Андрей Лакро

Ad vivendum

Ad vivendum
Работа №2. Тема дуэли: Лодочка, плыви
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Река тащилась меж берегов, как черное ленивое чудовище.

Рощин подался назад. Толпа теснила его к краю причала, баба Рая наваливалась от души своим несокрушимым бюстом. Вода — темная, тягучая будто болотная жижа, — сонно билась о сваи. Словно никакая это не река — самое настоящее море.

Близко подходить к воде боялись, там явно обитало что-то. Булькало, изредка выпуская воздух, шевелилось в зарослях, порыкивало. Данилыч совсем недавно уверял всех, что видел в камышах рядом с причалом желтый и хищный глаз.

— Товарищи, не напирайте! — попросил Рощин. — Я из-за вас сейчас свалюсь!

— Ай, только посмотрите на него! Раскаркался тута! — возмутилась баба Рая.

Она сразу же примолкла — с реки отчетливо донесся рокот мотора. С каждой секундой он приближался. Вот из густого тумана показался задранный к небу нос. Лодка повернула, и все увидели сгорбленную фигуру паромщика: резиновые сапоги, надвинутая на самые глаза кепка, видавший виды дождевой плащ.

Толпа заволновалась. Каждый нет-нет, да думал про переправу. Как оно будет? Мужики молчали, попыхивая сигаретами, бабы переживали, что хмырь в лодке больно насупленный. Да еще и болтает не по-нашему. А ну как утопит?

Когда легкое суденышко наконец причалило, толпа инстинктивно подалась назад.

Паромщик молчал. Рощин, как и все, разглядывал его. Орлиный нос с горбинкой, смуглая кожа, бесстрастное выражение лица. Как будто и впрямь иностранец. Но одежонка… От обычного нашего забулдыги не отличишь.

— Тьфу! Пьянь! — сплюнула тетя Даша.

Она все еще прижимала к груди корзинку с подосиновиками. Ту, что успела собрать совсем недавно — в лесу.

Паромщик ничего не ответил, лишь указал хмурым взглядом на свою лодку. Там, за кормой, нехотя плеснуло что-то, будто ленивая черепаха. Нет, это не черепаха, — понял Рощин. На миг он увидел (а может, это почудилось только?) покрытый шипами, как у динозавра, длинный хвост.

— Ну что? — Данилыч хмыкнул. — Давайте что ли грузиться, да погнали?

— Эх, а у меня гуси-то не заперты… — вздохнула понурая баба Нюра. — Надо было выгнать за калитку. Пожрут ведь всё в огороде, сволочи!

Медленно, будто нехотя, народ принялся грузиться в лодку. На берег наползали ранние в этих краях сумерки, в прибрежных кустах уже чавкали, хрустели то ли ракушками, то ли чьими-то костями…

Рощин покинул причал последним, нарочно сел так, чтобы видеть берег. Глупо. С одной стороны, вроде и уходить не хочется. С другой — оставаться опасно. Паромщик оттолкнулся от причальной стенки длинным и узким веслом, и в тот же миг все увидели, как на дорогу из речных зарослей вылезло Нечто.

Неповоротливое, приземистое, как танк. Толстые кривые лапы с трудом держали массивное, покрытое броней тело. Маленькие поросячьи глазки, налитые кровью, глядели вслед удалявшейся лодке. Из разинутой клыкастой пасти капала слюна.

— Твою же за ногу!.. — увидев тварь, выразил эмоции Данилыч. — Что ж это за образина такая? Ни в сказке сказать, ни вслух произнести!

Лодочник завел мотор. Лодка ускорилась, разводя на черной воде белые усы пены. Бабы охали, морщились. Воняло болотной жижей, металлом, соляркой, еще немного — помоями. От поверхности реки поднимался удушливый туман.

— Ах ты, батюшки ж светы!

— И чего ентот-то автобус ломается, как проклятый? Все в этом государстве на соплях!

— За что нам напасть-то такая?

Сдуру баба Рая решила потрогать воду — и тут же отдернула руку. От реки шел хорошо различимый пар.

Сразу же вскинулся, будто проснулся, лодочник. Данилыч укоризненно покачал головой:

— Сказано же тебе, дура! «Нельзя!»

— Так я же это… Я же из научного интересу, — попыталась оправдаться баба Рая.

Черная вода вспучилась по правому борту, выросла возле самой лодки угрожающим холмом. Лодочник предостерегающе поднял смуглую, худую руку. Пальцы его казались высохшими и совсем костлявыми — как у смерти.

— Ща как впиндюрит — мало не покажется! — сумрачно прокомментировала баба Нюра.

Женская часть пассажиров испуганно заохала. Лодка умудрилась пролететь по воде еще несколько метров, как вдруг ее тряхнул сокрушительный удар. Он был такой силы, что хрупкое суденышко подскочило и чуть не перевернулось. Мотор, выведенный из строя одним движением гигантского хвоста, чихнул и заглох.

Над рекой воцарилась гнетущая, мертвая тишина.

— И… — спросил Данилыч. — Что теперь?

Лодка снова вздрогнула, испуганно закачалась. С едва слышным плеском в густую, как кисель, воду ушел громадный, вооруженный шипами хвост. Ему было достаточно показаться над поверхностью лишь на мгновение, чтобы все принялись неистово креститься.

Паромщик молчал. Его сумрачный, напряженный взгляд какое-то время шарил по поверхности реки — будто искал там выход из сложившейся ситуации. Пассажиры притихли. Притихла и тварь. Но что-то подсказывало Рощину — это затишье перед бурей. Так хищник затаивается перед смертельным броском.

Плэйн прэпэй!

Рощин вздрогнул. Голос у лодочника был простуженным, хриплым, как будто каркала ворона. Расталкивая пассажиров, он прошел на бак, вытащил из-под лавки свернутую в кольцо веревку. Закрепил один конец, другой подал Рощину:

Фэрэ!

Рощин пялился на веревку, как на ядовитую змею.

— Че, мужики? — спросил он. — Че ему надо-то?

Туман, царивший над водой, в этот миг слегка разошелся, будто кто-то раздвинул руками шторы. Все увидели противоположный берег.

Он был совсем близко. Скалистый, обрывистый, серый. Волны лизали пустынный галечный пляж. Прямо по курсу виднелась пристань.

Однако она не приближалась. Несмотря на течение, лодка стояла на месте, как влитая.

