Иди ко мне
Победители

— Мурзик… Иди ко мне.
Ваня подходил медленно. Ступал осторожно, как по шаткому мосту. Кот, только что спустившийся со шкафа, где провёл весь день, пристально следил за мальчиком.
— Му-урзик… Не бойся.
Глаза кота были полны подозрения и даже презрения, но страха в них точно не было. Кончик хвоста вздрагивал при каждом Ванином шаге.
Оставалось всего ничего. Кот не убегал, не нападал, как в первый день переселения в квартиру, лишь смотрел прямо в глаза. Этого вполне хватало, чтоб между ним и ребёнком выросла непреодолимая стена. Ване хотелось погладить чёрную, лоснящуюся шерсть, почесать за неровным от шрамов ухом, взять на руки зверя, красотой и силой притягивающего и отпугивающего одновременно. Но он не мог даже пальцем пошевелить под взглядом, предупреждающим: «Даже не…»
— Даже не думай! — Нина замерла на пороге комнаты, опасаясь спровоцировать нападение животного. — Мало досталось, все руки в зелёнке!
Ей хотелось броситься к сыну, обнять, закрыть собой от этого чудовища — кот, а злее собаки, но она, словно парализованная, не могла сдвинуться с места.
Кот моргнул и в один прыжок вернулся на антресоли. Ваня отпрянул, мать устало опустилась в кресло.
— Сколько раз говорила, не лезь к нему!
— Но мама, он же так ничего и не ел! Я хотел…
— Чтоб он съел тебя?
— Да не съест. Хотел покормит и погладить.
Ваня примостился к матери на колени, положил голову ей на плечо.
Первый класс закончил, а ростом, как детсадовец. Сам ничего не ест толком, а за кота переживает. Шейка тоненькая цыплячья, такую и кот, пожалуй…
Нина тряхнула головой, отгоняя дурное. Как бабушка говорила: «Чур меня!»
— Бабуле гладиться давался.
— Её он любил.
— А нас?
— И нас полюбит.
— А вдруг нет?
— Значит, так и будет на антресолях сидеть.
— Он же с голоду умрёт! Почему он не ест?
— Привык охотиться. А где я ему тут мышей возьму?
— Может, его на улицу выпустить?
— Потеряется. Это в деревне он всё знал. А тут машины, он их и не видел толком. Да и дома все одинаковые. У тёти Тани, помнишь, Том выбежал из подъезда и…
Нина объясняла, что у животного стресс:потеря хозяйки, новое жильё, но Ваня, как не слушал, канючил своё:
— Я же его люблю! Хочу погладить! Почему он не даётся?
Нина устала от упрямства, детского и звериного, от беспокойства за сына, остающегося наедине с полудиким животным, от тягот дурацкого обещания. Последнее мучило сильнее всего, давило виной за неразумность и суеверия. Не дай бог, покалечит ребёнка, тогда перед собой не оправдаешься, что умирая, бабушка только об этом коте и твердила. Ни о ней, единственной внучке, которую растила с рождения, ни о правнуке словом не обмолвилась, лишь «Ванечка мой, Ваня…» Это ж надо было, котёнка паршивого именем правнука назвать!
Нина тогда крепко обиделась на бабушку. Потом поняла: тоскует старый человек в своей деревне, вот и чудит. К внучке в город переезжать наотрез отказалась. Нина всю душу измотала, да бабушка не кот, силой не перетащишь. С этим-то морока: зверем глядит, не жрёт ничего. Сдохнет, так и не поймёт, что не Ваня он теперь, а Мурзик. Не хватало двух Вань, с одним сладу нет! Одно слово — неслух!
Она сама не поняла, как накопленное раздражение выплеснулось на сына:
— Бабуля тебя тоже любила, а ты даже по голове себя погладить не давал.
Ваня вздрогнул. Это была правда. Когда дрожащие руки, с кривыми, узловатыми пальцами, жёлтыми обломанными ногтями тянулись к нему, хотелось бежать куда глаза глядят, хоть в тёмную чащу. Но и там старые сучья, покрытые проплешинами лишайника, словно пигментными пятнами на сморщенной коже, будут тянуться к нему, зацепят, поволокут, прижмут к иссохшему стволу и от его хрупкого тельца «лишь мокрое место останется».
Он уворачивался, утыкался лицом в мамин живот, слушая скрипучее: «Не буду, не буду…», переходящее в тяжёлые вздохи. А потом вздрагивал от манящего: «Ва-ня, Ванечка, иди ко мне!» Неизвестно откуда появлявшийся кот запрыгивал бабушке на руки. Она радостно охала под тяжестью, не уступающей весу ребенка, ворковала, целовала усатую морду, прятала слёзы обиды, зарываясь лицом в кошачью шерсть. Кот заходился в мурчании.
