Хеда, или сила слабых

18+
Автор:
Рада
Хеда, или сила слабых
Аннотация:
Это рассказ о том, на что способна доведенная до отчаяния кавказская женщина. Раз переступив черту, героиня не останавливается. Но вина за ее преступления падает на тех, кто ее растоптал.
Текст:
Две старшие сестры Хеды вышли замуж, не успев закончить школу. Из весёлых гибких девочек с радостными глазами они сразу превратились в молчаливых, угловатых женщин с потухшим взглядом и застывшим лицом. Хеде казалось, что их придавил невидимый груз и опутали невидимые цепи, поэтому их головы всегда опущены, а движения такие скованные. А потом ей стало казаться, что они неживые. Что из них выпили жизнь, и остались пустые тела, которые ходят, говорят и работают только потому, что им не разрешают перестать. Когда выдавали замуж её третью сестру, гости веселились, пели и плясали, а Хеда сидела как на похоронах. На бледном лбу невесты уже лежала неживая тень, как на лицах старших сестер. Хеда холодела и думала, что придёт время, и её тоже вот так заживо похоронят – под громкую свадебную музыку, под песни, пляски и весёлые выкрики гостей. И этот день настал. Отец сказал, что скоро она выйдет замуж за Ахмата. Ахмату было тридцать четыре. Он окинул Хеду безразлично-оценивающим взглядом - так на базаре рассматривают кусок говядины. Хеда сжалась и почувствовала, как под этим взглядом жизнь в ней останавливается... Она решилась на немыслимое - пошла к отцу и стала просить, чтобы он пока не выдавал её замуж. Ей еще нет семнадцати, пусть она хотя бы закончит десятый класс... Отец не стал даже слушать и велел ей замолчать. Хеда зарыдала. Отец крикнул, что порядочные женщины не ведут себя так бесстыдно, и вытолкал её из комнаты. Хеда пошла к матери и попросила спасти её от этого замужества, спрятать ее куда-нибудь. Мать сказала, чтобы она не позорила их род.
Через месяц Хеда стала женой Ахмата. Их дом находился недалеко от дома её родителей. Но Хеда редко к ним ходила. Отец с ней почти не разговаривал, а мать вела одни и те же разговоры - как нужно угождать мужу, что надевать, что готовить, и что сделать, чтобы поскорее забеременеть... Мать говорила, что женщина ко всему привыкает, и она тоже привыкнет к Ахмату. Но Хеда не привыкла. Каждый раз с наступлением ночи она мертвела, в спальню шла на чужих ногах, в постель ложилась как на плаху... Утром она смотрела на свои руки и ноги - и не верила, что это её тело, не верила, что она жива... Она не узнавала себя в зеркале, смотрела на это лицо – в нем не было ни жизни, ни мысли, ни чувств.
Через полтора года Ахмат сказал, что она до сих пор не забеременела, поэтому он возьмёт вторую жену... Хеда думала, что от неё осталась только пустая оболочка, но оказалось, что нет. Видно какой-то неубитый клочок гордости в ней еще остался, и вот теперь он загорелся и затрепетал, и она крикнула Ахмату, что он может взять себе вторую жену – она подаст на развод. Ахмат бросился к ней, сбил её одним ударом и стал месить ногами... Потом он ушёл, хлопнув дверью. Хеда поднялась, оттерла кровь с лица и пошла в полицию. Дежурный полицейский – её дальний родственник Карим – не стал её слушать, а сразу позвонил ее мужу. Ахмат приехал через полчаса, молча, не глядя на неё, вывел её из полиции, молча посадил в машину. В машине сидели её отец и ее шестнадцатилетний брат Кафар. Они тоже не сказали ей ни слова и не взглянули на неё. Ахмат привёз их домой. Как только за ними закрылась дверь, они начали избивать её втроём. Отец кричал, что она их опозорила. Ахмату нужен сын. Она до сих пор не только не родила, но даже не зачала. Поэтому Ахмат имеет право взять вторую жену... А если она не перестанет их позорить, то он её убьет. Хеда пролежала двое суток на полу возле лестницы. Сознание то возвращалось к ней, то угасало. Ахмат приходил только ночевать и молча шел мимо неё в комнату, не прикасался к ней, не смотрел в её сторону. Наконец она пришла в себя. Тело болело, голова кружилась, но она уже могла двигаться. Хеда встала, шатаясь дошла до кухни, выпила воды, обмыла лицо. Затем поднялась по лестнице на второй этаж, добралась до кровати и легла. В этот день Ахмат вернулся после обеда. Увидев, что она лежит на кровати, он молча стал срывать с неё одежду. От грубых ласк Ахмата все ее избитое тело болело, но она закрыла глаза и стиснула зубы, чтобы не стонать. Когда Ахмат кончил, он отвалился от неё, раскинулся на спине и уснул. А Хеда села на постель, обхватила колени руками, и смотрела на него долго-долго... Тогда и умерла Хеда - обычная женщина, и родилась Хеда Неукротимая, Хеда Воздающая... Она пошла на кухню, взяла длинный нож, вернулась и воткнула нож в горло Ахмата. Она держала наготове подушку - чтобы зажать ему рот, на случай если она не убьет его с первого раза и он закричит. Но Ахмат не кричал, только смотрел на неё остановившимся взглядом и вздрагивал всем телом. Потом вытянулся и затих. Хеда стащила тело