Учись учиться
Победители
... В темнице там царевна тужит... Или девица?
... А серый волк ей верно служит... Или бурый?
Интернет в помощь
Полтергейст Амос был уже не слишком молод. Лучше сказать – откровенно стар. Даже по своим полтергейстовым меркам. Довольно ли – на слётах на Лысой Горе во всеуслышанье величать разбойника Гестаса внучком и пенять ему на ошибки молодости?
Это имя, Амос – недавнее, было у него по счёту третьим. Но большую часть жизни он провёл вообще почти без имени. Имена тогда были не в ходу. Он появился на свет после удара молнии в костёр, и человек, случившийся рядом, нарёк его "Ы-ых". Но что это за имя – Ы-ых? Он никогда себя так не называл.
Место, рядом с которым возник Амос, люди называют Денисовой пещерой. До памятного слоя они пока ещё не докопались – Амос с интересом наблюдал за редкими телепередачами, посвящёнными археологии. И по своим каналам иногда интересовался. По своим каналам, через перелётных птиц, он узнавал намного больше. Теперешний хозяин его квартиры, Александр, в Интернете про археологию не смотрел, только про антропологию. Но Амосу после первой передачи антропология надоела – всё повторяют то, что он и так знает. А хозяин смотрит, не устаёт. Память, что ли, плохая? Вроде, программист...
В Денисовой пещере уже много лет работал другой полтергейст, со своей специализацией. Кажущаяся простота археологии не обманывала Амоса. Ничего, на первый взгляд, сложного – разболтай рукоятку у ромбовидной лопатки, или повыдергай волоски из малой кисти. Или надломи найденный артефакт в самом тонком месте. Ничего сложного? Ан, нет! Попробуй-ка ты действительно качественно навредить человеку, если толком не знаешь, что он делает. Не выйдет! Трудился ты, скажем, в поте лица, надламывал рукоять у лопаты, чтобы никто не заметил, а они, неожиданно, лопаты отставили и уже кисточками работают. Обидно? Потому что учиться надо! Получать специальность. Разбираться. Во всём, вплоть до демаскирующих признаков археологических объектов и как их обратно замаскировать.
Амос был староват для такой узкой специализации – слишком много знал. Поэтому уже давно подвизался в жилых домах на ниве общебытового вредительства. Хотя иногда его звали на какое-нибудь производство, чтобы подкрутить в нужном месте что-нибудь ржавое на давно устаревшем станке. Он с удовольствием помогал молодёжи. Ему все эти станки казались одинаковыми, как смартфоны.
Пока Амос, сидя в кабинете на антресолях, предавался грёзам, случилось редкое в это время утра событие – Александр встал со своего игрового кресла и не поднимая головы направился в сторону кухни. Амос перекинулся в коридор и успел уронить ему под ноги швабру. Человек запнулся о швабру, но не упал – погнулась ручка швабры. "Какое барахло делают!" - пронеслось у Амоса. Александр не глядя отодвинул ногой останки швабры и прошёл на кухню. Там он, на автомате проверив воду, включил электрический чайник и пошёл отрешённый обратно. Амос передвинул складку коврика ему под ногу. Но Александр остановился и поднял внезапно вспыхнувший взгляд прямо на Амоса – тот даже испугался, хотя и знал, что невидим. Человек громко и со значением утвердил:
- А ведь красно-чёрное дерево здесь не подойдёт!
После чего опять ушёл в свои, непонятные Амосу, архитектурные думы. За коврик он-таки запнулся, но внимания не обратил и на это. Амос опять попал в кабинет и, пока хозяин не успел вернуться, решил заняться листочками с заметками. Он отклеил некоторые от монитора, и распределил по столу и под столом. А один листик, на котором было больше всего написано, засунул глубоко в батарею отопления.