Теперь Ваня ощутил, каково было бабуле, когда он шарахался от её объятий. Мурзика он полюбил, как только увидел, мечтал охать под тяжестью и зарываться лицом в пушистое. Да видно для любимца сам был пугающим, а может, даже отвратительным.
Ваня расплакался.
— Я сегодня в ночь, — сказала мама. — Ужин на плите, спать в десять.
Шум воды в ванной заглушил мамины вздохи, ворчания на Мурзика и его ответное урчание. А когда, вволю наревевшись, Ваня закрыл кран, услышал, как захлопнулась входная дверь. «Вот я и один, совсем как бабушка…» — всплыло в мыслях и тягостно осело на душе.
Ваня постоял на пороге ванной, выбирая, куда ему идти, как в странной сказке: «направо пойдёшь — в спальню попадёшь, налево пойдёшь — на кухню попадёшь, а прямо…» Прямо была стена коридора.
Спать Ваня не хотел, побрёл на кухню. Есть он тоже не хотел, просто на кухне было много такого, к чему прикасались мамины руки: лоскутные прихватки, горка перемытой посуды, кастрюлька с пюре… Ваня зачерпнул одну ложку. Вкусно, но есть не стал. Даже вкусного не хотелось.
Налил молока в мамину чашку с гусыней в платочке.
К холодильнику на магнит-сердечко была прикреплена записка: «К коту не лезь! Целую. Мама». Ваня прижался к листку щекой, но холод дверцы сквозь сухость бумаги совсем не походил на поцелуй.
Спать пошёл без четверти двенадцать.
Ваня спокойно оставался один на ночь. Ночные мамины дежурства любил даже больше дневных, ведь весь день они были вместе. А когда спишь, какая разница, один или нет. Тем более сейчас с ним Мурзик.
— Спокойной ночи, Мурзик, — пожелал антресолям. Кота на них видно не было.
Лёжа в кровати, никак не мог отделаться от мысли, что бабушка, засыпая в одиночестве, обнимала кота и… плакала.
— Прости меня, бабушка, — шептал Ваня темноте.
Снова текли слёзы.
— Если б ты только вернулась, я бы тебя обнял. Сам. Первым. Вернись, пожалуйста! Я так хочу обнять тебя!
Ваня громко всхлипывал и не сразу расслышал скрипучее:
— Ва-ня…
А когда проскрипело повторно, после ещё и ещё перестал не толко всхлипывать, но и дышать. Всё внутри словно стянули в узел. После похорон соседка свалила бабушкину одежду и постельное в кучу на расстеленную простынь и, увязав концы, с силой затягивала, словно вещи могли вырваться и вернуться в хозяйский шкаф. Вот и внутри у Вани было так же туго.
Он убеждал себя, что ему показалось, может, скрипит дверка антресолей. Мурзик там, вот и открылась, болтается туда-сюда, пока скрипучее «Ванечка-а!» не раздалось у самого уха.
Ваня метнулся к стене.
Тут же донеслось уже из кухни: «Ванюша! Иди ко мне».
Ваня изо всех сил вжимался в стену, стараясь оказаться как можно дальше от края, словно «не ложися на краю» было спасением от невидимого кошмара. Он вглядывался в полумрак, силясь за привычными очертаниями шкафа, стола, дивана разглядеть источник звука.
Кто-то резко запрыгнул на кровать. Ваня вскочил, заорав что есть мочи, но из горла вырвался только сдавленный сип, слившийся с грозным шипением у самых ног. Мурзик, закрыв собой забившегося в угол мальчика, шипел в темноту. И тут Ваня увидел на кого.
Это было невероятно, и Ваня прекрасно знал, что так не бывает, покойники не оживают, но… Бабушка смогла вернуться.
Появись она в своём деревенском доме, где всё, как в сказке: печь, лавки, подпол, огромный кованый сундук, это не было таким противоестественным, как здесь, в городской квартире, где газ, и вода в кране, и электричество… Зажечь свет Ваня не решался: боялся, что бабушка вовсе не призрак и не исчезнет с остатками темноты. Зато станет видно всё, что так в ней пугало: морщины, словно шрамы, искорёжившие лицо, противные торчащие брови и волоски из бородавки под рыхлым носом, белёсая пленка на глазу и два вывернутых зуба, сверху справа и снизу слева — всё, что осталось на голых дёснах.
