Анна Неделина

Слоновости: выпуск №8

Слоновости: выпуск №8
Писательская скандальность – грех или благо?

Писательская скандальность – грех или благо?

В текущем году престижную литературную премию Planeta присудили испанской писательнице Кармен Мола за исторический триллер «Зверь» (La bestia). Писательница известна романами, главной героиней которых выступает детектив Елена Бланко – сильная независимая женщина. Предыдущий роман Кармен «Девочка» (La Nena) даже вошел в перечень рекомендованной феминистской литературы Института женщин Испании.

Представьте себе удивление читателей (и особенно – из этого самого Института), когда на церемонию вручения премии вместо женщины вышло аж трое мужчин! Агустин Мартинес, Хорхе Диас и Антонио Мерсеро – профессиональные сценаристы на телевидении. А Кармен Мола, женщина-профессор из Мадрида, живущая с мужем и детьми и пишущая романы в свободное время – их выдумка.

Что тут можно сказать? Во-первых, яркое доказательство не раз поднимаемой темы о литературных способностях в разрезе пола. Мнение о том, что женщины способны писать только любовные романы, а мужчинам не свойственны по-женски чувственные тексты – не более чем стереотипы. Автор любого пола может написать что угодно, если он достаточно опытный и умелый. А гендерное деление жанров – искусственный конструкт, культивируемый самими издательствами.

А во-вторых…

Несмотря на все оправдания мужчин про защиту от критики через такой вот образ, они сразу же получили волну возмущения у читательской аудитории. Особенно у женской: так, экс-президент Института женщин Испании Беатрис Химено назвала их мошенниками. 

Потеряют ли соавторы тиражи и гонорары? Как знать. Как показали все крупные скандалы такого рода, с достаточно популярными авторами потеря части ЦА еще не приговор. Та же Джоан Роулинг или А. Полярный – спокойно пишут и продаются дальше. А ведь сколько шума было…

Однако стоит ли авторам настолько «оскандаливаться», и насколько критичны последствия такого «взрывного» пиара? Одно дело – эпатаж автора как часть созданного им образа. В таком случае читатель изначально понимает, что это лишь имидж и знает, что ожидать от автора. Вокруг таких личностей и собираются ради их эпатажа. Подобные же выходки аудиторией расцениваются как обман, одурачивание – а дураками никто быть не хочет.

С другой стороны, практический с любым знаменитым писателем, которого мы попробуем вспомнить, связан хоть какой-нибудь скандал. Скандалы – это вообще, так или иначе, неотъемлемый атрибут известности.

Скандальность в литературе можно приобрести разными путями. Создать вокруг себя писательский скандал можно как намеренно – с помощью маркетинговой кампании, так и случайно. В первом случае есть вариант написать провокационную книгу, которая вызовет резонанс. Естественно, с каким-нибудь взрывным названием. 

Либо создать себе эпатажный личный бренд, прославиться чем-то вне писательства, а только после этого стать писателем: уже собранная аудитория однозначно заинтересуется, что написал их любимый провокатор. Не зря же книги пишут и политики, и звезды, и бывшие заключенные.

А можно и совмещать. Один из вариантов писательской скандальности – скандальный характер самого автора. Можно постоянно скандалить со своими читателями, критиками и вообще любыми объектами, оказавшимися в поле видимости. Например, образ скандалиста закрепился за американским автором немецкого происхождения Чарльзом Буковски

А автор более 1700 произведений Харлан Джей Эллисон сам о себе говорил: «Пожалуй, самый великий спорщик на Земле». Он постоянно с кем-нибудь судился по теме своего творчества, и вообще не стеснялся открытым текстом на елду послать.

Это даже было в «Симпсонах»:

Единственный пункт: для такого надо быть действительно талантливым. Настолько талантливым, чтобы окружающие захотели простить тебе все твои выходки. В противном случае выйдет только стать широко известным бездарным мудаком.

Во втором случае вариантов тоже много. Оскандалится случайно можно, например, ляпнув что-то не то в Твиттере. Как Джоан Роулинг с ее высказыванием о биологических женщинах. И это еще то, что у всех на слуху. А были и менее громкие, с не так широко известными у нас писателями. Так, два года назад какая-то студентка американского вуза написала все в том же Твиттере, что книги Сары Дессен (писательница в жанре Young Adult) не подходят для Common Read (студенческая программа по чтению и совместному обсуждению литературы). Что вызвало целую бурю возмущения у ряда авторов: они восприняли высказывание студентки как обесценивание в целом историй про девочек-подростков. А у них ведь там за рубежом с этим строго, если кого-то ущемляют – все, туши свет.

