Авантюрия: на изломе граней
Сирена грянула внезапно.
Служба безопасности космического челнока «Чибис» голосом Даши Блохиной сообщила:
- Внимание! Ракетная атака! Лазерный щит активирован! Защита Касатонова активирована! Переборки закрыты! Выполняется маневр по тангажу на 30 градусов»!
Глеб Самойлов, сорокалетний мужчина с профилем Наполеона и бровями Брежнева недоуменно посмотрел на жену Любу, изящную блондинку с короткой стрижкой и большими зелеными глазами.
- Какие к черту ракеты? — спросил он у неё.
Та только пожала плечами.
«Чибис» заложил резкий поворот. Если бы не ремни безопасности супруги вылетели бы из своих кресел.
Люба с тревогой посмотрела назад, на пятнадцатилетнего сына Вовку и десятилетнюю Настю. Дети конечно же были разбужены предупреждением СБ. Они сидели в своих креслах с расширенными от страха глазами. Тоже, славу Богу, пристёгнутые.
Глеб бросил взгляд на монитор радиолокатаора и уловил движение двух зелёных точек. Они словно борзые мчались к челноку. «Секунд пятнадцать-двадцать» - оценил отец семейства
-Аварийную кнопку! — скомандовал он и сам отжал рифленую клавишу на правом рукаве.
Гермошлем скафандра надвинулся и отсек все звуки. Неуклюже повернувшись Самойлов проконтролировал как жена и дети нажимают свои кнопки. Дольше всех возилась Настенька, но Вовка ей помог.
«Чибис» пошёл рваным темпом. Из-за работы лазерных пушек его стало отбрасывать обратно вектору стрельбы. В несусветной тряске Самойлов не отрывал взгляд от монитора. Он видел как одна из точек получив в «лоб» плазмой превратилась в беззвучную вспышку, а вторая была сбита с курса.
Глеб в который раз мысленно поблагодарил ремни безопасности, всех инженеров и Богов.
Удар в обшивку «Чибиса» прозвучал совершенно неожиданно. Глеб уже считал что они спасены лазерным щитом. Но не тут то было.
Самойлов взглянул на экран, транслирующий общее состояние челнока — работа системы обеспечения, положение «Чибиса» в пространстве, связь, самочувствие экипажа и т. д.
В принципе почти все работало исправно. Кроме системы вентиляции. Она вовсе отключилась.
- Чёрт, система вентиляции отрубилась — сказал он тихим голосом жене
- Питание нужно проверить - предположила Люба, дипломированный робототехник.
-Как? Предлагаешь выйти наружу на скорости?— спросил Глеб
- Нам до лунной базы лететь ещё часов десять — вздохнув сказала Люба
- И? — иногда, когда жена не слишком осторожно брала бразды управлением семьей или ситуацией в свои руки, Самойлов выходил из себя. Как так? Женщина командует!? О нет!
Вот только обычно - жена оказывалась права. Самойлов засунул скворчащую злость на благоверную поглубже на дно живота и попытался ответить на вопрос сам. «Ситуация опасная. Если не заработает система вентиляции и в герметичном объёме количество углекислого газа превысит 8% мы все можем погибнуть от гиперкапнии (высокого содержания углекислого газа).
- Скафандры имеют свою систему обеспечения — словно угадав, продолжила мысль мужа жена — но их работы хватит на пару часов.
- Гиперкапния?
- Да. Кабина управления на «Чибисе» три на четыре метра. Здесь очень маленький объем. Нас четверо. Углекислый газ без системы вентиляции тут очень быстро достигнет критической величины
- Как всегда права — признал Глеб — Нам придётся тормозить?
- Скорее всего. Но выходить наружу не надо. На «Чибисе» есть аватар-ремонтник. Сейчас посмотрю в каких условиях он может работать.
Люба, несмотря на толстые перчатки скафандра, ловко набрала на панели запрос.
«Угу. Ясно. Без взлета… Пайка...» - бормотала она, изучая информацию.
Глеб краем уха в шлемофоне услышал хныканье. Настя естественно все слышала и тревога родителей передалась и ей.
-Доча, ты чего? — удивленно спросил Самойлов — Прекрати заливать корабль
- Настюша не переживай — поддержала разговор мама — Помнишь как мы с тобой на марсианском космодроме застряли. Трое суток космолайнер задерживали. И что — все кончилось благополучно.
Настя стала всхлипывать реже
- Не волнуйся , кнопка. Прорвёмся! — подытожил Володька и неуклюже потрепал рукой в перчатке «плечо» сестры.
Голоса самых близких людей в скафандре звучали глухо с «металлическим акцентом». Самойлов с кристальной ясностью осознал что он и его любимая семья в десятках тысячах километрах от Земли и от лунной базы. В необъятной пустоте и тишине холодного космоса.
Кто ж мог предположить что обычная ротация космогеолога и робототехника может так неудачно пойти? Глеб и Люба должны были сменить на лунной базе такую же семейную пару Сергея и Ольгу Тараниных.
Глеб вздохнул и отключил маршевые двигатели. Затем дал обратную тягу, чтобы погасить скорость.