Сгорбленная, перекошенная на бок, фигура раскачивалась вперёд-назад на пороге комнаты. Темнота скрывала лицо, но на месте левой ноги отчетливо белели кости, словно ногу, как свиную рульку, долго варили, а потом тщательно очистили от кожи и мяса. Ване было отвратительно и стыдно за это сравнение, но невозможный и от этого ещё более пугающий кошмар требовал хоть какого-то объяснения. А Ваня не мог понять, как это так. Наверное, если б в комнате появился скелет целиком и тянул свои костяные руки к его кровати, он и то меньше бы испугался. Но видеть у бабушки вместо ноги обглоданную кость было невыносимо. Наверное, ей ужасно больно. Вот она и зовёт, тянет к нему руки, чтоб помог ей добраться хотя б до стула, а там, он даст ей воды и пледом укутает страшную ногу, и позвонит маме. Мама — фельдшер, она заберёт бабушку в больницу, а уж там…
Мурзик отвратительно завывал, словно давясь урчанием. Наверное, не узнал бабушку из-за ноги.
— Ваня, Ванечка, иди ко мне! — умоляла старуха, срываясь на плач.
— Иду, бабушка, — прошептал кто-то Ваниными губами, потому что сам он не чувствовал, как говорил это, как, пробираясь вдоль стены мимо разъярённого кота, спускался с кровати на пол, как раскинул объятия навстречу ковыляющей старухе.
Мурзик метнулся под ноги, преградив мальчику путь. Старуха, с невероятной прытью в один прыжок преодолев полкомнаты, присела на своей уродливой ноге. Кот выгнул спину, не подпуская нежить к Ване. Жилистая рука резко вытянулась вперёд, удлинившись в разы, обняла мальчика. Мурзик бросился, метя когтями в страшное лицо, но промахнулся. Старуха резко отклонилась назад, словно переломившись в спине, выгнулась мостиком. Выросшая рука стремительно втянулась до прежних размеров. В кулаке было зажато что-то прозрачное, почти невидимое. Она прижала это к вывернутой груди и, с пугающей быстротой перебирая тремя свободными конечностями, устремилась к стене, потом прямо по ней на потолк, унося с собой похищенное. Наверху, она пропала, как сквозь землю провалилась, если б это был пол, но она исчезла в потолке.
Ваня остался стоять посреди комнаты, никак не реагируя на кота, который тёрся о ноги мальчика, мурчал, словно причитая. Так и простоял до самого утра.
— Давно проснулся? — крикнула Нина из коридора, увидев сына посреди комнаты.
Ваня не отвечал, смотрел куда-то мимо неё пустым взглядом.
— Обиделся, что не попрощалась вчера? Ты в ванной был, а я опаздывала. Записку видел? Ваня. Ванечка! Что с тобой? Прекрати так делать? Слышишь?!
Нина быстро поняла, что это не капризы, не демонстрация характера. Температура тела низкая, мышечный тонус повышен, на вопросы, прикосновения никакой реакции. Перепуганная Нина поначалу тормошила сына, обнимала, целовала, качала на руках. Кот крутился возле ног — нашёл время, паразит.
— Вон твоя еда, отвали! — отпихивала его ногой, собирая Ваню в больницу.
Но вывести сына из комнаты у Нины не получилось. Ваня словно прирос к месту. Как Нина ни тянула, как ни толкала, её сил не хватило перевести его через порог.
Психиатрическая бригада с этим тоже не справилась, он отталкивал медработников с такой силой, что взрослые люди не могли удержаться на ногах. При этом спокойно позволил поставить себе укол, взять кровь на анализ, даже не вздрогнув от боли. Лекарство не подействовало, состояние не изменилось. Врач посоветовал плачущей Нине взять себя в руки, вспомнить, что она сама медицинский работник, и наблюдать.
— Доктор, что с ним?
— Ступор. Угнетённое сознание. Похоже на диссоциативное расстройство. А вот причины… Может, стресс. Смерть близкого, похороны, остро отреагировал. Наблюдайте и не отчаивайтесь. Детская психика гибкая, будем надеяться. При ухудшении вызывайте.
И стал Ваня у бабушки жить-поживать. Вместе ходили они в лес дремучий по грибы да по ягоды. Тогда Ваня пугал маму, собирая с пола что-то видимое ему одному, то в воображаемую ёмкость, то прямо в рот, жевал и улыбался от удовольствия.
Бабушка купала Ваню в молочной реке. Мама плакала, наблюдая, как сын ложится на пол и словно плывет.
Ваня помогал бабушке топить печку-матушку, собирать молодильные яблоки, пасти гусей-лебедей.
Нина видела упорядоченность в движениях, но разгадать смысл не могла, как ни старалась.
Мурзик от Вани не отходил ни на шаг.
Нина брала его на руки, нежно прижимала к себе. Ваня обнимать себя не позволял.
Волновало то, что ребёнок не ел, не пил и не спал уже несколько дней. Он исхудал, давление было низким, пульс слабым. Движения теряли активность.
По маме Ваня тосковал, но как бабушку одну оставить? Вон она сидит на кисельном бережку счастливая, мочит костяную ногу в молоке тёплом. Лёг Ваня на спину, сложил руки на груди. Молочная река понесла его за высокие горы, за синие долы, в тридевятое царство…
До приезда медиков Нина сама делала сыну искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. А потом за реанимацией никто и не заметил, как кот в два прыжка по стене достиг потолка, задержался там на миг и пропал. Ваня начал дышать самостоятельно, вскоре очнулся и тут же кинулся обнимать рыдающую мать.
