Феминизация Культуры
«Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить!»
А. Ахматова
В совсем недавнем прошлом, литература и искусство были почти полностью уделом мужчин. Поэтому так и выделяются отдельные представительницы женского пола: мне на ум сразу приходят Мэри Шелли и Шарлотта Бронте, Анна Ахматова и Марина Цветаева. Но всё течёт, всё меняется, и равноправие пускает корни в искусстве. Иногда мне кажется, нет ли перебора.
Поясню сначала на американском сериале, возможно, вам известном: «Звёздный Путь». Начался сериал в середине шестидесятых и различные варианты появляются до сих пор. Поэтому по его реинкарнациям можно (в упрощённом виде) проследить некоторые культурные тренды.
Первый, оригинальный сериал - середина шестидесятых - женщины в коротких юбках (форма такая), капитан - американец из Айовы, бьёт всем инопланетянам морду и спит со всеми хорошенькими инопланетянками.
Сериал «Следующее Поколение» - конец восьмидесятых/начало девяностых - женщины уже в штанах, капитан - по происхождению француз, играет на скрипке, но если надо, бьёт морду и спит с инопланетянками.
Сериал третий - «Вояджер» - конец девяностых/самое начало этого века - капитан - женщина, её помощник - мужчина, есть, на мой взгляд, хороший набор и мужских и женских характеров, женщины и мужчины одинаково могут и набить морды и переспать.
Сериал современный - «Дискавери» - мужчины исчезают, кроме гей и неопределённого рода; всем рулят женщины, которые по идее сильные, но меня ужасно раздражают. Диалог завяз в «чувствах и настроениях», и уже никто никого не бьет и никто ни с кем практически не спит. Короче, тягомотина и тоска, хочется всех убить и начать галактику по-новой.
Посмотрела я недавно список писателей на Литнете, и мужчин там практически нет. Одни «девочки», и романы для «девочек», и обложки какие-то «девчоночные». И мне подумалось: очень здорово, что женщины пишут романы (сама женщина и пишу романы), но не только же женщинам/для женщин писать? Не перегибается ли палка и не раскачивается ли маятник слишком далеко в противоположную сторону? Вот заснём и проснёмся через лет десять в мире литературы, где никто ни с кем не спит и никто никому не бьёт морду, все обсуждают свои «эмоции и чувства», и хочется всю эту нудятину сжечь и начать сначала.
Я не к тому, что женщины не умеют писать красиво и интересно, или что мужчины не могут уделять внимания чувствам. Я как раз не люблю «потуги на мужчинность» (это, на мой взгляд, когда в произведении употребляется мат или слишком грубые описания полового акта, по ходу дела совсем не нужные, просто чтобы показать «я такой мачо»). Но и совсем уж размазывание розовых или фиолетовых соплей по сердечкам и единорогам мне тоже не нравится.
Так что мне, как читательнице, хочется золотой середины: чтобы разговор о чувствах сочетался с настоящими поступками, как мужчин, так и женщин, и гуманистическими идеями. Или это я слишком многого захотела?
Тогда гендерная принадлежность писателей и сценаристов будет совершенно неважна.
А на АТ в этом плане всё вменяемо, либерально и гуманно.
Ну, а если серьезно, литература и кинематограф просто развивается в сторону индивидуального подхода. Женщин много, они все разные, каждая ищет произведение по себе. Говорить, что такие типажи женщин в литераторе надо лимитировать, все равно что говорить — а давайте меньше там произведений про детей, пожилых, негров, инвалидов, полных, мне они нахрен не нужны, хочу любоваться только на красивых белых мужиков до 30 лет. А остальные со своими вкусами пусть в сраку идут дружно.