Вернувшись, Александр сел за клавиатуру и принялся быстро печатать. Видно было, что он знает, что делать. На экране появлялись блоки текста, меняли цвета и форму, текли и видоизменялись под воздействием настоящего волшебства: пальцы программиста стучали по клавиатуре, превращая этот стук в прекрасную вязь из непонятных разноцветных слов. О листочках с заметками Александр и не подумал. Чайник на кухне давно уже звякнул, а человек сидел перед монитором и стучал по клавишам.
Всем бы работать с таким интересом – это был бы труд, а не работа. Амос засмотрелся на программиста и не заметил гостя из Гадеса. Тому даже пришлось немного проявиться, чтобы Амос обратил на него внимание.
- Здравствуй, - мысленно поздоровался гость.
- И тебе не хворать.
- Что, упрямый? - кивнул гость на человека.
- Не знаю. Просто не замечает вокруг ничего. Занят.
- Так напорти ему!
Амос терпеливо объяснил:
- Сильно не могу – не такой уж он грешник. А слабо не получается. Сломал я ему тут моторчик в диске, а у него ни одна программа почему-то не пропала. Принёс новый диск, тот вообще без моторчика. И сидит, как ни в чём не бывало. Трудится.
Гость из Гадеса с сомнением оглядел Амоса.
- Ты, что, железо ломал, что ли? Нельзя же быть сегодня таким ретроградом. У него же всё в облаке хранится. Какой толк?
Амос вздохнул. Одна мысль подспудно давно не давала ему покоя. И сегодня она наконец-то будет озвучена. Он уже знал выводы, но, увы, надо было дождаться конца. А ведь сколько откладывал... Так не хотелось, хоть вой.
- А как ещё-то?
Гость был молод и возгорелся желанием поделиться знаниями с более старшим товарищем. Даже серой немного запахло. Слава богу ещё, что программисту было не до запахов.
- Учиться надо всегда, - глубокомысленно протянул гость, - Смотри, щас он только отойдёт...
Александр как раз перестал печатать и несколько секунд оглядывал программу. "Ну, чё?" - сказал он и ткнул F10.
Посередине экрана возникло чёрное окно с надписью в верхней строчке "Инициализация..." Александр ждал. Строчкой ниже добавилось "Поехали [1%]", программист откинулся в кресле и победно воздел руки к небу. Подождал ещё немного. Показание сменилось на два процента и Александр не торопясь встал и ушёл на кухню – он вспомнил, что даже кофе не заварил ещё.
Гость из Гадеса нырнул в компьютер и продоложил поучать Амоса. Отстукивая по ножкам процессора с двадцать восьмой по сорок девятую в такт тактовому генератору, он вещал:
- Это же архитектура фон Неймана. Тут можно не железо портить, а жучков запускать.
Нажимая "ctrl + C" он сообщил:
- Баги, то есть жучки, ну, скарабеи, если по-твоему, бывают гораздо опаснее вирусов. С вирусом ты знаешь, что делать. А с багом – нет. И что он сделает – тоже не знаешь.
Снимая на время напряжение с ножек питания процессора, он продолжил:
- А уж порча одного компьютера с настоящим большим и хорошенько спрятанным багом никак не сравнится.
Он вернулся к Амосу на антресоль.
- Даже, если это компьютер Холлмана.
- Кого?
Гость перенёс на Амоса всё внимание и произнёс значительно:
- Учиться надо. Сейчас даже в бытовом секторе просто так не просидишь.
Амос мысленно смирился с неизбежной необходимостью развития, что не укрылось от внимания гостя.
- Ну, ты и сам это знаешь раньше меня.
Амос припомнил Гестаса.
- Ещё бы мне не знать...
Александр вернулся из кухни с кружкой и увидел чёрный экран с одиноко мигающим курсором. Рука дрогнула и он обжёгся. Со всхлипом он поставил кружку на пол, в лужу кофе, и кинулся к компьютеру.
- Значит так, - мысленно произнёс гость из Гадеса, - теперь у него в программе баги, и в логике, и в интерфейсе, в двух ветках из трёх, а сравнить он не сможет, потому что я текущую сессию видел, как закрыл? Теперь это не только его проблема. Теперь это проблема будущего пользователя!
