Анна Неделина №1

Разорвать круг

18+
Разорвать круг
Работа №4. Тема дуэли: Не стреляйте в пианиста
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

- Аня, что за грохот? Ты что-то разбила? – Лена мешала тесто на оладьи. В соседней комнате маленькая дочка возилась с мягкими игрушками и куклами, смеялась, разговорила, потом раздался звук падения чего-то тяжелого и тишина.

- Аня? Ты слышишь меня?

Точно что-нибудь разбила. Лена вытерла руки и пошла выяснять, что случилось на этот раз. Аня, стояла возле окна, прижимая к себе большого белого медведя. Ее белокурые непослушные волосы выбились из-под заколок, челочка была растрепана, щеки раскраснелись от игры и беготни, карие глаза широко раскрыты, а в них застыл испуг.

- Мама, это случайно вышло...

На полу у окна лежал разбитый цветочный горшок. Земля комьями рассыпалась по серому ковру. Маленький фикус Бенджамина, который Лене подарила ее мама, валялся у самого плинтуса.

- Как это вышло? – голос Лены стал жестким, как металлический прут. Внутри нее закипало раздражение и гнев. Что за ребенок? Ни минуты спокойствия – то сама ударится, то что-нибудь уронит, разобьет, разольёт, испачкает красками...

- Мы с Тедди кружились и.., - Аня запнулась, потупила взор, - и он ногами сбил цветок.

«Одни, два, три, четыре, пять», - Лена стала считать про себя, чтобы успокоиться. И перед глазами возникла мама. Ее мама – молодая, красивая. Губы плотно сжаты в тонкую нить, брови нахмурены и две продольные морщины залегли глубоко, от чего мама стала некрасивой.

- Мы с Машей кружились и руки расцепились, я случайно упала на лавочку, - Лена знала, что никакие оправдания не спасут ее от наказания. На новенькой юбке, которую она только сегодня впервые надела, красовалось пятно от масляной краски.

В тот вечер перед сном Лена стояла в углу коленками на горохе.

- И не надо на меня волчонком смотреть! Ты провинилась, будь добра понеси наказание – час на горохе, – голос мамы был похож на то, как солдаты чеканят шаг на параде.

Лена подняла голову и взглянула маме в глаза – стена, глухая стена без единого окошка. Ей захотелось, чтобы мама скорее вышла из этой комнаты.

- И если ты думаешь, что я злая, то ошибаешься. Ты еще довольно мягко наказана за испорченную юбку. Когда я в детстве случайно порвала рукав школьной формы, то моя мама меня ремнем так отходила, что я неделю не могла сидеть на стуле. Так что тебе еще повезло, что я не такая, как твоя баба Таня».

Лена все стояла на пороге комнаты и смотрела на Анечку, рассыпанную землю и разбитый горшок. Дочка еще крепче прижала к себе Тедди. Лена глубоко вздохнула и улыбнулась:

- Ну надеюсь, что твой Тедди поможет нам убрать это безобразие? - Лена присела у разбитого горшка и стала собирать черепки.

- Конечно, мамочка, мы с мишкой поможем убраться! – радостно воскликнула Анечка и присела рядом.

- Нет, вы с Тедди лучше спасайте фикус. На столе на кухне стоит маленькая стеклянная банка, набери в нее немного воды и поставь туда цветок.

- Хорошо! Я и одна справлюсь.

Аня аккуратно посадила своего Тедди на диван и побежала заниматься спасением фикуса. Потом они вместе пропылесосили, вытерли подоконник и вскоре уборка безобразия была закончена.

- Анюта, постарайся больше ничего не натворить – веретено ты мое, - Лена улыбнулась и поцеловала дочку, - как нажарю оладушек, я тебя позову.

- Веретено уже устало, - засмеялась Аня, обнимая маму за шею, - я не буду больше кружиться, я буду рисовать карандашами.

Тут зазвонил телефон и Лена бросилась к нему, думая, что звонит Сергей, который уехал на неделю в командировку. Но это был не он. Это звонила мама:

- Лена, привет, как вы?

