что в нём всё равно должна быть «музыка» стиха.
Следовательно я могу ответить, почему это плохой верлибр — я показал, где музыка исчезает. А как сделать хороший — я не знаю.
Как порежешь — так и поедешь.
То есть — никак для поэтов.
Потому что поэты — это другое..)))
Как вы думаете, стоит ли мне этим заниматься? Или не стоит?
Надеюсь, вы понимаете, что получится реальный верлибр?
А вот здесь вы не правы. Совершенно.
Хм. Поищу все-таки.
Всегда так же считал. Сначала от незнания и непонимания, потом от озарения.
Но это проще проверить обратным способом. Записать любой верлибр в строчку. И получится обычная проза.
Объясните мне только, как с этим сочетаются ваши вечные шпильки к отсутствию рифмы? Типа без рифмы — это езда с мотором, а вот чувак, который просто несколько раз на энтер нажал — это поэт, конечно?
Я по-прежнему утверждаю, что верлибр — это для халявщиков.
И поэтому говорю, что можно прозу хаотически покрошить энтером — и вот вам поэзь!
Потому что это не верлибр. В точном понимании этого слова.
Хотя некая «вольность» есть. Но не верлибр.
Ну да, вы имеете право на эту точку зрения, вы можете давать своё собственное определение верлибру, стихотворению, прозе, поэзии, но это противоречит сложившейся традиции литературоведения. Вон Казус любит говорить, что поэзия без знаков препинания неграмотна и не должна существовать, что противоречит, ну, сложившейся традиции. Вы оба имеете право на свои мнения, просто… Выглядит немного странно. Выдумали какие-то новые правила и доказываете, что они единственно верные. В вашей системе-то может и верные, систему можно любую придумать. Могу сказать, что в стихотворении не менее 50% определений должно быть эпитетами, иначе это проза. Могу подискутировать (понарошку, не верю я в это). Но зачем?
Что в данном примере, с точки зрения литературоведческой традиции, превращает прозаический текст в поэзию? Только графика? Или только определение автора? Или что-то ещё? Без сарказма, но и без субъективизма.
Ну и кстати можем также рассмотреть в качестве компромисса точку зрения, что верлибр и стихотворения в прозе — формы промежуточные. Между тем и другим, поэзией и прозой. Шкала, короче.
Как гендеры:)Но вот «замерзшее море» я все-таки отнесу чисто к поэзии, даже не смотря на сбои в ритме (немножко беременной тут быть можно).Вот это единственное, что я готов принять за слабый аргумент. Остальное же — нет.
Образность не специфична для поэзии, она есть и в прозе.
Заявление автора — тем более. Ну пойду я заявлю, что любой из моих рассказов — стих. И что мне скажут на это?
Акценты и паузы… Не уверен, что этого может быть достаточно.
А компромисс — да, где-то около того.
Тем не менее, останусь при своём мнении. Для наличия сбоев ритма нужна точка опоры, относительно которой считывается сбой — некий «материнский» размер (как опорная частота в радиотехнике). В обсуждаемом дуэльном стихо его нет. Только элементы разных ритмик, в которых я не вижу системы. Определение «проза» по отношению к нему может быть гиперболизированным, но и не поэзия тоже. На мой взгляд.
Тем не менее, спасибо за аргументацию. Ценю.
Я без расклада вижу, что здесь нет ритмической регулярности.
Как там было?
«Отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвертому — проходит).»
Мне кажется, здесь есть ритм.
И вообще, мне скорее понравилось. Почему-то показалось, что это про Мариуполь.
Но запнулась на кристаллах в первой части.
Надо говорить не кристальней, а кристалличней, а если совсем правильно — степень кристалличности выше.Как-то они у меня не вяжутся с остальными образами.Мне показалось, здесь про кристальную чистоту, хотя строчки дальше мою уверенность немножко шатают) Но я пока что только по диагонали пробежала глазами, потом вернусь перечитать)
Алсо кристальная чистота — это же очень высокая чистота. То есть это уже как бы превосходная степень, зачем ее еще сравнивать.
А море (по сюжету) застыло.
Вот этот надлом (или слом) ЛГ (он хочет, чтобы море жило, а оно мертво) считывается.
