Поэзия замечательных людей: Роберт Смит
Роберт Смит - вокалист и основатель культовой британской группы The Cure. Я уже в не-знаю-какой раз скажу, что не просто обожаю эту группу и этого человека. Это музыка всей моей жизни, Смит - мой негласный наставник, а его творчество - это лучшее, что я когда-либо слышал.
Захотелось поделиться мыслями о его стихах, фишках и принципах написания текстов. Надеюсь, вы как и я проникнетесь его поэзией и согласитесь, что Роберт - один из тех самых Творцов, которых не хватает современному искусству.
ТЕМЫ
Смит комфортнее всего себя ощущает в любовной лирике - наверное, процентов 80% от дискографии The Cure посвящены отношениям и рефлексии, связанной с отношениями. Стоит отметить, что за все свое творчество он ни разу не скатывался в соплежуйство, никаких штампов, никаких избитых приемов, никаких "деток", в конце концов. Его стихи - мысли взрослого и зрелого человека. Песню "Last Dance" он написал в 30 лет, но меня поражает, насколько старше звучит этот текст. История человека, который уже на заре жизни встречает любовь своей молодости, и какой же искренней красотой наполнены строки (перевод достаточно вольный, если что):
Тусклее и холоднее,
И все это в момент
В сочетании с музыкой каждый раз до мурашек пробирает.
Помимо любовной лирики, Смит очень любит тему одиночества, рефлексировать, мотаясь из стороны в сторону от безудержного веселья до мрачной и депрессивной лирики. Один из их самых противоречивых альбомов - "Pornography" писался под действием всевозможных веществ в стиле автоматического письма - все, что приходит в голову, сразу же и без правок. Многие отмечают фантастическое омерзение вперемешку с восхищением текстами этого альбома. Я же отмечу отдельные строки, которые в свое время мне подняли глаза на лоб:
1. One Hundred Years - "Something small falls out of your mouth and we laugh (Что-то маленькое выпало у тебя изо рта, и нам смешно)"
2. Siamese Twins (песня о сексе, к слову) - "We writhed under the red light. Woodoo smile, siamese twins... (Мы сплелись под красным светом. Улыбка вуду, сиамские близнецы...)
И мое любимое, возможно, самое жуткое, что они выдавали:
3. Pornography - "I'll watch you drown in the shower, pushing my life through your open eyes. I must fight this sickness, find The Cure! (Я буду смотреть, как ты тонешь в ванной, выдавливая свою жизнь из твоих глаз. Я должен уничтожить заразу, найти Исцеление!)" - первый и последний раз, когда Смит произносит в песне название своей группы. Должно о чем-то говорить.
СТИЛЬ
Послушав всего пару песен, можно сразу заметить, что Роберт не всегда идет на поводу у рифмы и размера, а также его главную фишку - рефрены, очень много рефренов. Из-за этого лирика Смита отдает минимализмом, когда одними и теми же словами и образами нам передают разное состояние и историю.
Тут не буду цитировать, потому что нужны будут целые тексты), но расскажу о некоторых песнях.
1. Bloodflowers - четыре куплета, основанных на повторах. Сначала девушка говорит лирическому герою, что жизнь прекрасна - солнце никогда не заходит, время никогда не заканчивается, никогда не приходит момент, чтобы сказать "прощай", а цветы - никогда не завянут и не умрут. После герой отвечает ей, что солнце всегда заходит, время - заканчивается, а цветы - вянут и умирают. Она дает ему цветы любви, он получает кровавые цветы.
2. Labirynth - сначала выстраивается определенная картина, потом она разрушается, и это не описать в двух словах) Просто очень прошу - посмотрите текст и вы сами все поймете.
3. Truth, Goodness and Beauty - весь текст строится на этих трех качествах - правде, доброте и красоте. В разных интерпретациях - мир, человек, надежды...
ЦИТАТЫ
По молодости Смит выдал несколько песен, основанных на том, что тогда читал. Под впечатлением от потрясающей повести Камю "Посторонний" он написал "Killing an Arab", передав кульминационный момент истории и ощущения героя. Разумеется, на него свалилась куча обвинений в расизме - что это еще такое, "Убивая араба"?!
В песне "M" есть также цитата Камю - "You fall in love with somebody else tonight" - "Ты влюбляешься еще в кого-то за эту ночь".
Песня "At Night" основана на рассказе Кафки "Ночью". Рассказ, к слову, меньше чем, этот блог)
И песни "All Cats Are Gray" и "The Drowning Man" появились под впечатлением от цикла фэнтезийных романов "Горменгаст". Обе песни определенно заслуживают внимания, настоятельно рекомендую ознакомиться.
А также "Charlotte Sometimes" по книге "Шарлотта иногда" - не читал, но что-то жуткое о девочке, которая иногда просыпается в чужом теле - естественно для детей)
ИТОГ
Перечитываю и понимаю, насколько же это куце выглядит. Но с другой стороны - можно написать книгу с разбором каждой песни и каждой строчки, но все равно до конца не разобраться в поэзии этого человека. Ведь она - как бескрайний океан, а мы лишь зачерпнули одну кружку.
Я могу вернуться к этой теме позже, скорее всего, пройдусь по некоторым альбомам последовательно. А пока порекомендую песни, обязательные для прослушивания каждому на этой планете, в том числе и из-за силы текста.
A Forest, The Fascination Street, From The Edge Of The Deep Green Sea, Cut, Pictures of You, To Wish Impossible Things, а также все упомянутые выше - это лишь то, что приходит на ум сразу.
Хочу оставить эту рубрику на постоянное пользование, еще в планах разобрать стихи Тилля Линдеманна, Тома Йорка и Мэттью Беллами - очень благодатные авторы для обсуждения. Также могу разобрать Мэрилина Мэнсона и Джонатана Дэвиса - но у них в основном лютый мрачняк, металлюги как-никак, однако и там есть ох какие замечательные темы и образы. Это просто те, у кого я слышал все, что можно. В скором времени я добью Депешей, так что в этот список можно, пожалуй, добавить и Мартина Гора. Предлагайте еще кого-нибудь, но придется подождать, пока я прослушаю дискографию))
Спасибо за внимание, слушайте хорошую музыку!