Слоновости: выпуск №4

Фанфик: бессюжетное порно или популярный сетевой жанр?
Фанфик может помочь вам сколотить состояние, получить престижную премию и попасть в Форбс, сообщают эксперты. Как так произошло, что маргинальное течение литературы приобрело грандиозную популярность?
Мало какой писатель не сморщит брезгливо нос при слове «фанфик». Однако никакое отрицание ценности вторичных текстов не отменит факта, что на сегодня это мощнейшее направление, на котором базируется своеобразная субкультура. Сегодня даже известные авторы признают его влияние на литературную среду. «Гигантская писательская мастерская» – такого эпитета удостоилось сообщество фикрайтеров от одной писательницы.
Защитники фанфиков могут апеллировать к тому, что в литературе испокон века царит засилье шаблонов, всяческих преобразований и адаптаций, и многие произведения сюжетно повторяют более ранние тексты. Однако фанфик не имеет ничего общего с сюжетными шаблонами. Это не заимствование чужого сюжета, а развитие собственного, авторского, с участием чужих персонажей или в антураже, придуманном иным автором. То есть автор переписывает уже существующую историю на свой лад, добавляя в нее любые элементы – от новых персонажей в существующий сеттинг, до новых локаций, линий отношений и так далее. Но отсылка к оригиналу таки присутствует, она узнаваема. Впрочем, кто-то понимает фанфик именно в широком смысле, вплоть до заимствования общей идеи произведения.
Из истории фанфика
Когда появился первый фанфик – выяснить сложно, примеры можно обнаружить чуть не со Средневековья, а то и раньше. Но издания приводят несколько занимательных примеров.
В 1748 году российский драматург Александр Сумароков перевел шекспировского «Гамлета», однако в процессе работы он практически полностью переработал сюжет, убрав большую часть героев и переосмыслив трагедию героя через призму православия (православный Гамлет – как вам?).
В 1930-е годы поклонники научной фантастики интенсивно создавали собственные версии полюбившихся произведений. А в 1960-е появляются первые крупные фэндомы – сообщества поклонников. Зарождение фан-культуры связывают с популярностью сериала «Стартрек» и фанфиками по нему, опубликованными в фан-журнале «Spockanalia».
В 1991 году писательница Александра Рипли опубликовала роман «Скарлетт», который сюжетно продолжает «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл. Несмотря на свою, по сути, вторичность, книга стала бестселлером и была экранизирована.
В 2003 году Нил Гейман написал рассказ «Этюд в изумрудных тонах», в котором скрестил литературную вселенную Шерлока Холмса и миры Говарда Ф. Лавкрафта. Произведение было удостоено премии «Хьюго».
В 2011 году Эрика Л. Джеймс написала роман «50 оттенков серого», на который ее вдохновила популярная сага «Сумерки». Несмотря на жесткую критику со стороны писателей (Стивен Кинг назвал роман «подростковым порно»), книга имела успех и также была экранизирована.
В 2013 году бывшая няня Анна Тодд повторила коммерческий успех Эрики Л. Джеймс, написав историю «После». Прототипом героя стал певец Гарри Стайлз, а сюжет отсылает к «50 оттенков серого» (Вторичное от вторичного! Как тебе такое, Илон Маск?). Более того – первую главу своего произведения авторка печатала с телефона! После того, как текст набрал более 1,5 млрд. прочтений, Тодд получила контракт с издательством. Изданная книга также стала бестселлером и топом прочтений прошлого лета по версии кино-канала «Русский роман». Книга экранизирована, в прошлом году вышло интервью Анны в издании Форбс.
На сегодня фикрайтерское сообщество как в России, так и за рубежом, – это мощный конгломерат, включающий сотни и тысячи фэндомов, с собственной культурой, лексикой и так далее. Так, самый популярный российский ресурс фанфикшена Фикбук ежедневно посещает около 2 млн. пользователей, а в месяц число посещений может достигать 62 млн. человек. При этом, как заметили аналитики, пандемия короновируса только посодействовала росту популярности подобных сайтов: в самоизоляции пользователи стали больше и читать, и писать.
