Как безболезненно сократить рассказ?

Вы не работали днями, не спали ночами, приманивали муз, писали, прокрастинировали и снова писали. Смотрите на результат трудов своих и понимаете, что всё было не зря. Вот он, шедевр, вычитанный, отредактированный, в меру гениальный.
Открываете статистику Word и видите страшное число: "35000". Оно мигом разбивает вас головой о твёрдую стену реальности. Всё бы ничего, но вы готовили рассказ специально для конкурса/сборника/журнала/сайта (нужное подчеркнуть), в котором есть лимит на символы.
Вывод очевиден: сокращать всё к такой-то матери. Но как, если каждая буква выстрадана, каждая точка на своём месте?
Не будем разбирать банальные способы в стиле "отжать воду/избавиться от статичных сцен/подобрать короткие синонимы" (нужное удалить). Скажем одно: если вы мысленно убрали абзац, но это не повлияло на сюжет/атмосферу/логику, значит, абзац - плохой. Каким бы красивым и выпендрёжным он не был. Сделайте два варианта: сокращённый и "близкий к сердцу". Так у вас останутся все выстраданные буквы и точки.
Сокращение - зто субъективно, зависит от автора, рассказа и прочих сопутствующих событий. Лишние символы можно убрать по-другому.
В тексте копится "мусор". Чем объёмнее рассказ, тем больше в нём сора и грязи. Это не повторы, не "былки", не сферическое графоманство в вакууме. Это технический мусор, который можно безболезненно удалить. Текст не сильно "похудеет", но один-два "к" сбросит
-
Сколько знаков "на самом деле"?
-
Word сам себе врёт: учитывает в статистике скрытые символы, переносы, привязки и прочую шелуху. Проверьте сами: найдите на верхней панели кнопку "Отобразить все знаки" (похожа на букву "П" с рюкзаком).
(Да, у меня старый Word. Не активированный)
Или включите отображение в настройках: Файл -> Параметры -> Экран -> Знаки форматирования. К слову, все скрытые символы, кроме абзацев, можно удалить.
Как узнать "реальную" статистику, если Word врёт?
Способ первый: посчитать вручную. Подойдёт для тех, кто хочет возненавидеть жизнь.
Способ второй: онлайн-проверка текста на уникальность. Покажет, сколько знаков выстрадано, сильно ли заспамлен текст, насколько он огурец (отсылка к шутке про человека, огурец и воду). Заодно посмотрите, уникален ли рассказ, а то мало ли. Не знаю, можно ли давать прямые ссылки. Сама пользуюсь сайтами *кхе-кхе*-екст-ру и *кхе-кхе*-вего-ком. Полезны оба. Но размер текста, отправляемого на проверку, ограничен.
-
Пробелы
-
Двойные пробелы - незаметно, нестрашно, но в объёмном рассказе могут "сожрать" десяток-другой символов. Найти их - сложно. Шерстить весь рассказ? Лень сильнее.
Спасёт поиск по тексту (Ctrl+F или Ctrl+H в Word).
Сайт *кхе-кхе*-екст-ру тоже показывает повтор пробела.
Десяток символов - мало. Что на счёт сотни?
Вспомните, как вы переносите строку: Enter или Space+Enter? Если второе, поздравляю, вы на автомате печатаете две-три сотни знаков, которые никто не увидит. Статистика учитывает пробелы в конце абзаца. Конкретное количество зависит от того, насколько вы любите диалоги. В рассказе на сорок тысяч символов получается где-то триста-четыреста абзацев. Это триста-четыреста пробелов. Триста-четыреста "лишних" знаков.
Удалить их вручную - не так много времени. Если у вас не роман.
-
Союзы
-
От лимита с пробелами переходим к лимиту без пробелов.
Откройте расширенный поиск в Word, поставьте галочку в "С учётом регистра", ищите заглавную букву "И".
Зачем?
Чтобы найти связки по типу [Предложение 1] [Точка] [И] [Предложение 2].
- Он сделал два шага. И задумался.
"И" появляется, когда нужно сделать паузу после Предложения 1, но продолжить мысль в Предложении 2. Ритм и всё такое.
Найдите заглавную "И". Удалите. Прочитайте уже без неё. Уши не вянут, глаза не слезятся? Значит, буква лишняя.
В большинстве случаев "И" в начале предложения вообще не нужна.
Что же с другими союзами? Подзаголовок ведь называется "СоюзЫ".
"А", "Но" - противопоставление, они не продолжают мысль. НО! Часть всё равно можно убрать. Проверьте: удалите, прочитайте без них.
-
Местоимения
-
Вы пробовали печатать чужими пальцами и читать чужими глазами? Нет? Тогда выковыривайте из текста "свои", если прямо очевидно, что "свои", а не чьи-то ещё. Не переусердствуйте. "Свои" не всегда лишние.
Пробуйте удалить "меня", "моего", "мой" ("его", "её" в третьем лице). Прочитайте. Если получилась белиберда, возвращайте назад.
Теперь самое интересное: "я" и "он".
Сравните:
- [ИмяГГ] читал книгу. Он сидел в кресле и с интересом...
- [ИмяГГ] читал книгу. Сидел в кресле и с интересом...