Еще множество скандалов разворачивается вокруг всевозможных литературных премий. Думаю, многие не понаслышке в курсе, какие страсти разворачиваются на литературных площадках после конкурсов: бесконечные выяснения, кто достоин победы, а кто нет, обвинения, что судьи судили не так и не тех. А представьте себе, когда речь идет о мероприятиях мирового масштаба и о премиях, исчисляемых в долларах и евро. К примеру, Нобелевская премия по литературе – 777 тысяч евро (вокруг нее и ее лауреатов достаточно скандалов). А ребята, прикинувшиеся женщиной, отхватили аж миллион евро. Да за такие суммы завистники выкопают про вас самое грязное белье и в целом найдут, за то утопить в помоях.

Ну и, самый верный способ – обман. Уличение в обмане однозначно выльется в скандал. Это и плагиат чужих текстов, и расхождение реального образа автора с созданным им имиджем, и банальные финансовые махинации (не будем забывать, что литература — это еще и заработок). Однако именно с таким типом скандала потом будет сложнее восстановить лояльность аудитории.

Эту тему и предлагаю к обсуждению в комментариях. Какие выходки вы бы простили любимому автору, а какие писатели теперь для вас навсегда в опале из-за скандала?

Искренне лаваш, корр-опоссум, Androctonus_616

моя группа

Источники:

+13
12:50
264
22:27 (отредактировано)
+3
Забавно, что они испанцы. У П. Альмодовара в «Цветке моей тайны» есть история как мужчина-писатель за автора-женщину контракт дописал, и получилось очень проникновенно по-женски. ))
22:28
+1
Потомушо ето все загнивающий Запад laugh
Таки да, конечно же, загнивающий. Если мужчину от женщины уже не отличить даже по токсичному маскулинному дискурсу, что же это за безобразие такое? (вопрос риторический) ))
00:20
Автор должен хорошо писать. Меня не тянет читать тех, кто выезжает на скандальности.
00:56
А что насчёт последнего вопроса этого блога, заданного в самом его конце?
00:51 (отредактировано)
+2
Не у всех людей есть синие бороды, но у каждого имеется комната, в которую никому нельзя заходить. Если я узнаю о содержимом такой комнаты того человека, который мне нравится (например, как писатель), хотя он сам не будет этого желать, то я могу отнестись к этому с пониманием. И не буду осуждать. Сам такую комнатку имею. И не одну.

Если же человек распахнёт дверь этой комнаты сам, предлагая всем окружающим полюбоваться на всё самое мерзкое, злое и грязное, на что он способен, то и отношения у меня будет соответствующим. То есть, если писатель будет специально устраивать скандал, показывая, какой он плохой, ну посмотрите на него, поговорите про него, то моё отношение к нему (и его творчеству) может измениться в худшую сторону.

Разумеется, кто-то может сказать, что не стоит переносить личность человека на его творчество, это нерационально. Но я не робот, рациональный от первого до последнего винтика, я живой и эмоциональный, поэтому относится стану хуже, да.

