Коротко о главном. Сюжет, сцены, пространство

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Коротко о главном. Сюжет, сцены, пространство

Есть многое на свете, друг Гораций, и, как оказалось, к числу чудес необходимо причислить и неугасающую актуальность некоторых прописных истин. Сейчас будет смешно.

Первое. Художественному произведению нужен сюжет. Уже весело, правда? Только это не тот сюжет, который обыватель понимает как некоторые события, происходящие в тексте, а определенная схема, которую эти события должны создавать. Сюжет, как правило, состоит из завязки, нарастания действия, кульминации и развязки. Иногда к этому прибавляют зачин, промежуточные кульминации и прочие извращения, но основа должна иметь место, иначе у вас получится не художественный текст, а очерк для журнала «Красная елда». Исключение составляют миниатюры – в них сюжет также имеется, но сильно редуцированный, его основные элементы не всегда вычленяемы с полной уверенностью.

Сюжет как структура связан с конфликтом произведения, то есть, с проблемной ситуацией, которая рассматривается писателем в данном произведении: например, барыне не нравится собачка немого, приемная дочь ведьмы хочет трахнуть свою мать, дракон похищает принцессу, которая ему не нужна и тому подобное. Если у вас конфликтов не бывает, я могу дать вам телефон редакции «Красной елды», обязательно пригодится.

Наличие конфликта, однако, не исключает отсутствия сюжета и это составляет настоящую проблему для некоторых авторов. Так, в приснопамятной «Первой учительнице» есть злая учихалка и противостоящая ей ученица-протагонист, конфликт есть, но рассказ не получился, потому что нет сюжета, и вот его основные части:

В завязке обозначается основной конфликт. Если у вас РОМАН, то завязка должна содержать обозначение, как минимум, первого из ряда конфликтов. Если у вас не РОМАН, то завязка заканчивается примерно после того, как вы закончите описывать диспозицию вашего конфликта. Как правило, в комплекте с конфликтом идут персонажи – одного или нескольких нелишне будет ввести уже на стадии завязки.

Со стороны читателя завязка уже должна содержать полноценную интригу, загадку или интересную отсылку к дальнейшим событиям.

Нарастание действия должно развивать конфликт, по возможности, усугублять его и мотивировать персонажей к действиям. Если у вас рассказ, никаких дополнительных конфликтов добавлять не нужно. Не следует внушать барыне противоестественную страсть к Герасиму, не нужно добавлять к инцестуальной канве, самой по себе достаточно конфликтной, любовный треугольник и совершенно излишне станет привнести к дракону и принцессе проблемы драконьих отношений между поколениями. В формате романа – да, там веточки конфликта могут разрастись в небольшое дерево, но когда у вас некий ограниченный объем, рекомендуется сводить к минимуму. Почему? Потому что внимание читателя рассеивается и эмоциональный заряд, набранный описанной вами ситуацией, будет распыляться на две, три и более ситуаций и кучу сцен, необходимых для их выписывания. Некоторым кажется, что они справятся, но почти всегда нет.

Еще на стадии нарастания действия нужно ввести всех основных персонажей, если только у вас нет особой ситуации типа персонажа-сюрприза, который должен появиться в конце. И у этого тоже есть причина: если вводить важных ближе к концовке, читатель не успеет к ним привязаться, да и чисто по объему текста им достанется самый минимум, соответственно, даже если они будут сильно влиять на сюжет, так же влиять на читателя они не смогут.

Со стороны читателя во время нарастания действия интерес к событиям тоже должен нарастать. Правда, неожиданно? Способов достичь этого есть много, например, можно объяснять, что герой потеряет, если не справится, можно показывать опасность, грозящую герою, лишения, которые он терпит по ходу событий.

Кульминация важная штука. Нет кульминации – нет оргазма.

Событийно это поворотный момент, когда все сюжетные загадки и сам конфликт разрешается и ситуация кардинально меняется в лучшую или худшую сторону: Герасим топит Муму, приемная дочь ведьмы добивается секса, дракон принимает волевое решение взять принцессу в жены. Если ситуация не разрешилась, значит, кульминации не было, расходимся.

Эмоционально это самая заряженная часть произведения. Вот что хотите пишите и как хотите этого добивайтесь – танцами на стекле, убийствами персонажей, всяческими душевными надрывами, но наивысший пик должен быть именно здесь.

