Светлана Ледовская №2

Поэзия моей мечты. Ничего не понятно

Поэзия моей мечты. Ничего не понятно
Тут наблюдаю как пииты друг дружку за вихры таскают, в смысле, читал дискуссию. Так как сам был таскаем за гриву по причине верлибровости собственных стихов, и, в свою очередь, не стеснялся заходить к молодым и талантливым и гадить им на рифмы, то есть, в самое трепетное сердцечко, ситуация требует прояснения.
Вот я извращенец. Не только потому, что слаанешит, а потому что люблю альтернативную поэзию. Список моих требований к поэзии сведен к трем позициям: образность, новизна взгляда, отсутствие ошибок в рамках выбранного метода. И вот эти три пункта важны в совокупности. 

Попробую пояснить, что я имею в виду в каждом случае:
Образность это не когда брульянты и серёбра через стихотворение. Я думаю, что поэтическую образность, вернее то тонкое эстетическое переживание, которое появляется при прочтении какого-нибудь стихо, можно выразить через возможность считать образ-состояние, который имеет в виду автор: картинку, настроение, запахи, ощущения. Так получилось, что чаще всего это именно картинка, поэтому ОБРАЗность.
И так вышло, что в поэзии это работает точно так же, как в прозе: путем минимизации абстракций там, где их не должно быть.

Цвета ночи гранитные склоны
Цвета крови сухая земля
И янтарные очи дракона
Отражает кусок хрусталя -
Я сторожу этот клад.

Закрашивая чужую седину
мягким поглаживанием
против шерсти бритвой,
превращая плюшевый мяч
в бильярдный шар...

Откуда я знаю тебя? Скажи мне и я буду рад.
Мы долго жили вместе или я где-то видел твой взгляд?
То ли в прошлой жизни на поляне в забытом лесу,
Или это ты был за черным стеклом
Той машины, что стояла внизу.

Образ должен быть – отражение драконьих глаз, или или движение бритвы по волосам, или даже переданное при помощи стихов чувство, когда вот-вот вспомнится нечто важное. Неважно, картинка, ощущение, звук, действие, просто должно быть в достаточном объеме, чтобы ощущать приближение, сродство.
Поэтому произведения про идеально черное тело на сферическом в вакууме коне не обладают именно образностью. Казак и конь – абстракции, переменные со слабо ограниченным диапазоном. А в хороших стихах даже то, что по сути абстрактно в прямом значении слова работает как образ:

Белой рукой распахнуть окно,
Белого света в нем не видя,
Белое выпить до дна вино,
На красную улицу в белом выйти.

И да, это можно назвать авторским взглядом. Наверное, даже точнее будет назвать именно так, я никогда не был особенно силен в прилаживании терминов к окружающей меня реальности. Увидеть общее, целое – вымышленную или реальную картину и в стихах выразить именно ключевые ее признаки своим уникальным способом так, чтобы передать максимум ощущений на том конце провода. Не волынка о том, как ты да я, да мы с тобой, а именно трансляция ощущения через поэтические средства выразительности.

Новизна. Больная тема для многих. Я считаю, что поэзия не должна выстраиваться, соотносясь с частотой употребления фразеологизмов, использованных вместо средств выразительности. Я считаю, что вскукареки на тему, что все уже было использовано, должны быть задушены. И да, еще я считаю, что харе уже сравнивать иней с серебром, алмазьями и сапфирями.

...В этот вечер, в этот вечер весёлый,
смеялся месяц, узкий, как золотая нить.
Люди вынесли гроб, белый, тяжёлый,
и на дроги с усилием старались положить.
Мы думали о том, что есть у нас брат — Иуда,
что предал он на грех, на кровь — не нас…
Но не страшен нам вечер; мы ждем чуда,
ибо сердце у нас острое, как алмаз.

Август.
Персики и цукаты
и в медовой росе покос.
Входит солнце в янтарь заката,
словно косточка в абрикос.

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

Ночь, как слеза, вытекла из огромного глаза
И на крыши сползла по ресницам.
Встала печаль, как Лазарь,
И побежала на улицы рыдать и виниться.
Кидалась на шеи — и все шарахались
И кричали: безумная!
И в барабанные перепонки вопами страха
Били, как в звенящие бубны.