Поправлялся Ваня быстро, ни по дням, а по часам. Вскоре прошла слабость, а в весе и росте он даже прибавил, словно и не болел вовсе, а отдыхал у бабушки на пирогах да блинах, купаясь да по лесу бегая, как когда-то крепла за деревенское лето хиленькая Нина.
Мурзика нашли не сразу. Его не сразу и потеряли. Нина решила, что в суете выбежал из квартиры, а потом также незаметно прошмыгнул обратно. Деревенский же. Проныра.
Мурзик действительно ловко шмыгал туда-сюда: из квартиры с антресолей прямиком на печь в избу на курьих ногах, а потом обратно.
Смешил Ваню и Нину, гоняясь за невидимыми мышами, а бабушка нарадоваться не могла охотнику, ловкому да сноровистому. Свернувшись клубком, согревал костяную ногу, и ломота проходила как рукой сняли. А мурчание его навевало Нине самые сладкие сновидения, унося в счастливое деревенское детство, согретое солнцем, печкой и любовью бабушки.
Временами бабуля со своей замогильной тоской пыталась ворваться в Ванины сны. Вильнув хвостом, кот разгонял печаль-беду, а погодя по столбу золотому шёл наверх песни петь, а обратно — сказки сказывать.
Так и жили.
Простое, архаичное, всем хорошо известное, на подкорку записанное так умело засунуть в реальность, добавить фишечек, вдохнуть жизнь.
Написано хорошо, образно и достоверно. Спасибо.
ГОЛОС
Единственно непонятно почему кот сразу не ушёл за хозяйкой?
Читается на одном дыхании. Приятно, понятно, легко.
Голос сюда.
Спасибо! Рада!
Текст реально косноязычным получился. Это я про смысл. А написано хорошо. Я имею в виду грамматику и управление речью. В остальном — автор не смог выстроить ясное положение вещей, смешав в кучу чувства, время и пространство. Что и где происходит — непонятно.
Сумбурный какой-то рассказ.
Не понял, правда, самый важный момент — почему кот с Ваней махнулись именно, когда Ваня уплывать стал… Подумаю ещё. Кот не мог, Ваня смог (прозрачное — душа?), но не для мальчика это было, а для кота место?..
Но это не точно.
(ты и «Бесконечную шутку», наверное как открытую книгу читаешь?)
Што за «Бесконечная шутка»?
«Бесконечная шутка» — это ещё хуже «Улисса». Современное только (пусть и лет 10-20 ей, в русском переводе года 2-4). Ты что, вообще? «Странно… сейчас вся Москва читает».
«Бесконечную шутку» почитаю обязательно. Заинтриговал.
Это в меру страшно, в меру необычно.
Хорошо, что прямых объяснений нет, но смысл понятен по деталям.
Ощущение странное: по всем признакам не шедевр, но цепляет. Значит, удалось что-то тронуть в душе автору. Хотя это «что-то» — обычная человеческая жалость.
Спасибо! Рада!
Мне тут ещё момент инициации видится — взросление мальчика через уход в запределье, через столкновение с собственным страхом. И Яга-целительница ещё.
Здорово все увязано и написано отлично.
ГОЛОС здесь.
Как поняла, «Вернись, пожалуйста!» прозвучало как раз в полночь. Хорошее время для перехода к сказочной части. Но эпизод борьбы как-то нехорошо вдруг развеял серьезное, теплое и сочувственное отношение к бабушке, превратившейся в нежить. И ко всей этой истории, соответственно. Прямо обидно.
Написано приятно.
Сразу оговорюсь, что я не в восторге от самого рассказа. Нет этого вау-эффекта как в предыдущей группе, но мне понравилась сцена-описания появления призрака. Жути автор навёл на меня — это однозначно.
А смутило меня — нелогичные переходы в речи от красивого языка до сказаний сказочных. Как-то резко и неуместно, как по мне.
И этот резкий переход в конце от ужастика в сказочность окончательно добил погружение в текст, так что восторгов разделить не могу, простите, автор.
+ Слишком сильные переживания у мамы, и слишком нестандартный мальчик, уж совсем чересчур чувствительный. Разве так бывает? Люди разве изматывают всю душу оттого, что бабуля, которая сто лет жила в деревне, захотела и умереть в деревне? «Неслух» — это про ребёнка, у которого только и услады, что тыкаться физией во всё мягкое и искать следы маминых губ на кухне? И не написано, с чего это ревел Ваня, когда мама в ванной вздыхала. И абзац про «налево тяжело, направо нелегко, а прямо — стена», это прям апофеоз высосанных из пальца переживаний.