мужа на пол и затолкала его под кровать. Сняла окровавленные простыни и спрятала их туда же, постелила чистое бельё, а сверху - покрывало. Теперь, если её спросят про Ахмата, она скажет, что он не возвращался домой. Хеда знала, что Ахмата рано или поздно найдут, но ей нужно было выиграть время... Она вспомнила, что муж расширял бизнес и собирался на днях покупать ещё одну пекарню. Значит, где-то должны быть деньги. Хеда принялась обшаривать шкафы, тумбочки, столы. Наконец она нашла в выдвижном ящике стола двадцать пачек, каждая по сто тысяч рублей. Она положила их в целлофановый пакет, а пакет - в продуктовую сумку из искусственной кожи. Затем она пошла на кухню и приготовила чепалгаш – лепешки с солёным творогом. Ее семья очень любила это блюдо, особенно отец, и она уже в пятнадцать лет умела его готовить. Хеда обернула лепешки чистым полотенцем, затем закутала скатертью, чтобы они не остывали быстро, положила их в сумку поверх пакета с деньгами, и пошла в родительский дом. Она сказала отцу, что просит у него прощения, что она больше не будет позорить свою семью, а будет вести себя как подобает порядочной женщине. Отец не удостоил её ответом, только слегка кивнул. Мать позвала Хеду в свою комнату. Хеда думала, что она скажет ей слова жалости и приложит примочки к её разбитому лицу. И тогда все пойдёт по-другому... Но мать стала говорить, как она, Хеда, должна теперь стараться, чтобы заслужить прощение Ахмата... Потом они сели ужинать, и Хеда выложила на стол ещё тёплый чепалгаш. Отец жадно стал есть свои любимые лепешки, мать и брат тоже ели охотно... Уже через час все трое корчились в судорогах, потому что Хеда не пожалела крысиного яду в свой чепалгаш... Они просили вызвать врача, просили воды... Но Хеда сидела как каменная, пока все не кончилось... Когда она вышла из дома, было уже совсем темно. Но Хеду не пугала темнота. Гораздо опаснее свет, он отдавал её во власть людей, которые до сих пор ее только терзали. А темнота укрывала её от них. Хеда пошла к дому своего дяди Зелимхана, на соседнюю улицу. Зелимхан был братом её отца. У него была дочь Таира, тремя годами старше Хеды. Они были очень дружны, и Хеда часто с ней виделась... Все это случилось за год до замужества Хеды. Таира рассказала ей, что она познакомилась с русским парнем, скоро они уедут в Москву и там поженятся. Она поступит в институт, будет учиться на археолога, а потом будет участвовать в раскопках и находить прекрасные старинные вещи. И никто не сможет запереть её дома. Она будет ходить по московским улицам – свободная и гордая, с поднятой головой, и её волосы будет развевать ветер.
Через несколько дней Хеда зашла к дяде, чтобы повидаться с Таирой. Дом был пуст. Хеда отправилась в сад. Даже если она проживет десять жизней – она и тогда не забудет того, что увидела тогда в саду. Два ее двоюродных брата, один двадцати, другой пятнадцати лет, держали за руки Таиру – растерзанную, с окровавленным лицом и помутневшими глазами. Рот у неё был завязан тряпкой. Дядя Зелимхан бил её кулаками по голове. Потом он взял нож... Хеда закричала и рванулась... но чьи-то руки её остановили, стиснули, закрыли ей рот. Хеда увидела свою тетю Наджат, мать Таиры, и её старшую замужнюю сестру. Они были бледны как мел, смотрели на Хеду страшными глазами и твердили: "Стой...молчи!.. Она опозорила нас, хотела бежать... Она должна заплатить за свой харам... Молчи! Слышишь!"
Таиру закопали здесь же, в саду. Сверху посадили цветы, чтобы свежая земля не привлекала внимания. Знакомым сказали, что Таира уехала к родственникам. Хеде внушали - никому ни слова! Ты должна забыть о том, что видела!
Но Хеда ничего не забыла... Она вошла во двор дяди. Большой чёрный пёс, которого на ночь спустили с цепи, узнал её и подбежал, махая хвостом. Хеда приласкала пса, затем вошла в гараж и вытащила оттуда две канистры с бензином. Она старательно, со всех сторон облила из канистры стены дома. Сняла с гвоздя большой замок, который Зелимхан навешивал на дверь, когда уезжал с семьей на несколько дней к родне, и продела его в толстые железные кольца. Теперь дверь изнутри не открыть, и никто из убийц Таиры не спасется... Хеда достала зажигалку, которую нашла в карманах Ахмата, и щелкнула... С минуту она стояла, глядя, как пламя охватывало дом в сплошной гудящий круг, как обеспокоенно забегал пёс. Потом прошла в сад, к месту, где была похоронена Таира, коснулась ладонью земли, и не оглядываясь зашагала прочь.
Через час Хеда была на окраине города. Уже рассвело, и солнце показывало над горизонтом чистый золотой край.