Факт какого-либо события – закат, наступление осени, казак, вжаренный под хвост, в смысле, ударенный нагайкой, не делает в стихо новизну. Просто потому, что количество событий в мире ограничено, с каждым предметом может произойти только ограниченная комбинация происшествий. Осень, например, в принципе может либо наступить, либо закончиться. Новизну обеспечивают средства выразительности и точка зрения, а лучше и то, и другое сразу. Да, я лоркафил. И что.

Отсутствие ошибок в рамках выбранного поэтического метода, думаю, интуитивно понятно. Автор на то и автор, чтобы самому решать, как обходиться с образностью (при наличии ее качества), что делать с размером, рифмой, членением на строки. Но это как фантастическое произведение – фантдоп не должен нарушать собственные законы.

Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река – сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Я вышел на площадь, выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно – у меня из рта
шевелит ногами непрожеванный крик.

Если автор вводит размер и рифму – требуйте от него размера и рифмы, а если нет?

Истошный свет
В песочной груди твоего ремесла
Пора лизать
Насилия чистые стержни.
Стерильное тренье
Под обритым кольцом,
Я вижу тебя
С каждым днем все мнимей, мутней…

Если такой метод, если автор вводит собственную понятийную систему, то со стороны читателя ошибочно будет подходить к ней с установками Золотого Века. В лучшем случае вы ни черта не поймете. В худшем – выставите себя болваном.

А какие у вас критерии поэзии вообще и хорошей поэзии в частности и почему?

Ниже все желающие могут расписать, с каких это чертей поэзия это только то, что с рифмами. Кодовый знак о готовности спорить с конем - коммент, начатый с гласной буквы.
+10
09:30
1046
13:38
+2
Хрен табе, а не гласная буква )))
Блен, недавно посмотрел видео, где конь с озверением волка терзает челика, а потом отгрызает ему хребет, теперь я конями тем более любоваться буду тока со стороны…

Про поезию. Это-то вот все да, но мне еще важна логическая завершенность и целостность. Тыщу раз уже читал стихи с потрясающими образами, игрой слов и тыды. Но вот сидишь-думаешь — а про что? Тупо демонстрация «смарите, как могу!» Стекляшка-блестяшка, у которой нет смысла и функции. Вот как по мне стихо тоже, как и проза, должна какой-то катарсис вызывать, считываться, как нечто законченное, а не огрызок непойми чего и для чего.
22:56
И еще видео, где конь убил овцу и играл с ней, подкидывал и трепал.

Ну это тоже опционно. Гражданская лирика должна нести идею, а пейзажка — нет. В этом плане стихи ближе к изобразительному искусству, сюжет требуется не во всех жанрах.
23:02
Да я, наверное, даже не про сюжет. А про какую-то законченность мысли, цельность образа. Даже если и пейзажная — чтобы это не сводилось к «вот стоит березка, тучки в небе, все, конец».
23:05
У стихо свои критерии сюжета, там все сложно, там как в миниатюре.
23:09
Вот, да. Что-то, как в миниатюре, когда сложился какой-то образ, картинка, символ, и добавить ощем-то нечего.
23:20 (отредактировано)
+1
вот стоит березка, тучки в небе, все, конец».

Вот стоит берёзка,
Листики кругом,
И призывно машет
Длинненьким сучком.
Улыбнусь березке,
Мылом трос натру,
Критика повешу
Завтра поутру…

Ну как? Смысл с символом есть? crazy
23:50
+1
Вполне )) Целая драма вырисовывается, аж за душу берет crazy
13:49 (отредактировано)
Лошадко, ты все правильно пишешь, и это уже сто раз было писано-переписано. Но тем кто пишет Душой и Сэрдцэм хоть татухой это на лбу набей — не поможет.
У таких людей напрочь отсутствует внутренний цензор и искатель.
22:54
Так простите, оне ко мне приходят сраться и искать рифмочку. Им в букваре ж писали — стихо это когда рифмочка, а тут вилы. И что — коня рвать или букварь? Выбирают коня.
13:55 (отредактировано)
У меня нет слуха и склонности к поэтике и насыщенной образности, так что я ценю, когда в поэзии написан роман и читается как проза, без сгибания ударений и искривления структуры фраз в пользу ритмического рисунка.
13:57
А об чем дискурс, собстна? Ну, высказаны личностные претензии к объекту. Дальше-то что?
13:57
никогда ж такого не было, че ты…
13:58
а потрындеть?
14:00
в дуэли уже натрынделись)
14:02
Нит, я не хожу в ети вашы дуели pitchupПровели флэшмоб блогов и сидят такие, типа хватит no
14:07
ну, сорян) исключительно из моей любви к тебе — а спор об чем? Кому-то Пастернак нравится, а кому-то — Соломонова… че обсудим?)
14:07 (отредактировано)
+1
Так обидно было, все трындят, а мне и сказать-то нечего. XDDD
Вот завтра еще горфэнта завезут…
14:09
Спор? Не, спор тут для тех, кто начал коммент с гласной. Ты чо, блог до конца не читал? ))
А я тут ради ответа на вопрос: «А какие у вас критерии поэзии вообще и хорошей поэзии в частности и почему?»