Полярность взглядов
Как только не называют фанфикшен. Маститые мэтры рассматривают ее как «вторичку» – эксплуатацию чужого интеллектуального труда для собственного творчества. Негативное мнение базируется, например, на том, что фикрайтерами чаще являются девушки-подростки, и в целом сетевые авторы, не имеющие обширного опыта в писательстве. Кроме того, считается, что фанфики не обладают глубоким сюжетом, их персонажи поверхностны. Присущие большинству фанфиков черты обусловлены аудиторией и целями их написания: авторы переосмысляют сюжеты известных произведений со своего опыта, тексты пишутся для узкого круга «единомышленников», которые досконально владеют оригиналом, а потому не требуют, например, ввода персонажа – он по умолчанию известен участникам фэндома. При этом сюжетные линии часто уходят в сторону отношений героев, воплощая, таким образом, личные фантазии, чаяния и желания автора (и читателя) по поводу героев. Особо критично настроенные писатели называют фикрайтерство «культурой браконьеров», заключающейся в краже идей и раскрутке на уже набравшем популярность фэндоме.
При этом некоторые авторы признают, что в свое время начали свой писательский путь именно с фанфиков. В фикрайтерском сообществе они отработали литературные приемы, отточили навык, набрали фан-базу, и так далее. Так, Нора Джемисин – трижды лауреат премии «Хьюго» за лучший роман в жанре фэнтази, призналась, что до сих пор иногда пишет фанфики.
Профессор информационной школы Вашингтонского университета Кэти Дэвис сообщает, что фикрайтерство усиливает писательский навык. Каждые 650 отзывов, полученные авторами на их работы, улучшают их словарный запас так же, как если бы они повзрослели на один год.
Также за рубежом некоторые учителя языка и литературы используют фанфики для обучения студентов. Например, учитель английского языка из Мэриленда Эндрю Такер дает ученикам задания писать рассказы с точки зрения персонажей известных произведений, позволяя менять канон на свое усмотрение. По его мнению, это прививает любовь к чтению и развивает навык литературного анализа.
А американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский использовал фанфики для популяризации науки. Он написал работу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», которую позднее перевели на 17 языков, а в России даже издали за средства фанатов. «В “Методах рационального мышления” научные теории и принципы «упакованы» в увлекательный сюжет», – описал его труды российский IT-инженер и гражданский активист Михаил Самин, организовавший сборы на издание.
Причина популярности фанфиков
Несмотря на жесткую критику и пренебрежение культура фикрайтеров как бы не более мощная, чем сообщества оригинальной литературы. Социологи уже успели поломать головы над причинами столь широкой популяризации фанфиков.
Фанфики значительно расширяют оригинальную вселенную. В ней фикрайтеры могут реализовать свои (и чужие) смелые фантазии, почувствовав сопричастность к полюбившимся героям и миру. Читатели отмечают, что в фанфиках они получают продолжение любимых, но уже зачитанных до дыр произведений. Фанфики эксплуатируют известных и популярных персонажей, уже имеющих множество поклонников, а потому они читаемы уже в силу их наличия в тексте.
В России фикрайтерская культура, несмотря на свое широчайшее распространение, пока остается больше маргинальной. А вот за рубежом существует огромное число всяческих площадок и сервисов для любителей писать и читать их, в том числе в виде приложений для смартфонов. Они активно и динамично развиваются, предоставляя все новые возможности для пользователей. Широко обсуждается юридическая защита фикрайтеров, сталкивающихся с проблемой авторских прав.