Вдоль безлюдной дороги стояли редкие дома, они были меньше и беднее, чем дома в её районе. Слева впереди стояла небольшая старинная мечеть, бедная и суровая на вид – мечеть святого Кайрата. Хеда бывала в этой мечети, ещё до замужества... Отсюда до автовокзала два километра. Она пройдёт эти два километра. Хотя уже светло, и темнота не скроет её от врагов, но у неё остался ещё один союзник – спрятанный под хиджабом нож. Хотя, если ей повезёт, она в это раннее время никого не встретит и спокойно дойдёт до автовокзала. Это будет лучше всего... Но вышло по-другому. Она вступила на путь отмщения, а теперь этот путь сам вел её... Навстречу ей шёл мужчина лет шестидесяти, худой, в чёрной рубашке до колен, на голой голове круглая чёрная шапка пяс. Его лицо было из тех, которые запоминаются сразу и навсегда – тощее, с пронзительными глазами и редкой прямой бородой. Хеда узнала это лицо. Это был мулла мечети святого Кайрата. Она видела его, когда дядя Зелимхан привозил её сюда вместе со своей семьёй – чтобы послушать проповеди муллы Шайрутдина. Слава об этих проповедях уже вышла за пределы их города. Зелимхан, наслышанный о подвижнике, приехал на проповедь со своей семьёй – чтобы набраться мудрости самому и наставить на путь праведной жизни своих домашних.
Хеда, Таира и её мать вместе с другими женщинами сидели в отдельном углу, за занавеской, но со стороны Хеды занавеска немного отошла в сторону, и она могла видеть проповедника. Он говорил, сверкая глазами и подняв тощий кулак:
– Братья, держите ваших женщин в строгости! Все беды на этом свете от дерзких и необузданных женщин. Сердце женщины - клубок змей, взгляд женщины – путь в преисподнюю. Только глупец может верить женщине... Не доверяйся женщине, чтобы она не разрушила дом твой и не опозорила голову твою!.. Следите, чтобы ваши жены жили по заповедям! Если твоя жена не живет по заповедям, то вина за её испорченность падет на тебя, и позор падет на тебя! Как ты тогда посмотришь в глаза свои собратьям? Они осудят тебя, они покажут на тебя пальцем, и ты не посмеешь поднять глаза! Поэтому держите жён в железной узде! А строптивых и гордых смиряйте наказанием... Братья, наказывайте непокорных женщин! Наказывайте до тех пор, пока не склонятся перед вашей властью и не станут послушны!
Тогда вокруг Шайрутдина разгорелись страсти; одни называли его святым, другие говорили, что Шайрутдин – изувер, что он сеет ненависть к женщинам и своими проповедями подстрекает мужчин к убийству жен, дочерей и сестёр. В его общине убито уже девять женщин – пятеро мужей убили своих жен, трое отцов – дочерей, и один брат – сестру... Начались расследования и судебные дела. Убийцам дали небольшие сроки, потому что их адвокаты сказали, что они поступали по обычаю, они оберегали от поругания свою честь, и судьи с ними согласились. Были требования запретить Шайрутдину проповедовать. Но за него заступились очень высокопоставленные лица. Было объявлено, что Шайрутдин ни в чем не виновен.
Мулла уже поравнялся с ней. Хеда опустила глаза и хотела пройти мимо. Но мулла преградил ей дорогу.
– Стой! Почему ты здесь одна? Где твой муж?.. Отвечай!
Мулла сам шёл навстречу своей судьбе.Хеда остановилась и сжала крепче нож."Ну что ж – подумала она - чему быть, того не миновать. Сегодня она – орудие возмездия, да будет же так..."
– Ты что - онемела, женщина! Отвечай, когда тебя спрашивают.... Я знаю – ты идёшь к любовнику! В каждой женщине живёт сотня шайтанов. На языке у вас ложь, под ресницами – коварство! Вы – змеиное племя, ни одной из вас нельзя верить! Если к вам приставить сторожем иблиса, вы перехитрите иблиса, и сотворите свои скверные дела... Ну отвечай, где твой муж!
Хеда смиренно склонила голову и сказала:
– Мир вам, почтенный! Мой муж болен. Я иду в мечеть помолиться за него.
– Что ты несешь, несчастная! Мечеть в это время закрыта, двери заперты, я только что был там и проверил... Ты лжешь!
– Да, мечеть закрыта, я знаю. Но хотя бы прикоснуться к стенам! Хотя бы поцеловать ступени, по которым ходил святой! Я хотела помолиться здесь, в месте, где витает благодать святого.
Он недоверчиво смотрел на неё. Хеда стояла, потупившись. Её покорный вид понравился мулле. Он поднял свой высохший палец.
– Тогда молись получше, чтобы твой муж встал с одра болезни. Он назначен Аллахом вести и направлять тебя в этом мире. Без него ты ничего не можешь, потому что ты глупа и ничтожна.
– Да, я это знаю.
– Иди. И передай своему мужу, чтобы он держал тебя построже.
– Хорошо. Я передам – сказала Хеда, глядя ему в глаза, и всадила ему нож в грудь, как раз туда, куда нужно – на одну ладонь выше пояса и на два пальца ниже левого соска. Мулла закатил глаза, задрал к небу тощую бороду и свалился к её ногам. Хеда оттолкнула его ногой."Вот и все. Теперь, Таира, спи спокойно. И вы тоже, жены, дочери и сёстры, убитые по вине муллы Шайрутдина – спите спокойно!"
***
Вскоре автобус мчал ее в Москву – в Москву, которая кишит людьми, в которой можно так легко раствориться, исчезнуть для всех, кто ищет тебя с недоброй целью. Движение автобуса и мчащаяся навстречу дорога стирали её прошлое, и прежней Хеды уже не было, а была новая Хеда - свободная, ни к чему не привязанная, без рода и племени, без прошлого, с одним только неизвестным будущим.