К слову, зачастую нехватка какого-то конкретного контента восполняется теми, у кого он востребован. Сейчас сами же женщины пишут такие книги, какие бы сами прочли. Им запретить писать? Ну, в России могут )))
Про Литнет смешно )))) Там априори отрабатывается гендерный шаблон о том, что женщина способна написать только Рабыню Для Дракона. Феминизация тут в чем? В том что эти романы — влажные фантазии о большом и толстом? На каком основании сделаны выводы, что скоро из текстов исчезнут секс и мордобой, вообще не понял. Все зависит только от типажа героя, а не от его пола.
По сериалу — это всего лишь следование логике. Современный зритель-читатель умнее, и естественно, что его уже не накормишь какой-то наивной ересью про красоток, украшающих космос. Точно также как в фэнтази полным бредом считают воительниц в бронеливчиках. Это попросту мимо логики, да кто в космос пошлет тупеньких секретарш?! Бабло что ли лишнее? На борту экипаж должен пользу приносить а не ресницами хлопать. Такие дома пусть сидят.
И да — женщина будет женщиной хоть в мини юбке, хоть в штанах, хоть лысая, хоть без ног вообще.
А насчёт «женщина будет женщиной» — вот насмотримся таких сериалов, и решим что пробирки сподручнее, а на что ещё мужчины нужны?
Про пробирки уже было, и давно )) К слову, забавно, что мужики там реально вставлены как конченые мудаки, но они все равно добились своего. Это меня всегда в таких произведениях в тупик ставило, их мораль — мудаком быть хорошо.
А то, когда линию сюжета мутят из-за баланса гендерного или цвета, мне не нравится. Можно это сделать естественно и качественно, но часто получается натянуто и глупо.
Я добавлю, что в оригинальном «Звездном пути», при ультракоротких юбках, и Ухура, и сестра Чепелл таки были профессионалами своего дела (это, по сути, в ветку обсуждения с Веномом, но я сюда напишу)).
И был еще зеркальный пример — старый сериал «Звездный крейсер „Галактика“. Там был командный вид спорта, пирамида, и спортивная форма была, мягко говоря, спорная:
.
Мужчины-актеры ворчали, что это сексуализация))
Был еще сериал „Энтерпрайз“, где капитан — мужчина, зато у него есть вулканская помощница с… гм… выдающимися внешними данными)))
А в „Дискавери“ все же есть брутальные мужчины — капитан Лорка и, если мне не изменяет, Пайк, который тоже не прочь действовать в обход и не по уставу. Хотя я согласна, что они выглядят скорее единичными примерами на фоне остальных.
К слову, я сериал бросила на середине второго сезона именно по причине „да сколько можно жевать сопли?!“. Но я бы это не к феминизации отнесла, а скорее к общему уровню сценария.
Все так! Думаю, именно поэтому «Стар трек» и вошёл в историю.
Печально :(
С одной стороны, это, конечно, хорошо, что человечество учится решать проблемы разговорами хотя бы в искусстве. С другой, это лишает его терапевтической функции.
А насчет конкретно литературы, так и вполне себе «мужыцких» произведений не меньше, просто они кучкуются в других местах.
Что касается «Звёздного пути», к которому отношусь более чем уважительно, то и там были определенные моменты. На Западе многие люди тоже всё понимают, и обладают чувством юмора, чтобы это высмеивать, несмотря на повестку. Не знаю, в курсе вы или нет, но есть сериал-пародия на «Звёздный путь» и все современные повестки. Он называется «Орвилл» и тоже считай, что свежий, первый сезон вышел в 2017г. Пока их снято два, и третий ожидается.
Капитан — мужчина. Может и навалять и управлять, но знакомство с ним начинается с того, что его жена изменяет ему с инопланетянином. Это случается когда капитану только дают новенький звездолет «Орвилл». Он разводится с женой, весь в моральных терзаниях, а потом, волею судеб эта же бывшая жена попадает к нему в экипаж старпомом…
Интересная тема и весёлый сериал. Рекомендую. А что касается феминизации, то она пройдет, как явление. Гораздо интересней другой вопрос — а что будет после? Всё вернётся на классические истоки или будет что-то новое?
Отличная тема для рассказа )