Урок мастера

Грех побывать в городе с речной пристанью и не покататься на «кораблике». Поэтому Ника вскоре после обеда решила посмотреть местный речной вокзал. Тем более интернет сообщал, что одна часть вокзала занимала здание бывшего собора, а вторая имела вид ротонды. Вика после долгих колебаний увязалась за соседкой. Спонтанности и приключений она не любила, на водном транспорте никогда не каталась, но перспектива провести вечер в отеле совершенно не радовала.
Девушки подругами не были, но так получилось, что вместе поехали на недельную экскурсию «По государевой дороге». Ника за два дня до отпуска внезапно решила, что ей нужно обязательно куда-то поехать, и пришла в ближайшеетурагентство.Сотрудницы как вариант предложили ей эту поездку, но решать надо было в течение дня, Ника решила «была-не была» и в первый же день отпуска отправилась в автобусный тур, предложенный агентством. Свою соседку она увидела только вечером первого дня при заселении в отель. Вика если и собиралась ехать в отпуск, то вовсе не сюда, а с мужем на море. В итоге муж хорошо отметил начало отпуска с друзьями и так умудрился сломать ногу, что попал в больницу. Вика психанула и пошла в агентство сдать путевку мужа и обменять свою. Там ей и предложили ту же самую экскурсию, тем более в группе как нельзя кстати оказалась одинокая девушка. Так что на эту неделю Ника и Вика стали приятельницамии после обзорной экскурсии по Туларе отправились осматривать достопримечательности самостоятельно.
Речной вокзал оказался одноэтажным зданием в стиле ушедшей эпохи. Белоснежные колонны венчали причудливые капители, а само здание было покрашено в весёленький жёлтый цвет. Набережная была обустроена примерно в том же стиле – волнообразные деревянные лавочки, рюмковидные литые урны и гипсовые статуи напомнили Нике её детство. Вика была немного моложе и ностальгии не испытала.
К сожалению, экскурсионный катер отчалил минут пятнадцать назад, а следующий по расписанию был только через час. Девушки успели погулять по набережной, посидеть на лавочке, соскучиться и осмотреть речной вокзал изнутри. Кстати, антураж внутри оказался более скучным, чем снаружи – три ряда металлических сидений, неработающий кофеавтомат и билетная касса. Забегаловка с товарами в дорогу была туристкам без надобности. Вот местечковое кафе пришлось как нельзя кстати. Путешественницы решили оставшиеся полчаса скоротать там, заодним и подкрепились чебуреками с чаем, а когда вышли из кафе – остолбенели. Окна речного вокзала украшали цветные витражи, а зал заполняла своеобразно одетая публика - дамы в длинных платьях и шляпках, с ридикюлями в руках, мужчины в костюмах-тройках. Казалось, здесь начались съёмки фильма о прошлом веке. Хорошо, что люди вокруг торопились на посадку и на девушек, одетых по другой моде не обращали внимание, и Вика с Никой спокойно прошли вместе со всеми.
Проверяющий удивлённо крякнул, глядя на их билеты, но со словами «опять Нинка чудит» пропустил их на катер, который почему-то больше походил на баржу. Худощавый бородатый мужчина с плоским ящиком в руке пристально осмотрел поднявшихся на борт пассажирок, но сделал вид, что ничего необычного не происходит. Остальная публика входила на «баржу» и садилась на лавочки, либо прогуливалась по палубе. «Вот это приключение!» - одновременно подумали туристки и переглянулись.
Некоторые дамочки с интересом разглядывали странно одетых пассажирок, парочка даже начала перешептываться, но когда судно отчалило, путешествие пошло своим чередом: большинство пассажироврасселись на лавочках, некоторые прогуливались по палубе и, казалось, не обращали никакого внимания на чужестранок, за которых все эти дамы и господа прияли Нику и Вику. Но всё же девушки решили найти на палубе уголок поукромнее.