Короче, слишком утрированы переживания на пустом месте. Кроме вины перед бабулей, конечно.
+ Смазана фабула. Ваня в гостях у Бабы Яги, желая увидеть маму, но не желая бросить бабушку, бросает бабушку, но отправляется не к маме, а в небытие. Похоже, он и в загробном мире чересчур переживал. Зачем он так сделал? От переживаний? И что кот поменялся с Ваней местами — неочевидно. Похоже, знаков не хватило. Окончание такое: котяра теперь ласковый, живёт у бабули Ягули — а, ведь, пять минут назад пытался разодрать её когтями! Короче, сумбурно, и «понимай, как хочешь». Почему он исчезал при перемещении души, а Ваня — нет?
И главный для меня недочёт всего рассказа: не описано, как они избавились от одиночества, которым пропитано начало произведения. Не нужно было так закапываться в чувства, чтобы потом вспомнить о Стивене Кинге. IMHO. Тут всё IMHO.
И некоторые мелкие неровности:
+ «Кот злее собаки». Где ж вы видели кота добрее собаки?! )))
+ «… проскрипело повторно, после ещё и ещё перестал … всхлипывать...» Я бы после «ещё и ещё» поставил запятую, а после «после» — тире. Но точно я не знаю…
+ «… ни по дням, а по часам...» Здесь надо «не».
+ «… а погодя по столбу золотому». Запятые.
А, вообще, мне бы такой язык )
да. И для меня это главный повод. Не мог выбрать, никому и не достался.
с чего вы взяли, что они избавились.
ну вам не нужно, мне необходимо.
ну покажите мне цепного кота, стерегущего деревенский двор.
За корректуру спасибо, проработаю.
За родную отечественную хтонь. С русскими сказками очень мало кто умеет работать.
Здесь очень понравилась атмосфера. Тягучая и жуткая. Особенно жутко, что нежитью может оказаться бабушка, родной и близкий человек. По ту сторону она превращается в нежить. Но внука всё равно продолжает любить. Только теперь уже по-другому… Никогда об этом не думала. Спасибо, автор
А вообще двоякие ощущения.
Жути получилось нагнать мастерски. И понравилось как раз вплетение сказок.
Не очень понятны многие моменты. То есть где-то уточнение и не нужно, но тут уж слишком много белых пятен. Почему кот так изменил поведение? Ну ок, Ваня всё же ему понравился, но до этого он на кисельные берега не хотел? Ваня то куда и зачем вдруг поплыл? И от мамы, и от бабушки, причём так уверенно будто бы?
Перебор, на мой взгляд, с шараханьем от бабушки из-за внешности. Интересно, они вообще общались? Или приезжал с мамой раз в год? Тогда возможно, но мне это не считалось.
Вопрос: это только с его бабушкой так? Или вообще?
А написано хорошо, да.
Ну, видимо, вы не сталкивались с детским страхом перед старчеством. Я наблюдала и испуг, и истерики, работала с этой проблемой у детей. может, и реже.
что «это»?
Словом, написано хорошо.
Фокал не очень достоверный для меня лично, кмк дети нечасто боятся «пигментных пятен» и всякого такого, скорее запахов, криков, смерти. Но милый ласковый мальчик вышел. «Неслух» у Нины от того, что ей сравнить не с чем.
Сцена пришествия страшная.
А вот логически сказка разваливается:
— Двойное имя не сыграло. Оно просилось сыграть, когда бабка Ваню звала, пришел бы Ваня-кот. В теории возможно речь шла о нежной привязанности к малознакомому мальчику, бывает иногда, что мол, наконец, МАЛЬЧИК родился в роду. Но это тоже надо показать. А в тексте выстроены отношения Нина-бабушка, неясно, зачем бабка вообще именно к правнуку пришла.
— Наказание наступает после раскаяния и осознания нарушений главным героем. Это для сказочной структуры губительно.
— Наказание несоразмерно проступку.
— Милые старушки, которых НЕ НАДО бояться, не должны приходить ужасной нежитью и забирать детей.
— Молочные реки и кисельные берега — хорошее место, туда как-то нелогично так попадать, неясно, почему бабушка стала Ягой-костяной ногой и почему страдает.
— В действиях кота нет логики. Он сначала шипел, потом вроде как оказалось, что посмертие неплохое и ему ок, а потом оказалось, что вообще можно ходить туда-сюда. И чего нервничал.
Мне показалось, что сначала должна была быть история, где бабушка забирает умершего мальчика жить-поживать, а кот как проводник обучения раскаянию и христианской морали, чтоб мальчик смог в кисельный рай попасть. Но потом стало жалко мальчика. Тогда надо было кота менять. Но и котика стало жалко. И вот ни туда, ни сюда.
