Анна Неделина №3

Про отсылки в тексте

18+
Про отсылки в тексте

Я вот люблю пихать в свои тексты всякие оммажи и отсылки к известным событиям, а порой и в целом опираюсь на них, особенно если речь идёт о фентезне. Люблю и натыкаться на них в книгах, которые читаю, но не всегда. Вот об этом "не всегда" речь и пойдёт.

Большинство отсылок - это небольшие финтифлюшки, например, оммаж известному писателю, чьи творчеством вдохновлялся автор. Заключается это обычно в какой-то небольшой детальке, описание которой однозначно отсылает куда нужно. Имя или образ второстепенного персонажа, какой-то незначительный, но очень узнаваемый штрих, ну и так далее. И вот как раз с ними и больше всего проблем, потому что если автор работает на более высоком уровне архитектуры, то обычно он знает, что делает. А вот мелочи... их очень просто впендюрить в книжку, но гораздо сложнее заставить выглядеть красиво. Лучший показатель удачного внедрения отсылки - это если человек, не знающий про объект назначения и потому неспособный провести ассоциативную связь, вообще не заметит ничего необычного. Объект-ссылка будет гармонично сочетаться со всем остальным и не выбиваться из общего ряда.

Совсем другое дело, если отсылка внедрена неудачно. Тогда она торчит из общей структуры, об неё запинаешься, да так, что иногда хочется достать асбестовый поджопник.

Топорный, но оттого наглядный пример: автор описывает племя тёмных эльфов, в котором ГГ зовут Унтаринатрох Таыщ'ын'кахр'бун'юк, его подружку - Аларотринитрифигиэль, а наставника ГГ - Фродо, просто потому, что автору захотелось дать отсылку к Толкину. При чём здесь Толкин, как имя наставника сочетается с именами других тёмных эльфов и так далее - его не заботит. И, естественно, читатель такой: WTF?

Другой случай - это когда в историю в фентезийном мире автор вдруг начинает пихать ссылки на реальную политику, которая, вообще говоря, тут ни к селу ни к городу. Такие отсылки уместно смотрелись бы в пародийном романе, где вообще всё подчинено идее связи происходящего с реалом, но явно не в боевичке про попаданца. Да, я ж уже говорил про высший уровень архитектуры.

В общем, не надо так. Делайте отсылки правильно.

+5
17:50
746
19:43
+1
Мне встречалось: мир будущего в годах 100500, герои киноцитатами из Гайдая общаются.
21:20
+1
это тоже может быть литературным приёмом. вопрос в контексте, общем стиле произведения и так далее
в футураме, скажем, тоже полным-полно отсылок, но она на этом и строится
21:30
Ну я смею надеяться, что в состоянии еще отличить литературный прием от…
22:14
+1
Я уточнил на всякий случай)
22:18
Да, всегда лучше убедиться, а вдруг)))
20:43
+1
Ха, на весеннем Пролете был по этой отсылке на политику вопрос, когда сказали, что их делать нельзя. Но при этом жанр фэнтези. А, помнится, у пресловутого Толкиена там все расы пересрались и друг дружку повырезали, пока сокровища убитого Смауга делили. Вот народ и в непонятках — а как так условное средневековье без дворцовых переворотов и враждующих племен? Мало ли в чем там модер усмотрит отсылку.

И да. Я там же на дуэли прочитал офигенный рассказ с прям такой жырненькой отсылкой туда, куда… Очень даже нормас все вставлено
21:20
Речь идёт об отсылках на реальную политику, в особенности современную. Лично меня тянет блевать, когда такое вижу.
21:26
+1
Ну, чтобы понять, что это прям вот она, это должна быть уже не отсылка, а прям вот конкретика. Сюда такое постоянно ведрами волокут. Ибо в остальных случаях… Да история кругами ходит, как и политика, что в античности ресурсы и территорию делили, что сейчас. Переносишь действие в условный фэнтази-мир — и все, мало ли, имеет оно отсылку или «вам показалось»
22:49
в фентезийном мире автор вдруг начинает пихать ссылки на реальную политику

До сих пор с дрожью вспоминаю князя Мишико, жующего галстук, у Зыкова в «Дороге домой». А в следующих частях вообще сплошной майдан пошёл. При этом не сказать, что книги прям плохие, но вот это вот реально торчало.
22:58
Та у этих автырей вечно что-то из книг торчит )
13:14
Да-да, я именно Зыкова и имел в виду) После того, как появилась подобная хрень, бросил его читать.
13:17
Не, я дочитал. Научился от таких вещей абстрагироваться. Но периодически морщился, как от лимончика)
13:35
А я нет, и от личности автора тоже. Лукьяненко хотел спалить нахер, когда под бомбёжками сидел и еду в полевой кухне готовил, но уехал раньше, чем довелось. Дивова книжек не было, вот его с ещё большим удовольствием в костёр бы кинул.
14:39
Насчет исторических отсылок мне вспомнился «Ведьмак», где в финале практически Ялтинская конференция происходит)
И часто сам выбор отсылок говорит много об авторе, его культурном коде и взглядах на жизнь. Это интересно!
Загрузка...