Последний шанс
Текст:
.
В кулуарах глубин мирозданья
Вырастают кривые цветы.
Их срезают в часы испытаний
Серповидные пальцы судьбы.
.
Лепестки оборвав, черенками
Заряжают тугой арбалет,
Посылают стрелою с шипами
Расставанья колючий сонет.
.
Черенок непременно зацепит
Беспокойную душу твою,
Поразит несуразностью тени,
Закрепит в ретроградном строю.
.
Угловатость кривого пространства
Обнажит апогей высоты.
Испытай резонанс декаданса!
Кривизна – эталон красоты...
.
Фонари догорают неоном,
Прошагать довелось полверсты.
Убивает морозом бутоны,
Леденеют в букете цветы.
.
Принесу перемерзшие розы,
Улыбнешься, печали полна,
Позабудешь ненужную прозу.
Поцелуешь?.. Ушла кривизна.
1. «Мирозданья», «расставанья». Не будете спорить с тем, что использовали такую форму чисто, чтобы впихнуть слова в анапест практически насильно?
2. «Стрелою». Выделю отдельным пунктом. Да, форма верная, хоть и устаревшая. Да, она даже соответствует общему тону стихотворения. Но использовать в соседних строчках патетичное «стрелою» и просторечное «расставанье» — косяк, происходящий все из того же впихивания в анапест.
3. «в ретроградном строю». Автор, «в… строЕ»! (см. предложный падеж)4. И наконец, момент, на который я редко обращаю внимание, но на фоне выверенной ритмики он обращает внимание сам собой. Рифмы. «Мирозданья — испытаний», «черенками — шипами», «высоты — красоты». Скучные, падежные, ничем не лучше глагольных.
Ну и да. Несмотря на наличие нескольких красивых образов, в целом это выглядит одновременно банально и непонятно. Банально — почему что розы, холод, расставание. Непонятно, потому что некоторые сочетания вызывают исключительно вопросы — ретроградный строй, апогей высоты… при чём тут это? Ради красоты и витиеватости? Не.
Короче, эксперимент засчитан, но признан не совсем удачным.
Фонари догорают неоном, Прошагать довелось полверсты.
Нету неоновых фонарей в природе, ну нету! И вёрсты с неоном сочетаются так же, как армяк с лоферами, чтоб их. Да и кулуары с глубинами и угловатость с кривыми туда же.
в ретроградном строю». Автор, «в… строЕ»! (см. предложный падеж)
Вот заглавие статьи Маршака
В строю, в бою, в краю…
Нужно писать и говорить: в стрОе, В бОе, в КрАе?
Большое спасибо за критику, со всем согласен. Но оговорки все равно есть. Извините.
1.Но использовать в соседних строчках патетичное «стрелою» и просторечное «расставанье» — косяк, происходящий все из того же впихивания в анапест.
Да, некоторые рифмы обычные, конечно, но не согласен с просторечием.
Это с каких пор сокращение слов стало считаться просторечием? С возникновением в МИНОБРЕ придурков всяких?
О. Мандельштам
М. Ю. Лермонтов
КИНЖАЛ
Значит, эти поэты использовали сокращенные слова ради того, чтобы вставить их в размер?
Ну и ладно. Значит, я тоже не дурак.
Но у них не было: расставалАСЯ, страдалОСЯ и т. д. Это действительно просторечье. Хотя, если честно, в некоторых культовых песнях используется.
Типа
Темной ночью простилася. «Огонек».
Ну да ладно. Хотя меня поражает такое эстетство в русском языке, если честно.
2. Падежные рифмы. Ну да, куда ж от них деваться? Хотя, ну очень не алло критика для этого стиха.
3. ретроградный строй, апогей высоты… при чём тут это? Ради красоты и витиеватости?
Ради красоты — да. А какая здесь витиеватость? Если кривизна — эталон красоты, то почему осознание этого факта не может стать апогеем высоты? Для человека, оказавшегося в кривом пространстве, резонанс декаданса — отброс в назад. В ретроградный строй…
Или нет? Ну, кто как видит.
Но основной недостаток этого стиха именно в том, что это практически на 99 процентов чистый анапест. Сделанный в угоду размеру.
Рад, что у поэта есть такие знания. Погуглите, и вам вывалится куча фирм, торгующих именно этим товаром. Но это не важно.
У меня был вариант написать «прошагал полкилометра». Но вряд ли это звучало бы лучше.
А кулуары с глубинами — это не поэзия? Ну, неон и верста не поэзия, кулуары с глубинами тоже, понимаю. А что такое поэзия? Болтание ножками? Вкусовщика-с?..
Падежные рифмы. Ну да, куда ж от них деваться?