И я вроде бы читала с удовольствием чисто по стилю, но после сцены ночью непрерывно бесилась.
Особенности движка платформы :)
матери «награждают» такими эпитетами как раз самых послушных. Это и Нину вообще-то характеризует. Хорошо, что вызывает у читателя возмущения, этого и добивалась. Так-то вся ситуация — ее вина.
у сказок своя логика, но это не сказка.
Еще как сыграло. Вообще не ясно за кем нежить пришла. Бабушка заметила правнука животным.
Вообще-то он ее позвал.
Это не наказание. Это неведение в нарушении табу — фатум.
С чего бы это. То, что милое в яви, совсем иное в Нави. Не сохраняет качеств, а чаще наоборот. Отсюда все суеверия — те же еловые ветки на пути покойника домой. Детей от упырей всегда берегли. И не все они кровь сосут, многие душу выпивают тоской.
Коту можно, он посредник, как волк и мышь, живому нельзя. Кот страж ребенка — все логично, просто не надо тут психологию кошачьих включать, здесь немножко мифологическое поле.
слушайте, ну вишенка на торте: кот и христианская мораль. Вы посмотрите символику образа кота в христианстве, хотя бы на примере живописи. И какой рай? При бабе-Яге-то. В общем, это вообще не в ту степь.
Вполне закономерно, значит, сработал текст про нечисть.)))
Спасибо!
Почему бабушка страшная: потому, что нежить, знаете ли, привлекательной не бывает. Ну, и поведение, соотстветствующее. В мире живых нежить ведет себя… как нежить.
Почему душа прозрачная: самый банальный из возможных образов. Везде и всюду отлетающую душу изображают прозрачной.
Почему кот агрится на нежить: дык, страж же. Потому и аргрится. Неча мертвому в мире живых ошиваться.
Почему кот меняет настроение: печалится, что глупого ребенка не уберег.
Почему кот гуляет меж мирами: потому что он — кот ученый. Может себе позволить гулять там, где ему хочется.
Почему Ваня в мире мертвых решает умиреть: потому что перед ребенком стоит невыполнимая логическая задача — кого выбрать. Бабушку или маму…
Не, я решительно ничего не понял в рассказе… кто такой неслух?
А написано хорошо, да.
Соответственно тёплые отношения с Ниной в тексте описаны — как Нина у неё отъедалась, как звала к себе жить. Нина вспоминает бабушку, какие-то её высказывания.
Отношения же между Ваней и прабабушкой иные. Они и в тексте показаны более холодными: для Вани «бабуля» это незнакомая очень старая женщина, которая его пугает. И это ну, логично, по сюжету они не живут вместе, «прабабушка» стара (чисто технически ей едва под 70 может быть, но показана старше), и младенца/дошколенка ей не оставишь, только привозить иногда.
В этом контесте на самом деле мне не очень нравится мораль «терпи, даже если мерзко и страшно, ведь это твой кровный родственник» (эээээ), но это связано с чувствами Нины, для которой это её бабушка, которая растила-кормила.
Обида до слёз тоже понятна — человек старый, чувствительный, может, уже в делирии, хотелось погладить миленького
котикамальчика, тоже прямо задана параллель.И вот тут вылезает несоразмерность: если бы её Нина отвергла, это было бы предательство. А то что Ваня погладиться не дался, то это как восставать за то что тебя котик на улице испугался. Мелко как-то.
И то что она его забрала с собой чисто на основании права крови как раз говорит, что Ваня её не зря боялся.
В целом, с такой точки зрения, Ваня просто изначально чуял в ней древнее родовое зло, не зря боялся, зато зря проявил слабость и сочувствие, поддавшись на уговоры замороченной матери, и в ведьмин час позвал зло в дом. И оно как бы поселилось тут навсегда. А надо было сжечь старую ведьму.
Тогда логично, но неясно зачем кот!
Мальчик проникается «обидностью» своего поведения, когда пред его же глазами разворачивается параллель — кот ему не дается, хотя очень хочется… И он так же, но с «бабушкой». Отсюда и открывается дверь для «зла». Но, зла ли? Откуда взялось-то зло? Бабушка стала нежитью? Да, стала. Но злость-то откуда? Где вы ее нашли? Нежить выглядит ужасно? да, а как она выглядеть должна? В своем — посмертном мире с ней все хорошо. В мире людей — она ужасна. Это, как бы, черным по белому — в тексте.
Нежить, рискну предположить, рассуждает (если такое, вообще, допустимо) иными категориями, нежели живые читтели. И, вероятно, в ее же глазах, похижение — не ужас-какой-мама-що-делается… А просто возможность стать счастливе… В общем, не вижу обоснованности в вопросе зла и бабушек, в целом
Это зло. Ну то есть да, с её точки зрения может быть по-всякому, тем более она не в себе. Но я не о том, что она злится.