Базовая терминология
От автора
Сложно отрицать вторичность и узость фанфиков – они ограничивают автора в творческом полете, так как строятся на преднамеренном заимствовании чужих идей. Зачастую вообще представляют из себя эксплуатацию персонажей с целью почесать кинки автора (кинк – элемент, который возбуждает, заводит). Но и не отрицаю обучающий потенциал ФФ. Правда, разве что по части грамматики, сюжетостроения и прочих базовых моментов. Среда фикрайтеров чревата усвоением специфических шаблонов и приемов, от которых потом будет тяжело избавиться. Если автор не знаком с альтернативой, он рискует застрять на таких шаблонах. Как подтверждают даже сами фикрайтеры, фан-литература удовлетворяет некий определенный спрос. На каком-то этапе развитие застопорится и перейдет в стагнацию.
С третьей же стороны, ключом к выбору всегда является цель самого автора. Именно за счет эксплуатации трендов фанфики быстрее набирают фан-базу из участников фэндомов. Поклонники, как правило, не притязательны, не просят от автора творческих поисков. Они требуют лишь одного – бережного отношения к их ценностям. Как известно, за популярность отвечает не только и не столько навык автора, сколько лояльность аудитории. Не даром слово бестселлер переводится как «лучше продаваемый». Конечно, гарантию на успех никто не даст. Но в какой-то мере шансы повысит.
А теперь колитесь: кто писал/пишет фанфики?
Искренне лаваш, корр-опоссум, Androctonus_616
Однако не всегда получается. Как говорят, например, отклики читателей, все попытки продолжения знаменитых детективов про Ниро Вульфа потерпели грандиозное поражение. А все попытки дописать последние книги несчастного и горячо любимого Пратчетта — это убожество (и это уже моё личное впечатление).
пробъет и это днои на этом заработаетВот на БС-13 и будет видно.
Там было все для успеха: и отсылка к классеге, и мудромыслие, и азиаты-гомосеки, и сюжет из «50 оттенков», где строптивый нищук укрощает властьимущего чистотой сваей душы, ну прям ваще все ) Пуплика пищала от восторга. А автор взял, и снял почти победивший текст
И отправил его
в космосна Яндекс-дзен…Лесной царь, Рондо в старинном стиле))
Но Незнайка… )))
О, я сейчас выяснил, что еще и редактировать новость можно
Мне нужна бета…
Ну ещё можно сказать по Сталкеру в симбиозе с Пикником на обочине, но то были вводные для полигонной игры-пострелюшки)))
Ощущения интересные) как на экскурсии в другом городе.
Вчера буквально находил новость про фафики на Пу и Нэвэльного — вот уж хайповый фэндом
Вон, тут регулярно висят последствия этих попыток — фантдоп на фантдопе и фантдопом погоняет, радиоактивные девочки, ведьмы, киборги и казаки с шашками гарцуют на фоне фентэзявого постапока, не хватает только анальных блесток и перьев со всех мест.
А писали бы по Гарри Поттеру — это хотя бы было ограничено сеттингом: вроде, и можно в ГП киборга засунуть, но как-то совестно.
Если не дано, то не дано, хотя фанфики выглядят менее убого, благодаря имеющейся основе сюжета и образов.
здравница психбольницакузница.Выпускников вот только хороших маловато. Но главное, что онэ, хоть и чуть, но есть)
*скачет в закат с лентой выпускника, вплетенной в хвост*
Нипутю!
А за щё ж тоби так? Тебя даже тут не блочат, что ты натворил?
Ой, тогда не надо. Либо обидится и убежит плакать, либо зацепится и повиснет на пуговице, а мне времени жалко.
упд: баян.
Мне обещали, что она готова к критике любой жесткости
Ну, типа имя-фамилие хотят типа похожее на настоящее, а не как всегда. Короче, в пень эти мутные соцсети. Коню полагается телега, там я и счастлив.
А чо за текст? Норм или спанк нагайками на радиоактивных руинах москвабада?
Нифига как я много пропустил… Я там уж сто лет как невнятная жопа с ручкой )
М-м-м… Ну там вот как Ангельское кладбище, только написано человечьим языком )) Как минимум грамотность присутствует. Что-то викторианское, отношеньки, пафос.
