Гештальт закрыт
Закрытый гештальт. Шутка, конечно, с переживаниями это не связано. Просто были две неудачные попытки поучаствовать в конкурсном «Бумажном слоне».
«Исполнение желаний» — юмористическое фэнтези, легкая развлекательная вещь с зачатками философии-лайт, мне не жалко. Такого у меня полно. Эти рассказы вызывают улыбку и читаются, и слушаются, и получают теплые отзывы и после конкурса.
А вот за «Лесного царя» было обидно. Его не поняли. Мне только ленивый не ткнул во вторичность, словно я не выбрала этот путь психологизации баллады намеренно и не указала это в названии. И фишка текста, диалог культур, осовременивание и проживание заново традиционного сюжета была поставлена в минус. Это было печально. Не минус, а именно то, что люди не получили удовольствия от задумки. Ну, бог с ним. «Царь» стал рассказом года на БС, что меня несколько обескуражило. Почему бы не победителю того же БС (не помню, что это было) в таком случае, но неисповедимы конкурсные пути.
Потом был перерыв. Я не участвовала в крупных конкурсах Слона. Намерения были, но до реализации не доходило. На все другие площадки бойко писала, а вот эти три этапа: самосуд, писатели, мэтры — отталкивали. Нападали лень, прокрастинация, задумка улетала в папку «начатое».
Вдруг БС обретает профиль. На профиль писать всегда легче. Поэтому я, честно говоря, люблю Квазар. Узкая жанровость дает удобные рамки, формат, с которым интересно работать, более интересно, чем «иди туда, не знамо куда…». И как-то оправдаться перед собой и нечем. Вот твоя любимая мистика, время есть (теоретически) — отпуск. Ну и что, что вне дома, ну и что, что весь день круговерть: толпа родственников, готовка, сад, бесконечные посиделки, прогулки, болтовня от рассвета до заката, ночь то на что? Ну в общем, было стыдно не писать.
Задумывался совсем другой текст. Нуар, атмосфера псевдоевропейского Рождества. Кровавое убийство, расследование, уводящее за пределы реальности. И текст шел, но подсознательно я понимала, не его время.
Выдалась долгая поездка на автомобиле. Думала, буду писать. Сама уставилась на тайгу, глаз не оторвать. Сами собой мысли ползли в сторону специфики конкурса. Мистика мистикой, но в условиях-то пугать надо, а не тень на плетень нагонять.
— У тебя глаза стеклянные, о чем думаешь? — мужу неуютно, когда я долго молчу, видимо, подозревает, о чем я могу там думать.
— О том, что может напугать.
Пришлось податься в объяснялово.
— И что?
На этот момент я уже знала ответ.
— Куклы. Ожившие куклы. Кукла — мир детства, развлечение и безвредность. Кукла не несет угрозы, кукла неживая, модель человека, ей можно оторвать руки-ноги…
— Так, все. Не рассказывай. Я знаю, куда ты клонишь, уже страшно.
Дальше я перебралась на заднее сиденье и до Тагила написала первую часть.
Потом был перерыв, и дописывала я ночами по дедлайн.
Когда я пишу происходят странные вещи вокруг. Или я пишу, потому что они происходят. Пространство взаимодействует с текстом. У меня уже было, когда разбитая чашка «послала» сюжет триллера «Дом, милый дом», а розы сада Малевича стали жертвами маньяка в «Кое что из жизни роз…». На самом деле таких случаев много, и писать я начала, после странных событий дома. Так что к воздействию среды я, наверное, была готова.
В этот раз не обошлось без одухотворения материального. Ночь, глубокая. Часа три, четвертый. Все спят, даже фанаты ночных сериалов, даже любители поговорить за жизнь на соседском балконе после-вовремя попойки, даже коты, завершившие боевые действия с применением психологических атак. Соловьи еще не вставали, и я в тишине пишу эпизод, где среди романтической ночи кукла принимается ходить. Краем зрения замечаю движение на призеркальной тумбочке. Первая мысль: воображение обострилось, игры света и теней, но… мороз по коже. Тут же фарфоровая кукла, что стояла на трельяже, покачивается и заваливается на бок. Я не заорала лишь потому, что у меня голос пропал. Появилось желание снести файл.