- Все нормально, мам. Все как обычно.

- Как Аня?

- Все хорошо. Мам, я занята, не могу долго говорить, - соврала Лена.

- Я только спросить хотела: может приедете в гости? Давно вас не было.

- Денис у тебя давно был? – почему-то Лене захотелось узнать, приезжает ли к матери брат.

- Да был недели две назад. Пообедать забегал, был проездом.

- Ладно, как будет время, я заеду к тебе, мам.

- Лена, приезжай, я так тебя жду. Соскучилась уже. И Аню привози...

- Мам, хорошо. Приедем как-нибудь. Не могу больше говорить. Давай, пока.

Она положила телефон и села у окна. На улице была скверная погода: шел то мелкий дождь, то снег, все серое и мокрое – ноябрь, одним словом. На душе после звонка тоже настал ноябрь.

«Лена, приезжай, я так тебя жду» - она мысленно передразнила мать. Ей было стыдно, но одновременно, она чувствовала облегчение от того, что быстро отвязалась от матери и, по крайней мере сегодня, она к ней не поедет.

Тесто мягко соскользнуло с ложки на сковороду и весело зашипело. Оладьи жарятся – только успевай переворачивать их, и воспоминания понеслись в голове.

«Мы тебя, мама, тоже когда-то очень ждали. Ждали, стояли на стульчике, чтобы достать до дверного глазка и смотрели, кто выйдет из лифта, открывшимся на нашем этаже.

- Нет, не она. Это дядь Саша сосед приехал, - сказал пыхтя Денис, стоя на цыпочках, еле дотягиваясь до глазка.

Я стояла у двери, чтобы быстро открыть замок и броситься с обнимашками. Вчера мы так весело напугали и удивили тебя, что ты долго смеялась. Потом ты нажарила блины, и мы уплетали их с медом, а вечером все вместе смотрели по телевизору фильм. И было так хорошо! А бывало, что мы все играли на полу в игры-ходилки или читали вслух интересную книгу.

- Идет, идет. Это мама! – шёпотом сказал Денис.

Мы услышали, как ты подошла к двери, как звякнули ключи, ударившись друг от друга. Денис спрыгнул с табуретки и отставил ее в сторону, а я быстро открыла дверь:

- Рррр, - зарычали мы с Денисом, притворяясь дикими кошками.

- Вам делать, что ли больше нечего, как на мать рычать? Почему табуретка стоит в коридоре?

Денис быстро схватил табуретку и побежал с нею на кухню, а я осталась стоять в коридоре. Стало очевидно, что сегодняшний вечер ничего хорошего принесет – у мамы плохое настроение.

- Чего стоишь столбом? Неси сумку на кухню, вытаскивай продукты. Устала как собака, еще и ужин готовить нужно.

- Мама, давай мы тебе поможем ужин готовить, - я подняла за сумку и потащила ее на кухню.

- Сейчас посмотрим какие вы помощники. Сегодня была твоя очередь полы подметать? Не забыла?

- Конечно подметала. Честно, - я почувствовала, как ладошки сначала вспотели, а потом стали холодными, как лед. Всегда, когда ты проверяла качество работы, то умудрялась хоть немного, но намести кучку мусора. И в это раз тоже.

- Ты же говорила, что подметала? А это откуда взялось тогда?

- Не знаю, - дышать стало трудно.

- Ты мне наврала?

- Нет, честно, я подметала, у Дениса спроси, - у меня задрожали коленки.

- Денис, иди сюда, - позвала его ты, - Лена подметала на кухне пол?

- Я не видел, я уроки делал, мне кажется, что она не убиралась, - Денис опустил глаза. Врет. Он часто врал, в таких ситуациях. Почему? Не знаю. Может быть потому, что ему казалось, если ты выпустишь пар на мне, то ему меньше попадет? Маленькая кучка крошек упреком лежала у моих ног.

- Лена, я не люблю ложь. Ты меня старалась обмануть и брата оговорила. Неси ремень.