Итак… Што там было про любовь ко мне? Мы можем обсудить ее angellaugh
14:11
+1
как только я допишу обещанный стих с Богемием в главной роли) ты сразу все поймешь)
14:12
Это хотя бы случится раньше, чем я на пенсию уйду? glass
14:14
думаю, да)
14:16
+1
:( Кокой оптимиздичный прогноз…
Мош тебя бамбуком простимулировать? ))
14:20
+1
эм, учитывая некоторые нюансы, боюсь спросить — как именно будет проходить стимуляция… нет, не отвечай! это не вопрос!
14:24
Хорошо, не буду. Просто коварно похихикаю )
Е-хе-хе--хе-хе-хе… devil
14:25
+1
ожидайте, уважаемый)
23:24
Мне оба нравятся. Че делать?(
00:19
курить)
00:21
А можно не надо?(
14:05
А кто такой Николай Ян?
23:01
Результат когнитивного искажения.
06:45 (отредактировано)
Просто я так и не поняла, почему он относится к поэзии, а не к юмору. На мой взгляд, это не символизм, любимый мной, и не верлибры, которых я не люблю, а просто шутка такая. Сумчатый пеликан. Сумчатый, потому что н лбу шрам в форме буквы «т», а пеликан — чтобы никто не догадался.
«нет эстетически приятных находок в плане образов» — вот, оно самое.
09:22
+1
Шутка? Юмор? Достаточно интересный подход.

Не больше юмора, на самом деле, чем в творчестве DWAR или в менее известном психоделическом андерграунде типа Собак Табака или Теодора Бастарда. Это иной поэтический метод, конкретно у Яна. Сейчас попробую на память, эх, как же оно…

Я выполняю
непосильный заказ
с оторванным телом под простыней
в молчаливой
волчьей моче
в ошметках
сырых гениталий
распластанный танк в алой пшенице.


Обычно требуется, чтобы смысл связывал непосредственно словосочетания и слова, но у него так не работает. Понятия и образы выкладываются в ассоциативный ряд, из ассоциаций, ощущений, впечатлений уже создается непрямой нарратив. Стилистически, если эти конкретные строки представить в виде визуальных образов, немного похоже на клипы Dir en grey.
Похоже строится повествование о чудесной стране Ай-лу на несуществующем языке, созданном DWAR — они вообще не оперируют понятными обывателю словами, и там не требуется перевод, его и не существует.
И все это — другие формы искусства, песенного, текстового, звукового.
11:21
Может быть, но меня не покидает ощущение, что автор этот набор образов выдаёт не всерьёз.
11:30
Все предельно серьезно. Он писал и жил так — в темном лабиринте незавершенных сюжетов, на надрыв.
15:54
+2
На БС, похоже, уже оформляются эстетические направления (ну, или группы, как угодно). Это хорошо. Когда (и если) разделение состоится, можно выходить подраться стенка на стенку с поэзами наперевес. Класс! )) Я — за формалистов, если что ))
16:21 (отредактировано)
+1
Я тоже. Долой всякие верфуйлибры.
16:54 (отредактировано)
+1
(подозрительно щурюсь) Точно за формалистов? (взгляд теплеет) О! наблюдаю у вас намолекульно-ионный размягчитель нейронов, это хорошо! Занимайте окоп ))
23:03
+1
Они давно оформились. Копайте окопы глубже, формализм никого еще не доводил до добра.
00:20
впервые соглашусь… пристрелите меня)
00:22
А можно не надо?(
01:05
На днях Ань-Аня усыпили, 35 лет — уже чрезмерный возраст для панды.
01:54
согласен
04:01 (отредактировано)
Они давно оформились.
Не уверен. Возможно, к этому есть тенденции, но для слова «оформились» необходимо, как миннимум, эстетическое самоопределение. Я использую формальные (т.е. имеющие отношение к форме) методы для построения и анализа текста, поэтому я — формалист. А вы как определяете свою эстетическую принадлежность? Но и этого мало. «Оформилось» это когда желающие объединиться и/или разъединиться тоже самоопределятся.
формализм никого еще не доводил до добра
смотря что считать «добром». Формализм критикуем, меня регулярно «поджаривают» за интерес к форме, но я этот метод для меня, скорее, благо.
04:19
Эта тема поднималась, и не раз на сайте. Разумеется, когда встает такой вопрос, человек решает, близок ему тот или иной лагерь или нет. При этом я не отношу себя к желающим с кем-либо объединяться — это у задницы две половинки, а я самодостаточный. Просто позиция.
А вы как определяете свою эстетическую принадлежность?
Немного не понял вопрос. Вы спрашиваете о формулировках моих требований к стихам? Они выше. Ошибки — сразу в скам. Из того, что не отсеялось — нет новизны — сразу в скам. Из оставшегося нет эстетически приятных находок в плане образов — аналогично, в скам. И то, что в остатке я уже могу воспринимать как поэзию.