***

Через тридцать четыре часа автобус остановился, и Хеда ступила на московскую землю. Её тут же жестоко вырвало. Такого с ней не случалось никогда."Я умираю. Аллах наказал меня, потому что я убила тех, кто дал мне жизнь" – подумала Хеда, но не испугалась и ни о чем не пожалела. В туалете она бросила взгляд на своё нижнее бельё и машинально отметила, что её месячные кровотечения должны были начаться девять дней назад. Тогда она поняла причину недавней тошноты... Хеда шла через площадь. В правой руке она держала сумку из искусственной кожи, в сумке были деньги, нож и газета с объявлениями, которую она купила на вокзале. Левая рука сама собой поднималась и притрагивалась к животу. "Если ты родишься дочерью, я назову тебя Арзу - орлица... Я передам тебе мою силу, потому что эта жизнь - война. Я научу тебя ступать твёрдо и смотреть в глаза, и никто никогда не заставит тебя согнуть шею".

  • Дайте критику
Другие работы автора:
+2
11:10
1102
13:59
+2
Добрый день.
Хорошо бы текст разбить на абзацы с нормальными отступами, чтобы он не был единым полотном.
в спальню шла на чужих ногах

очень затасканное выражение, лучше что-то своё.
то он её убьет.Хеда

сторону.Наконец

пробелы
Тогда и умерла Хеда — обычная женщина, и родилась Хеда Неукротимая, Хеда Воздающая...

первая часть фразы ок, а вторая очень в пафос, на мой взгляд.
зачем столько совершенно не нужных многоточий везде? Буквально мешают читать.
Мне видится, что вы перекрутили с жестью, от чего текст потерял правдоподобность и художественность, и стал напоминать криминальную хронику. И роль женщины на Кавказе, безусловно, значительно выше, чем та, которую описали вы. Именно поэтому такая гипертрофированность не пошла на пользу рассказу, который начинался достаточно правдиво.
Очень надеюсь, что вы не станете мне говорить о том, что я не знаю правды и тд… Это будет уже спекуляция.
Речь не о правде а только о вашем тексте. О рассказе.
Не воспринимайте мой отзыв, как критику. Просто мнение читателя. Я это всем говорю)
Удачи!
Рада
14:28
+1
Спасибо, читатель! Согласна и с замечаниями по поводу пунктуации, и лишних многоточий, и некоторой гипертрофированности (я бы сказала – притчевости) рассказа. Со всем согласна, кроме роли женщины на Кавказе. Я вам это пишу не как критику, а как человеку — поверьте, положение современной кавказской женщины ужасно. Общаюсь напрямую с женщинами из этого региона и знаю, о чем говорю. Я не верю в реинкарнацию, но если бы верила, то сказала бы, что родиться женщиной на Кавказе — это наказание за грехи в прошлой жизни.
14:28
+2
Вот это по-нашему: всех гадов убить!))) А в какое время происходит действие? А где она взяла документы? Наверняка же хранились у мужа или родителей?
Рада
14:32
+2
Действие происходит в наше время. Документы? Скорей всего, они хранились в доме, где жила героиня. Покидая дом, она взяла с собой деньги, найденные в столе у мужа. Ну и, конечно, взяла документы.
15:00 (отредактировано)
+1
Такое происходит в наше время???
А, вот прочитала ваш предыдущий ответ. Невозможно поверить…
Ее же поймают… Будет ли продолжение?
Рада
16:19
+2
Нет, продолжения не будет, рассказ с открытым финалом. Возможно ее и поймают, либо госорганы, либо родственники. А может, и нет. Это неизвестно. Будут новые рассказы на кавказскую тему.
Рада
16:28
+1
Все, что касается положения женщин –раннее принудительное замужество, бесправие в семье, побои, убийства чести – это все происходит в наше время на Северном Кавказе. Насильственные браки и побои — это вообще массовая практика, по-другому практически и не бывает. Убийства чести – это реже, но тоже хватает. Только все замалчивается, власти закрывают на это глаза и делают вид, что все норм.
16:36
+1
Спасибо за ответы. Я поражена.
16:45 (отредактировано)
-1
Давайте не обобщать положение женщины на Северном Кавказе. Если это происходит в отдельно взятой республике, то это не значит, что это везде.
Насильственные браки и побои — это вообще массовая практика, по-другому практически и не бывает.