— Знамо дело! — хмыкнул Михеич — пожилой водила сельского автобуса. — Бери веревку. Плыви.

Лодочник кивнул. Он был занят — завязывал на конце каната большую петлю.

— Давай, Саня!

К ужасу Рощина, с Михеичем согласились остальные:

— Без мотору-то как?

— Сожрут еще того и гляди!

— Да мужики, вы че? — испугался Рощин. — Оно же там! Как я туда полезу?

— Да ничего не будет. Успеешь!

— Че тут доплыть-то?

— Метров двадцать!

Рощин с сомнением посмотрел на пристань. Плавал он хорошо, специально на секцию ходил. Но что там за тварь, кто ее знает? Она же быстро движется.

Черная вода молчала, будто заманивала. Ни всплеска тебе, ни пузырька.

— Да ушел он ужо, не боися! — сказала баба Рая.

«Вот сама бы и лезла, раз ушел!» — подумал Рощин.

Баба Рая была бледная от страха. Лодка покачивалась, переваливалась с борта на борт. Но за все это время она так и не сдвинулась с места — хоть режь.

— Ой!.. — баба Нюра всплеснула руками. — Батюшки! А тута вода…

Рощин посмотрел себе под ноги. И то правда! Вода медленно прибывала. Кажется, удар повредил лодку.

— Прыгай, Сашенька! — взмолились бабы. — Доплыви!

Рощин поежился. Все смотрели на него: кто с надеждой, кто со страхом. Понятное дело, он в этой компании самый молодой. Старичье точно не справится.

— Ну ладно, — Рощин попытался придать лицу героическое выражение, взял из рук паромщика канат. — Была не была!

Он специально ушел в воду под таким углом, чтобы получилось как можно меньше плеска.

Вода казалась горячей и тяжелой. Будто густой кисель. Мерзкое ведьмино варево! Она сковывала движения, Рощин ощущал себя спеленутым по рукам и ногам.

Он греб изо всех сил. Противоположный берег нехотя приближался.

Еще немного! Чудовище тоже не дремало. Вот что-то коснулось его живота, Рощин инстинктивно подобрался… В следующий миг гигантская морда подбросила его, будто игрушку.

Рощин описал в воздухе кривую дугу, шмякнулся, больно ударившись головой о причал.

— Саня! — кричали с лодки. — Саня! Как ты?

Он изловчился, высунулся из реки почти по пояс. Если бы не стиснувшая его со всех сторон вода, ему бы удалось вылезти на причал. Но теперь сил едва хватало, чтобы набросить на причальный столбик веревочную петлю.

Под ликующие крики канат сразу же натянулся.

— Держись!

Рощин попробовал ухватиться, но не смог. Монстр, затаившийся в реке, будто того и ждал. Острые кривые зубы сомкнулись на лодыжках Рощина, вошли в плоть, словно кинжалы.

Рощин заорал.

В следующий миг в рот хлынула вода — тварь волокла его на глубину. Рощин бился — тщетно! Он не мог ничего сделать, не мог даже дышать. Он умирал, но все еще был в сознании, когда его вновь подбросило и он открыл глаза.

Свет. Писк. Ничего еще толком не осознав, Рощин уставился на блестящую поверхность электродов дефибриллятора.

— Отлично! Жив!

— Лодка… — прохрипел Рощин.

Он попытался встать. Сознание тащило его назад — туда, к причалу, в черную, тугую воду.

— Лежите. Шприц!

Рощин почувствовал укол. Пробормотал, проваливаясь, словно в глубокую яму:

— Они доплыли? Скажите… Они ведь должны…

— Конечно, — ответили ему.

Рощин вздохнул. Рядом, в окне, виднелся залитый кровью асфальт. А немного дальше — перевернутый вверх колесами, смятый в лепешку маленький сельский автобус…

+18
09:02
935
10:14
+3
Хороша написана история. Понравилось. Чёткие персонажи, объёмные описания с цветом и запахом. Что это Харон на лодке — читалась с первых строк и, в целом, расстроило. Слишком уж банально. Но всё нивелируется хорошим текстом. Прочёл махом, пусть и без вау-эффекта.
11:32
+2
Спасибо за отзыв! Еще раз поздравляю с победой! ))) Про банальное, может быть, Вы и правы. Но меня в этой истории привлекла возможность показать совершенно обычных людей, максимально тривиальных и узнаваемых, но в необычных обстоятельствах. Я очень люблю такие штуки. Чтобы даже на берегу Стикса узнавалась какая-нибудь сельская баба Люба или Нюра, или какой-нибудь Агеич, Михалыч и т.д. Задачи сделать оригинальный сюжет совершенно не стояло.
11:17 (отредактировано)
+4
И это очень хорошо.
Радует дуэль!
Язык сочный, вкусный. И ошибок практически нет (опять laugh).
Смысл понятен с самого начала, но всё равно концовка не разочаровала. И заодно объяснила некоторые непонятки (например, как можно нырять в воду, до которой нельзя дотрагиваться).
Очень грамотно во всех отношениях, отличный текст, но чисто для тренировки я нашёл шероховатость: «Она все еще прижимала к груди корзинку с подосиновиками. Ту, что успела собрать совсем недавно — в лесу», — успела собрать корзину с подосиновиками в лесу? Не корзину подосиновиков, а с подосиновиками. То есть корзинка уже была в лесу, её только нужно было собрать.
11:32
+1
Большое спасибо за Ваш отзыв! Про корзинку все совершенно верно, я и сама это заметила, но исправить это уже было нельзя, а я что-то затупила написать Слону. Рада, что понравилось ))
13:22
+2
Мне не очень понравилось, как речь «под деревенскую» («образина», «твою ж за ногу»), так и эпитеты. Рощин — Харон, значит. Где там Хэд бродит?
13:32
+2
Паромщик — это Харон! smileИли я ступил? По мифу так…
13:48 (отредактировано)
+2
Это у нас известный автор БС Хэд — Михаил Рощин. jokingly
А так-то да, Харон паромщик, лодочник. Интересно, язык имеет смысл или это тарабарщина?
15:13
Да-да, виноват. Паромщик. Но Рощин всё равно имеется в главных роля)
11:31
+2
По-моему, там что-то типа «нужно плыть» и «отнеси».
11:33
+1
Это дело вкуса, конечно. Лично мне такие вещи наоборот нравятся. Про Рощина не знала, что тут тоже такие водятся. Упс…
11:34
Мне фэрэ перевели как «давай» )) Сказали, что смотрели в самом большом каком-то словаре.
11:38
Ну, ч не знаю, как пишется ваш вариант. А тот что я смотрела — оооочень многозначен. Можно и так, наверное.
12:33
+1
Они сказали, что это не первое значение, а где-то ближе к концу списка.
12:36
Так я же не спорю. Я не знаток древне-греческого))
Не паромщик, а лодочник, раз на лодке переправляет.
«белые усы пены» — находка.
Захватывающее чтиво. Развязка неожиданная, но начало обещало что-то похожее.
23:12
+1
Вот и мне это показалось непонятным. Вроде паромщик, а плавает на лодке…
11:37
+1
Спасибо Вам за отзыв! Про «захватывающее» — вот это именно то, что я просто мечтала услышать! ))) Как раз над этим и стараюсь работать.
11:38
+1
Если лодка используется в качестве паромной переправы, кажется, можно эти слова чередовать. Но теперь я не уверена. Я пыталась избежать ситуации, когда будет слишком много лодок ))
Тогда и плот можно считать паромом?
А рассказ отличный)
14:23 (отредактировано)
Река: то чудище, то болото, то море… определяться, автор, надо!!!
«Да еще и болтает не по-нашему», он что, говорит сам с собою а оги его слышат? а смами не знают кто он " Как будто и впрямь иностранец." — странный переход к персонажу… скачком над текстом…
" уже чавкали, хрустели " — ужасно! Так, кого сожрали сумерки?
Увы. дальше не читаю… зачем? unknown