Но дописала, отправила.
Читала конкурс мало. Подсудку честно и вниматеьно. Фаворитом была «Матрешка». Не без недостатков по сюжету, но полностью под конкурс вещь. Была видна уверенная рука мастера своего дела — расчленять персонажей и наблюдать. Была удивлена, что не прошел рассказ во второй тур.
Дальше было знакомство с «Кукареку». И я решила, что прочла победителя. Но Конкурс решил иначе.
Про свой думала, что как обычно, в финал не попаду. А хотелось. Хотелось, чтоб прочли профессионалы, чтоб сказали, указали, потыкали. И вот оно счастье. Теперь этап изучения разборов и выводов.
Что лично я задумывала в «Болезни куклы». Это игра с жанрами. Не знаю, насколько получилось она у меня, но хотелось детскую страшилку вырастить через уровень городской легенды в мистическо-романтическую историю о том, как живой герой становится игрушкой чьей-то злой (беспричинно, по природе) воли, олицетворение судьбы. Это своего рода сказка. Страшная и злая. Сказка про злую колдунью, про мальчишку, который с детства попал под чары. Но как бы не действовало проклятье, не ломало его в сторону зла, не тянуло к себе, он нашел в себе силы остаться собой - добрым и смелым. У многих был вопрос к финалу: почему герои не узнали друг друга. Ну так два мира же, две жизни, две судьбы. Просто изначально герои жили в нереальном, в нарошничном, в кукольном мире. А потом «выпали» в реал. Обнулились. И да, я знаю, что если надо объяснять, то не надо объяснять. Но делаю это для себя. Спустя время я и сама могу понять, про что мой текст и как он устроен. И все выше рассказанное тоже для себя. Чтобы понять, что я думаю, что я чувствую и… не забыть.
Меня переполняет чувство благодарности за внимание к рассказу, за то, что люди нашли время читать, писать отзывы, сообщать мне о своих мыслях, чувствах, давать советы, оказывать помощь. Уважаемые читатели, огромное вам спасибо! У меня ощущение, что я поговорила по душам с каждым из оставивших отзыв. И это одна из полезнейших и приятнейших бесед. Спасибо организаторам за уникальную возможность этих "разговоров" и за условия, в которых я получила мастер-классы разбора текста, советы и поддержку.
Пысы: Чуть не забыла. Кукол я коллекционирую и пытаюсь делать сама. Их у меня сразу забирают, я потом понимаю, что даже не сфотографировала на память. Из того, что есть:
А это прообраз Мадлен и Мишутки из коллекции:
А кукол никогда не любил. Есть что-то демоническое в создании неживой имитации человека.
Ах да, и поздравляю с победой.
У вас можно такого купить?))
Придётся персонажей просить)
И фото со встречи!
Я бы засыпал заразу солью, на три раза обвёл мелом и всю ночь коверкал латынь, гугля экзорцизмы. Отважная ты!
Вообще каждый советский ребенок встречался с ожившими куклами начиная с Буратино, а позже с веселыми человечками из веселых картинок. Но нигде, вроде, не было особо злобных представителей игрушечной фауны. Откуда же они к нам пришли?
Зато совершенно адекватная ситуация с ожившей флорой. правда кроме Родари никто больше не использовал фрукты и овощи в общественной жизни. А зря, тут поле непаханое.
Может кто-нить примет на вооружение яблочно — санкционную войну.
«Гештальт закрыт» — ха-ха. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» ©
Спасибо за творчество и новых успехов!
А так кукло-люди это Гофман) Большое спасибо за поддержку, понимание и читательскую мудрость!
Виктория, разрешите поздравить Вас с исполнением желаемого!