Я пошла к шкафу, открыла дверцу, где через перекладину были перекинуты ремешки для платьев и ремни для папиных брюк.

- Неси тот, что поуже, - сказал ты, - в другой раз, вместо того, чтобы меня ждать, лучше дела свои делайте качественно!

Я больше тебя не жду, мама. Теперь ты жди».

Горка оладушек высилась на блюде. Лена провела ладонью по лбу и тряхнула головой, словно отгоняя грустные воспоминания. Теперь у нее своя семья и у нее будет все по – другому.

- Анюта, идём кушать, - позвала Лена свою непоседу. По коридору раздался топот и на кухню ворвалась Аня, неся в руках двух своих любимых кукол. Она усадила их тоже за стол, сама забралась на стул и, облизываясь стала перетаскивать оладьи с большого блюда в свою тарелочку.

- Это что ж твоя Зина такая неаккуратная? – спросила Лена, разглаживая платье на кукле.

- Да, она такая, но я все равно ее люблю.

- Наверное ты ее не очень сильно любишь. Смотри, она растрепанная, платье расстёгнутое и заляпанное.

- Мама, я ее люблю. Очень. Просто я не умею по-другому любить - сказала Анечка, - но буду еще больше учиться.

- Как ты сказала?

- Как, как? Обычно сказала, - Аня вытерла рот полотенцем, - я люблю ее как умею.

- А знаешь, что дочка, давай сейчас покушаем и поедем в гости к бабушке Оле!

- Давай! Мы давно к ней не ездили, она, наверное, уже плачет там без нас.

Другие работы:
+10
01:04
729
12:26
+2
Текст динамичный, равномерно разбит диалогами. Читается легко и тема такая — гармония и взросление личности. Невозможно быть в гармонии отрицая плохое и хорошее, что дала в жизни мать. В рассказе, в рамках объема знаков, идет это осознание, сравнение и принятие. Да, очень быстро пришлось свернуть в финале, но мысль это не испортило. Женщина смогла не только наконец повзрослеть, но и собственному ребенку позволяет набивать шишки. Печально выглядит орёл, который отрастил крылья, а пользоваться ими не научился это выглядит даже смешно. Замечательный рассказ.
Счастливое детство стирает плохие события… у ГГ этого не проявилось.
16:31
+1
Потому что не самое счастливое, видимо
13:44
+1
Что то в этом есть.
Концовка хорошая.
Может быть, немного слишком в лоб. Но в миниатюре иначе не получается.

Посмотрю конкурентов.
13:44
+2
Все рассказы неплохие, лично я выбирала между этим и мамой Цилей