Ну вы же от безударных слов в анапесте смогли деться? Уж доводить до идеала, так во всём.
И то, и то — поэзия. Только разная. Вопрос не в словах по отдельности, а в их сочетаемости.
Кулуары глубин. Когда говорят «в кулуарах саммита поговорили, встретились и т.д.» — это означает, что есть саммит — публичное, шумное мероприятие и есть у него кулуары — скрытое от посторонних. Окей, скрытое от посторонних, нечто не для всех вы использовали. Но глубины сами по себе скрыты от посторонних, они не яркие, не шумные и не публичные. Поэтому тавтология, масло масляное.
О фонарях.
Фонари догорают неоном. Само по себе не очень ясно, ну ладно. Из дальнейшего понятно, что ЛГ шагает по улице, полверсты по морозу. То есть фонари уличные. Это обыкновенные фонари, не реклама магазинов, не декоративная подсветка дачных участков.
Дайте, пожалуйста, ссылку, где в России используются для уличного освещения городского или сельского пространства неоновые лампы?
Не фирмы торгуют, а реально в городе стоят? Светодиоды, ртутные и натриевые и ещё фиг знает какие — но неон не практичен для этой цели.
Скажите вслух: неоновые огни… реклам выскочит. Неоновые огни… Какие? Яркие, необычные, цветные, мигающие. Неоновый свет — часто «кислотный», непривычных оттенков — это сочетается со впечатлением от света уличных фонарей? Нет. Об этом и речь. О диссонансе.
А кулуары глубин не имеют никакого отношения к тавтологии. Хотя бы потому, что в ларце, спрятанном на кудыкиной горе, есть утка, потом заяц, потом яйцо и только затем игла.
Так и в глубинах возможны кулуары, в которых есть подвалы, в подвалах сейфы, а в сейфах флаконы с
настойкой боярышникаживой водой.Тут, знаете ли, всё зависит от воображения. Оно у всех разное.
Подумаю
ГОЛОС здесь за любовь, которая исправляет кривизну. Так и есть
Если бы соперник в дуэли даже добавил Ром.
Надежда… Она должна быть! Без неё очень грустно, тоскливо…
И пусть даже букет замёрз на морозе.
***
Всё равно, чем фонарь догорает,
Галоген там или диод.
На морозе букет замерзает,
Но надежда пусть всё же живёт.
Прикинь, поссорился с женой, пришел мириться в три ночи. Мороз был двадцатник. А я — как дурак — размахивая букетом, шлепал домой 700 метров. У нее как раз день рождения случился. Пришел, сунул букет, а с него лепестки все осыпались. Короче — меня послали на фиг, потому что (букет плохой ) жена Козерог. Вот об этом и стих. Только конец другой.
В танчиках интернетный товарищ делится радостью:
-У драгоценной день рождения. Купил ей 30 роз (по количеству годиков), иду мириться!
Я ему:
— Саня! Тридцать — ЧЁТНОЕ!
(занавес)
Побежал докупать
Можно было и не докупать.
Проблема здесь в том, что из-за использования трехсложных слов стих потерял живость и выглядит отстраненным.
Вот и спрашивается, что лучше: лажа на концерте (но живая) или четко отрепетированное выступление, но образцово-лубочное?
Поссорился я с женой и весь мир стал кривым. Потом решил помириться. Приехал с работы в три ночи с букетом цветов в день ее рожденья. Пока шел от гаража 700 метров, размахивая букетом по-дурости (мороз минус 20 был) розы замерзли.
Пришел, подарил, лепестки опали.
Вотэтоповорот!
А дальше — фантазия автора.
Но здесь у меня была задача сделать стих чистым размерно.
Можно сказать — эксперимент. Чтобы все ударения совпадали.
Я этого почти добился. Но стих потерял живость.
Имхо, произведения, слишком личностно окрашенные, чаще всего читателям видятся совсем не такими, как автору. Но тут главное, что цветы и стихи выполнили поставленную перед ними задачу
Хотя, возможно, так оно и задумывалось.
Вкус отрешенности от происходящего сочится из каждой строки, и потому, особенно, странным видится финал. Здесь уже ничего и никуда не отнесешь… Здесь, уже все…
Что по технике… Она — норм. Обрезания «лишних» слогов при помощи мягкого знака — это не самый техничный ход, но и ругать за это — не полагается.
Меня, как читателя, больше отталкивает нафталиновость изложения, что ли. Ну, не серебряный век на дворе… Можно же как-то посовременнее? В ногу, что ли… А так…
Это был хороший эксперимент, жаль что получилось немного не то, что хотелось
А когда долго мучишь — получается чистая механика. Ну, за редким исключением.
Ещё раз спасибо.