Если же данный автор не только во всеуслышание похвастается своими мерзкими особенностями, но и затронет определённые темы, то я вообще могу послать этого писателя со всем его творчеством, какими бы гениальным оно ни было. Вот такой я странный.
07:18 (отредактировано)
+2
Вроде «Жена» фильм называется. ))) Писала за мужа, и дела до премии дошли.
Не знаю, может у нас все так патриархально, что и в голову не приходит устраивать бабий бунт. Может, на фоне загнивающего капитализма женщина особо чувствует свое угнетение. Но мужики молодцы, прикольная история.
Я лишь по тексту смотрю. Не по твиттеру) Нет у меня твиттера))
07:39
Смотрела хороший фильм про обман «Самый лучший папа» про писателя, который запутался в своём обмане. По мне, когда он нашёл в себе силы сказать людям правду, было немножко сильно поздно, и он поставил их в глупое положение. Поэтому из огромной толпы людей рядом с ним остались двое. Но ведь остались. Мне в поведении тройки писателей не нравится то, что они из раскрытия своей маски сделали шоу, прилюдно поставив многих в глупое положение. Все равно, что во время венчания сказать — нет, я люблю другого и за тебя не выйду.
22:26
Да масса таких историй о творчах, о художниках тоже. «Большие глаза» те же.
07:33
Мужики однозначно потеряют часть аудитории. Начали играть роль женщины профессора — не стоило выходить из имиджа, лучше было артистку нанять. Такие скелеты должны вылезать из шкафа только после смерти. Другое дело, если б вышел мужик и признался, что переодевается в одежду жены и пишет романы от имени профессора. Или — что по ночам к нему во сне приходит печальная женщина и диктует ему романы. Обман должен быть красивым. Сейчас модно доверительно сообщать, что всю жизнь любил женщин, лучше всего одну Аллу Пугачеву, ей не привыкать, но притворялся гомосексуалистом, потому что это модно. При этом и старая аудитория остаётся, и появляется новая. По поводу остальных — мне кажется, Набокова — псевдоним. И, скорее всего, за ним кроется мужчина. А в споры о том, что нужно и что не нужно читать в определённом возрасте людям определённого пола писателям, желающим сохранить читательскую аудиторию, вступать не стоит. Пусть читатели полемизируют на это счёт, мне кажется так. Почему великий писатель Т9 правит мне окончания? Как его отключить, кто подскажет?
22:35
Смотря где )) В Xiaomi автозамена, она в расширенных настройках, в разделе «Языки и ввод». Дальше — от модели зависит, обычно в «Управлении клавиатурами» есть какие-то опции типа «автоисправление» или «исправление текста» или «автокоррекция»
06:32
Покопаться надо, спасибо
10:33 (отредактировано)
+1
То же самое с госпожой Арсан (псевдоним).
Эммануэль написал её муж. Вроде как.
Его даже вышибли за эту книгу с дипломатической работы. Но он не огорчился. Написал Эросферу и стал снимать кино. laugh
Загрузка...
Светлана Ледовская №2
Голосуйте за лучший РАССКАЗ недели №283
  • 1. №1 Не стреляйте в Бабье лето - Автор: Господин Борисов - 3 (17.6%)
  • 2. №2 Три шага в бездну — Автор: Андрей ЛакрО - 5 (29.4%)
  • 3. №3 Битва за Хогвартс, или русские своих не бросают — Автор: КотСталкер - 4 (23.5%)
  • 4. №4 По лезвию ножа стекает… — Автор: Green_tea - 3 (17.6%)
  • 5. №5 Проклятие кровавой луны — Автор: bonumetmalum - 2 (11.8%)
Проголосовало: 17
Голосуйте за лучшее СТИХОТВОРЕНИЕ недели №283
  • 1. №1 Разговор с зеркалом - Автор: Д. Федорович - 4 (22.2%)
  • 2. №2 Ведьма — Автор: tassikk - 4 (22.2%)
  • 3. №3 Мескаль — Автор: JulyLex - 7 (38.9%)
  • 4. №4 Жуть — Автор: Александр_prof7209_Пертуев - 3 (16.7%)
Проголосовало: 18
Голосуйте за лучший БЛОГ недели №283
  • 1. №1 Читательское «И чо?»: что это и как с ним бороться - Автор: Андрей ЛакрО - 5 (45.5%)
  • 2. №2 Слонят по осени считают — Автор: Игорь Евгеньевич - 1 (9.1%)
  • 3. №3 Урок на всю жизнь — Автор: Ольга Алексеевна Щербакова - 3 (27.3%)
  • 4. №4 Сказка Братьев Гримм, которая НИКОГДА не экранизировалась: «Двенадцать Братьев» — Автор: nadejda.vorontsova - 0 (0%)
  • 5. №5 Два года на БС. Не юбилей, но дата — Автор: ананас аборигена - 2 (18.2%)
Проголосовало: 11
Голосуйте за лучшую КАРТИНУ недели №283
  • 1. Крейзи котик — Автор: Tashi - 5 (35.7%)
  • 2. Бабочка — Автор: nina.vendin - 1 (7.1%)
  • 3. «Собачий вальс» — Автор: NIHIL - 8 (57.1%)
Проголосовало: 14
Голосуйте за лучшего КРИТИКА недели №28
  • 1. Margo за комментарий к рассказу В интересах безопасности - 6 (37.5%)
  • 2. Осенёныш за комментарий к стихотворению Последнее лето - 10 (62.5%)
Проголосовало: 16