Все-таки ГОЛОС сюда, за добрую и психологичную историю без розовых соплей.
07:34
ffairhair благодарю вас, вы не дали мне напиться и утопиться с горя)))
Более того, ценю голос именно от вас — победителя НФ!!!
14:53
+1
Нравится поднятая тема. Детские обиды и — момент другого взгляда на них, другого ракурса. Именно дети нас порой подталкивают к переосмыслению себя и своего отношения к родительским ошибкам. Как говорится, они были такими, какими были, но твоё — в твоих руках. Героиня прекрасно разорвала круг, сломав модель, а ребёнок произнес мудрейшую фразу и заставил маму увидеть ситуацию другими глазами.
Вероятно, не очень внимательно вычитан текст:
«смеялась, разговорила (?), потом раздался звук...»
«выйдет из лифта, открывшимся на нашем этаже» — открывшегося
07:35
+1
Да, невнимательно. Я как всегда запрыгиваю в несущийся мимо меня поезд, уже не до вычитки. Спасибо большое.
15:12
+1
а хде пианист? ауу, автор eyes
15:17 (отредактировано)
+2
"… он играет, как умеет" — так же в той фразе?
а мамы любят, как умеют — я так поняла раскрытие темы.
07:36
Пошел настроивать ваше пианино.
09:19
зелёный чумаданчик не забудьте crazy
09:28
Разумеется, если блинчики обещаются.
09:29
с красной икрой
09:34 (отредактировано)
Ну тогда гульфик стоит расстегнуть заранее)))
09:36
расстёгивайте tongue
09:39
Эй ей ей. Я тут не при чем. Это к пианисту пожалуйста. Встречайте, он мимо моей двери только что прошел на следующий этаж, на третий.
09:47
жаль, не на лифте поехал…
долго до сорок третьего этажа переться
09:54
ничего, жирок сбросит
19:03
+2
Очень психологичный рассказ. Когда-то давно хорошая литература заменяла психологов. Но ни один психолог не заменит хорошей литературы. Мне очень понравилось.
07:36
Эх, а я ждала ваш голос))
19:04
+2
А «пианист», наверное, бабушка Оля.
06:51
+1
Она тогда уж дирижёр… Может, правда, она, в смысле хватит обвинять?
19:33
+1
Каждая мама — пианист и играет, как может, как ее научила ее мама.
11:14
+1
… а маму научила бабушка…
Перекликается со вторым рассказом.
19:28
+2
Когда разорвана нить вечного недовольства ребенком, идущая из поколения в поколение, — это замечательно. Мир лучше вечного страха сделать что-нибудь не так.
09:17
+3
Молодец автор, смог в психологию детско-родительских отношений. Название говорящее.
07:37
Кто ж молодец? Да я, конечно. )))
12:33
+1
Хотела бросить в вас тапками, но у меня без них лапки мёрзнут)
А вы молодец) Независимо от темы и моего к ней отношения — рассказ хороший!!!
Когда вкусно — тогда вкусно ©
13:35
О, Ивлев красавчик)))
06:07 (отредактировано)
+1
Во, опять про детское ущемление. Да ещё про младшего брата, которого больше любят, а он такой пра-а-ативный.
Триста раз про такое читал и удовольствия не испытывал. Сегодня прочитал триста первый. И опять никакого удовольствия.
Автор, а вы пишете для того, чтоб читатели страдали? Ну хоть что-нибудь новенькое придумайте. А то кроме страдания ещё и скукотень. Фантазия ведь для чего-то в мире существует. Не правда ли?
06:50 (отредактировано)
+1
О, детские комплексы. Эт знакомо. Вечно полы за дочкой перемываю. А вот моя мама добилась бы, чтобы я сделала как следует, испортив мне настроение. Она умела читать нотации. А я только орать умею. И что? При чём тут пианист? Мама вспоминает, как я картошку сожгла, а я — как стихотворение не написала, потому что отвлекли на домашние дела, вменённые мне в обязанность. В этом смысле — пианиста не губите, не мешайте творцу? Ремни эти вечные… Брат-клеветник… О, детские комплексы. А брат-то пианист или тоже нет?
07:38
А и правда, при чем здесь пианист? Раз сказано, что пианиист в теме, так и должен быть! А тут нет музыкантов и никто не играет и никто не стреляет. Не порядок!
10:58
Рассказ хороший, но раскрытие темы не увидел.
07:39
И вы тоже именно пианиста за инструментом видеть желали?
13:25
Надо было назвать «Маманя». В главной роли — Лядова.
20:07 (отредактировано)
+3
Странные, смешанные впечатления.
Это неплохо, это даже хорошо написано. Но мне немного не хватило тропа с братом, с внутрисемейными отношениями. Почему мать была такой? То душевная, то с долбящим нарциссическим радикалом. Вот вроде с одной стороны автором раскрыто все необходимое, а с другой — чего-то не хватило.
Что смутило:
Речь маленькой девочки показалась не по возрасту развитой (да, дети могут «выдать», но для этого они должны наслушаться, а от кого? От кого Аня наслушалась «я все равно ее люблю и такой»?)
Слишком быстрое «взросление» Лены. Буквально расстоянием с один оладушек.

Хотя с едой хочется отметить получившуюся аллегорию (если автор ее, конечно, закладывал). Вроде Лена делает из тех же ингредиентов, что и ее мать, а получается совсем другое блюдо (блины<—>оладья).
07:41
+1
Странные, смешанные впечатления.

