​Краткая инструкция по написанию литературного шедевра для чайников

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
​Краткая инструкция по написанию литературного шедевра для чайников

Вступление.

Тут народ удивляется: ого, сколько тут программистов, как вы, технари, пишете? Вроде бы писательство - удел гуманитариев, филологов и прочих философов, а вам это зачем?

Отвечаю: во-первых, это интересно. Что ни говори, а публика к технарям относится благосклонней. Если ты филолог, то тут и ответственность, и обязательство перед читателем, и невозможность ошибок, корявых фраз, дурацких диалогов и пришибленных персонажей. Уже нельзя: “Садясь за компьютер, у меня сломалась мышка”. Тебя учили пять лет, великих классиков с тобой разбирали, курсовые и дипломы писали, зачем ты так с нами? А вообще, ты пишешь, потому, что это твоя профессия.

Другое дело, если ты программист. Или парикмахер. Или контроллер в трамвае. Или профессор математики. Тут совсем другое. Ты пишешь по призванию и тебе за это многое прощается.

Но я хочу поговорить о том, как моя профессия помогает в писательстве.

Ведь если посмотреть, у художественного текста и программного кода есть куча общих моментов. Разберем.

Постановка задачи.
Предположим, перед вами стоит задача написать шедевральный рассказ о попытке контакта человечества с инопланетным разумом.

Алгоритм и параметры.
Известно, для описания любой истории, как и для решения математической задачи, существует один оптимальный алгоритм. Определяем подходящий алгоритм методом Монте Карло, или любым другим привычным для вас способом.

Определяем функцию, задаем параметры и значения, которые хотим получить на выходе.

Функция: Солярис.
Входные параметры: молодой мужчина, космическая станция, какая-то планета.
Выходные значения: их всегда два. Идея и эмоция. Если ваш текст сгенерирует оба - радуйтесь, вы создали хороший текст. Если только одно - плохой. Если ни одного - ваш текст не работает. Решаем, что конечным продуктом произведения должны стать чувство светлой грусти и идея, что космос хороший (вариант Лема).

Для генерирования светлой грусти лучше всего использовать страх, любовь и отчаяние.

Дополнительные параметры.
Но для дальнейшей обработки нам необходимы дополнительные данные. Вводим и, по-возможности, даем простые, описательные и запоминающиеся имена.

Константы: Снаут, Сарториус и труп Гибаряна.

В процессе обработки (раскрытия) главного персонажа понимаем, что в таком составе любовь не высечь.

Вводим переменную Хари. Хари - важный параметр для эмоций любви и отчаяния, поэтому прописываем ее подробно и не забываем о деталях: платье без застежки, ямочки под уголками рта и так далее.

Тщательно истязаем (раскрываем) главный параметр (Крис Кельвин): тут оптимально использовать цикл из трех итераций: две неудачные попытки избавиться от Хари, третья удачная. Для создания эмоции отчаяния меньше - мало, больше - перебор.

Фоном развиваем сюжет про разумную планету-океан. Тут надо подробно и тщательно, научно и без эмоций. Эта часть - информативная, она нужна для развития идеи. Хорошо использовать новояз, научные термины и имена фейковых ученых.

Выходные данные.
Чрезвычайно важна концовка, именно она задает тексту главное настроение. В оригинале Лема океан не злой, он, как ребенок, не понимает, что творит. Крис остается на станции с надеждой на установление контакта. Эмоция - светлая грусть, идея - космос хороший.

Тарковский пошел дальше: при тех же входных данных, он возвращает Криса на Землю, тот встречается с отцом, но камера ползет выше и показывает океан и острова. Эмоция - безысходность, идея - космос плохой.

Встроенные функции.
Если в программировании хорошим тоном считается использовать готовые, проверенные конструкции и функции, вроде алых губ, изумрудных глаз, покатых плечей, округлых бедер и косых струй дождя, то в писательстве это ужас-ужас. И вам все скажут: нет, дорогой автор, так дело не пойдет. Вам не должно быть легко! Быстренько бегите и изобретайте другой велосипед, другие руки не с тонкими пальцами и без волевых подбородков.

Оптимизация.
Все нещадно кромсаем. В идеале текст должен быть сокращен на 10-20 процентов. Каждую конструкцию тестируем на понятность, читаемость и отсутствие лишних слов. Если слово можно убрать без потери смысла - удаляем. Если абзац не идет на пользу эмоции или идее - удаляем.

Сила эмоции обратно пропорциональна длине описательной конструкции. Самое крутое описание битвы, на мой взгляд, состоит из шести слов: “Словом, видно было, где он шел” (ТББ).
Прогоняем таким образом как минимум 5 раз.

Компиляция.
Расставляем знаки препинания. Теперь, когда наш текст написан, приступаем к компиляции. У программирования есть огромное преимущество: большинство компиляторов укажут вам на лишние скобки и отсутствующие запятые.Тут же надо все самим, ручками.