все же дочитал, что б по справедливости: впечатление что написано подростком, на тему вольного сочинения… много косяков… сюжет явно притянут за*** unknown
11:40
+1
Большое Вам спасибо за Ваше мнение. Я очень ценю то, что Вы его все-таки обозначили. Сожалею, что мы с Вами смотрим по-разному на многие вещи. Но это Ваше право, и свобода высказываться, которая есть у каждого – по-своему это очень ценный ресурс.
16:13
+2
В этой дуэли два отличных рассказа.
Но я не колебался. Для меня этот лучше, хоть и ненамного. Он написан чуть более умело, чуть более качественно. Но это заметно.
Опять же, для меня.
ГОЛОС.
18:12 (отредактировано)
+2
Так лодочник или паромщик? Или это разные люди? С самого начала ясна развязка, и жалко бабу Раю с её бюстом, я к ней как-то сразу прониклась. Ну, и всех остальных тоже. поэтому здесь ГОЛОС, к персонажам других рассказов у меня никаких чувств не возникло.
11:42 (отредактировано)
+1
жалко бабу Раю с её бюстом, я к ней как-то сразу прониклась

))) От всего сердца спасибо и за голос, и за отзыв )) thumbsup
21:16
+2
Ну что, тоже хороший рассказ. Интересный. Пойду, покопаюсь в следующем.
11:43
+2
Интересный

Вот это самое приятное и ценное, над этим, собственно, и работаю )))
16:44
+2
Этот рассказ обладает при многих прочих свойством убедительности. ГОЛОС.
11:43
+1
Большое спасибо за мнение и за голос! Про убедительность услышать было очень приятно ))
15:09
Примите поздравления!!!
18:08
+3
Рассказ понравился своей атмосферой.
Темно, тесно. Куда, зачем? А тут никак, а там тоже – фиг его знает.
Вот эта растерянность, и в то же время попытка цепляться за своё привычное – это было здорово!)
И ещё мне отчётливо читалась сплочённость селян супротив Рощина. Это очень хорошо сыграло на атмосферу, но вызывало недоумение: остальных персонажей Рощин знает поимённо, как и они его. Так почему они так активно держат против него оборону?
Тут, на мой взгляд, интереснее бы сыграло, будь он пришлым. Чужим для них. Может, и был – мы ж не знаем, ехал ли он в автобусе, или в машине. А может и вовсе улицу переходил в неположенном месте.

Что сыграло фигово – подача. Эх, вычитать да как следует шлифануть бы! Особенно самое начало, где то ли река, то ли море, то ли хрен вообще пойми что такое – тяжело погрузиться в картинку, потому что тяжело сообразить и представить.
Удивило, рассуждение о том, что перевозчик «болтает не по-нашему», в то время, как он ни слова ещё не сказал, только гребёт к ним))
Название «паромщик» тоже выглядит невнятно. Лодочник, перевозчик, пожалуй, было бы уместнее. А куда он их там переправлял, и так ведь становится ясно. Вот интригу подержать подольше было б интереснее. А вы сходу взяли и слили, что привычных нам селян (внезапно!) через Стикс Харон переправляет. Из-за этого рассказ приобретает некую совершенно неуместную анекдотичность.

Ещё мне было интересно: сколько народу набилось в лодку. И какого размера лодка-то. По ощущениям, толпа – это не три, и не пять. А простое и ни о чём не говорящее обозначение «лодка» у меня в голове никак не хотело выглядеть способным вместить столько народу.
Почему за кормой плеснуло что-то, что Рощин сравнивает с черепахой? Ему привычнее, что в воде водятся черепахи, а не рыбы?
Деревенские огороды обычно огорожены забором. Чтоб скотина, которая разгуливает по двору, туда не лазила. Гуси там оказаться могут только если забыть запереть калитку в огород.
Откуда стало известно, что именно удар хвоста вывел из строя мотор?
Почему у паромщика нет весла?
Почему лодка «снова взрогнула, испуганно закачалась»? По сюжету, она вот только что чуть не перевернулась. Когда она успела успокоиться, чтоб снова закачаться?
Залитый кровью асфальт и сплющенный в лепешку автобус у меня тоже не укладываются в одну картинку. Получается, народ из автобуса повышвыривало, затем раздавило, а потом сплющило и сам автобус?
В общем, картинка периодически изрядно сбоит.