- Сделано, скорость 5 км в час. — сказал он и подобострастно посмотрел на жену, в такие моменты он ненавидел себя, но деваться было некуда, компетентность Самойловой была выше.
Любовь, несмотря на свое романтичное имя, характер имела довольно строгий. Наложили отпечаток долгие занятия легкой атлетикой, где дисциплина и выносливость ценились превыше всего.
- Медленный, тяжелый робот на электромагнитных лапах — сказал она, словно оправдывая его.
Пропорхав пальцами над клавишами главного ПК она активировала ремонтника. На камере внешнего обзора Глеб увидел как от обшивки снаружи словно «отклеился» аватар и осторожно, по-крабьи, пополз в сторону двигателя. СБ услужливо подсказывала водителю аватара место пробоя.
- В нашем отсеке воздуха почти нет. Я его стравила. Глеб ты можешь перейти в грузовой отсек? Обшивка повреждена там — сказала жена
- Есть, ваше превосходительство — космогеолог поймал себя на мысли что язвительность в этой ситуации не к месту — точнее иду, мой ангел-хранитель, — поправился он.
Протиснувшись в узком проходе между креслами детей и стеной он на всякий случай сказал Вовке и Насте:
- Оставаться в скафандрах
Дети послушно кивнули. Даже сквозь забрало шлема Глеб видел надежду в их глазах. Да что там видел. Он чувствовал её своей шкурой до такой степени, что в груди защемило. Аж слеза выступила.
Грузовой отсек на «Чибисе» был совсем небольшим. Метров пять в длину и три метра в ширину. Невысокий потолок впрочем позволял стоять в полный рост. Включив свет на шлеме и на большом и указательном пальцах Глеб начал осматривать и ощупывать стену.
- Где приблизительно? — спросил он по связи
- Ближе к хвосту. Смотри вниз. Там вся проводка.
Неуклюже опустившись на корточки космогеолог продолжил осмотр.
- Так. Есть вижу место пробоя. Сейчас перешлю картинку чтоб ты представлял — сказала Люба
На нарукавный дисплей пришло изображение хвостовой части «Чибиса» с довольно приличным повреждением обшивки, словно кто-то пытался вскрыть её раскаленным консервным ножом.
- Робот может это исправить? - спросил Глеб.
- Чтобы добраться до места пайки нужно сначала снять часть обшивки — пояснила Люба.
- В скафандрах кислорода на 1 час 34 минуты. Этого времени хватит?
- Не знаю. Надеюсь.
- Мне что делать?
- Попробуй двигаться к роботу навстречу Разбери внутреннюю часть со своей стороны. Там резка не нужна. Изоляция, термозащита всё болтах да гайках. До обшивки.
Каждый скафандр снабжался мультитулом — специальным инструментом, который исполнял сразу ряд функций — гаечный ключ, нож, плоскогубцы, отвертка, пила и т. д. Универсальная штука.
Глеб довольны быстро разобрался в креплениях и начал осторожно снимать сначала косметический пластик, затем тяжеленные плитки термозащиты.
Аватар работал с той стороны бойко. Было слышно как он лихо расширяет пробоину. Обшивка жалобно скрипела и скрежетала под ним.
И вдруг тишина.
- Что там у вас? — спросил Глеб.
- Застыл робот. Не слушает команды.
- Управление откуда?
- Ты наверное задела провод, когда обшивку резала — сказал Вовка.
Захныкала Настя.
- Настасья! — страшным голосом пригрозил брат
Сестренка слегка подвывая затихла.
- Управление из радиоузла идет. Стоп. А рация? Нет связи. Да видимо ты прав сами подпортили. Рядом провод видимо — быстро сообразила Люба
- Все аватар не включить? — спросил Самойлов
- Он включен, мы в проеме видим хорошо канал с проводкой — сказал Вовка
- Да. Только не управляется. Глебушка. Прости дуру криворукую.
- Чего уж? Нужно быстрее добраться до обшивки с моей стороны.
Глеб почувствовал удовлетворение и недовольство собой одновременно. Глупо и неразумно, но он снова был в героях. Жизнь семьи была в его руках. Но странно ощущать удовлетворение от неудачи любимой и любящей женщины.
- Что ты ей Богу за «герой» — проворчал он тихо, двигая от неудовольствия челюстью.
Самойлов попытался ускориться. Он стоял на карачках и снимал с клипс тяжелые плитки. В скафандре работать было неудобно. Плечи и шея быстро затекли. Но время подгоняло. Казалось цифровые часы на нарукавном дисплее не бежали, а мчались как угорелые: 01.09. 01.08., 01.07.
Наконец удалось расчистить от плиток большое пространство. Осталась изоляция. Однако с ходу ножом ее разрезать не удалось.
- Не могу разрезать изоляцию — проинформировал он
- Мультитулом не разрежешь. Она полотнами крепится. Ищи справа и слева. — сказала Люба.
Пришлось снять еще с десяток плиток термозащиты. Наконец в пересечении лучей от трёх источников света показалась узкая рейка с такими же клипсами.