Нет никакой массовой практике. Почти во всех республиках все в пределах законов РФ. Вы нарисовали такую утопию, что просто не укладывается в голове. Прочитала ваш рассказ. Он далек от того, что есть на самом деле, даже если брать Чечню.
Рада
18:22
+2
«Почти во всех» — значит, не во всех, верно? «Не укладывается в голове» — да, верить в это не хочется. Очень не хочется. Куда лучше думать, что все благополучно, ну или почти. Но факты, факты…
19:19
Прежде чем поднимать такую тему, надо было подробно изучить вопрос. А вы голословно написали, не проверив. У вас весь рассказ построен на выдумке. Если вы хотели поднять эту тему, надо было изучить материал более подробно. Аине писать «реалистический» рассказ, далекий от реализма.
Комментарий удален
22:27
+1
Оскорбления авторов запрещены. Почитайте правила.
22:33
+1
Рада, перелогиньтесь
Комментарий удален
22:35
Исправьте комментарий и больше не нарушайте.
22:47
+1
Регистрация несколько часов назад. Отзывы только под её рассказами. И уже два оскорбления.
22:21
Рассказ ваш безусловно произвел впечатление, оценивать его с точки зрения достоверности/недостоверности не буду — не знаю.
Рада
23:05
Спасибо! Насчет достоверности – все, что касается ужасов, которые творятся над женщинами, все так и есть. Ну а что касается кровавой мести со стороны главной героини – я о таком не слышала, но по идее это не является чем-то невозможным. Вспомним сестер Хачатурян.
23:49
Я вам хотела сказать, чтобы вы заходили зарегистрировавшись, а то у вас рейтинг не будет отображаться в профиле, я вам плюсики ставила, а у вас только плюс под рассказом отобразился. По сестрам Хачатурян — по-моему, там совсем другая ситуация, хотя бы тем, что это все в Москве же произошло, если не ошибаюсь? Но безусловно, я соглашусь с вами, что все то, что вы описываете в рассказе, имеет место быть, я очень бы хотела надеяться, что не повсеместно. И за героиню я вашу рада, жаль, что финал открытый, было бы интересно проследить за ее судьбой.
Рада
01:20
+1
Уважаемая Тесса, спасибо! Что значит «заходить зарегистрировавшись»? Я вроде бы зарегистрирована на сайте, иначе не смогла бы выложить публикацию. Буду благодарна, если вы мне это объясните.
07:31
Я может не точно написала, да, вы зарегистрированы, но нужно авторизовываться, заходя на сайт, ваш ник сейчас не подчеркнут, то есть вы вот например, мне ответили, не авторизоаавшись, как бы безымянно, и у вас в профиле не отображается все это, ни мои плюсики, ни ваши ответы, потому что сайт вас не узнал. Как то так, надеюсь, понятно написала, если что еще спрашивайте.
11:21
+1
Тесса, спасибо за подсказку, я поняла, как авторизоваться, просто заходить с сайта, а не по ссылке.
13:08
+1
Вот, вас видно.
22:55
+1
Ужас. Ужас. Я верю. Так правдоподобно описано.

Очень жаль. Очень жаль.
Рада
23:09
+1
Наталья Чернова, спасибо за Ваш отзыв! Мне тоже жаль нервов читателей, но надо уже наконец указать на эту язву, чтобы начать ее лечить.
09:09
+5
Я повторюсь. Когда начинаешь писать о чем либо, надо изучить, то о чем пишешь. Тем более вы тронули Кавказ. Где проживает куча народностей со своими обычаями, со своим менталитетом. И ваши фразы, о том о положение женщин на Кавказе, по крайне мере не уместны.
 