Драббл не вид фанфика, он ваще не имеет к ним отношения, драббл это интернетный жанр микропрозы. Вместо сюжета — резкий разворот, вместо темы — фраза или реплика, которая должна быть в него вписана. На сайте коричневого цвета некоторые альтернативно одаренные считают, что драббл это типа миниатюра, но нет. Это довольно жесткое микро.
Одно другому не потеха
Фик может быть написан в формате драббла, но точно так же как рассказ или как повесть. А фикбук помойка, они там ток порнуху читают.
Фикбук ради этой порнухи делался )) И, кста, сейчас таких сайтов все больше, просто они малоизвестны. А за бугром их уже вообще вагон. Тот же Ваттпад, откуда все эти сумеречные авторки и начинают свою карьеру.
Круто, я всегда пользовался фикбуком по назначению!
Латынь не надо, а то я вызову демона… А у меня не прибрано
а так хоть что-то стало понятнее, благодарю. Андрей!
в фанфиках ничего плохого не вижу, а некоторые нравятся больше канонов (Стоппард со своими «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — ну прекрасно же, я и про пьесу и про фильм)
мне кажется, автор, создавая фанфик, ставит себя под дополнительный удар: стОит ему забыть какую-то детальку канона — и всё, его (автора) пустят на тряпки для чистки клавиатуры. надо быть максимально в теме. а если получится передать стиль «главного автора» — можно получить всё то, с чего начинается статья)))
на эту тему очень люблю фильм «Сможете ли вы меня простить?» — мне кажется, ГГ там просто королева фанфиков))) (это мое личное, никому не навязываемое, высказанное между делом и, как мне показалось, в тему, мнение
Восхитительнейшая вещь! Пьесу, впрочем, не читал. Смотрел фильм. Остался в восторге.
когда-то наш самонадеятельный театр ставил «Гамлета», режиссер решила сложить Шекспировский текст со Стоппародвским. Розенкранц и Гильденстерн, а затем и Актёр появлялись не из кулис, а из зала, руша нафиг четвертую стену. а вот Шекспир был только на сцене. Провинциальная публика ломала голову, ЧТО бы это значило))
Надо признать, это сильно! Я бы посмотрел)
Меня как-то коробит писать фанфики умышленно. Неумышленно, может и получаются, но я этого не знаю.
Я думаю, область фанфиков это такое «восстание масс», практически уже фольклор. Наверное, я предпочту оригинальный текст.
И еще (методическое): хорошо бы как-то отгранчить использование общей идеи (например, «человек странствует и возвращается домой») и безыдейное заимствование героев-событий-антуража, а то получается, что, кто первый упомянул (что угодно), тот и оригинал, а кто позже — тот фанфикодел. По такой логике (не по сути), все поздние тексты это фанфики к «Гильгамешу» и/иили Библии, даже если их кто сроду не видел.
Не все из упомянутого в комментариях это фанфик, мне кажется.
А по идентификации фанфика — да тут все упрется в то, что его понимают по разному. Я бы вот правда что не считал фанфиком заимствование идеи или сюжета при совершенно другом сеттинге и героях.
Надо разобраться, что для вас идея, а что сюжет. Но я думаю, что в первом, широком таком приближении, я соглашусь с вами. Сюжеты блуждают по текстам, и общие идеи, темы — тоже. Я бы определил фанфик как «намеренное использование легко узнаваемых характеров, ситуаций, сюжетных поворотов», то есть внешних черт. Но с определением сложно, это правда.
В данном контексте на самом деле нет разницы, сюжет заимствуется или идея. Есть стотыщ текстов про любовь пай-девочки и плохого-мальчика, или то же попаданство: жил в нашем мире лошара, попал в параллельный — обрел сверх-силу, спас мир, принцесса бонусом. Есть куча текстов, идеей которых служит ценность семьи, защиты экологии, тщетности бытия и тыры пыры.
