@ndron-©

Мозаичная псевдоготика космополита Каракиса

Мозаичная псевдоготика космополита Каракиса

Недавно натолкнулся в сети на эту фотографию 1944-го года. Советский солдат ведет пленных немцев. Казалось бы, ничего особенного, но подпись под ней говорила, что пленных конвоируют на строительство здания гостиницы «Москва» в моем родном Луганске, тогда — Ворошиловграде. Все это было так зримо и поразительно, и не только потому, что я узнал дома на улице, представил этот конвой, услышал топот сапог и чужой говор колонны. Главное — потому, что память услужливо воскресила две мрачные, но милые мне легенды из детства об этом необычном здании, о том, что у него теперь другое название и реальную историю жизни легендарного украинского архитектора Иосифа Каракиса.

В моем детстве середины 1960-х я уже знал от дворовых мальчишек две истории о гостинице. Первая гласила о том, что дому уже больше ста лет. Кто его построил, — неизвестно, но то, что жил в нем, ни больше ни меньше, сам граф Дракула, и теперь там встречаются привидения-вампиры, сомнению не подлежало. Не удивительно, что издалека в вечерних сумерках чудились мне мелькания белых саванов и мерцающие отблески призрачных свечей в старинных окнах. Другие клялись на крови, что слышали в ночное время, как из дома доносятся волчий вой и страшный смех. Позже этот миф сменился другим, менее ужасным, но, как казалось, — более правдоподобным. Чей-то дедушка кому-то рассказывал, что во времена последнего царя это была тюрьма. И для пущего страха добавлялось, что узники жили там сами за железными дверями без единого надзирателя, иногда выбрасываясь из окон. Но после революции, конечно, рабочий класс всех освободил, устроил там гостиницу и назвал ее «Октябрь». В первом классе школы нам рассказали, что здание построили после войны немцы. Что это были за немцы, и почему они надумали строить в Луганске гостиницу, толком никто объяснить не мог. Одни утверждали, что это были пленные после войны, другие, что оккупировавшие город фашисты. 

Здание, на первый взгляд, не вписывалось в рабочий город. Застроенный творениями монументального сталинского ампира и государственного неоклассицизма, Луганск просто еще не дорос до такой эстетики. Казалось, с начала времен было здание, а город потом возводился вокруг, глядя на диковину серыми глазами колонн и карнизов с социалистической лепниной, как бы извиняясь за убогие коробочки хрущёвок.

Изначально, в сороковых годах XX века, на месте будущей гостиницы был пустырь, где стояло несколько двухэтажных домов, разрушенных нацистами в феврале 1943 года. Гостиницу начали строить в 1944 году сразу после освобождения города. В 1947 строительство было окончено, а в 1952 году она приняла первых посетителей. Во время строительства название проекту дали «Москва», однако из-за того, что открытие состоялось накануне праздника Великого Октября в последний момент было принято решение назвать её «Октябрь». Для того чтобы гостиницу каким-то образом связать с регионом, ресторан на первом этаже назвали «Украина». Все архитектурные и строительные идеи, а также художественное оформление было выполнено архитектором Каракисом.

Да, действительно, на ее строительстве использовался труд пленных немцев, которые находились на территории города. Но они выполняли только черную работу. Весь архитектурный надзор и художественное оформление делались только нашими специалистами. Никакой творческой мысли со стороны немцев здесь не было. Но почему тогда она выполнена в готическом стиле?

Я порылся в доступных источниках об истории постройки. Кладка, которую принимают за готику или казацкое барокко ничего общего с этим не имеет. Это не классика. Гостиница — имитация Кремлевской стены с часами, как на Спасской башне. Поскольку самостоятельной идеи здесь нет, то, наверное, это все-таки соцреализм. Получается — вся история с «Октябрем», вправду – миф, ибо вся заслуга немцев только в том, что они кирпичи подавали, да раствор замешивали. Однако есть у гостиницы «Октябрь», а теперь «Украина» еще одна «легенда», с лихвой перекрывающая первую. Все дело в том, что архитектором здесь выступил Иосиф Каракис. Вряд ли это имя что-то говорит большинству, а между тем Иосиф Юлиевич – без преувеличения настоящая «легенда»украинской архитектуры двадцатого века.

Оказывается, Каракис долгое время проводил специальную лабораторную работу для возможности на долгие годы сохранить прочность кирпича. Так что, немцам еще у него поучиться. При работе над проектом гостиницы он изучал архитектурные формы ансамбля летней резиденции императрицы Екатерины Второй в Царицыно. Это яркий пример московской псевдоготики. Сразу же во время строительства в гостинице, занимающей пять этажей, были поставлены телефоны во все номера, что по тем временам считалось большим сервисом. Иосиф Юльевич очень много внимания уделял тому, как впишется его здание в ландшафт, ходил по улочкам Луганска, делал зарисовки.

Я видел их, и они поразительны, даже романтичны. В них — любовь к моему городу. Изначально, по замыслу зодчего, за гостиницей планировался благоустроенный дворик и парковый сквер, однако к концу строительства комплекса убранство внутреннего двора сделать не получилось. В наше время этот проект тоже не смогли исполнить, хотя такие возможности были. И это очень печально. Зато в первом этаже расположился великолепный книжный магазин, любимый всеми нами с детства.