Насильственные браки и побои — это вообще массовая практика, по-другому практически и не бывает.

Что за чушь. Как можно писать о том чего не знаешь от слова совсем. Хочу поставить вас в известность, что на Кавказе есть такая республика как Осетия. Осетины православные. И ни о какой второй-третьей жене речи не может быть. Нормальная цивилизованная республика. Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ингушетия населены в основном мусульманами. Да, сейчас идет тенденция — обращения к вере. Но это не значит унижение и издевательства над женщинами. Во всех этих республиках живут такие же люди, как и во всей России. Да, в семьях в большей степени патриархат. Последнее слово за мужчиной. Но это не значит, что женщин ни во что не ставят. К любой женщине, матери, дочери сестре и тем более к жене, относятся с уважением. Поднять руку на женщину, унизить честь мужчины. Большинство женщин работает, учится. Если и есть единичные случаи, то не больше чем в остальной России. И попадают они так же как и все под законы. Поверьте, я изъездила всю центральную Россию, Крым, Юг России, Запад. Женщины живущие на Кавказе имеют все те же права, что и повсеместно. И пользуются ими так же как и везде. А, иногда мне казалось, что в республиках даже более воспитанные люди живут. На Кавказе не принят мат. Не увидишь женщину открыто стоящую и курящую. И в общественном транспорте молодежь уступает место не только старикам и детям, а и женщинам тоже.
Да, более жесткие законы в Чечне (а судя по имени ГГ вы имели в виду именно эту республику). Но надо учитывать, что девочки там с младенчества воспитываются в духе подчинения и уважения к родителям, а потом к мужу и родителям мужа. Да, есть ранние договорные браки. Но для этих девченок — это не конец света. Так как они с самого начала воспитывались с мыслю, что их судьбу будут решать родители. И что сейчас они слушают отца, а потом также будут слушать мужа. И там тоже считается муж избивающий жену — отморозок. Учитывайте то, что эти девушки, в отличие от России, не ходят на дискотеки (их там и нет). Девочка должна помогать дома по хозяйству. И общение с молодыми людьми не желательно, чтобы не провоцировать конфликты.
Теперь по поводу вашего рассказа. Вы совсем не в курсе того, о чем написали. А ведь читатели прочитав ваш рассказ поверят вам.
Когда выдавали замуж её третью сестру, гости веселились, пели и плясали, а Хеда сидела как на похоронах. На бледном лбу невесты уже лежала неживая тень, как на лицах старших сестер. 

Веселье на свадьбе у чеченцев — это из области фантастики. Стоят накрытими столы для мужчин отдельно, для женщин отдельно. СИДЯТ только взрослые люди. Молодые парни прислуживают за столами старейшин, девушки у старших женщин. Там они так носятся, что ног под собой не чувствуют. Жениха на свадьбе вообще нет. Невеста стоит в углу, закрытая покрывалом. Кто там у неё лоб увидит. Гостю можно только один раз за всю свадьбу подойти поднять покрывало, посмотреть на неё и положить за просмотр денюшку на поднос.
Он окинул Хеду безразлично-оценивающим взглядом — так на базаре рассматривают кусок говядины.

Второй ляп. У чеченцев о браке договариваются старейшины. Жених не может видеть невесту до свадьбы. А если уж сильно хочется посмотреть, то только издалека.
Она решилась на немыслимое — пошла к отцу и стала просить, чтобы он пока не выдавал её замуж.
Отец крикнул, что порядочные женщины не ведут себя так бесстыдно, и вытолкал её из комнаты. 

Никогда чеченская девушка не пойдет к отцу просить. Все разговоры ведутся через мать. Они так с детства приучены (если конечно это не современная семья). Да он на неё даже не посмотрит, а не то что разговаривать с ней будет.
Их дом находился недалеко от дома её родителей. Но Хеда редко к ним ходила.

Ни ходит замужняя женщина к родителям просто так. Только причина должна быть. Праздник, похороны и т. п. И только с разрешения мужа.
а мать вела одни и те же разговоры — как нужно угождать мужу, что надевать, что готовить, и что сделать, чтобы поскорее забеременеть… Мать говорила, что женщина ко всему привыкает, и она тоже привыкнет к Ахмату.

Такие разговоры ведутся до свадьбы. Потом она слушает свекровь. И очень часто, свекровь становится ближе родной матери. С матерью она прожила до 16-17 лет, а со свекровью сознательную жизнь. После свадьбы её учит уже именно она.
Через полтора года Ахмат сказал, что она до сих пор не забеременела, поэтому он возьмёт вторую жену...