А фанфик в том ключе, в котором он имеется в виду в статье — это переделка сюжета, где мир и герои уже априори заданы. Причем, фикрайтер с того же Фикбука делает это не ради осознанной раскрутки, а просто потому что любит этот мир, и хочет жить в нем, но по своим правилам.
Это может быть продолжение уже существующего сюжета — да, из серии «а что было до/после событий канона» либо параллельно с ним, но со второстепенным персонажем.
Это может быть — а что было бы, если… То есть, весь сюжет вообще альтернативный, но те же герои в том же мире, добавляется какое-то отступление.
Может быть включение в канон персонажа, которого там не было (ОС — оригинальный характер, Сьюха и тыды), соответственно, его появление меняет весь сюжет.
Это может быть смена стиля — например «Бременские музыканты» во вселенной графа Дракулы, что если они все станут вампирами.
Осовременивание — старая история, но в современном антураже, герои все со смартфонами и на гироскутерах.
И так далее.
Думаю, оно и есть то самое «бурление масс» )))
А дуэль фанфиков у нас вон в поэзии была, аж три сезона по ЗВ
На многим известном сайте фикбук, где публикуются эти самые фанфики — несколько иначе обстоят дела. Если кратко, то там чаще всего пишут про отношения геев, в основном, сводя всё к сексу. Причём, встречаются очень интересные тексты.
Например, мне встретился там один парень, хирург по образованию, врач, который писал про отношения морского человекообразного чудовища и исследователя-зоолога из лаборатории. Причём, ещё до того, как появился фильм «Форма воды». Крайне интересная порнушка.
Порно про геев преобладает (а среди него преобладает яой, то есть отношения между персонажами, взятыми из аниме), в общем, что создало сообществу соответствующую репутацию, хотя помимо порнухи с геями там много чего другого можно встретить, то есть действительно фанфики, продолжающие истории из известных вселенных, кино и литературы.
Так что, несмотря на существование великого и ужасного фикбука, писать фанфики — не обязательно означает писать про отношения персонажей, тем более однополые.
Хотя, почему бы и да? Написать хорошо и интересно можно в любом жанре.
Если умеешь.
На ФБ ща чаще пишут тролло-фики ) Когда намеренно фандом похабится так, что хочется автора расчленить просто за лексику и днищный уровень стеба.
Ну, там есть веселые пейринги российских политиков ) Веселая была работа про то, как армия во главе с президентом объединилась с пони и принцессой Селестией и они там Россию защищали от кого-то. А мои знакомые в основном пишут про исторических мужиков, которые все время воюют и друг друга убивают
Мужиков я одобряю. Особенно исторических. Так что нехай пишут.)
Ок, не вопрос. Я взял сеттинг цикла романов «Конгрегация» за авторством нежно любимой Надежды Поповой, крутанул таймлайн из четырнадцатого века в двадцатый, прикинул развитие альтернативно-исторических США (в том варианте ОКВ, Объединённых Колоний Винланда) — и написал «Non in solo verbo». Со всеми характерными деталями сеттинга: инквизиция, одарённые, экспертусы, ведьмы, зондергруппы… Естественно, с одобрения самой НадьСанны: куда же без него?
А после победы в конкурсе невинно уточнил у организаторов, как же это они так проглядели моё наглое хулиганство. Внятного ничего не услышал, к слову: мол, это уже не фанфик, это уже межавторский цикл, и вообще, чего вы от нас хотите… Кажется, именно после того случая «Мини-проза» закрылась «на переучёт».
А рассказ уже пару раз брали в сборники, и на фантлабе у него неплохой рейтинг. Видимо, не в «фанфичности» дело.
Любимые рассказы у Желязны, Сапковского и Геймана — фанфики
Кстати, вот здесь человек провел большую работу и написал статью «Правовые дебри: о чём нужно знать писателю». Будет полезно не только тем, кто сочиняет фанфики
fanfics.me/fic154648