Это им удалось. На корме, за будкой сидел тот же бородатый мужчина, который обратил на них внимание при посадке. Плоский ящик оказался раскладным мольбертом, а мужчина художником. Некоторое время плыли в молчании – бородач рисовал, а девушки смотрели на пейзаж, движущийся за бортом. Сделав несколько резких мазков, мэтр положил кисть и обратился к туристкам: «Вы, я вижу, люди неместные, но красоту цените». Так, слово за слово разговор зашёл о местных достопримечательностях, об искусстве в целом и о живописи в частности. Оказалось, что Вика пару лет ходила в художку и мэтр оживился, но узнав, что маслом они не рисовали, ненадолго примолк.
После кратких раздумий он предложил Вике небольшой урок, Ника в это время с интересом заглядывала за плечо приятельницы и с удивлением отмечала про себя как на небольшом кусочке холста появляются водная гладь реки, косогор с его разнотравьем, белый квадрат церкви, золото купола и зелень дальнего леса. По ходу дела художник давал указания, но у Вики получалось рисовать настолько легко, как будто она занималась только этим, а не стояла на кассе в одном из магазинов родного Шайтанска.
«Ну вот и всё», - подвёл итог мастер. – «Неплохо вышло. Немного бы подучиться и …» . Договорить ему помешало объявление.
«Речной вокзал Тулана» - заявил в рупор строгий голос. – «Стоянка две минуты». Девушки сбежали по трапу на причал. Кроме них на берег никто не сошёл и «корабль» отчалил. Туристки пересекли набережную и вышли на проспект. Там текла обычная, привычная им жизнь.
То, что героинь две, особой роли не играет (это не упрёк, у меня тоже часто героев больше, чем надо, ну вот оно само так получается, два — лучше, чем один)), в малой форме интереснее, пожалуй, когда между двумя героями есть какой-то яркий конфликт. Тут они хоть и разные, но конфликта между ними нет.
Тем не менее, написано неплохо, пока плюс.
Я была в этом уверена, пока не добралась до финала. Там уверенность растаяла. Теперь сижу и думаю, было ли путешествие, или девушки нечаянно влезли на борт кораблика каких-нибудь реконструкторов старых эпох)
Нет, мне понравилось как написано, но немного не хватило. Ясности в случае с путешествием во времени или перчинки во втором случае)
Потом поинтересней, переход из реальности в прошлое понравился) Момент с картиной хороший и трогательный.
Но в конце чего-то не хватает, согласна с Ивой.
Почему нет описаний ощущений самих героинь?
А художника зачем сюда приписали? Какова была его роль? Чтобы мы узнали, что Вика умеет рисовать?
Вот не понравилась эта фраза, извините, автор. Возникает впечатление, что художник полагает, что неместные не умеют ценить красоту.
Надеюсь, автор доработает и получится замечательный рассказ. ГОЛОС.
Только сейчас турнир вместо мягкой изюминки украсили чем-то вроде орешка.
Чтобы было интереснее. Чтобы не «глоталось целиком» при чтении по диагонали, а пришлось сперва «разгрызть», подумать.
Ну, так это мы любим. Будем разгрызать.
Итак, сразу видно, что в рассказе совершают некое путешествие. Куда?
Ну, сразу понятно — за пределы привычного мира.
А о каком мире речь? Во-о-от, то-то и оно! Орешек-то не так прост! Он как гранат — скорлупа, под ней кожура, а уж там и сладкие зёрна. Но в зёрнах-то ещё и косточки!
И в рассказе вдруг проявляется несколько смысловых уровней на разной глубине.
На поверхности: путешествие по реке.
Для Вики — уже выход за грань привычного. Она там ещё не бывала.
Как Алиса — шагнула в кроличью нору, а там другой мир, где всё дивно.
Для читателя же это просто красивая картина водной экскурсии.
Ну, скорлупа граната тоже красивая. Зато невкусная.