Но когда Рощин пошёл ко дну, я даже удивилась. Настолько не ожидала, что персонаж всё-таки кончится (увы, чтение творений Джорджа Мартина ничему меня не учит). Потому да – финальный финт смог меня удивить. Не скажу, что прям новый фокус с таким твистом, но вам удалось погрузить меня в рассказ, так что да – сыграло)
Рассказ закончился, а я ещё сидела, крутила в голове этих селян, вспоминала бабку с гусями…

В общем, спасибо, автор)
Затянуть меня в вашу историю, не смотря ни на что, вам удалось)

08:00
+1
А вот мне как раз в эпизоде с селянами показалось хорошим приёмом отталкивание Рощина, вроде как обстановку нагнетало. Он же умирает, и живые его от себя отторгают. И смена обстановки вокруг показалась специально прописанный, он же в лабиринте предсмертного сознания находится. Может быть, автор и лодочника-паромщика специально ввёл, просто мне эта задумка «не зашла».
12:22
Вообще-то наоборот)
Он выжил, они нет. Они мертвы однозначно, а его пытались спасти и таки вытащили врачи.
То есть, по вашему, автор даёт подсказку, что Рощин ещё не до конца умер, а селяне уже точно того.
Да, вы правы, в этом что-то есть)
20:21
Ну, или так. Доплыли, сказанное врачом. можно по-разному трактовать. Наверное, остальные мертвы, авария-то описывается ужасная.
11:56 (отредактировано)
+3
Ого, какой развернутый, подробный и вдумчивый отзыв! Спасибо Вам огромное за него! Это явно то, ради чего стоит участвовать в дуэлях ))
Тут, на мой взгляд, интереснее бы сыграло, будь он пришлым

Это очень заманчивое предложение. Про эффект отчужденности Вы совершенно правильно подметили, но я его строила на том, что Рощина реанимируют как раз в этот момент, и он как бы не принадлежит к их компании, но все в конечном итоге зависит от его личного выбора: прыгать в реку или не прыгать? Но если сделать, как Вы предлагаете, да, в каком-то эпизоде это будет выглядеть сильнее и эффектнее. Но при таком раскладе я совершенно не знаю, что делать с обоснуем. Просто если Гэгэ их всех не знает, значит они ему не особо важны, его ничто с ними не связывает. На кой хрен ему тогда всех спасать? Рисковать собой и тэ дэ? А вот если связывает, если они ему не чужие люди, тогда его поступок выглядит уже немного по-другому.
то ли река, то ли море, то ли хрен вообще пойми что такое – тяжело погрузиться в картинку

А мне это именно и нравится. Неопределенность. Туман. Ведь это не наш мир. Это вообще пограничное состояние. Я могла бы тупо написать, что это не наш мир, но это не то. Если использовать здесь что-то одно в качестве определения, вот скажу честно, но я лично я думаю, что текст потеряет в художественности. И он уже не так будет действовать на тех, кто читает. Река должна вызывать хоть какие-то опасения, если не страх (а страх – это вообще идеально), и для этого она не должна однозначно определяться. Вы можете, конечно, со мной не согласиться, но мое мнение такое. Мне здесь и нужна была шаткость. Неопределенность. То, что заставит читателя испытывать хотя бы минимальный дискомфорт.
Удивило, рассуждение о том, что перевозчик «болтает не по-нашему»

Да, мне об этом уже писали. Но лично я не вижу тут большой проблемы. Если представлять себе, что эту ситуацию мы как читатели застаем с самого-самого начала, то да, звучит нелепо, это точно. Ну а если представить, что Гэгэ присоединился к остальным совсем недавно и часть людей уже успели перевезти на ту сторону и вот теперь возвращаются за остальными? И часть людей уже видела и слышала лодочника, просто это именно для Гэгэ ситуация совершенно новая? Конечно, можно было бы все это прописать. Я сначала так и сделала, но потом мне не понравилось, слишком громоздко получилось, энергия рассказа ушла куда-то в ноль, и я решила это убрать ))
А вы сходу взяли и слили, что привычных нам селян (внезапно!) через Стикс Харон переправляет

Кстати, может быть, я еще очень плохо понимаю ту грань которая отделяет «заинтриговать» от «написать так, что ни хрена не понятно». Я все время вляпываюсь во второе, и умение заинтриговать, чтобы все все поняли – да, в планах есть этому научиться )) Про то, что привычных селян переправляют через Стикс – это именно то, что лично меня и заставило это все написать, мне интересны обычные люди в необычной ситуации. Про «внезапно» — не знаю, не совсем понимаю, о чем Вы. Там где-то есть такая фраза или абзац, которую можно посчитать за триггер? Я намеренно избегала названии вроде «Стикс» и «Харон». Оо, где я проговорилась? ))
Про лодку. В принципе, они разные бывают. Можно и десять, и двадцать человек усадить. Можно вообще было написать типа «ял», но зачем эти морские термины?
Почему за кормой плеснуло что-то, что Рощин сравнивает с черепахой?

))) не знаю )) Сама теперь думаю. Возможно, потому что вода тягучая, и черепаха тоже ассоциируется с медлительностью.
Про гусей и скотину и кто как выбирается из загона. Это слизано с разговоров в деревенском автобусе, у меня дача в таком месте, где сплошные деревни. Бабки там часто об этом говорят.
По поводу остальных Ваших вопросов. Блин, я увидела, как их много, и если Вам будет интересно, я на них с радостью отвечу, но тут уже нет возможности. Конечно, можно все-все-все прописывать и думать о каждой мелочи, но тогда у меня лично не получается сделать историю интересной и довести ее до какого-нибудь конца. Я уже ходила этим путем и поняла, что это бесперспективно. Так что для меня сейчас в приоритете вот такой эффект:
Затянуть меня в вашу историю, не смотря ни на что, вам удалось

Еще раз спасибо Вам за такой развернутый и качественный комментарий!
17:53
Для начала поздравляю с равным счётом и победой!)
Уф, битва была мощная!

А теперь к разговору о тексте.
Но при таком раскладе я совершенно не знаю, что делать с обоснуем. Просто если Гэгэ их всех не знает, значит они ему не особо важны, его ничто с ними не связывает. На кой хрен ему тогда всех спасать? Рисковать собой и тэ дэ? А вот если связывает, если они ему не чужие люди, тогда его поступок выглядит уже немного по-другому.

