Про отсылки в тексте
Я вот люблю пихать в свои тексты всякие оммажи и отсылки к известным событиям, а порой и в целом опираюсь на них, особенно если речь идёт о фентезне. Люблю и натыкаться на них в книгах, которые читаю, но не всегда. Вот об этом "не всегда" речь и пойдёт.
Большинство отсылок - это небольшие финтифлюшки, например, оммаж известному писателю, чьи творчеством вдохновлялся автор. Заключается это обычно в какой-то небольшой детальке, описание которой однозначно отсылает куда нужно. Имя или образ второстепенного персонажа, какой-то незначительный, но очень узнаваемый штрих, ну и так далее. И вот как раз с ними и больше всего проблем, потому что если автор работает на более высоком уровне архитектуры, то обычно он знает, что делает. А вот мелочи... их очень просто впендюрить в книжку, но гораздо сложнее заставить выглядеть красиво. Лучший показатель удачного внедрения отсылки - это если человек, не знающий про объект назначения и потому неспособный провести ассоциативную связь, вообще не заметит ничего необычного. Объект-ссылка будет гармонично сочетаться со всем остальным и не выбиваться из общего ряда.
Совсем другое дело, если отсылка внедрена неудачно. Тогда она торчит из общей структуры, об неё запинаешься, да так, что иногда хочется достать асбестовый поджопник.
Топорный, но оттого наглядный пример: автор описывает племя тёмных эльфов, в котором ГГ зовут Унтаринатрох Таыщ'ын'кахр'бун'юк, его подружку - Аларотринитрифигиэль, а наставника ГГ - Фродо, просто потому, что автору захотелось дать отсылку к Толкину. При чём здесь Толкин, как имя наставника сочетается с именами других тёмных эльфов и так далее - его не заботит. И, естественно, читатель такой: WTF?
Другой случай - это когда в историю в фентезийном мире автор вдруг начинает пихать ссылки на реальную политику, которая, вообще говоря, тут ни к селу ни к городу. Такие отсылки уместно смотрелись бы в пародийном романе, где вообще всё подчинено идее связи происходящего с реалом, но явно не в боевичке про попаданца. Да, я ж уже говорил про высший уровень архитектуры.
В общем, не надо так. Делайте отсылки правильно.
в футураме, скажем, тоже полным-полно отсылок, но она на этом и строится
И да. Я там же на дуэли прочитал офигенный рассказ с прям такой жырненькой отсылкой туда, куда… Очень даже нормас все вставлено
До сих пор с дрожью вспоминаю князя Мишико, жующего галстук, у Зыкова в «Дороге домой». А в следующих частях вообще сплошной майдан пошёл. При этом не сказать, что книги прям плохие, но вот это вот реально торчало.
И часто сам выбор отсылок говорит много об авторе, его культурном коде и взглядах на жизнь. Это интересно!