За нашу гостиницу «Октябрь» Иосифу Юлиевичу Каракису пришлось пострадать в свое время. В 1950 году главный архитектор Украины П. Алёшин отозвался о Каракисе: «Человек он одаренный», а через год состоялось очередное собрание с привычной для того времени идеологической «чисткой». В том году добрались и до архитекторов — в Киевском национальном университете строительства и архитектуры ими оказались член-кореспондент Академии архитектуры УССР, профессор Яков Штейнберг и доцент Каракис. За недавно построенную гостиницу Иосиф Юльевич был обвинен в украинском буржуазном национализме, а через некоторое время — в космополитизме, архитектурным вариантом которого выступает конструктивизм. Так же автору поставили в вину здание на Георгиевском переулке, 2, в Киеве (изначально с башенкой) которое лидер польской коммунистической партии принял за церковь. Штейнберг вынужден был «покаяться», Каракис вместо требовавшегося покаяния сказал только, что жил и работал по совести. Штейнберга оставили, а Каракиса через семестр уволили. Тринадцать его учеников написали коллективное письмо в защиту доцента, но оно не помогло. Потом, до самой смерти, он планировал здания школ, которые бы имели экологические зоны, и они строились. В нашем Луганске есть одна такая, нетипичная. За футуристические проекты арочных и башенных домов Каракиса прозвали "наш киевский Гауди", а он-то мечтал об экологичности жилья, опережая свое время.

Академик архитектуры В. И. Ежов вспоминал, что в одну из встреч на Русановских садах, когда они с Каракисом заговорили о позорном судилище, Каракис ответил: «А ведь могло быть и хуже. Готовили на Колыму. Я отделался легким испугом.» (И. Каракис (из книги В. И. Ежов. Полвека глазами архитектора.)

О внутреннем убранстве детские воспоминания приносят виды высоких сводчатых потолков, мраморных лестниц, дубовых панелей и кожаных диванов. Да еще парикмахерскую на первом этаже с веселым мастером своего дела, добрым евреем, имени которого уже не помню, только осторожные прикосновения ласковых рук к моей вертлявой макушке. Он умел уговаривать.

Вот такая история. И немцы в ней, как оказалось, выступают на вторых ролях. Но, как бы там ни было, главное, что мой город имеет такое прекрасное здание, ставшее его настоящей визитной карточкой благодаря архитектору Иосифу Юлиевичу Каракису.

Другие блоги автора:
+7
07:05
793
09:53
+2
Очень интересная история. Большое спасибо! А все равно, от Мюнхена что-то есть, от ратуши… А фамилия архитектора знакомая, как раз из-за конструктивизма.
11:26
+2
Да, великий «человек, который строил дома». Спасибо, Виктория! Очень приятно Ваше внимание.
13:49 (отредактировано)
+2
О, я тут тоже все больше увлекаюсь историей всяких исторических зданий. И как-то это действительно рука об руку с фотографиями. Все-таки, останавливать время — это был большой шаг для человечества )
Хотя об этом я еще чуть не в институте задумался. Когда нашел серию фото одного американца, которого каким-то чудом занесло в Хабаровск не то в 70-тые, не то раньше. На его фото еще нет виадука к площади Ленина, который построили уже в годы моей жизни.

А вот в Петербурге у каждого дома такие истории. Например, я узнал что в мире было три Магазина купцов Елисеевых. С питерским тоже легенды связаны, его отреставрировали в исходном виде, а вот московский закрылся. Что стало с киевским, я так и не смог узнать.
15:29
+2
Питерский был Магазин Номер 1, но иначе, как «Елисеевским», его никогда никто не называл. Красивое здание.
15:39
+2
Киевский был при гостинице «Континенталь», а после пожара 1941-го здание перестроили в национальную музыкальную академию. Да, это «застывшая музыка», как говорят, а здесь для меня память детства, юности. Спасибо Вам за внимание и интересные истории!
16:06
+2
Так это он в советское время был гастрономом №1. А как памятник архитектуры в реестре он Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»
16:08
+2
О, вот как… Да, у меня были подозрения, что по каким-то причинам он перестал уже существовать. Но и старых свидетельств о нем совсем мало, какие-то пара невнятных фото.
Вам спасибо! Интересный блог thumbsup
16:31
+2
Во, начал искать по гостинице — сразу нашлось )) Похоже, проблема та же, что у нас — все хотели реставрировать, в итоге здание стало аварийным. Слухи про намеренный поджог, пляски с инвесторами и все прочее. Я такие истории каждый день пишу, градостроительные проблемы, похоже, везде одни.
17:55
+1
Про реестр — не знаю. Но память штука такая — все улицы бабушка называла старыми именами. Поэтому так легко было к ним вернуться.
18:00
+1
Ну, скажем так: Дом купцов Елисеевых это наименование самого здания, которое было построено по заказу этих самых купцов и им принадлежало. А Гастроном — это типа юридическое лицо, предприятие, которое в этом здании вело торговлю какое-то время.
18:40
Я понимаю, но когда говорили «зайди в Елисеевский» — имели в виду гастроном, и почему-то ассортимент в нём всегда был лучше чем в других smile
15:28
+2
Очень интересно! В районе станции метро Удельная в Питере раньше (не знаю, есть ли сейчас) были дома, построенные пленными немцами, и их называли «немецкими» и считали, что построены очень добротно.
15:42
+2
Умели smileСпасибо!
17:18
+1
Ужасно интересно! Спасибо!
17:40
+1
Очень рад. Спасибо Вам
Загрузка...
@ndron-©