Ну, если честно, меня несколько удивляет такая постановка вопроса «если они ему никто, то чего он будет их спасать?». Тут же он не только их спасает – они все в одной лодке. Это во-первых. А во-вторых, для меня сама постановка вопроса «они ему никто, так чего он будет ради чужих людей рисковать?» выглядит… очень эгоистичной, скажем так. Хотя понятное дело – прыгнуть в воду с монстрами – это не бабушку через дорогу перевести) И всё же, мне поведение героя в данном случае показалось очень органичным. Я сужу по себе – когда оказываешься среди сельских жителей, то они себя ведут так, как будто давно знакомы с тобой и вообще, все твои соседи) Нет такого отчуждения как в городе, люди сближаются быстрее. За полчаса ожидания автобуса на остановке уже могут показаться давно знакомыми)
Тем более, что я не заметила в характере Рощина такого уж крайнего эгоизма и неприязни к остальным.

А что касается вот этого разделения на свой/чужой, мне знаете что пришло в голову? Ещё после первого прочтения рассказа. Что они все ехали в одном автобусе. Рощин и селяне. Только они все с одного села, вот и знают друг друга, в автобусе вовсю разговоривают – вот он и знает их по именам. А он, может, в том автобусе случайно оказался. Ну, бывает так – ехал к кому-то из дальних родственников, спросил у кого что-то, а любопытные товарищи и вытянули из него к кому едет, зачем, как зовут, где живет, а как в городе с работой нынче и т д)
То есть, вот у меня в голове такая картинка нарисовалась сама собой, потому я и упомянула об этом, сказав, что Рощин остальной толпе не свой. Мария уже после выдвинула интересную мысль, почему толпа Рощина как бы не принимает, отталкивает.

Неопределенность. Туман. Ведь это не наш мир. Это вообще пограничное состояние. Я могла бы тупо написать, что это не наш мир, но это не то. Если использовать здесь что-то одно в качестве определения, вот скажу честно, но я лично я думаю, что текст потеряет в художественности. И он уже не так будет действовать на тех, кто читает. Река должна вызывать хоть какие-то опасения, если не страх (а страх – это вообще идеально), и для этого она не должна однозначно определяться. Вы можете, конечно, со мной не согласиться, но мое мнение такое. Мне здесь и нужна была шаткость. Неопределенность. То, что заставит читателя испытывать хотя бы минимальный дискомфорт.

Здесь у меня претензии были не к вот этой шаткости и неопределенности. Я прекрасно поняла, что автор пытается нарисовать мир, странный, пугающий, неопределённый. Претензии мои тут к подаче.
Вот смотрите:
Река тащилась меж берегов, как черное ленивое чудовище.

Вы сразу обозначили, что есть берега. То есть, я представляю реку и два видимых берега. Тумана-то нет, про него мы узнаём много позже.
Вода — темная, тягучая будто болотная жижа, — сонно билась о сваи.

И вот то самое чудовище «сонно билось о сваи». То есть, вы изначально создаёте образ чудовища (пугающий), и почти сразу же успокаивате читателя – чудовище не страшное, потому что сонное. Спит оно, чего ж его бояться-то?
… сонно билась о сваи. Словно никакая это не река — самое настоящее море.

Мы уже «видим» противоположный берег, потому сравнение с морем на создание пространства и неопределенности не играет.
А когда море «сонно бьётся о сваи» – оно ми-ми-ми) Ласковое, уютное. В общем, образ реки-чудовища к этому моменту полностью опровергнут. И бояться не получается никак :(
Понимаете теперь, в чём у меня случился затык и нестыковка?)
Туман – отличное средство для скрадывания очертаний местности: фиг его знает, чё там – река или море, и где вообще берег противоположный? Но что туман у вас там, становится ясно намного позже, когда слышится мотор. А окутай вы туманом реку с самого начала – вот тогда бы картинка рисовалась бы сразу же. Погружение читателя в мир было бы более быстрым и полным.

Про Харона.
Если честно, то мне зашла сама идея «переправа на тот свет». Лишним мне стало то, что лодочник – чужой. То есть, раз селяне свои, то и лодочник свой. Вот как вы его хорошо подаёте в этом плаще заношенном! Ну ведь верно же! Кому ещё перевозить наших на тот свет, как не такому забулдыге?)) Вот этот вид лодочника в рассказе был очень органичным. И пусть бы он был хмурым и неразговорчивым – работа такая, не до болтовни порожней. Тогда интрига держится намного дольше. И выстреливает в самом конце. Что, на мой придирчивый взгляд, делает рассказ ещё интереснее)
Ну а если представить, что Гэгэ присоединился к остальным совсем недавно и часть людей уже успели перевезти на ту сторону и вот теперь возвращаются за остальными? И часть людей уже видела и слышала лодочника, просто это именно для Гэгэ ситуация совершенно новая? Конечно, можно было бы все это прописать. Я сначала так и сделала, но потом мне не понравилось, слишком громоздко получилось, энергия рассказа ушла куда-то в ноль, и я решила это убрать ))

О, это говорит о том, что вы хорошо чувствуете текст – это большой плюс для автора! Но я бы убрала и упоминание про речь, потому что в этом моменте оно лишнее в любом случае, даже если это Харон – далее по тексту лодочник же подаёт голос, и мы слышим, что он явно не местный)
Про лодку. В принципе, они разные бывают. Можно и десять, и двадцать человек усадить.

Не спорю)
Мне не хватило ощущения насколько большая там была толпа и как они расселись все. То есть, это всё те же мои претензии к неясной картинке в моей голове) К слову, немного я знаю авторов, которые могут писать так, что слов вообще не замечаешь. Это высший пилотаж. Я так не умею, к слову)
Конечно, можно все-все-все прописывать и думать о каждой мелочи, но тогда у меня лично не получается сделать историю интересной и довести ее до какого-нибудь конца.

*машет руками*
Тут я вас понимаю, потому что для меня лично дуэль – это сжатые сроки и малый размер, где продумать и вместить всё-всё очень сложно. А напрягать кучу бет и редактировать текст по сто раз в день – это большей частью приведёт к его окончательной порче))) Потому к дуэльным текстам всегда больше лояльности, чем, скажем, к конкурсным. Условия сложнее. Но с другой стороны – и неплохая школа для развития писательских навыков.
По поводу остальных Ваших вопросов. Блин, я увидела, как их много, и если Вам будет интересно, я на них с радостью отвечу, но тут уже нет возможности.

Если только вам самой это интересно и не в напряг) Тогда можем продолжить беседу здесь или в личке. Просто не все авторы любят обсуждать рассказы после того, как те уже отыграли, я не хочу вас напрягать.
Но поговорить о рассказе ещё было бы интересно)

23:10 (отредактировано)
+2
Ух, как повернули интересно! И написано хорошо.