Развязка композиционно завершает произведение. Она не особо важна, но с ней красиво. Развязка подводит итоги изменений, произошедших в кульминации и задает вектор для дальнейшего движения персонажей: и жили они долго и счастливо, и умерли в один день. Или просто умерли. Или жили несчастливо.

*    *    *

Второе. Сцены. Оговорюсь, это мой термин, может быть, это как-то называется красивым словом, возможно, даже с примесью благородной латыни, но я не в курсе, я лошадь. То, что я имею в виду – некоторое действие, произошедшее на некотором участке местности. Например, Пятачок и Винни-Пух пришли к Кролику в гости – все события внутри норы я бы выделил в одну сцену. Винни-Пух застрял на выходе – с момента застревания и до момента освобождения я выделяю вторую сцену. Очевидно, что сцены отличаются не только и не столько территориально, но пространство, черт возьми, важно для восприятия того, о чем вы пишете.

Не стоит думать, что сцена это что-то короткое, что можно написать о том, что учихалка порвала девочке тетрадку, потому что она (тетрадка, не девочка!) была неправильного цвета. Читателю не нужны ваши пересказы, читатель всегда хочет присутствовать, быть там, смотреть и слушать. С описанием пространства (о нем ниже) у нас получится увидеть, где совершается действие, где стоят персонажи, что у них в руках, как они одеты; с описанием эмоций и реакций персонажей у нас получится почувствовать то же, что они; с описанием действия мы сможем узнать, что произошло. Заменять все это простым пересказом – строгий харам и грань, по которой проходит разница между историями в стиле Прохора из «Зеленого слоника» и художественным произведением. Если вдруг у вас есть важная информация, которую нужно ввести, а выписывать либо обломно по объему, либо просто влом, вводите информацию через реплики или через упоминания в авторской речи, но тогда уже коротко, без упоротого пересказа:

– А Лидке из первого «бэ» она вчера тетрадку порвала! Тетрадка должна быть зеленая, а Лидке мать синих накупила.

«Девочка хотела возразить, но побоялась; она помнила, как на той неделе Мария Васильевна порвала Лидке тетрадь только из-за того, что обложка была синего цвета вместо положенного зеленого».

Естественно, каждая сцена должна что-то добавлять в произведение. Если вы не можете сказать, какую функцию выполняет фрагмент, а именно как служит для реализации конфликта, значит, он здесь не нужен, это рак и его надо резать. Например, если вы рассказываете, как училка рвет девочке тетрадь, это хорошая сцена, она показывает отношения между персонажами, описывает персонажей и иллюстрирует имеющийся конфликт взаимоотношений бессмысленно жестокого учителя и претерпевающего ученика. Но если следующей сценой вы описываете, как училка унижает девочку за то, что она читает лучше всех, вы дублируете сцену с тетрадью: никакой новой информации о конфликте не добавляется. И, важный момент, речь не о том, что именно вот так так было В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, речь о том, что в рассказе сцена с чтением будет лишней. Художественное произведение не транслирует буквами реальную жизнь, это стоит помнить.

Сюжет должен развиваться и следующая сцена в повествовании о девочке должна либо усугубить конфликт, если это стадия нарастания действия – например, училка выгоняет девочку с занятий и та в соплях идет домой и влипает в дополнительные неприятности, либо вывести на кульминацию, ну, например, девочка по дороге домой встречает инспектора ПДН в белоснежном пальто с золотыми погонами и училка вылетает с работы, что разрешает конфликт. Вообще если у вас сцена за сценой идут с равным эмоциональным фоном и конфликт пробуксовывает на месте, у меня для вас плохие новости: надо резать.

* * *

Третье. Пространство. Для пространства нужно немного: одно-два предложения, пусть даже пара словосочетаний, в которых будет описано что-то из этого: общая схема пространства, что-то из цветовой гаммы, освещение и время суток, важные и функциональные предметы обстановки, которые нужны для действия, какие-то детали, характерные именно для этого места, либо эмоционально яркие, вызывающие страх, умиление, любопытство, отвращение. Важно, чтобы в пространстве вы как-то пометили позиции своих героев и вектор их движения.

Да, не нужно расписывать цвет линолеума и каждого из полуста амурчиков, резвящихся среди завитков пластиковой лепнины, однако пространство каждой (каждой, мать вашу!) сцены должно быть описано. Пусть это будет схематично: «Маша и Миша пришли к стогу сена, им светила полная луна», но без описания не будет картинки, а без картинки не будет эффекта погружения. Не то, что 3Д, даже 2Д не наскребется.