Пример плохой, но смысл ясен. Уберите местоимение, если очевидно, кто "сидел в кресле". Прочитайте. Всё нормально, ритм не сбился? Уже знаете, что делать.
То же самое с "я". Частить ими не стоит.
- Я подумал.
- Я решил.
- Я сделал.
-
Сказуемое
-
Составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое... Кхм.
На примере.
- Он делает работу.
- Он работает.
Какая фраза короче? Подсказка - вторая.
- Он стал готовиться.
- Он готовился.
Вопрос тот же. Ответ тот же.
У вас получилось сказуемое (действие) в два слова? Попробуйте перефразировать это предложение. Получится "Перефразируйте это предложение".
Иногда без составных сказуемых не обойтись - смысл теряется. Но они не только "занимают место". Они ещё и утяжеляют текст - читать сложно.
-
Повторы
-
...не повторы слов. С ними при вычитке разбираются.
Скрытая тавтология.
Пример.
- Жестокое и беспощадное солнце раскалило землю.
- Красивая и неотразимая женщина...
Прилагательные "указывают" на одни и те же качества. Зачем повторяться?
Определения могут задавать ритм. Что делать, если вот прямо напрашивается второе прилагательное? Точно не лепить тавтологии. В русском языке много слов. Подберите определение, которое "указывает" на другое качество. Хотя это не "сокращение".
Повторяются не только слова, но и мысли.
Даже пример придумать сложно, что у меня с фантазией...
- Красивая женщина шла по тротуару. Она была настолько привлекательна...
Дело уже не в прилагательных, а в том, что два предложения выражают одну и ту же мысль. Выбирайте, какое убрать. Или совместите их.
Повторы слов, мыслей, попытки описать одно и то же разными словами - это всё называется "Речевая избыточность". К "сокращению" она не относится. Просто для справки.
-
Вводные слова
-
Та же схема. Ищем вводные слова, удаляем, читаем, если всё нормально, не возвращаем. Мне это даётся с трудом, так как работаю с закрытым фокалом.
Немного отступим от темы, чтобы показать интересный пример (частный случай вводных), хоть чем-то заполнить главу и плавно перейти к следующему подзаголовку.
Закрытый фокал - это когда мы "сидим" только в голове главного героя, не видим, что думают и чувствуют другие персонажи.
Как узнать их мысли? Ведь не с картонками герой общается. Да так же, как и в жизни: по жестам, интонациям, поведению. "Персонаж злобно посмотрел на героя" - мы поняли, что персонаж недоволен.
Чужие мысли не всегда очевидны. Вот и появляется такое:
- Похоже, он подумал...
- Видимо, ему не понравилось...
- Наверное, они не знали...
- Он явно решил... (явно - не вводное, если что)
Представляете, сколько символов "уходит" на вводные? А ещё всякие "Например", "Конечно", "Значит", "В конце концов".
Мы не знаем, кто будет читать рассказ, поймёт ли человек, что в голове у других персонажей, или надо пояснять "в лоб". Но в любом случае важно...
-
Не пояснять очевидного
-
- Она молча развернулась и ушла, наверное, ей что-то не понравилось.
Вывод сам "вытекает" из текста? Не поясняйте. Да, читатели бывают разные. У каждого свой жизненный опыт, свой набор знаний.
От "я не понял, значит, автор - дурак" никто не застрахован. Но стоит ли портить рассказ, разжёвывая все очевидные детали? Это нудные объяснения, которые рушат атмосферу. Они всегда выбиваются из композиции. Главное, они занимают "место" в рассказе. Мы же сокращаем.
Что пояснять, а что показать "намёком" - решать автору. Он сам выбирает, для какой аудитории пишет.
-
-
Бонусом небольшая хитрость. Как добавить знаков?
-
...не проливая воду.
Вот не хватает какой-то тысячи символов до лимита, но сказать уже нечего. Идти по примеру Льва Николаевича, добить описанием дуба?
Можно описывать дуб. Можно добавить деталей.
Герои двигаются по сюжету, общаются. Рядом с ними огромный мир. В нём что-то происходит. Почему бы персонажам не обратить внимания на это? "Заметить" севшую на дерево птичку, "услышать" голос по радио. Это не влияет на сюжет, это "оживляет" мир.
Не описывайте всё в подробностях. Герой случайно что-то заметил, тут же забыл. Одно-два предложения. Одна-две детали на сцену. Вода не льётся, текст не "утяжеляется", знаки прибавляются.
Убрать пару сотен не проблема.
Как убрать, при нужных 39,8к, из текста в 58к с лишним…
Вот это задача.
Минус сюжетная линия.
По идее, если прямо хорошо почистить повторы, вводные и очевидное — 3-5к получится.
Речь идет о более чем 18 тысяч знаков!!!
Какие повторы?
Их уже нет.
Вообще ничего лишнего нет. Только сюжет.
Убить не проблема. Только он один.
И сюжетная линия одна.
Во задачка, да?
Автора!!!
Спасибо. Надо будет поправить
Примеры тоже кстати. Автору огромное спасибо!
Прочитал с практическим интересом, периодически тыкая в Ворд пальцем и хмыкая от радости прозрения.
Спасибо, felidae, за эту кропотливую работу! С картинками)
Лайк!