- Я ничего не понял из того, что ты сказал, - ответил Амос, - Но я рад, что так получилось.
- Объясняю проще: благодаря багам в программе мы перераспределяем неудобство на множество людей. У каждого оно небольшое, но суммарно получается – ого-го! Так, ты сделал выводы из сегодняшнего дня?
- Да.
- Тогда будь здоров, - помыслил в его сторону гость из Гадеса и исчез.
Амос облегчённо выдохнул. Потом опять засмотрелся на Александра. Тот успел включить компьютер и последовательно и неспешно разбирался в причинах и последствиях неожиданного сбоя. Пытался разобраться.
"Ужо я тебе, – думал Амос на современном сленге, – Устрою чёрный экран смерти, дай только разобраться! Сначала – чёрный экран, это проще. Баги в облаке - научусь потом, следующим этапом."
Полтергейст Амос горько вздохнул и переместился на полочку с учебниками. Там он выбрал толстенную, как инкунабулу, книгу "Железо и ОС" Говарда Лавлейса, вверх тормашками просочился между страниц и замер в самой серединке. Удобнейшее место! Ни сырости тебе, ни сквознячка. Потому-то он сразу и полюбил книги, как только Человек научился их делать.
Амос пропустил введение и начал было с первой главы: "Изучение способов манипулирования информацией – обычно дело непростое..."
"Н-да, – подумал Амос, – пустобрёх попался! Будет непросто."
И перешёл сразу ко второй главе.
Учись учиться, Амос. Учись учиться.
Но это придирки, читалось с удовольствием. Спасибо за рассказ.
Многовато технарских размышлений, даже философии — многим может быть скучновато. И для чего такой большой кусок про Денисовскую пещеру? Это было интереснее, чем ковыряние в компьютерных мозгах.
И с полтергейстом непонятно — вроде это ж явление, а не мифические существа? А тут прямо-таки домовые какие-то.
Вот только Амос и Гадес из разных религий, но да ладно это мелочь.
Вот только тут ту мач «но», некоторые из них субъективные.
Почему именно полтергейст? И чем ему не угодил компьютер) Как этот Амос поглощал книги? (тут зависть — тоже так хочу) Почему именно эту книгу взял? Ну и дальше по списку, он получился бы длинный.
Хотя в целом, есть за что зацепиться и раскрутить, если очень захотеть и постараться.
А так, живенько, кратенько, миленько, даже вроде с некой философией, но больше похоже на быструю зарисовку, чем на рассказ
Повыдергивай…
Некрасиво.
Оформление диалогов.
Так-то написано нормально. Даже типа с юмором. Но только типа. Потому что не смешно и не улыбает. А в целом — скучно. Но есть достоинство у рассказа — он короткий.
Поэтому ГОЛОС сюда. Из всех шести рассказов здесь я проскучал меньше всего.
Ну, почему не дать какие-нить сцены, как полтергейст доводил людишек до нервной икотки до наступления эры ИТ? Хоть чуток бы оживили историю. Ну двигались же у автора что-то в сторону Ы-ы-ы… Ну весь рассказ встал, пошел на кухню и вернулся. И так несколько раз. Полтергейст что, электрик? Он не может при программисте свои штучки проворачивать? Очередное отсутствие идеи, сюжета, героя и момента чудесности. Жаль(
А что, собственно, но? Тема такая. Пять рассказов прочитал, и ни одного интересного. Как-то всё с программированием пересекается, а это же скучно. Ну, мне.
Так что вот.
Здесь я серьёзных ошибок не заметил, язык не показался мне совсем печальным, но дочитать было трудно.
Потому что скучно и безыдейно.
Текст, который написан только для конкурса. Чтобы был.
А не было бы — мир бы не заметил.
Показалось будто тема оказалась главнее рассказа. Под неё создали отдельный вид полтергейста, посадили работать программиста и подвели идею, что мол, даже баги придумывать нужно учиться. Посыл про саморазвитие пнятен, но даже не аргументирован — если Амос будет вредить лучше всех, ему хоть преию дадут???