Тестирование.
Следующий этап - тестирование. Как известно, программист сам не в состоянии адекватно протестировать собственный код, у него уже замылен взгляд и вообще он необъективен. Для этого существуют тестировщики. Редакторы, по-нашему. Редактор прогоняет наш код через всевозможные сценарии, находит баги (может даже чинит), логические дыры, нестыковки, и вообще всячески помогает. Если нет редактора, то поможет любой логически мыслящий муж-жена-родственник-друг.

Чиним, еще разок-другой прогоняем через компилятор и вуаля!

Ваш шедевр готов!

П.С. Данный опус написан исключительно в развлекательных целях, на истину не претендует и всячески поощряет коллег критиковать и дополнять.

+14
07:14
1050
08:10
Солярис не вошёл, шедевром не показался. Но идея замечательная. Это имхо, если что.

За блог спасибо, улыбнуло thumbsup
09:30
Рада, что понравилось :)
08:40
Пошла писать шедевр! laugh
09:29
Удачи! Все получится! :)
09:18 (отредактировано)
Я у Тарковского иначе поняла коновку: Гг на Солярисе, на острове, с ним отец (ненастоящий, а «местный»), и он (Гг) ждёт жену.
А блог забавный, повеселил))) Я своих родственников/друзей называю альфами и бетами)))
09:29
Да, так и есть, но это понимаешь в самый последний момент. До того надеешься, что ему удалось вырваться…
Спасибо :)
Почему надеешься?) Наоборот, это ведь его осознанный выбор. Он же в конце говорит, я там дословно не помню, но что-то вроде: я буду ждать её. На Земле у них не получилось, и отношения с отцом не лучшие, а здесь у него есть шанс начать всё сначала. Как-тот так. По-моему, это очень светлый финал)
09:47
Ой, надо пересмотреть. А то я перечитала, а фильм помню плохо. Но осадок был жуткий… они же ненастоящие, не помнят ничего толком. Завтра пересмотрю, отпишусь :)
09:58
+2
— Омегон, подай гаечный ключ!
— Я не Омегон, я Альфарий!
11:08
А я поняла, что Океан принял людей, как Отец принимает блудного сына. И что теперь выход людей на новый уровень сознания обеспечен. Тарковский там на крыльце практически воссоздает картину Рембрандта «Блудный сын».
Это второй смысл, более глубокий, философский.
17:06 (отредактировано)
+1
Да, у Тарковского очень философское, очень человеческое раскрытие, Лем страшно ругался, у него все-таки акцент на непостижимость :)
А как он ругался на Голливуд!
18:44
Да, голливудский вообще не получился))
09:51 (отредактировано)
Пф! И «алгеброй гармонию распять». Самое интересное, что я также примерно думаю. Делать, правда, не всегда получается. Эмоции заводят за рамки всяких программ.
Да, кстати, про эмоции. Без них не рассказ, а считалочка получится))) Я — чистый технарь. Не кондуктор, не врач, а инженер-конструктор и механик! То есть технарее уж некуда. А еще десять лет работаю копирайтером. Представьте, какие уже четкие программы и стереотипы в подсознании.
Проблема — не в программу войти, а выйти из нее. Счастлива, когда эмоции это позволяют.
Блог замечательный. Спасибо за интересную тему.
17:13 (отредактировано)
+1
Спасибо!
Да, выйти за пределы программы это отдельное искусство, это уже душа.
Надо новую инструкцию написать, как выходить из программы :)
Комментарий удален
10:00
А! Пардон. Невнимательно прочел. Все пункты на месте.
Литературный шедевр для чайников.
Ну-ну.
17:14
Скажете, чайники не любят литературу? :)
Что касается чайников. У нас на работе сломался чайник. Сегодня доставили новый. В связи с этим я пошел в магазин за кофе и прищемил дверью руку. Это сообщение пишу с перебинтованной рукой. В голове слегка мутит.
Мне кажется, у технарей не очень получается писать. Они могут сделать добротную вещь. Будет рассчитана скорость расширения гравитационного поля в вакууме. Но не будет глубины чувств, полета не будет.
А Розенбаум?!
А что, он писатель? Вроде песни поет.
Он же врач unknown
Он стихи пишет!
Но не технарь же! ))
11:05
+2
Константин, ну я не верю, что вы можете так на самом деле считать, ну, признайтесь, что вы тролль, что вы как-то там энергию жрете от недоумения людей)))))
А. так он врач. Ну врачи — это особые люди. Из них творцы получаются.
Одна часть меня так считает, а другая говорит «Это же глупость! Разве же можно так обобщать?» Но пишет сюда обычно первая часть.
Врач- хирург скорой помощи — всегда технарь
И вообще, технарь — это не профессия, а состояние души)