Вы думаете, что вот так-то просто пойти и взять вторую жену. Почитайте, что должен делать мусульманин со своими женами. Он должен обеспечивать её наравне с первой и при этом вместе их не селят. У второй жены должно быть отдельное жильё. Да и редкие родители согласятся отдать дочь второй женой. Это перед Аллахом у них права равны, а по светским законам вторая жена — любовница и никаких прав не имеет.
и она крикнула Ахмату, что он может взять себе вторую жену – она подаст на развод. 

На какой развод? Мусульманский? Так вторая жена не считается причиной для развода. Светский? Так иди подавай на развод и возвращайся в дом отца. Детей нет. Так что отец примет. Никуда не денется. Только другой вопрос, выйдет ли женщина замуж повторно. Или так и будет жить в семье отца.
В машине сидели её отец и ее шестнадцатилетний брат Кафар.   Как только за ними закрылась дверь, они начали избивать её втроём.

Ещё одна чушь. Дочь ушла в другую семью. Всё. Отец уже никакого отношения к ней не имеет. Никто и никогда не будет бить дочь, уже вошедшую в другую семью.
Потом они сели ужинать, и Хеда выложила на стол ещё тёплый чепалгаш. Отец жадно стал есть свои любимые лепешки, мать и брат тоже ели охотно... 

В мусульманских семьях женщины едят отдельно от мужчин.
А уж сцена с двоюродной сестрой — это вообще ерунда полная. Избили, да ещё зарезали. Это такой вымысел, что аж хочется грубо ответить.
но у неё остался ещё один союзник – спрятанный под хиджабом нож.

На этом месте я уже начала неприлично ржать, представив как под накидкой на голову спрятался нож. Дальше — больше мула произносящий проповеди. Вы с католиками не перепутали? Мечеть святого Кайрата — тут уже на мой хохот прибежало моё семейство. И под так называемую проповедь, уже хохотали все. Хеда, после обеда, зарезала мужа. Потом пошла к родителям, отравила их. Потом пошла к дяде, сожгла его дом, А потом по безлюдной дороге пошла на автостанцию, так как уже рассвело. Почти сутки бродила. А дом молча горел. Никто не видел как он полыхал. И пожарных никто не вызвал, и тушить никто не побежал? Мула заговорил на улице с незнакомой женщиной? Ему делать что ли нечего? А что у нас уже нельзя ходить одной?
Мечеть в это время закрыта, двери заперты, я только что был там и проверил... 

Мула пришел на рассвете, что бы проверить заперты ли двери? Не спиться же ему?
Через тридцать четыре часа автобус остановился

Это откуда же ехал автобус? Из Грузии? И в автобусе она ехала окровавленная с окровавленным ножом. Супер. Ну так же нельзя писать. Это я только содержание разобрала и то, галопом по Европам. Еще не касалась построение предложений.
09:16
+6
И я об этом. Я бывал в Пакистане, и даже там женщины водят машину, и даже ходят в юбках по колено. А уж там-то строгости побольше, чем на Кавказе, кмк.
Комментарий удален
11:38
+2
На мой взгляд, комментарий Иванны несколько не об этом. Но имея каждая свой взгляд, вы не найдёте в этом споре истины. Я же спорить тоже не буду, так как высказал свое мнение по конкретному тексту, а остальные выводы я делаю из не слишком богатого опыта, однако, то что пишет Иванна, на мой взгляд больше соответствует действительности.
А традиции они ведь разные бывают. Есть хорошие, есть странные, а есть нам непонятные, как например японские или китайские. И все ведь имеет корни.
Удачи вам в творчестве!
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
12:57
+3
Если хотите, давайте спишемся в личных сообщениях, я предоставлю вам такую информацию по женской кавказской теме, о которой вы даже не подозревали.

поверьте, я много чего знаю и слышал. Но как вы докажете достоверность информации? И если честно, это не совсем моя тема.
И я хотел бы напомнить, что я обсуждаю не ситуацию на Кавказе или конституцию. А только ваш текст. Где, как вы сами признаёте, присутствует некая гипертрофированность. И именно это лишает текст правдивости в восприятии.
И то, что вы объединяете все республики в один Кавказ, также не очень точная штука. Вы удивитесь, но и в Московских квартирах, тоже много чего происходит отвратительного, похлеще чем на Кавказе ситуации встречаются. И это точно выходит за рамки конституции, прав человека и тд) И это весьма массово. И детям достается и женщинам. Поэтому на Кавказе, я уверен, частные случаи тоже есть. Но объединять все в один ком, это несколько ошибочно, на мой взгляд.
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
13:43
+2
Призываем всех участников беседы вернуться к обсуждению текста. В противном случае комментарии будут закрыты
13:43
Алсо, Кавказ включает в себя и Закавказье (Южный Кавказ). Не в Кавказе проблема. А в традиционализме.
13:49 (отредактировано)
К сожалению, все как раз из текста и выплыло. Но я вас услышала.
14:01
+2
С нашей стороны нет никаких претензий к вашему отзыву на текст. Благодарим за столь подробный комментарий.