Сначала прочитала, что смешные впечатления.)))
Спасибо, Таша за комментарий, я как бальзамчик приняла на душу. )
10:23
Надеюсь, мой комментарий не обидел и не задел писательских чувств.
Ведь такую не преследую, но возможно бываю резка)

С аллегорией угадала?))
10:36 (отредактировано)
+1
Да, нет, конечно!
Я выше этого.
Более того, я считаю, что вы меня даже похвалили. За это и поблагодарила.
С аллегорией угадала?))

Да!!! Угадали!
11:00 (отредактировано)
+1
inlove
вообще да, похвалила))) мне вообще понравилась у Вас и у Михайловны трактовка темы — не в лоб. Хотя тема казалось бы очень узконаправленная и броская
17:30
+2
Лёгкий слог. Сам же рассказ — на тему не просто избитую, а, пожалуй, истрёпанную уже до дыр. Столь популярный нынче бытовой «абьюз», передававшийся из поколения в поколение, наконец-то сошёл на нет. Хорошо, что детские обиды не понесли к психологу, за это автору спасибо.
10:30
+4
А мне кажется это вечная тема, как и тема любви, жизни, смерти… ну о чем ещё человеку переживать? Об инопланетянах, роботах и научном прогрессе?)
И тут не хромоногая собачка со слепой девочкой получились, что не может не радовать. Немного не хватило глубины, наверное, но это всего лишь дуэльный рассказ, а не номинация на Букера)
10:58
+1
Да, это тема вечная… И нот всего семь… Я сама всегда это повторяю, когда говорят о том, что «тема не нова». Мне не хватило именно раскрытия, подачи темы. Рассказ напомнил письма читателей в журнал «Семья и школа» (в детстве почитывала, мама по работе выписывала). Я не говорю, что это плохо. Описана обычная бытовая ситуация, в общем. Наверное, она многим близка. Но уж слишком заезжена в последнее время. Я и в блоге об этом писала: мода на «во всём виноваты родители, абьюзеры такие-растакие».
Когда погибла моя мама, и мне передали её вещи, в кармашке сумки я нашла клочок бумаги, где она почему-то написала: «Возможно, ты думаешь, что я не очень хорошая мать. Но я дала тебе всё, что смогла. Всё, что у меня было.» А она была лучшей мамой на свете, я всегда так думала! Не знаю, откуда у неё были такие мысли… У матерей не должно быть таких мыслей вообще! За это в ответе их дети.
11:13 (отредактировано)
мода на «во всём виноваты родители, абьюзеры такие-растакие».

Ооо, это я поддерживаю. Неужели пропустила такой ваш блог, исправлюсь (хотя мне кажется, читала. Если про банан — точно читала и даже комментировала).
Да, я согласна, что тема «травм» и сами «травмы» благодаря не очень «качественным» психологам сейчас сильно переоценены.
И порой просто жизненный опыт человека выворачивают и ставят в вину родителям.
Моя мама тоже начала часто виниться передо мной (как ей кажется, они с отцом все сделали не так, она многое допустила, чего не должна была допускать по ее мнению), и мне до сих пор приходится ей напоминать о счастливых моментах и о классном детстве (ну да, в нем было и достаточно неприятного, но по сути это ж наш опыт?)
Мне в рассказе не хватило глубины погружения, чтоб понимать предпосылки поведения мамы-бабушки. Но всегда задаюсь вопросом — насколько уместно для дуэли такое погружение? Не знаю…
11:21 (отредактировано)
+3
Знаете, я вообще не пыталась раскрыть тему травм.
Я хотела показать, что мы, учась у наших родителей потом подсознательно говорим теми же словами. ведем себя похоже, поступаем в сходных ситациях аналогично. Иной раз это выходит само по себе и только потом, рефлексируя, ты находишь откуда ноги растут.

И это не только о плохом, это и о хорошем тоже.
И это большая внутренняя работа над собой — свернуть с накатанной колеи, повести себя по-другому (если о негативном).