И на ум приходит другая фраза, из фильма:
Ты просто повтори им то же самое, только без математики ©
Понимаете, автор, в чём затык?
Как человеку далёкому от компьютеров и вот этого всего мне было безумно скучно читать ваш рассказ. Да даже напиши вы о том, что мне хорошо знакомо – мне было бы скучно. Потому что обилие терминологии на фоне почти полного отсутствия сюжета будет скучно при любом раскладе.
Мораль, которую вы пытались вывести в конце, не сыграла. Уж очень издалека вы к ней вели. Начало выглядит так, словно автор задумывал писать совершенно иной рассказ, а потом развернулся на бегу и побежал в другую сторону. Убери этот экскурс в имена героя и Денисовскую пещеру – ничего не изменится.
Почему полтергейст вредит именно грешникам, для меня осталось загадкой.
И, если честно, я бы с куда большим удовольствием почитала бы о том, как вообще Амос стал полтергейстом, за какие такие грехи тяжкие) На это намекает начало, потому для меня история о некоем невнятном Александре тут была как-то мимо.
У рассказа нет цельности – и это его самый большой минус.
Я понимаю, писать в короткие сроки, в рамках условий, да ещё и на определенную тему – нелегко. Вы написали, вы справились с задачей. В этом вы, автор, молодец.
Но, если честно, рассказ получился не очень :(
Это, конечно, просто анекдот, но сделан аккуратно. Написано гладко, юмор присутствует. Автор, имхо, правильно поступил, не став расписывать текст до лимита – простенькая история не успевает надоесть.
Удачи, автор.
Я обычно в таких случаях заключаю, что не та аудитория. В конце концов, тут же очень ограниченный круг читателей. Ну вот этим двадцати людям не зашло, а другой какой-нибудь тысяче зайдет, например. Считаю, это рассказ нужно как минимум на Дзен тащить, чтобы посмотреть хотя бы на реакцию «неискушенных читателей».
Какие моменты смутили лично меня, и если их убрать, то рассказ, с моей точки зрения, только выиграет:
Абсолютно ненужные отсылки к религиям. Амос, Гестас, Гадес — это вот все зачем, если вы рассказываете абсолютно бытовую и, в общем, добрую простую историю? Они же ни на что не играют и только сбивают.
Эпиграф. Знаю, это покажется странной придиркой, но вот он тут зачем? Амос по итогу ведь не в Интернет лезет, а в учебник. Или хотите сказать, что он дурачок, что полез в учебник, надо было в Интернет? Или… что вообще вы хотели сказать этим эпиграфом? Я пытаюсь понять, но стройной картины не выходит.
Скарабеи. Абсолютно не нужное ни читателям, ни Амосу пояснение. Он знает, что такое смартфон, но не знает, что такое жук? А читателей эта внезапная отсылка к Египту (потому что именно в этом контексте в головах большинства людей находятся скарабеи) только сбивает.
«Всем бы работать с таким интересом – это был бы труд, а не работа». Вот этой конкретной фразы я не поняла. А если человек работает усердно, но без интереса — это он(а) не трудится? Как вы вообще труд определяете?
Да ну и все. Остальное мне все кажется прекрасным)
Выскажу свое альтернативное мнение по ряду вопросов, поднятых выше в комментариях.
Денисова пещера нужна. Будь Амос в прошлом полтергейстом у графини-трасгендера, тогда пришлось бы объяснять, какие специальные знания/навыки нужны на этом, а не археологическом, поприще. Видно же, что этот кусок в первую очередь добавлен затем, чтобы сделать параллель между нашими реалиями и потусторонними, показать, что даже у полтергейстов есть специализация и вообще все не просто так. На мой взгляд, подводка получилась отличной. Посредственный (или даже хуже) автор выдал бы просто отвлеченные (и нудные) искусственные рассуждения героя об устройстве мира рассказа, а тут все увязано с биографией Амоса и подано в легкой манере.