Что касается традиций и реальной обстановки на Кавказе, то предлагаем задуматься, есть ли смысл спорить.

Автор текста может иметь иную точку зрения на традиции и на события, которые там происходят.
У вас другие.
Все ваши доводы будут упираться, что такого уже нет или почте нет, а доводы автора, что подобное происходит, даже если кто-то этого не замечает.

Установить истину вряд ли возможно, так как в конечном итоге и ваши наблюдения и наблюдения автора могут сильно отличаться от истинной картины. Каждый из вас основывается на личном опыте проживания и не может говорить за весь Кавказ.

14:36
Б. Слон, вы правы. Я воздержусь от дальнейших ответов.
23:02
У чеченцев о браке договариваются старейшины. Жених не может видеть невесту до свадьбы.


Я не весь комментарий прочла, но это точно не правильно. Моя подруга-чеченка познакомилась с будущим мужем — он пришёл выбирать из нескольких девушек, она понравилась. Он ей подарил что-то в знак внимания. Она отдарилась серьгой — значит, не против. Потом они несколько раз гуляли, но она — с подружками, он — с друзьями, под присмотром. И она из очень патриархальной семьи.
Комментарий удален
12:54
+3
Селективные аборты… Традиция требует первого мальчика…
Женские обрезания… Традиция требует…
Ранние браки… Традиции требуют…
А в Австралии есть каннибалы… традиция такая. Может быть стоит защищать их право жрать людей? И возвращать сбежавших жертв в племя… У них же традиции
Комментарий удален
14:34
+2
Редиска, спасибо! Хорошо, что есть здравомыслящие люди, которые не оправдывают несправедливость «традициями».
13:17
+2
Мне кажется, что разговор принимает деструктивный характер. И снова призываю к обсуждению текста.
13:28
+1
Гриша, так весь текст такой маразм. Что противно даже. Мне что походить по Нальчику и пофотографировать людей, что у нас все цивильно. Вот после таких рассказов и постов люди к нам приезжают со страхом. И спрашивают, а у вас безопасно ходить по городу? И я каждый раз туристам объясняю, что у нас даже пьяных на улице не встретишь. Я условно русская. Но мне например вечером страшнее ходить по Орехово-Зуево. Там на каждом углу то обкуренный, то пьяная гопкомпания.
13:41
+2
Нальчик-это не весь Кавказ.
В 16 лет девочка должна школу заканчивать и экзамены сдавать, профессию получать, а не рожать и семье мужа прислуживать.
И за мусульман не надо, я сама в мусульманской республике живу. И у нас девочек замуж не сплавляют потому что созрела… Все учатся и работают, бизнесом занимаются, ещё поактивнее мужчин. Хотя и покрытые ходят многие.
13:54
+1
Да и у нас такого нет. Никто никого не сплавляет замуж. Ранний брак — единичные случаи, так же как и в России… Ни в Нальчике, ни в других городах.
13:43
+1
Я из Орехово-Борисово)) но там тоже есть такое) У меня есть друзья в Чечне, Дагестане, Абхазии. Но в этот спор больше не пойду, так как действительно не в материале.
14:53
+1
Я бы убрала все названия из рассказа. И другие слова, привязывающие к конкретному месту и времени. Пусть дело происходит в какой-то параллельной Вселенной. Кому надо, те поймут, про что история. Но и будет снят вопрос с некой сюжетной гипертрофированностью, малоли что там у них бывает. Кмк, надо тоньше такие вещи делать.
И тема хорошая и важная.
18:24
Энни, спасибо за дельный комент. Я уже так и сделала – убрала все слова, обозначающие религию или национальность, и все топонимы. Но видно тема настолько больная и опасная, что вам этого кажется недостаточно.
00:00
+1
Так у вас в самом начале в аннотации указан Кавказ. И дело не в теме, а вашей подаче её. В такой форме не примет ни одна из сторон. А мне всё достаточно, это ваш рассказ, вам решать.
20:19
Найдите в интернете фильм «Мустанг» (турецко-французский). История почти один в один, только девушка там никого не убивала.
19:44
Хик, спасибо. Если в фильме показывается исламский уклад, то сходство может и быть.
20:48
+1
Собственно, я не вам — оппонентам.
22:21 (отредактировано)
-2
Прекрасный рассказ.
22:36
-2
Да, и сейчас такое происходит. Спасибо автору что поднимает такие проблемы в художественной форме. Это очень важно.
Загрузка...
Андрей Лакро

Другие публикации