Именно. Поэтому и глубины не хватает. И безапелляционность. Это состояние ведь и на текстах отражается.
11:19
+2
Константин, держите себя, не нарушайте целостность.)))
Это даже не глупость, это абсурд на уровне Дивергента для средней группы детского сада.
11:21
+1
Мне кажется, у Эделева не очень получается троллить. Он может написать провокационный комментарий. Будет демонстрационное заявление, побуждающее людей остро на него реагировать. Но не будет интеллектуальности приёма, тонкости не будет.
На воре и шапка горит.
11:26
+1
Он просто устал, выгорание, такая штука)
11:27
+1
Ну, когда нечего ответить, приходится отвечать неуместными цитатами. Авось схавают.
11:27
+1
Да я и раньше не припомню тонкоты.
11:28 (отредактировано)
+1
При отсутствии конкуренции и Эделев — тролль. Монополия
11:29
+1
Надо составить список и в порядке бреда любую вставлять, пока думают, что к чему, есть момент скрыться за поворотом логики)))))
11:40
+2
А, на безрыбье…
12:01
+1
Кто сказал «безрыбье»? Вот, я уже здесь, повышаю количество рыб)) И ничего не понимаю в блоге, как истинный гуманитарий, хоть и не филолог.
12:04
+4
Это не страшно)))
Ситуацию Вы не спасете. Вы же Рыба-ерш, а не Рыба-тролль, даже не рыба-клоун
17:10
+2
Это потому, что у них чёткой инструкции не было. Теперь увидите как все изменится. Шедевры так и посыпятся!
17:13
Чего это? Я, может, и чтец и жнец и тролль? И еще вышивать умею и на машинке — тоже? Ладно-ладно, раскусили, не умею. Ни троллить, ни вышивать))
10:45
+3
А я вот и не припомню среди классиков хучь какого филолога… «Много знаний много печали». Для писательства нужна внутренняя свобода. Это ж, наверное, как затяжной прыжок.
Филологом тоже плохо быть для писательства — слишком много стереотипов.
10:51
+3
Ну вас, технарей, я даже не могу понять, про что в блоге написано. Переводчика!
12:01
+1
Во, поддерживаю!
01:18
Это для технарей smileу вас, гуманитариев, все эти вакуумметра встроенные :)
18:38
» Известно, для описания любой истории, как и для решения математической задачи, существует один оптимальный алгоритм.
Cлыхали про неполиномиальные задачи?
19:07 (отредактировано)
Думаю, это «Сказка о Репке», тот самый случай, когда идея и эмоция получаются путем перебора вариантов решения. Хотя, конечно, в таком случае имело бы смысл перечислить все возможные сочетания: дедка плюс Жучка, бабка плюс внучка плюс мышка, ну и так далее. Но, во-первых, «перебор» идет во вред эмоции, а во-вторых, очень не хочется занудстввать :)
18:44
«Выходные данные» — у этого пункта название жЫрным шрифтом не выделено. Ай-я-яй, синтаксис не соблюдаем…
19:11
Поправила, спасибо :)
Комментарий удален
17:20
Не факт, что филологи сплошь писатели, чаще всего они-то и не пишут. А писателей специально обучают в Литературных институтах. Но и те умудряются не писать. Столкнулась на личном опыте.
Может, литературный процесс и похож на алгоритм, но в программировании нет души. Хотя сама окончила компьютерный колледж)))
01:10
Да, без души никак… но это уже следующий этап, для продвинутых пользователей ;)
13:39
Забавно. И действительно может помочь. Но только человеку с литературным даром, талантливому человеку. Человеку, лишённому этого, — не поможет. Дерьмо напишет в любом случае. Жуткое, ужасающее дерьмо или серое, тоскливое дерьмо.
01:16
Я думаю, что талантливый человек с даром многие моменты и так понимает на интуитивном уровне. Насколько я поняла, основная проблема у начинающих писателей это выбор алгоритма и оптимизация. Построить правильную композицию, подчистить все лишнее и очень многие работы будет не узнать.

В принципе сюда любой процесс можно подогнать, даже построение табуретки smile
09:24
Да, верно. Человек с даром многие вышеописанные моменты поймёт сам, без подсказок, а бездарному это не поможет в любом случае — даже если овладеет теорией в совершенстве.
11:37
+1
В клубе самых высокооплачевыемых писателей в Нью-Йорке, примерно в 60' не состояло ни одного писателя с гуманитарным образованием в большинстве именно технари. Нашёлся лишь один лит-агент, но он не написал ни одного захудалого расказика.
В мире нет технологии написания книг. Этому не учат в школе и т.п. quiet

Рекомендуем быть вежливыми и конструктивными. Выражая мнение, не переходите на личности. Это поможет избежать ненужных конфликтов.

Загрузка...