Конечно, полтергейст — это явление, и герой по большому счету должен называться барабашкой, но вот я ни разу не встречала подобной претензии, скажем, к Пивзу в «Гарри Поттере». Ну здесь полтергейст это сущность, причем из-за названия все сразу понимают, что эта сущность будет делать. Ок.
Повторю свою реплику из комментария к рассказу про битлов: я ни разу не программист, но мне все было максимально понятно, а где непонятно, так это и не имеет никакого значения (кое-где, кажется, автор нарочно выдает малость белиберду, чтобы показать, что гость из Гадеса тоже не суперспец, просто рисуется — но я могу ошибаться). «Компьютер» Холлмана — это такая же пасхалка, как «Цитадели» в «Битлз атакует». И вообще, я как стояла, так и буду стоять на том, что если дорогие читатели считают что-то слишком сложным и непонятным, то им стоило бы не автору вопросы задавать, а собственному уровню развития. И вообще, Интернет в помощь, в гугле вроде россиян еще не банят
и вот на этом месте я, возможно, поняла смысл эпиграфа. Еще скажите, что вы в «Войне и мире» или «Фаусте» без примечаний все понимаете. А тут было просто необходимо вставить немного умничанья в мысли гостя из Гадеса, чтобы озадачить Амоса, заставить его осознать собственную отсталость и замотивировать учиться.В общем, кто этот рассказ написал, тот(та) молодец, и если в следующий тур вы не попадете, то, с моей точки зрения, абсолютно незаслуженно. Но я надеюсь, что все-таки пройдете, и для этого оставляю ГОЛОС.
Да и автор, ужасный моветон тому кто владеет словом, посылать в интернет :)
А это какая именно IDE? Я не то чтобы особо программист, но если основную массу публики смутило обилие терминов, то меня наоборот — детали. Ну не верю я написанному (хотя момент с отстукиванием по ножкам процессора забавен), а это сильно сбивает.
В целом же… Начало понравилось. Симпатичный герой, нормальный стиль. И идея хороша. Но удовольствия от рассказа никакого. Опять же — скучно.
Самое проблемное место в рассказе – терминология. Возможно, я ошибаюсь, но архитектура фон Неймана не настолько на слуху у людей, которые не связаны со сферой айти. Даже я про неё благополучно забыла курсе примерно на третьем универа. Большой совет – по поводу профессионального жаргона лучше советоваться с людьми непосвящёнными, понятно ли им только из контекста, о чём речь. Потому что непонимание у читателя часто вызывает не самые приятные впечатления. Да, у вас всё правильно с технической точки зрения, но читатель уже может отнестись с недоверием.
С другой стороны, мне очень понравилось, как полтергейст видит строки кода со стороны – просто цветными линиями и пятнами)) вот это хорошо, это абстрагирует читателя от героя-программиста и даёт понятную картину независимо от того, разбирается ли читатель в предмете или нет. Возможно, терминологию можно оставить, но подать её с той же стороны – со стороны полтергейста, который даже на слух слова незнакомые плохо воспринимает.
Ещё понравился посыл, тем более, для айтишника это как мантра – учиться нужно всегда. И финал отличный))
Немного сбалансировать по темпу начало, пересмотреть употребление спецтерминов – и выйдет отличный рассказ!
Интересная мысль, что чтобы навредить человеку надо разбираться в его деятельности. И рассказ хорошо ее раскрывает.
Из того, что осталось непонятным: Зачем Амосу менять имена? Как он зародился от удара молнии в костер? зачем вредить людям пропорционально их грехам?
“Ему все эти станки казались одинаковыми, как смартфоны” — почему? он вроде столько всего знает про механические устройства
Чайник на кухне давно уже звякнул — лучше “вскипел” или “щелкнул. возвещая о готовности”
“неизбежная необходимость развития” 0 вот это очень хорошо сказано.
Также забавна и нетривиальна деталь, что дух любит жить в книгах