Видимо автор именно это и хотел показать всеми этими изломами ритма.
Как-то так.
Это меня вдохновило.
Придется написать пародию.
Кстати, вам что жить мешает? Нужно обязательно кого-то укусить,
чтоб не застаивался? Оживить мир очередным срачем?
Да пошли вы сами в стол. Там вам самое место. Возле ножки с дуплом для постыдного дневника.
Не под руку вечно.
Ладно. Придется постараться.)
Завтра.
Попытался попасть в ритм, но не получилось. Лишь первые строчки стиха и пародии по размеру совпали. А дальше — ну его к черту, все эти ваши ритмы и волны. Главное — смысел.)
– Сальери, ты что сыграл?
– Этюд для баяна с дудуком.
– Мне кажется – ноты прошли
Пешком из баяна без звука,
Но – через дудук и в небо…
– Еще винца?
– А что ты мне налил?
– Вино хорошее, доволен будешь вечно.
– Да что-то вижу только синь, да синь:
Зеленый змий совсем другого цвета.
Да мне смешно! Ха-ха!..
– Смеешься, друг? Я рад.
Посмейся, это сильно облегчает
Полет через дудук в синь неба наугад!
И я доволен этим трупным смехом,
Он радует меня. Баянь, теперь ты не помеха…
Значит — нормальная.
Буду на вас тестировать теперь.)
Дальше…
Образность. В первой части работы, ее, кмк, через край — хватит голодных в африке накормить.
При этом, порой, совершенно не ясно: а как эти образы увязывать?
Онемевший от усталости прибой — молчит. Следом наваливаются заброшенные корабли и ржавые цепи. Чьи цепи? Прибоя? Чьи корабли? Его?
Следом на нас вываливают сентенцию уровня: соль — соленая. Спасибо.
И, что забавно, в целом, если не вникать: звучит… прям, возвышено, мощно, колоритно. Но, при попытке постичь — распадается.
Это приводит меня к грустной мысли, что далеко не все здесь нужно и не на своих местах. К чему я это? Да, к тому, что красивые филиеры — это все равно филеры.
Есть у меня подозрение, что смыслом наделены лишь эти фразы:
И, прям, так хотелось мне разобраться… постичь. Я уже, прям, вижу это небо…
Но, совсем внезапно… Прилетает февраль.
И на зубах начинает скрипеть. Тот самый песок…
И так тоскливо становится. Что, снова, вместо потенциально интересного нечто — скулеж.
Некая аморфная политическая позиция.
Ну, февраль… и что? Ну, пережили, и что?
Кресты, песок, стекла… что такого, чего еще земля не видела в том феврале? А в вашем?
В общем, жаль. Идея была хорошая.
Да ну какая это проза? И не верлибр.
Вообще, ощущение, что автор не пойми зачем разбил нечётные (и некоторые чётные) строки. Цезура, что ли, мешала?
Там же чётко прослеживаются по рифмовке строк обычные катрены: abab.
Сегодня молчит прибой. Он онемел, устал — Его корабли заброшены, цепи ржавы.
Чем кристальней сознание, Тем печальней этот кристалл.
В нем отражаются улицы и канавы,
Никогда не включённый свет, Никогда не тающий снег,
Воротники, ссутуленные спины…
Вера моя — Торжествующий трупный смех — И небо, далёкое, синее, Синее
А вот эту строчку забыл разбить:
Всё это ни к чему. Лишь пережить февраль
А может и пойми зачем. Чтобы отвлечь от очень нерегулярного ритма.
Но мне кажется, это все же ближе к тонике. В начале-то прям явный дольник, а потом количество иктов пустилось во все тяжкие и некоторые строчки в тактовик уходят. Но я тут не спец, конечно.
Тем не менее, я легко улавливаю здесь ритм. Плюс рифма форму удерживает.
Это в буквальном смысле «немножко беременная».
Если нечто — очень нерегулярное, то оно, блин, априори не ритм! Ну по определению!
Разозлили ВетраА математики вообще Нобелевку не получают
Фигли там разбирать? Это обычный рэп.
Для меня это аллюзия на социальную активность.