Она нежить, которая ребёнка убивает, не знаю уж зла более доходчивого))
Ваня сам позвал Бабушку. Что бы она пришла, вернулась… Ну, из посмертия, видимо, сложно вернуться иначе. Но Ванино желание было исполнено. Он хотел бабушку — он ее получил.
То есть Ваня был неправ, за что и поплатился жизнью. По логике рассказа нельзя старых пугающих мертвых бабок жалеть и домой звать))) Особенно если у них с тобой связь кровная.
А всё мама со своим «а что тебе бабулю не жаааалко?»))
Как вампира, например. Вот умерла бывшая. Напился, позвонил, забыв, полный сожаления. А ОНА КАК ПРИДЁТ. И ты ей очень нравишься. И даже очень порадуешь.
Он набирать начал, когда кот его вытащил. А чисто бабкиными стараниями умирал медленно от истощения на руках у Нины. Которая бабку любила, жалела, все дела. У нее у ребенка сердце останавливается, она его реанимирует сама. Единственного восьмилетнего ребенка.
Ваня по описанию вполне классически околдован: не осознаёт время, пространство. Лег, когда ослабел в реальности.
Далее в конце указано, что бабка к Ване конкретно с «замогильной тоской» подкатывает, кот пока отгоняет. Но кот-то не вечный.
Тут как бы да, не показано прицельного желания навредить. Но зло как раз в чуждости, которая и убивает. Причем она не может удержать Ваню в посмертии рядом, иначе его бы река в момент смерти не унесла. Она может его только забрать пока живой и уморить для развлечений.
Не задано в рассказе регулярных посещений. Только что вес набрал, да, но потом уже, после реанимации.
Одинокая мать, выросшая с токсичной бабушкой, воспитывает своего сына, не давая ему выстраивать личные границы даже в отношении своего тела. Ребенок, воспитанный чувствительным и безотказным, фактически приносится в жертву матриарху.
В рассказе его откачали, но мы знаем, что смерть неизбежна. Ванечкина душа у бабки. Хоррор.
Если мы берём реальный мир рассказа.
На одной чаше весов: страх Вани, мерзкий облик, нападение, похищение души, угасание ребенка без воды и еды, реанимация, отчаянье матери, замогильная тоска, которую мудрый кот отгоняет (то есть она Ване вредна).
На другой чаше весов: он набрал вес после реанимации.
Резоны бабки нас тут не интересуют для того, определяем ли мы её как зло. Резоны у всех есть. Нас больше интересуют итоге её деятельности. А в итоге её деятельности человек, который её любил, помнил и заботился, получает умирающего ребёнка на руках. Ну если это не зло, то хз что можно злом считать))
А картинка зачетная, да.
И ГОЛОС, конечно, сюда. Люблю хорошо написанные сказки.
Что понравилось.
Использование славянского фольклора. Побольше бы такого встречалось в бумажных книгах, особенно — не юмористического.
Очень серьезная проблема одиночества старухи (живой), перенос любви к внуку на кота от безысходности, осознание мальчиком проблемы и понимание: исправить что-либо уже поздно. Какой бы это был сильный ход, если б понимание пришло в конце рассказа. Мне кажется, было бы лучше, если мальчик вызвал бы не свою бабушку, а Бабу Ягу (в принципе, может, это и сейчас так и есть, но в рассказе это непонятно), и в финале, очутившись снова дома, осознал бы, что бабушку не вернуть, исправить причиненную ей боль он уже не может и ему придется с этим жить. Вот это было бы мощно.
Язык хороший, написано грамотно. Детали очень классные.
Что не понравилось.
Превращение бабушки в нежить. Вижу по комментариям, что не одной мне данный сюжетный поворот показался неприятным. Кот шипит, бабушка атакует и крадет душу внука. Сириусли? Все сочувствие к старушке, вызванной первой половиной рассказа, пропадает. На мой взгляд, вторая половина рассказа вообще губит первую напрочь.
Во-первых, логика. Допустим, Ваня именно свою бабушку призвал. Она изначально была Бабой Ягой? Баба Яга может умереть? Или она Бабой Ягой стала? Это — передающийся титул? Или тут с Бабой Ягой связи вообще нет? Откуда тогда очень конкретные указания: костяная нога, изба на курьих ногах, молочная река, кисельные берега? Если это та самая бабушка, почему кот сначала на нее шипел и нападал, а потом передумал? Почему сразу не узнал? Почему передумал? Допустим, Ваня призвал не свою бабушку, а именно Бабу Ягу. Почему кот в конечном счете решил с ней остаться (хотя бы частично)? Почему Баба Яга ведет себя именно так (абсолютно не канонично ни с какой точки зрения)?