Следите за деталями. Важно помнить, что визуальные образы и слова, которые вы используете, влияют на атмосферу, следите за используемыми прилагательными и существительными, обозначающими предметы. Если вы пишете, про грязные обои, это уже совсем не то настроение, которое будут транслировать обои персиковые. Ну и есть очень частая ошибка – авторы используют общие фразы в описаниях, абстрактные, безликие образы, создавая тем самым скучные описания, которые хочется пролистать и забыть. Если есть возможность использовать максимально узкую категорию, используйте. Не надо «кусты» там, где можно сказать «заросли орешника», «темный смолистый ольхач», «колючий бастион дачной малины», не должно быть «травы» там, где в описании можно приткнуть «газон», не нужно писать «спортивная площадка», если там футбольное поле или баскетбольные кольца и так далее. Постарайтесь забыть нахрен слова типа «дома», «деревья», «люди», «комната» и прочие мультиплексные существительные, которыми можно описать половину гребаной галактики. Их можно использовать потом как синонимы, когда уже будет ясно, что это за деревья и какая это комната.

Я, как обгашенный визуальщик, обращаю внимание не только на наличие, но и на порядок описания пространства, для меня этот порядок создает кинематографические эффекты наезда камеры, движения, отдаления плана и тому подобного, и визуальщиков среди читателей немало, поэтому не советую прыгать от листиков под ногами к солнышку на небе, от солнышка к героям и от героев к божьей коровке на лошадиной упряжи. Определяетесь, какой эффект вам нужен и идите либо от крупного плана к общему, либо от общего к частному, либо следуйте описанием за персонажем, либо по какому-нибудь иному вектору.

Все, устал. Всем любви и не пишите дерьма.

+12
05:45
601
11:08 (отредактировано)
+2
Это вверху на картинке олень или лось? Наверное, олень все-таки. Не, сейчас в тренде лоси.

А блог полезный, конечно.
Но телефон «Красной елды» нужно было внести в блог сразу. Чтоб желающие не теребили по одиночке. laugh
11:15
+3
Это олень. Потому что олень созвучен с «алерт» и еще по одной причине, которую я не буду называть. При нажатии на тэг в конце будут ссылки на другие полезные блоги с оленями.

Но телефон «Красной елды» нужно было внести в блог сразу. Чтоб желающие не теребили по одиночке.
Я хочу думать о хорошем.
Уберите ваще эту «Красную елду», это лишний элемент. stop
11:17
+1
… А теребили коллективно. Сразу «Красную елду» crazy
11:19
+1
Как это теперь развидеть?
11:24
+1
Я бы посоветовал хорошего психолога, но сам ищу, особенно после Ангельских кладбищей всяких crazy
11:19
+3
Вообще надо создать такой канал Дзен, и вот эти все дарования смогут сразу уходить в народ, не тратя время на всякие побочные сайты, где все равно не оценят… И там же лоббировать ввод закона против критиков
11:21
+1
Там критиков и так не будет. Критики тоже люди. Нафиг им читать всякую шнягу?
11:23
+2
Не знаю, как с телефоном, но раз уж о прописных истинах, тут, видимо, пошла бы яркая инфографика на яблоках, со стрелочками. Типа: «Это Таня, это она идет со школы домой, и спотыкается о яблоко — конфликт».
А то заставляешь тут читать огромные текстовые простыни тех, кто даже написать ничего кроме моноблока на полстраницы не могут crazy
11:31
+2
Не, конфликт — это когда Таня хочет яблоко. Или даже что у нее аллергия на яблоки, а она хочет яблоко.
Но инфографика да, хорошая мысль. Такая, знаешь, со вкусом безысходности: показывать стрелочками эмоциональный фон и этапы развития конфликта.
11:39
+1
Именно! И чтоб все яркое и с большими, но простыми надписями. Азбука кароче crazy
11:43
+5
Очень полезные буквы, особенно про пространство, у меня с его описанием явные траблы, пока не получается(
13:35
+3
Эх, теперь бы эту инфо как-то вшить в творческий блок в голове))) спасибо!
но у меня, как у бестолковой женщщыны начинающего автора, возник вопрос:
А если мне, как автору, кажется (или даже уверенно видится) этот самый конфликт; я уверена, что описания «это был кругленький господин со штанами на зелёных подтяжках» вполне достаточно, чтоб его представить; и «холл был залит неприятным светом ламп» уже погружает в обстановку?
И один читатель начинает уточнять, а были ли у господина с подтяжками усы, второй читатель интересуется, какого цвета был свет ламп, третий читатель просит первых двух заткнуться, потому что все прекрасно понятно, а критик в это время закатывает глаза по поводу отсутствия конфликта.
То есть мне кажется, что все по правилам, а оказывается, что ни фига.
надо активно писать, набивать руку, выкладывать на читательский суд, отслеживать, где что не так, мотать на ус и оно каким-то чудом устаканится? Так часто тут появляются комменты в духе «пощадите читателя», а как же мне ещё прийти к пониманию, что конфликта нет и усы нужны?
по себе я знаю, что это вот непонимание своих ошибок с помощью неустанной практики и критики со стороны перенастраивают процесс, ошибки исправляются. И потом сама удивляюсь, «как я так могла»)))
благодарю за терпение!)))
13:49
+2
А потому что это не правила вообще.
Заметьте — в нашумевшем блокбастере про жирафа вообще никаких описаний и пространств нет — но никто ничего не требует laugh
Ну ясное дело, что там ставка на местячковость и узнаваемость. А потому что текст, написанный толково, к месту и ко времени, таких вопросов не вызывает. Все индивидуально, для каждой работы. Если подавляющее число читателей в ступоре от того, что происходит в тексте — то либо этот текст опередил свое время, либо это метафорическое laugh
13:56
+1
laughМне вчера Игорь Евгеньевич подарочек прислал, открываю страничку с моим подарками, чтоб посмотреть, и среди прочих вижу вашу прекрасную метафорическую сиреневую какашку, такая прэээлесть))) angel