ГОЛОС здесь. Мне понравился этот поворот, что то, что казалось опасным, на самом деле стало спасением. Живая картинка и персонажи. Увлекательный сюжет.
12:01
+1
Большое Вам спасибо за мнение и голос! Рада, что удалось Вас увлечь и заинтересовать )) Это то, к чему я сейчас стремлюсь )))
00:26
+2
ГОЛОС

Тут есть история. Речь деревенская типа… потому что сельский автобус — в лепёшку. А Рощин выжил.
Вона как оно… Значит оттудова смыться можно и обратно сюда вернуться…
Надобно чтобы тебя сожрало то, что в Стиксе, с шипастым хвостом…
Попробую в следующий раз…
:))
Хорошо всё сделано, автор. Всё есть — и идея и персы с характерами реальными. И динамика, и сюжет, и концовка.
Гармонично, не смотря на лаконичность. :)
23:10
+2
То, что с шипастым хвостом, возможно, олицетворяет сам Стикс. Стикс ведь и переводится как «чудовище». И ко всему, воды Стикса могли даровать бессмертие (Ахиллес). Вот и даровали.
23:17
+1
Одно из его воплощений… Возможно.
Значит тем более, надо мимо лодки уходить. :))
12:02
+1
Попробую в следующий раз…

О Боже, я надеюсь, Вы это не серьезно? ))
Гармонично, не смотря на лаконичность

Впервые такое получилось, если честно. Так что для меня очень важна такая Ваша оценка. Можно сказать, это мой личный прорыв )) Большое спасибо за отзыв, за мнение и за комментарии!
21:44
Пожалуйста! Хороший рассказ.
… Почему не серьёзно? А вдруг Стикс подарит наконец бессмертие? :)))
11:35
+1
Читать было интересно, вроде бы и идея не нова, но зато как написано! Тема раскрыта.
Пока лайк.
11:41
+1
ГОЛОС.
За цельность и нетривиальность в раскрытии идеи.
12:03
+1
Огромное Вам спасибо! А ведь правда, «нетривиальность» и «оригинальность» — это разные вещи. Наверное… Ладно, подумаем об этом ))
16:18 (отредактировано)
+2
ГОЛОС сюда, уважаемый Секундант!
Отличная работа!
атмосфера, картинка, персонажи, происходящее — я, кажется, понимаю, что к чему и картинку вижу, и чувства разделяю, и вот это двоякое «сожрали — плохо» и «выжил — хорошо» — оно такое ускользающее, очень приятно ловить этот хвостик и смотреть, куда приведёт)))
По мне так и тема раскрыта, и написано заманчиво, и очень подходящие красочные моменты к месту вешками расставлены, автор молодчина)))
12:04
+2
Большое спасибо за голос, за мнение и за отзыв! Я когда такие комментарии читаю, понимаю, что трудилась не зря )) И еще я понимаю, что скорее всего у меня получилось передать эту историю именно так, как я ее увидела. Потому что вот сейчас вы прямо мои ощущения от нее описали )) Спасибо Вам еще раз!
12:16
+2
rose
буду ждать новых рассказов)))
12:29
+1
Очень надеюсь, что получится ))) Успехов и всех благ! )))
20:39
+1
В реальности где лодка, Рощин тянул верёвку и плыл. Что он делал в той реальности, где автобус?
Простите, автор, я не поняла суть поступка. Не поняла также момент с прикосновением к поверхности воды, на что и как повлияла баба Рая, если от этого случилась автокатастрофа?
23:03
+3
Я не автор, но отвечу, если позволите…
Мы видим толпу на берегу реки Стикс, после того, как автобус уже разбился (но мы про это узнаём только в самом конце)… В самой реке и в окрестностях бродят чудовища. Харон перевозит народ на тот свет. «Трогание воды» бабой Раей демаскировало лодку и чудище с шипастым хвостом обнаружило селян. Рощин всех «спас» :)), ценой своей «жизни» и вернулся в наш мир (был реанимирован).
23:15
+1
… так это не параллельно с катастрофой, а последовательно. Спасибо Вам! Не могла понять почему ни у кого не возникло подобных вопросов)))
Я же, когда читала, соотнесла повреждения лодки и автобуса, нападение чудища — автокатастрофе, попытку Рощина всех спасти посчитала как знак, что пассажиры до этого момента живы и в здравии )
23:19
Пейзаж там у них на берегу уж слишком необычный для нашей реальности… Опять же… чудище, похожее на танк, с красными поросячьими глазками :))
Должно было насторожить…
23:25
+1
Насторожить меня? Ничуть) Наоборот: глаза — фары, необычность пейзажа — параллельный мир/искажённая реальность
пора выпить кофе, чтобы унять фантазию crazy
23:36 (отредактировано)
:))) А звук разгрызаемых костей в кустах? Жёлтый и хищный глаз видел Данилыч…
Автор показывает, что дело нечисто сразу. С описания реки (тут один комментатор подметил, правда это его от текста отпугнуло...). Чёрная тягучая вода… Бьётся, как море… Река — как чудовище. Рисует автор картинку, миледи.
А чтобы не параллельный мир был и не искажённая реальность, автор даёт простых людей деревенских на переднем плане. Вот так, на контрасте…
Опять же лодочник. Иностранец в поношенном плаще, похожий на забулдыгу-бомжа? :)) Харон! Однозначно. Как же Харона-то не узнать? :)
23:46
+1
Харон, Стикс… их видно, да, в остальном же… моя ошибка, что события посчитала одновременными, не знаю почему. Никак чудеса первого прочтения. Дальше найти аналогии достаточно легко — было бы желание! )))
но это уже моя проблема, ещё раз спасибо за помощь)
12:06
Что он делал в той реальности, где автобус?

))) О, не знаю! Интересное замечание, надо подумать ))
на что и как повлияла баба Рая, если от этого случилась автокатастрофа?