А дальше — горе от ума и немного от Бродского.
мне это не понравилось. Дело тут не в какой-то там вере — вере, а в том, что не могу принять сочетания смерти и смеха. Чего это в догму возводить. в жизнь лучше верить.
Февраль тут, согласна, конкретное событие, затянувшееся не на один год.
Мне понравился финал
Только я не согласна не помнить. Я все запомню, специально, а буду забывать, буду записывать, как оно было, кто что говорил и как потом на ходу будет переобуваться. Ну и просто не смогу забыть.
Ритм есть.
Прикол в том, что цезуры здесь являются частью силлабо-тоники. Поэтому такая разбивка строк.
В итоге обрывки логаэдов как-то удивительным образом сочетаются друг с другом.
Но в любом случае, о Великий Ветер, нельзя говорить об отсутствии ритма там, где он появляется. Можно сказать о сбоях — и назвать их изменчивостью ритма. Но сбои чего? Ритма. Значит, он здесь есть. Рваный, местами, но есть.
И это как-то довольно изящно вышло. Похоже, неслучайно.
Мне понравилось, потому что отсутствие единого доминирующего ритма выглядит и переносится здесь на удивление органично. А почему?
Потому что мне понравилось?
Да. Понравилось. Потому что органично, умело, красиво.
Нет системы, но ритм есть. Вот один, вот другой, потом третий.
Если бы это было сделано неумело, плохо, то вряд ли мне бы понравилось. Так что неизвестно, что первично.
Две других работы не ужасные… Даже неплохие. Но обычные.
А эта здорово выделяется. Автор вышел в другую плоскость. И сделал это мастерски. Я не только и не столько про ритм сейчас, а вообще про эмоциональный эффект от стихотворения.
Кстати, ГОЛОС поэтому.
Нет воздуха, а атмосфера есть. Нет воды, а океан есть. Ясно. Вопросов больне ни к кому не имею. Пойду останусь последним адептом силлабо-тоники.
Но если можно сделать несколько иначе, но чтобы читалось и было красиво, то хорошо. Потому что это тот случай, когда можно позволить авторское. Пунктуацию, синтаксис, ритмику. Если выходит умело, органично, — то да. Если коряво — то нет.
Но понятно, что оба эти критерия очень субъективны.
Но мне нравится, когда у кого-то получается удачный эксперимент.
И проголосую я здесь. ГОЛОС. Что я, зря тратила время на чтение? Другие два, простите, никуда не годятся. Вру. Годятся. Писать пародии и показывать, как не надо делать.
Дружеский совет автору: не принимайте близко к сердцу все эти споры. В плохом смысле не принимайте, но и в хорошем тоже, если получится.
Тема: «Песня прибоя». И здесь вижу именно песню. Ритмически: условно три части. Первая (до воротников) и третья (после синего) — собственно, почти идентичны (без учета переменных анакруз и пары явных сломов, что для песни вовсе не критично):
(-)/--/-/
/--/-/
(-)/--/-/--/-/-
И т.д. В третьей части эта схема более четкая, почти без анакруз, которые появляются только здесь:
(Смот)реть, как бушует шторм, (-)/--/-/
(Как) он разбивает сталь (-)/--/-/
Во всяком случае, я слышу именно так.
А от «воротников» до «синее» — выходит ритмически отдельная часть. Таки верлиброподобная. Не то чтобы меня это смущало, но сказать, что чувствую здесь гармонию, точно не могу.
По содержанию – вполне. Затянувшийся февраль, ему нет конца. Торжество трупного смеха – это страшно. Это то запредельное, чего быть не должно, а есть. С кристальным сознанием я не очень разобралась.
Настроение, эмоция. Такая печальная отрешенность, очень глубокая тоска, ну и очень слабый проблеск надежды, что когда-нибудь получится забыть происходящее и увидеть синее небо, по которому не летает смерть. Горькое стихотворение. И яркое.
ГОЛОС
ГОЛОС этой работе, потому что откликнулось, зацепило, вызвало эмоции. Возможно, автор вкладывал что-то своё, но я вычитала своё. Спасибо за это!
Песни печальной о своей…
Пусть у каждого будут свои ассоциации.
ГОЛОС