Мне не хватило объема конечно написать обо всем. Я как глянула, что у меня уже за 10 000 знаков, пришлось сокращать.
Ладнось, что вышло, то и вышло. Я не жалею.
В конце концов, кроме Казуса никто в меня тапок не бросил)
11:21
+1
Да, дуэльный формат ограничивает возможности автора, в рамках всегда тесно. Особенно если речь о нескольких поколениях. О таком целые семейные саги пишут!))
11:23
Да, дуэльный формат ограничивает возможности автора

Вот. А вот это уже моя недоработка. Надо уметь вписываться.
11:32
+2
О Форсайтах))))
11:35
+1
А это вот — ещё одна проблема. Называется «Что хотел сказать автор» laughЯ столько раз с этим сталкивалась сама! Напишу что-то, не вкладывая особого смысла, а мои «бета-читатели» комментируют: «Ой, так глубокомысленно! Такой подтекст!» Да нету там подтекста! Помните, как в школе терзали классиков? «Пушкин в образе Онегина хотел нам показать...» Не-а, ничего не хотел. Писал себе роман в стихах (именно роман, любовный!) для периодики, которую читали восторженные барышни.
Вот! Школа во всём виновата! laughА не родители! Во всём мы ищем смысл, но часто не находим, а приписываем…
11:35
+1
Нет. Пишите лучше сагу!
11:49
Кстати читала в свое время, мне весьма понравилось, а вот дочь чиатал-чиатала. да бросила — не зашло.
12:02
Как будто бы у авторов прозы больше шансов саморазвиться в дуэлях. В поэзии это как будто бы не работает. Я имею в виду, когда ты технически достиг определенного уровня, тебя все равно могут «не понять», «не считать», не откликнуться эмоционально. И над чем тут работать, если твое видение не совпадает с видением читателя?
12:05
+2
Мне из саг очень нравится Эрве Базен и его трилогия о семье Ризо. «Форсайты» бесят с института, нам приходилось их не только читать в оригинале, но и часами обсуждать на английском прочитанное. Целый год! До сих пор вздрагиваю laugh
12:08 (отредактировано)
+1
Не я о том, что назвался груздем…
Раз решила именно в дуэль броситься, так соответвовать нужно.
тебя все равно могут «не понять», «не считать», не откликнуться эмоционально

Да, я так всегда и считаю, когда хочется себя пожалеть laugh
12:10
+2
Так оно всегда не совпадает laughЭто неизбежно. Поэтому главное — чтобы нравилось автору.
12:17
Ну это факт))) другое дело, что и зоны ближайшего развития никакой в поэтской дуэли))))
12:18
+1
А почему пожалеть? Ну ведь могут/можем же?)))
12:21
+1
Ну, зато «оценщикам» там можно цепляться к рифмам и размеру laughА поэтам — их совершенствовать. Особенно зная, что к смыслу претензий немного будет.
12:23
Это почему же?
12:30
+1
Проще списать на образность и метафоричность))
12:32
Вот потому я и говорю, когда ритмо-рифмы перестают быть прям уж таким твоим слабым местом, ты упираешься в стену.
А может мне так кажется.
12:32
+1
Я вам чуть позже расскажу, честное слово)))
12:35
+1
В частности, да. Но тут палка о двух концах. Поэт в качестве оправдания может спокойно списывать, что его гениальные метафоры никто не понял. Но и читатель так же способен не считать очевидные отсылки)))
12:39
Мне кажется, вам кажется)) Иначе любой, кто смог бы овладеть искусством рифмосложения, становился бы Блоком, Пушкиным… Всё же, рифма — это только форма. Она должна быть чем-то наполнена. Но из-за того, что поэзия метафоричней, это «наполнение» можно трактовать, как угодно. (Чтобы автор удивлялся: «О! А так можно было?»)
12:41
Кто знает?
Может так. А может и нет. Чертовы метафоры.
12:42
А мне?.. я ведь тоже хочу знать
12:59
И вам)
13:10
+2
пасиба!
09:14
+2
Горечь сменяется надеждой. И любовь настоящая есть. Хороший рассказ, спасибо, автор.
Загрузка...
Светлана Ледовская