Сюжет под прицелом математики

Почти каждый раз, когда речь заходит о "неоригинальном" сюжете, люди начинают вспоминать про то, как мало по-настоящему оригинальных сюжетов и как их все уже написали. Кто-то вспоминает тридцать шесть драматических ситуаций, кто-то Борхеса с его четырьмя историями (забывая или не зная, что Хорхе Луи был знатным деконструктором списков, классификаций и энциклопедий, что очевидно на примере китайской классификации животных). Другие делятся анекдотом про "Гильгамеша" или натягивают "Мономиф" на глобус. Возможно, кто-то вспоминает про девять литературных конфликтов:
И месяца полтора назад на Хабре публиковался перевод статьи (источник ещё 2016 года), в которой с помощью глубинного анализа данных было показано, что основных типов сюжета всего шесть. Я часто люблю вспоминать эту статью, чтобы показать, что основных типов сюжета... два.
Да, я помню, что обещал третью часть сортового разруба Бумажного Слона №10, в которой собирался проверить, можно ли оценивать качество рассказа по сумме критериев, но, судя по комментариям, вторая часть уже была на грани.
Не углубляясь в подробности, методика была следующая: алгоритм находит в тексте слова, дающие эмоциональную окраску, и определяет, какова общая эмоциональная окраска эпизода. Одни слова, вроде "любовь", "великолепный" или "объединяться", дают положительную окраску, другие, вроде "ненависть", "рабский" или "болеть" - отрицательную. После того, как эмоциональная окраска эпизодов определена, строится график, по которому можно видеть, как изменяется тональность всего произведения.
И, изучив графики тональности разных произведений, можно вычленить шесть повторяющихся сюжетов:
- Из грязи в князи - более-менее равномерное повышение графика, соответствующая истории успеха. Пример от авторов исследования - "Алиса в Стране Чудес".
- Из князей в грязь - такой же равномерный спад в трагической истории. Авторы в качестве примера называют "Ромео и Джульетту".
- Человек, загнанный в угол - после начала на высокой ноте, идёт спад, и, достигнув некоего минимума, история начинает опять повышать своё настроение. В исследовании вспоминают напримерную историю от Курта Воннегута: "Человек упал в яму. Человек вылез из ямы."
- Икар - история успеха, сменяющаяся трагедией, в противоположность предыдущему пункту. Здесь и далее примеры в названии.
- Золушка - история успеха, в середине которой происходит резкий эмоциональный упадок.
- Эдип - трагедия с локальным подъёмом в середине.
Как это работает - можете сами посмотреть вот здесь.
Применив этот метод к более-менее современным и/или комплексным произведениям с достаточно высоким "разрешением", можно заметить нечто интересное. В статье разбирают "Гадкого утёнка" Ганса Христиана Андерсена, и из разбора видно, что он имеет не одну и не две точки экстремума, а целых четыре! Авторы метко подмечают, что, хоть основной сюжет сказки - "Из грязи в князи", внутрь вложен дополнительный сюжет "Человека, загнанного в угол" (впрочем, с тем же успехом можно сказать, что это вложенный "Икар").
Да, все эти сюжеты можно и, пожалуй, даже нужно вкладывать и присоединять друг к другу, как детальки конструктора: как показывает опыт "Гарри Поттера", это делает историю насыщенней и интересней - в отдельных книгах серии находят около 14 экстремумов! (Ссылку на МирФе потерял, увы. Нашедшему репа.)
Но шесть - это пока не два. С другой стороны, присмотримся к "Золушке" и "Эдипу". Они похожи по внутреннему устройству на того же "Гадкого утёнка" - простой сюжет "Из грязи в князи" или "Из князей в грязь" со вложенным противоположным подсюжетом, делающим повествование сложней и интересней. Похожим образом на эти два простых подсюжета можно разобрать и "Человека, загнанного в угол" с "Икаром", просто разделив их по точке экстремума.
Итак, получаем... два сюжета. История возвышения и история падения. Успех и трагедия. Всё многообразие повествований, известных человеку, складывается из множества таких сюжетов, сложенных воедино.
Попытка номер раз: Васисуалий Лоханкин (в свете «Золотого телёнка») лежит на диване и на тридцати страницах беспокоится о Судьбах Родины и Сермяжности Правды.
Не спорю, что качество сюжета будет невысоко (хотя, можно, конечно, подать его как сатиру...), но об этом речи пока и не шло.
— Изменение героя.
— Отсутствие изменения героя.
Бррр…
Зиг хайль?А ещё проще надо подобные прохладные истории воспринимать.
А как тогда классифицировать… ну, скажем, первое, что пришло в голову: «Золотой телёнок»?
Остап ведь добился своего и отхватил себе шмат корейки, следовательно — успех?
Но, в последствии, не сумев грамотно распорядиться награбленным, потерял всё и пошёл переквалифицироваться в управдомы — значит, трагедия?
Но ведь он вернулся к старту — к тому, с чего начал: получается, ничего не приобрёл и не потерял. Это какой тогда сюжет?
Ну давайте на примере ветки Остапа. Остап жив и здоров, но с фигой в кармане. Он встречает Шуру Балаганова, узнаёт от него о гражданине Корейко, и вместе с Адамом Козлевичем и Паниковским они прибывают на «место», успешно воспользовавшись автопробегом — история успеха.
Заговорщики открывают контору, собирают компромат и готовятся к завершению дела, но передача документов срывается, контору арестовывают, гражданин Корейко исчезает, машина Адама ломается в ходе погони, а Паниковский умирает — явная история падения.
Остап, несмотря на все трудности, находит гражданина Корейко и получает от него выкуп — история успеха.
Остап не может получить пользу от своих денег и, безуспешно попытавшись покинуть страну, теряет всё — история падения.
При этом, на более мелком масштабе эта ветка содержит более мелкие истории успехов и падений, которые теряются на фоне крупномасштабных изменений, но поддерживают интерес читателя в ходе повествования.
Тогда и творческих людей две группы — Моцарты и Сальери.
Одни пишут как дышут, а другие разбирают на точечки и потом из них конструктор создают.)
Но блог хороший))))
Долго же вы думали над ответом)))))
наверное математически высчитывали количество букв?)?)?))))
Везет вам…
У меня кроме работы никого)))))
И жизнь, к слову, тоже, отвернулась, сука.
P.S.
Для поборников за чистоту рядов чистых рядов.
Это слово использовано в литературном смысле.
Никого из не хотел оскорблять, унижать, принижать, и что-либо подобное в подобном роде.
При написании комментария ни один сук не пострадал.
Но, конечно, математический анализ лишь вспомогательный инструмент, который может показать пути для улучшения. Используя только его, хороших результатов не добиться.
Хотя вывод неожиданный, но правильный. Впрочем, написано было в основном к борцам за новизну сюжета.
Правда, это писалось в разгар очередного срача про оригинальность сюжета, отсюда и «противовелосипедность».
Особенно в преддверии НФ.
На днях, в одном рассказике припоминал такого признанного мастера детективов как Эрл Стэнли Гарднер.
Как тогда в эту вилку вписать его историю о адвокате Перри Мейсоне?
ГГ там всё таки Мейсон — но с ним особых взлётов-падений не происходит. У него всегда ну или почти всегда всё ровно. События терзают второстепенных персонажей. Та же история с Ниро Фульфом да и вообще в детективах (серийных) так почти всегда. Некий ГГ плавно парящий над событиями.
Или тогда надо считать ГГ не Мейсона, Фульфа, и т.д. А тех кого считали до сих пор второстепенными персонажами?