Логика кота тоже странная, он вроде как разумен, но непостоянен. Ваню и Нину сначала не любит, потом любит, неизвестно по какой причине. Та же история с бабулей-нежитью, только наоборот. Почему кот сразу не бежит в «дыру на потолке», чего ждет, что Ваня сам выйдет? Если кот считает, что мальчик сможет освободиться сам и ему даже может такой опыт быть полезен, зачем защищал его в самом начале? Кстати, что вообще сделал Мурзик, как он спас мальчика? Нам этого вообще не раскрыли. Если он якобы поменялся с ним местами, почему смог в итоге ходить туда-сюда?
Замена, кстати, сама по себе нелогичная. Нам с самого начала заявили проблему, что кот внуку не замена, бабушка страдает. В конце оказывается, что, видимо, вполне себе замена. Или нет? Замогильная тоска у бабушки осталась. Тогда, получается, конфликт вообще не разрешен, проблема не решена, что вообще происходит? Когда Мурзик умрет, он, видимо, останется с бабушкой. В самом начале было заявлено, что бабушке этого недостаточно. Стало быть, в итоге бабушка-нежить все равно заберет внука себе. Ээээ…
В общем, такое.
Конечно, стала. Бабушка Ягой стала, как раз из-за боли, которую ей принес внук… Блин, это же очевидные вещи.
Рассказ — это данность. А не заискивающий раб, смотрящий в рот своему хозяину — читателю.
Что же до функционирования выдуманного персонажа, описанного Проппом — это, конечно, аргумент на уровне фантастики. Вполне в рамках конкурса. Так и победить сможете ненароком :)
Данность данностью, а здесь используются конкретные образы и архетипы, не авторским воображением созданные. Я имею право как читатель субъективно оценить то, как с этими образами управляются. Если функционал устойчивого образа Бабы Яги в рассказе не нужен и его можно свободно отбросить, зачем вообще нужны костяная нога и изба на курьих ногах? Почему бы не придумать своего персонажа, а не использовать атрибуты существующего? Если же это нужно для чего-то, а я не понимаю, для чего, я спрашиваю.
У меня, как видите, вообще возникло здесь много вопросов, и на основе того, что в рассказе описано, я не могу ни ответить на них, ни сложить в голове стройную картину происходящего. И я об этом честно сообщаю, может, кому-то поможет.
Вы, как читатель, вообще все можете себе позволить :)
Но, логики в вашей претензии по поводу использования именно Бабы Яги — ноль. Почему? Потому, что автор так решил. Вот, решил, и все тут. Такой ответ не кажется вам логичным и объективным?
Только в моем первом комментарии к рассказу нет такого вопроса. Это вопрос к вашему ответу, но ведь вы, я полагаю, не автор. И вопросы в комментарии, получается, тоже не к вам. Почему вы так активно на них реагируете — тоже в своем роде интересный вопрос.
Я хотела бы это обсуждение закончить. На мой взгляд, ни к чему конструктивному, по крайней мере, по отношению к рассказу, оно не ведет. Мы можем поделиться друг с дружкой своими интерпретациями текста, но, поскольку вы свою интерпретацию считаете очевидной, дискуссии здесь, кажется, не получится.
На счет моего авторства? Так, я вовсе прозу не пишу :)
А что до моих реакций, так они ничем не страннее странных вопросов к тексту.
Хотите закончить — не буду вам мешать
В общем ГОЛОС сюда.
Ещё (но это скорее субъективизм) очень выбил меня из истории момент, когда прабабка аки паук по стене ползёт))) ну это такой штамп, что прям у меня ощущение, что из каждого фильма ужасов про монстров и одержимость я помню нечто подобное))
Что понравилось – отношения Вани и бабушки, как они показаны автором. Вот правильно говорят – что стар, что млад. Всё одно дело. Роль мамы в этом процессе обозначения эмоциональных границ между родственниками тоже понравилась – она объясняет и наставляет, то мягко, то жёстко.
По итогу, мне кажется, рассказ станет более логичным с реалистичной и с мистической стороны, если Ваню-кота на время возвращения бабушки выпустить на улицу, а потом вернуть. Пусть потом ходит вокруг, пытаясь понять, наблюдает за нелюбимым новым хозяином, а потом – поймёт и поменяется.
Не кот мальчика довел. Есть такие мальчики и не мальчики, которым вообще причин не надо, они сами себе изведут, у них механизм саморазрушения запущен от рождения.
Про штампы. И почему бы нет. Мне так увиделось, вот и всем показала.
Разумеется, станет, это его, рассказ, убьет, конечно, но да, станет)))
Большое спасибо за внимание к тексту, но в моем случае «не в коня корм», увы. Я слишком все продумываю, именно, слишком, в итоге, понятно только мне, как оно работает, ну, еще некоторым) Спасибо за Турнир. Большое пребольшое!
Снимаю шляпу! Как по мне — невозможно так написать по заданию.
Спасибо. С уважением.