Удачный пример про Жирафа))) здорово, что пошёл в народ на цитаты, это успех)))
Однако как же блин запустить в башке это понимание, этот изначальный старт на правильность текста(((
13:59
Никак :3
Просто пишите. Жизнь сама все по местам расставит
14:04
+1
Очень дзен))) «расслабься и получи удовольствие»)))
14:17
Это случайно не за старого Мартинеса прилетело? Я ж не зря про него написал. Увлекаетесь-сь-сь-сь-сь. crazy
Как можно?! Не за Мартинеса, конечно, а за 15 кило харизмы)))
При том, что есть же ещё внутренний упрямый баран, который, даже зная, как правильно, все равно прет по-своему
Вот мы репетируем пьесу. Все- любители, канонов не знаем, режиссёр учит по ходу дела:
— остановилась, чтобы подумать, ответила, пошла.
А у меня внутренне движение такое, что я думаю на ходу, а говорю, остановившись. Ломка. Моя природа требует думать по ходу движения, а это не укладывается в законы сцены. Капец, до слез было. Но сто раз мне напомнили, переключилась.
Вот и тут, я уверена, что конфликт есть, а меня ломают, что нихрена это не конфликт!
14:35 (отредактировано)
+2
А если мне, как автору, кажется (или даже уверенно видится) этот самый конфликт я уверена, что описания «это был кругленький господин со штанами на зелёных подтяжках» вполне достаточно, чтоб его представить; и «холл был залит неприятным светом ламп» уже погружает в обстановку?
Да я тоже как бы уверен, что это достаточные описания даже без оглядки на контекст. Ну, с оглядкой, но все же.
Смотрите, «кругленький господин» уже эмоционально окрашенная характеристика, было бы плохо, если бы вы написали «полный человек», а «неприятный свет ламп» как доминанта описания уже задает атмосферу, условие дискомфортной, напряженной обстановки. Вот уберете прилагательное «неприятный» и все, описание станет мусорным, а когда оно есть, вполне ничего.

Понимаете, я не за раздувание объема, я за достаточность текста. А людей не слушайте, они вам насоветуют. И меня не слушайте, я тоже тот еще советчик. Вы владеете языком и описаниями, вы знаете, как надо.
16:08 (отредактировано)
+1
Полезная статья, чего уж там. И написана человеческим языком. Автору благодарность, конечно. Плюсую.
16:10
+1
А плюсовать то и не могу, новые правила?
19:44 (отредактировано)
Все, устал.

Молодец!

Всем любви и не пишите дерьма.


И тебе, моей.

Стараюсь…
15:32
Самый лучший блог на неделе — полезный, как бочка мёда. С ложкой дёгтя. sad
23:17
+1
Самая большая ложка дегтя в том, что это пришлось писать, это такая база, что я не знаю. Я вообще про хромых собачек блог с оленями писал и про эмоциональные спекуляции в тексте.
Загрузка...
Маргарита Блинова