К тому же автор ещё и предлагает гранат «как есть», экспериментируя с лексикой и пунктуацией. И хитро щурится: будет читатель мыть фрукт перед употреблением, или так сразу и откусит?
Далее: открытый в рассказе новый мир не просто чудесен, он на лету становится всё «чудесатее». Вика (или Ника?), глядя на «своеобразно одетую публику», уже слегка задумывается.
А читатель начинает подозревать: не только по реке они там прогуливаются. Интересно.
И тут уже не только лишь все замечают, что отплыли девушки из ТулаРы (Тулара?), а вернулись в ТулаНу.
Что это было? Эффект Бабочки? Или Эффект Бабушки? Путешествие во времени? Куда, «назад» в прошлое? Или вообще «в сторону»? Может, в Страну Сна? Или даже в Край Вечного Покоя?
Где вообще можно было читать о чём-то похожем? В мифах Древней Греции? У Бредбери? Стругацких? Шекли? Бима Пайпера? Сергея Абрамова?
А вот фигушки! Автор рассказа не компилирует чужие идеи — он прокладывает колею для собственных!
Вот где самые-то зёрнышки граната!
Но как бы теперь косточек не наглотаться…
Так вернулись ли девушки в свой мир, когда сошли по трапу на причал?
Почему никто не сошёл вместе с ними? Их «корабль» уплыл, но вернётся ли? Важно для них его возвращение, или их устраивает новая «обычная, привычная им жизнь»?
Автор оставляет финал открытым и позволяет читателю достроить сюжет по своему вкусу.
Это здóрово!
Теперь немного о грустном.
Автор рассказа так ловко всё «зашифровал», что некоторые важные моменты мне оказались недоступны.
Кто-то легко определит, какой речной вокзал (здание бывшего собора и ротонда) и какая река стали прототопом места действия рассказа.
Потом легко «вычислит» имя того самого Мастера-бородача-мэтра-художника, который даёт Виктории урок живописи.
И поймёт самое важное, что хотел сказать нам автор.
А я в тех краях не была, Художника не угадала, и для меня так и осталось загадкой самое интересное.
Но, надеюсь, по окончании дуэли покровы тайны приоткроются. И я смогу до конца насладиться этим закрученным и интригующим сюжетом.
С шифровкой похоже и правда переборщила и вот почему. Тема показалась интересной, решила подкрепиться теоретической базой, чтобы прототипы были реальными или близкими к реальным. И как-то по времени не сошлось. «Современные» речные вокзалы строили в 30-х годах прошлого века, а художники типа Репина, Шишкина, Айвазовского умерли пораньше (гораздо раньше). Причём, пейзажисты иногда путешествовали где-то там, по центральной России, но вот у меня не срослось — художники отдельно, речные вокзалы отдельно. Поэтому и не было узнавания типа «О! Это же знаменитое путешествие Репина по Волге!», возможно, так бы можно было заложить ещё какой-нибудь интересный момент, а так получилось нечто обобщённое.
В итоге, прототипом стал речной вокзал в Твери.
nord-traveller.livejournal.com/52572.html
Всё-таки нужно дуэль выбирать, когда идея есть. А просто тыкать в любую дуэль, с пустой головой и с мыслью, что «чего-нибудь придумаю» приводит к таким результатам. Наверняка, автора мучили две вещи: дедлайн и ответственность за участие в дуэли.
Действительно, взаимодействия между персонажами, раскрытия характера через события хотелось бы больше.
Тулара и Тулан — опечатка или всё же нет? Если нет — подводочку бы, что/зачем/почему))
Убежали? А спасибо художнику?
Ну и на уровне ощущений, здесь что-то про поиск Викой себя, своего, про выход для этого из привычной зоны и изменения. Но может я и фантазирую
Время описано современное, но такое ощущение, что в этой реальности Советский Союз не развалился.
Так — это как? С любым переломом попадают в больницу.
Идея хорошая, но концовку смяли, словно торопились куда-то.