Навалилась бюстом на шофера, и он разбил автобус в лепешку. У меня пока нету других вариантов laugh
Благодарю Вас за отзыв! Очень хорошо, что история вызывает вопросы. Значит, ее как минимум интересно обсуждать ))
23:06
+1
Мне очень понравилось. Выбирать было сложно, но мой ГОЛОС тут) просто чуть более качественно написан, на мой взгляд. Спасибо. Дуэль удачная!
12:07
+1
Спасибо Вам большое! Вы отлично пишете. То, что читала у Вас, помню и люблю. Похвала от такого замечательного автора для меня дорогого стоит ))
23:21 (отредактировано)
+4
ГОЛОС. За возможность поискать аллюзии. За мрачность перевозчика. За тягучую вязкость Стиксовых вод. За перевёрнутое с ног на голову «умирание» героя. Было интересно.
12:07
+1
О, спасибо огромное за искренние слова! Все, что Вы перечислили, все это я и старалась поместить в свой рассказ ))) Очень рада, что все мои усилия оправдались )))
23:43
+1
Простите, автор, идея появилась:
Предлагаю (после дуэли) заменить картинку. Чтобы был забулдыга в плаще на лодке с мотором, чтобы интригу углубить… А то так сходу всё ясно становится. Мне кажется, история от этого выиграет.
12:08
+1
О да, спасибо! Это отличное предложение. Так надо было сделать с самого начала, но я что-то затупила ))
17:34
+2
Пожалуй, в этот раз начну с конца – с перечня «спотыкашек». Дальше станет понятно почему.

Во втором абзаце люди находятся над водой, в третьем – как бы вид с берега («близко подходить к воде боялись» и «шевелилось в зарослях»), а затем опять — над водой («я из-за вас сейчас свалюсь»). Такие быстрые перелокации сбивают фокус и мешают воспроизведению картинки.
«с реки отчетливо донесся рокот мотора» — они уже на реке, даже непосредственно над водой — на причале.
«Лодка повернула, и все увидели сгорбленную фигуру паромщика» — либо должен быть лодочник, либо вместо лодки должен быть паром. И дальше по тексту мелькают то лодочник, то паромщик.
«успела собрать совсем недавно» — набрать.
«указал хмурым взглядом на свою лодку. Там, за кормой, нехотя плеснуло что-то» — некорректная картинка, т.к. лодочник уже сам сидит на корме (лодка ведь моторная). Лучше бы «указал хмурым взглядом на свою лодку. За ней нехотя плеснуло что-то». А ещё лучше «Под ней».
«Давайте что ли грузиться, да погнали?» — запятые вокруг «что ли».
«понурая баба Нюра» — звуковая рифма «нура»-«нюра».
«Толпа»-«легкое суденышко»-«народ принялся грузиться в лодку»-«хрупкое суденышко» — противоречивая картинка. «Рощин покинул причал последним» — то есть вся толпа влезла в легкое и хрупкое суденышко»?
«На берег наползали ранние в этих краях сумерки, в прибрежных кустах уже чавкали, хрустели то ли ракушками, то ли чьими-то костями…» — сумерки чавкали и хрустели костями?
«длинным и узким веслом» — лучше без «и».
«Ни в сказке сказать, ни вслух произнести!» — понятно, что хотелось уйти от шаблона, но получилась слишком тяжеловесная конструкция для данного контекста. Её можно просто убрать.
«батюшки ж светы!» — святы.
«решила потрогать воду — и тут же отдернула руку. От реки шел хорошо различимый пар.» — «Вода казалась горячей и тяжелой.» — так вода горячей была или казалась? Если казалась, то почему «отдёрнула руку»?
«Он был такой силы, что хрупкое суденышко подскочило и чуть не перевернулось.» — и при этом никто не вывалился за борт? Серьёзно? Картинка опять поломалась.
«Лодка снова вздрогнула, испуганно закачалась.» — лодка испугалась? Хм…
«Расталкивая пассажиров, он прошел на бак» — насколько я знаю (могу ошибаться), у лодок бака нет, есть нос. А бак – это передняя часть большого корабля (около фок-мачты для парусников).
«Ни всплеска тебе, ни пузырька.» — «баба Нюра всплеснула руками.» — близкий повтор «всплеснуть», причём в противоположном смысле.
«Понятное дело, он в этой компании самый молодой.» — тут вместо запятой лучше бы тире.
«Рощин ощущал себя спеленутым по рукам и ногам. Он греб изо всех сил.» — противоречие.
«Противоположный берег нехотя приближался.» — уточнение «противоположный» тут излишне.
«описал в воздухе кривую дугу» — любопытно было бы взглянуть на прямую дугу :)
«Рощин описал в воздухе кривую дугу, шмякнулся, больно ударившись головой о причал. … Он изловчился, высунулся из реки почти по пояс.» — картинка нескладная нарисована. В первом предложении он вроде бы упал по дуге на причал, стукнувшись при этом головой. И только потом, спустя реплику, мы понимаем, что нет – он всё же остался в воде.
«высунулся из реки почти по пояс. Если бы не стиснувшая его со всех сторон вода, ему бы удалось вылезти на причал.» — так вода его не со всех сторон стиснула, а только снизу.
«Рощин попробовал ухватиться, но не смог.» — ухватиться за что? За канат, за столбик, за причал?
«В следующий миг в рот хлынула вода … Он не мог ничего сделать, не мог даже дышать.» — понятно, что автор пытается передать ощущение асфикции человека после аварии. Но в данной реализации, согласитесь, получилось странное: у человека во рту вода, а он не может даже дышать.
«в черную, тугую воду» — запятая не нужна.
«перевернутый вверх колесами, смятый в лепешку маленький сельский автобус» — такая картина вполне возможна при падении автобуса с большой высоты – с обрыва, например, или моста. Но тогда возникает вопрос – а как при такой степени повреждений автобуса остался жив Рощин?

В общем, что хочу сказать.

Классная история с толковой идеей! Хороший слог, чувствуется опыт автора. Картинка вроде бы довольно яркая и при этом нагнетающая нужную степень эмоций.

И тем обиднее, что текст изобилует вот такими нюансами, которые вроде бы сами по себе мелочь, однако создают на ровной поверхности повествования изломы, о которые читателю приходится запинаться, соображая, как обойти очередное препятствие.

Это, мне кажется, не огрехи стилистики автора, а просто недостаточный навык в формулировании мыслей. Когда образ в голове вроде бы сформировался, но чётко переложить его на текст не получается. Но! Это всего лишь навык – со временем он наработается.