Глеб лишь иногда переводил глаза на нарукавный дисплей.
57.03., 56.30., 55.14.
Время утекало. Изоляцию снимать с клипс было легче. Рывками Глеб сдирал ее с клипс и спустя минуту … выглянул в открытый космос. На него смотрела бездна. Смотрела колючими холодными звездами-глазами.
Впрочем большую часть обзора закрывал робот-ремонтник , нависший над проемом.
- Посмотри куда направлены объективы видеокамер робота. Он смотрит прямо на провода.
Глеб с немалым трудом выполнил приказ, но на этот раз ему мешала не мужская гордыня, а банальная нехватка света.
Одна из жил витого кабеля была рассечена в двух местах.
- Чем мне паять? — спросил Самойлов
- Нет, паять нечем — окрылила жена — Нужно снять изоляцию с кабеля полностью. Затем на ближайшем манипуляторе аватара отрезать кусок провода. Зачистить и посадить провода на скрутку. В наборе скафандра должен быть мультипласт. Зальешь им место скрутки.
- Ясно — Глеб ощутил холод на затылке, словно он, как давным давно, на боксерском ринге.
Мультитулом он снял изоляцию и сразу увидел блеск металла проводов. Место разрыва было с ладонь шириной. Кряхтя, как старый дед, космогеолог попытался протиснуться между роботом и разобранной обшивкой. Не тут то было. В проем между роботом и общивкой едва пролазила рука. Но она вполне дотягивалась до провода манипулятора.
- Пристегни мультитул к руке, чтоб он не улетел — Люба интуитивно догадывалась по картинке на экране и кряхтению мужа.
Со второй попытки, Глеб пристегнул инструмент к специальному карабину на запястье.
Резать наугад было фантастически неудобно. Дважды выронив мультитул, Самойлов, вращая ладонью, ловили его, перехватывал поудобнее и резал, казалось в том же месте кабель манипулятора.
Он вконец запыхался от неудобной позы и постоянного мышечного напряжения. Он чувствовал что провод почти отрезан и тут его взгляд упал на цифровые часы на нарукавном дисплее - «12.55.», «12.54», «12.53».
- У меня 12 минут осталось — пытаясь держать ровный тон сказал Самойлов
- Не отвлекайся, Глебушка. — сказала жена, в её голосе Глеб уловил нотки отчаяния - Ты расходуешь больше кислорода, потому что в напряжении. К тому же ты ...больше. У нас еще по 20 минут. У Насти так и вовсе 25.
Сосредоточившись, космогеолог нащупал провод, нежно прошелся по нему пальцами и понял что тот держится на каком-то лоскутке изоляции. Ухватив провод и забрав его в кулак он с силой дернул его. Что-то треснуло.
Есть!
Осторожно просунув кусок внутрь он освободил его от изоляции.
- Гляди, чтоб меня током не шибануло
- Не шибанет. Я работала в таких скафандрах.
Двумя руками при свете и практически внутри челнока было работать и легче и спокойнее. Несмотря на то, что сквозь дыру в обшивке фигурку космонавта колюче изучали звезды.
Первая скрутка активировала внешнюю антенну. Появилась связь.
- ...ряю. Вниманию колонистам Луны. На наш противометеоритный спутник совершена хакерская атака. Отказала система распознавания «свой-чужой». Повторяю. Вниманию…
- Вот откуда ракеты! — возмутился Вовка
- Угораздило же — вздохнула Люба.
- Дураки какие-то — пыхтя резюмировала Настя.
Самойлов представил лицо дочки, как она округляет глаза, как поднимает брови, по-детски надувает губки и изрекает обвинение. Глеб не смог сдержать улыбки.
Вторая скрутка дала импульс системе вентиляции.
- Так есть. Заработало.
Вскрыв пакет с мультипластом он залил тягучей жидкостью обе
скрутки.
- Ты скоро? — спросила жена
- Сейчас вернусь — Глеб встал и повернулся к выходу.
Там стояла тёмная фигура.
- Эй. Ты кто? — Самойлов сделал шаг и почувствовал удушье. Второй шаг ему сделать не удалось он упал ничком, не успев сгруппироваться. Последнее что он увидел цифровые часы. Они показывали — 0.0.
Очнулся он спустя мгновенье. От пощечины. В кресле. С открытым забралом гермошлема.
- Ну ты и перепугал нас — задыхаясь возмутилась жена
- Такой тяжеленный — тяжело дыша сообщил Вовка.
- Они тебя еле дотащили — заметила Настенька
Глеб начинал понимать. Он упал в обморок от удушья. А жена с сыном втащили его в кабину пилота.
- Почему так быстро кислород кончился
- Вот, гляди — Люба повернула ладонь в перчатке. Вся огнестойкая бета-ткань была иссечена мультитулом. Немудрено что образовались микроразрывы.
- Мне показалось там кто-то
- Не говори чепухи. От гипоксии бывают галлюцинации
- Да уж. Прости любимая. Нервный полёт — слушая гул вентиляции, виновато сказал Глеб.
«Чибис» набрал крейсерскую скорость. До космодрома оставалось девять часов полёта.