Если вы спрашивали, как я понял, что я извращенец и борец с формой, то достаточно просто — когда понял, что есть другие формы стиха. И вообще что текстовое искусство не обязательно должно оперировать с прямым называнием явлений и картинок. Оказалось, лирическое повествование можно строить опосредованно, из ассоциаций.

Ну так правильно поджаривают. Потому что эстетическое переживание обеспечивает не форма, а ее начинка.
04:33 (отредактировано)
эстетическое переживание обеспечивает не форма, а ее начинка
Все сказанное (и вообще все) мы воспринимаем исключительно благодаря форме. Отсутствие формы означает бесформенность, т.е. неотличимость от иного. Из чего я делаю справедливый вывод о принципиальном отсутствии чего либо, кроме множества форм. За этим пределом есть свои рассуждения, но здесь они избыточны. Эстетическое переживание обеспечивается отражением формы в сознании.

Это и есть моя эстетическая позиция. Ваша эстетическая позиция, для ее наличия, может тоже каким-то образом формулироваться. Не в стиле «это у жопы две половинки», а неким положительным образом, как некий более-менее логично сформулированный тезис. Это не обязательно, воля ваша, но вы сказали, что не поняли вопрос. Я поясняю.
05:27
Все сказанное (и вообще все) мы воспринимаем исключительно благодаря форме. Отсутствие формы означает бесформенность, т.е. неотличимость от иного. Из чего я делаю справедливый вывод о принципиальном отсутствии чего либо, кроме множества форм.
В этом случае ваши претензии к нерифмованной поэзии теряют основу, суть и всякий смысел. Да и вообще любые претензии — где критерий, по которому одна форма лучше другой? Вы его знаете? Как отделить искусство от этого множества? И что будет считаться искусством?