В любом случае, автору спасибо за любопытную историю. Читать было интересно!
17:49 (отредактировано)
+1
Половина того, что Вы указали как спотыкашки, играют в плюс. Усиливают эффект нереальности происходящего. Если текст пригладить, этот эффект исчезнет.
ИМХО
18:20 (отредактировано)
+1
Можем обсудить эту половину по пунктам. Пока что не понятно, о чём Вы.
19:54 (отредактировано)
+1
Я про изломы…
Берег-вода-берег, сбитие фокуса… Люди в замешательстве. Здесь не может быть гладко, как и в описании реки в самом начале… Они только-что погибли все. Человек в момент смерти ощущает себя в замешательстве и недоумении, нервозности. И пытается ухватиться хотя бы за что-то стабильное. Они держатся все вместе. А вокруг них творится какой-то бардак…
Паром — лодка — паром. Что на самом деле? smileИ то и другое… Автор говорит о пароме, чтобы показать, что они непременно должны перебраться на другой берег, а не просто едут куда-то в гости. На уровне образов упоминание парома намекает на переправу.
И многое прочее, о чём Вы пишете (лодочник сидит-стоит… Картинка прыгает туда-сюда, лодка то испуганно качается, то не движется вслед за течением и т.д.) — всё это обрывками восприятий — добавляет нервозности и непоняток. Я полагаю, умышленно так. И именно это создаёт гнетущую атмосферу опасности и враждебности вокруг персонажей.
Даже то, что бабка собрала, а не набрала грибов. smileБабка волнуется, слова путает… Скачет внимание по картинке у читателя вслед за автором и состояние персонажей передаётся.
16:08
Вы знаете, я бы согласился с Вашими аргументами, если бы описанные моменты были именно литературными приёмами. Литературный приём не вызывает проблем при чтении текста, он воспринимается органично. В идеале, читатель вообще его не замечает. В этом сила и мастерство автора.

Однако если о текст спотыкаешься и идёшь перечитывать предыдущий абзац, чтобы понять, что автор имеет в виду или чтобы всё-таки выстроить в голове складную картинку, то это уже не «фича» — это «баг». Также «баг» — когда для «подсказки» читателю автор выбирает такие слова, которые, действительно намекая и подсказывая, своим значением не подходят к тексту, нарушают его логику или воспринимаемую картинку. К примеру, можно было не использовать неуместное слово «паром», но упирать на понятие «переправа» — и читатели бы всё равно поняли, о чём речь. Ну чисто логически — «паромщик» не совсем синоним «лодочнику», согласитесь. И об этом сказали во многих комментариях. Значит, это всё же баг, а не фича.

Даже то, что бабка собрала, а не набрала грибов. smile Бабка волнуется, слова путает…

Вот Вы зачем сами себя подставляете? smileПро корзинку грибов — это слова автора, а не прямая речь бабки:
Она все еще прижимала к груди корзинку с подосиновиками. Ту, что успела собрать совсем недавно — в лесу.


В итоге — не стоит неумение автора точно излагать мысли представлять как попытку применить им «нестандартный подход». Это так не работает :)
22:10 (отредактировано)
+2
Не, ну если спотыкаешься, тогда конечно… текст — говно.
Я НЕ спотыкался на этом тексте, никуда не возвращался и ничего не перечитывал. Кайфовал от атмосферы, созданной автором. Приглаживать и корректировать тексты можно сколь угодно — абсолюты не достижимы. И этот текст тоже не исключение. Можно.
Но я повторю, мне (лично мне) зашло и понравилось в том виде, в котором есть. Переубеждать никого не собирался.
Да, про «себя подставляете...» и вот это вот "… неумение автора точно излагать мысли..." — перебор. Следите за метлой, пожалуйста.
00:03
+1
Хорошо, на этом предлагаю и закончить.
Если обидел — приношу извинения. Не планировал.
12:09
+2
Большое Вам спасибо за развернутый комментарий! Очень впечатляет )) Как будет время, постараюсь все осмыслить. Сейчас совершенно нет свободной минутки подробно отписываться по всем пунктам. В некоторых случаях Вы правы, в некоторых имеет место быть Ваше личное видение ситуации и оно с моим совершенно не совпадает. Тут, скорее, прав Гроссмейстер. Он как и я выразил опасение, что эффекты умрут. Но тем не менее, Ваш отзыв — просто отличный и очень полезный для меня. Еще раз благодарю Вас от всей души!
12:12
+2
Да, Вы правы. Но то, что Вы перечислили (очень здорово у Вас это получилось, кстати, я реально впечатлена)), далеко не все я делала умышленно. Где-то половина из этого получилась чисто инстинктивно. Знаете, когда вроде и видишь, что это нелогично, но что-то внутри тебя говорит: «Оставь. Так НАДО». А почему надо, это понимаешь либо потом, либо из отзывов тех, кто читал ))
12:13
+2
Это частый случай. Всегда есть процент тех читателей, которым понравится, и процент тех, которым не понравится. Я совершенно не виню тех, кому не понравилось, и даже приветствую тех из них, которые добросовестно объяснят, почему им не зашло. Вот и этому читателю, как и Вам, я очень благодарна за отзывы. Но если мне самой нравится рассказ, то вряд ли мнение тех, кому не понравилось, повлияет на мою позицию. И если Вам понравилось, я просто счастлива от этого, значит у меня получилось Вас заинтересовать.
13:59
Не нужно по всем пунктам отписываться, пожалуйста! :)
У нас же с Вами не спор. Я просто постарался перечислить места, которые меня смутили. Использовать же мои доводы или нет в дальнейшей работе над рассказом — решать Вам и только Вам!

Повторюсь — рассказ мне читать было интересно. И, на мой взгляд, главное — он отложился в памяти.

Так что ещё раз спасибо Вам за любопытную историю и удачи в будущих литературных соревнованиях! thumbsup
21:58
:))) Именно так. Бывает читаешь вариант корректора… И чувствуешь, что тобой заложенное настроение улетучилось. Сам чертовски не люблю ровнять текст. Иногда приходится выбирать между ритмом и правильностью построения фраз. :)
Мучительный выбор.
22:08
Я тоже приношу извинения. С метлой перегнул.
Обиды никакой нет.
22:41
+1
18:43
+2
Понравилось! Голосую — за!
Литературно, интересно, ярко, по-Харонно.
12:14
+1
Большое Вам спасибо за отзыв и за голос! Подозреваю, все решил именно он )))
12:16
+1
Искренне рада!
Успехов в творчестве smile
Комментарий удален
Загрузка...
Анна Неделина №2