Да, теперь понял, что вы спрашиваете. Заранее извинюсь за многословность, мысль у меня достаточно простая, но я хочу, чтобы она была донесена максимально точно.
Наше сознание хаотично и обладает неограниченным количеством состояний, потому как жизненный опыт, рисунок нейронов, хранящих память — уникален. Что-то имеет название, одинаковая биохимия процессов, схожие ощущения — так мы знаем страх, любовь, зависть, тревожное замирание, эстетический катарсис. Эмоции и переживания, в корне схожие у всего вида, поэтому, в частности, хомо вульгарис, в простонародьи именуемое быдлом, так любит попсу про любовь — им легко считать и воспринять это состояние. Но состояний-переживаний больше. Их бесконечное множество.
Автор, среди прочих мотивов, имеет цель создать конкретное переживание у читателя, либо транслировать его. (Я не буду употреблять слово «форма», потому как у нас разные представления о ней и не буду употреблять мой личный термин «смыслы», потому что это достаточно странное понятие). В случае текстового искусства у автора есть язык средства выразительности, поэтические размеры-ритмы-рифмы и прочее. Но текст или речь никогда не были инструментом для передачи ощущений в нашей голове, никогда не придумывалось слов и средств, чтобы мое «страшно» было в точности воспринято вами в тех же оттенках опыта, а ваше «люблю» вызвало один в один такое же чувство у меня. Текст несовершенен, это бытовой инструмент мира предметов и всегда им был — все формы слов, все способы выражения при помощи речи будут только догонять и иногда попадать в цель, вызывать желаемые ощущения, состояния. Или вызывать какие-либо иные состояния.
Поэтому эстетика не в самом тексте, она на границе преобразования текста в нервный импульс. И все средства выразительности, и языки, и слова, и стихотворные формы — все только средства. Текст сам по себе не имеет значения, он только неудобный инструмент, а другого нет.
критерий, по которому одна форма лучше другой?
Это культурно-исторический критерий, та самая культурная реальность, с помощью которой мы оцениваем и выбираем одно, а не другое. Вы как раз об этом говорите, мне кажется, в словах
эстетика не в самом тексте, она на границе преобразования текста в нервный импульс
Совершенно согласен, что «текст сам по себе не имеет значения». Но формализм как раз об этом, о том, что некоторые формы в некоторых условиях вызывают определенные ассоциации и умение поэта как раз состоит в использовании форм для своих целей.
06:50
«Стихи» и «поэзия» — это ведь вообще не одно и то же. Поэзия — особый взгляд на мир. А стихи — рифмованные, ритмично расположенные строки.
07:06 (отредактировано)
+1
Но поэзия, как взгляд на мир, всё равно состоит из стихов. Этаких компонентов поэзии. Не имеет значения, рифмованных или нет. Белый стих, например, не обязательно рифмованный, но всё равно стих. Потому что имеет свою форму (Ананас прав), заданную чем угодно — ритмом, смыслом и т. д.
Потому поэзии без стиха не существует. Даже поэтический взгляд на мир — стих жизни.
Сколько философских сентенций и афоризмов написаны без рифмы? Множество. И во многих — поэзия, заключённая мыслью в форму, т. е. в стих.
07:27
Не обязательно. Бывает так, да. Но поэтической и проза может быть, взять нелюбимого мной Бунина, и в рифму могут быть сказки, романы, взять нелюбимого мной Пушкинского «Евгения Онегина». А читаю вот я Маяковского — везде поэзия. Даже в воспоминаниях современников о его цитатах. Хоть в рифму, хоть одной строкой.
09:07
Странный взгляд на поэзию. А кто смотрит на мир этим особым взглядом? Может, это что-то вроде эстетики — то, что вы имеете в виду?

А стихи это не всегда рифмованные, не всегда строки.
11:26 (отредактировано)
Да, наверное. Для меня поэзия — это должно быть эстетично. Но эстетика не в отсутствии нецензурной лексики. Некое отсутствие боли, болезненности, может быть, психическая устойчивость — вот что мне хотелось бы видеть в поэзии. При этом она мне может нравиться, может нет, если я не понимаю, я силюсь понять, но, допускаю, не всегда могу.
Поэзия — искусство, стихосложение — ремесло, так как-то. Мне нравится поэзия.
06:59
+1
А какие у вас критерии поэзии вообще и хорошей поэзии в частности и почему?

Смысл!
Думаю те кто понимали смысл, с восхищением смотрели на таблицу Менделеева. А он там есть. Самые лучшие произведения в мировом искусстве несут смысл. За это они ценятся. Вся бессмыслеца, даже очень красивая, долго не живёт. А смысл определённый в самую неожиданно форму, может создать стиль и направление.
Это я так думаю. А как оно на самом деле, я не знаю. smile
09:10
Все содержит смысл. Каждое слово несет определенный смысл. Так смысл какого сорта вам по душе?

Думаю, вы удивитесь, но произведения искусства ценятся вовсе не за смысл.
09:19
Все содержит смысл.

Это вряд-ли.
Думаю, вы удивитесь, но произведения искусства ценятся вовсе не за смысл.</blockquote.
Да, удивлюсь. Зачем они тогда нужны?..
100500 слов было сказано под поэтический дуэлью, а в чём смысл? Кто кому что доказал? Как долго проживут эти измерения линейкой своей эрудированности? В чём суть дискуссии?
— А ссуть милок у нас тута, за углом… — ответила молодому человеку бабушка laugh
Загрузка...
Ольга Силаева